Введение 3
Глава 1 Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии малого бизнеса: правила организации и проблемы практики применения 5
1.1 Роль малого бизнеса в экономике РФ 5
1.2 Анализ проблем ведения бухгалтерского учета на малом предприятии 9
1.3 Организация налогового учета на предприятии малого бизнеса 18
1.4 Обязательный аудит компаний малого бизнеса 28
Глава 2 Законная и незаконная налоговая оптимизация субъектов малого бизнеса: понятие, критерии различий 33
2.1 Теоретические аспекты налоговой оптимизации малого бизнеса 33
2.2 Применение различных инструментов для осуществления законной налоговой оптимизации 36
2.3 Формальная налоговая оптимизация и необоснованная налоговая выгода 44
2.4 Незаконная налоговая оптимизация 51
Глава 3 Эмпирический анализ практики налоговой оптимизации субъектов малого бизнеса 58
3.1 Анализ практики досудебного урегулирования споров 58
3.2 Анализ арбитражной практики судебных споров налогоплательщиков и налоговых органов 63
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение 1 Перечень ПБУ, которые вправе не применять малое предприятие 77
Приложение 2 Бухгалтерская отчетность предприятий малого бизнеса 79
Приложение 3 Детальный анализ судебных решений по выборке дел, касающихся законного дробления бизнеса 85
Приложение 4 Детальный анализ судебных решений по выборке дел, касающихся незаконного дробления бизнеса 92
Приложение 5 Детальный анализ судебных решений по выборке дел, касающихся сомнительных контрагентов 99
Тема моей выпускной квалификационной работы является очень актуальной, это связано с тем, что в условиях рыночной экономики политика Российской Федерации становится все более ориентирована на развитие малого бизнеса. В связи с этим организация оптимального бухгалтерского и налогового учета для таких субъектов представляют собой объективную необходимость, но зачастую предприниматели не проявляют должной осмотрительности и компетенции: стремятся минимизировать налоговую нагрузку и максимизировать прибыль. Нередко это может привести к налоговым санкциям, и даже к уголовному делу. Следовательно, проводимые мероприятия по оптимизации налогового и бухгалтерского учета должны осуществляться законными способами, чтобы компания минимально подвергалась к налоговым рискам.
Для любого малого предприятия важным аспектом является экономичность ведения учета. Существует большой спектр преференций в формировании бухгалтерского учета, главное выбрать наиболее выгодную и удобную структуру его построения. Что касается налогового учета, предпринимателю следует отдать предпочтение оптимальной системе налогообложения, исходя из вида осуществляемой деятельности и организационно-правовой формы, соответствующей российскому законодательству и согласно ей, добросовестно уплачивать налоги. Рассматривая ту или иную систему налогообложения, необходимо учитывать, что целью применения любой из систем налогообложения является удовлетворение интересов как предпринимателей, так и государства. Так, для государства выгодна та система налогообложения, при которой уменьшается риск сокрытия доходов, и увеличиваются поступления в бюджет. Для малого предпринимательства при выборе системы налогообложения главным фактором является соответствие критериям ее применения и наименьшая тяжесть налогового бремени.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ проблем бухгалтерского и налогового учета малых предприятий, которые могут возникнуть в связи с применением различных инструментов налоговой оптимизации. Задачи выпускной квалификационной работы: анализ проблем, которые могут возникнуть при ведении бухгалтерского и налогового учета; изучение инструментов законной, формальной и нелегальной налоговой оптимизации; выявление их рисков; исследование мер, направленных на снижение рисков; рассмотрение процедуры досудебного и судебного урегулирования споров для разработки подхода к оценке рисков методов налоговой оптимизации, применяемых компаниями малого бизнеса.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - способы оптимизации налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса. Предметом исследования является применимость различных методов оптимизации предприятиями малого бизнеса в условиях выявления незаконных инструментов.
Реализация указанных задач и цели обусловила структуру и логику работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Первая глава посвящена роли малого бизнеса в Российской Федерации, структуре бухгалтерского и налогового учета, какие проблемы могут возникнуть при его формировании, а также процедуре проведения аудита малых предприятий. Во второй главе внимание уделяется способам применения налоговой оптимизации малым бизнесом: законная, формальная и незаконная. В третьей главе изучается практика осуществления налоговой политики компаниями в условиях борьбы с незаконной налоговой оптимизации. Эмпирическое исследование проведено с помощью анализа судебных дел. На основании выявленных наиболее часто встречающихся признаков хозяйственных операций, которые рассматриваются в арбитражной практике как признаки налоговой недобросовестности построена критериальная матрица по выявлению налоговых рисков применения данных схем.
Малый бизнес создает конкурентную среду, условия для насыщенности рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения, развитие инновационных направлений производства. Что касается налоговой нагрузки на данный бизнес, она достаточно невысокая, власти пытаются создать наиболее благоприятные условия для его развития. Также такое предприятие не предполагает крупных финансовых вложений, что создает либеральные условия для открытия своего дела и реализации предпринимательского потенциала.
Для субъекта малого предпринимательства создаются удобные упрощенные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, это помогает с легкостью адаптироваться начинающему предпринимателю в процессе ведения своей коммерческой деятельности.
В текущей экономической ситуации в стране эффективность проводимой налоговой политики зависит от грамотного налогового администрирования, основным рычагом развития малого предпринимательства для государства является льготное налогообложение. Различные преференции помогают привлечь еще больше людей, которые хотят начать свое дело, а, следовательно, они вносят свой вклад в развитие экономики нашей страны, хоть и не такой весомый. Но несмотря на все предоставляемые льготы любой налогоплательщик в ходе своей производственной деятельности старается постоянно оптимизировать свое налоговое бремя, применяя различные инструменты.
Многие авторы по-разному трактуют понятие налоговой оптимизации, но, если объединить все воедино, то можно сделать вывод, это уменьшение размера налоговых платежей посредством целенаправленных действий налогоплательщика, то есть выбор наиболее удобного и экономичного налогового режима, применение эффективных законных налоговых схем. Налоговая оптимизация становится неотъемлемой частью ведения успешной деятельности предприятия. Она занимает важное место в структуре организации, от выбора ее метода, будет напрямую зависеть будущая прибыль.
В ходе работы мы рассмотрели три вида налоговой оптимизации: законная, формальная и нелегальная. Грань между законными и незаконными способами оптимизации налогов определяется ст. 198 и 199 УК РФ. Положительный эффект от использования различных способов по минимизации налоговых платежей может быть нивелирован штрафными санкциями. Принципиальным моментом является то, что применению любой схемы должен предшествовать тщательный анализ последствий –благоприятных и нет; необходимо определить, насколько целесообразно будет применять данный способ в конкретных условиях. Следовательно, налогоплательщику необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательстве и соответствия им.
Законные способы оптимизации имеют множество вариаций их применения, которые были подробно рассмотрены в работе. Преимущества применения данных методов, отсутствие рисков, и в том случае, если придет налоговая инспекция с проверкой, она вряд ли сможет выявить нарушения норм налогового законодательства. Также можно отметить, высокую эффективность в долгосрочной перспективе. Легальность фискальной оптимизации становится актуальнее с каждым годом, ведь каждый налогоплательщик хочет максимально законно сократить налоговую нагрузку предприятия.
Законодательно не предусмотрены четкие условия применения некоторых видов оптимизации, что дает налогоплательщикам повод думать: все, что не запрещено НК РФ, то – разрешено. Также в законе прописано, что в случае возникших неточностей законодательных актов, они трактуются в сторону плательщика. Происходит это из-за несовершенства законодательства. В существующих нормативно-правовых актах отсутствует понятие налоговой оптимизации и нет списка четко определенных легальных и нелегальных способов. Если это упущение устранить принятием соответствующих законов, положительный эффект ощутят и организации, и государство.
В следствие этого субъект может формально применять налоговые режимы, различные преференции, пытаясь соответствовать всем необходимым критериям применения, хотя уже утратил на это право. Налогоплательщику следует четко осознавать процесс применения такой оптимизации, так как первоначальная цель: законное уменьшение налоговых платежей зачастую приводит к избеганию от налогообложения, также ему необходимо обратить внимание на процедуру установления деловой цели оптимизации и подтверждение ее документально (формальными и неформальными документами). В случае обнаружения таких схем налоговыми органами, они будут пресечены, начислены штрафы и санкции, а также доначислены налоговые платежи.
Но третьим и самым опасным видом оптимизации являются незаконная. Чаще всего это осознанный шаг нарушения налогового законодательства с целью извлечения максимальной прибыли в коротком временном периоде, то есть предприниматель заранее осознает, что существуют высокие налоговые риски применения той или иной нелегальной схемы и это не останавливает его в проведении агрессивной налоговой политики. Отличие от формальной налоговой оптимизации состоит именно в том, что при формальной субъект регистрирует свою деятельность и в том, что незаконные методы осуществляются сознательно. Необходимо понимать, что возникшая экономия, которая достигается применением незаконных методов или полулегальных схем налогообложения, является мнимой, так как с большой вероятностью возникнет отложенный платеж, а также последующие налоговые санкции, которые необходимо будет заплатить после проведенной налоговой проверки. Основным преимуществом нелегальных методов оптимизации является их доступность и дешевизна. Но наряду с этим существуют и недостатки: высокие налоговые риски, большая вероятность выявления схемы фискальными органами власти. Вследствие чего, предприятие понесет убыток, а также самым худшим исходом дела может быть наказание в виде уголовного дела. ФНС, заподозрив организацию в налоговом мошенничестве, сделает все возможное, чтобы доказать преднамеренность налогоплательщика в его действиях. Статистика последних лет, показывает, что осуществление жесткого контроля за коммерческой деятельностью организаций со стороны ФНС усложняют налогоплательщику применение нелегальных методов, вследствие этого снижается возможность их использования.
С каждым годом еще больше предприятий стремятся минимизировать свою фискальную нагрузку, зачастую это искусственное соответствие этой схеме. Поэтому вполне закономерным является тот факт, что законодательная база каждый раз меняется и становится прописана более корректными и однозначными формулировками. Но не во всех ситуациях, поэтому возникают споры между налогоплательщиком и ФНС. Процедура разрешения которых состоит из двух этапов: досудебное урегулирование и судопроизводство. В результате проведения первого этапа, налогоплательщик может признать, что не прав и отказаться от подачи иска в суд. Такая процедура помогает снизить нагрузку на суды.
На мой взгляд, чтобы максимально защитить налогоплательщика от участия в формальных схемах, налоговым органам необходимо активнее информировать о незаконных методах. Тогда добросовестный налогоплательщик сможет для себя узнать всю информацию о незаконных способах оптимизации, а также предпринимаемые меры законодательства в случае применения таких нелегальных схем и скорее всего откажется от них. Ведь многие из них даже не предполагают, что задействовали незаконные инструменты оптимизации.
Законное снижение налогового бремени станет для налогоплательщиков более привлекательным, чем уклонение от уплаты налогов или использование формальных схем. Это, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, причем без увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Но не всех налогоплательщиков это остановит от совершения налогового преступления. У таких предпринимателей разные мотивы, например: ухудшение финансового положения, высокие налоговые ставки. Поэтому в этом случае государству необходимо проводить эффективную политику в отрасли налогового администрирования. Анализируя взаимодействие налогоплательщиков, фискальную нагрузку, социальную среду и экономическое развитие страны, необходимо стремиться создать комплексную оценку и разработать ряд мероприятий, которые помогут решить данную актуальную проблему.
Подводя итог, можно констатировать, что организация всегда может найти законный способ снижения своей фискальной нагрузки, необходимо только грамотно подойти к этому вопросу и определить наиболее оптимальную стратегию для предприятия.
Налоговая оптимизация — это комплекс мер, который дает возможность налогоплательщику приспосабливать свою экономическую деятельность к условиям налоговой системы с целью снижения уровня налогообложения в рамках закона и достижения оптимального размера прибыли, денежного потока, структуры финансовых ресурсов.
1. МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н) [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.03.2019)
2. МСА 230 «Аудиторская документация» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.03.2019)
3. МСА 570 «Непрерывность деятельности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 N 207н) [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.03.2019)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации(часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://consultant.ru (дата обращения 01.03.2018)
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://consultant.ru (дата обращения 30.04.2019)
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. 03.08.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.03.2019)
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 23.04.2019)[Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.03.2019)
8. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.04.2019)
9. Федеральный закон от 18.07.2017 №163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.03.2019)
10. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ(ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.02.2019)
11. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.02.2019)
12. Федеральный закон от 02.06.2016 №178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.02.2019)
13. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.12.2018)
14. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» [Электронный ресурс]URL:http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/3151.html. (дата обращения: 30.03.2019)
15. Постановление АС Восточно-Сибирского округаот 2 июля 2018 г. по делу №А33-883/2017. URL: http://www.arbitr.ru/ (дата обращения: 15.04.2019)
16. Постановление АС Поволжского округаот 8 декабря 2017 г. по делу №Ф06-26900/2017. URL: http://www.arbitr.ru/ (дата обращения: 31.03.2019)
17. Постановление АС Западно-Сибирского округаот 11 сентября 2017 г. по делу № А2710742/2016. URL: http://www.arbitr.ru/ (дата обращения: 02.04.2019)
18. Постановление АС Московского округаот 30 декабря 2014 г. по делу № А40-28691/14. URL: http://www.arbitr.ru/ (дата обращения: 05.04.2019)
19. Постановление АС Северо-Западного округа от 9 августа 2018 г. по делу №А66-928/2017. URL: http://www.arbitr.ru/ (дата обращения: 07.04.2019)
20. Постановление АС Волго-Вятского округа от 15 августа 2018 г. по делу №А29-347/2016. URL: http://www.arbitr.ru/ (дата обращения: 07.04.2019)
21. Приказ Минфина России от 16.05.2016 N 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» [Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.01.2019)
22. Проект Министерства финансов РФ от 03.10.2017 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695 (дата обращения: 29.11.2018)
23. Национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса одобрен Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию [Электронный ресурс]URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/201825091 (дата обращения 01.03.2019)
24. Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» [Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163618/251f7ac207ca304c6331640eb36b162351c24684/ (дата обращения 22.02.2019)
25. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 32н (ред. от 06.05.2015) [Электронный ресурс]URL: http://base.garant.ru/12115839/#friends (дата обращения: 25.01.2019)
26. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н (ред. от 06.05.2015) [Электронный ресурс]URL:http://base.garant.ru/12115838/ (дата обращения: 25.01.2019)
27. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 16.05.2016) [Электронный ресурс]URL:http://base.garant.ru/12123639/ (дата обращения: 28.01.2019)
28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 16.05.2016) [Электронный ресурс]URL:http://base.garant.ru/12122835/ (дата обращения: 28.01.2019)
29. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) [Электронный ресурс]URL:http://base.garant.ru/12158476/ (дата обращения: 28.01.2019)
30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н (ред. от 16.05.2016) [Электронный ресурс]URL:http://base.garant.ru/12129182/ (дата обращения: 28.01.2019)
31. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н (ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс]URL:http://base.garant.ru/12163098/ (дата обращения: 28.01.2019)
32. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н (ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс]URL:http://base.garant.ru/12129387/ (дата обращения: 29.01.2019)
33. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 утв. Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н (ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс]URL:http://base.garant.ru/12177751/ (дата обращения: 29.01.2019)
34. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 Утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. 28.04.2017)[Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/2d52707f5a4d5314b9e470a9bf59cb826ec848dd/ (дата обращения: 29.01.2019)
35. Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»[Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.03.2019)
36. Письмо ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250 «О доказывании необоснованной налоговой выгоды»[Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.03.2019)
37. Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» [Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.04.2019)
38. Письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ «О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки»[Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.04.2019)
39. Жалоба от 13.11.2018 (СА-3-9/9753@), полученной ФНС на решение ИФНС России от 17.07.2018 и решение УФНС России от 24.09.2018 [Электронный ресурс]URL: https://www.nalog.ru/rn77/service/complaint_decision/8297398/ (дата обращения: 15.04.2019)
40. Закон Санкт-Петербурга от 10.06.2015 № 329-62 «Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» [Электронный ресурс]URL:https://www.nalog.ru/rn78/about_fts/docs/5607218/ (дата обращения: 25.01.2019)
41. Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2015 № 764-137 «О введении на территории Санкт-Петербурга патентной системы налогообложения» [Электронный ресурс]URL:https://www.nalog.ru/rn78/taxation/taxes/patent/5818186/ (дата обращения: 25.01.2019)
42. Вылкова Е.С. Налоговое планирование. В 2 т.Т.2: учебник для вузов. 2-е изд.,перераб.и доп.. —М.:Издательство Юрайт, 2015. – 440 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
43. Дергачев, А.А. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: Учеб. пособие/ А.А.Дергачев, Н.З. Зотиков, А.Л. Кураков. – М.: Гелиос АРВ, 2010. – 578 с.
44. Караваева И.В. Оптимальное налогообложение: теория и история вопроса. М.: Анкил, 2011. – 288 с.
45. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2016. 1056 с.
46. Янжул, И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах.-М:Статут, 2002.-555с.
47. Захарова Е.А. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях /Е.А.Захарова, А.С.Владимирова//Международный студенческий научный вестник–2017-С.61-66
48. Кайхаров М.С.Анализ зарубежного опыта борьбы с уклонением от уплаты НДС/М.С. Кайхаров//Евразийский Научный Журнал. –2016–№12-2–С. 159-160.
49. Кизокян Г.О. Методы оптимизации налоговой нагрузки/Г.О.Кизокян//Научно-практические исследования. –2017–№8–С. 76-78.
50. Корень А.В. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса/А.В.Корень, Ж.Ю.Краубергер//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследования. –2015–№6 (часть 3) –С. 479-483.
51. Корень А.В. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации /А.В.Корень, Р.И.Лещенко//Экономика и менеджмент инновационных технологий–2014. № 4 [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4922 (дата обращения: 15.04.2019)
52. Морозова О.А. Бухгалтерский учет и отчетность на предприятиях малого и среднего бизнеса: современное состояние и основные проблемы/О.А.Морозова//Экономика и управление народным хозяйством:генезис, современное состояние и перспективы развития. –2017– статья в сборнике трудов конференции –С. 306-309
53. Никифорова Я. Е. Аудит предприятий малого бизнеса /Я.Е.Никифорова// Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 100-103
54. Осокин М.А. Резкое увеличение субъектов малого бизнеса: результат государственной поддержки или неверная интерпретация статистических данных? // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). [Электронный ресурс]URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 07.04.2019)
55. Плакида И.А. Налоговые льготы и преференции субъектам малого и среднего бизнеса в налоговой системе России/И.А.Плакида, М.А. Луковцева, Е.А. Преснякова //Инновации в науке и практике: статья в сборнике трудов конференции –2017-С.78-89
56. Седаев П.В. Анализ основных проблем оптимизации налогообложения в Российской Федерации и пути их решения/П.В.Седаев, О.В.Чаадаева//Актуальные вопросы экономических наук. –2014–№41-2–С. 56-61
57. Холодкова Ю.А. Оптимизация налогообложения как инструмент налогового бремени/Ю.А.Холодкова//Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. –2016–№3–С. 98-100
58. Шершнева Я.О. Проблемы, причины и последствия уклонения от уплаты налогов/ Я.О.Шершнева, Е.А.Смородина//Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России–2018- материалы Всероссийской научно-практической конференции –С.57-62
59. Aleksey Balashov,AnnaSanina. Tax Evasion/Balashov A., Sanina A.// Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance.-2016.Vol 57 P.55-62
60. Johannes Lorenz. Population dynamics of tax avoidance with crowding effects/Lorenz J.//Journal of Evolutionary Economics.-2018. Vol 191. P.1-29
61. MihaelaPopa. Optimization of fiscal costs - the subtle line between legal and illegal/Popa M.//Journal of Applied Economic Sciences.-2011.Vol. 6, Issue 4, P. 318-325
62. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. –URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 11.01.2019)
63. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир [Электронный ресурс]. –URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (дата обращения 11.01.2019)
64. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике[Электронный ресурс]. –URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (дата обращения 13.01.2019)
65. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. –URL: http://www.gks.ru (Дата обращения: 15.01.2019)
66. Единая межведомственная информационно – статистическая система [Электронный ресурс]. –URL: https://fedstat.ru/indicator/42547 (Дата обращения: 17.01.2019)
67. Особенности аудита малых предприятий [Электронный ресурс]. –URL:https://glavkniga.ru/situations/k505692 (Дата обращения: 23.01.2019)
68. Отмена ЕНВД [Электронный ресурс]. –URL:https://glavkniga.ru/situations/s501562(дата обращения: 30.01.2019)
69. Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения [Электронный ресурс]. –URL:https://www.klerk.ru/buh/articles/54079/(дата обращения: 15.02.2019)
70. СПАРК [Электронный ресурс]/Интерфакс. –М., 2003-2019. – URL: http://www.spark-interfax.ru/ (дата обращения: 02.03.2019)
71. Законные способы сокращения налоговой базы[Электронный ресурс]. –URL:https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a55/947506.html(дата обращения: 05.03.2019)
72. 22 способа оптимизации налогов организации[Электронный ресурс]. –URL:https://www.kom-dir.ru/article/1624-optimizatsii-nalogov-organizatsii?from=PW_Timer_desktop&ustp=W(дата обращения: 07.03.2019)
73. Легальные способы оптимизации налогообложения[Электронный ресурс]. –URL:http://www.v2b.ru/articles/legalnye-sposoby-optimizatsii-nalogooblozheniya/(дата обращения: 15.03.2019)
74. Упрощенный бухгалтерский учет малого предприятия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.buhgalteria.ru/article/n156370(Дата обращения: 25.03.2019)
75. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – URL:https://www.nalog.ru (дата обращения: 18.04.2019)
76. Министерство финансов РФ[Электронный ресурс]. – URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 20.04.2019)
77. What Is the Difference Between Tax Avoidance and Tax Evasion? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.thebalancesmb.com/tax-avoidance-vs-evasion-397671 (дата обращения: 23.04.2019)
78. TaxOptimization[Электронный ресурс]. – URL: https://financialengines.com/financial-planning/tax-optimization (дата обращения: 23.04.2019)
79. Structure your business for tax optimization [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mnp.ca/en/posts/structure-your-business-for-tax-optimization (дата обращения: 23.04.2019)