Введение 5
ГЛАВА 1. ГОРОДСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Процесс городского развития 8
1.2. Заинтересованные стороны в сфере городского развития 13
1.3. Взаимодействие населения и органов МСУ в процессе городского развития 15
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ГОРОДСКОМ РАЗВИТИИ 20
2.1. Общественное участие, его уровни, формы и механизмы 20
2.2. Роль и выгоды активного общественного участия для развития города 25
2.3. Факторы мотивации населения к участию в городском развитии 28
2.4. Барьеры для общественного участия в городском развитии 30
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ Г. ИВАНОВО В РАЗВИТИИ ГОРОДА 36
3.1. Стратегия развития города Иваново 36
3.2.Формы и механизмы общественного участия в г. Иваново 39
3.3.Анализ интервью с представителем органов МСУ 44
3.4.Опрос жителей г. Иваново 46
3.5.Результаты исследования 48
3.6.Выводы и рекомендации 56
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 69
Приложение 1. Направления городского развития по 131-ФЗ РФ 69
Приложение 2. Формы и механизмы общественного участия 72
Приложение 3. Формы и механизмы общественного участия в г.Иваново 80
Приложение 4. Анкета для опроса жителей 84
Приложение 5. Вопросы для полуструктурированного интервью 88
Приложение 6. Результаты применения кластерного анализа 89
Приложение 7. Результаты применения метода главных компонент 90
В процессе увеличения численности населения городов, все более важным становится городское развитие, поскольку именно оно влияет на эмоционально-психологическое состояние жителей, их здоровье, удовлетворенность жизнью, условиями труда и многими другими аспектами, из которых складывается качество и комфорт жизни.
Основной задачей демократического государства является создание доступных для жителей форм и механизмов реализации прав и свобод. В центр всестороннего развития города должен становиться в первую очередь человек с его естественными потребностями и желаниями. Механизмом формирования гражданского общества, повышения вовлеченности жителей в решение вопросов, важных для развития города является местное самоуправление. А решение экономических, социальных, экологических и многих других вопросов местного значения входит в компетенцию местных органов власти.
К сожалению, современный облик многих российских городов не соответствует представлениям жителей о комфортной среде. Так итоги 2019 года по расчету индекса качества городской среды, разработанного Минстроем России , показали, что лишь 26,9% российских городов обладают благоприятной средой для жизни граждан. Бюджетные средства не всегда расходуются эффективно, а программы городского развития не всегда реализуются должным образом . Действия органов местного самоуправления не всегда идут на пользу города, поскольку осуществляются без комплексного взаимодействия всех сторон, заинтересованных в городском развитии.
Актуальность выбранной темы для выпускной квалификационной работы объясняется существованием проблемных ситуаций в сфере городского развития и общественного участия в нем.
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает возможность использования различных форм и механизмов общественного участия. Но на практике зачастую востребованы только те, которые являются формально необходимыми для наступления юридически значимых последствий, а некоторые– не применяются вовсе, что говорит о том, что местное самоуправление граждан не реализуется в полной мере . По данным мониторингового исследованию РАН, лишь около 4% граждан РФ имеют опыт участия в местном самоуправлении .
Решение проблем городского развития на местном уровне затрудняется из-за пассивности и безразличия жителей, они не заинтересованы, а потому отклоняются от активного участия. Около 46% граждан не доверяют органам местного самоуправленияи 65% не верят в свою возможность влиять на политику местных властей . Как правило, органы местного самоуправления чаще являются инициаторами взаимодействия, но и они не всегда относятся к жителям как к партнерам в формировании стратегии городского развития, не учитывают их интересы, а иногда могут и препятствовать эффективному взаимодействию, не создавая необходимых условий для реализации тех или иных форм и механизмов общественного участия .
В условиях цифровизации общества существует значительный потенциал для создания и использования новых форм и механизмов общественного участия в жизни города. Так, разработка цифровых сервисов для общественного участия входит в мероприятия реализации проекта «Умный город», который реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика» и национального проекта «Жилье и городская среда». В связи с этим возникает предположение о том, что использование новых форм и механизмов для общественного участия позволит вовлечь большее число граждан в процессы городского развития.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы – предложить практические рекомендации для органов местного самоуправления г. Иваново по совершенствованию форм и механизмов общественного участия для повышения вовлеченности населения в городское развитие.
Формат работы: исследовательский проект
Для достижения цели было необходимо выполнение следующих задач:
Определить понятия и основные направления городского развития;
Выделить группы заинтересованных сторон в городском развитии;
Охарактеризовать используемые модели взаимодействия граждан и органов МСУ по вопросам городского развития на основе российских и зарубежных исследований;
Классифицировать существующие формы и механизмы общественного участия в городском развитии в РФ;
Обосновать роль и выгоды общественного участия в развитии города;
Выделить факторы мотивации общественного участия в городском развитии и основные барьеры для него на основе российских и зарубежных исследований;
Рассмотреть особенности построения коммуникации между органами МСУ и населением в г. Иваново;
Провести эмпирическое исследование, включающее экспертное интервью и опрос жителей г. Иваново;
Источниками информации при подготовке работы являлись научные работы российских и зарубежных авторов по данной теме. Кроме того, был рассмотрен зарубежный и отечественный опыт вовлечения граждан в общественную жизнь, в частности опыт Норвегии, Швейцарии, Москвы, Татарстана и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе представлены основные подходы к определению понятий: «городское планирование», «стратегическое городское планирование» и «стратегия развития города». Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт выделения основных направлений городского развития, а также определен подход к выделению направлений, который был использован в исследовании. Также в главе охарактеризованы группы заинтересованных сторон и их возможное влияние.
Во второй главе приведены определения понятий: «общественное участие», «форма участия» и «механизм участия»; дается общая характеристика форм и механизмов, используемых в России для участия населения в городском развитии; проанализирован международный опыт стимулирования активности граждан, а также рассмотрены выгоды и барьеры для общественного участия в развитии города.
В третьей главе дается общая характеристика используемых формы и механизмы общественного участия, приводится описание политики местных властей в сфере взаимодействия с населением в процессе городского развития; описаны этапы исследования, представлены его результаты и меры по совершенствованию механизмов общественного участия в процессе развития г. Иваново.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и предложения практического характера для повышения заинтересованности и активности населения в процессах городского развития.
Целью данной работы являлось предложение практических рекомендации для органов местного самоуправления г. Иваново по совершенствованию форм и механизмов общественного участия для повышения вовлеченности населения в городское развитие. Данная цель была достигнута: предложенные рекомендации основываются на результатах проведенного эмпирического исследования, состоящего из онлайн-опроса жителей и полуструктурированного интервью с представителем Управления общественных связей и информации г.Иваново
По результатам анализа текущего состояния заинтересованности и активности населения г. Иваново в процессах городского развития было выявлено, что основа местного самоуправления жителей на данный момент достаточно слаба, поскольку население склонно к не доверительному и даже негативному отношению к органам местного самоуправления, а также недостаточно информировано о доступных формах и механизмах общественного участия. Однако органы местного самоуправления могут повлиять на желание жителей быть более вовлеченными в городское развитие. Анализ российского и зарубежного опыта показал, что активное общественное участие положительно влияет на развитие города и качество жизни населения.
Самостоятельно разработанная классификация форм и механизмов общественного участия по его основным уровням позволила провести сравнительный анализ и выделить те формы и механизмы, практика применения которых еще не осуществлялась в г. Иваново. Это оказались формы и механизмы, использование которых основывается на применении цифровых технологий (краткое название их в работе – «новые»). Проведенный опрос жителей показал, что их применение положительно будет воспринято жителями, а также сможет повысить общественную активность в городском развитии. Для того, чтобы жители пользовались такими механизмами необходимо, чтобы они были просты и удобны для использования, обеспечивали безопасность и конфиденциальность личных данных жителей, и, прежде всего, гарантировали получение желаемого результата, по этому на всех уровнях общественного участия важно демонстрировать реальные успешные примеры из практики взаимодействия населения и местных властей.
В работе был проведен кластерный анализ, который позволил выделить 4 типа жителей, различающихся по степени заинтересованности и участия в городском развитии, а также по некоторым социально-демографическим характеристикам – возраст, трудовая занятость, уровень образования, семейное положение и наличие детей: пассивные жители; активные жители; активизируемые при необходимости и заинтересованные наблюдатели. Типы «активных» и «пассивных» жителей оказались схожими по социально-демографическим характеристикам: это люди среднего возраста (34-38 лет), обладающие высшим образованием, в основном активные в экономическом отношении. Два других типа значительно отличаются от других по социально-демографическим характеристикам. Если тип «заинтересованные наблюдатели» – это люди старшего возраста ( их средний возраст – 54 года), находящиеся на пенсии, то тип «активизируемых при необходимости» характерен для молодого поколения (их средний возраст – 19 лет), продолжающих получать образование в средних и высших учебных заведениях.
Использование метода главных компонент позволило выделить основные группы барьеров и факторов мотивации для активного общественного участия в городском развитии.
Основные барьеры: негативное отношение к органам местного самоуправления; социальные характеристики и психологические установки (неверие в возможность перемен, нежелание принимать ответственность), а также недостаточность свободного времени и информированности о способах участия. Однако важно отметить, что тип «заинтересованных наблюдателей» чаще, чем другие указывал на недостаточную информированность жителей о формах и механизмах общественного участия.
Основные факторы мотивации: результативность общественного участия, возможность улучшения качества жизни и желание видеть действия других заинтересованных сторон (местных властей и жителей). Для типа «активных жителей» важно также общественное признание (или эгоцентрическая мотивация).
В целом, работа имеет практическое значение, так как органы местного самоуправления г. Иваново могут принимать во внимание отличительные особенности и характеристики типов жителей при формировании стратегии взаимодействия с ними, а также корректировать свои действия для преодоления существующих барьеров для активного общественного участия и влиять на факторы мотивации к нему.
Таким образом, были предложены рекомендации по повышению информированности жителей о доступных для них способах участия в городском развитии, а также рекомендации по повышению заинтересованности и активности в общественном участии в городском развитии с учетом особенностей выделенных типов жителей.
Подводя итог, отметим, что органы МСУ города действительно имеют возможность повлиять на общественную активность жителей в процессах городского развития, поддерживая прямой диалог и способствуя обучению, воспитанию и укреплению тех ценностей, которые окажут положительное влияние на становление активной гражданской позиции и на успешное всестороннее городское развитие.
1. Диденко А. Н., Бабичев И. В. Современные тренды и желательные перспективы развития отечественной модели местного самоуправления // Местное право. 2017. № 6. С. 3—60
2. Институт территориального планирования Урбаника «Стратегия пространственного развития современного российского города» – Санкт-Петербург, 2017.
3. Исследование Всероссийского Совета местного самоуправления «Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем»– 2008.
4. Краснопевцева В.В. «На пути к гражданскому обществу (по результатам социологического исследования в Тульской области» – Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология.№ 1 – 2017.
5. Мониторинговое исследование Института социологии РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах» – 2018.
6. Петухов Р. В. К проблеме социального содержания местного самоуправления // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены№ 6. – 2018.
7. Петухов Р.В. Доверие российского общества к органам местного самоуправления как проблема. – Полис. Политические исследования№ 6 – 2017.
8. de Graaf, R., & Dewulf, G. Applying the lessons of strategic urban planning learned in the developing world to the Netherlands: A case study of three industrial area development projects. Habitat International, 34(4) – 2010.
9. Cities Alliance. Guide to city development strategies – 2006
10. Healey, P. The treatment of space and place in the new strategic spatial planning in Europe. International Journal of Urban and Regional Research, 28(1) – 2004.
11. Governance International “Co-Production Star toolkit” – URL: http://www.govint.org/our-services/co-production/
12. Guide «Public Participation in Planning» of Norwegian Ministry of local government and modernization. –URL: https://docviewer.yandex.ru/view/440758353/?
13. MediascopeWEB-index.– URL: https://webindex.mediascope.net/report/sex-and-age?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=1&byMonth=202003&id=12808 (датаобращения: 27.04.2020)
14. OECD Handbook on information, consultation and public participation in policy-making “Citizens as Partners “– 2001.
15. Rasoolimanesh, S., Jaafar, M., & Badarulzaman, N. Examining the contributing factors for the successful implementation of city development strategy in Qazvin City, Iran. Cities – 2014.
16. Working Papers Centre for German and European Studies. V.Mokretsova «Сivic participation in urban (re)development policy: The experience of Berlin and St. Petersburg» – 2016.
Нормативные документы
17. Национальный проект РФ «Жильё и городская среда», 2018-2024.─ URL: http://government.ru/projects/selection/735/35560/
18. Стратегия развития городского округа Иваново до 2020 г. ─ URL: https://ivgoradm.ru/contAtt/strategiya-razvitiya-gorodskogo-okruga-ivanovo-do-2020-goda-skorrektirovannaya.pdf
19. Устав г. Иваново от 14 октября 2005 г. N 613.─ URL: https://base.garant.ru/28300444/
20. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".─ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
21. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". ─ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ОРГАНИЗАЦИЯ%20СБОРА%20И%20ВЫВОЗА%20ТБО/
22. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". ─ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/
23. Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве».─ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353204/
24. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об опеке и попечительстве". ─ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
25. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации". ─ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Аналитические отчеты
26. Аналитический отчет по результатам социологического исследования. Оценка жителями г. Иваново работы Администрации города Иванова, 2019.─ URL:https://ivgoradm.ru/contAtt/socopos_0419.pdf
27. Информационно-аналитический обзор обращений физических лиц в г. Иваново за период 01.01.2019-31.12.2019. – URL: https://ivgoradm.ru/contAtt/Statotchet_FL_2019.pdf
28. Обзор федерального правового регулирования в отношении благоустройства и формирования комфортной городской среды. – 2018.–URL: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/fz_gorodsreda_iue_pg_022018.pdf
Информационные ресурсы
29. Городская среда Казани. – URL: http://park.tatar/urban_environment
30. Индекс качества городской среды. – URL: https://индекс-городов.рф/#/
31. Инстаграм-аккаунт главы города. –URL: https://www.instagram.com/sharypov_vladimir/
32. Информационное агентство РБК. – URL:https://www.rbc.ru/society/13/05/2020/5ebc076d9a79471022607742
33. Информационное агентство ТАСС: Референдумы в Швейцарии. – URL: https://tass.ru/info/1611364
34. Информационный портал Иваново.рф.– URL: https://иваново.рф/
35. Информационный портал IvanovoNews. – URL: https://www.ivanovonews.ru/news/986395/
36. Министерство финансов РФ. Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации на 01.01.2019
37. Новости Швейцарии. – URL: https://www.swissinfo.ch/rus/главнаястраница/прямая-демократия-live_-народный-сход--в-кантоне-аппенцелль-внутренний-в-прямом-эфире/44925890
38. Оперативная информация об исполнении бюджета города Иванова на 01.01.2020. – URL: http://www.ivbudget.ru/doc_item.aspx?id=6413&catid=8&subid=22&lowid=-1
39. Официальная страница FacebookАдминистрации города Иваново. –URL: https://ru-ru.facebook.com/pages/category/Government-Organization/Администрация-города-Иванова-1419435868172986/
40. Официальная страница Вконтакте Администрации города Иваново. –URL: https://vk.com/club152417997
41. Официальная страница ОдноклассникиАдминистрации города Иваново. –URL:https://ok.ru/group/53559267491974
42. Официальный сайт Администрациигородскогоокруга Иваново. – URL: https://ivgoradm.ru/mainPage
43. Официальный сайт Ивановской городской Думы. –URL: http://www.ivgorduma.ru/
44. Портал Белгородской области /Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления. – URL: http://ocenka.belregion.ru/(дата обращения: 02.04.2020).
45. Программа Президента Татарстана «Наш двор». – URL: https://dvor.tatar/
46. Проект Активный гражданин.– URL: http://ag.mos.ru/home
47. Федеральная служба государственной статистики. Доля городского населения в общей численности населения на 01.01.2019 –URL: https://showdata.gks.ru/report/278932/–
48. Федеральная служба государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 01.01.2020. – URL:https://www.gks.ru/compendium/document/13282?print=1
49. Фонд общественного мнения. Положение дел в регионе и актуальные для людей проблемы.2020.—URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14346
50. Электронная газетаЛезги Газет. – URL: http://lezgigazet.ru/archives/150480
51. Электронный журнал Мост/ Как устроен город. – URL: https://gorodprima.ru/projects/kogda-ne-zabyli-sprosit-gorozhan-metod-souchastvuyushhego-proektirovaniya/ (дата обращения: 15.04.2020
52. Электронный журнал Собака.ru. – URL: http://www.sobaka.ru/city/city/88751
53. Cities Alliance in Action. Transforming Mumbai into a World-Class City. – URL: http://city-development.org/best-practice-mumbai-india/
54. Cities Alliance. – URL: http:// http://city-development.org/intro/
55. Regional plan. Climate challenges in Nordland, Climate plan. – URL: http://klimaturne. origo.no/-/sandbox/show?ref=mst, the Århus Convention’s collection of case studies
56. The World Bank. Urban development. – URL: http:// https://www.worldbank.org/en/topic/urbandevelopment/overview#2