ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. «МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА» 12
1.1. Потенциал мемориального музея как института сохранения памяти. 12
1.2. Специфика мемориального предмета как образовательного ресурса. 18
1.3. Старшие школьники в музее. 26
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 40
2.1. Классификация форм музейно-педагогической деятельности. 40
2.2. Виды и формы образовательной деятельности в мемориальном музее для старших школьников. 54
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕМОРИАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ 72
3.1. Рекреационные образовательные программы. 75
3.2. Научно-исследовательские образовательные программы. 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. 99
Информационная и научно-техническая революции XX века открыли перед человечеством в XXI веке большие возможности для получения информации в целях удовлетворения познавательного интереса. В условиях постоянного роста количества информации и средств материально-технической базы возникает проблема информационного перегруза. Излишек информации приводит к перенасыщению каналов восприятия и неспособности индивида справляться с поступающей информацией, отличить подлинное знание от ложного.
В условиях информационного перегруза наиболее социально уязвимой категорией являются дети. Общедоступность информации, низкий уровень визуальной экологии, отсутствие зрительского опыта оказывает негативное воздействие на процесс социализации, способствуя формированию негативных поведенческих реакций и ценностей.
Решить данную проблему отчасти призвана школа. Однако в рамках системы непрерывного образования и растущей роли учреждений искусств, просвещения и развлекательно-игрового досуга школа, как социальный институт, не способна справиться с проблемой сохранения основ духовной жизни общества без привлечения потенциала дополнительных образовательно-воспитательных площадок.
Одним из социокультурных институтов, призванных сохранить и экспонировать материальное и духовное наследие, формировать историко-культурное сознание и нравственно-эстетические ценности является музей. Преобразуя свидетельства прошлого в средства информационного и эмоционально-образного воздействия на школьников, музеи способствуют преемственности поколений, участвуют в формировании исторической памяти и нравственно-эстетическом воспитании подростков. В этом проявляются основные функции музея, как открытой социально-педагогической системы: культуросозидающая, информационно-просветительная и воспитательная. Особенное место в осуществлении этих функций отводится мемориальному музею, как хранителю и транслятору знания и опыта, воплощенных в свидетельствах прошлого - мемориальных предметах.
Использование мемориальных предметов, как первоисточников исторического знания и эмоций, в образовательно-воспитательной деятельности в музее способствует решению проблемы информационной перегрузки и будет способствовать формированию культурной и исторической памяти школьников. Сегодня большинство мемориальных музеев в культурно-просветительской деятельности проводят разные формы образовательных программ. Однако лишь малая часть из них создает образовательные программы, направленные на работу со старшим школьным возрастом. Это обусловлено рядом психических особенностей подросткового периода, которые не учитываются при составлении и исполнении образовательных программ в мемориальных музеях, тем самым, полностью не реализовывая образовательный потенциал предметов и экспозиции мемориального музея.
Актуальность темы также определятся необходимостью расширения форм образовательной деятельности музея как объекта музейной коммуникации.
Проблема исследования заключается в недостаточном использовании потенциала образовательных программ для старших школьников в мемориальных музеях как средства формирования личности.
Объект исследования- культурно-образовательная деятельность мемориальных музеев в условиях современной культуры.
Предмет исследования – современные формы образовательных программ в мемориальных музеях для старших школьников на примерах мемориальных музеев Российской Федерации.
Цель и задачи исследования:
Цель исследования - определение и обоснование эффективности и отличий образовательных программ для старших школьников в мемориальных музеях Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• представить мемориальный музей, как уникальное образовательное пространство при работе со старшими школьниками;
• определить потенциал мемориального предмета, как образовательного ресурса;
• раскрыть особенности эмоционально-образного и интеллектуального восприятия музея старшими школьниками и на их основе обозначить основные принципы и особенности образовательных программ;
• выделить основные критерии в классификации форм образовательной деятельности в музее;
• обозначить основные виды и формы образовательных программ в мемориальных музеях Российской Федерации;
• проанализировать конкретные формы культурно-образовательной деятельности и их эффективность на примерах мемориальных музеев Санкт-Петербурга и Москвы.
Степень научной разработанности темы.
Тема «Образовательные программы для старших школьников в мемориальном музее» до сих пор не являлась предметом целенаправленного рассмотрения, однако отдельным ее аспектам уделялось внимание. Представляется возможным разделить литературу, отражающую степень научной разработанности темы на следующие группы: работы по изучению специфики мемориального предмета, мемориального музея и мемориальности в целом; теоретические и практические исследования по музейной педагогике; фундаментальные исследования по возрастной психологии.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются научные труды отечественных (С.А. Каспаринская, А.М. Разгон) и зарубежных (М. Кабрал, Дж. Пинна, М. Рисникофф де Горгас ) авторов, посвященных изучению мемориального музея и объектов мемориального значения. Т.Ю. Юренева, В.М. Хевролина и Ю.Ф. Кононов большее внимание в своих работах уделяли истории мемориального музея. Все исследования построены вокруг ключевого параметра мемориального музея - мемориальности и выделяют ее информативно-просветительскую функцию, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации.
Значимый вклад в изучение мемориальности - внесли А. Ассман и К. Маннгейм. Оба исследователя рассматривают проблему сохранения и передачи социальной и культурной памяти. Об особой значимости экспонатов мемориального музея, как института социокультурной деятельности, для сохранения исторической памяти в своем труде указывает А.С. Ариарский.
На протяжении многих лет над решением проблемы музея как института социально-культурной деятельности, центра духовной жизни общества, источника историко-культурного и художественного просвещения работали Г.П. Бутиков и Н.В. Нагорский. Данные труды представляют из себя комплексные теоретико-эмпирические исследования и выделяют роль музея, в частности мемориального, в сохранении и экспонировании ценностей культуры и истории.
Большое значение для нашего исследования имели теоретические и научно-методические работы, посвященные рассмотрению практики музейной педагогики. Фундаментальные основы музейной педагогики содержат труды Б.А. Столярова, Л.М. Шляхтиной и Е.Н. Мастеницы, однако эти работы уделяют лишь частичное внимание работе со старшими школьниками. Публикации о практических формах работы со школьниками носят обобщающий характер, учитываются в основном психологические особенности младшего и среднего возраста.
Наибольшую значимость среди исследований, посвященных формам образовательной деятельности в музее имеют работы Т.В. Галкиной, которая рассматривает образовательные программы основываясь на критерии взаимодействия школьника с музейным предметом, что наиболее актуально в рамках нашего исследования. Проблемами классификации музейных образовательных программ на современном этапе занимаются такие российские исследователи как: М.Ю. Юхневич, О.В. Ботякова, Т.В. Галкина.
Существенный вклад в разработку новых музейных технологий внесли сотрудники Московского центра музейного развития на протяжении последних лет внедряя в практику московских музеев новые формы образовательной деятельности. Практические результаты их деятельности опубликованы и имеют большую значимость для нашего исследования .
Недостаточное внимание особенностям старшего школьного возраста прослеживается и в трудах по возрастной и педагогической психологии. Наибольшее значение для нашего исследования имеют труды А.В. Мудрика, который рассматривает подростковый возраст как решающий этап в процессе социализации личности. Также нельзя не отметить использованные при работе фундаментальные труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, заложивших основы теории возрастной психологии.
Помимо вышеперечисленного нельзя не отметить фундаментальные труды по теории и истории музееведения. Среди них В.П. Грицкевич, В.Ю. Дукельский, Т.П. Калугина, К. Хадсон, Д. Камерон.
Общая логика выпускной квалификационной работы опирается на идеи общественного развития В.И. Вернандского, Н.К. Рериха, А. Швейцера, П. Тейяра де Шардена, а также символическую концепцию культуры К. Леви-Стросса, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана.
В исследовании были применены следующие методы:
• систематизация и анализ теоретической и методической литературы по музейной педагогике, возрастной психологии, основам музееведения;
• изучение и обобщение педагогического опыта в мемориальных музеях;
• научное наблюдение за школьной аудиторией во время прохождения образовательных программ в мемориальном музее С.М. Кирова, Государственном музее политической истории, музее Анны Ахматовой;
• анкетирование старших школьников на наличие остаточных знаний после посещения образовательных программ в мемориальном музее С.М. Кирова, Государственном музее политической истории, музее Анны Ахматовой;
• тестирование старших школьников с целью выявления эмоционально-личностного восприятия от посещения образовательных программ в мемориальном музее С.М. Кирова, Государственном музее политической истории, музее Анны Ахматовой;
• статистический анализ результатов работы образовательных программ;
• сравнение и анализ реальных педагогических практик на базе мемориальных музеев;
Гипотеза исследования: для эффективной реализации потенциала образовательных программ в мемориальном музее для старших школьников необходимо:
• учитывать психологические особенности старшего школьного возраста: делать упор на практиориентированность и узконаправленность образовательных программ; отдавать предпочтение групповым методам работы, основанных на межличностном общении;
• использовать образовательный потенциал мемориального предмета, как носителя духовных ценностей, идей, эмоций, способствуя включению старшего школьника в культурно-исторический процесс;
• задействовать большее количество приемов и методов работы во время реализации образовательной программы;
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• исследованы особенности взаимодействия старшего школьника с музейным пространством в рамках образовательной деятельности;
• подробно рассмотрены образовательные программы для старших школьников в мемориальных музеях;
• проведено обобщение опыта практической работы мемориальных музеев со старшими школьниками и теоретическими аспектами возрастной психологии.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для усовершенствования существующих и для разработки новых образовательных программ в мемориальном музее для старших школьников, также для осмысления драйверов роста музейной деятельности.
Апробация работы состоялась на следующих конференциях и семинарах:
• Международная научно-практическая конференция «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г). Тема доклада: «Потенциал мемориальной экспозиции в образовательно-воспитательном процессе школьников».
• Городской семинар по направлению «краеведение» образовательных учреждений. Районная программа «Школьный музей». Музей истории Петришуле в едином образовательном пространстве. (21 апреля 2016г.). Тема доклада: «Современные формы работы со старшими школьниками в музее».
• Международная научно-практическая конференция «Философия музея: феноменология и аналитика ''музейного бума''» (20-22 апреля 2017 г.). Тема доклада: «Проблемы классификации образовательных программ в современном музее».
Структуру диссертации составляют введение, три главы (I и II главы содержат по три параграфа, III глава – два), заключение, библиографический список и приложения.
Основное содержание работы.
Во введении раскрываются актуальность диссертационной работы, его основная проблема, цель и задачи работы, определяются объект, предмет и методология исследования, анализируются литература и комплекс опубликованных источников, относящихся к теме.
Первая глава «Мемориальный музей как образовательное пространство для старшего школьника» содержит три параграфа. Первый параграф раскрывает феномен мемориального музея как института сохранения и передачи исторической и культурной памяти, второй выявляет образовательный потенциал и специфику мемориального предмета как ресурса образования и воспитания. Третий параграф посвящен рассмотрению возрастных особенностей старшего школьного возраста и выделению критериев эффективности при работе с данной возрастной аудиторией в музее.
Во второй главе приводятся анализ основных классификаций образовательной деятельности в музее, выделяются критерии оценивания образовательных программ. Во втором параграфе приведены результаты статистического анализа существующих видов и форм образовательной деятельности в мемориальных музеях основываясь на критерии распространенности программ.
Третья глава носит описательно-аналитический характер и содержит краткий анализ действующих образовательных программ в мемориальных музеях России.
В заключении подведены итоги проведенного исследования и изложены основные выводы.
В приложениях представлены результаты анкетирования и опроса 9 «А» класса ГБОУ СОШ №222 «Петришуле» с углубленным изучением немецкого языка.
В нашем исследовании эффективности использования форм образовательных программ для старшего школьного возраста, как средства формирования ценностного отношения к культурному и историческому наследию прошлого, выраженному через музейные экспонаты.
Использованная в исследовании методология сделала возможным решение задач, поставленных на начальной стадии изучения темы:
1) раскрыта роль мемориального музея в современном образовательном процессе при работе со старшими школьниками при обращении к категориям мемориальной, исторической и культурной памяти;
2) выделены особенности мемориального предмета и обозначен его образовательный потенциал, как носителя подлинного знания, высокой экспрессивности, репрезентативности и аттрактивности;
3) на основе теоретической литературы и эмпирического исследования установлены наиболее важные дефиниции для реализации образовательных программ в музее для старших школьников с учетом особенностей эмоционально-образного, интеллектуального восприятия и психофизиологических особенностей подростков;
4) проанализированы существующие классификации образовательной деятельности в музее и выделены общие критерии эффективности образовательных программ: наличие остаточного знания и понимания; получение удовольствия; использование творческой или исследовательской деятельности; приобретение и развитие навыков;
5) выявлены и сопоставлены по степени распространённости основные виды и формы образовательных программ для старших школьников, используемых в мемориальных музеях;
6) рассмотрены основные модели практического воплощения форм культурно-образовательной деятельности в мемориальных музеях.
Таким образом, была достигнута основная цель и подтверждена гипотеза исследования о том, что для эффективной реализации потенциала образовательных программ и достижения социальных требований и личностного развития подростка в мемориальном музее необходимо:
• учитывать социально-личностную ориентацию старших подростков для развития самовосприятия и адекватной оценки окружающих, уважения чужого мнения;
• учитывать культурный, исторический и духовный потенциал мемориального предмета как первоисточника знания с целью формирования картины мира;
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие выводы:
Мемориальный музей, рассматриваемый в социальной, культурной и личностной интерпретации, образовательный потенциал которого используется с опорой на эмоционально-образное воздействие, становится агентом вторичной социализации для старших школьников и включается в единое образовательно-воспитательное пространство. Ключевым параметром мемориального музея выступает мемориальность - свойство предмета/объекта, указывающее на его принадлежность конкретному лицу или событию. Мемориальный предмет также, как и музейный обладает культурной и исторической ценностями, однако, вызываемое им у школьников чувство сопричастности к мемориемому лицу или событию, придает предмету особую музейную значимость, выявляя его образовательно-воспитательный потенциал, семантическую и сакральную ценности. Благодаря этому мемориальный музей в своей образовательной деятельности может актуализировать и конструировать прошлое для сохранения и передачи исторической памяти старшим школьникам.
Для более продуктивной реализации образовательно-воспитательного потенциала мемориального предмета и мемориального музея необходимо учитывать возрастные особенности и потребности подростков. При анализе теоретических трудов по возрастной психологии и музейной педагогике можно проследить закономерность соотнесения категории «подросткового возраста» со студентами или взрослыми, что на практике закономерно отражается в уменьшении концентрации внимания у подростков, низком уровне интереса и остаточных знаний. В процессе опытно-экспериментальной деятельности, результаты которой приведены во второй главе, нам удалось подтвердить данные положения . Также мы смогли выявить основные проблемы, возникающие у старших школьников при посещении образовательных программ: отсутствие мотивации; избирательность восприятия и усвоения информации; отсутствие историко-культурного бэкграунда; отсутствие зрительского опыта.
Анализ научной и учебной литературы по вопросам классификации образовательных программ показал, что, во-первых, теоретическая база работ по образовательным программам для старших школьников катастрофически мала, во-вторых, специальной методической литературы для музейных сотрудников практически нет. Другая проблема связана с направленностью практических и теоретических трудов по музейной педагогике - большинство ориентируются на работу в художественных музеях, несмотря на необходимость учета разнообразия музеев по типам и профилям.
В результате анализа и опыта образовательной деятельности российских мемориальных музеев мы смогли выделить принципы эффективности образовательных программ для старших школьников в мемориальных музеях, которые заключаются в: постановке проблемы в образовательной программе, личностном подходе, практиориентированности, высоком уровне мотивации и наличии подлинных исторических источников.
Логический анализ фактов, отражающих специфику образовательных программ для старших школьников в мемориальных музеях, позволил выявить факторы и особенности форм образовательной деятельности как полноценных единиц непрерывного образовательно-воспитательного процесса.
1. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. - 792 С.
2. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Бориса Хлебникова. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 328 с.
3. Балаш А.Н. Музейный предмет и музейный сувенир: аутентичность и ее трансформация в современной музейной практике // Вестник музеологии. 2014. №2 (10) С.22-27.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
5. Ботякова О.В. Культурно-образовательная деятельность этнографического музея: направления, формы, методы /О.В. Ботякова – СПб: РЭМ, 2010 – 45 с.
6. Брагина Л.А. Мемориальный музей как культурный феномен современности. // Культурное наследие Сибири: Сборник научных трудов. / Под ред. Т.М. Стапенской. Вып. 16. - Барнаул: Изд-во. Алт-го ун-та., 2014. - С. 5-13.
7. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб, 1998. 192с.
8. Бутиков Г.П. Историко-мемориальные музеи в духовной жизни России. Автореф. диссерт. … доктора культурологии. - СПб, 1997. - 52 с.
9. Ванюшкина A.M. Образовательная программа «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве» // Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. СПб., 1998. Вып. 3. С. 59-68.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшина. - Москва: Педагогика, 1983. - 368 с.
11. Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы // Вестник ТГПУ. 2010. №4 С.63-67.
12. Галкина Т.В. О классификации современных базовых форм музейно-педагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок) // Вестник ТГПУ. Вып. 10 (88). 2009. С. 69-75
13. Галкина Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях. // Вопросы музеологии. 2011. №2. С. 145-153.
14. Гафар Т.В. Образование в современном музее: типы программ и направления развития. // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская., М. 2012. — 176 с.
15. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий // Музей и современность. М.,1986. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
16. Гнедовский М.Б. Профиль музея// Советский музей. 1985. № 5.
17. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в музейной деятельности // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1989. С. 35—49.
18. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей — культура — общество. М.,1992. С.7. (Сб. науч. тр. / Музей революции).
19. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. –2-е изд. - СПб., 2004. - 408 с.
20. Дмитриева Е.К. Отражение культурного наследия в экспозиции мемориального музея. - М., 1988.
21. Довгавлюк И.Г. Мемориальная деятельность как инструмент «мягкой власти». // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - №23 (166). - Белгород., 2013. - С. 220- 231.
22. Дриккер А.С. Музей в обществе информационного потребления / Философия музея: Учебное пособие / Под ред. М.Б. Пиотровского. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 166—172.
23. Дриккер А.С. Потенциал музея в информационном обществе // ВМ. 2011. №1. С. 3-7.
24. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1988. - С. 107-117.
25. Дукельский В.Ю. Музейный предмет // Советский музей, 1986, № 1. С. 15-19.
26. Калугина Т.П. Философская критика музея: Искусство в истории и история в художественном музее // Философия музея: Учебное пособие / Под ред. М.Б. Пиотровского. - М.: ИНФРА - М, 2013. С. 173—186.
27. Кантор Ю. Мемориализация актуальной истории. 50-54 Журнал «Музей» № 01/2015. Главный редактор Е.Б. Медведева. М., 2015.
28. Каспаринская С.А. Мемориальные музеи исторического профиля // Историко-революционные и литературно-мемориальные музеи. Труды НИИ культуры. Вып. 12. М., 1973 С. 3-87
29. Кириллова Д. А. Музей и посетитель в XXI веке / Д. А. Кириллова // Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры: Забелинские научные чтения — 2006. — Москва : ГИМ, 2007. — С. 472-489.
30. Краткий словарь музейных терминов. М.,1974.
31. Лысенко Е. От музейного занятия к музейному уроку. // «Музей» № 01/2015. Главный редактор Е.Б. Медведева. _ М., 2015 - С. 14-18.
32. Мацкевич М., МедведеваЕ.Б.. И вновь школоцентризм? // «Музей» № 01/2015. Главный редактор Е.Б. Медведева. - М., 2015. - С. 10-14.
33. Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика. - №4 - Кострома., 2011- . С. 164-169.
34. Мастеница Е.Н. Пути взаимодействия музея и школы в процессе формирования исторического мышления младших школьников // Музей. Семья. Школа: проблемы музейной педагогики. СПб., 1996. С. 63-71.
35. Мастеница Е.Н. Школьник в музее: проблема культурной идентификации // Эстетическое развитие ребенка в музейной среде и современные образовательные технологии. СПб., 2000. С. 51-53.
36. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Н.Г. Самариной (Москва, 01-02 декабря 2011 г.) / Науч. ред. и сост. Н.И. Решетников, И.Б. Хмельницкая. - М.: Экон-информ, 2013. -155 с.
37. Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: процессы интеграции. М., 1999. С. 14-21.
38. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. статей. М., 1997.
39. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.
40. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2009. 560 С.
41. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. — М.: «Просвещение», 1976. — 174 с.
42. Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией / сост. и ред. М.Ю. Юхневич. – М.: РИК, 1997. – 73 с.
43. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности. - СПб, 1998. - 217 с.;
44. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. СПб, 2004. - 432 с.
45. Найдорф М. Очерки современной массовой культуры. Одесса: ВМВ, 2013. 267 с.
46. Никонова А.А. Загадка музейного предмета // // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политилогия. Международные отношения. - №1. - СПб, 2006. - С. 9-15.
47. Никонова А.А. Загадка музейного предмета // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политилогия. Международные отношения. - № 1 - СПб., 2006. - С. 11-19.
48. Никонова А.А. Модернизация каналов осмысления музейного предмета // Философия музея: Учебное пособие / Под ред. М.Б. Пиотровского. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 155—166.
49. Никонова, А. А. Амбивалентность музейного просветительства [Текст] / А. А. Никонова // Музейный просвет: сборник статей / под ред. М. Б. Пиот- ровского и А. А. Никоновой. – СПб., 2009
50. Ницше Ф. Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 250.
51. Озерков Д. Участник круглого стола «Новые музейные стратегии» // Искусство (TheArtmagazine). 2012. № 2. С. 70—81.
52. Павлов И.П. Рефлекс цели // Избранные труды. - М.: Медицина, 1999. - 543 С.
53. Попова Г.Ю. Междисциплинарный аспект в формировании тематики музейных уроков. Коллекция декоративно-прикладного искусства. Уроки «Культура Греции», «Культура Японии» // Образовательная деятельность художественного музея / Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. СПБ., 200. Вып. 6. 199 С.
54. Разгон А.М. Музейный предмет как исторический источник // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. - М., 1984. - С. 174-183.
55. Рикёр П. Память. История. Забвение. / Пер. с франц. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XX века). - 728 с.
56. Рогато Ю.Г. Особенности понятия «мемориальность» на примере литературно-мемориальных музеев города Москвы. С. 140-143.
57. Сапанжа О.С. Культурологическое измерение музея: Морфология музейности // Теоретические основа музеологии. 2011. № 2. С. 3—13.
58. Сафразьян Л. Т. Мемориальность предмета и еѐ использование в научной обработке коллекций мемориальных музеев // Музейное дело в СССР. Пути повышения эффективности музейной деятельности. – Москва, 1990.
59. Сафразьян Л. Т. Мемориальность предмета и еѐ использование в научной обработке коллекций мемориальных музеев // Музейное дело в СССР. Пути повышения эффективности музейной деятельности. – Москва, 1990;
60. Сорина Г.В., Виноградов М.В. Субъект принятия решений: Становление и деятельность // Ценности и смыслы. 2013. № 4 (26). С. 59—73.
61. Столяров Б.А К вопросу об истории развития и определениях в музейной педагогике // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 15-37.
62. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. - СПб., 2007. - 340 с.
63. Столяров Б.А. Музей в системе образования (к проблеме специфики муз.-пед. деятельности в современном социокультурном процессе) // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». СПб., 1995. - С. 116-118.
64. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2004 - 216 с.
65. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие.- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. 139 с
66. Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. / Сост. М. Мацкевич. М., 2016. – 110 с.
67. Финягина Н.П. Изучение музейных предметов современного периода в исторических и историко-революционных музеях. - М., 1978. - С.6.
68. Хадсон К. /Кеннет Хадсон; пер. с англ. Л. Мотылев. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 194 с.
69. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / Сост. и пер. А.В. Михайлова. М.: Гнозис, 1993.
70. Хрустова Е.В. Художественные образы исторических событий в мемориальном пространстве. На примере музея «Разночинный Петербург» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. №2 С.35-43.
71. Цуканова В. Н. Мемориальный музейный предмет. Особенности изучения и научного описания : методические рекомендации. – Москва, 1990.
72. Чувилова И.В. Мемориальные музеи и проекты в современном социокультурном пространстве. // Научно-методический журнал Молодежь и социум. 2012. С. 19-26.
73. Шестаков В.А. Музейный предмет как класс культурных ценностей // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. №1 С.80-88.
74. Шеховская Н. Л., Мандебура Е. П. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №6 (101) С.343-350.
75. Шляхтина Л.М. Музейная педагогика: учеб. пособие для студентов специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры». СПб., 2000. — 67с.
76. Шляхтина Л.М. Современный музей: Идеи и реалии // Теоретические основы музеологии. 2011. № 2. С. 14—19.
77. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
78. Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академичсекий Проект, 2007. 560 С.
79. Юхневич М.Ю. Об эффективности воздействия экспозиции на посетителя // Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев: (по материалам социолог. исслед.). М., 1984. С. 38-41.
80. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей /М.Ю. Юхневич – М.: Российский институт культурологии, 2001. – 154 с.
81. Ягудина Р. И. Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 484-486.
Литература на английском и немецком языках:
82. Adorno Th. Valery Proust Museum // Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. München, 1963. S. 175.
83. Cameron Duncan F. A Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education // The Museum Journal. 1968. Volume 11. Issue 1. P. 33—44.
84. Hooper-Greenhill E. Аnew Communication Model for Museum // Museum Languages: Objects and Texts / Ed. By G.Kavanagh. Leicester Univ. Press, 1991. P. 53.
85. Maleuvre D. Museum Memories. History, technology, art. Stanford, Calif.: Stanford Univ. Press, 1999. P. 160.
86. Mannheim Karl. Das Problem der Generationen //Wisseossoziologie. Asswahl aus dem Werk, hg. H, Wolff, Berlin und Neuwied. - 1964. - P.509-565.
87. Merriman N. Museum visiting as a cultural phenomenon / A new museology / PeterVirgo. London, Reaction books, 1989. P. 238
88. Ripley Sidney D. The sacred grove: Essay on Museums. Washington, DC, 1979. P. 108.
89. Stransky Z. Z. Museology. Introduction to studies. Brno, 1995. P. 370.
90. Williams P. The memorial museum identity complex / Museum studies. An anthology of contexts
Электронные ресурсы:
91. Алексеева Л. Memoria: личные вещи писателей в собрании Государственного Литературного музея. // Интернет-журнал «Наше наследие». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/litmuz01.php (дата обращения: 13.12.2016).
92. Алексеева Л. Memoria: личные вещи писателей в собрании Государственного Литературного музея. // Интернет-журнал «Наше наследие». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/litmuz01.php (дата обращения: 13.12.2016).
93. Российская музейная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/rme/collecting.asp (дата обращения: 04.09.2016)
94. Сайт Британского музея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.britishmuseum.org (дата обращения 13.10.2016).
95. Сайт Государственного Музея Политической истории России. [Электронный ресурс] URL: http://www.polithistory.ru (дата обращения: 15.10.2016).
96. Сайт Еврейского музея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jmberlin.de (дата обращения: 01.05.2017).
97. Сайт Мемориального музея С.М. Кирова [Электронный ресурс]. URL: http://kirovmuseum.ru (дата обращения: 03.01.2017)
98. Сайт Мемориального музея С.М. Кирова. [Электронный ресурс]. URL: http://kirovmuseum.ru (дата обращения: 14.04.2017).
99. Сайт Мемориальной музей-квартиры актеров Самойловых. [Электронный ресурс]. URL: http://theatremuseum.ru/filial/memorialnyy_muzey_kvartira_akterov_samoylovyh (дата обращения: 03.04.2017).
100. Сайт Музея Анны Ахматовой. [Электронный ресурс]. URL: http://akhmatova.spb.ru (дата обращения: 15.10.2016).
101. Сайт музея блокады Ленинграда. [Электронный ресурс] URL: http://www.blokadamuseum.ru (дата обращения: 30.03.2017)
102. Сайт Музея космонавтики [Электронный ресурс] URL: http://www.kosmo-museum.ru (дата обращения 12.02.2017)
103. Сайт оценки оценки образовательных программ Британского музея. [Электронный ресурс] URL: www.inspiringlearningforall.co.uk (дата обращения: 13.10. 2016)
104. Сайт Политехнического музея [Электронный ресурс] URL: https://polymus.ru/ru/ (дата обращения 12.02.2017)
105. Устав Международного совета музеев. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.icom.org.ru/get.asp?id=A5 (дата обращения: 10.12.16).
106. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9кл.) Сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс] минобрнауки.рф/документы/93 (дата обращения: 08.04.2017)
107. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11кл.) Сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс] минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 08.04.2017)