Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль Генерального ибероамериканского секретариата как инструмента внутрирегионального и межрегионального сотрудничества (2013–2020)

Работа №136076

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы125
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Ибероамериканские форумы и их институционализация 9
§ 1.1. Зарождение и эволюция концепции ибероамериканского сообщества 9
§ 1.2. Институционализация Ибероамериканских саммитов 13
Глава II. Роль ГИС в развитии стран региона 24
§ 2.1. Секретариат как площадка для политического диалога по урегулированию конфликтов в регионе 24
§ 2.2. Деятельность ГИС в области развития инноваций и построения экономики знаний 31
§ 2.3. Инициативы, направленные на преодоление социального неравенства 34
§ 2.4. Сотрудничество в области культуры 43
§ 2.5. Прочие аспекты сотрудничества в рамках ГИС 49
§ 2.6. Вклад ГИС в развитие сотрудничества Юг-Юг 52
§ 2.7. Оценка эффективности ибероамериканского сотрудничества 62
Глава III. Генеральный ибероамериканский секретариат в системе региональных интеграционных объединений 66
Глава IV. Роль ГИС в сотрудничестве стран Латинской Америки со странами Евросоюза 75
§ 4.1. ГИС как инструмент стран Латинской Америки в сотрудничестве с Европейским союзом 75
§ 4.2. ГИС в сотрудничестве с иберийскими странами 85
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 97
Приложения 117


На сегодня в Латинской Америке существует множество тесно переплетающихся друг с другом интеграционных проектов, многие из которых оказались неэффективны из-за чего в регионе наблюдается политическая фрагментация.
В этих условиях Ибероамериканское сообщество наций(ИСН), куда входят все страны Латинской Америки и Иберийского полуострова, вызывает особый интерес. Однако, в середине прошлого десятилетия многие южноамериканские и европейские политики стали всё чаще говорить об усталости от Ибероамериканских конференций, об их растущей неэффективности, призывая к их переформатированию.
К тому же, начиная с 2013 г. на международной арене стали активно обсуждаться вопросы устойчивого развития. В этой связи, проекты, реализуемые под эгидой Генерального ибероамериканского секретариата (ГИС) – вспомогательного органа при Ибероамериканских конференциях – представляют особый интерес.
Но, в первую очередь, Ибероамериканские саммиты –площадка для политического диалога, и, следовательно, они играют важную роль в качестве площадки для выработки инициатив по урегулированию венесуэльского кризиса, а также налаживанию мирного процесса в Колумбии. Также, в их работе без каких-либо ограничений может принимать участие Куба.
Также, не стоит забывать, что участницами Ибероамериканских конференций являются три европейские страны –Испания, Португалия и Андорра, а значит, ГИС выступает и в качестве инструмента межрегионального сотрудничества.
Актуальность работы обусловлена тем, что в последние годы, деятельность ГИС претерпела значительные изменения. Помимо традиционной роли «модератора» политического диалога в рамках ИСН, Секретариат также становится всё более значимым актором сотрудничества в рамках развития, предпринимающим практические шаги по реализации политических решений Ибероамериканских конференций. Анализ деятельности ГИС на современном этапе позволяет понять, насколько актуален на сегодняшний день формат Ибероамериканских конференций, и в какой направлении развивается политический диалог в регионе. Не менее важно проанализировать, насколько успешно реализуются различные социальные, экономические, культурные и образовательные инициативы ГИС. Также, исследование позволяет судить о степени консолидации латиноамериканского региона, что немаловажно при выстраивании политики России в регионе.
Целью исследования является выявление роли Генерального ибероамериканского секретариата в период 2013–2020 гг.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить, какое положение занимает ГИС в системе интеграционных объединений региона
2. Исследовать, насколько эффективно реализуются проекты ГИС и какой вклад они вносят в улучшение качества жизни населения региона
3. Оценить роль ГИС в урегулировании внутриполитических кризисов в Колумбии и Венесуэле, а также укреплению международного присутствия Кубы
4. Проанализировать, каким образом деятельность ГИС способствует налаживанию сотрудничества между Латинской Америкой и ЕС в целом, а также иберийскими странами, в частности.
Объектом исследования работы является деятельность ГИС.
Предмет исследования – деятельность ГИС по налаживанию внутрирегионального и межрегионального сотрудничества.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2013 г., когда на XXIII Ибероамериканском саммите в октябре 2013 г. в Панаме были одобрены рекомендации по реформированию ИСН по 2020 г.
Методологической основой исследования стали логико-эвристические, социально-гуманитарные методы, а также методы политической науки. В частности, в первой главе при рассмотрении эволюции ГИС был использован исторический метод. При анализе роли ГИС в системе региональных интеграционных объединений, а также при оценке вклада Секретариата в урегулирование политических кризисов на континенте применён системный метод. В работе также широко использовался метод анализа документов, применённый автором при анализе статистических показателей реализации различных программ ГИС во второй главе.
Также, при анализе роли ГИС в налаживании внутрирегионального и межрегионального сотрудничества в третьей и четвёртой главах, соответственно, применён институциональный метод.
Степень научной разработанности темы. Большой вклад в изучение проблем, напрямую или косвенно связанных сГИС, внёс целый ряд учёных Института Латинской Америки РАН. Проблематике деятельности ГИС на современном этапе, а также вопросам сотрудничества стран Латинской Америки со странами Евросоюза посвящено несколько статей главного научного сотрудника Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН, профессора П. П. Яковлева. По его мнению, наметившееся сближение стран ИСН по обе стороны Атлантики отражает сформировавшуюся после мирового финансового кризиса тенденцию к зарождению новой формы регионализма – т. н. мегарегионализма. Работы П. П. Яковлева касаются преимущественно политических аспектов деятельности ИСН. Статьи специалиста Института В.М. Тайар посвящены преимущественно экономическим аспектам взаимодействия стран Европейского союза и Латинской Америки в целом, вне контекста ГИС. Особенно полезной для целей данной работы представляется статья «Евросоюз и Латинская Америка в контексте межрегионального взаимодействия», где автор отмечает, что такое сотрудничество имеет большой потенциал, несмотря на кризисные явления в экономиках стран Южной Америки. Дополнительным стимулом для развития такого сотрудничества может послужить наметившийся отход США от многосторонности.
Непосредственно проблематике трансформации ГИС посвящена статья специалиста Института И. А. Гриценко «Ибероамериканское Сообщество Наций: кризис, обновление, перспективы», в которой рассматривается начальный этап трансформации ГИС. Она отмечает, что в принятых лидерами стран ИСН документах отражены конкретные меры по борьбе с бедностью и неравенством – в первую очередь, это переход к обучению всей жизни с использованием инновационных технологий, а также развитие академической мобильности.
Роли Латинской Америки во внешней политике Испании в период 1990-х- начала 2010-х гг. посвящено множество работ видного испанского теоретика международных отношений Ц. дель Ареналя. В них он рассматривает ГИС как инструмент проецирования ценностей и интересов Испании, которая по его мнению, является средней державой с глобальными амбициями. Залогом успешной внешней политики Испании он считает её готовность выстраивать в отношении стран Латинской Америки долгосрочную стратегию, в основе которой лежали бы не только конъюнктурные интересы Испании, но и те демократические ценности, которые она отстаивает на международной арене. Также, по его мнению, необходимо адаптировать испано-латиноамериканское сотрудничество к новым реалиям глобализации, сделав ставку на решение общих проблем в рамках международных институтов. При этом, такое сотрудничество и сегодня остаётся многоуровневым. Напротив, в условиях усиливающейся в последние годы политической фрагментации Латинской Америки К. Маламуд призывает выстраивать внешнюю политику Испании в регионе на основе двухстороннего формата, считая, что ибероамериканский формат, придуманный Испанией в 1990-е гг. утрачивает свою актуальность.
Не потеряли своей актуальности и сборники статей «Дипломатия форумов» (исп. DiplomaciadelosCumbres) и «Америка и Европейский союз перед лицом новых сценариев торговых и политических отношений» (исп. LasAméricasylaUniónEuropeaantelosnuevosescenariosenlasrelacionescomercialesypolíticas) 2013–2014 гг., где собраны различные видения достижений и проблем в развитии ГИС и других интеграционных объединений, а также в сотрудничестве Латинской Америки и ЕС, высказанные их первыми лицами. Среди таких проблем можно назвать неоднородность и непостоянство политических лидеров южноамериканских стран, а также приверженность решению внутренних проблем преимущественно в рамках национальных механизмов и международному сотрудничеству на двухсторонней основе.
Особенно полезным представляется сборник статей «Конвергенция в разнообразии. Диалог между МЕРКОСУР и Тихоокеанским альянсом» (исп. Convergenciaenladiversidad. DiálogoentreelMercosurylaAlianzadelPacífico), посвящённый вопросам сближения МЕРКОСУР и Тихоокеанского Альянса, рассматриваемого в данной работе в качестве наглядной модели, позволяющей идентифицировать факторы, препятствующие углублению интеграционных процессов в регионе. Его авторы которого призывают активнее трансформировать МЕРКОСУР, отойдя от протекционизма, и работать и над экономическими аспектами интеграции при интенсивном внедрении инновационных технологий.
Кроме того, существует целый ряд работ как российских, так и зарубежных авторов, посвящённых истории складывания ибероамериканского сообщества. Наиболее ценными из них представляются. В своей статье 1943 г. обозреватель «ForeignAffairs» У. Б.Бристол рассматривает сообщество как идеологическую концепцию, которую испанский каудильо Ф. Франко намеревался использовать для поиска союзников из числа латиноамериканских стран в грядущей мировой войне. Об этом пишет и профессор Мадридского университета Комплутенсе М. де Лема, прослеживающий историю складывания концепции ибероамериканского сообщества. Д.В. Бобрик, исследующий историю испанской философии, в своём выступлении на тему «Концепция «Испанидад» и «испанского» в философском дискурсе ХХ века» отмечает, что в это время представителями интеллигенции как Испании, так и стран Латинской Америки обсуждалась концепция «Испанидад», понимаемая ими как понятие, подчёркивающее мультикультурную общность народов Испании и Южной Америки. Из современных работ, посвящённых истории Ибероамериканского сообщества хотелось бы особо отметить статью Э. М. Кинтеро Ниньо, в которой она прослеживает предпосылки его формирования ещё в начале XIXвека. Автор отмечает, что с восстановлением демократии в Испании идея ибероамериканского сообщества и проведения регулярных мероприятий с целью укрепления отношений со странами Латинской Америки становится приоритетом Испании.
В целом, можно сказать, что ибероамериканское сообщество, в том числе на современном этапе, изучено не так глубоко, поскольку в современных реалиях многие страны предпочитают развивать двухсторонние отношения лишь с ограниченным числом государств Латинской Америки. Об этом свидетельствует и крайне небольшое число монографий, затрагивающих проблематику ибероамериканского сообщества. Эта тенденция актуальна и при выстраивании внешней политики между странами континента. Мало изученной является работа ГИС по реализации различных программ, что по мнению автора, может объясняться, недостаточностью соответствующих данных.
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Отчёты о деятельности ГИС, Испанского агентства международного сотрудничества в целях развития(исп. Agencia Española de Cooperación Internacional y Desarrollo –AECID), а также Программы укрепления сотрудничеств аЮг-Юг (исп. Programa Iberoamericano para el Fortalecimiento de la Cooperación Sur-Sur)за2013–2020гг.
2. Статистические данные ГИС за 2013–2020 гг.
3. Доклады ГИС, Фонда ЕС-ЛАК.
4. Пресс-релизы ГИС и прочих многосторонних организаций Ибероамерики
5. Заключительные декларации и программы действий Ибероамериканских конференций
Для всех этих источников характерна несистематичность и отрывистость информации, отсутствие последовательности в её представлении. Зачастую, материалы сообщают лишь о факте проведения той или иной встречи, без указания каких-либо принятых решений и достигнутых результатов. Официальные заявления Генерального секретаря ГИС Р. Гринспен освещаются фрагментарно, информация о деталях её выступления на многочисленных мероприятиях в экспертном кругу практически отсутствует.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской науке проанализирована роль вклад программ, реализуемых ГИС, в улучшение качества жизни в регионе, для чего в научный оборот впервые введены ежегодные отчёты о деятельности ГИС за 2013–2019 гг.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы достоинства и недостатки ИСН и ГИС как инструмента внутри- и межрегионального сотрудничества, а также даны рекомендации по повышению эффективности данных форм многостороннего сотрудничества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выработать рекомендации по совершенствованию механизмов многостороннего сотрудничества и политического диалога в рамках ГИС и проводимых им Ибероамериканских форумов. Также, его результаты позволяют понять, в каком направлении развиваются интеграционные процессы в Латинской Америки
Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе рассмотрена деятельность ГИС, который изначально задумывался в качестве вспомогательного органа при Ибероамериканских конференциях– встречах лидеров стран Иберийского полуострова и Латинской Америки, тесно связанных друг с другом исторически сложившейся культурно-цивилизационной общностью на протяжении более пяти столетий. На современном этапе перед Секретариатом встала непростая задача сохранения актуальности Ибероамериканских конференций, «затерявшихся» среди новых интеграционных форматов, и самое главное, повышения эффективности данного политического механизма. Чтобы преодолеть «усталость» от конференций, о которой всё чаще говорили политики разных стран, было решено, что с 2014 г. конференция будет проводиться не ежегодно, а раз в два года. Кроме того, учитывая огромное количество задач, требующих совместной работы всех стран-участниц Секретариата, было необходимо дополнить данный формат практической составляющей, интенсифицировав совместную работу в рамках ибероамериканских программ.
Однако, Секретариат был, есть и будет оставаться, прежде всего, площадкой для политического диалога, который важен для всех стран Латинской Америки. Они очень разнородны, например, страны Тихоокеанского альянса, в большей степени ориентированы на США, тогда как страны МЕРКОСУР пытаются прокладывать свой собственный внешнеполитический курс. Меняются и политические циклы – если с начала 2000-х гг. многие исследователи говорили о «левом повороте», то с 2015 г. тенденция обратилась вспять. И тем не менее, всё это время, политический диалог и работа по выполнению достигнутых договорённостей шла с различной интенсивностью, но не останавливалась. Особую важность диалога в рамках Ибероамериканских конференций и под эгидой Секретариата наглядно продемонстрировали гуманитарный кризис, связанный с наплывом венесуэльских беженцев в страны континента, и необходимость совместной борьбы с последствиями пандемии коронавируса. При всём разнообразии подходов латиноамериканских лидеров к решению тех или иных проблем, Секретариат всегда был и остаётся площадкой, где каждая страна имеет возможность открыто донести свою позицию до своих партнёров. И именно это позволяет им искать точки соприкосновения, необходимые для достижения компромисса.
С избранием на пост Генерального секретаря организации Р. Гринспен бывшего вице-президента Коста-Рики, имеющей многолетний опыт работы в Программе развития ООН и обладающей прекрасным знанием специфики проблем развития в регионе, особое внимание стало уделяться достижению целей устойчивого развития. Это неудивительно, поскольку именно Латинская Америка продолжает оставаться регионом с самым высоким уровнем социального неравенства. Важнейшими успехами Секретариата в этом направлении можно назвать Ибероамериканский план по повышению грамотности и обучению в течение жизни, позволивший получить начальное образование десяткам тысяч людей, а также программу по созданию банков материнского молока, внедрение которых позволило снизить младенческую смертность в регионе. Интенсивно развивается инициатива по развитию академической мобильности CampusIberoamérica, в рамках которой уже более 40 тыс. студентов получили возможность пройти стажировку в какой-либо из стран Сообщества.Активно обсуждается необходимость вовлечения молодёжи в разработку молодёжной политики. Кроме того, в последние несколько лет Секретариат активно включает в повестку дня проблемы людей с инвалидностью, хотя говорить о каких-то результатах в данной сфере пока преждевременно. То же самое относиться и к проблематике защиты прав коренных народов. Помимо этого, по мнению автора, надлежит интенсифицировать работу в рамках Программы обеспечения доступа к правосудию, и сконцентрировать усилия на повышении правовой грамотности широких слоёв населения.
Не менее важным представляется и повышение конкурентоспособности Латинской Америки на мировых рынках. Пожалуй, наиболее весомым вкладом ГИС в решение этой задачи является Программа по развитию науки и технологий, позволившая тысячам исследовательских коллективов проводить совместные научные исследования, в ходе которых разрабатываются новейшие методы очистки воды, предотвращения лесных пожаров. Все эти разработки имеют прикладной характер и направлены на решение насущных проблем континента. Кроме того, в рамках проекта получают поддержку инновационные стартапы. Не менее важно и создание благоприятного делового климата в странах Латинской Америки. Представители Секретариата на регулярной основе принимают участие в организации Ибероамериканских деловых встреч, где с представителями малого, среднего и крупного бизнеса обсуждаются вопросы гармонизации законодательства, повышения прозрачности ведения бизнеса. Представляется, что малые и средние предприятия могли бы активнее привлекаться к решению задач в рамках программ ГИС на местах.
Сотрудничество ГИС в области культуры, являющейся краеугольным камнем Ибероамериканского сообщества наций, в последние годы направлено на «продвижение культуры в массы», прежде всего, за счёт цифровизации музейных фондов. Однако, не менее важной представляется и задача сохранения богатейшего культурного наследия, являющегося достоянием не только Южной Америки, но и всего человечества. Следует помнить, что музейные фонды латиноамериканского континента уязвимы перед лицом стихийных бедствий.
Также, Секретариат выступает органом, ответственным за обучение кадров, вовлечённых в сотрудничество по линии Юг-Юг – между развивающимися странами. Такое сотрудничество развивается преимущественно между государствами Южной Америки, а также со странами Карибского бассейна. Однако, интенсифицируется и сотрудничество со странами Африки и Азии.
В целом, за последние несколько лет темпы развития сотрудничества в рамках Секретариата замедлились, что может объясняться кризисными явлениями в экономиках стран региона, таких как Бразилия или Аргентина. Можно предположить, что в ближайшем будущем данная тенденция станет ещё более заметной ввиду экономического спада, вызванного пандемией коронавируса и затронувшего все страны Ибероамерики. Однако, следует сказать, что в долгосрочной перспективе интенсификация сотрудничества потребует многократного увеличения финансирования, что представляется маловероятным, поскольку основные ресурсы страны направляют на решение внутренних проблем в рамках национальных механизмов. В большинстве случаев программы Секретариата предусматривают оказание технической, экспертной поддержки и обмен опытом, а не выделение денежных средств. Кроме того, необходимо повысить прозрачность механизмов сотрудничества, однако, сам Секретариат признаёт, что предусмотренные им механизмы мониторинга реализации программ не работают. Это, отчасти, может объясняться разнообразием вовлечённых в них акторов, а также отсутствием интереса общественности к практической деятельности Секретариата. Несмотря, на то, что ежегодные отчёты о деятельности Секретариата находятся в открытом доступе, в них содержится сугубо фактическая информация, не отражающая сути проделанной работы, что значительно затруднило проведение данного исследования. Позитивным шагом, направленным на повышение прозрачности Секретариата, можно назвать запуск портала «Мы –Ибероамерика». Однако, в будущем хотелось бы видеть в открытом доступе более конкретные финансовые и статистические показатели, которые бы наглядно показывали реальный вклад той или иной программы в улучшение качества жизни населения. Представляется крайне важным наладить эффективное взаимодействие Секретариата и представителей гражданского общества, которое на сегодняшний день скорее является чисто формальным. Необходимо сделать существующий механизм такого взаимодействия – Ибероамериканские гражданские встречи– более регулярными и содержательными.
Ибероамериканские конференции и Секретариат занимают важное место среди многочисленных интеграционных инициатив континента. Представляется целесообразным включить в повестку конференций вопросы сближения Тихоокеанского альянса и МЕРКОСУР. Также, по мнению автора, большой потенциал имеет налаживание систематической работы Секретариата с государствами и международными организациями, имеющими статус наблюдателя при Секретариате, в особенности с учреждениями системы ООН для достижения целей устойчивого развития.
Наконец, важна роль лично Генерального Секретаря Р. Гринспен как представителя стран Латинской Америки в органах Европейского союза при решении вопросов, связанных с ратификацией торговых соглашений и при распределении финансовой помощи, а также на различных европейских мероприятиях. В то же время, при взаимодействии с Европой секретариату приходиться сталкиваться с конкурирующими интеграционными форматами– прежде всего, речь идёт о Фонде ЕС-ЛАК, который также обладает международной правосубъектностью и имеет очень схожие цели и задачи. Сейчас политический диалог между Европейским союзом и Латинской Америкой практически заморожен, однако, Секретариат мог бы выступить одним из инициаторов его возобновления, учитывая, что, в частности, Р. Гринспен имеет позитивный опыт взаимодействия с заинтересованными сторонами. Особняком в сотрудничестве ГИС со странами Европы, стоит, конечно же, Испания, которая, несмотря на ведущиеся дискуссии о релевантности ибероамериканского проекта, сохраняет лидерство в ИСН, инициатором создания которого выступила 30 лет назад.
В целом, в рассматриваемый период Секретариат сконцентрировался на координации усилий стран-участниц по достижению целей устойчивого развития – эта задача требует долгосрочной систематической работы. Несмотря на многообразие интеграционных проектов в регионе, Ибероамериканские конференции остаются аутентичным форматом, основанном на исторической близости иберийских и южноамериканских стран и трансформирующимся в соответствии со стремительно меняющимися реалиями. Представляется, что именно Секретариат является главной движущей силой такой трансформации. А его деятельность по решению насущных проблем региона, выступая важнейшим фактором сплочённости Латинской Америки, только набирает обороты.



1. Отношения с Иберо-американским генеральным секретариатом и проект меморандума о взаимопонимании между ЮНЕСКО и этой региональной организацией//ЮНЕСКО. 7 августа 2019. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000369701_rus/PDF/369701rus.pdf.multi (дата обращения: 26.04.2020)
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи 69/2. Итоговый документ пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи под названием «Всемирная конференция по коренным народам»// ООН. 22 сентября 2014 года. URL:https://undocs.org/ru/A/RES/69/2 (дата обращения: 06.02.2021)
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи 70/1. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития…» //ООН. 25 сентября 2015 года. С. 26. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 04.01.2021)
4. Устав Организации американских государств// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1902051 (дата обращения: 01.10.2020)
5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"// КонсультантПлюс. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c (дата обращения: 26.01.2021)
6. Carta cultural iberoamericana// SEGIB. – 8 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Carta-cultural-iberoamericana.pdf (датаобращения: 08.04.2021)
7. Comunicado especial sobre personas con discapacidad//SEGIB. 2018. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/13.-COM.-ESP.-PERSONAS-CON-DISCAPACIDAD_VF_E.pdf (дата обращения: 06.02.2020)
8. Convenio de Bariloche//SEGIB. – 4 р. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Convenio%20Bariloche.pdf (датаобращения: 26.01.2021)
9. Declaración de Guadalajara//SEGIB. Guadalajara, 19 de julio de 1991. – 7 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Primera-Cumbre-Iberoamericana-de-Jefes-de-Estado-y-de-Gobierno.pdf (дата обращения: 27.09.2020)
10. Declaración de Guatemala: compromiso iberoamericano por el desarrollo sostenible// SEGIB. 16 de noviembre de 2018. – 10 р. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/00.1.-DECLARACION-DE-LA-XXVI-CUMBRE-GUATEMALA_VF_E.pdf (дата обращения: 29.12.2020)
11. Declaración de Salamanca//SEGIB. 2005. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Declaracion%20de%20Salamanca.pdf (датаобращения: 29.09.2020)
12. Council Decision 6052/19//European Council. 9 April 2019. -5 p. URL: https://consilium.europa.eu/media/39180/st06052-en19.pdf (дата обращения: 12.05.2021)
13. European Parliament resolutions on EU-LAC relations (2006-2020)//EUROLAT. 2020. URL: https://europarl.europa.eu/intcoop/eurolat/key_documents/ep_resolutions_en.htm (дата обращения: 07.03.2020)
14. Estatuto de la Secretaría General Iberoamericana// SEGIB. -7 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/estatutosegib.pdf (датаобращения: 04.03.2021)
15. Programa de acción de Veracruz//SEGIB. 9 de diciembre de 2014. – 6 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/2.%20Programa%20de%20Acci%C3%B3n%20Veracruz-E.pdf (датаобращения: 06.01.2021)
16. Resolución sobre la Renovación de la Conferencia Iberoamericana//SEGIB. 2013. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/RESOLUCI%C3%93N%20RENOVACI%C3%93N%20CONFERENCIA-XXIII-E.pdf (дата обращения: 06.01.2021)
17. Respuesta del alto representante y vicepresidente Borrell…E-000617/2020(ASW) //EuropeanParliament. 15 de mayo de 2020. URL: https://europarl.europa.eu/doceo/document/E-9-2020-000617-ASW_ES.html (дата обращения: 19.05.2021)
18. XIX Conferencia Iberoamericana de Ministros de Cultura// SEGIB. La Antigua Guatemala.- 4 de mayo de 2018. – 5 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/DCL-MINISTROS-CULTURA-2018-FINAL.pdf (датаобращения: 02.01.2021)
Статистические данные
19. Andorra en la Cooperación Iberoamericana//SEGIB. 2019. – 2p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/1_Andorra_sept-2019.pdf (дата обращения: 25.05.2021)
20. Campus en cifras// Campus Iberoamérica. URL: https://campusiberoamerica.net/es/campus-en-cifras (дата обращения: 17.02.2021)
21. Centros de Formación//AECID. URL: https:// aecid.es/ES/Paginas/La%20AECID/Estructura/AECID%20en%20el%20Exterior/CF.aspx (датаобращения: 25.05.2021)
22. Cuba en la Cooperación Iberoamericana entre 2009 y 2017//SEGIB. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Cuba_CoopIber_mayo2018.pdf (дата обращения: 24.11.2020)
23. Damen, M. La Unión Europea y sus socios comerciales//Parlamento de Europa. 10-2020. URL: https://europarl.europa.eu/factsheets/es/sheet/160/la-union-europea-y-sus-socios-comerciales (дата обращения: 15.05.2021)
24. Grynspan, R. Prólogo/R. Grynspan//Convergencia en la diversidad.../Ramírez, A. et al. Montevideo. 2018. - 173 p. - P. 12. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Convergencia_MSAP.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
25. La Fundación Carolina en cifras// Fundación Carolina. URL: https://fundacioncarolina.es/la-fc-en-cifras (дата обращения: 25.05.2021)
26. La participación de los países iberoamericanos en los programas e iniciativas de la Cooperación Iberoamericana// SEGIB. URL: https://cooperacioniberoamericana.org/informe-pais-pici (датаобращения: 10.01.2021)
27. Nuestra Cooperación al detalle// SEGIB. URL: https://cooperacioniberoamericana.org/es/detalle-cooperacion (дата обращения: 28.12.2020)
28. Nuestra cooperación: cifras globales//SEGIB. URL: https://cooperacioniberoamericana.org/es/cifras-globales (дата обращения: 28.12.2020)
29. Observadores asociados y consultivos de la Conferencia Iberoamericana// SEGIB. URL: https://segib.org/cumbres-iberoamericanas/observadores (датаобращения: 26.04.2020)
30. Portugal en la Cooperación Iberoamericana//SEGIB. 2019. P. 1. URL: https://www.segib.org/wp-content/uploads/Portugal_CoopIber_abril-2019_ES.pdf (дата обращения: 25.05.2021)
31. Programas, iniciativas y proyectos adscritos de la Cooperación Iberoamericana// SEGIB.Abril 2020. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Listado-PIPA.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
32. Registro de Redes Iberoamericanas//SEGIB. URL: https://segib.org/redes-iberoamericanas (дата обращения: 02.05.2021)
33. Rendición de cuentas//TECHO. 2019. URL: https://techo.org/rendicion-de-cuentas (датаобращения: 03.01.2021)
34. Tenedores de las acciones//CAF. 05/01/2021. URL: https://caf.com/media/3041756/accionistas-caf.pdf (дата обращения: 02.05.2021)
35. World Development Indicators//The World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=SE.ADT.LITR.FE.ZS&country=LCN# (дата обращения: 10.01.2021)
Доклады
36. Кузнецова Э. Е., Молодёжная политика латиноамериканских государств в начале XXI века//Российская ассоциация международных исследований. - 2 стр. URL: risa.ru/images/9theses/29/12Kuznetsova_sec29.doc (дата обращения: 22.02.2021)
37. Alonso, J.A. Iberoamérica y los Objetivos de Desarrollo Sostenible//SEGIB. Junio 2017. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/LosODSeIberoam--ricaweb.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
38. Emprender en Iberoamérica. Mapeo de actores e instrumentos de apoyo a la actividad emprendedora 2017//SEGIB. 2017. – 106 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/EMPRENDER-EN-IBEROAMERICA.pdf (дата обращения: 07.03.2020)
39. Encuentros cívicos iberoamericanos: historia, trayectoria y presente//Liga Iberoamericana de Organizaciones de la Sociedad Civil. 2019. – 232 p. URL: https://eulacfoundation.org/es/system/files/historicos-encuentros-civicos-vdefdic2019.pdf (дата обращения: 07.03.2020)
40. Informe anual 2016 para la SEGIB del Programa Iberoamericano de Ciencia y Tecnología para el Desarrollo// SEGIB. 2016. –17 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Informe-2016_CYTED.pdf (дата обращения: 06.01.2021)
41. Informe de la Cooperación Sur-Sur en Iberoamérica 2018//PIFCSS. 2019. URL:https://cooperacionsursur.org/images/2019/BAJA_sur_sur2018_ES_completo.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
42. Informe de los programas, iniciativas y proyectos adscritos de la Cooperación Iberoamericana//SEGIB. Madrid.-2019.-114 p.URL:https://segib.org/wp-content/uploads/INFORME_PROGRAMAS_INICIATIVAS_web.pdf (дата обращения: 03.05.2020)
43. Iniciativa regional América Latina y Caribe libre de trabajo infantil. URL: https://iniciativa2025alc.org/sites/default/files/IR-brochure-es.pdf (дата обращения: 08.03.2021)
44. La consolidación del Espacio Cultural Iberoamericano// SEGIB. 2013.- 47 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Informe_ECI_2013_%28ESP%29.pdf (дата обращения: 02.01.2021)
45. La renovación de la Cooperación Iberoamericana. Transformaciones para una agenda post-2015/coord. Arriola S. et al.//AECID. URL: https://aecid.es/Centro-Documentacion/Documentos/Publicaciones%20coeditadas%20por%20AECID/Renovacion-cooperacion-iberoamericana.pdf (дата обращения: 18.07.2020)
46. Lugo, E. El transporte marítimo de corta distancia (TMCD) enMesoamérica...//Cuadernos mesoamericanos. Contribuciones sectoriales de Mesoamérica a la Agenda 2030. 2020. РР. 72-91. URL: http://proyectomesoamerica.org/images/Documentos-de-soporte-CT-CAF-DEPM/cuadernoTMCD/CUADERNOS-MESOAMERICANOS-2020---Cuaderno-TMCD-4a.pdf (датаобращения: 08.03.2021)
47. Manual operativo de los programas, iniciativas y proyectos adscritos de la Cooperación Iberoamericana// SEGIB.Octubre 2016. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Manual-Operativo-de-los-Programas-Iniciativas-y-Proyectos-Adscritos-de-la-Cooperacion-Iberoamericana.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
48. Memoria SEGIB 2013//SEGIB.-183 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Cumbrememoria13WEBCAST.pdf (дата обращения: 06.02.2021)
49. Memoria anual 2015// SEGIB. 2016.- 149 p. URL:https://segib.org/memoria2015/assets/Memoria2015_SEGIB.pdf (датаобращения: 06.03.2021)
50. Memoria anual 2016// SEGIB. 2017.- 178 p. URL: https://segib.org/memoria2016/wp-content/uploads/2017/09/Memoria2017_SEGIB_BAJA.pdf (датаобращения: 31.12.2020)
51. Memoria anual 2018// SEGIB. 2018. - 178 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/SEGIB-Memoria_2018_OK.pdf (датаобращения: 31.12.2020)
52. Memoria anual 2019// SEGIB. 2019.- 160 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Segib_memoria_2019_es1.pdf (датаобращения: 31.12.2020)
53. Memoria de actividades de la Secretaría General Iberoamericana 2014// SEGIB.- 160 p. URL: https://issuu.com/segibpdf/docs/memoria2014segib (дата обращения: 26.01.2021)
54. Memoria 2015. Preparados para nuevos retos//AECID. P. 43. URL: http://memoria.aecid2017.aecid.es/wp-content/uploads/2018/11/Memoria-AECID2017_V5.pdf (дата обращения: 25.05.2021)
55. Plan iberoamericano de alfabetización y educación básica de personas jóvenes y adultas. Informe 2014-2015// SEGIB. URL:https://segib.org/wp-content/uploads/Informe-2014-2015-PIALV.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
56. PRESANCA II. Informe final//Ministerio de Asuntos Exteriores de Finlandia. Mayo 2017. – 116 p. URL: https://info.undp.org/docs/pdc/Documents/NIC/PRESANCA%20II%20%E2%80%93%20FINLANDIA.pdf (дата обращения: 10.05.2021)
57. Programa iberoamericano sobre la situación de los adultos mayores en la región//OISS. 2011. – 16 p. URL: https://oiss.org/wp-content/uploads/2000/01/Programa_ADULTOS_MAYORES_documento_aprobado_XXI_CUMBRE.pdf (датаобращения: 04.01.2021)
58. Xalma, C. Informe de la Cooperación Sur-Sur en Iberoamérica 2013-2014//PIFCSS. Abrilde 2014. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Informe%20de%20la%20Cooperacion%20Sur-Sur%20en%20Iberoamerica%202013-2014.pdf (дата обращения: 08.03.2021)
59. Xalma, C. y López, S. Informe de la Cooperación Sur-Sur en Iberoamérica 2016//SEGIB. Septiembre de 2016.- 237 р. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/informeCSS-ES-20161.pdf (датаобращения: 08.03.2021)
60. Xalma, C. y López, S. Informe de la Cooperación Sur-Sur en Iberoamérica 2017//SEGIB. Octubrede 2017.-228 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/informe_espannol_2017_web.pdf (дата обращения: 08.03.2021)
61. Xalma, C. Informe de la Cooperación Sur-Sur en Iberoamérica 2019//SEGIB. Marzode 2020. -211 р. URL: https://informesursur.org/download/5260 (дата обращения: 08.03.2021)
Стенограммы
62. Palabras de bienvenida de Rebeca Grynspan// SEGIB. 2 de octubre de 2015. - 4 p. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/20151002_Universidad-Estatal-San-Petersburgo_Conferencia-v2.pdf (датаобращения: 09.01.2021)
Брошюры
63. The Euro-Latin American Parliamentary Assembly//European Parliament. February 2019. URL: https://europarl.europa.eu/intcoop/eurolat/key_documents/flyer_eurolat_en.pdf (дата обращения: 10.05.2021)
Биографии
64. Rebeca Grynspan. Secretaria General Iberoamericana//SEGIB. URL: https://segib.org/ckfinder/userfiles/files/Biografia%20Rebeca%20Grynspan.pdf (дата обращения: 25.09.2020)
Литература
Монографии
65. del Arenal, C. Política exterior de España y relaciones con América Latina. Iberoamericanidad, europeización y atlantismo en la política exterior española//C. del Arenal. – 589 p. URL: https://academia.edu/885876/Pol%C3%ADtica_exterior_de_Espa%C3%B1a_y_relaciones_con_Am%C3%A9rica_Latina._Iberoamericanidad_europeizaci%C3%B3n_y_atlantismo_en_la_pol%C3%ADtica_exterior_espa%C3%B1ola (датаобращения: 06.02.2020)
Статьи
66. Бобрик, Д. В. Концепция «Испанидад» и «испанского» в философском дискурсе ХХ века //Д. В Бобрик/ Международная научно-практическая интернет-конференция «Испания и Россия: диалог культур в свете современной цивилизационной парадигмы», сборник материалов. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/20751/Bobrik_D.V..pdf (дата обращения: 25.09.2020)
67. Ващенко, Ю. Возможен ли рост экономики Латинской Америки в 2021?//LACRUS. URL: https://lacrus.org/2021/01/14/vozmozhen-li-rost-ekonomiki-latinskoj-ameriki-v-2021 (дата обращения: 09.02.2021)
68. Газизуллин, Н. Ф. и др. Международная интеграция как категория экономической науки и конкретная форма интернационализации хозяйственной жизни//Н. Ф. Газизуллин и др./ Проблемы современной экономики.-N 3/4. -2002. URL: http://m-economy.ru/art.php?nArtId=100 (дата обращения: 09.02.2021)
69. Гонтарь, Н. В. Глобальный «Юг»: особенности формирования геоэкономического потенциала/Н. В. Гонтарь//Вестник ВГУ.- География. Геоэкология, - 2018.-3. URL: http://vestnik.vsu.ru/pdf/geograph/2018/03/2018-03-01.pdf (дата обращения: 01.03.2021)
70. Гребёнкина, Е. В. Современная дипломатия на пути к сетевой структуре мира//Е. В.Гребёнкина/ Международная жизнь. 4. – 2017. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1839 (дата обращения: 18.07.2020)
71. Гриценко И. А. Ибероамериканское Сообщество Наций: кризис, обновление, перспективы//И. А. Гриценко/ Ибероамериканские тетради. 2016;(1) С. 67–72. URL: https://doi.org/10.46272/2409-3416-2016-1-67-72 (дата обращения: 26.04.2020)
72. Крылов, С. А. Многосторонняя дипломатия латиноамериканских государств (к вопросу о перспективахинтеграционных процессов в ЛАКБ)//Вестник МГИМО-Университета. 2010. URL: https://mgimo.ru/files/138691/vestnik_09-05_krilov.pdf (дата обращения: 25.07.2020)
73. Пивоварова, Н. С. Истоки программы «Союз ради прогресса» в идее «Панамериканской операции» Ж. Кубичека // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. - №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-programmy-soyuz-radi-progressa-v-idee-panamerikanskoy-operatsii-zh-kubicheka (дата обращения: 28.09.2020)
74. Пискун, И. П. Куба в интеграционных процессах Латинской Америки в начале XXI века/И. П. Пискун//Латинская Америка. 2011. –9. –С. 74–80. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_16550334_91555306.pdf (дата обращения: 24.11.2020)
75. Растольцев, С.В. «Глобальный Юг»: происхождение и эволюция термина/ С. В.Растольцев// Мировое развитие. Выпуск 19 «Глобальный Юг» в полицентричном миропорядке (19–20 апреля 2018 г., Москва)/ ИМЭМО РАН; ред. К. Н. Вода и др. - Москва: ИМЭМО РАН, 2018. – 226 с. – С. 5–11. URL: https://imemo.ru/files/File/ru/publ/2018/2018_29.pdf (дата обращения: 22.02.2021)
76. Сидоренко, Т.В.Испанские инвестиции в Латинской Америке: перед лицом новых вызовов./Т.В. Сидоренко// Ибероамериканские тетради. 2016. № 1. URL:https://iberpapers.org/jour/article/view/10/10 (дата обращения: 02.05.2020)
77. Тайар, В. М. Евросоюз и Латинская Америка в контексте межрегионального взаимодействия/В.М. Тайар// Современная Европа. 2019. №4 (89).С. 16–26.URL: http://sov-europe.ru/2019/4-2019/2.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
78. Челядинский, А. Международная проблематика в мировоззрении и практике Хосе Марти (к 160-летию со дня рождения)/А. Челядинский// Журнал международного права и международных отношений. – 2013. - № 2. СС. 35–42. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/45704/1/2013_2_JILIR_chelyadinsky.pdf (дата обращения: 30.09.2020)
79. Школяр, Н. Латинская Америка: прогнозы восстановления после COVID-19//РСМД. 21 января 2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/latin-america/latinskaya-amerika-prognozy-vosstanovleniya-posle-covid-19 (дата обращения: 09.02.2021)
80. Яковлев, П. П. Долгий путь становления (К 25-летию первого ибероамериканского саммита)/П. П. Яковлев//Перспективы. - 2016. URL: http://perspektivy.info/oykumena/amerika/dolgij_put_stanovlenija_k_25-letiju_pervogo_iberoamerikanskogo_sammita_2016-11-14.htm (дата обращения: 06.02.2020)
81. Яковлев, П. П. Ибероамериканские саммиты в системе отношений между странами Евросоюза и Латинской Америки/П. П. Яковлев // АПЕ. 2018. №3. С. 63–84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iberoamerikanskie-sammity-v-sisteme-otnosheniy-mezhdu-stranami-evrosoyuza-i-latinskoy-ameriki (дата обращения: 06.02.2020)
82. Яковлев, П. П.Ибероамериканский саммит - 2012: неоднозначные результаты/П. П. Яковлев // Перспективы. 2012. URL:http://perspektivy.info/oykumena/amerika/iberoamerikanskij_sammit--2012_neodnoznachnyje_rezultaty_2012-12-11.htm (дата обращения: 18.07.2020)
83. Яковлев, П. П. Ибероамериканское сообщество наций: итоги двадцатилетия/П. П. Яковлев// Перспективы.–2010. URL: http://perspektivy.info/oykumena/amerika/iberoamerikanskoje_soobshhestvo_nacij_itogi_dvadcatiletija_2010-12-23.htm (дата обращения: 18.07.2020)
84. Alemián, C. Dónde estamos: Enfoque crítico de la Comunidad Sudamericana de Naciones//Universum (Talca).-22(2). – 2007. PP. 278–284. URL: https://dx.doi.org/10.4067/S0718-23762007000200018 (дата обращения: 20.05.2021)
85. Álvarez, C. Ch. Convergencia Mercosur-Alianza del Pacífico y convergencia latinoamericana / C. Ch. Álvarez// Convergencia en la diversidad.../Ramírez, A. et al. Montevideo. 2018. - 173 p. - PP. 84–96. URL:https://segib.org/wp-content/uploads/Convergencia_MSAP.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
86. Álvaro, C. España ensancha su atractivo como ‘hub’ para las ‘multilatinas’ /C. Álvaro//Capital Madrid. 8 de agosto de 2019. URL: https://capitalmadrid.com/2019/8/8/53776/espana-ensancha-su-atractivo-como-hub-para-las-multilatinas.html (датаобращения: 28.09.2020)
87. Aravena, F.R. Las Cumbres y las relaciones birregionales/F. R. Aravena// La Diplomacia de las Cumbres: Retos y oportunidades de los nuevos regionalismos/ed. Ortiz M.S. FLACSO. San José. - 2013. - 166 p. - PP.135-140. URL:https://eulacfoundation.org/es/system/files/4.Diplomacia%20de%20Cumbres.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
88. Bartesanghi, I. M. yMeglar, N. Análisis del proceso de convergencia iniciado entre la Alianza del Pacífico y el Mercosur/ I. M. Bartesanghi, yN. Meglar. Fundación Konrad Adenauer. December 2018. URL:https://researchgate.net/publication/332902698 (датаобращения: 03.05.2020)
89. Batlle, A. Andorra y el concierto internacional (y europeo)/A. Batlle//Anuario Internacional CIDOB. 2020. PP. 257–258. URL: https://cidob.org/articulos/anuario_internacional_cidob/2020/andorra_y_el_concierto_internacional_y_europeo (дата обращения: 25.05.2021)
90. Bonilla, A. Genética y naturaleza de CELAC/A. Bonilla // La Diplomacia de las Cumbres: Retos y oportunidades de los nuevos regionalismos/ed. Ortiz M.S. FLACSO. San José. - 2013. - 166 p. - PP. 101–106. URL: https://eulacfoundation.org/es/system/files/4.Diplomacia%20de%20Cumbres.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
91. Bristol, W. B. Hispanidad in South America/W.B. Bristol// Foreign Affairs. - January 1943.- 21.- 2.- PP. 312 - 321. URL: https://proxy.library.spbu.ru:4166/HOL/P?h=hein.journals/fora21&i=318. (дата обращения: 26.09.2020)
92. Brolan, C.E. A word of caution: human rights, disability, and implementation of the post-2015 Sustainable Development Goals/ C.E. Brolan// Laws. - 2016. № 5. -18 p. URL: https://mdpi.com/2075-471X/5/2/22/pdf (дата обращения: 03.01.2021)
93. Butkeviciene, J. A differentlevelgame/J.Butkeviciene// La Diplomacia de las Cumbres: Retos y oportunidades de los nuevos regionalismos/ed. Ortiz M.S. FLACSO. SanJose. 2013. - PP. 31–34. URL:https://eulacfoundation.org/es/system/files/4.Diplomacia%20de%20Cumbres.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
94. Caetano, G. Integración y convergencia en América Latina: algunos retos de la coyuntura actual/G. Caetano//Convergencia en la diversidad.../Ramírez, A. et al. Montevideo. 2018. - 173 p. - PP. 100–114. URL:https://segib.org/wp-content/uploads/Convergencia_MSAP.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
95. Calvento, M. y Rolandi, M. L. Reconfiguración de la Cooperación Sur-Sur en la región latinoamericana y la participación internacional de los actores subnacionales//Revista Mexicana de Ciencias Políticas y Sociales.-224.-2015.-PP. 315-348. URL: https://sciencedirect.com/science/article/pii/S018519181530012X (дата обращения: 08.03.2021)
96. Carranza Ugarte, L. El reto de la integración latinoamericana por una imperativa convergencia de los esquemas subregionales/L. Carranza Ugarte//Convergencia en la diversidad.../Ramírez, A. et al. Montevideo. 2018. - 173 p. - PP. 16–22. URL:https://segib.org/wp-content/uploads/Convergencia_MSAP.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
97. de Lema, M.M. En torno al concepto de comunidad iberoamericana/M. M. de Lema// Revista de estudios políticos. - 1973. - Nº 187. - PP. 319-336. URL: https://dialnet.unirioja.es/descarga/articulo/1710478.pdf (дата обращения: 25.09.2020)
98. del Arenal, C.La dimensión regional de la política iberoamericana de España/C. del Arenal//Quórum. Revista de pensamiento iberoamericano. - Núm. 19. -2007. - Universidad de Alcalá. Madrid. P. 27-36. URL:https://redalyc.org/pdf/520/52023599002.pdf (дата обращения: 01.07.2020)
99. Ferrero-Waldner, B. La diversidad de América Latina de cara al Acuerdo Transatlántico / B. Ferrero-Waldner//Las Américas y la Unión Europea ante los nuevos escenarios en las relaciones comerciales y políticas/ed. Ortiz M.S. FLACSO. San José.- 2014. - 209 p. - PP. 57–65. URL: https://flacso.org/sites/default/files/Documentos/libros/secretaria-general/Las%20Americas%20y%20la%20UE.pdf (дата обращения: 12.05.2021)
100. Hernández, M. C. Multilatinas: qué son, cuántas hay y cuál es su relevancia para la región /M. C. Hernández//France 24. 10/10/2019. URL: https://france24.com/es/20191009-multilatinas-que-son-relevancia-region (дата обращения: 28.09.2020)
101. Hoyos, N. y Julián, A. La VI Cumbre Unión Europea América Latina y el Caribe ¿Una cumbre de resultados?/N. Hoyos y A. Julián//VIA IURIS, núm. 9.- 2010.- PP. 123-138. URL: http://redalyc.org/articulo.oa?id=273919441006 (датаобращения: 12.05.2021)
102. García, A. Destinan 60 mdp a albergues para menores migrantes/A. García//El Universal. 17/07/2019. URL: https://eluniversal.com.mx/nacion/destinan-60-mdp-albergues-para-menores-migrantes (дата обращения: 14.11.2020)
103. Gómez de Olea, P. España ante el futuro acuerdo UE-EE.UU./P. Gómez de Olea//Las Américas y la Unión Europea ante los nuevos escenarios en las relaciones comerciales y políticas/ed. Ortiz M.S. FLACSO. San José. - 2014. - 209 p. - PP. 29–34. URL: https://flacso.org/sites/default/files/Documentos/libros/secretaria-general/Las%20Americas%20y%20la%20UE.pdf (дата обращения: 12.05.2021)
104. Garcia,J. M. Ibero-America, acommunitybasedonculture//J. M. Garcia/UNOMagazine. November 2014.-18.URL: https://uno-magazine.com/number-18/ibero-america-a-community-based-on-culture (дата обращения: 29.12.2020)
105. Lechini, G. yMorasso, C. La cooperación Sur-Sur en el Siglo XXI. Reflexiones desde América Latina. Anuario de Integración. - 2015.- 11. PP. 115–133. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/132564413.pdf (дата обращения: 22.02.2021)
106. Malamud, C. España entre América Latina e Iberoamérica/C. Malamud// Real Instituto Elcano. 30/01/2019. URL: http://realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_es/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/politicaexteriorespanola/ari12-2019-malamud-espana-entre-america-latina-e-iberoamerica (дата обращения: 01.05.2020)
107. Muñoz Valenzuela, H. B. Integración regional: el camino de la voluntad política con realismo/H. B. Muñoz Valenzuela//Convergencia en la diversidad.../Ramírez, A. et al. Montevideo. 2018. - 173 p. - PP. 152–160. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Convergencia_MSAP.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
108. Nunes, A. Mercosur y Alianza del Pacífico: fortalecimiento de los vectores de integración /A. Nunes //Convergencia en la diversidad.../Ramírez, A. et al. Montevideo. 2018. - 173 p. - PP. 30–40. URL: https://segib.org/wp-content/uploads/Convergencia_MSAP.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
109. Ortiz, M.S. Introducción/M.S. Ortiz// La Diplomacia de las Cumbres: Retos y oportunidades de los nuevos regionalismos/ed. Ortiz M.S. FLACSO. San José. - 2013. - 166 p. - PP. 9–14. URL: https://eulacfoundation.org/es/system/files/4.Diplomacia%20de%20Cumbres.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
110. Quintero Niño, E. M. La Comunidad Iberoamericana de Naciones: su evolución y contribuciones a las relaciones iberoamericanas/E. M. Quintero Niño// Revista de la Inquisición: (intolerancia y derechos humanos) - 2013. № 17. PP. 205–244. URL: https://dialnet.unirioja.es/descarga/articulo/4616718.pdf (дата обращения: 24.09.2020)
111. Palacio, J. F. ¿Distracción o norte? La convergencia Alianza del Pacífico-MERCOSUR//J. F. Palacio/Real Instituto Elcano. 3/2/2020. URL: http://realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_es/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/ari10-2020-palacio-distraccion-o-norte-convergencia-alianza-del-pacifico-mercosur (дата обращения: 01.05.2020)
112. Salafranca, J. I. Menos paternalismo y más igualdad/J. I. Salafranca// La Diplomacia de las Cumbres: Retos y oportunidades de los nuevos regionalismos/ed. Ortiz M.S. FLACSO. San José. - 2013. - 166 p. - P. 23–26. URL: https://eulacfoundation.org/es/system/files/4.Diplomacia%20de%20Cumbres.pdf (дата обращения: 26.04.2020)
113. Salafranca, J. I. Situaciones diferentes, un mismo objetivo/J. I. Salafranca// Las Américas y la Unión Europea ante los nuevos escenarios en las relaciones comerciales y políticas/ed. Ortiz M.S. FLACSO. San José. - 2014. - 209 p. - P. 48–56.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ