Введение 2
Глава 1. Инфотейнмент как способ подачи информации 7
1.1. Природа инфотейнмента: интерпретация понятия 7
1.2. Классификация приемов инфотейнмента 18
Глава 2. Инфотейнмент в информационных программах Первого канала и НТВ: сравнительный анализ 31
2.1. Приемы инфотейнмента в информационных программах Первого канала 31
2.1.1. Программы «Новости» и «Время» 36
2.1.2. «Доброе утро» 45
2.2. Приемы инфотейнмента в информационных программах НТВ 50
Заключение 67
Литература 70
Сегодня для поддержания своего существования и высоких рейтингов СМИ в большей степени опираются на интересы и запросы аудитории, в приоритете которой стала развлекательная информация. Поэтому современное телевещание характеризуется усилением развлекательной функции. Вследствие этого в медийном пространстве возник новый стиль подачи информации – инфотейнмент. Данный термин образован от двух английских слов «information» и «entertainment»: представляет собой подачу информации в развлекательной, упрощенной форме. В массмедийной среде появилась группа информационно-развлекательных программ. В них значительно сокращается процент аналитической информации, которая требует от зрителя осмысления и вдумчивости. Сенсационность, драматизация сюжетов, акценты на интересные детали и подробности во многом стали ключевыми факторами привлечения внимания телезрителей. Поэтому инфотейнмент является одним из наиболее перспективных и распространенных способов презентации информации и взаимодействия со зрительской аудиторией. Данное явление стало важной частью современного телеэфира и нуждается в изучении и анализе наравне с другими явлениями телевещания. Этим определяется актуальность темы нашей дипломной работы.
Целью данной дипломной работы является выявление особенностей приемов инфотейнмента на федеральных телеканалах.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить категориальные характеристики метода инфотейнмент;
2. предпринять попытку классификации приемов инфотейнмента, выявив их в информационных программах;
3. провести сравнительный анализ приемов инфотейнмента, используемых в эфире Первого канала и НТВ.
Степень разработанности темы. В научной среде еще не выработан единый подход к интерпретации понятия «инфотейнмент»: исследователи расходятся во мнениях, как трактовать этот феномен. Это свидетельствует о том, что данная тема недостаточно изучена. Причиной недостаточной разработанности темы можно считать относительно недолгую историю инфотейнмента на отечественном и даже мировом телевидении.
Объект нашего исследования – информационные программы, выходящие в эфир одних из главных федеральных каналов страны: НТВ и Первого канала. Для исследования мы выбрали эти каналы, руководствуясь следующими фактами: НТВ – это первая телекомпания на отечественном телевидении, журналисты которой стали работать в стиле инфотейнмент; Первый канал позиционируется как главный телеканал страны и обладает наибольшим охватом аудитории.
Эмпирическим материалом послужили программы: Первый канал - «Время», «Новости», «Доброе утро»; НТВ - «Сегодня», «Акценты недели», «Обзор. Чрезвычайное происшествие», «Итоги дня», «Ты не поверишь!», «Новые русские сенсации», «Центральное телевидение».
Для исследования нами были проанализированы выпуски телепрограмм, выходившие в эфир в период с ноября 2015 г. по март 2016 г.
Стоит отметить, что при отборе эмпирических материалов основным критерием для нас было наличие определенных приемов инфотейнмента, а не принадлежность к конкретному выпуску телепрограммы, поэтому нами был использован метод случайной выборки.
Предмет исследования – приемы инфотейнмента в телепередачах на НТВ и Первом канале.
Методы исследования, использованные в дипломной работе – наблюдение, описание, сравнительный анализ. Использован исторический и типологический подходы.
Теоретическую базу исследования составили научные статьи и монографии, посвященные инфотейнменту – С. Богдановой «Феномен инфотейнмента или о превращении информации в развлечение на телевидении», Л. Стойкова «Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу», А. Вартанова «Infortainment – это случилось вчера», Н. Картозия «Русский infotainment», Н. Зоркова «Инфотейнмент на российском телевидении», А.Н. Саблиной «Становление понятия инфотейнмент в работах отечественных исследователей». В работе мы пользовались трудами по истории и теории тележурналистики – Л.П. Шестеркиной и Т.Д. Николаевой «Методика телевизионной журналистики», Т.В. Васильевой, В.Г Осинского, Г.Н. Петрова «Курс радиотелевизионной журналистики», «Телерадиоэфир: История и современность», Н.А. Голядкина «История отечественного и зарубежного телевидения», М.Л Немировской «Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов», Н.В. Зверевой «Школа регионального журналиста» и другие.
Нами были использованы работы, посвященные развлекательному телевидению – С.Н. Ильченко «Отечественное телевидение на рубеже столетий», «Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания», Г.Н. Петрова «Телевизионная драматургия» и А.А. Новиковой «Телевидение и театр: пересечение закономерностей», «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия».
Также мы изучили труды по теории новостной деятельности – В.Л. Цвика «Телевизионная служба новостей», В.Л. Цвика и Я.В. Назаровой «Телевизионные новости России», Л.А. Васильевой «Делаем новости».
Новизна данной работы заключается в том, что мы попытались создать собственную классификацию приемов инфотейнмента, а также на материале конкретных телепрограмм Первого канала и НТВ изучили ранее неисследованный эмпирический материал.
Структура. Работа состоит из введения, основной части – двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе «Инфотейнмент как способ подачи информации» представлен анализ научно-теоретической базы, на основе которого, мы указали основные подходы к интерпретации данного понятия, а также выявили основные признаки инфотейнмента в современном телевизионном пространстве.
В первом параграфе «Природа инфотейнмента: интерпретация понятия» нами были представлены основные подходы к толкованию данного явления в научном дискурсе, рассмотрена природа инфотейнмента.
Во втором параграфе «Классификация приемов инфотейнмента» нами была предпринята попытка классификации развлекательных элементов на телевидении.
Вторая глава «Инфотейнмент в информационных программах Первого канала и НТВ: сравнительный анализ» посвящена сравнительному анализу использования приемов инфотейнмента в информационных программах Первого канала и НТВ.
В первом параграфе данной главы «Приемы инфотейнмента в информационных программах Первого канала» мы рассмотрели и проанализировали основные приемы инфотейнмента, которые встречаются в информационных программах «Первого канала».
Второй параграф «Приемы инфотейнмента в информационных программах НТВ» посвящен анализу особенностей инфотейнмента в структуре данного телеканала.
На основании теоретического анализа мы выделили в инфотейнменте богатый набор параметров, которые характеризуют данное явление в телевизионной индустрии:
– доминанта формы над содержанием;
– эмоциональность;
– полифункциональность и полижанровость;
– коммерческая ориентация на рейтинги;
– визуальная привлекательность;
- отсутствие контекста;
- отсутствие последовательности;
- зачастую отсутствие ценности;
- соответственно, отсутствие серьезности.
–фрагментарность и универсальность.
Мы отмечаем также, что современные исследователи тесно связывают явление инфотейнмента с развитием эпохи постмодернизма, для которого характерен отказ от серьезности и всеобщий плюрализм:
– господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем;
– отказ от истины, вместо истории, содержание не отражает реальность, а творит новую, даже множество новых реальностей.
Главное свойство постмодернизма - абсолютизация теории игры: обличение всего в игровую форму, для того чтобы способствовать сокращению дистанции между массовым и элитарным потребителем. В информационном вещании объем информации в большей степени формируется за счет использования журналистами развлекательных технологий, чем за счет информационных поводов и фактов.
Рассмотрев различные подходы к определению инфонтейнмента, такие как жанр, формат, метод, стиль, мы в своей работе обозначили его как стиль подачи информации, так как он подразумевает наличие определенной методики преподнесения информации. В информационном вещании эта методика формируется на основе стилистических приемов, свойственных именно инфотейнменту.
В нашей работе мы предприняли попытку классификации этих приемов, разделив многочисленный и разнообразный инструментарий журналиста при работе над стилистической окраской информации на 3 группы
1. Структурно-композиционные – приемы, с помощью с которых сюжет получается интересным и креативным, способ выражения задумки автора. К ним мы отнесли визуальное и музыкальное оформление, художественный монтаж, характерные лайфы и люфты.
2. Содержательные – обозначают причину выбора темы для сюжета, его место в выпуске, способ интерпретации информации. К ним мы отнесли такие тематические характеристики как сенсационность, парадоксальность, мелкотемье, элементы треша, прием журналист как актор.
3. Речевые – включают в себя использование разнообразных синтаксических и лексических приемов выразительности - тропов, фигур. К ним мы отнесли такие приемы, как языковая игра, ирония, саспенс, драматизация. Также в данную группу сочли целесообразным включить и невербальные элементы: мимику, жестикуляцию, интонацию и тембр речи журналистов.
При сопоставительном анализе информационных программ мы выяснили, что Первый канал и НТВ используют разный набор приемов инфотейнмета, исходя из своих концепций вещания.
Телеканал НТВ отличается жесткой, агрессивной манерой подачи информации. В основе концепции НТВ лежит тяга к сенсационности и погоня за зрительскими симпатиями, трэш-стилистика является наиболее популярным выразительным средством, мейнстримом, господствующим стилем и идеологией канала. В последние годы на канале речь зашла о такой разновидности инфотейнмента, как шоктейнмент. Эта тенденция подразумевает подачу зрителю более зрелищного и изощренного шока. Наиболее популярным приемом является саспенс. Сюжеты в большинстве своем содержат такие характеристики как сенсационность и парадоксальность.
Первый канал, являющийся самым востребованным каналом страны, стремится к объективной подаче информации. Число программ, использующих стиль инфотейнмент, на Первом канале значительно меньше, чем на НТВ, следовательно, и число комбинаций приемов инфотейнмента также невелико, его корреспонденты достаточно лаконично используют приемы развлечения, общее количество элементов инфотейнмента в одном сюжете обычно не превышает 2-3, когда на телеканале НТВ эта цифра может быть больше в 2 раза. Первый канал, являясь преемником традиций Центрального ТВ и ОРТ, не гонится за сенсационностью, использует «мягкие» приемы инфотейнмента: языковую игру, художественный монтаж, визуальное оформление.
Общим для обоих каналов является использование такого приема как мелкотемье. Для новостных сюжетов Первого канала и телеканала НТВ в одинаковой степени характерны также фрагментарность и клиповость. Оба канала для усиления выразительности видеоряда включают в сюжеты стенд-апы, лайфы, люфты, синхрон.
В целом, мы отмечаем, что инфотейнмент, став универсальной телевизионной формой, сильно изменил облик современного телевидения. По нашему мнению, элементы развлечения могут, не искажая информационную картину, делать ее более интересной и доступной для зрителя.
1. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики. Москва – Ростов-на-Дону, 2003. 372 с.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Республика. М., 2006. 269 с.
3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 с.
4. Васильева Л.А. Делаем новости!: Учеб. пособие. Изд. М. Аспект Пресс 2003. 190 с.
5. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004. 288 с.
6. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2014.188 с.
7. Гудяков Р. В. Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности. М., 2012.
8. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дисс. … канд. филос. наук. М., 2015. 175 с.
9. Журналистика сферы досуга: Учебное пособие / Под ред. Л.Р. Дускаевой и Н.С. Цветаевой. СПб., Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. С. 304
10. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999. 272 с.
11. Засурский Я.Н. Сравнительный анализ концепций общественного и государственного телерадиовещания Франции и России. 2000.
12. Зверева Н.В. Школа регионального журналиста. М., 2008. 200 с.
13. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб., 2009. 468 с.
14. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб., 2006. 139 с.
15. Ильченко С.Н., Познин В.Ф., Почкай Е.П. Технология СМИ. Творческие профессии на радио и телевидении. СПб., 2003. 89 с.
16. Имамова Е.И. Эволюция отечественного информационного и информационно-аналитического телевидения, М., 2000. 286 с.
17. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты, М.:МГУ, 2004. 143 с.
18. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с.
19. Майдурова О.Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции. СПб., 2011.
20. Маховская О. Телемания: болезнь или страсть? М., 2007. 272 с.
21. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004. 428 с.
22. Немировская М.Л.Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов. М.: Юнити, 2013. 199 с.
23. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. М., 2008. 208 с.
24. Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечение закономерностей. М., 2010. 176 с.
25. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия. СПб.,1999. 120 с.
26. Познин В.Ф. Основы монтажа изображения. СПб., 2004. 104 с.
27. Поцелуев С. П. Политические парадиалоги: монография / Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 250 с.
28. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999. 384 с.
29. Телевизионная журналистика: учебник. 4-е изд. / Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. М.; МГУ, 2002. 236 с.
30. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. 158 с.
31. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2004. 560 с.
32. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб: Изд. ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 320 с.
33. Хейзинга Й. Hоmо Ludеns (Человек играющий). М.: Прогресс – Традиция, 1992. 416 с.
34. Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский или История разграбления России, М., 2004. 381с.
35. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей : учеб. пособие / В. Л. Цвик .— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— (Медиаобразование). 262 с.
36. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., Аспект Пресс. 2002.175 с.
37. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики. М., Аспект Пресс. 2012. 221с.
38. Шкловский В. Б. Тетива: О несходстве сходного. Собр. соч. Т. 3. М., 1974. 455 с.
Статьи в печатных изданиях
1. Беляев В. «Понедельник» Михаил Осокин // ТВ Парк. 1996.- вып.20.
2. Богданова С. Феномент инфотейнмента или о превращении информации в развлечение на телевидении // Прикладная культорология: калейдоскоп идей. М., 2010.
3. Вартанов А. Без камуфляжа // Журналист. - 1997. - № 11-12
4. Вартанов А. Новое?.. Независимое?.. Нет – нормальное! // Журналист. - 1994. - № 9 (сент.)
5. Гмыза И. От «Детского часа» до «Времени» // Московский комсомолец. - 1996. - № 59
6. Еремина Д.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа / / Медиаскоп, М., 2013. № 4
7. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Языковая игра // Русская разговорная речь. — М.: 1983.
8. Картозия Н. Русский infotainment. Часть 1. Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" №1, 2003.
9. Лисова С.Ю. Телевизионные новости как форма знания о политике / / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2012. № 6
10. Лошак А. Быть подгузником // Esquire. 2006. №8 (14).
11. Манскова Е.А. Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики // Медиаскоп. №1, 2009
12. Мир за неделю // Общая газета, 2000. № 11. С. 14.
13. Нескрябина О.Ф. О некоторых тенденциях журналистского творчества / / Система ценностей современного общества, 2010. № 14
14. Потапова Е. Дядя Стеба // Новая газета, 9.11 2006
15. Саблина А.Н. Принцип увлекательной новости в презентации информации об украинском кризисе // Историческая и социально-образовательная мысль, Краснодар, 2014, № 5.
16. Саблина А.Н. Становление понятия инфотейнмент в работах отечественных исследователей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, Москва, 2014, № 10.
17. Толоконникова А.В. Особенности программирования Первого канала // Медиаскоп. № 2, 2008.
18. Черменская Г. Сказка про хитрого колобка // Литературная газета. – 1998. - 14 октября
Интернет-источники
1. Афанасьева Е. Профессия-репортер как образ жизни. Интервью с А. Хрековым, Н. Картозия и Л. Парфеновым // Радио «Эхо Москвы». Программа «Телехранитель» от 05.11.2006. // URL: http://www.echo.msk.ru/programs/tv/47304/
2. Вадим Такменев нарушает негласный запрет Путина
URL: http://staroetv.su/news/2011-03-15-1069
3. Гагарина П. А. Приемы звукового оформления телеперадач. URL: http://jour.vsu.ru/edition/journals/accents/2010/accents_1-2_2010.pdf
4. Гендиректор Первого канала рассказал, кто убил Влада Листьева URL: http://reporter-ua.com/2013/04/04/gendirektor-pervogo-kanala-rasskazal-kto-ubil-vlada-listeva
5. Евгений Левкович Интервью с Андреем Лошаком URL: http://www.ok-magazine.ru/stars/interview/14636-andrey-loshak
6. Зверев: Мы затеяли НТВ без санкции Кремля URL: http://ria.ru/media_Russia/20131010/968607843.html#ixzz46UeWo6jo
7. Зверева В. Infotainment на российском телевидении [Электронный ресурс] / / URL: http://culturca.narod.ru/INFO.htm
8. Зорков Н. Инфотейнмент на российском телевидении URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles
9. Качкаева А. Телевидение трэша. Интервью с Д. Дондуреем и О. Маховской // Радио «Свобода». Программа «Смотрим телевизор» от 19.12.2005. // http://www.svoboda.org/programs/tv/2005/tv.121905.asp
10. Кембриджский словарь [Электронный ресурс] URL: http://dictionary.cambridge.org
11. Ларина Ю. Скандальновидность URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2297339
12. Лобков: не подниму тост ни за здравие, ни за упокой НТВ URL: http://ria.ru/interview/20131010/968861350.html#ixzz46UoXutPE
13. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь, изд. 2-е, испр. и доп. Екатеринбург, Уральский государственный университет, 2007. С. 69. URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id=a81
14. Лошак А.: У нас нет крыши URL: https://meduza.io/feature/2015/05/25/u-nas-net-kryshi
15. Постман Н. Информируемся до смерти. Пер. А.Т., 2003. www.neilpostman.ru.
16. Результаты исследований аудитории СМИ URL: http://tns-global.ru/
17. Солганик Г. Я. Общие замечания о формате и жанре, М., МГУ; 2009 [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/node/416
18. Степанян С. К. Формат телепрограммы как рыночный товар. Журналистика и медиарынок: автореф.дисс. канд. филол.наук. Москва, 2006, [Электронный ресурс] URL: http://cheloveknauka.com/format-pechatnogo-smi-v-sovremennoy-rossiyskoy-mediaindustrii
19. Стилистический энциклопедический словарь русского языка URL: http://stylistics.academic.ru/271
20. Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу. [Электронный ресурс] URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1729
21. Такменев В. Плоская картинка – вчерашний день // Российская газета. -2010. - № 192. URL: http://rg.ru/2010/08/26/persona-poln.html
22. Телевидение глазами телезрителей. 2009 // Аналитический центр Видео Интернешнл – www.acvi.ru. C. 60.