Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛЬСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Работа №136046

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ПОЛЬСКИЕ РЕЛИГИЗНЫЕ БЛАГОТВОРТЕЛЬНЫЕ
ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1862-1917 ГОДЫ).
1.1. КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ….........21
1.2. КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В ДРУГИХ ГОРОДАХ РОССИИ
1.3. ПОЛЬСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В “ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ”
Глава 2. ПОЛЬСКИЕ СВЕТСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА (1862-1917 ГОДЫ).
2.1. ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВА
2.2. ОБЩЕСТВА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Инонациональные диаспоры, постоянно проживающие среди чужого этнокультурного общества, чувствуют потребность в сохранении своего языка, а также этнографической и культурной самобытности. Одним из способов удовлетворения этой потребности стали благотворительные организации националистической направленности, которые стали появляться по всей стране после восстания 1863 года.
Благотворительность развивалась в двух направлениях – религиозном и светском.
Для национальных диаспор, живущих среди иного этнокультурного большинства, религия и церковь является тем признаком, который обеспечивает им самоидентификацию.
Таким стрежнем для поляков вне Польши и стало Римско-католическое вероисповедание. В самодержавной России, несмотря на господство православия как единственной официальной религии, могли существовать и другие вероисповедания, но только при учете дискриминационного элемента. Этот элемент сыграл особую в роль в осознании национальным меньшинством себя. Угнетение католических народов привело к тому, что Римско-католическая вера стала выполнять более широкую роль: религиозную, общественную и патриотическую, - но в отношении не России, а к католической церкви и католическим национальностям.
Согласно справочнику благотворительных учреждений, Римско-католические общества находились во всех губернских городах Российской Империи, а также во многих уездных. На базе таких Римско-католических обществ развивалась польская благотворительность в Российской Империи, где религиозное направление стало фактором национальной самоиндефикациии.
Развитие светской благотворительности связано с началом первой мировой войны. Радикально изменила жизнь Полонии и сама деятельность польских обществ. Главной целью работы всех обществ стала помощь жертвам войны – жителям Царства Польского, беженцам, переселенцам, раненым, членам семей военнослужащих, живущим в России полякам – подданным неприятельских государств. Война для России началась на территории Царства Польского, которое на восточном фронте оказалось в таком же положении, как и Бельгия на западном.
Общепринятое понятие благотворительности появилось только в начале XIX века. Современный исследователь А.Р. Соколов
даёт определение благотворительности - «Благотворительность есть добровольная, факультативная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе созванных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная достижение большего социального благополучия».
На данный момент не существует ни одной фундаментальной исторической работы по данной тематике, в основном это различные работы по смежным темам, различные статьи по благотворительности, многие из которых носят описательный характер и не опираются на широкую документальную базу. Также зачастую в исследованиях по Истории Польши данная проблема занимает второстепенную проблему и является объяснением каких-либо экономических и социальных тенденций.
Актуальность темы исследования определяется потребностью современного общества в движении к обществу всеобщего благосостояния. Важным элементом этого общества является осознание каждым индивидом принципа социальной справедливости ради сглаживания социальных различий, развитие в человеке естественной потребности помощи нуждающимся. Постсоветская Россия заново переживает опыт принятия капиталистических отношений, существование которых обязывает РФ иметь развитую систему частной и общественной помощи для помощи неблагополучным общественным стратам. Совершенствовать и улучшать механизмы общественного взаимодействия невозможно без опоры на опыт предшествующих поколений.
Объектом исследования мы избрали историю польской благотворительности в Российской Империи.
Предметом исследования является существование и деятельность польских благотворительных на территории Российской Империи.
Целью данной работы является изучение деятельности польских благотворительных организаций на территории Российской Империи.
Задачами данного исследования являются:
Рассмотрение различных видов филантропической помощи полякам;
Рассмотрение различных видов благотворительных организаций;
Рассмотрение различных способов получения финансовых средств благотворительными организациями;
Рассмотрение благотворительной деятельности этнического меньшинства среди чужого этнокультурного общества;
Рассмотрение тенденций и форм филантропии в изучаемую эпоху.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленной дипломной работе нами была изучена история польских благотворительных обществ, начиная с 1862 г. и до конца 1917 г.; проанализировано положение обществ внутри чужого этнокультурного государства; исследован процесс формирования и организации обществ; изучены отношения власти и деятелей благотворительности; исследованы различные аспекты жизни благотворительных обществ.
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
- Практически все Римско-католические благотворительные организации постепенно начали носить “польский” характер, из-за чего складывались сложные отношение с другими “католическими национальностями”.
- Частная благотворительность сделала качественный скачок в 60-70-е гг. XIXвека. Усложнилась и усовершенствовалась форма благотворительной деятельности.
- Филантропическая деятельность обществ находила свой выход следующих формах: раздача одежды, топлива, продуктов питания, пособий, поиск работы, определение стариков в приюты, определение молодежи в школы, приюты и убежища, финансовая поддержка, выдача постоянных или единовременных пособий, раздача бесплатных и дешевых обедов в столовых, принятие мер предотвращения молодых неопытных девушек от нравственного упадка, предоставление бедным временного заработка и поиск постоянной работы для них, выдача пособий на случай смерти, бесплатные консультации врачей, обучение детей бедных родителей какому-либо ремеслу, организация колоний для детей – летный оздоровительный отдых, содействия жертвам войны.
- Виды организация поддаются унификации: убежища для престарелых и беспризорных, комитеты по поиску работу, кружки помощи учащейся молодежи, школы и общежития, дома трудолюбия, кружки опеки над детьми погибших солдат, приюты, мастерские.
- Способы получения средств также были самыми различными. Прежде всего это членские взносы, которые вносили при членстве в обществе, но они часто не составляли большую часть доходов общества. Многочисленные завещания, усопшие завещали в пользу общества какую-либо денежную сумму, которая могла расходоваться на усмотрение общества или “по завещанию” умершего. Также, часто в пользу обществ завещали какую-либо недвижимость, и она переходила в капитал общества. Важной частью доходов стала организация мероприятия: спектакли, лотереи, публичные лекции, соревнования, балы и т.п.
- Государство жило в состоянии после восстания 1863 г. Попытки поляков посредством благотворительных обществ заниматься пропагандой своей культуры, а также создания “национальных” обществ внутри Р.-к. организация сталкивались с препятствиями со стороны властей Российской Империи (Министерство внутренних дел и департамент духовных дел иностранных исповеданий).
- В изучаемую эпоха происходила смена форм благотворительной деятельности. Происходил процесс смены закрытого типа (богадельни, дома призрения) на открытый тип (Дешевые столовые, дома трудолюбия, бесплатная медицинская помощь и т.п.). Эти тенденции начались во второй половине XIXвека и стали четко заметны на стыке XIX и XXвв.
Данные результаты, на наш взгляд, имеют практическую значимость и могут помочь лицам, которые занимаются этим направлением деятельности – разрешением проблем социального неравенства. Также работа частично устраняет дефицит информации об истории благотворительного движения национального меньшинства в инокультурной среде.



1. РГИА. Ф. 821, Оп. 2. Д. 1053. – передача детского приюта святого Леонарда в городе Ловиче.
2. РГИА. Ф. 821, Оп. 2. Д. 1054. – разрешение лечебным и благотворительным учреждениям принимать пожертвования.
3. РГИА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 1074. – Записки начальника отделения Тяжельникова по вопросам церкви.
4. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 3025. – Богадельни, приюты и благотворительные общества, ч. I.
5. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 3027. – Приюты и благотворительные общества, ч. III.
6. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 3031. – установление надзора за приютом для престарелых женщин.
7. РГИА. Ф. 821. Оп. 128. Д. 151. – Ревизия римско-католических приходов.
8. РГИА. Ф. 826. Оп 1. Д. 1498. – личное дело кс. Константина Будкевича.
9. РГИА Ф. 1287. Оп. 19. Д. 1283. – учреждение общества помощи бедным города Бахмута.
10. РГИА. Ф. 1287. Оп. 19. Д. 1823. – устройство убежища для бедных детей женского пола.

Б)Справочники

Российская национальная библиотека (РНБ)
1. Благотворительные учреждения Российской империи: Сост. по высочайшему повелению Собственною е. и. вел. Канцеляриею по Учреждениям имп. Марии.- СПб.: АО печ. дела в России Е. Евдокимов, 1900.- 390 c.
2. Весь Петербург: Адресно-справочная книга.- СПб.:ред. Н.И. Игнатов, 1913.- 850 с.
3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.Т. XXXVII. Город Санкт-Петербург. Теат. II.- СПб.:1903.- 36 c.
4. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве.- СПб.: Типография М.Д. Ломковского, 1899.- 26 c.
5. Список благотворительных г. Петербурга и окрестностей, имеющих целью оказать призрение бедствующим детям.- СПб.: типо-лит. Р.С. Вольпина, 1907.- 18 c.
6. Справочник о благотворительных учреждениях, действующих в гор. Санкт-Петербурге.- СПб.: Гор. обществ. упр, 1913.- 63 c.

В) Документы

Российская национальная библиотека (РНБ)

1. Доклад Правления Киевского римско-католического благотворительного общества общему собранию его членов о деятельности Общества в 1914 г.- Киев.: 1915.- 10 c.
2. Инструкция Правления Римско-католического Благотворительного общества С.-Петербурга, состоящему при нем Посредничеству Попечительству.- СПб.: 1902.- 8 c.
3. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1904 г.- Киев.: 1904.-121c.
4. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1905 г.- Киев.:1906.- 120 c.
5. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1909 г.- Киев.: 1910.- 121 c.
6. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1910 г.- Киев.: 1911.- 112 c.
7. Отчет Киевского римско-католического благотворительного общества. 1910 г.- Киев.: 1911.- 112 c.
8. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Общества. 1883 г.- Одесса.: 1884.- 59 с.
9. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Общества. 1887 г.- Одесса.: 1888.- 50 с.
10. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Обществаза 1888 г.- Одесса.: 1889.- 54 с.
11. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Общества за 1895 г.- Одесса.: 1896.- 56 с.
12. Отчет о деятельности Правления Приходского благотворительного общества при римско-католической церкви в Одессе и о приходе и расходе сумм этого Общества за 1903 г.- Одесса.: 1904.- 61 с.
13. Отчет Совета римско-католической в Москве церкви свв. ап. Петра и Павла в денежных суммах, принадлежащих как самой церкви, так и состоящим при ней благотворительным учреждениям, за 1882 г.- М.: 1883.-6 c.
14. Отчет Совета римско-католической в Москве церкви свв. ап. Петра и Павла в денежных суммах, принадлежащих как самой церкви, так и состоящим при ней благотворительным учреждениям, за 1883 г.- М.: 1884.-6 c.
15. Отчет Совета римско-католической в Москве церкви свв. ап. Петра и Павла в денежных суммах, принадлежащих как самой церкви, так и состоящим при ней благотворительным учреждениям, за 1884 г.- М.: 1885.-6 c.
16. Отчет убежища для призрения малолетних детей обоего пола римско-католического вероисповедания в Санкт-Петербурге, за Наврской заставой по Ушаковской улице №22 за 1904 год.-СПб.: 1905.-76 c.
17. Правила учреждаемого С.-Петербургским римско-католическим благотворительным обществом Убежища при кладбищенской церкви св. Марии на Выборгской стороне.- СПб.: 1885.- 1 c.
18. Проект устава Киевского римско-католического благотворительного общества.- Киев.: 1903.- 21 c.
19. Устав Общества вспомоществования бедных семействам поляков. Участвующим в войне, и бедствующему польскому населению, пострадавшему от военных действий.-Пг.: 1914.-7с.
20. Устав приюта при Одесской римско-католической церкви.-Одесса.: 1898.- 12 c.
21. Устав Римско-католического благотворительного Общества при С.-Петербургской церкви св. Екатерины.- СПб.: 1884.- 8 c.
22. Устав Римско-католического благотворительного Общества при С.-Петербургской церкви св. Екатерины.- СПб.: 1887.- 8 c.
23. Устав Римско-католического благотворительного Общества при С.-Петербургской церкви св. Екатерины.- СПб.: 1889.- 8 c.
24. Устав Римско-католического благотворительного Общества при С.-Петербургской церкви св. Екатерины.- СПб.: 1889.- 8 c.

Г) Периодическая печать

1. DziennikPetersburski. 1909. 29 XI. (12) XII.
2. DziennikPetersburski. 1915. 1 (14) II.
3. Варшавские губернские ведомости. 1878. Варшава.: Млынарский.
4. Варшавские губернские ведомости. 1880. Варшава.: Млынарский.
5. Варшавские губернские ведомости. 1882. Варшава.: Млынарский.
6. Варшавские губернские ведомости.1888. Варшава.: Млынарский.
7. Плоцкие губернские ведомости. 1882.Плоцк.: Король.
8. Плоцкие губернские ведомости. 1890.Плоцк.: Король.
9. Плоцкие губернские ведомости. 1891.Плоцк.: Король.
10. Трудовая помощь. №7, 1900.



Д) Литература

1. Базылёв, Л. Поляки в Петербурге. СПб.: Блиц, 2003. 447 с.
2. Бахтурина А. Ю. Введение // Государственное управление западными окраинами Российской империи (1905 - февраль 1917 г.). М.:Роспэн, 2006. 394 с.
3. Бомбяк, Г. П. Столица и провинция в истории России и Польши. М.: Наука. 2008. 303 c.
4. Буксгевден, О.О. О Варшавском доме трудолюбия. М.: тип. А.И. Снегиревой. 1894. 3 c.
5. Буксгевден,О.О. Об общественном призрении и благотворительности в Польских губерниях. М.: тип. А.И. Снегиревой. 1894. 9 c.
6. Буксгевден, О.О. Об общественном призрении и благотворительности в польских губерниях. М.: тип. А.И. Снегиревой. 1893. 18 с.
7. Вальтер, А.П.Записка о положении общественного призрения в губерниях Царства Польского в 1883 году. СПб: паровая скоропеч. Яблонский и Перотт. 1894. 11 c.
8. Витте, Г.Г. Помощь иностранцам // Общественное и частное призрение в России.М., 1907. С. 121-126.
9. Гаген, П. Благотворительные общества и учреждения, основанные в Москве иностранцами и иноверцами. М: тип. Л. и А. Снегиревых1887. 8 c.
10. Ди-Сеньи Н.К. К вопросу о пересмотре действующего законодательства об общественном призрении // Труды первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению 8-13 марта 1910 г. СПб., 1910. Ч.2. С.123-135.
11. Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России. Изд. 2–е. Пг., 1917. 91 c.
12. Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом ее развитии в России // Благотворительность в России. Т.I. СПб., 1907. С.41.
13. Максимов, Е.Д. Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. С. 1-68.
14. Максимов, Е.Д. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся // Трудовая помощь. СПб., 1907. №3. 320 с.
15. Мичиньска, М. Интеллигенция в истории. М., 2001. 307 с.
16. Окольский, А. С. Исторический очерк призрения бедных в польских губерниях. Варшава: Унив. Извест. 1878. 127 c.
17. Пожарский К. Несгибаемый пастырь в Петербурге: Слуга Божий епископ Антоний Малецкий: 1861-1935. СПб: Соларт. 2010. 367 с.
18. Селиванов, А.Ф. Варшавское благотворительное общество. [Очерк деятельности О-ва]. СПб: тип. В.Ф. Киршбаума. 1899. 6 c.
19. Смирнова Т.М. Польские Общества в Санкт-Петербурге. СПб: Европейский Дом Польский институт. 2013. 259 c.
20. Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX в.). СПб: Лики России. 2006. 725 с.
21. Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи. Конец XVIII - начало XX века. М., 2006. 400 с.
22. Ханковска, Р. Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге. СПб: Чистый Лист. 2001. 236 с.
23. Хршановский, В.А. К истории католической общины в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в XVII – н. XX века // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1982. С. 217.
24. Чаплицкий Б. Католическая благотворительность в России в 1860-1918 гг. Гатчина: СЦДБ. 2009. 393 с.
25. Чаплицкий, Б. о. Константин Будкевич (1867-1923 гг). СПб: Речь. 2004. 243 с.
Е) Авторефераты диссертаций

1. Недзелюк, Т. Г. Римско-католическая церковь в Западной
Сибири 1881-1918 гг. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Новосибирск, 2001. С. 21.
2. Рылова, Н. Е. Благотворительность на Дону во второй половине XIX - начале XX вв.. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Ростов н/Д, 2004. С. 25.
3. Туаева, Б. В. Общественно-культурные организации в городах Северного Кавказа (вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Владикавказ, 2004. С. 26.
4. Пяткова, С. Г. Польская политическая ссылка в Западную Сибирь в пореформенный период . Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Омск, 2004. С. 30.
5. Четверикова,Е. В. Просветительные общества на юге России в конце ХIХ - начале ХХ вв. (на материалах Ставрополья, Дона и Кубани). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Ставрополь. 2005. С. 26.
6. Макоева, Л. С. Вклад культурно-просветительских и благотворительных обществ в становление и развитие образования на Северном Кавказе (вторая половина XIX - начало XX веков). автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Наук.: 13.00.01 Общ. педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ, 2006. С. 22.
7. Нестеренко, Е. Н. Общественная жизнь российской провинции последней четверти XIX в.. (на материалах Саратовской и Пензенской губерний). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история. Тамбов, 2010. C. 26.
8. Соколова, В.А. Российское общество красного креста (1867-1918 гг.) Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н.: 07.00.02 Отечественная история.СПб. 2014. С. 24.

Ё) ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Римско-католическое благотворительное общество при храме св. Екатерины в 1884-1919 [Электронный ресурс], режим доступа: http://catherine.spb.ru/index.php/comments/o-chaplitsky-charity
2. Энциклопедия благотворительности в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс], режим доступа: http://encblago.lfond.spb.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ