Введение 2
1. Правовые предпосылки и цели автоматизации администрирования налога на добавленную стоимость 3
1.1 Многостадийный процесс взимания НДС и его влияние на особенности осуществления контроля в сфере НДС. Правовые позиции КС РФ, ВАС РФ и ВС РФ в сфере распределения рисков в сфере НДС, статья 54.1 НК РФ, налоговая выгода, должная осмотрительность, самостоятельное исполнение обязанности по уплате налога 11
1.2 Электронные ресурсы в сфере администрирования НДС: виды электронных ресурсов и реализуемые с их помощью задачи, этапы их создания 19
1.3 Основные понятия, используемые в сфере автоматизированного администрирования НДС 22
2. Правовые основы использования АИС в контрольной деятельности налоговых органов. 44
2.1. Вектор контрольной работы (приоритизация форм контрольной работы, особенности планирования проверок в условиях автоматизированного контроля НДС, перспективы совершенствования форм налогового контроля в контексте автоматизированного контроля). 44
2.2. Формы документов, используемых налоговыми органами при автоматизированном контроле НДС, и нормативные предпосылки их использования. 47
2.3. Проблемы реализации прав налоговых органов и налогоплательщиков при использовании информации, аккумулированной в рамках автоматизированного контроля НДС. 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
НДС является системообразующим налогом, формирующим одну пятую часть налоговых доходов бюджета Российской Федерации. Так, за 2022 год поступление НДС составило 19,7 % поступлений в консолидированный бюджет РФ и 34,7 % в федеральный бюджет .
Данный налог является основным источником доходов федерального бюджета, соответственно, любые проблемы, связанные с его администрированием чрезвычайно актуальны как для государства, так и для налогоплательщиков.
Налоговое администрирование в РФ оказывает значительное влияние на экономику страны. Оно базируется на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно - обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата. Налоговое администрирование выступает как наиболее социально выраженная сфера управленческих действий.
Применяемый ФНС России программный комплекс автоматизированного контроля за НДС (ПК АИС Налог-3 подсистема АСК НДС-2), сопоставляющий данные налоговых деклараций, счетов-фактур, книг покупок и книг продаж различных налогоплательщиков с целью выявления несоответствия данных (начисленный продавцом НДС из книги продаж и принятый к вычету НДС покупателем по данным его книги покупок), т.е. выявляющий так называемые налоговые «разрывы» в цепочке операций, когда налогоплательщик заявляет вычет, а продавец при этом НДС в бюджет не уплачивает, позволил достичь в России один из самых низких в мире показателей «разрыва» - менее 1% .
Поиск способов налоговой оптимизации предпринимательской деятельности никогда не прекращается, одновременно с тем, как уходят в историю ранее используемые схемы, спрос рождает предложение на противоправную деятельность, связанную с формированием искусственного документооборота для исчисления НДС. Так, в профессиональной среде получил распространение термин «бумажный НДС», а саму инфраструктуру для этого стали называть площадками по продаже «бумажного НДС .
Использование «АСК НДС» позволяет в автоматизированном режиме проводить зеркальное сопоставление сведений об операциях в декларациях покупателя и продавца, выявлять ошибки и расхождения, по которым в автоматическом режиме формируются автотребования о представлении пояснений. При этом к требованию прилагается перечень операций, отраженных налогоплательщиком в соответствующем разделе декларации по НДС, по которым установлены расхождения. Для определения причин возникновения расхождений, по каждой записи, отраженной в приложении к требованию, справочно указывается код возможной ошибки.
Существующая сейчас система повышения качества налогового администрирования за счет автоматизированного контроля позволяет налоговым органам быстро аккумулировать информацию не только по отдельным налогоплательщикам, но и участвовать в формировании статистических данных различных государственных органов. Так, информацию можно собрать по различным отраслям, группам налогоплательщиков. Кроме того, собранная налоговыми органами информация также актуальна и для деятельности правоохранительных органов и органов прокуратуры, не относящейся к администрированию налогоплательщиков.
Автор в своей работе подробно остановится на сервисах, которыми пользуются сотрудники налоговых органов в своей работе (как открытых, так и закрытых). Раскроет тенденции администрирования, связанные с введением новых сервисов. Обратит внимание на позиции судов в части оценки аналитической информации, а также озвучит проблемы, с которыми сталкиваются налоговые органы в своей работе. Наметит тренды развития автоматизированного контроля и укажет на соответствующие возможности, которые откроются перед налоговыми органами.
В заключении стоит отметить, что налог на добавленную стоимость является значимым и наиболее проблемным в налоговой системе Российской Федерации. Поэтому совершенствование его администрирования постоянно находится в центре внимания ученых и практиков.
Положительное влияние системы АСК «НДС-2» выражается в увеличении налоговых поступлений и снижении сумм, заявляемых налогоплательщиками к возмещению. Это подтверждено показателями статистической отчетности по налоговому контролю и оценками территориальных налоговых органов.
В правовых условиях, определенных действующим законодательством, в настоящее время исключается возможность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость полностью или в соответствующей части в ситуациях, когда налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение налоговой обязанности за счет искажения данных учета.
Постоянная работа, направленная на выявление таких ситуаций постоянно автоматизируется и переводится в цифровое поле. При этом ФНС постоянно расширяет пул представляемой налогоплательщикам информации: открытые данные, прозрачный бизнес, сервисы ФНС России, информационные письма, личный кабинет налогоплательщика становятся мощными инструментами, оказывающими влияние на формирование среды, основанной на принципах транспарентности, юридической чистоты, и соблюдения участниками взаимоотношений уважения как друг к другу, так и к государству.
Согласие налогоплательщиков на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, позволяет развиваться объединениям налогоплательщиков обеспечивающих прозрачные взаимоотношения между заказчиком и исполнителем в рамках определенных видов деятельности, фактически оказывая эффект саморегулирования.
Цифровизация пространства администрирования налога на добавленную стоимость, визуализация цепочек кооперации является базой для уплаты важнейшего косвенного налога в бюджетную систему Российской Федерации в соответствующей важности объеме. Стоит отметить непрерывную трансформацию и развитие средств автоматизированного контроля, позволяющие выявлять зоны, которые ранее не были в принципе охвачены налоговым контролем и, в то же время, являются потенциалом, который в будущем будет обеспечивать развитие не только налогового законодательства, но и уголовного, гражданского и прочих сфер, неразрывно связанных с налогообложением и уклонением от обязанностей добросовестных налогоплательщиков.
Подчеркивая в своей работе революционность и важность применения рассмотренных технологий в налоговом администрировании, автор все таки придает большое значение человеческому фактору. Автоматизация значительно облегчает труд сотрудников налоговых органов, экономя время, но после получения результата решающее слово все-таки остается за аналитиками. Именно они принимают окончательное решение в контексте правовых последствий для налогоплательщиков.
Взятый курс на отраслевой подход в работе налоговых органов с применением новейших цифровых технологий поможет вывести «из тени» проблемные в этом отношении отрасли, что приведет не только к значительному пополнению бюджета, но и сформирует правила поведения во всех отраслях бизнеса, а также налоговую дисциплину.
При этом, несмотря на грандиозный прогресс в области автоматизированного контроля, по-прежнему в мессенджерах и на просторах интернета можно увидеть объявления мошенников, типа: «уменьшаем и списываем НДС», «НДС без разрывов» и т.д.
Из этого вытекает, что налоговым органам предстоит огромный фронт работы, а цифровые технологии необходимо продолжать развивать и расширять круг их действия, равно как и компетенции налоговых и правоохранительных органов. Главная проблема на пути реализации поставленных задач – это отставание законодательной базы. Поэтому, налоговые органы должны работать в тесном взаимодействии с ведущими налоговыми юристами и научным сообществом, представителями юридических вузов.
1. Официальные документы и материалы
2. Гражданский кодекс РФ. Система Гарант по состоянию на 19.05.2023
3. Налоговый кодекс Российской Федерации, http://www.nalog.gov.ru по состоянию на 19.05.2023
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Система Гарант по состоянию на 19.05.2023
5. Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Система Гарант по состоянию на 19.05.2023
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. № 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга»
7. Приказ Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Система Гарант по состоянию на 19.05.2023
8. Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2020 №34)
9. Письмо Минфина России от 03.06.2022 № 03-02-07/52688
10. Большой экономический словарь. / Под.ред. А.Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2019.
11. Аронов А. В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие.-М.: Магистр, 2022.-576с.
12. Арзуманова Л.Л. Налоговое право: общая часть. Учебное пособие.-М.: Издательство НОРМА, 2023. – 52
13. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование./ М.: НИЦ ИНФРА-М 2020.- 270 с.
14. Романов А.Н., Колчин С.П. Налоги и налогообложение./ М.: Вузовский учебник 2019.-391 с.
15. Лукаш Ю.А. Налоговое планирование как составляющая обеспечения безопасности бизнеса./ М.: Флинта 2022.- 97 с.
16. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 1996.- 192 с.
17. Налоговый менеджмент. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. -М.: Омега-Л.- 272с.
18. Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. М., 1924.
19. Налоги и налоговая политика. Государственный долг. СПб., 1907.
20. ФридменМ.Основы монетаризма: Пер. с англ. / Под науч. ред. Д. А. Козлова. М.: ТЕИС, 2002. - 175 с.
21. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер с англ. Т. 1. М.: Финансы и статистика, 1992. - 384 с.
22. «Международный бухгалтерский учет», 2019, № 9; «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2022, № 233
23. Бобошко Н.М. Анализ проблем динамики развития налоговой системы России, Вестник экономической безопасности. 2015. № 7. С. 147 - 152.
24. Мошкова Д.М. Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровизации экономики России, Право и цифровая экономика. 2021. №4. С. 56 - 62.
25. Публичные финансы и финансовое право. Ежегодник. №1, под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2022. 368 с.
26. Лошкарев В.В. «От незаконного обналичивания к «бумажному НДС», Законность. 2021. № 1.
27. Основные проблемы налогового администрирования и перспективы их решения, Челпанова М.М., Сапунова Т.Г., «Финансовое право», 2021, №3
28. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 1 октября 2013 г. по делу № А27-10859/2013; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2013 г. по делу № А27-10859/2013
29. Решение Арбитражного суда Приморского края от 7 августа 2012 г. по делу № А51-14534/2012
30. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017,
31. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
32. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2021 №309-ЭС20-17277.
33. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 № 309-ЭС21-22364 (№ А76-11675/2020)
34. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2022 № 302-ЭС21-22323 по делу № А10-133/2020
35. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2021 № 305-ЭС21-18005 по делу № А40-131167/2020
36. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981 по делу № А76-46624/2019, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2021 № 305-ЭС21-15612 (№ А40 77108/2020)
37. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277 по делу № А76-2493/2017
38. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 № 544-О, от 04.07.2017 № 1440-О
39. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2018 № 305-КГ17-20231, от 06.03.2018 № 304-КГ17-8961, от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085, от 28.10.2019 № 305-ЭС19-9789
40. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 №307-ЭС19-27597, от 28.05.2020 №305-ЭС19-16064.
41. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 № 526-О
42. Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 №305-КГ17-4111, от 13.09.2018 №309-КГ18-7790, от 13.12.2019 №301-ЭС19-14748
43. Определением ВАС РФ от 25 января 2013 г. № ВАС-18148/12 отказано в передаче дела № А51-7538/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления
44. Постановление АС МО от 31 октября 2019 г. № А41-394/2019; Постановление АС СКО от 25 сентября 2019 г. № Ф08-8113/2019 по делу № А32-4274/2019
45. Постановление ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09
46. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 № 09АП-77035/2020 по делу № А40-62388/2020 (Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2021 № Ф05-10916/2021 данное постановление оставлено без изменения. (Определением Верховного Суда РФ от 31.08.2021 № 305-ЭС21-14260 отказано в передаче дела № А40-62388/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)
47. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 №31-П,
48. Постановление от 19.12.2019 №41-П, Определения от 16.10.2003 №329-О, от 10.11.2016 №2561-О, от 26.11.2018 №3054-О и др.).
49. Постановление ФАС ЗСО от 8 мая 2014 г. № А27-10859/2013; Постановление ФАС ДО от 27 марта 2013 г. № Ф03-917/2013;
50. Постановление ФАС ДО от 23 ноября 2012 г. № Ф03-4485/2012;
51. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2000 № 5-П
52. , Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 5-П, от 22.06.2009 № 10-П
53. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 №15658/09, от 20.04.2010 №18162/09, от 12.02.2008 №12210/07