Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предметное и беспредметное в творчестве В. В. Кандинского

Работа №136043

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы93
Год сдачи2022
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. От предметного мира к беспредметному искусству. Предпосылки появления В. В. Кандинского-художника и теоретика 8
1.1 Культурно-исторические и художественные предпосылки авангарда 8
1.2 Кризис предметного, эстетический идеал и ценности нового искусства 14
1.3Оппозиция «предметное/беспредметное». Василий Кандинский как первый теоретик беспредметного 22
Глава 2. Творчество В. В. Кандинского: от предмета к абстракции 37
2.1 Становление и художественные искания В. В. Кандинского 37
2.2 Основные элементы и развитие теории беспредметного искусства В. В. Кандинского 57
2.3 Соотношение предметного и беспредметного 68
Заключение 80
Список литературы 86


Художественная теория Василия Кандинского представляет собой яркое явление в истории искусства XX века. Кандинский был среди первых, кто начал изучать и обосновывать возможность существования искусства без предмета.
Путь художника с самого начала был особенным: с детских лет его привлекало художественное творчество, он имел необычное восприятие действительности, однако во взрослом возрасте не сразу предпочёл стезю художника успешной научной деятельности. Опыт научной деятельности, не связанной с искусством, впоследствии позволил Кандинскому совмещать традиционные научные подходы с авторским стилем исследования.
С помощью живописи в качестве основного инструмента, он искал путь достижения баланса между реальностью и абстракцией, провозгласив неизбежность поворота искусства к «духовному». Эволюция художественного и теоретического сознания происходила всё время жизни Кандинского. Результатом синтеза активной художественной и научной деятельности, личных интересов и взглядов, жизненного опыта Кандинского стала теория, оказавшая влияние на художников-современников и до сих пор вызывающая интерес исследователей, прежде всего, в сферах искусства и философии.
Отношение Василия Кандинского к предмету в живописи представляет интерес, поскольку оно, с одной стороны, остаётся неизменным — Кандинский признаёт равноправие предметности и абстракции, а с другой, значимость предмета в художественной деятельности рассматривается от противного — через эксперименты в поле абстракции. Ранний этап живописного творчества Кандинского предметен, в это время создаются отдельные заметки о форме и цвете. С возрастанием мастерства и понимания целей искусства происходит движение к абстракции, Кандинский оформляет свои представления об искусстве как о средстве передачи, в первую очередь, душевных состояний. В теории это проявляется не в размышлениях о беспредметности, а в глубоком изучении назначения и смысла элементов живописи.
Следует отметить тот факт, что теоретические размышления Кандинского не имели под собой серьёзной научной базы, повествование обычно отталкивается от практики искусства. Складывается ощущение, что Кандинскому хотелось охватить как можно больше, высказаться за все искусства сразу, при том, что он был прежде всего художником, поэтому, в попытках сделать свои высказывания более точными, прибегал к поэзии и сравнениям с музыкой, называя это «сменой инструмента». И всё же теоретические изыскания Кандинского отличаются, с одной стороны, страстностью и эмоциональностью, а с другой — содержательностью.
Данное исследование видится актуальным, поскольку, несмотря на существенное количество исследований, посвящённых теоретическим и художественным устремлениям Кандинского, кажется недостаточным внимание, уделённое категориям «предметное» и «беспредметное» в теории Кандинского и развитию вокруг них мысли и художественной практики художника.
Сборник статей «Беспредметность и абстракция» под редакцией Н. Б. Автономовой и др. предлагает разноплановое и глубокое рассмотрение проблем развития абстрактного искусства. Несколько статей посвящены непосредственно Кандинскому или рассматривают его творчество косвенно. Особенную ценность для данной дипломной работы представляют статьи Е. В. Сидориной «Предметное/беспредметное», Н.Л. Адаскиной «Абстракция — беспредметность: начала и концы» и Е. Халь-Фонтэн «О пути В.В. Кандинского к абстракции».
Книга Ю. Н. Гирина «Картина мира эпохи авангарда: авангард как системная целостность» рассматривает феномен авангарда как глобального художественно-идеологического комплекса. В одной из глав автор обращается к понятию «духовное» и рассматривает его не только в теории В. Кандинского, но и устанавливает происхождения концепта духовности. Рассмотрение теории В. Кандинского в разных аспектах происходит эпизодически на протяжении всего повествования.
Искусствовед М. Ю. Герман посвятил Кандинскому статью «Кандинский: чудо Мурнау — путь к освобождению» в своей книге «Модернизм. Искусство первой половины ХХ века». М. Ю. Герман среди основных характеристик творчества художника называет интеллектуализм и выражает идею о том, что теория Кандинского служит не столько объяснению произведения и порядку его создания, сколько объяснению целой системы идей. Искусствовед настаивает на разделении теории и практики у Кандинского.
Некоторые современные исследования обращают внимание на менее изученные аспекты биографии и теории Кандинского. Сборник статей «Многогранный мир Кандинского» под редакцией Н.Б. Автономовой, Д.В. Сарабьянова, В.С. Турчина посвящён рассмотрению самых разнообразных аспектов творчества и философии Кандинского. Общие усилия учёных из разных областей науки позволили углубить теоретические представления о деятельности Кандинского по множеству малоисследованных вопросов.
Особое место занимает труд Б. М. Соколова «Василий Кандинский. Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность», который призван интерпретировать творческое наследие художника, структуру и «духовный импульс» его главных работ. Автор в основном концентрирует своё внимание на влиянии мессианских идей и на идее «пророческого искусства», рассматривает виды творчества Кандинского, которые исследователи часто обходят стороной — поэзию, театр, литературно-теоретические тексты.
Цель данной дипломной работы — рассмотреть художественную теорию и творчество Василия Кандинского с точки зрения отношения «предметное — беспредметное».
Задачами дипломной работы являются:
1. изучить причины и предпосылки появления беспредметного искусства, а также роль В. Кандинского в этом процессе;
2. исследовать основные этапы творчества и становления теории В. Кандинского;
3. проанализировать основные концепции теории В. Кандинского, выявить их особенности;
4. рассмотреть способы и формы, которые избирает В. Кандинский для исследования и иллюстрации идеи беспредметности, а также то, как эта идея трансформируется и проявляется под влиянием индивидуальности художника;
5. рассмотреть отношение «реального» и «абстрактного» в теории и творчестве В Кандинского;
6. составить целостное представление о В. Кандинском как о самобытном художнике и творце, исследователе идеи беспредметности.
Объектом исследования является творчество Василия Кандинского. Предметом изучения является отношение «предметное» и «беспредметное» в теории и живописи художника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может обогатить теоретическую базу для дальнейшего исследования отношений между предметным и беспредметным в творчестве Кандинского. В работе обозначено множество различных аспектов теории Кандинского, присутствуют ссылки на классические труды В. Воррингера и Х. Зедльмайра, труды искусствоведов и исследователей, рассматривающих наследие Василия Кандинского во множестве направлений.
Исходя из поставленных целей и задач, исследование получило следующую структуру:
Во введении отражена суть исследования, выявлены цели, задачи, предмет и объект работы, обоснована актуальность.
В первой главе рассматриваются историко-художественные и социальные предпосылки появления беспредметного искусства в рамках авангарда. Особое внимание уделяется эстетике, целям и задачам нового искусства, в частности, абстрактного. Рассматриваются идеи основоположников абстракционизма В. Кандинского, К. Малевича и П. Мондриана в качестве иллюстрации различий во взглядах на путь развития беспредметного искусства. Даётся обоснование выбора фигуры В. Кандинского для исследования.
Во второй главе Василий Кандинский рассматривается как первый теоретик беспредметного в поиске нового художественного языка, художественные основы и идеи творчества В. В. Кандинского, трансформация его творчества от предметности до абстракции. Выполнен обзор основных теоретических трудов и концепций, сделана попытка проследить развитие теории и восприятие идеи о беспредметном искусстве. Отдельная часть главы отведена исключительно рассмотрению соотношения предметного и беспредметного в теории В. Кандинского.
В заключении приведены выводы по каждой главе и основные итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной дипломной работы состояла в рассмотрении художественной теории и творчества Василия Кандинского с точки зрения отношения «предметное — беспредметное».
Первая глава исследования была направлена на рассмотрение процессов, имевших место в искусстве конца XIX-начала XX вв. Кризис в искусстве в большой степени был связан с потерей сакральности художественного процесса, размыванием границ традиционных жанров, необходимостью установления новых отношений между искусством и действительностью. Отличительной особенностью авангардной живописи стала концептуальность и активное внимание к абстракции как средству преодоления назревших противоречий между традицией, пассивным созерцанием лишённых «духовности» картин и новым многообещающим миром, в котором искусство способно сформировать нового человека. Множество художников и их объединений решали проблемы искусства по-своему, однако устойчивой тенденцией явился отказ от фигуративного (предметного) искусства и изучение феномена беспредметности с помощью разнообразных художественных средств и форм.
Позиция художников авангарда связана, как правило, с радикальным видением необходимых преобразований. Позиция Кандинского привлекательна отсутствием какого-либо экстремизма и революционности, он видит абстракцию как закономерный этап развития искусства, в отличие, например, от Малевича, который считал искусство взятым в заложники фигуративностью. Кандинский замечает кризис смыслов в предметном искусстве. Сильное впечатление, которое на него произвела одна из выставок, а также талант к исследовательской и художественной деятельности определили вектор развития Василия Кандинского как художника и теоретика в области абстрактного искусства.
Возникновение абстрактной живописи вызвало закономерные сомнения в её способности нести духовное содержание, с чем перестала справляться живопись предметная. Василий Кандинский взял на себя задачу стать проводником в мир беспредметности, обстоятельно освещая вопросы содержания и формы, методах, целях, задачах, судьбе искусства, способах достижения духовности в нём. Заслуга Кандинского состоит в обосновании возможности преодоления границ традиционного искусства, благодаря чему абстракционизм из скептически воспринимаемого явления превратился в одно из самых влиятельных. Справедливости ради, эта заслуга принадлежит не только Кандинскому, но его теоретический вклад чрезвычайно важен.
Вторая глава посвящена непосредственно личности Василия Кандинского и основным положениям его теории. На первом этапе своего творчества Кандинский активно работает с натурой, первое время его картины написаны в манере импрессионистов. Уже тогда заметно большое внимание к цвету, которое Кандинский будет только развивать, со временем создавая пёстрые полотна из крупных цветовых пятен. В конце концов он разделит свои картины на три группы: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Каждое название отражает подход художника — более интуитивный или более тщательный и осмысленный. В этот же период выходит в свет один из главнейших теоретических трудов, книга «О духовном в искусстве».
Недолгий период жизни в России характеризуется небольшим возвратом к фигуративности, Кандинский проходит через творческий кризис. Некоторое время он занимается изучением психологических аспектов влияния на человека абстракции, однако не получает должной поддержки, даже критикуется, например, конструктивистом А. Родченко.
Кандинский возвращается в Германию, получает предложение преподавать в Баухаусе, пишет вторую по важности книгу — «Точка и линия на плоскости». В ней приводится подробнейшее изучение цвета и формы. Мотивы художника-пророка отходят на задний план. Катастрофа и столкновение как мотивы исчезают, появляется последовательное развитие к синтезу человеческого и божественного, точка выдвигается как элемент с сильным внутренним напряжением, линии как порождения точки.
К 1930-м беспредметное искусство обретает широкую популярность, Кандинскому, как его теоретику, приходится разъяснять его элементы и задачи, отличие от «конструктивистского искусства», мессианская тема сходит на нет, вместо неё всё более частыми становятся призывы к балансу. В конце концов Кандинский чувствует разочарование растущим материализмом современного мира, однако он остаётся твёрдым в собственном понимании целей и задач искусства прошлого, настоящего, будущего.
Кандинский на всём протяжении своей деятельности постоянно занимается осмыслением собственных художественных поисков, значением традиционных элементов живописи. Он видит проблему в кризисе духа, и в своей теории старается её преодолеть через установление новой цели для искусства — достижения духовного через принцип «внутренней необходимости». Это центральное понятие для Кандинского, остающееся таким на всём протяжении его творчества. Художник есть только проводник к «духовному», задача которого наделить произведение, которое видит и стремится передать внутреннее во внешнем, используя для этого форму, способностью вызывать «душевную вибрацию». Художник должен включить три компонента: индивидуальный, национально-временной и внехудожественный. Таким образом, на первый план выходит мастерство художника и его глубокое понимание целей и задач искусства, уверенное владение цветом и «первоэлементами» искусства точкой, линией, и производными от них фигурами.
Для этого требуется изучать взаимодействия элементов искусства и их восприятие, механизм воздействия на зрителя, принципы работы художника. Важную роль играет психологический аспект элементов живописи, в особенности цвета. Кандинский увлечён теософией, психологией, идеей синтеза искусств, которые указывают ему путь развития теории.
Свои теоретические положения Кандинский оформляет в многочисленные статьи и две книги «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости». В основе теории Кандинского лежит идея о том, что произведение искусства — это не просто материальный объект, это прежде всего процесс, в котором всегда принимают участие три субъекта: художник, само произведение и зритель. Искусство выступает уникальным связующим звеном между двумя душами. В качестве способа преодоления «бездуховности» предметного искусства, Кандинский предлагает переход к беспредметности. Эта оппозиция является центральной не только для художника, но и для авангардного искусства вообще. Кандинский на самом деле не имел в виду полный отказ от предмета, наоборот — натура служила мощной отправной точкой, необходимо было только переосмыслить художественные средства.
Отличие теории Кандинского от многих других современных ему эстетических теории состоит ещё и в том, что в основе понимания произведения искусства находится не форма, а содержание, главное — «что», а не «как». Форма стоит на службе у духовного. Кандинский также верит в возможность объединения искусств в одно большое «монументальное произведение», которое могло бы обеспечить сильнейшее внутреннее переживание.
В «О духовном в искусстве» часто используется сравнение живописи с музыкой, поскольку музыка есть пример искусства без предмета, который мог бы показать путь другим видам искусства. Кандинский призывает к переосмыслению живописных и вообще выразительных средств искусств, определению их новой цели ради создания синтетического «монументального искусства», которое объединяет силы воздействия каждого из искусств и, таким образом, отражает результаты «великого пересмотра ценностей» в пользу наступления «Эпохи Великой Духовности».
В «Точке и линии на плоскости» Кандинский наделяет точку колоссальным потенциалом, линия выступает лишь её первоэлементом. Более того, точка есть ещё и первоэлемент всей Вселенной, всё, что есть вокруг, состоит из бесчисленного количества точек. Линия же есть результат предметного осмысления мира человеком. Таким образом, «беспредметность» не может означать полного отрыва от «предметности». Беспредметное не означает «бесприродное» и потому «беспредметное» искусство — это попытка постичь великий космос природы, самое духовное, что только есть.
С самого начала Кандинский указывает на равенство реального и абстрактного. Предмет, который понимается прежде всего как готовая природная форма, является бесценным источником для абстрактного искусства, отказ от которого уменьшил бы арсенал доступных для постижения «душевной вибрации» средств. Абстракция видится Кандинскому закономерным этапом развития искусства, отказ от предмета возможен только при должном уровне развития художественно формы, который смог бы заполнить разрыв между двумя полюсами.
Работа Кандинского с предметом развила в нём понимание комплексности строения художественного произведения, однако работа с абстракцией представляется ещё более сложной, поскольку художник вынужден учитывать долгий опыт развития предметного искусства, который мог бы стать. Теория Кандинского предлагает постоянно расширяющееся и комплексное понимание беспредметности, которая ранее не имела ни обоснавания, ни практического воплощения.
Проведённое в данной дипломной работе исследование позволяет составить целостное представление о В. Кандинском как о самобытном художнике и творце, исследователе идеи беспредметности. При решении поставленных в работе задач показана многоаспектность теории и живописи Кандинского, определены статус отношений между предметностью и абстракцией, место и роль понятий «внутренняя необходимость», «духовное», рассмотрены особенности основных художественных элементов в понимании Кандинского, сделана попытка систематизировать представления о теории и творчестве художника, сопоставить их с творчеством других абстракционистов и современников.



1. Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Практика. Поэтика [Текст]: В 2 кн / под ред. Ю.Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — 600 с.
2. Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. — М. : Языки русской культуры, 2000. — С. 120 —128.
3. Автономова Н.Б. Василий Кандинский: Художник и наука // Многогранный мир Кандинского / редкол. : Н. Б. Автономова и др. ; Гос. Третьяк. галерея, РАН, Науч. совет по историко-теорет. пробл. искусствознания отд-ния лит. и яз. — М. : Наука, 1999. — С. 98—105.
4. Адаскина Н. Л. Абстракция—беспредметность: начала и концы / Н. Л. Адаскина // Беспредметность и абстракция / Рос. акад. наук, Мин. культуры РФ, Государственный институт искусствознания [и др.]; [ред­кол. : Н. Б. Автономова, Н. Л. Адаскина, Г. Ф. Коваленко (пред.) и др.]. — М., 2011. — С. 82—95.
5. Аксёнова А. С. Искусство XX века. Ключи к пониманию. События, художники, эксперименты / А. С. Аксёнова. — М. : БОМБОРА, 2021. — 208 с.
6. Аронов И. Кандинский : истоки, 1866-1907 / Игорь Аронов. — М. : Мосты культуры ; Иерусалим : Гешарим, 2010. — 342 с.
7. Балицкая Т. В. Русский авангард 1920-х гг. и искусство предметного мира : диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.04. — М., 2003. — 148 с.
8. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства. — М. : Гардарики, 2007. — 287 с.
9. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. / Изд. подг. Александрова Н. И., Гришунин А. Л., Савинов А. Н. и др.; Отв. ред. Лихачёв Д. С. — Т. 2. Кн. 4—5. — 743 с. 19 л. — М.: Наука, 1980. — 1456 с.
10. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю.А. Здорового. — М. : Медиум, 1996. — 240 с.
11. Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 304 с.
12. Боулт Дж. Э. Василий Кандинский и теософия // Многогранный мир Кандинского / редкол. : Н. Б. Автономова и др. ; Гос. Третьяк. галерея, РАН, Науч. совет по историко-теорет. пробл. искусствознания отд-ния лит. и яз. — М. : Наука, 1999. — С. 30—41.
13. Вакар И. А. В поисках утраченного смысла. Кризис предметного искусства и выход к «абстрактному содержанию» / И. А. Вакар // Беспредметность и абстракция / Рос. акад. наук, Мин. культуры РФ, Гос. инт искусствознания [и др.]; [ред­кол. : Н. Б. Автономова, Н. Л. Адаскина, Г. Ф. Коваленко (пред.) и др.]. — М., 2011. — С. 3—38.
14. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Кандинский и Скрябин : мифы и реальность // Многогранный мир Кандинского / редкол. : Н. Б. Автономова и др. ; Гос. Третьяк. галерея, РАН, Науч. совет по историко-теорет. пробл. искусствознания отд-ния лит. и яз. — М. : Наука, 1999. — С. 131—144.
15. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века : научное издание / М. Герман. —СПб. : Азбука, 2018. — 480 с.
16. Гирин Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда: авангард как системная целостность. / Ю. Н. Гирин — М. : ИМЛИ РАН, 2013. — 400 с.
17. Грабарь И. Э. Моя жизнь : автомонография / И. Э. Грабарь. — М. ; Ленинград : Искусство, 1937. —375 с.
18. Гропиус В. Границы архитектуры / В. Гропиус / Перевод А. С. Пинскер, В. Р. Аронова, В. Г. Калиша ; Сост., науч. ред. и предисловие В. И. Тасалова. — М. : Издательство «Искусство», 1971. — 287 с.
19. Даниэль С. М. От вдохновения к рефлексии: Кандинский — теоретик искусства // Точка и линия на плоскости / В. Кандинский.— СПб. : Азбука, 2020. — С. 5—16.
20. Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века. — М.: Издательство «Трилистник», 2000. — 223 с.
21. Дейхер С. Пит Мондриан (1872-1944). Конструкции в пространстве. — М. : АРТ-Родник. — 96 с.
22. Дюхтинг Х. Кандинский: Революция в живописи. — М. : Taschen / Арт-Родник, 2002. — 96 с.
23. Жаркова Е. О., Коваленко В.Д. Предпосылки русского аванграда XX века как социо-культурного явления в контексте дискурса власти российской империи и советского союза // Скиф. — 2020. — №6 (46). — С. 371—374.
24. Зедльмайр Х. Утрата середины. Революция современного искусства. Смерть света / Х. Зедльмайр ; пер. с нем. С. С. Ванеяна. — М. : Территория будущего, 2008. — 639 с.
25. Злыднева, Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. — М. : Индрик, 2008. — 304 с.
26. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства : с приложением вологодской записной книжки 1889 г. и др. материалов : [в 2 томах] / В.Кандинский / редкол. и сост. : Н. Б. Автономова (отв. ред.), Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. ‒ Изд. 2-е, испр. и доп. ‒ М.: Гилея, 2008. — Т. 1 : 1901‒1914. ‒ 428 с. Т. 2 : 1918‒1938. ‒ 445 с.
27. Кандинский В. В. Куда идёт «новое» искусство // О духовном в искусстве. — СПб. : Азбука, 2020. — С. 178—187.
28. Маленькие статейки по большим вопросам: I. О точке // Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. / В. В. Кандинский. ‒ М.: Гилея, 2008.¬ — Т.2. — С. 12— 19.
29. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. / В. В. Кандинский. — СПб. : Азбука, 2020. — 288 с.
30. Кандинский В. В. Письмо из Мюнхена (IV) // О духовном в искусстве. / В. В. Кандинский. — СПб. : Азбука, 2020. — С. 162— 171.
31. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника // Точка и линия на плоскости. / В. В. Кандинский. — СПб. : Азбука, 2020. — С. 17—64.
32. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. / В. В. Кандинский. — СПб: Азбука, 2020. —240 с.
33. Живопись как чистое искусство // Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. / В. В. Кандинский. ‒ М.: Гилея, 2008.¬ — Т.1. — С. 285— 291.
34. Кандинский В. В. Содержание и форма // О духовном в искусстве. / В. В. Кандинский. — СПб. : Азбука, 2020. — С. 172—177.
35. Конкретное искусство // Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. / В. В. Кандинский. ‒ М.: Гилея, 2008.¬ — Т.2. — С. 341—345.
36. Кривцун О. А. Эстетика : учебник для среднего профессионального образования. / O.A. Кривцун. — М. : Аспект-Пресс, 1998. — 430 с.
37. Лебедева И. В. Путешествие по вертикалям: от Пита Мондриана до Сары Моррис [Текст] / И. В. Лебедева // Искусствознание. - 2021. - № 3. - С. 316-343.
38. Малевич К. С. Чёрный квадрат (сборник) / К. С. Малевич. — М. : Азбука-Аттикус, 2016. — 288 с.
39. Маньковская Н.Б. Хронотипологические этапы развития неклассического эстетического сознания / Н. Б. Маньковская // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. — М. : ИФ РАН, 2005. — С. 68 —90.
40. Перекрестова А. В. Точка как онтологический символ в концепции В. В. Кандинского / А. В. Перекрестова // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2021. — № 3. — С. 20—25.
41. Сарабьянов Д. В. Василий Кандинский : путь художника : художник и время. / Д. В. Сарабьянов. — М. : Галарт, 1994. — 174 с.
42. Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. / Е. В. Сидорина. — М. : Прогресс-Традиция, 2012. — 656 с.
43. Соколов Б. М. Василий Кандинский. Эпоха великой духовности : живопись, поэзия, театр, личность. / Б. М. Соколов. — М. : БуксМарт, 2016. — 534 с.
44. Соколов Б. М. Теория беспредметного искусства у В.В. Кандинского в 1920—30-х годах // Искусствознание. — 2012. — №3—4.— С. 171—191.
45. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. / В. С. Турчин. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 248 с.
46. Фостер Х. Искусство с 1900 года : модернизм, антимодернизм, постмодернизм. — М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. — 816 с.
47. Фремптон К. Баухауз: эволюция идеи, 1919 - 1932. // Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития/ Пер. с англ. Е. А. Дубченко; Под ред. В. Л. Хайта. — М. : Стройиздат, 1990. — С. 181—190.
48. Халь-Фонтэн Е. О пути В. В. Кандинского к абстракции // Беспредметность и абстракция / Рос. акад. наук, Мин. культуры РФ, Государственный институт искусствознания [и др.]; [ред­кол. : Н. Б. Автономова, Н. Л. Адаскина, Г. Ф. Коваленко (пред.) и др.]. — М., 2011. — С. 96—112.
49. Чужак Н. Ф. Под знаком жизнестроения (опыт осознания искусства дня) // ЛЕФ : Журнал Левого фронта искусств. — Москва ; Петроград : Государственное издательство. ¬— 1923. — № 1. ¬— С. 12—39.
50. Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов., А. С. Мигунов. — М. : Прогресс-Традиция, 2008. — 688 с.
51. Якимович А. К. Рождение авангарда. Искусство и мысль : диссертация доктора искусствоведения: 17.00.04. — М., 1998. — 343 с.

52. Bauhaus, 1919-1928 / Edited by Herbert Bayer, Walter Gropius, Ise Gropius (Chairman of the Department of Architecture, Harvard University). — New York : The Museum of Modern Art, 1938. — 224 p., ill.
53. Endell A. Um die Schönheit: eine Paraphrase über die Münchener Kunstausstellungen 1896. München : Verlag von Emil Franke, 1896.
54. Kandinsky W. Wassily Kandinsky (1866-1944): A Selection from the Solomon R. Guggenheim Museum and the Hilla Von Rebay Foundation. Sydney, N.S.W.: International Cultural Corp. of Australia, 1982.
55. Marc F. Die konstruktiven Ideen der neuen Malerei// PAN, II (1911—1912). S. 527-531.
56. Mondrian P. Le Néo-Plasticisme. Paris : Éditions de l'Effort Moderne, 1920.
57. Polling C. V. Kandinsky: Russian and Bauhaus Years, 1915-1933. New York : Solomon R. Guggenheim Museum, 1983.
58. Van Doesburg T. et al. Base de la peinture concrète // Art Concret, nr. 1, 1930.
59. Weiss P. Kandinsky in Munich: Encounters and Transformations // Kandinsky in Munich 1896-1914. New York: Solomon R. Guggenheim Foundation, 1982, pp. 28—82.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ