Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фактор военного невроза в русской лирической фронтовой повести 1950 -1960-х гг

Работа №136025

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЕННЫЙ НЕВРОЗ И ЕГО ОТОБРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.1. Феномен военного невроза 10
1.2. Военный невроз в русской литературе 19 – первой половины 20 вв. 16
1.3. Основные методики лечения военного невроза 20
2. ВОЕННЫЙ НЕВРОЗ В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ФРОНТОВОЙ ПОВЕСТИ 28
2.1. Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» 28
2.2. Повесть Г. Бакланова «Пядь земли» 35
2.3. Повесть Г. Бакланова «Мертвые сраму не имут» 43
2.4. Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка» 47
2.5. Повесть В. Быкова «Сотников» 54
2.6. Повесть В. Быкова «Мертвым не больно» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79


Война - вечная тема в литературе человечества, люди изображают и художественно исследуют войну, и не только её саму, но и всё то, что приносит она. Война оказывает огромное влияние на человека, в особенности же мощное психологическое воздействие испытывают люди, принимающие участие в боевых действиях.
В последние годы вырос интерес к прозе, посвященной Великой Отечественной войне. Прежде же всего в фокусе внимания оказывается так называемая фронтовая лирическая повесть, которую порой называют также «прозой лейтенантов» (еще одно распространенное определение – «окопная проза» ). Ее изучали многие современные литературоведы – и не только российские, но также и белорусские.
Так, например, С. Хачемизова в своей работе «Проза фронтового поколения 60 – 70-х годов» рассматривает характерные особенности фронтовой литературы на стыке двух десятилетий, учитывая типологическое взаимодействие основных идейных положений прозы о войне. Объектом анализа оказываются некоторые психологические и нравственные доминанты, во многом обусловившие творческий процесс писателей-фронтовиков. Н. Ковтун тоже обратилась к авторам окопной прозы в своей работе «Человек перед выбором», где на материале фронтовых повестей В. Быкова рассматриваются механизмы самоопределения мужчины и женщины в ситуации испытания мира войной. Наблюдения над образами женщин, а также архетипами славянской культуры позволили выявить своеобразие экзистенциального выбора героев, делающего повести Быкова истинно философской прозой, которая сосредоточена на универсальных духовных характеристиках человеческой жизни. Д. Аристов в работе «О природе реализма в современной русской прозе о войне», исследуя русскую военную прозу 2000-х гг, приходит к выводу о том, что натуралистическая, реалистическая поэтика А. Бабченко, З. Прилепина, А. Карасева, резко контрастирующая с постмодернистской поэтикой русской прозы конца ХХ в. и заставившая критиков говорить о приходе «нового реализма», обнаруживает мощное влияние предшествующей литературной традиции – традиции «лейтенантской» прозы 1960-1970-х гг. (романы и повести Ю. Бондарева, Г. Бакланова, К. Воробьева, В. Быкова) и военной прозы начала 1990-х (произведения В. Астафьева, О. Ермакова). В содержательной работе Е. Крикливеца «Повесть в русской и белорусской прозе второй половины ХХ века: опыт сравнительного изучения» выявлены типологические особенности жанрово-стилистической модификации военной повести в русской и белорусской прозе второй половины ХХ века. В статье А. Оропая «Советская фронтовая проза и проблема границы в российской культуре» содержится интересный анализ советской фронтовой прозы, который приводит автора к выводу, что распространенное представление о «бескрайном пространстве» русской культуры нуждается в уточнении: советская фронтовая проза - это художественное осмысление конкретной границы в экстремальных условиях войны.
Интерес к жанру фронтовой лирической повести вызван несколькими факторами. Во-первых, «проза лейтенантов» была связана с национальным самосознанием и героическими традициями российского народа. В этих произведениях описывались подвиги советских солдат, их борьба за Родину, что способствовало укреплению патриотизма в обществе. В России помнят о Великой Отечественной войне и о том, какой ценой для дедов и прадедов современных россиян, белорусов, украинцев и казахов досталась победа.
Во-вторых, фронтовая лирическая повесть стала новым эстетическим явлением в советской литературе, которое отличалось от предыдущих жанровых форм, популярных в 1930-40-х годах. Она проза более личной, более эмоциональной и более подробно описывала внутренний мир солдат, их переживания и борьбу за выживание.
В-третьих, после окончания Второй Мировой войны советское общество испытывало огромное желание восстановить свою страну и наладить обычный, мирный образ жизни. Однако, солдаты, вернувшиеся с войны, оставались с травмами и болезненными воспоминаниями, которые мешали им адаптироваться к новым условиям жизни. Фронтовая лирическая проза запечатлела в том числе и так называемые военные неврозы – психотравмы, полученные участниками сражений. О посттравматических психических расстройствах, связанных с Великой Отечественной войной, в СССР долгое время не принято было говорить. Казенно-официальная идеологизированная критика утверждала, что советские воины сражались за правое дело, не испытывая никаких затруднений морально-психологического свойства. Между тем, перечитывая сегодня «прозу лейтенантов», мы не можем не обратить внимание на то, что героев этих произведений мучают различные виды военного невроза. Представляется, что сегодня назрела необходимость в соответствующей реинтерпретации основных текстов, относящихся к жанровому формату фронтовой лирической повести.
Актуальность обосновывается тем, что в научной литературе посвященной «прозе лейтенантов», как правило, не упоминаются такие факторы, как военный невроз и посттравматическое стрессовое расстройство. Коллизии, которые составляют сюжетно-смысловую основу повестей Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева, обычно трактуются как моральные и идеологические. Между тем, как представляется, «проза лейтенантов» требует реинтерпретации в свете современных исследований психологов, которые работали в центрах психологической адаптации участников войны во Вьетнаме (США), а также ветеранов войны в Афганистане (Россия). В этой прозе, созданной писателями, которые в ранней молодости приняли участие в Великой Отечественной войне, нашли отражение в том числе и травматические расстройства самих авторов.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать роль фактора военного невроза в русской лирической фронтовой повести 1950 — 1960-х гг.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие вопросы:
1. выявить с помощью специальной научной литературы природу военного невроза, факторы, которыми обусловлен процесс его формирования, а также возможности адаптивной терапии, связанной с лечением посттравматических расстройств;
2. проанализировать основные произведения русской лирической фронтовой повести 1950 — 1960-х гг. в контексте интересующего нас фактора военного невроза;
3. осмыслить и типологизировать различные виды военного невроза в произведениях русской лирической фронтовой повести 1950 — 1960-х гг.
Объект изучения в диссертации – феномен военного невроза в военных повестях В. Быкова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева и В. Астафьева, написанных в период с 1950 по 1960 гг.
Произведения окопной правды являются предметом постоянного изучения с 1950-х годов. Обзор существующих исследований, посвященных русской лирической фронтовой повести, убеждает в том, что для продолжения работы над этой темой требуется усложнять и расширять набор используемых подходов.
Гипотеза исследования заключается в том, что важным регулятором поведения основных героев «прозы лейтенантов» являются различные виды военного невроза.
Основным исследовательским инструментарием в работе является метод мотивного анализа, а также психобиографический подход. Наше исследование представляет собой попытку более полно раскрыть связь между войной и военным неврозом. Мы рассмотрим основные черты русской лирической фронтовой повести 1950-1960-х гг. и проанализируем несколько произведений этого жанра. Мы изучим, какие конкретные проявления военного невроза встречаются в этих произведениях, рассмотрим вопрос о причинах возникновения военных неврозов.
Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава «Военный невроз и его отображение в художественной литературе» содержит три раздела. Первый параграф «Феномен военного невроза» посвящен истории осмысления и изучения природы военного невроза. Во втором параграфе «Военный невроз в русской литературе» кратко рассмотрены произведения русских писателей, в которых в той или иной мере заходит речь об интересующем нас феномене. В третьем параграфе описываются основные методики лечения военного невроза на материале специальной медицинской литературы, основанной на практическом опыте адаптации и терапии американских ветеранов вьетнамской войны и советских ветеранов афганской войны.
Вторая глава «Военный невроз в русской лирической фронтовой повести» включает шесть разделов. В каждом параграфе анализируется одна русская лирическая фронтовая повесть и исследуется, как военный невроз отображается в данном произведении. В то же время будут выявлены основные причины вызвания военного невроза.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучая сегодня «прозу лейтенантов», мы косвенно изучаем и войну, получаем ответ на вопрос «Что принесла война человечеству?» Война оставляет солдатам не только физические раны, но и душевные муки, и тех, кто выжил, преследуют тяжелые и болезненные дисфункции.
В данной магистерской диссертации был проанализирован феномен военного невроза в русской литературе 19 - первой половины 20 века и его отображение в русской лирической фронтовой повести. Было выявлено, что военный невроз представлен в литературе как серьезное посттравматическое стрессовое расстройство.
В результате анализа шести произведений разных авторов: Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Г. Бакланова «Пядь земли» и «Мертвые сраму не имут», В. Астафьева «Пастух и пастушка» и В. Быкова «Сотников» и «Мертвым не больно», было выявлено, что военный невроз представлен в повестях как серьезное и распространенное явление, которое оказывает огромное влияние на жизнь солдат.
В данной работе анализируется психология главных героев вышеупомянутых произведений с точки зрения поведенческой мотивации. В работе были выявлены основные признаки военного невроза, причины его возникновения у фронтовиков, а также его последствия для их психического и физического здоровья.
Всех авторов «прозы лейтенантов» объединяет один важный фактор: все они были ровесниками, родившимися в 1923-24 гг. Таким образом все они оказались на войне в юном, мальчишеском возрасте и, конечно же, испытали на себе тяжелейшие психологические перегрузки, через которые проходят их герои. Очевидно, что для писателей-фронтовиков погружение в травматические ситуации войны, которое, несомненно, носило очень болезненный характер, сыграло роль терапии. Творческий процесс в данном случае, вероятнее всего, помогал избавиться от посттравматических расстройств.
Нам представляется плодотворным и перспективным подобного рода подход к исследованию литературы, посвященной Великой Отечественной войне.



1. Астафьев В. В. Пастух и пастушка / вступ. ст. В. Курбатова. М.: Мол. гвардия, 1991.
2. Бакланов Г. Я. Мертвые сраму не имут. СПб.: Амфора, 2016.
3. Бакланов Г. Я. Пядь земли. М.: Вагриус, 2004.
4. Бондарев Ю. В. Батальоны просят огня. М.: ИТРК, 2004.
5. Быков В. В. Сотников. М.: Эксмо, 2008.
6. Быков В. В. Мертвым не больно. М.: АСТ, 2019.
7. Толстой Л. Н. Война и мир / авт. вступ. ст. и сост. кат. Л. С. Смирнов. Тула: изд-ва Коммунар, 1971.
8. Шолохов М. А. Судьба человека. М.: Правда, 1985.
9. Шолохов М. А. Тихий Дон. М.: ИМЛИ РАН, 2011.

Научная и критическая литература
10. Абрамова. А. Е. Парцелляция как прием поэтики психологизма в повести Г. Бакланова «Пядь земли» // Вестик Томского государственного педагогического университета. 2014. № 10 (151). С. 114-118.
11. Алалыкина Н. Н. Эффективность психолого-акмеологической реабилитации военнослужащих. М., 2002.
12. Астафьев. В. П. Жизнь и творчество : Биобиблиогр. указ. произведений писателя на рус. и иностр. яз. : Лит. о жизни и творчестве / Сост.-ред. Т. Я. Брискман. М.: Пашков Дом, 1999.
13. Апухтина В. А. Современная советская проза (60-е-начало 70-х годов). М., 1977.
14. Астафьев В. П. Посох памяти. М., 1980. С. 276.
15. Аристов Д. В. О природе реализма в современной русской прозе о войне // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология Вып. 2(14). 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prirode-realizma-v-sovremennoy-russkoy-proze-o-voyne-2000-e-gody (дата обращения: 15.05.2023)
16. Бабченко А. А., Грешнов А. Операция «Жизнь» продолжается // Искусство войны. №1. 2006.
17. Батыршина. А. Р. История психологии : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Флинта, 2011.
18. Беляков С. С. Дракон в лабиринте: к тупику нового реализма // Урал. №10. 2003. С.241-243.
19. Богомолов В. О. Срам имут и живые, и мертвые, и Россия. // Свободная мысль XXI. №7. 1995.
20. Большев А. О. Сны лейтенантов // Большев А. О. Шедевры русской прозы в свете психобиографического подхода. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. С. 265 - 277.
21. Большев А. О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. СПб.: Союз писателей (изд-во) Санкт-Петербурга, 2002.
22. Большев А. О. Наука ненависти: очерки о конфронтационно-невротической ментальности. СПб.: Союз писателей (изд-во) Санкт-Петербурга, 2012.
23. Большев А.О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина. СПб.: Союз писателей (изд-во) Санкт-Петербурга, 2002.
24. Бочаров А. Г. Человек и война. М.: Сов. писатель, 1978.
25. Быков В. В. Как создавалась повесть «Сотников» // Литература и современность. Сб. 13. М., 1975. С. 336.
26. Бычков В. В. Идеал любви христианско-византийского мира // Философия любви: В 2 ч. М.: Политиздат, 1990.
27. Вебстер Р. Ошибки психоанализа Фрейда // Почему Фрейд был неправ? 2018. С. 1-3.
28. Вестен Д. Исследование трудов Фрейда // Научное наследие Зигмунда Фрейда: на пути к психодинамически информированной психологической науке, 2019. С. 3-7.
29. Волошин В. М. Посттравматическое стрессовое расстройство : (Клиника, динамика, течение и современные подходы к психофармакотерапии) : АМ., 2004.
30. Выговская Н. С. Молодая военная проза второй половины 1990 - начала 2000-х гг.: имена и тенденции: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 М., 2009.
31. Герман. Д. Л. Травма и восстановление: последствия насилия - от домашнего насилия до политического террора (Trauma and recovery: the aftermath of violence - from domestic abuse to political terror.). Нью-Йорк: Базовые книги, 1997. С. 119.
32. Дамешек Л.М. На войне как на войне (заметки сына главного героя фильма) // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 204-212.
33. Ефремов О. Ю., Зверев С. Э. «Окопная риторика» великой отечественной: О чем говорили и писали на войне // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). № 4. 2015. С. 143-156.
34. Журбина Н.Е. Феномен военных неврозов в Германской армии в годы первой мировой войны. // Сборника: Панорама - 2006. сборник научных материалов. Воронеж, 2006. С. 94-100.
35. Зиганшина Ф. М. Право на счастье / сост. Ф. Н. Вахитов Уфа: АДИ, 2002.
36. Кармалак З. Ю. Последсивия войны: военный невроз // Сборника: государство. право. война (К 75-летию победы советского народа в великой отечественной войне). СПб., 2020. С. 699-704.
37. Карасев А. В. А на войне как на войне // Лит. Россия. 2006. 15 сент. иЯЪ: http://www.litrossia.ru/2006/37/00729.html (дата обращения: 13.05.2023)
38. Ковтун. Н. В. Человек перед выбором (О повести В. Быков «Карьер») // Филологический класс. 2010. № 23.С. 17–21.
39. Кокоулина Ю.Б. Эволюция образа раненого бойца в военной прозе В.П. Астафьева (от «Звездопада» к «Веселому солдату») // Сборника трудов конференции XIX международного форума студенов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века». 2018. С. 13-19.
40. Крикливец Е. В. Повесть в русской и белорусской прозе второй половины ХХ века: опыт сравнительного изучения // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povest-v-russkoy-i-belorusskoy-proze-vtoroy-poloviny-hh-veka-opyt-sravnitelnogo-izucheniya (дата обращения: 15.05.2023)
41. Кудряшов И. С. Основы психоанализа // Психоанализ и его предпосылки, 2018. С. 1-3.
42. Кукулин И. В. Живая боль незнаменитых войн // Новое лит. обозрение. № 55. 2002.
43. Кукулин И. В. Регулирование боли (Предварительные заметки о трансформации травматического опыта Великой Отечественной / Второй мировой войны в русской литературе1940-1970-х годов) // Неприкосновенный запас. №2-3 (40-41). 2005.
44. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950-1990 годы: В 2 т. М.: Академия, 2003.
45. Лейдерман Н. Л. Крик сердца (Творческий облик Виктора Астафьева). Урал: 2001.
46. Лапченко А. Испытание жизнью и смертью («Сотников» В. Быкова и «Живи и помни» В. Распутина) // Литературное содружество народов СССР. Тбилиси, 1985. С. 109
47. Мамий Р. Г. Вровень с веком. Майкоп, 2001.
48. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994.
49. Мингажева Л.М. Отражение принципов драматургии русского классцизма в русской «лейтенантской прозе» // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 1. С. 101-108.
50. Новиков. А. С. Фронтовые воспоминания юности в творчестве Ю. Н. Иванова (на примере повести «В осажденном городе») // Слово.ру: Балтийский акцент. 2017. Т.8. № 2. С. 45–49.
51. Оропай. А. Ф. Советская фронтовая проза и проблема границы в российской культуре // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-frontovaya-proza-i-problema-granitsy-v-rossiyskoy-kulture-na-osnove-proizvedeniy-k-simonova-i-v-bogomolova (дата обращения: 15.05.2023)
52. Пустовая В. Е. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель // Новый мир. №5. 2005.
53. Пушкарев А., Доморацкий В., Гордеева Е. Посттравматическое стрессовое расстройство : диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.
54. Ремизова М. С. Война внутри и снаружи // Октябрь. № 7. 2002.
55. Риверс У.Х.Р. Конфликт и мечта(Conflict and dream). Абингдон: Тейлор и Фрэнсис, 2019. С. 30-42.
56. Рудалев А. Г. Обыкновенная война // Москва. № 4. 2006.
57. Саргант У. У. Введение в физические методы лечения в психиатрии(An introduction to physical methods of treatment in psychiatry). Baltimore: Williams and Wilkins, 1944.
58. Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н.А. О концепции «боевых психических расстройств». // Социальная и клиническая психиатрия. 2020. Т. 30. № 3. С. 68-72.
59. Сэлмон. Т. Уход и лечение психических заболеваний и военных неврозов(The Care and Treatment of Mental Diseases and War Neuroses in the British Army) // Mental Hygiene. 1 (4). С. 509–547.
60. Фрейд Зигмунд, Джонс Эрнес, Зиммель Эрнст , Ференци Шандор, Абрахам Карл. К психоанализу военных неврозов/ науч. ред. С. Ф. Сироткин, М. Л. Мельникова Ижевск : Ergo, 2012.
61. Фрейд Зигмунд. Психоанализ и детские неврозы. СПб. : Алетейя, 1997.
62. Фрейд Зигмунд, Фрейд Анна. Теория психоанализа и «эго-психология». М.: Родина, 2018.
63. Фрейд Зигмунд. Толкование сновидений. СПб. : Азбука-классика, 2006.
64. Фрейд Зигмунд. Лекции по введению в психоанализ : сборник произведений. М.: Апрель-Пресс, 2001.
65. Фрейд Зигмунд. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Алма-Ата : Наука КазССР, 1990.
66. Фрейд Зигмунд. Очерки по психологии сексуальности. Алма-Ата : Наука КазССР, 1990.
67. Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
68. Хачемизова С. Х. Проза фронтового поколения 60 – 70-х годов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proza-frontovogo-pokoleniya-60-70-h-godov (дата обращения: 15.05.2023)
69. Хасанова Г.Ф. Образ человека боя в прозе фротового поколения (уонец 1950-х - середина 1980-х гг.) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1 (31). С. 166-171.
70. Хабаров Л.В. Военные конфликты и теоретический основы изучения поствоенного синдрома (посттравматического стрессового расстройства) // Депонированная рукопись № 20-B2006. 2006.
71. Ходос Х.Б.Г. Неврозы мирого и военного времени. Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 1947.
72. Шей. Дж. Ахилл во Вьетнаме: боевая травма и разрушение характера(Achilles in Vietnam: Combat trauma and the undoing of character.). Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2010.
73. Юнг К. Г. Дополнение теории психоанализа // Воспоминания, сновидения, размышления, 2018. С. 352-496.
74. Яновский М. И. Критика психоанализа // Критический анализ теории З. Фрейда, 2019. С. 2-5.

Справочная литература
75. Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
76. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкиной. М.: НПК «Интелвак», 2001.
77. Орфографический словарь : 4 книги в одной / под общей ред. Ю. В. Алабугина, О. А. Михайлова, Л. А. Субботина. М.: АСТ, 2013.
78. Пушкинский Дом. [Электронный ресурс] URL: http://pushkinskijdom.ru (дата обращения: 10.11.2022).
79. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / под ред. В. И. Даль. М.: Media World, 2004. – URL: https://dal.slovaronline.com/ (дата обращения: 23.04.2023)
80. Этимологический словарь русского языка : 4 книги в одной / под общей ред. М. Э. Рут,В. М. Кожевникова, П. А. Николаева, О. А. Михайлова, Ю. В. Алабугина. М.: АСТ, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ