ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Проблема психоэмоционального благополучия в психологии 7
1.2. Романтические отношения: теория и практика изучения 19
1.3. Особенности романтических отношений российских и китайских студентов 29
Выводы по 1 главе 41
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 43
2.1. Цель и задачи исследования. 43
2.2. Характеристика выборки исследования. 43
2.3. Методы и процедура исследования 44
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 51
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 52
3.1. Изучение уровневых характеристик психоэмоционального благополучия студентов
3.2. Изучение уровневых характеристик романтических отношений студентов 57
3.3. Изучение взаимосвязей характеристик романтических отношений у российских и у китайских студентов 62
3.4. Изучение взаимосвязей характеристик романтических отношений и психоэмоционального благополучия у российских и у китайских студентов 67
3.5. Обсуждение результатов исследования 75
ВЫВОДЫ. 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 94
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Проблема психоэмоционального благополучия в психологии 7
1.2. Романтические отношения: теория и практика изучения 19
1.3. Особенности романтических отношений российских и китайских студентов 29
Выводы по 1 главе 41
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 43
2.1. Цель и задачи исследования. 43
2.2. Характеристика выборки исследования. 43
2.3. Методы и процедура исследования 44
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 51
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 52
3.1. Изучение уровневых характеристик психоэмоционального благополучия студентов
3.2. Изучение уровневых характеристик романтических отношений студентов 57
3.3. Изучение взаимосвязей характеристик романтических отношений у российских и у китайских студентов 62
3.4. Изучение взаимосвязей характеристик романтических отношений и психоэмоционального благополучия у российских и у китайских студентов 67
3.5. Обсуждение результатов исследования 75
ВЫВОДЫ. 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 94
Желание каждого человека сохранять свою внутреннюю гармонию, чувствовать благополучие является фундаментальным, независимо от национальности. Именно от его удовлетворённости зависит уровень эффективности взаимодействия каждого человека в социуме, в той или иной системе общественных взаимоотношений, которые, так или иначе, влияют на его личную жизнь. Данные параметры обладают повышенным уровнем значимости в современной мульти-культурной среде, и для молодёжи.
Примечательно, что примерно 11-15 лет назад мировоззренческие позиции российских и китайских юношей и девушек ещё обнаруживали существенную степень согласованности с взглядами по данной тематике старшего поколения. Как минимум, взаимная влюблённость у молодых людей была достаточно серьёзно интегрирована в их ценностное ядро, что обуславливало высокую степень гармонизации их супружеских взаимоотношений, а также общего благополучия созданных ими семей (Арефьев А.Л., 2010).
На сегодняшний день в беседах российских и китайских учащихся вузов проявляется настолько много трактовок феноменов и процессов любви, что это вдохновляет специалистов на новые, более комплексные и многогранные исследования.
Помимо этого, огромное значение имеет крайне высокий уровень динамической составляющей, актуализированной в рамках российско-китайских коммуникаций, что проявляется в активном культурном обмене, миграции, феномене студенческой мобильности, межэтнических брачных союзах и т.д. Такие социальные изменения обостряют необходимость прикладных исследований и психологического сопровождения иностранных студентов в вузах-партнёрах. Свидетельствами отмеченной тенденции являются совместные проекты российского и китайского правительств (Кузнецова П., 2019).
Примечательно, что применяемые различными исследователями (в частности, А.Л. Арефьевым, Л.В. Бадмаевой, Е.Ю. Башкуевой и др.) индикаторы благоприятности романтических отношений для субъективно-личностного благополучия российских и китайских студентов, в определённой степени отличаются друг от друга, что, несомненно, требует более пристального и детального изучения.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью получения дополнительных сведений о специфике характера романтических отношений российских и китайских юношей и девушек студенческого возраста для их психоэмоционального благополучия в современный исторический период развития стран.
Целью данной работы является установление специфики романтических отношений у российских и китайских студентов в связи с их психоэмоциональным благополучием.
Объект исследования¬ – романтические отношения
Предмет исследования – романтические отношения российских и китайских студентов в связи с их психоэмоциональным благополучием.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ характеристик психоэмоционального благополучия российских и китайских студентов.
2. Провести сравнительный анализ характеристик романтических отношений российских и китайских студентов.
3. Изучить специфику взаимосвязей характеристик романтических отношений у российских и у китайских студентов.
4. Изучить специфику взаимосвязей характеристик психоэмоционального благополучия и романтических отношений у российских и у китайских студентов.
Гипотеза: Студентам с высоким психоэмоциональным благополучием характерны гармоничные романтические отношения. В романтических отношениях китайские студенты проявляют больше обязательности и меньше тревоги, по сравнению с российскими студентами.
Примечательно, что примерно 11-15 лет назад мировоззренческие позиции российских и китайских юношей и девушек ещё обнаруживали существенную степень согласованности с взглядами по данной тематике старшего поколения. Как минимум, взаимная влюблённость у молодых людей была достаточно серьёзно интегрирована в их ценностное ядро, что обуславливало высокую степень гармонизации их супружеских взаимоотношений, а также общего благополучия созданных ими семей (Арефьев А.Л., 2010).
На сегодняшний день в беседах российских и китайских учащихся вузов проявляется настолько много трактовок феноменов и процессов любви, что это вдохновляет специалистов на новые, более комплексные и многогранные исследования.
Помимо этого, огромное значение имеет крайне высокий уровень динамической составляющей, актуализированной в рамках российско-китайских коммуникаций, что проявляется в активном культурном обмене, миграции, феномене студенческой мобильности, межэтнических брачных союзах и т.д. Такие социальные изменения обостряют необходимость прикладных исследований и психологического сопровождения иностранных студентов в вузах-партнёрах. Свидетельствами отмеченной тенденции являются совместные проекты российского и китайского правительств (Кузнецова П., 2019).
Примечательно, что применяемые различными исследователями (в частности, А.Л. Арефьевым, Л.В. Бадмаевой, Е.Ю. Башкуевой и др.) индикаторы благоприятности романтических отношений для субъективно-личностного благополучия российских и китайских студентов, в определённой степени отличаются друг от друга, что, несомненно, требует более пристального и детального изучения.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью получения дополнительных сведений о специфике характера романтических отношений российских и китайских юношей и девушек студенческого возраста для их психоэмоционального благополучия в современный исторический период развития стран.
Целью данной работы является установление специфики романтических отношений у российских и китайских студентов в связи с их психоэмоциональным благополучием.
Объект исследования¬ – романтические отношения
Предмет исследования – романтические отношения российских и китайских студентов в связи с их психоэмоциональным благополучием.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ характеристик психоэмоционального благополучия российских и китайских студентов.
2. Провести сравнительный анализ характеристик романтических отношений российских и китайских студентов.
3. Изучить специфику взаимосвязей характеристик романтических отношений у российских и у китайских студентов.
4. Изучить специфику взаимосвязей характеристик психоэмоционального благополучия и романтических отношений у российских и у китайских студентов.
Гипотеза: Студентам с высоким психоэмоциональным благополучием характерны гармоничные романтические отношения. В романтических отношениях китайские студенты проявляют больше обязательности и меньше тревоги, по сравнению с российскими студентами.
Данное исследование было направлено на изучение особенностей романтических отношений российских и китайских студентов в связи с их психоэмоциональным благополучием, было исследовано 120 человек, из них 60 российских и 60 китайских студентов. В каждой группе исследовано по 30 мужчин и женщин. Возраст студентов от 18 до 25 лет.
Гипотеза о том, что студентам с высоким психоэмоциональным благополучием характерны гармоничные романтические отношения, подтвердилась для китайских студентов, а для российских частично. Российские студенты с высоким психоэмоциональным благополучием реже испытывают страстную любовь, привязанность и близость с партнёром, а предпочитают любовь-дружбу.
Гипотеза о том, что в романтических отношениях китайские студенты проявляют больше обязательности и меньше тревоги, по сравнению с российскими студентами не подтвердилась. Большую тревогу в романтических отношениях проявляют юноши, по сравнению с девушками.
Исследование показало, что психологически благополучные китайские студенты в большей степени ориентированы на прагматические аспекты романтических отношений, тогда как мотивация российских студентов может быть более разносторонней.
Примечательно, что при всей разности взглядов и оценочных суждений российских и китайских студентов в процессе изучения психоэмоционального благополучия и романтических отношений были выявлены определённые схожие характеристики. Среди них следует отметить достаточно высокий уровень психоэмоционального благополучия студентов, их удовлетворённости романтическими отношениями в целом. Они проявляют в любви страсть, заботу и обязательства и нацелены на продолжение отношений. Из всей совокупности проанализированных видов любви и китайские, и российские студенты, в первую очередь, склонны акцентироваться на тех вариациях, которые на первое место ставят искренние симпатии к партнёру, бескорыстную любовь Агапе. Хотя ни одна из вариаций видов любви студентами не отрицается как нечто, не имеющее права на существование.
Результаты данного исследования могут быть полезными в практике семейно-брачного консультирования. Дальнейшие исследования по данной тематике могут быть вполне перспективны относительно романтических отношений между лицами различных национальностей, к вступившим в брак молодым людям.
Гипотеза о том, что студентам с высоким психоэмоциональным благополучием характерны гармоничные романтические отношения, подтвердилась для китайских студентов, а для российских частично. Российские студенты с высоким психоэмоциональным благополучием реже испытывают страстную любовь, привязанность и близость с партнёром, а предпочитают любовь-дружбу.
Гипотеза о том, что в романтических отношениях китайские студенты проявляют больше обязательности и меньше тревоги, по сравнению с российскими студентами не подтвердилась. Большую тревогу в романтических отношениях проявляют юноши, по сравнению с девушками.
Исследование показало, что психологически благополучные китайские студенты в большей степени ориентированы на прагматические аспекты романтических отношений, тогда как мотивация российских студентов может быть более разносторонней.
Примечательно, что при всей разности взглядов и оценочных суждений российских и китайских студентов в процессе изучения психоэмоционального благополучия и романтических отношений были выявлены определённые схожие характеристики. Среди них следует отметить достаточно высокий уровень психоэмоционального благополучия студентов, их удовлетворённости романтическими отношениями в целом. Они проявляют в любви страсть, заботу и обязательства и нацелены на продолжение отношений. Из всей совокупности проанализированных видов любви и китайские, и российские студенты, в первую очередь, склонны акцентироваться на тех вариациях, которые на первое место ставят искренние симпатии к партнёру, бескорыстную любовь Агапе. Хотя ни одна из вариаций видов любви студентами не отрицается как нечто, не имеющее права на существование.
Результаты данного исследования могут быть полезными в практике семейно-брачного консультирования. Дальнейшие исследования по данной тематике могут быть вполне перспективны относительно романтических отношений между лицами различных национальностей, к вступившим в брак молодым людям.



