ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...………..….………….…3
1. Обзор научно – методической литературы…………………………….….…5
1.1. Особенности боевого искусства тхэквондо…………..………………….....5
1.2. Специальная сила в тхэквондо………………………………….………….12
1.3. Средства и методы развития силовых способностей..……………….....18
1.4 Анатомо-физиологические особенности детей 12-13 лет ……………….21
2. Организация и методика исследования…………………………………….27
2.1 Методы исследования…………………………………………………..…...27
2.2 Организация экспериментальной работы…………………………..……...28
2.3. Экспериментальная методика развития скоростно-силовых способностей
тхэкводистов 12-13 лет ………………………………………………………...31
3. Результаты исследования и их обсуждения………………………………..37
3.1. Диагностика развития скоростно-силовых способностей тхэквондистов
12-13 лет……………………..……………………………………….….……..37
3.2 Влияние экспериментальной методики на развитие скоростно-силовых
способностей и обсуждение результатов ………………………….………….38
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….….....43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………..…….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...49
Актуальность. За последние десятилетия значительно возрос интерес
к различным видам восточных и западных спортивных единоборств.
Тхэквондо из-за своей динамичности, зрелищности и доступности является
одним из наиболее популярных видов Развитие скоросно-силовых способностей у тхэквондистов является
важнейшим аспектом в спортивной подготовке, а в научноисследовательской литературе недостаточно данных о методиках ее развития
в данном виде спорта. В этом и заключается основная проблема,
рассмотренная в данной работе.
Объект исследования - процесс физической подготовки
тхэквондистов 12-13 лет.
Предмет исследования – методика развития скоростно-силовых
способностей тхэквондистов 12-13 лет.
Цель исследования – разработать методику, направленную на
повышение уровня скоростно-силовых способностей у юных тхэквондистов
12-13 лет
Задачи исследования:
1) Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме
исследования.
2) Разработать и апробировать экспериментальную методику по
развитию скоростно-силовых способностей у тхэквондистов 12-13 лет.
3) Оценить эффективность экспериментальной методики по развитию
скоростно-силовых способностей тхэквондистов 12-13 лет.
Гипотеза исследования предполагалось, что применение
разработанных комплексов специализированных упражнений, используемых
преимущественно методом динамических усилий позволит повысить уровень
скоростно-силовых способностей тхэквондистов 12-13 лет.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что
предлагаемая нами методика позволит повысить уровень скоростно-силовых
способностей юных тхэквондистов, что обусловлено важностью при
дальнейшей специализации на занятиях по тхэквондо.восточных боевых искусств. Включение
тхэквондо в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу
подготовить систему спортивной подготовки российских тхэквондистов
высшей квалификации к успешным выступлениям не только на первенстве
России, но и на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.
Подготовка спортсмена - понятие широкое и представляет собой
направленное использование всей совокупности факторов - средств, методов,
условий - с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к
спортивным достижениям.
Одним из путей решения проблемы повышения эффективности
процесса подготовки спортсменов является совершенствование организации,
содержания, средств и методов учебно-тренировочного процесса.
Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о
необходимости разработки новых средств и методов спортивной тренировки,
которые могли бы максимально отвечать требованиям, определяемым
спецификой вида спорта. При этом остро встает вопрос о специальной
физической подготовке, определении и развитии специальных физических
качеств тхэквондистов, проявление которых, дало бы наибольший результат в
соревновательной деятельности.
Тхэквондо является скоростно-силовым видом спорта. Поэтому
высокая прочность проявления специальных двигательных навыков в
соревновательной обстановке возможна лишь тогда, когда тренер в работе с
подопечным создает намеренно наиболее эффективные скоростно-силовые
условия при совершенствовании навыков.
Анализ теоретической и методической литературы, а также проведение
педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ научно-методической литературы
свидетельствует о том, что проявление силового и скоростного
компонентов в структуре скоростно-силовых способностей взаимосвязано
со многими морфологическими и функциональными особенностями
организма, совершенствования координации движений, концентрации
усилий во времени и положения тела. Скоростно-силовые способности в
тхеквондо являются ведущими для достижения высоких спортивных
результатов.
2. Разработана экспериментальная методика развития скоростносиловых способностей, которая основывается на разработке комплексов
специальных упражнений, используемых преимущественно методом
динамических усилий.
3. Полученные в ходе исследования результаты позволяют судить об
эффективности разработанной методики по развитию скоростно-силовых
способностей тхеквондистов 12-13 лет, так как во всех четырех проведенных
тестах получены статистически достоверные изменения показателей
(Р<0,05). Данная методика может быть рекомендована для практического
применения.
1. Аракелян Е.Е. Бег на короткие дистанции (спринт) / Е. Е. Аракелян,
В.П. Филин, А.В. Коробов, А.В. Левченко – М.: Физкультура и спорт – 1988.
– 205 с.
2. Багаев, С.В. Современные тенденции в структуре средств техникотактических действий в вольной борьбе и методика их совершенствования:
дис.. канд. пед. наук. 13.00.04 / С.В. Багаев.- М., 1998. - 144 с.
3. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации
преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика - 2004., №1, С. 26-33
4. Баршай, В.М. Гимнастика: издание второе / В.М. Баршай, В.Н.
Курысь, И.Б. Павлов – М.: 2009. – 320 с.
5. Балуй, И. Долговременная программа подготовки и способность к
перенесению тренировочных нагрузок в детском возрасте / И. Балуи //
Спортивная наука в зарубежных странах. — М.: Сов. спорт. — 2006. — С. 30
— 36.
6. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация
тренировочного процесса / Верхошанский Ю. В. - М.: Физкультура и спорт,
1985. - 176 с.
7. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям.
Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. — М.:
Физкультура и спорт, 2007. — 912 с.
8. Глебов, Е.И. Тхэквондо. Основы олимпийского спарринга / Е.И.
Глебов; С. М. Чой. Ростов-н/Д: «Феникс», 2002. - 320 с.
9. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта:
Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / Е. Н. Гогунов,
Б.И. Мартынов - М.: Академия, 2002. – 285 с.
10. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы
теории и методики воспитания: издание второе / В. М. Зациорский – М.:
Спорт без границ, 2009. – 200 с.
11. Зимкин, Н. В. Физиология человека / Н. В. Зимкин - М.:
Физкультура и спорт, 1970. – 334 с.
12. Лисенков А.Н. Математические методы планирования
многофакторных медико-биологических экспериментов / А. Н. Лисенков -
М.: Медицина, 1979. - 343 с.
13. Набатникова, М. Я. Специальная выносливость спортсменов / М.
Я. Набатникова. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 190 с.
14. Паффенбаргер, Р.С., Ольсен Э. Здоровый образ жизни / Р.С.
Паффенбаргер, Э. Ольсен - К.: Олимпийская литература - 1999. – 211 с.
15. Худолей, О. Н. Методика развития силы у юных гимнастов на
этапах начальной и специализированной подготовки / О. Н. Худолей //
Физическое воспитание студентов- 2010,- №4, -С. 15-21
16. Филин, В. П. Становление и развитие теории и методики
юношеского спорта / В.П. Филин // Юбилейный сборник трудов ученых
РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.,1998. - Т. 2. - С. 50-56.
17. Шахмурадов, Ю.А. Программирование средств и методов
тренировочных воздействий в спортивной борьбе. Актуальные проблемы
спортивной борьбы / Ю.А. Шахмурадов; А.Д. Суханов. М.: ФОН, 1998, С. 30-
33.
18. Шейка, В.И. Правила соревнований по кйоруги и их
интерпретация / В.И. Шейка; С.А. Данилов; С.Г. Фсткчян. Ростов-н/Дону:
«Феникс», 2002. -80 с.
19. Шейка, В.И. Тхэквондо. Книга рефери / В.И. Шейка; А.П.
Ефремов. М.: МФТ, 2000. - 127 с.
20. Шлемин, А. М.Система подготовки юных гимнастов:
Методическое пособие для студентов ГЦОЛИФКа / А. М. Шлемин, П. К.
Петров - М.: ГЦОЛИФК, 1977. - 98 с.
21. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б.Н.
Шустин. М.: РГАФК, 1995. - 104 с.