Введение
Глава 1. ПОЛЬСКИЕ РЕЛИГИЗНЫЕ БЛАГОТВОРТЕЛЬНЫЕ
ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1862-1917 ГОДЫ).
1.1. КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ….........21
1.2. КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В ДРУГИХ ГОРОДАХ РОССИИ
1.3. ПОЛЬСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В “ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ”
Глава 2. ПОЛЬСКИЕ СВЕТСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА (1862-1917 ГОДЫ).
2.1. ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВА
2.2. ОБЩЕСТВА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Инонациональные диаспоры, постоянно проживающие среди чужого этнокультурного общества, чувствуют потребность в сохранении своего языка, а также этнографической и культурной самобытности. Одним из способов удовлетворения этой потребности стали благотворительные организации националистической направленности, которые стали появляться по всей стране после восстания 1863 года.
Благотворительность развивалась в двух направлениях – религиозном и светском.
Для национальных диаспор, живущих среди иного этнокультурного большинства, религия и церковь является тем признаком, который обеспечивает им самоидентификацию.
Таким стрежнем для поляков вне Польши и стало Римско-католическое вероисповедание. В самодержавной России, несмотря на господство православия как единственной официальной религии, могли существовать и другие вероисповедания, но только при учете дискриминационного элемента. Этот элемент сыграл особую в роль в осознании национальным меньшинством себя. Угнетение католических народов привело к тому, что Римско-католическая вера стала выполнять более широкую роль: религиозную, общественную и патриотическую, - но в отношении не России, а к католической церкви и католическим национальностям.
Согласно справочнику благотворительных учреждений, Римско-католические общества находились во всех губернских городах Российской Империи, а также во многих уездных. На базе таких Римско-католических обществ развивалась польская благотворительность в Российской Империи, где религиозное направление стало фактором национальной самоиндефикациии.
Развитие светской благотворительности связано с началом первой мировой войны. Радикально изменила жизнь Полонии и сама деятельность польских обществ. Главной целью работы всех обществ стала помощь жертвам войны – жителям Царства Польского, беженцам, переселенцам, раненым, членам семей военнослужащих, живущим в России полякам – подданным неприятельских государств. Война для России началась на территории Царства Польского, которое на восточном фронте оказалось в таком же положении, как и Бельгия на западном.
Общепринятое понятие благотворительности появилось только в начале XIX века. Современный исследователь А.Р. Соколов
даёт определение благотворительности - «Благотворительность есть добровольная, факультативная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе созванных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная достижение большего социального благополучия».
На данный момент не существует ни одной фундаментальной исторической работы по данной тематике, в основном это различные работы по смежным темам, различные статьи по благотворительности, многие из которых носят описательный характер и не опираются на широкую документальную базу. Также зачастую в исследованиях по Истории Польши данная проблема занимает второстепенную проблему и является объяснением каких-либо экономических и социальных тенденций.
Актуальность темы исследования определяется потребностью современного общества в движении к обществу всеобщего благосостояния. Важным элементом этого общества является осознание каждым индивидом принципа социальной справедливости ради сглаживания социальных различий, развитие в человеке естественной потребности помощи нуждающимся. Постсоветская Россия заново переживает опыт принятия капиталистических отношений, существование которых обязывает РФ иметь развитую систему частной и общественной помощи для помощи неблагополучным общественным стратам. Совершенствовать и улучшать механизмы общественного взаимодействия невозможно без опоры на опыт предшествующих поколений.
Объектом исследования мы избрали историю польской благотворительности в Российской Империи.
Предметом исследования является существование и деятельность польских благотворительных на территории Российской Империи.
Целью данной работы является изучение деятельности польских благотворительных организаций на территории Российской Империи.
Задачами данного исследования являются:
Рассмотрение различных видов филантропической помощи полякам;
Рассмотрение различных видов благотворительных организаций;
Рассмотрение различных способов получения финансовых средств благотворительными организациями;
Рассмотрение благотворительной деятельности этнического меньшинства среди чужого этнокультурного общества;
Рассмотрение тенденций и форм филантропии в изучаемую эпоху.
В представленной дипломной работе нами была изучена история польских благотворительных обществ, начиная с 1862 г. и до конца 1917 г.; проанализировано положение обществ внутри чужого этнокультурного государства; исследован процесс формирования и организации обществ; изучены отношения власти и деятелей благотворительности; исследованы различные аспекты жизни благотворительных обществ.
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
- Практически все Римско-католические благотворительные организации постепенно начали носить “польский” характер, из-за чего складывались сложные отношение с другими “католическими национальностями”.
- Частная благотворительность сделала качественный скачок в 60-70-е гг. XIXвека. Усложнилась и усовершенствовалась форма благотворительной деятельности.
- Филантропическая деятельность обществ находила свой выход следующих формах: раздача одежды, топлива, продуктов питания, пособий, поиск работы, определение стариков в приюты, определение молодежи в школы, приюты и убежища, финансовая поддержка, выдача постоянных или единовременных пособий, раздача бесплатных и дешевых обедов в столовых, принятие мер предотвращения молодых неопытных девушек от нравственного упадка, предоставление бедным временного заработка и поиск постоянной работы для них, выдача пособий на случай смерти, бесплатные консультации врачей, обучение детей бедных родителей какому-либо ремеслу, организация колоний для детей – летный оздоровительный отдых, содействия жертвам войны.
- Виды организация поддаются унификации: убежища для престарелых и беспризорных, комитеты по поиску работу, кружки помощи учащейся молодежи, школы и общежития, дома трудолюбия, кружки опеки над детьми погибших солдат, приюты, мастерские.
- Способы получения средств также были самыми различными. Прежде всего это членские взносы, которые вносили при членстве в обществе, но они часто не составляли большую часть доходов общества. Многочисленные завещания, усопшие завещали в пользу общества какую-либо денежную сумму, которая могла расходоваться на усмотрение общества или “по завещанию” умершего. Также, часто в пользу обществ завещали какую-либо недвижимость, и она переходила в капитал общества. Важной частью доходов стала организация мероприятия: спектакли, лотереи, публичные лекции, соревнования, балы и т.п.
- Государство жило в состоянии после восстания 1863 г. Попытки поляков посредством благотворительных обществ заниматься пропагандой своей культуры, а также создания “национальных” обществ внутри Р.-к. организация сталкивались с препятствиями со стороны властей Российской Империи (Министерство внутренних дел и департамент духовных дел иностранных исповеданий).
- В изучаемую эпоха происходила смена форм благотворительной деятельности. Происходил процесс смены закрытого типа (богадельни, дома призрения) на открытый тип (Дешевые столовые, дома трудолюбия, бесплатная медицинская помощь и т.п.). Эти тенденции начались во второй половине XIXвека и стали четко заметны на стыке XIX и XXвв.
Данные результаты, на наш взгляд, имеют практическую значимость и могут помочь лицам, которые занимаются этим направлением деятельности – разрешением проблем социального неравенства. Также работа частично устраняет дефицит информации об истории благотворительного движения национального меньшинства в инокультурной среде.
1. РГИА. Ф. 821, Оп. 2. Д. 1053. – передача детского приюта святого Леонарда в городе Ловиче.
2. РГИА. Ф. 821, Оп. 2. Д. 1054. – разрешение лечебным и благотворительным учреждениям принимать пожертвования.
3. РГИА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 1074. – Записки начальника отделения Тяжельникова по вопросам церкви.
4. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 3025. – Богадельни, приюты и благотворительные общества, ч. I.
5. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 3027. – Приюты и благотворительные общества, ч. III.
6. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 3031. – установление надзора за приютом для престарелых женщин.
7. РГИА. Ф. 821. Оп. 128. Д. 151. – Ревизия римско-католических приходов.
8. РГИА. Ф. 826. Оп 1. Д. 1498. – личное дело кс. Константина Будкевича.
9. РГИА Ф. 1287. Оп. 19. Д. 1283. – учреждение общества помощи бедным города Бахмута.
10. РГИА. Ф. 1287. Оп. 19. Д. 1823. – устройство убежища для бедных детей женского пола.
Б)Справочники
Российская национальная библиотека (РНБ)
1. Благотворительные учреждения Российской империи: Сост. по высочайшему повелению Собственною е. и. вел. Канцеляриею по Учреждениям имп. Марии.- СПб.: АО печ. дела в России Е. Евдокимов, 1900.- 390 c.
2. Весь Петербург: Адресно-справочная книга.- СПб.:ред. Н.И. Игнатов, 1913.- 850 с.
3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.Т. XXXVII. Город Санкт-Петербург. Теат. II.- СПб.:1903.- 36 c.
4. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве.- СПб.: Типография М.Д. Ломковского, 1899.- 26 c.
5. Список благотворительных г. Петербурга и окрестностей, имеющих целью оказать призрение бедствующим детям.- СПб.: типо-лит. Р.С. Вольпина, 1907.- 18 c.
6. Справочник о благотворительных учреждениях, действующих в гор. Санкт-Петербурге.- СПб.: Гор. обществ. упр, 1913.- 63 c.
В) Документы
Российская национальная библиотека (РНБ)
1. Доклад Правления Киевского римско-католического благотворительного общества общему собранию его членов о деятельности Общества в 1914 г.- Киев.: 1915.- 10 c.
2. Инструкция Правления Римско-католического Благотворительного общества С.-Петербурга, состоящему при нем Посредничеству Попечительству.- СПб.: 1902.- 8 c.
3. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1904 г.- Киев.: 1904.-121c.
4. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1905 г.- Киев.:1906.- 120 c.
5. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1909 г.- Киев.: 1910.- 121 c.
6. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1910 г.- Киев.: 1911.- 112 c.
7. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1910 г.- Киев.: 1911.- 112 c.
8. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Общества. 1883 г.- Одесса.: 1884.- 59 с.
9. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Общества. 1887 г.- Одесса.: 1888.- 50 с.
10. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Обществаза 1888 г.- Одесса.: 1889.- 54 с.
11. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Общества за 1895 г.- Одесса.: 1896.- 56 с.
12. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Общества за 1903 г.- Одесса.: 1904.- 61 с.
13. Отчет Совета римско-католической в Москве церкви свв. ап. Петра и Павла в денежных суммах, принадлежащих как самой церкви, так и состоящим при ней благотворительным учреждениям, за 1882 г.- М.: 1883.-6 c.
14. Отчет Совета римско-католической в Москве церкви свв. ап. Петра и Павла в денежных суммах, принадлежащих как самой церкви, так и состоящим при ней благотворительным учреждениям, за 1883 г.- М.: 1884.-6 c.
15. Отчет Совета римско-католической в Москве церкви свв. ап. Петра и Павла в денежных суммах, принадлежащих как самой церкви, так и состоящим при ней благотворительным учреждениям, за 1884 г.- М.: 1885.-6 c.
16. Отчет убежища для призрения малолетних детей обоего пола римско-католического вероисповедания в Санкт-Петербурге, за Наврской заставой по Ушаковской улице №22 за 1904 год.-СПб.: 1905.-76 c.
17. Правила учреждаемого С.-Петербургским римско-католическим благотворительным обществом Убежища при кладбищенской церкви св. Марии на Выборгской стороне.- СПб.: 1885.- 1 c.
18. Проект устава Киевского римско-католического благотворительного общества.- Киев.: 1903.- 21 c.
19. Устав Общества вспомоществования бедных семействам поляков. Участвующим в войне, и бедствующему польскому населению, пострадавшему от военных действий.-Пг.: 1914.-7с.
20. Устав приюта при Одесской римско-католической церкви.-Одесса.: 1898.- 12 c.
21. Устав Римско-католического благотворительного Общества при С.-Петербургской церкви св. Екатерины.- СПб.: 1884.- 8 c.
22. Устав Римско-католического благотворительного Общества при С.-Петербургской церкви св. Екатерины.- СПб.: 1887.- 8 c.
23. Устав Римско-католического благотворительного Общества при С.-Петербургской церкви св. Екатерины.- СПб.: 1889.- 8 c.
24. Устав Римско-католического благотворительного Общества при С.-Петербургской церкви св. Екатерины.- СПб.: 1889.- 8 c.
1. Базылёв, Л. Поляки в Петербурге. СПб.: Блиц, 2003. 447 с.
2. Бахтурина А. Ю. Введение // Государственное управление западными окраинами Российской империи (1905 - февраль 1917 г.). М.:Роспэн, 2006. 394 с.
3. Бомбяк, Г. П. Столица и провинция в истории России и Польши. М.: Наука. 2008. 303 c.
4. Буксгевден, О.О. О Варшавском доме трудолюбия. М.: тип. А.И. Снегиревой. 1894. 3 c.
5. Буксгевден,О.О. Об общественном призрении и благотворительности в Польских губерниях. М.: тип. А.И. Снегиревой. 1894. 9 c.
6. Буксгевден, О.О. Об общественном призрении и благотворительности в польских губерниях. М.: тип. А.И. Снегиревой. 1893. 18 с.
7. Вальтер, А.П.Записка о положении общественного призрения в губерниях Царства Польского в 1883 году. СПб: паровая скоропеч. Яблонский и Перотт. 1894. 11 c.
8. Витте, Г.Г. Помощь иностранцам // Общественное и частное призрение в России.М., 1907. С. 121-126.
9. Гаген, П. Благотворительные общества и учреждения, основанные в Москве иностранцами и иноверцами. М: тип. Л. и А. Снегиревых1887. 8 c.
10. Ди-Сеньи Н.К. К вопросу о пересмотре действующего законодательства об общественном призрении // Труды первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению 8-13 марта 1910 г. СПб., 1910. Ч.2. С.123-135.
11. Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России. Изд. 2–е. Пг., 1917. 91 c.
12. Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом ее развитии в России // Благотворительность в России. Т.I. СПб., 1907. С.41.
13. Максимов, Е.Д. Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. С. 1-68.
14. Максимов, Е.Д. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся // Трудовая помощь. СПб., 1907. №3. 320 с.
15. Мичиньска, М. Интеллигенция в истории. М., 2001. 307 с.
16. Окольский, А. С. Исторический очерк призрения бедных в польских губерниях. Варшава: Унив. Извест. 1878. 127 c.
17. Пожарский К. Несгибаемый пастырь в Петербурге: Слуга Божий епископ Антоний Малецкий: 1861-1935. СПб: Соларт. 2010. 367 с.
18. Селиванов, А.Ф. Варшавское благотворительное общество. [Очерк деятельности О-ва]. СПб: тип. В.Ф. Киршбаума. 1899. 6 c.
19. Смирнова Т.М. Польские Общества в Санкт-Петербурге. СПб: Европейский Дом Польский институт. 2013. 259 c.
20. Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX в.). СПб: Лики России. 2006. 725 с.
21. Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи. Конец XVIII - начало XX века. М., 2006. 400 с.
22. Ханковска, Р. Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге. СПб: Чистый Лист. 2001. 236 с.
23. Хршановский, В.А. К истории католической общины в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в XVII – н. XX века // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1982. С. 217.
24. Чаплицкий Б. Католическая благотворительность в России в 1860-1918 гг. Гатчина: СЦДБ. 2009. 393 с.
25. Чаплицкий, Б. о. Константин Будкевич (1867-1923 гг). СПб: Речь. 2004. 243 с.
Е) Авторефераты диссертаций
1. Недзелюк, Т. Г. Римско-католическая церковь в Западной
Сибири 1881-1918 гг. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Новосибирск, 2001. С. 21.
2. Рылова, Н. Е. Благотворительность на Дону во второй половине XIX - начале XX вв.. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Ростов н/Д, 2004. С. 25.
3. Туаева, Б. В. Общественно-культурные организации в городах Северного Кавказа (вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Владикавказ, 2004. С. 26.
4. Пяткова, С. Г. Польская политическая ссылка в Западную Сибирь в пореформенный период . Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Омск, 2004. С. 30.
5. Четверикова,Е. В. Просветительные общества на юге России в конце ХIХ - начале ХХ вв. (на материалах Ставрополья, Дона и Кубани). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Ставрополь. 2005. С. 26.
6. Макоева, Л. С. Вклад культурно-просветительских и благотворительных обществ в становление и развитие образования на Северном Кавказе (вторая половина XIX - начало XX веков). автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Наук.: 13.00.01 Общ. педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ, 2006. С. 22.
7. Нестеренко, Е. Н. Общественная жизнь российской провинции последней четверти XIX в.. (на материалах Саратовской и Пензенской губерний). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Тамбов, 2010. C. 26.
8. Соколова, В.А. Российское общество красного креста (1867-1918 гг.) Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история.СПб. 2014. С. 24.
Ё) ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Римско-католическое благотворительное общество при храме св. Екатерины в 1884-1919 [Электронный ресурс], режим доступа: http://catherine.spb.ru/index.php/comments/o-chaplitsky-charity
2. Энциклопедия благотворительности в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс], режим доступа: http://encblago.lfond.spb.ru