Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной активности пожилых людей в посттрудовой период

Работа №136055

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы119
Год сдачи2022
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей 8
1.1 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста 8
1.2 Формы социальной активности старшего поколения в посттрудовой период 17
1.3 Изучение особенностей зарубежного опыта по проблеме социальной активности пожилых людей 29
Глава 2 Особенности формирования социальной активности пожилых людей 44
2.1 Возможности активизации личностных ресурсов пожилых людей 44
2.2 Деятельность государственных и общественных структур по привлечению пожилых людей в социально-активную жизнь 53
Глава 3. Социальная активность пожилых людей: особенности, проблемы, пути решения 65
3.1 Формирование социальной активности пожилых людей в посттрудовой период 65
3.2 Культурно-досуговая деятельность, как форма поддержки социальной активности в пожилом возрасте» 77
3.3 Рекомендации по развитию социальной активности пожилых людей 86
Заключение 92
Список литературы 94
Приложения 101


В социально-демографической структуре современного общества важную роль занимают люди пожилого возраста. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что происходит старение населения, которое представляет собой глобальный процесс, а также влияет на социальные, политические, экономические, культурные сферы жизнедеятельности.
В мире ежегодно увеличивается количество людей пожилого возраста. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет (16% населения), по сравнению с каждым 11-м в 2019 году (9% населения), а возраст каждого четвёртого жителя Европы будет 65 лет и старше.
По данным Федеральной службы государственной статистики, наблюдается рост числа пожилых людей и в Российской Федерации, количество которых к 2030 году достигнет 25% от общей численности населения.
Современная социальная практика показывает, что одной из ключевых проблем для людей старшего поколения является риск социальной изолированности, когда человек обосабливается от общества, теряя социальные связи с окружающими и уменьшая свою активность по вовлечению в общественную жизнь. Это обусловлено тем, что положение пожилого человека с выходом на пенсию коренным образом претерпевает изменения, которые определяются такими факторами, как: уровнем образования, семейным положением, уровнем доходов, а также социальным статусом. К причинам снижения социально-экономического состояния людей относятся следующие: прекращение профессионально-трудовой деятельности, низкий уровень пенсии, отсутствие дополнительного источника дохода, высокие расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и медицинское обслуживание, низкая адаптация к новым условиям жизни.
Одним из условий успешной социальной адаптации пожилых людей служит их потребность в социальной активности, в положительном представлении о старости, которое представляет вторую половину жизни здоровой, активной, энергичной и включенной в социальную деятельность.
В.А. Ситаров определяет социальную активность, которая характеризуется способностью усваивать и претворять в жизнь регламентированную обществом систему знаний, умений, навыков, норм
и правил поведения, общения. Она направлена на удовлетворение потребностей, создание благоприятных социальных условий, реализацию социальных инициатив, формирование активной жизненной позиции.
К показателям социальной активности можно отнести самостоятельность, стремление, желание и мотивированность индивида. Социальная активность старшего поколения, прежде всего, заключается
в деятельности, которая направлена на удовлетворение личных интересов
и потребностей. Тем не менее с изменением и развитием общественной действительности для пожилых людей создаются новые направления деятельности, включающие в себя различные формы социальной активности. Это, в свою очередь, позволяет достичь успешной адаптации старшему поколению в посттрудовой период.
Для решения проблемы по развитию условий восстановления ресурсов старшего поколения, на базе различных социальных учреждений требуется формирование такой помощи, которая бы оказывала поддержку
в культурно-досуговой, общественно-ориентированной и физической деятельности пожилых людей.
В условиях демографического старения России увеличивается потребность в исследовании социальной активности пожилых людей. Ключевую роль в решении данной проблемы занимает создание и развитие новых форм социальной активности старшего поколения. Поэтому прекращение профессионально-трудовой деятельности не должно сопровождаться такими факторами, как пассивность, изолированность,
и одиночество, которые нашли отражение в эмпирических данных. В то же время изучение современной отечественной литературы подтверждает нехватку исследований, посвященных рассмотрению проблем путей
и методов повышения социальной активности пожилых людей, а также рассматривающих пожилых людей как субъектов социальной активности,
а не как объектов социальной защиты.
Согласно данным Росстата за последние 20 лет средняя продолжительность жизни увеличилась приблизительно на 8 лет. А в 2035 году граждане РФ будут жить от 75 до 82 лет в зависимости от успешности реализации всех запланированных программ и внедрения социальных мер. Знание статистических данных по демографическим изменениям в структуре населения страны позволяет разрабатывать программы в сфере социальной политики в отношении старшего поколения. Изучая характеристики, модели участия пожилых людей в жизни общества, государство принимает такие меры, которые бы позволили улучшить положение пожилого человека в посттрудовой период.
Проблема исследования: можно констатировать противоречие между реализуемыми программами, направленными на формирование социальной активности старшего поколения и существующими статистическими данными, подтверждающими низкий уровень социальной активности пожилых людей.
Объект исследования: социальная активность пожилых людей.
Предмет исследования: возможности содействия формированию социальной активности пожилых людей.
Цель исследования: выявить особенности формирования социальной активности пожилых людей на примере деятельности комплексного центра социального обслуживания населения (далее КЦСОН), а также разработать социальную программу, направленную на развитие социальной активности пожилых людей.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретическую сторону исследования социальной активности пожилых людей и выявить основные проблемы формирования социальной активности пожилых людей;
2.Провести прикладные исследования, направленные на изучение проблематики социальной активности у пожилых людей, получающих социальные услуги в КЦСОН;
3.Представить анализ деятельности государственных и общественных структур, занимающихся разработкой программ социальной активности пожилых людей;
4. Разработать авторскую программу «Социальные возможности», направленную на повышение социального включения и активности пожилых людей.
Методология исследования.
В ходе выпускной квалификационной работы использованы следующие методы:
−анализ документов из литературных источников по проблеме исследования;
− анкетирование;
− экспертное интервью;
− метод включенного наблюдения.
Изучению особенностей старения социальной активности пожилых людей посвящено достаточно большое количество трудов отечественных
и зарубежных авторов, таких, например, как Я. Стюарт-Гамильтон, А.В. Флинт, Н. Смелзер, К.Левин, Э.Эриксон
Положение пожилого человека в современном российском обществе и его участие в трудовой и общественной деятельности исследованы в работах И.Н. Бондаренко, Г.В. Морозова, В.А. Ядова, Р.С. Яцемирской.
М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Бороздина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.П. Петрова, Н.Н. Сачук, Е.В.Щанина в своих работах исследовали факторы старения (прекращение трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптацию к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей пожилых людей.
Методологической основой исследования послужили работы О.Г. Косоротова, К.М. Грабачука, Н.А. Куликовой, Е.В. Щаниной, И.С. Романычева, исследования которых направлены на изучение влияния социокультурной активности пожилых людей, повышения и активизации социальных навыков для привлечения в общественную жизнь, а также рассмотрены модели реализации активной старости.
Научная новизна исследования: определены причины снижения социальной активности пожилых людей в современном российском обществе, а также сформулированы основные факторы социальной активности граждан пожилого возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучены теоретические особенности изучения социальной активности пожилых людей, определены возможности использования результатов практической работы по улучшению организационных форм деятельности на базе КЦСОН, направленных на повышение включения социальной активности и адаптации пожилых людей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты выпускной квалификационной магистерской работы могут послужить основой для изучения качества жизни пожилых людей. Результаты полученных результатов проведенного исследования могут стать основой для поиска путей активизации, социального включения пожилых людей, а также способов улучшения уровня жизни.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. ВКР изложена на 117 страницах, использовано 66 источниками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе проблема низкой социальной активности пожилых людей в посттрудовой период является одной из актуальных,
с которым сталкивается пожилой человек с выходом на пенсию.
Социальная активность – это форма проявления важнейшего качества личности, в котором отражается ее стремление быть причастной к делам общества, осознание необходимости и значимости своей деятельности общества. С наступлением посттрудового периода пожилой человек сталкивается не только с изменением своей привычной жизни,
но и изменением социальных связей, снижением коммуникации с обществом в целом. Процесс адаптации в таких условиях может проходить болезненно для пенсионера, который может привести к ухудшению состояния здоровья, упадку сил, депрессии, изолированности от социума.
Посттрудовой период пожилого человека сопровождает возникновение со стороны общества такого явления, как эйджизм, которое характеризуется неприязнью к стареющим людям и непринятию их в обществе по причине старости. Именно поэтому так важно сформировать у общества позитивное представление о старости, а также о том, что пожилой человек может использовать свой потенциал, развивать свои навыки, а также быть полезным для общества.
С выходом на пенсию у пожилого человека появляется больше свободного времени, возможность попробовать себя в чем-то новом, а также быть задействованным в социальной деятельности. Е.В. Щаниной были выделены основные сферы социальной активности пожилого человека: сфера досуга, волонтерское движение, сфера общественно-политической жизни, сфера семейно-бытовой деятельности, сфера образования, сфера трудовой деятельности.
Все вышеперечисленные сферы тесно переплетаются между собой
и играют важную роль в деятельности пожилого человека.
Проанализировав зарубежный опыт по проблеме социальной активности пожилых людей, можно сделать вывод, что работа, которая ведется для пожилых людей, носит инновационный характер. В странах Запада и Европы разрабатываются сайты и приложения, рассчитанные под потребности и интересы старшего поколения и включающие в себя обучение навыкам использования техническими ресурсами.
Поэтому за основу в разработке программы по формированию социальной активности пожилых людей был взят зарубежный опыт. Программа «Социальные возможности» предусматривает содействие
в быстрой адаптации пожилым людям в посттрудовой период. Главным результатом реализации программы будет формирование у пожилых людей социальной активности согласно их интересам, ценностям и потребностям; успешная адаптация в процессе посттрудового периода; развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала, а также овладение новыми навыками в использовании информационно-технических средств.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты формирования социальной активности пожилых людей, проведен анализ изучения влияния активности на развитие хронических заболеваний, социального самочувствия, а также на процесс адаптации в посттрудовой период, а также разработана программа «Социальные возможности».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные цель
и задачи в ходе исследования были достигнуты.



1. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. О реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Санкт‑Петербурге – официальный сайт. [электронный ресурс]– URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/news/186346/ (дата обращения 01.04.2022).
2. Конституция Российской Федерации : сайт. – URL: https://clck.ru/P3KRd (дата обращения: 07. 04. 2021).
3. Международный план действий по проблемам старения. Доклад секретариата от 02.12.2005. – Справочная система. 7 с. [электронный ресурс] – URL: Международный план действий по проблемам старения: доклад об осуществлении: доклад Секретариата (who.int)
4. Отчёт ООН «Мировые демографические перспективы: пересмотренное издание 2019 года». [электронный ресурс] – URL: https://www.un.org/ru/global-issues/ageing (дата обращения 12.04.2022).
5. Статистика и показатели. Продолжительность жизни по данным Росстат [электронный ресурс]. — Средняя продолжительность жизни женщин и мужчин – URL: rosinfostat.ru (дата обращения 11.04.2022)
6. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. – официальный сайт. -34 с. – URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/37/2 (дата обращения: 07. 04. 2021).
7. Федеральная служба государственной статистики «Росстат». [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 04.04.2022).


8. Александрова Н.Х. Проблема старения в психологическом контексте одиночества. /Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Выпуск 2-31-38 с. // -URL: elibrary_44055143_93035714.pdf (дата обращения 04.04.2022).
9. Американская ассоциация пенсионеров. – сайт. – URL: https://subscribe.ru/archive/socio.people.pojilomu/201207/14212736.html?fromissue=2 (дата обращения: 02.05.2021).
10. Барсуков В.Н., Калачикова О.Н. Исследование качества жизни старшего поколения: региональный опыт // Журнал Экономические и социальные перемены: факторы, тенденции, прогноз –2016. –№4(46) – С. 88-107.
11. Безрукова. В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 959 с.
12. Бодрин А. В., Таболько Л. А. Особенности досуговой деятельности пожилых людей // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 739–741.
13. Бондаренко Т.В. Основные направления деятельности по созданию условий активного долголетия старшего поколения в Санкт-Петербурге. 2019. - сайт. – URL:https://pl.spb.ru/upload/docs/pdf/conferences/conf220519/Bondarenko_pr.pdf дата обращения 01.04.2022).
14. Борисов Г.Ю. Психологические характеристики пожилых людей третьего возраста. Педагогическое образование в России, 2016, с. 171-176.—https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26638467_52062203.pdf (дата обращения 04.04.2022).
15. Боровикова Я. В. Опыт общественных организаций и объединений США, работающих с пожилыми людьми / Я. В. Боровикова. –// Журнал Власть, 2015. – №11. – С. 205–210.
16. Владимиров, Д. Г. Пожилые граждане на рынке труда: зарубежный опыт / Д. Г. Владимиров. –// Социологические исследования. – 2013. – № 6. – С. 57–62.
17. Воробьева А.Е., Акбарова А.А. Социально-психологические типы досуговой деятельности пожилых людей (на примере жителей Московского региона) 2019. № 1 (46). C. 89–99.
18. Галанова, В. В. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми людьми / В. В. Галанова, Л. Р. Логачева. // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46413/ (дата обращения: 15.09.2021).
19. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск :Харвест, 1998. – 799 с.
20. Завражанов, В. В. Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности /
В. В. Завражанов, С. М. Сметанина. –// Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 755–758.
21. Закирова А.Б., Галеева Н.Р. Технологии организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей // Всероссийская научно-методическая конференция «Проектирование механизмов реализации образовательных инициатив». -2017. С. 107-109.
22. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Борисов Г. И. Психологические факторы жизнеспособности человека позднего возраста / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Г. И. Борисов // Известия Российской академии образования. — 2017. — № 1. — С. 86–97.
23. Колосова В.В. Исследования стереотипов возраста в новой социально-психологической реальности (взгляды отечественных учёных) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, // [сайт]. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN519.pdf (дата обращения: 10.04.2022).
24. Кононова, Л. И. Технология социальной работы : учебник для бакалавров / Л. И. Кононова, Е. И. Холостова ; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 503 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-2076-5. —// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509168 (дата обращения: 10.04.2022).
25. Кононова, Л. И. Технология социальной работы : учебник для бакалавров / Л. И. Кононова, Е. И. Холостова ; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 503 с. — (Высшее образование).// Образовательная платформа Юрайт. — URL: https://urait.ru/bcode/509168 (дата обращения: 10.05.2022).
26. Корныешева А.Е. Активная жизненная позиция пожилых людей: детерминанты формирования. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, сер.12, 2021 Вып. 4. – С. 414-418.
27. Куликов Л.В. Социально-психологические аспекты помощи пожилым людям в сохранении активности-: Ученые записки СПбГИПСР, Санкт-Петербург, 2017. - №1 (27).- С. 28.
28. Литвак Р. А., Резанович И. В. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 14.
29. Малахатка А.А., Горлова Е.Б. Социальная активность граждан пожилого возраста в РФ 2018. C. 95–97.
30. Марунова Т.Р. Направления социальной активности пожилых людей // Изв. Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014.
Т. 14, № 2. - С.54.
31. Милашевич Елена Петровна, Дробыш Т.А. Мотиваторы-социально психологической активности личности в пожилом возрасте // Наука - образованию, производству, экономике. материалы ХХIII(70) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. 2018. C. 35–36.
32. Миллер О.В. Социальные сети как способ решения проблемы одиночества пожилых людей. / Международный научный журнал «Инновационная наука», № 7,2015. — 157-158 с.
33. Москвичева, Л.Н. Старшее поколение: проблема адаптации // Вестник Московского университета. Социология и политология. – 2015. – № 1. – С. 171-181.
34. Нам, М. В. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация кандидата педагогических наук / М. В. Нам. – Уфа, 2006. – 178 с.
35. Народонаселение. – официальный сайт. Десятилетия здорового старения на период 2020-2030 гг., 2020, С. 31.– URL:http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/ (дата обращения: 05.05.2021).
36. Палмор Э.Б. Автогеронтология: из личного опыта старения. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. – М., 2020. – № 1. – С. 14–17.
37. Парфенова О. А. О людях третьего возраста –: Журнал исследований социальной политики – Санкт-Петербург, 2015. – №14 (4). – С. 618-623.
38. Радаева, И. В. Информационные технологии как инструмент социальной адаптации людей пожилого возраста / И. В. Радаева. // Роль и место информационных технологий в современной науке :сборик статей Международной научно-практической конференции. – Самара : ОМЕГА САЙНС, 2019. – С. 198.
39. Сабанова Д.В. Технология повышения эффективности социальной поддержки творческой активности людей пожилого возраста // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в российской федерации: региональный и местный уровни. 2018. C. 104–111.
40. Сабанова Д.В. Технология повышения эффективности социальной поддержки творческой активности людей пожилого возраста // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в российской федерации: региональный и местный уровни. 2018. C. 104–111.
41. Сафронова, Л. В. Психология социальной работы : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л. В. Сафонова. - Москва : Академия, 2012. – 254 с.
42. Ситаров, В. А. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. // Журнал Знания. Понимание. Умение. – Москва, 2015. – №4. – С. 164-175.
43. Ситаров, В. А. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) / В. А.Ситаров, В. Г. Маралов. // Журнал Знания. Понимание. Умение. – Москва, 2015. –№4. – С. 164-175.
44. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
45. Тугарова Л.С. Проблема организации культурно-досуговой деятельности граждан пожилого возраста в современном обществе // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014.-С.69.
46. Успешное старение: Социологические и социогеронтологические концепции: сб. научн. тр. / отв. ред. Евсеева Я.В., Ядова М.А. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. – Москва, 2020. – 230 c. – (Сер.: Теория и история социологии). —URL: <4D6963726F736F667420576F7264202D20D3F1EFE5F8EDEEE55FF1F2E0F0E5EDE8E55FF2E8EFEEE3F0E0F4E8FF2E646F63> (inion.ru) (дата обращения 10.04.2022).
47. Хилясханов М.В. Пожилые люди в традиционном и инновационном обществе: отношение, социальный статус и возможности. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018.Выпуск 4(229) — С. 159-164.
48. Холостова, Е. И. Социальная работа : учебник для вузов / Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 755 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11998-5. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496150 (дата обращения: 10.04.2022). Холостова, Е. И. Социальная работа : учебник для вузов / Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 755 с. — (Высшее образование).
49. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми / Учебник— Москва : Издательство Дашков и К, 2019. — 338 с. — (ВО-Бакалавриат).
50. Щанина Е.В. Интеграция пожилых людей в современный социум // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 150-162.
51. Щанина, Е. В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе (региональный аспект) : специальность 22.00.04 «Социология» : диссертация / Е. В. Шанина. – Пенза, 2006. – 25 с.
52. Щанина, Е. В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе (региональный аспект) : специальность 22.00.04 «Социология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Е. В. Шанина. – Пенза, 2006. – 25 с.

53. World health organization. – URL: https://www.who.int/ (дата обращения 11.05.2021).
54. Rezaeipandari H. Social participation and loneliness among older adults in Yazd, Iran // Health and Social Care in the Community. 2020. № 6 (28). P. 2076–2085.
55. Poletayeva, A. Skandinavskayahod'ba. Zdorov'elegkimshagom [Scandinavian walking. Health easy step] / A. Polotaeva. – Saint–Petersburg :Piter, 2016. – 96 p. – ISBN 978-5-496-02296-5.
56. Ministère de la Santé et des SolidaritésMinistèredélégué à la SécuritéSociale, aux Personnesâgées, aux Personneshandicapées et à la Famille, Ministère de la Jeunesse, des Sports et de la Vie associative, PLAN NATIONAL “BIEN VIEILLIR” 2007 – 2009, de suivi de la mise enœuvre du plan international de Madrid (2002) : –URL:http://www.unece.org/pau/_docs/age/2007/AGE_2007_MiCA07_CntrRprtFRA_f.pdf (дата обращения 20.03.2020).
57. Louie W.-Y. G., Nejat G. A Social Robot Learning to Facilitate an Assistive Group-Based Activity from Non-expert Caregivers // International Journal of Social Robotics. 2020. № 5 (12). P. 1159–1176.
58. Jansen C.-P. Effects of interventions on physical activity in nursing home residents // European Journal of Ageing. 2015. № 3 (12). C. 261–271.
59. Independent Age. Older people, technology and community: the potential
of technology to help older people renew or develop social contacts and to actively engage in their communities: 2014, 37 p– URL: http://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/ac79/docs/wp/ps/Report.pdf(датаобращения: 20.01.2020).
60. Hirano M., Saeki K., Ueda I. Development of a social activities scale for community-dwelling older people requiring support // Nursing Open. 2020. № 6 (7). P. 1887–1895.
61. Health and aging: a discussion paper :сайт. – URL: http://whqlibdoc.who. int/hq/2002/WHO_NMH_NPH_02. 8. pdf (дата обращения: 05.09.2021).
62. Hawkley, L. C. Loneliness predicts increased blood pressure: 5-year cross-lagged anal-yses in middle-aged and older adults.Psychology and Aging / L. C. Hawkley, R. A. Thisted, C. M. Masi. – Granet& Bold, 2010. – P. 132–141.
63. Glowacz F., Schmits E. Psychological distress during the COVID-19 lockdown: The young adults most at risk // Psychiatry Research. 2020. P.293.
64. Cheng S.-T. The effect of negative aging self-stereotypes on satisfaction with social support // Journals of Gerontology - Series B Psychological Sciences and Social Sciences. 2020. № 5 (75). P. 981–990.
65. Buchman, A. S. Association Between Late-Life Social Activity and Motor Decline in Older Adults / A.S. Buchman, A. B. Patricia, S. W. Robert [and others.]. -// Departments of Neurological Sciences, Rush Alzheimer, Disease Center, American Medical Association. – Chicago, 2009. P. 29-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ