ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА. 6
1.1. ЭКОКРИТИКА 6
1.2. ЭКОПОЭТИКА. 14
1.3. СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕКЛЕЗИО 20
ГЛАВА 2. ПРИРОДА VS ЦИВИЛИЗАЦИЯ В РОМАНАХ «ПУСТЫНЯ» И «ОНИЧА» 28
2.1. ТИШИНА, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННАЯ ЗВУКУ 30
2.2. ПОКОЙ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЙ ХАОСУ 34
2.3. ПРОСТОР, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЙ ЗАМКНУТОСТИ 37
2.4. ЖИЗНЬ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННАЯ СМЕРТИ 39
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ В РОМАНАХ «ПУСТЫНЯ» И «ОНИЧА». 43
3. 1. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ 43
3.2. «ПОСТОЯННЫЕ ОБРАЗЫ» 46
3.3. ПЕЙЗАЖИ. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Может показаться, что нет оснований для того, чтобы совмещать понятия литература и экология в рамках одной научной работы. Однако, проблема экологии имеет свое место в литературе. Чаще всего она представлена в произведениях через следующие темы: любовь к природе, призыв к переменам или к осознанному потреблению, одушевление природы. Экологические проблемы могут быть освещены в текстах «романов-катастроф», где читатель видит то, каким может стать будущее человечества, если мы ничего не предпримем. Благодаря писателям, которые делятся своим опытом и эстетическим переживанием, показывают красоту мира, его многомерность, литература способствует воспитанию особого отношения к природе – бережного и ответственного. В этом исследовании мы обратимся к тому, как литература и экология могут дополнять друг друга, и как авторы проповедуют экологическую мысль для широкой аудитории. Актуальность работы объясняется привлечением темы экологии, которая является на данный момент одной из самых важных в жизни человечества. Проблемы экологии все чаще освещаются в различных сферах жизни, и литература не является исключением.
Научная новизна работы заключается в том, что мы используем новый подход к изучению художественных произведений о природе, несущих экологическую мысль. При анализе творчества Леклезио будет использована методология экокритики и экопоэтики, которая еще не исследована в России. Некоторые авторы упоминают ее, но вскользь, только обозначая ее существование. В этом отношении работа знакомит с новыми научными открытиями литературоведения в рамках изучения творчества Ж.М.Г. Леклезио.
Логично, что произведения Леклезио еще не были рассмотрены с точки зрения нового подхода в сфере научных работ в России. Хотя многие источники, в том числе и интервью автора, и его высказывания, ясно говорят нам о том, что Леклезио неравнодушен к проблемам окружающей среды, и тема экологии и любви к природе является одной из основных для автора. Творчество автора позволяет нам в полной мере использовать идеи и методы экокритики и экопоэтики, открыть новые стороны (или же обратить на них пристальное внимание) творчества и биографии Леклезио.
Объектом исследования является экология в литературе на примере творчества Леклезио. Как экология связана с литературой, и какой подход к изучению произведений объединяет эти понятия?
Предметом исследования является изображение природы в романах Леклезио и его противостояние цивилизации и антропоцентрическому взгляду на мир.
Материалом исследования послужили романы Леклезио «Пустыня» («Désert» 1980) и «Онича» («Onitsha» 1991). Помимо того, в качестве дополнительных источников были использованы интервью автора, данные после получения Нобелевской премии.
При написании работы было поставлена следующаяцель: определить специфику реализации экологической темы в художественном творчестве Леклезио, в том числе выявить специфические особенности изображения природы в романах автора. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- осветить основные этапы становления экокритического подхода к изучению «экологической» литературы, в частности определить сходства и различия между экокритикой и экопоэтикой;
- продемонстрировать интерес Леклезио к теме природы и естественной жизни, его озабоченность и вовлеченность в решение экологических проблем современности;
- рассмотреть наиболее репрезентативные произведения автора с точки зрения нового подхода, проанализировать приемы изображения природы, представленной в оппозиции городской цивилизации.
Тема природы является одной из самых важных для Леклезио на протяжении всего творческого пути писателя. Первые произведения (от «Протокола» до «Гигантов») демонстрируют недоверчивое отношение автора к городскому пространству, а последующие работы, начиная с 1970-х годов, знаменуют уход от жизни в цивилизации и обращение Леклезио к теме экологии. Романы «Пустыня» и «Онича» являются яркими примерами экологических романов, которые не просто воспевают красоту природы, но и содержат призыв к ее сохранению и бережному отношению к ней. Для анализа произведений был привлечен метод экокритики, который наиболее подходит для изучения такого рода литературы.
При выполнении исследования мы пришли к следующим выводам. Леклезио имеет четкую позицию по отношению к природе, ее сохранению и бережному отношению к ней. Единственно верный образ жизни для писателя может быть только в естественной среде. В произведениях автора содержится явное противопоставление природы и цивилизации на разных уровнях. Нами были выявлены следующие категории: тишина (противопоставленная звуку), покой (противопоставленный хаосу), простор (противопоставленный замкнутости), жизнь (противопоставленная смерти). В конечном итоге, мы пришли к выводу, что жизнь в городе для Леклезио – это страдание, деградация и разрушение.
Природа, по мнению Леклезио, наделена душой, поэтому все живое и неживое, что окружает нас, нуждается в уважении и заботе. Каждый из героев обоих романов ведет свой диалог с природой, так как она может говорить, смеяться, думать, играть и вести себя словно живое существо. Для создания такого образа Леклезио использовал прием персонификации.
Чтобы раскрыть отношение автора к природе, мы выделили три «постоянных образа», которые встречаются наиболее часто и несут важную информационную и эмоциональную нагрузку. Наиболее важным и многозначным является образ воды. Также, Леклезио нередко обращается к образу ветра, который передает свободу и могущество дикой природы, образ света же всегда сопровождается ощущением счастья, которое доступно героям лишь на лоне природы.
Современное экологическое направление в литературоведении обращает особое внимание на категорию пейзажа. Мы рассмотрели то, как они представлены в романах «Онича», «Пустыня». Пейзажи играют важную роль в произведениях автора не только за счет того, что они погружают читателей в вымышленный мир и помогают представить окружение героев (хотя такая функция тоже присутствует), а за счет их полноценного включения в роман. Нами была предложена характеристика пейзажей как «подвижных». Такая черта тоже подчеркивает их особое состояние, ведь они выглядят живыми и включенными в сюжет романа.
Таким образом, Леклезио, повествуя о природе, проповедуя жизнь в естественной среде, доносит до читателей идею бережного отношения к Земле и настраивает на стремление быть как можно ближе к ней.
1. Ж. М. Г. Леклезио. Онича, СПб.: Изд-во Амфора, 2009. — 252 с.
2. Ж. М. Г. Леклезио. Пустныня, СПб.: Изд-во Амфора, 2009. — 413 с.
3. Леклезио Ж.М.Г. Праздник заклятий, Моск. Изд-во: Флюид 2009. – 256 с.
4. Богач Д. А. Проблемы понимания образа природы в литературоведческой науке //Вестн. Челябинского гос. ун-та. Филологические науки. — 2017. — № 6 — С. 22-29.
5. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт //Вопросы философии. — №8. — 1997. — С. 123-134.
6. Жилевич О.Ф. Философско-эстетическая система Ж.-М. Г. Леклезио и еe художественная реализация //Вестн. полесского ун-та. Сер. общественных и гуманитарных наук. — 2019. — № 2. — С. 73-79.
7. Сафронова В. Тема пространства и времени в философском романе Леклезио «Terra Amata» //Филология и культура. — 2017. — №3. — С. 202-207.
8. Buekens S. L’écopoétique : une nouvelle approche de la littérature française //Elfe XX-XXI: Extension du domaine de la littérature — №8. — 2019. — P. 1-12.
9. Buell L. The Environmental Imagination. — Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, — 1995. — 586 P.
10. Buell, L. The Future of Environmental Criticism: Environmental Crisis and Literary Imagination / L. Buell. – New York: John Wiley & Sons, 2009. – 208 P.
11. Defraeye J., Lepage É. Approches écopoétiques des littératures française et québécoise de l’extrême contemporain// Volume 48. — № 3. – 2019. — P. 7–18.
12. Elmahjoub K. À la recherche de l'espace perdu: Approche comparative des récits du désert chez Jean-Marie Gustave Le Clézio, Rachid Boudjedra, Ibrahim Al Koni, Thèse de doctorat/ Université Lumière Lyon 2. – Lyon., 2013. – 355 P.
13. Fan Y. La Poétique du paysage dans les œuvres de J.-M.G. Le Clézio: Thèse de doctorat //Université Sorbonne Nouvelle. — Paris., 2015. — 460 P.
14. Gérard de C. J.M.G Le Clézio, une littérature de l'envahissement. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.associationleclezio.com/entretien-archive-j-m-g-le-clezio-une-litterature-de-lenvahissement/
15. Gersdorf C. Nature in Literature and Cultural Studies. Transatlantic Conversation on Ecocriticism / Ed. C. Gersdorf, S. Mayer. – Amsterdam: Radopi, 2006. — 490 P.
16. Glotfelty. C. Introduction: Literary studies in an age of environmental crisis // The Ecocriticism Reader. — 1996. — P. 3-16.
17. Nielipowicz N. Du sacré de la nature Réflexions sur quelques essais de Mariusz Wilk et de Jean-Marie Gustave Le Clézio //Litteraria copernicana — № 2. — 2020. — P. 93–102.
18. Phillips, D. The Truth of Ecology: Nature, Culture, and Literature in America – New York: Oxford University Press. — 2003. — 320 P.
19. Romestaing A. Schoentjes P. Simon A. Essor d’une conscience littéraire de l’environnement //Revue critique de fixion française contemporaine. — 2015. — №11. — P. 1-5.
20. Schoentjes P. Ce qui a lieu. Essai d’écopoétique// éd. Wildproject, coll. «Tête nue» — 2015. — P. 245.
21. Slovic S. The Green Studies Reader: From Romanticism to Ecocriticism. — London: Ed. Laurence Coupe, 2000. — 315 P.
22. Sueza E. M. J.. Désert de Jean-Marie Gustave Le Clézio: analyse d'éléments descriptifs et interprétation écocritique //Çédille Revista de Estudios Franceses — № 5. — 2009. — P. 329-346.
Справочная литература:
23. J. R. Barbera. Singapore: Blackwell Publishing Ltd. A Dictionary of Cultural and Critical Theory / Ed. M. Payne, 2010. – P. 205–209.