Роль Генерального ибероамериканского секретариата как инструмента внутрирегионального и межрегионального сотрудничества (2013–2020)
|
Введение 2
Глава I. Ибероамериканские форумы и их институционализация 9
§ 1.1. Зарождение и эволюция концепции ибероамериканского сообщества 9
§ 1.2. Институционализация Ибероамериканских саммитов 13
Глава II. Роль ГИС в развитии стран региона 24
§ 2.1. Секретариат как площадка для политического диалога по урегулированию конфликтов в регионе 24
§ 2.2. Деятельность ГИС в области развития инноваций и построения экономики знаний 31
§ 2.3. Инициативы, направленные на преодоление социального неравенства 34
§ 2.4. Сотрудничество в области культуры 43
§ 2.5. Прочие аспекты сотрудничества в рамках ГИС 49
§ 2.6. Вклад ГИС в развитие сотрудничества Юг-Юг 52
§ 2.7. Оценка эффективности ибероамериканского сотрудничества 62
Глава III. Генеральный ибероамериканский секретариат в системе региональных интеграционных объединений 66
Глава IV. Роль ГИС в сотрудничестве стран Латинской Америки со странами Евросоюза 75
§ 4.1. ГИС как инструмент стран Латинской Америки в сотрудничестве с Европейским союзом 75
§ 4.2. ГИС в сотрудничестве с иберийскими странами 85
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 97
Приложения 117
Глава I. Ибероамериканские форумы и их институционализация 9
§ 1.1. Зарождение и эволюция концепции ибероамериканского сообщества 9
§ 1.2. Институционализация Ибероамериканских саммитов 13
Глава II. Роль ГИС в развитии стран региона 24
§ 2.1. Секретариат как площадка для политического диалога по урегулированию конфликтов в регионе 24
§ 2.2. Деятельность ГИС в области развития инноваций и построения экономики знаний 31
§ 2.3. Инициативы, направленные на преодоление социального неравенства 34
§ 2.4. Сотрудничество в области культуры 43
§ 2.5. Прочие аспекты сотрудничества в рамках ГИС 49
§ 2.6. Вклад ГИС в развитие сотрудничества Юг-Юг 52
§ 2.7. Оценка эффективности ибероамериканского сотрудничества 62
Глава III. Генеральный ибероамериканский секретариат в системе региональных интеграционных объединений 66
Глава IV. Роль ГИС в сотрудничестве стран Латинской Америки со странами Евросоюза 75
§ 4.1. ГИС как инструмент стран Латинской Америки в сотрудничестве с Европейским союзом 75
§ 4.2. ГИС в сотрудничестве с иберийскими странами 85
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 97
Приложения 117
На сегодня в Латинской Америке существует множество тесно переплетающихся друг с другом интеграционных проектов, многие из которых оказались неэффективны из-за чего в регионе наблюдается политическая фрагментация.
В этих условиях Ибероамериканское сообщество наций(ИСН), куда входят все страны Латинской Америки и Иберийского полуострова, вызывает особый интерес. Однако, в середине прошлого десятилетия многие южноамериканские и европейские политики стали всё чаще говорить об усталости от Ибероамериканских конференций, об их растущей неэффективности, призывая к их переформатированию.
К тому же, начиная с 2013 г. на международной арене стали активно обсуждаться вопросы устойчивого развития. В этой связи, проекты, реализуемые под эгидой Генерального ибероамериканского секретариата (ГИС) – вспомогательного органа при Ибероамериканских конференциях – представляют особый интерес.
Но, в первую очередь, Ибероамериканские саммиты –площадка для политического диалога, и, следовательно, они играют важную роль в качестве площадки для выработки инициатив по урегулированию венесуэльского кризиса, а также налаживанию мирного процесса в Колумбии. Также, в их работе без каких-либо ограничений может принимать участие Куба.
Также, не стоит забывать, что участницами Ибероамериканских конференций являются три европейские страны –Испания, Португалия и Андорра, а значит, ГИС выступает и в качестве инструмента межрегионального сотрудничества.
Актуальность работы обусловлена тем, что в последние годы, деятельность ГИС претерпела значительные изменения. Помимо традиционной роли «модератора» политического диалога в рамках ИСН, Секретариат также становится всё более значимым актором сотрудничества в рамках развития, предпринимающим практические шаги по реализации политических решений Ибероамериканских конференций. Анализ деятельности ГИС на современном этапе позволяет понять, насколько актуален на сегодняшний день формат Ибероамериканских конференций, и в какой направлении развивается политический диалог в регионе. Не менее важно проанализировать, насколько успешно реализуются различные социальные, экономические, культурные и образовательные инициативы ГИС. Также, исследование позволяет судить о степени консолидации латиноамериканского региона, что немаловажно при выстраивании политики России в регионе.
Целью исследования является выявление роли Генерального ибероамериканского секретариата в период 2013–2020 гг.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить, какое положение занимает ГИС в системе интеграционных объединений региона
2. Исследовать, насколько эффективно реализуются проекты ГИС и какой вклад они вносят в улучшение качества жизни населения региона
3. Оценить роль ГИС в урегулировании внутриполитических кризисов в Колумбии и Венесуэле, а также укреплению международного присутствия Кубы
4. Проанализировать, каким образом деятельность ГИС способствует налаживанию сотрудничества между Латинской Америкой и ЕС в целом, а также иберийскими странами, в частности.
Объектом исследования работы является деятельность ГИС.
Предмет исследования – деятельность ГИС по налаживанию внутрирегионального и межрегионального сотрудничества.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2013 г., когда на XXIII Ибероамериканском саммите в октябре 2013 г. в Панаме были одобрены рекомендации по реформированию ИСН по 2020 г.
Методологической основой исследования стали логико-эвристические, социально-гуманитарные методы, а также методы политической науки. В частности, в первой главе при рассмотрении эволюции ГИС был использован исторический метод. При анализе роли ГИС в системе региональных интеграционных объединений, а также при оценке вклада Секретариата в урегулирование политических кризисов на континенте применён системный метод. В работе также широко использовался метод анализа документов, применённый автором при анализе статистических показателей реализации различных программ ГИС во второй главе.
Также, при анализе роли ГИС в налаживании внутрирегионального и межрегионального сотрудничества в третьей и четвёртой главах, соответственно, применён институциональный метод.
Степень научной разработанности темы. Большой вклад в изучение проблем, напрямую или косвенно связанных сГИС, внёс целый ряд учёных Института Латинской Америки РАН. Проблематике деятельности ГИС на современном этапе, а также вопросам сотрудничества стран Латинской Америки со странами Евросоюза посвящено несколько статей главного научного сотрудника Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН, профессора П. П. Яковлева. По его мнению, наметившееся сближение стран ИСН по обе стороны Атлантики отражает сформировавшуюся после мирового финансового кризиса тенденцию к зарождению новой формы регионализма – т. н. мегарегионализма. Работы П. П. Яковлева касаются преимущественно политических аспектов деятельности ИСН. Статьи специалиста Института В.М. Тайар посвящены преимущественно экономическим аспектам взаимодействия стран Европейского союза и Латинской Америки в целом, вне контекста ГИС. Особенно полезной для целей данной работы представляется статья «Евросоюз и Латинская Америка в контексте межрегионального взаимодействия», где автор отмечает, что такое сотрудничество имеет большой потенциал, несмотря на кризисные явления в экономиках стран Южной Америки. Дополнительным стимулом для развития такого сотрудничества может послужить наметившийся отход США от многосторонности.
Непосредственно проблематике трансформации ГИС посвящена статья специалиста Института И. А. Гриценко «Ибероамериканское Сообщество Наций: кризис, обновление, перспективы», в которой рассматривается начальный этап трансформации ГИС. Она отмечает, что в принятых лидерами стран ИСН документах отражены конкретные меры по борьбе с бедностью и неравенством – в первую очередь, это переход к обучению всей жизни с использованием инновационных технологий, а также развитие академической мобильности.
Роли Латинской Америки во внешней политике Испании в период 1990-х- начала 2010-х гг. посвящено множество работ видного испанского теоретика международных отношений Ц. дель Ареналя. В них он рассматривает ГИС как инструмент проецирования ценностей и интересов Испании, которая по его мнению, является средней державой с глобальными амбициями. Залогом успешной внешней политики Испании он считает её готовность выстраивать в отношении стран Латинской Америки долгосрочную стратегию, в основе которой лежали бы не только конъюнктурные интересы Испании, но и те демократические ценности, которые она отстаивает на международной арене. Также, по его мнению, необходимо адаптировать испано-латиноамериканское сотрудничество к новым реалиям глобализации, сделав ставку на решение общих проблем в рамках международных институтов. При этом, такое сотрудничество и сегодня остаётся многоуровневым. Напротив, в условиях усиливающейся в последние годы политической фрагментации Латинской Америки К. Маламуд призывает выстраивать внешнюю политику Испании в регионе на основе двухстороннего формата, считая, что ибероамериканский формат, придуманный Испанией в 1990-е гг. утрачивает свою актуальность.
Не потеряли своей актуальности и сборники статей «Дипломатия форумов» (исп. DiplomaciadelosCumbres) и «Америка и Европейский союз перед лицом новых сценариев торговых и политических отношений» (исп. LasAméricasylaUniónEuropeaantelosnuevosescenariosenlasrelacionescomercialesypolíticas) 2013–2014 гг., где собраны различные видения достижений и проблем в развитии ГИС и других интеграционных объединений, а также в сотрудничестве Латинской Америки и ЕС, высказанные их первыми лицами. Среди таких проблем можно назвать неоднородность и непостоянство политических лидеров южноамериканских стран, а также приверженность решению внутренних проблем преимущественно в рамках национальных механизмов и международному сотрудничеству на двухсторонней основе.
Особенно полезным представляется сборник статей «Конвергенция в разнообразии. Диалог между МЕРКОСУР и Тихоокеанским альянсом» (исп. Convergenciaenladiversidad. DiálogoentreelMercosurylaAlianzadelPacífico), посвящённый вопросам сближения МЕРКОСУР и Тихоокеанского Альянса, рассматриваемого в данной работе в качестве наглядной модели, позволяющей идентифицировать факторы, препятствующие углублению интеграционных процессов в регионе. Его авторы которого призывают активнее трансформировать МЕРКОСУР, отойдя от протекционизма, и работать и над экономическими аспектами интеграции при интенсивном внедрении инновационных технологий.
Кроме того, существует целый ряд работ как российских, так и зарубежных авторов, посвящённых истории складывания ибероамериканского сообщества. Наиболее ценными из них представляются. В своей статье 1943 г. обозреватель «ForeignAffairs» У. Б.Бристол рассматривает сообщество как идеологическую концепцию, которую испанский каудильо Ф. Франко намеревался использовать для поиска союзников из числа латиноамериканских стран в грядущей мировой войне. Об этом пишет и профессор Мадридского университета Комплутенсе М. де Лема, прослеживающий историю складывания концепции ибероамериканского сообщества. Д.В. Бобрик, исследующий историю испанской философии, в своём выступлении на тему «Концепция «Испанидад» и «испанского» в философском дискурсе ХХ века» отмечает, что в это время представителями интеллигенции как Испании, так и стран Латинской Америки обсуждалась концепция «Испанидад», понимаемая ими как понятие, подчёркивающее мультикультурную общность народов Испании и Южной Америки. Из современных работ, посвящённых истории Ибероамериканского сообщества хотелось бы особо отметить статью Э. М. Кинтеро Ниньо, в которой она прослеживает предпосылки его формирования ещё в начале XIXвека. Автор отмечает, что с восстановлением демократии в Испании идея ибероамериканского сообщества и проведения регулярных мероприятий с целью укрепления отношений со странами Латинской Америки становится приоритетом Испании.
В целом, можно сказать, что ибероамериканское сообщество, в том числе на современном этапе, изучено не так глубоко, поскольку в современных реалиях многие страны предпочитают развивать двухсторонние отношения лишь с ограниченным числом государств Латинской Америки. Об этом свидетельствует и крайне небольшое число монографий, затрагивающих проблематику ибероамериканского сообщества. Эта тенденция актуальна и при выстраивании внешней политики между странами континента. Мало изученной является работа ГИС по реализации различных программ, что по мнению автора, может объясняться, недостаточностью соответствующих данных.
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Отчёты о деятельности ГИС, Испанского агентства международного сотрудничества в целях развития(исп. Agencia Española de Cooperación Internacional y Desarrollo –AECID), а также Программы укрепления сотрудничеств аЮг-Юг (исп. Programa Iberoamericano para el Fortalecimiento de la Cooperación Sur-Sur)за2013–2020гг.
2. Статистические данные ГИС за 2013–2020 гг.
3. Доклады ГИС, Фонда ЕС-ЛАК.
4. Пресс-релизы ГИС и прочих многосторонних организаций Ибероамерики
5. Заключительные декларации и программы действий Ибероамериканских конференций
Для всех этих источников характерна несистематичность и отрывистость информации, отсутствие последовательности в её представлении. Зачастую, материалы сообщают лишь о факте проведения той или иной встречи, без указания каких-либо принятых решений и достигнутых результатов. Официальные заявления Генерального секретаря ГИС Р. Гринспен освещаются фрагментарно, информация о деталях её выступления на многочисленных мероприятиях в экспертном кругу практически отсутствует.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской науке проанализирована роль вклад программ, реализуемых ГИС, в улучшение качества жизни в регионе, для чего в научный оборот впервые введены ежегодные отчёты о деятельности ГИС за 2013–2019 гг.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы достоинства и недостатки ИСН и ГИС как инструмента внутри- и межрегионального сотрудничества, а также даны рекомендации по повышению эффективности данных форм многостороннего сотрудничества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выработать рекомендации по совершенствованию механизмов многостороннего сотрудничества и политического диалога в рамках ГИС и проводимых им Ибероамериканских форумов. Также, его результаты позволяют понять, в каком направлении развиваются интеграционные процессы в Латинской Америки
Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.
В этих условиях Ибероамериканское сообщество наций(ИСН), куда входят все страны Латинской Америки и Иберийского полуострова, вызывает особый интерес. Однако, в середине прошлого десятилетия многие южноамериканские и европейские политики стали всё чаще говорить об усталости от Ибероамериканских конференций, об их растущей неэффективности, призывая к их переформатированию.
К тому же, начиная с 2013 г. на международной арене стали активно обсуждаться вопросы устойчивого развития. В этой связи, проекты, реализуемые под эгидой Генерального ибероамериканского секретариата (ГИС) – вспомогательного органа при Ибероамериканских конференциях – представляют особый интерес.
Но, в первую очередь, Ибероамериканские саммиты –площадка для политического диалога, и, следовательно, они играют важную роль в качестве площадки для выработки инициатив по урегулированию венесуэльского кризиса, а также налаживанию мирного процесса в Колумбии. Также, в их работе без каких-либо ограничений может принимать участие Куба.
Также, не стоит забывать, что участницами Ибероамериканских конференций являются три европейские страны –Испания, Португалия и Андорра, а значит, ГИС выступает и в качестве инструмента межрегионального сотрудничества.
Актуальность работы обусловлена тем, что в последние годы, деятельность ГИС претерпела значительные изменения. Помимо традиционной роли «модератора» политического диалога в рамках ИСН, Секретариат также становится всё более значимым актором сотрудничества в рамках развития, предпринимающим практические шаги по реализации политических решений Ибероамериканских конференций. Анализ деятельности ГИС на современном этапе позволяет понять, насколько актуален на сегодняшний день формат Ибероамериканских конференций, и в какой направлении развивается политический диалог в регионе. Не менее важно проанализировать, насколько успешно реализуются различные социальные, экономические, культурные и образовательные инициативы ГИС. Также, исследование позволяет судить о степени консолидации латиноамериканского региона, что немаловажно при выстраивании политики России в регионе.
Целью исследования является выявление роли Генерального ибероамериканского секретариата в период 2013–2020 гг.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить, какое положение занимает ГИС в системе интеграционных объединений региона
2. Исследовать, насколько эффективно реализуются проекты ГИС и какой вклад они вносят в улучшение качества жизни населения региона
3. Оценить роль ГИС в урегулировании внутриполитических кризисов в Колумбии и Венесуэле, а также укреплению международного присутствия Кубы
4. Проанализировать, каким образом деятельность ГИС способствует налаживанию сотрудничества между Латинской Америкой и ЕС в целом, а также иберийскими странами, в частности.
Объектом исследования работы является деятельность ГИС.
Предмет исследования – деятельность ГИС по налаживанию внутрирегионального и межрегионального сотрудничества.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2013 г., когда на XXIII Ибероамериканском саммите в октябре 2013 г. в Панаме были одобрены рекомендации по реформированию ИСН по 2020 г.
Методологической основой исследования стали логико-эвристические, социально-гуманитарные методы, а также методы политической науки. В частности, в первой главе при рассмотрении эволюции ГИС был использован исторический метод. При анализе роли ГИС в системе региональных интеграционных объединений, а также при оценке вклада Секретариата в урегулирование политических кризисов на континенте применён системный метод. В работе также широко использовался метод анализа документов, применённый автором при анализе статистических показателей реализации различных программ ГИС во второй главе.
Также, при анализе роли ГИС в налаживании внутрирегионального и межрегионального сотрудничества в третьей и четвёртой главах, соответственно, применён институциональный метод.
Степень научной разработанности темы. Большой вклад в изучение проблем, напрямую или косвенно связанных сГИС, внёс целый ряд учёных Института Латинской Америки РАН. Проблематике деятельности ГИС на современном этапе, а также вопросам сотрудничества стран Латинской Америки со странами Евросоюза посвящено несколько статей главного научного сотрудника Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН, профессора П. П. Яковлева. По его мнению, наметившееся сближение стран ИСН по обе стороны Атлантики отражает сформировавшуюся после мирового финансового кризиса тенденцию к зарождению новой формы регионализма – т. н. мегарегионализма. Работы П. П. Яковлева касаются преимущественно политических аспектов деятельности ИСН. Статьи специалиста Института В.М. Тайар посвящены преимущественно экономическим аспектам взаимодействия стран Европейского союза и Латинской Америки в целом, вне контекста ГИС. Особенно полезной для целей данной работы представляется статья «Евросоюз и Латинская Америка в контексте межрегионального взаимодействия», где автор отмечает, что такое сотрудничество имеет большой потенциал, несмотря на кризисные явления в экономиках стран Южной Америки. Дополнительным стимулом для развития такого сотрудничества может послужить наметившийся отход США от многосторонности.
Непосредственно проблематике трансформации ГИС посвящена статья специалиста Института И. А. Гриценко «Ибероамериканское Сообщество Наций: кризис, обновление, перспективы», в которой рассматривается начальный этап трансформации ГИС. Она отмечает, что в принятых лидерами стран ИСН документах отражены конкретные меры по борьбе с бедностью и неравенством – в первую очередь, это переход к обучению всей жизни с использованием инновационных технологий, а также развитие академической мобильности.
Роли Латинской Америки во внешней политике Испании в период 1990-х- начала 2010-х гг. посвящено множество работ видного испанского теоретика международных отношений Ц. дель Ареналя. В них он рассматривает ГИС как инструмент проецирования ценностей и интересов Испании, которая по его мнению, является средней державой с глобальными амбициями. Залогом успешной внешней политики Испании он считает её готовность выстраивать в отношении стран Латинской Америки долгосрочную стратегию, в основе которой лежали бы не только конъюнктурные интересы Испании, но и те демократические ценности, которые она отстаивает на международной арене. Также, по его мнению, необходимо адаптировать испано-латиноамериканское сотрудничество к новым реалиям глобализации, сделав ставку на решение общих проблем в рамках международных институтов. При этом, такое сотрудничество и сегодня остаётся многоуровневым. Напротив, в условиях усиливающейся в последние годы политической фрагментации Латинской Америки К. Маламуд призывает выстраивать внешнюю политику Испании в регионе на основе двухстороннего формата, считая, что ибероамериканский формат, придуманный Испанией в 1990-е гг. утрачивает свою актуальность.
Не потеряли своей актуальности и сборники статей «Дипломатия форумов» (исп. DiplomaciadelosCumbres) и «Америка и Европейский союз перед лицом новых сценариев торговых и политических отношений» (исп. LasAméricasylaUniónEuropeaantelosnuevosescenariosenlasrelacionescomercialesypolíticas) 2013–2014 гг., где собраны различные видения достижений и проблем в развитии ГИС и других интеграционных объединений, а также в сотрудничестве Латинской Америки и ЕС, высказанные их первыми лицами. Среди таких проблем можно назвать неоднородность и непостоянство политических лидеров южноамериканских стран, а также приверженность решению внутренних проблем преимущественно в рамках национальных механизмов и международному сотрудничеству на двухсторонней основе.
Особенно полезным представляется сборник статей «Конвергенция в разнообразии. Диалог между МЕРКОСУР и Тихоокеанским альянсом» (исп. Convergenciaenladiversidad. DiálogoentreelMercosurylaAlianzadelPacífico), посвящённый вопросам сближения МЕРКОСУР и Тихоокеанского Альянса, рассматриваемого в данной работе в качестве наглядной модели, позволяющей идентифицировать факторы, препятствующие углублению интеграционных процессов в регионе. Его авторы которого призывают активнее трансформировать МЕРКОСУР, отойдя от протекционизма, и работать и над экономическими аспектами интеграции при интенсивном внедрении инновационных технологий.
Кроме того, существует целый ряд работ как российских, так и зарубежных авторов, посвящённых истории складывания ибероамериканского сообщества. Наиболее ценными из них представляются. В своей статье 1943 г. обозреватель «ForeignAffairs» У. Б.Бристол рассматривает сообщество как идеологическую концепцию, которую испанский каудильо Ф. Франко намеревался использовать для поиска союзников из числа латиноамериканских стран в грядущей мировой войне. Об этом пишет и профессор Мадридского университета Комплутенсе М. де Лема, прослеживающий историю складывания концепции ибероамериканского сообщества. Д.В. Бобрик, исследующий историю испанской философии, в своём выступлении на тему «Концепция «Испанидад» и «испанского» в философском дискурсе ХХ века» отмечает, что в это время представителями интеллигенции как Испании, так и стран Латинской Америки обсуждалась концепция «Испанидад», понимаемая ими как понятие, подчёркивающее мультикультурную общность народов Испании и Южной Америки. Из современных работ, посвящённых истории Ибероамериканского сообщества хотелось бы особо отметить статью Э. М. Кинтеро Ниньо, в которой она прослеживает предпосылки его формирования ещё в начале XIXвека. Автор отмечает, что с восстановлением демократии в Испании идея ибероамериканского сообщества и проведения регулярных мероприятий с целью укрепления отношений со странами Латинской Америки становится приоритетом Испании.
В целом, можно сказать, что ибероамериканское сообщество, в том числе на современном этапе, изучено не так глубоко, поскольку в современных реалиях многие страны предпочитают развивать двухсторонние отношения лишь с ограниченным числом государств Латинской Америки. Об этом свидетельствует и крайне небольшое число монографий, затрагивающих проблематику ибероамериканского сообщества. Эта тенденция актуальна и при выстраивании внешней политики между странами континента. Мало изученной является работа ГИС по реализации различных программ, что по мнению автора, может объясняться, недостаточностью соответствующих данных.
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Отчёты о деятельности ГИС, Испанского агентства международного сотрудничества в целях развития(исп. Agencia Española de Cooperación Internacional y Desarrollo –AECID), а также Программы укрепления сотрудничеств аЮг-Юг (исп. Programa Iberoamericano para el Fortalecimiento de la Cooperación Sur-Sur)за2013–2020гг.
2. Статистические данные ГИС за 2013–2020 гг.
3. Доклады ГИС, Фонда ЕС-ЛАК.
4. Пресс-релизы ГИС и прочих многосторонних организаций Ибероамерики
5. Заключительные декларации и программы действий Ибероамериканских конференций
Для всех этих источников характерна несистематичность и отрывистость информации, отсутствие последовательности в её представлении. Зачастую, материалы сообщают лишь о факте проведения той или иной встречи, без указания каких-либо принятых решений и достигнутых результатов. Официальные заявления Генерального секретаря ГИС Р. Гринспен освещаются фрагментарно, информация о деталях её выступления на многочисленных мероприятиях в экспертном кругу практически отсутствует.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской науке проанализирована роль вклад программ, реализуемых ГИС, в улучшение качества жизни в регионе, для чего в научный оборот впервые введены ежегодные отчёты о деятельности ГИС за 2013–2019 гг.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы достоинства и недостатки ИСН и ГИС как инструмента внутри- и межрегионального сотрудничества, а также даны рекомендации по повышению эффективности данных форм многостороннего сотрудничества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выработать рекомендации по совершенствованию механизмов многостороннего сотрудничества и политического диалога в рамках ГИС и проводимых им Ибероамериканских форумов. Также, его результаты позволяют понять, в каком направлении развиваются интеграционные процессы в Латинской Америки
Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.
В работе рассмотрена деятельность ГИС, который изначально задумывался в качестве вспомогательного органа при Ибероамериканских конференциях– встречах лидеров стран Иберийского полуострова и Латинской Америки, тесно связанных друг с другом исторически сложившейся культурно-цивилизационной общностью на протяжении более пяти столетий. На современном этапе перед Секретариатом встала непростая задача сохранения актуальности Ибероамериканских конференций, «затерявшихся» среди новых интеграционных форматов, и самое главное, повышения эффективности данного политического механизма. Чтобы преодолеть «усталость» от конференций, о которой всё чаще говорили политики разных стран, было решено, что с 2014 г. конференция будет проводиться не ежегодно, а раз в два года. Кроме того, учитывая огромное количество задач, требующих совместной работы всех стран-участниц Секретариата, было необходимо дополнить данный формат практической составляющей, интенсифицировав совместную работу в рамках ибероамериканских программ.
Однако, Секретариат был, есть и будет оставаться, прежде всего, площадкой для политического диалога, который важен для всех стран Латинской Америки. Они очень разнородны, например, страны Тихоокеанского альянса, в большей степени ориентированы на США, тогда как страны МЕРКОСУР пытаются прокладывать свой собственный внешнеполитический курс. Меняются и политические циклы – если с начала 2000-х гг. многие исследователи говорили о «левом повороте», то с 2015 г. тенденция обратилась вспять. И тем не менее, всё это время, политический диалог и работа по выполнению достигнутых договорённостей шла с различной интенсивностью, но не останавливалась. Особую важность диалога в рамках Ибероамериканских конференций и под эгидой Секретариата наглядно продемонстрировали гуманитарный кризис, связанный с наплывом венесуэльских беженцев в страны континента, и необходимость совместной борьбы с последствиями пандемии коронавируса. При всём разнообразии подходов латиноамериканских лидеров к решению тех или иных проблем, Секретариат всегда был и остаётся площадкой, где каждая страна имеет возможность открыто донести свою позицию до своих партнёров. И именно это позволяет им искать точки соприкосновения, необходимые для достижения компромисса.
С избранием на пост Генерального секретаря организации Р. Гринспен бывшего вице-президента Коста-Рики, имеющей многолетний опыт работы в Программе развития ООН и обладающей прекрасным знанием специфики проблем развития в регионе, особое внимание стало уделяться достижению целей устойчивого развития. Это неудивительно, поскольку именно Латинская Америка продолжает оставаться регионом с самым высоким уровнем социального неравенства. Важнейшими успехами Секретариата в этом направлении можно назвать Ибероамериканский план по повышению грамотности и обучению в течение жизни, позволивший получить начальное образование десяткам тысяч людей, а также программу по созданию банков материнского молока, внедрение которых позволило снизить младенческую смертность в регионе. Интенсивно развивается инициатива по развитию академической мобильности CampusIberoamérica, в рамках которой уже более 40 тыс. студентов получили возможность пройти стажировку в какой-либо из стран Сообщества.Активно обсуждается необходимость вовлечения молодёжи в разработку молодёжной политики. Кроме того, в последние несколько лет Секретариат активно включает в повестку дня проблемы людей с инвалидностью, хотя говорить о каких-то результатах в данной сфере пока преждевременно. То же самое относиться и к проблематике защиты прав коренных народов. Помимо этого, по мнению автора, надлежит интенсифицировать работу в рамках Программы обеспечения доступа к правосудию, и сконцентрировать усилия на повышении правовой грамотности широких слоёв населения.
Не менее важным представляется и повышение конкурентоспособности Латинской Америки на мировых рынках. Пожалуй, наиболее весомым вкладом ГИС в решение этой задачи является Программа по развитию науки и технологий, позволившая тысячам исследовательских коллективов проводить совместные научные исследования, в ходе которых разрабатываются новейшие методы очистки воды, предотвращения лесных пожаров. Все эти разработки имеют прикладной характер и направлены на решение насущных проблем континента. Кроме того, в рамках проекта получают поддержку инновационные стартапы. Не менее важно и создание благоприятного делового климата в странах Латинской Америки. Представители Секретариата на регулярной основе принимают участие в организации Ибероамериканских деловых встреч, где с представителями малого, среднего и крупного бизнеса обсуждаются вопросы гармонизации законодательства, повышения прозрачности ведения бизнеса. Представляется, что малые и средние предприятия могли бы активнее привлекаться к решению задач в рамках программ ГИС на местах.
Сотрудничество ГИС в области культуры, являющейся краеугольным камнем Ибероамериканского сообщества наций, в последние годы направлено на «продвижение культуры в массы», прежде всего, за счёт цифровизации музейных фондов. Однако, не менее важной представляется и задача сохранения богатейшего культурного наследия, являющегося достоянием не только Южной Америки, но и всего человечества. Следует помнить, что музейные фонды латиноамериканского континента уязвимы перед лицом стихийных бедствий.
Также, Секретариат выступает органом, ответственным за обучение кадров, вовлечённых в сотрудничество по линии Юг-Юг – между развивающимися странами. Такое сотрудничество развивается преимущественно между государствами Южной Америки, а также со странами Карибского бассейна. Однако, интенсифицируется и сотрудничество со странами Африки и Азии.
В целом, за последние несколько лет темпы развития сотрудничества в рамках Секретариата замедлились, что может объясняться кризисными явлениями в экономиках стран региона, таких как Бразилия или Аргентина. Можно предположить, что в ближайшем будущем данная тенденция станет ещё более заметной ввиду экономического спада, вызванного пандемией коронавируса и затронувшего все страны Ибероамерики. Однако, следует сказать, что в долгосрочной перспективе интенсификация сотрудничества потребует многократного увеличения финансирования, что представляется маловероятным, поскольку основные ресурсы страны направляют на решение внутренних проблем в рамках национальных механизмов. В большинстве случаев программы Секретариата предусматривают оказание технической, экспертной поддержки и обмен опытом, а не выделение денежных средств. Кроме того, необходимо повысить прозрачность механизмов сотрудничества, однако, сам Секретариат признаёт, что предусмотренные им механизмы мониторинга реализации программ не работают. Это, отчасти, может объясняться разнообразием вовлечённых в них акторов, а также отсутствием интереса общественности к практической деятельности Секретариата. Несмотря, на то, что ежегодные отчёты о деятельности Секретариата находятся в открытом доступе, в них содержится сугубо фактическая информация, не отражающая сути проделанной работы, что значительно затруднило проведение данного исследования. Позитивным шагом, направленным на повышение прозрачности Секретариата, можно назвать запуск портала «Мы –Ибероамерика». Однако, в будущем хотелось бы видеть в открытом доступе более конкретные финансовые и статистические показатели, которые бы наглядно показывали реальный вклад той или иной программы в улучшение качества жизни населения. Представляется крайне важным наладить эффективное взаимодействие Секретариата и представителей гражданского общества, которое на сегодняшний день скорее является чисто формальным. Необходимо сделать существующий механизм такого взаимодействия – Ибероамериканские гражданские встречи– более регулярными и содержательными.
Ибероамериканские конференции и Секретариат занимают важное место среди многочисленных интеграционных инициатив континента. Представляется целесообразным включить в повестку конференций вопросы сближения Тихоокеанского альянса и МЕРКОСУР. Также, по мнению автора, большой потенциал имеет налаживание систематической работы Секретариата с государствами и международными организациями, имеющими статус наблюдателя при Секретариате, в особенности с учреждениями системы ООН для достижения целей устойчивого развития.
Наконец, важна роль лично Генерального Секретаря Р. Гринспен как представителя стран Латинской Америки в органах Европейского союза при решении вопросов, связанных с ратификацией торговых соглашений и при распределении финансовой помощи, а также на различных европейских мероприятиях. В то же время, при взаимодействии с Европой секретариату приходиться сталкиваться с конкурирующими интеграционными форматами– прежде всего, речь идёт о Фонде ЕС-ЛАК, который также обладает международной правосубъектностью и имеет очень схожие цели и задачи. Сейчас политический диалог между Европейским союзом и Латинской Америкой практически заморожен, однако, Секретариат мог бы выступить одним из инициаторов его возобновления, учитывая, что, в частности, Р. Гринспен имеет позитивный опыт взаимодействия с заинтересованными сторонами. Особняком в сотрудничестве ГИС со странами Европы, стоит, конечно же, Испания, которая, несмотря на ведущиеся дискуссии о релевантности ибероамериканского проекта, сохраняет лидерство в ИСН, инициатором создания которого выступила 30 лет назад.
В целом, в рассматриваемый период Секретариат сконцентрировался на координации усилий стран-участниц по достижению целей устойчивого развития – эта задача требует долгосрочной систематической работы. Несмотря на многообразие интеграционных проектов в регионе, Ибероамериканские конференции остаются аутентичным форматом, основанном на исторической близости иберийских и южноамериканских стран и трансформирующимся в соответствии со стремительно меняющимися реалиями. Представляется, что именно Секретариат является главной движущей силой такой трансформации. А его деятельность по решению насущных проблем региона, выступая важнейшим фактором сплочённости Латинской Америки, только набирает обороты.
Однако, Секретариат был, есть и будет оставаться, прежде всего, площадкой для политического диалога, который важен для всех стран Латинской Америки. Они очень разнородны, например, страны Тихоокеанского альянса, в большей степени ориентированы на США, тогда как страны МЕРКОСУР пытаются прокладывать свой собственный внешнеполитический курс. Меняются и политические циклы – если с начала 2000-х гг. многие исследователи говорили о «левом повороте», то с 2015 г. тенденция обратилась вспять. И тем не менее, всё это время, политический диалог и работа по выполнению достигнутых договорённостей шла с различной интенсивностью, но не останавливалась. Особую важность диалога в рамках Ибероамериканских конференций и под эгидой Секретариата наглядно продемонстрировали гуманитарный кризис, связанный с наплывом венесуэльских беженцев в страны континента, и необходимость совместной борьбы с последствиями пандемии коронавируса. При всём разнообразии подходов латиноамериканских лидеров к решению тех или иных проблем, Секретариат всегда был и остаётся площадкой, где каждая страна имеет возможность открыто донести свою позицию до своих партнёров. И именно это позволяет им искать точки соприкосновения, необходимые для достижения компромисса.
С избранием на пост Генерального секретаря организации Р. Гринспен бывшего вице-президента Коста-Рики, имеющей многолетний опыт работы в Программе развития ООН и обладающей прекрасным знанием специфики проблем развития в регионе, особое внимание стало уделяться достижению целей устойчивого развития. Это неудивительно, поскольку именно Латинская Америка продолжает оставаться регионом с самым высоким уровнем социального неравенства. Важнейшими успехами Секретариата в этом направлении можно назвать Ибероамериканский план по повышению грамотности и обучению в течение жизни, позволивший получить начальное образование десяткам тысяч людей, а также программу по созданию банков материнского молока, внедрение которых позволило снизить младенческую смертность в регионе. Интенсивно развивается инициатива по развитию академической мобильности CampusIberoamérica, в рамках которой уже более 40 тыс. студентов получили возможность пройти стажировку в какой-либо из стран Сообщества.Активно обсуждается необходимость вовлечения молодёжи в разработку молодёжной политики. Кроме того, в последние несколько лет Секретариат активно включает в повестку дня проблемы людей с инвалидностью, хотя говорить о каких-то результатах в данной сфере пока преждевременно. То же самое относиться и к проблематике защиты прав коренных народов. Помимо этого, по мнению автора, надлежит интенсифицировать работу в рамках Программы обеспечения доступа к правосудию, и сконцентрировать усилия на повышении правовой грамотности широких слоёв населения.
Не менее важным представляется и повышение конкурентоспособности Латинской Америки на мировых рынках. Пожалуй, наиболее весомым вкладом ГИС в решение этой задачи является Программа по развитию науки и технологий, позволившая тысячам исследовательских коллективов проводить совместные научные исследования, в ходе которых разрабатываются новейшие методы очистки воды, предотвращения лесных пожаров. Все эти разработки имеют прикладной характер и направлены на решение насущных проблем континента. Кроме того, в рамках проекта получают поддержку инновационные стартапы. Не менее важно и создание благоприятного делового климата в странах Латинской Америки. Представители Секретариата на регулярной основе принимают участие в организации Ибероамериканских деловых встреч, где с представителями малого, среднего и крупного бизнеса обсуждаются вопросы гармонизации законодательства, повышения прозрачности ведения бизнеса. Представляется, что малые и средние предприятия могли бы активнее привлекаться к решению задач в рамках программ ГИС на местах.
Сотрудничество ГИС в области культуры, являющейся краеугольным камнем Ибероамериканского сообщества наций, в последние годы направлено на «продвижение культуры в массы», прежде всего, за счёт цифровизации музейных фондов. Однако, не менее важной представляется и задача сохранения богатейшего культурного наследия, являющегося достоянием не только Южной Америки, но и всего человечества. Следует помнить, что музейные фонды латиноамериканского континента уязвимы перед лицом стихийных бедствий.
Также, Секретариат выступает органом, ответственным за обучение кадров, вовлечённых в сотрудничество по линии Юг-Юг – между развивающимися странами. Такое сотрудничество развивается преимущественно между государствами Южной Америки, а также со странами Карибского бассейна. Однако, интенсифицируется и сотрудничество со странами Африки и Азии.
В целом, за последние несколько лет темпы развития сотрудничества в рамках Секретариата замедлились, что может объясняться кризисными явлениями в экономиках стран региона, таких как Бразилия или Аргентина. Можно предположить, что в ближайшем будущем данная тенденция станет ещё более заметной ввиду экономического спада, вызванного пандемией коронавируса и затронувшего все страны Ибероамерики. Однако, следует сказать, что в долгосрочной перспективе интенсификация сотрудничества потребует многократного увеличения финансирования, что представляется маловероятным, поскольку основные ресурсы страны направляют на решение внутренних проблем в рамках национальных механизмов. В большинстве случаев программы Секретариата предусматривают оказание технической, экспертной поддержки и обмен опытом, а не выделение денежных средств. Кроме того, необходимо повысить прозрачность механизмов сотрудничества, однако, сам Секретариат признаёт, что предусмотренные им механизмы мониторинга реализации программ не работают. Это, отчасти, может объясняться разнообразием вовлечённых в них акторов, а также отсутствием интереса общественности к практической деятельности Секретариата. Несмотря, на то, что ежегодные отчёты о деятельности Секретариата находятся в открытом доступе, в них содержится сугубо фактическая информация, не отражающая сути проделанной работы, что значительно затруднило проведение данного исследования. Позитивным шагом, направленным на повышение прозрачности Секретариата, можно назвать запуск портала «Мы –Ибероамерика». Однако, в будущем хотелось бы видеть в открытом доступе более конкретные финансовые и статистические показатели, которые бы наглядно показывали реальный вклад той или иной программы в улучшение качества жизни населения. Представляется крайне важным наладить эффективное взаимодействие Секретариата и представителей гражданского общества, которое на сегодняшний день скорее является чисто формальным. Необходимо сделать существующий механизм такого взаимодействия – Ибероамериканские гражданские встречи– более регулярными и содержательными.
Ибероамериканские конференции и Секретариат занимают важное место среди многочисленных интеграционных инициатив континента. Представляется целесообразным включить в повестку конференций вопросы сближения Тихоокеанского альянса и МЕРКОСУР. Также, по мнению автора, большой потенциал имеет налаживание систематической работы Секретариата с государствами и международными организациями, имеющими статус наблюдателя при Секретариате, в особенности с учреждениями системы ООН для достижения целей устойчивого развития.
Наконец, важна роль лично Генерального Секретаря Р. Гринспен как представителя стран Латинской Америки в органах Европейского союза при решении вопросов, связанных с ратификацией торговых соглашений и при распределении финансовой помощи, а также на различных европейских мероприятиях. В то же время, при взаимодействии с Европой секретариату приходиться сталкиваться с конкурирующими интеграционными форматами– прежде всего, речь идёт о Фонде ЕС-ЛАК, который также обладает международной правосубъектностью и имеет очень схожие цели и задачи. Сейчас политический диалог между Европейским союзом и Латинской Америкой практически заморожен, однако, Секретариат мог бы выступить одним из инициаторов его возобновления, учитывая, что, в частности, Р. Гринспен имеет позитивный опыт взаимодействия с заинтересованными сторонами. Особняком в сотрудничестве ГИС со странами Европы, стоит, конечно же, Испания, которая, несмотря на ведущиеся дискуссии о релевантности ибероамериканского проекта, сохраняет лидерство в ИСН, инициатором создания которого выступила 30 лет назад.
В целом, в рассматриваемый период Секретариат сконцентрировался на координации усилий стран-участниц по достижению целей устойчивого развития – эта задача требует долгосрочной систематической работы. Несмотря на многообразие интеграционных проектов в регионе, Ибероамериканские конференции остаются аутентичным форматом, основанном на исторической близости иберийских и южноамериканских стран и трансформирующимся в соответствии со стремительно меняющимися реалиями. Представляется, что именно Секретариат является главной движущей силой такой трансформации. А его деятельность по решению насущных проблем региона, выступая важнейшим фактором сплочённости Латинской Америки, только набирает обороты.



