Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние отношений между Европейским союзом и Республикой Молдова на урегулирование приднестровского конфликта

Работа №136013

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы155
Год сдачи2019
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРИДНЕСТРОВСКИЙ КОНФЛИКТ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 13
1.1 Теоретические основы исследования приднестровского конфликта 13
1.2 Причины приднестровского конфликта 18
1.3 Процесс урегулирования приднестровского конфликта 27
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В 1991-2019 ГГ. 41
2.1 Концепция европеизации как теоретическая основа исследования отношений Европейского союза и Республики Молдова 41
2.2 Влияние внутриполитических процессов Республики Молдова на формирование и развитие евроинтеграционного курса страны 47
2.3 Достижения и проблемы европеизации Республики Молдова 63
Выводы по 2 главе 78
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И ПРИДНЕСТРОВЬЕМ 81
3.1 Концепция европеизации как теоретическая основа анализа роли ЕС в урегулировании конфликтов 81
3.2 Роль Европейского союза в урегулировании приднестровского конфликта 85
3.3 Участие Приднестровья в Зоне свободной торговли с Европейским союзом 98
Выводы по 3 главе 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 155


Актуальность темы исследования. Приднестровский конфликт является наследием распада Советского Союза. Уже более четверти века он находится в «замороженном» состоянии. Стороны конфликта (Кишинев и Тирасполь) до сих пор не выработали общей позиции относительно политико-правовых условий будущего существования. Устранение приднестровской проблемы с точки зрения безопасности актуально для всех соседних государств. Конфликт располагается практически на стыке двух интеграционных систем: Европейский союз и Евразийский экономический союз. В последнее время происходит усиление интереса и участия ЕС в урегулировании приднестровского конфликта. Однако ввиду отсутствия признания со стороны Европейского союза независимости Приднестровья и легитимности его руководства Брюссель стремится оказать влияние на изменение конфликтной ситуации в регионе посредством развития отношений с Республикой Молдова, непосредственным участником конфликта. Разрешение приднестровской проблемы актуально также для Российской Федерации, являющейся посредником в процессе мирного урегулирования и гарантом достигнутых соглашений. Опыт Европейского союза может стать ключом к примирению не только Кишинева и Тирасполя, но и других конфликтующих сторон на постсоветском пространстве. Тема приднестровского конфликта привлекает многих отечественных и зарубежных исследователей. Однако рассмотрение данной проблемы через призму участия Европейского союза очень редко встречается в научных трудах. Поэтому разработка материала будет ценным вкладом в исследования по данной тематике.
Объект исследования – урегулирование приднестровского конфликта.
Предмет исследования – роль Европейского союза в урегулировании приднестровского конфликта.
Цель исследования – оценить, каким образом Европейский союз влияет на приднестровское урегулирование посредством развития отношений с Республикой Молдова.
Задачи исследования:
1. Выявить причины приднестровского конфликта и проанализировать процесс его мирного урегулирования;
2. Обозначить роль Европейского союза в отношении приднестровского урегулирования;
3. Охарактеризовать развитие отношений Европейского союза и Республики Молдова с акцентом на результаты и сопутствующие проблемы;
4. Определить, как достижения развития отношений Европейского союза и Республики Молдова влияют на Приднестровье.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1988 по 2019 гг., с принятием решения Межведомственной комиссии Молдавской ССР о языковой реформе, явившейся поводом возникновения конфликта, до настоящего времени. С учетом особенности темы использован исторический экскурс, объясняющий причины приднестровского конфликта.
Методология исследования была основана на междисциплинарном подходе, включающем рассмотрение проблемы с точки зрения истории, политологии и экономики. В работе применены общенаучные методы, такие как анализ, синтез, описание, индукция, дедукция, классификация, сравнение. Для характеристики сущности приднестровского конфликта и процесса его мирного урегулирования использовался историко-описательный метод. К анализу влияния внутриполитических факторов в Республике Молдова на развитие ее евроинтеграционного курса внешней политики был применен аналитический подход. С помощью системного подхода исследовано воздействия европеизации на различные сферы общественной жизни Молдовы. В отношении взаимодействия Европейского союза и Приднестровья также применялись аналитический и системный подходы. Помимо этого для анализа экономических отношений ЕС с конфликтующими сторонами был применен анализ статистических данных. И наконец, исследованию процесса мирного урегулирования приднестровского конфликта, включая вопрос участия ЕС, способствовало проведение качественного анализа документов, их содержания и контекста.
Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования недостаточно представлена в отечественной и зарубежной литературе. Научные труды практически не затрагивают отдельно роль Европейского союза в урегулировании приднестровского конфликта, в том числе с точки зрения развития отношений ЕС и Республики Молдова.
Обзор источников и литературы. Данная работа представляет собой исследование комплексной проблемы, представляющей собой «треугольник» взаимоотношений Европейского союза, Республики Молдова и Приднестровья. Анализ сосредоточен на трех основных вопросах: сущность приднестровского конфликта, отношения ЕС и Молдовы, влияние ЕС на Приднестровье. В связи с этим каждая глава работы имеет вводную теоретическую часть, позволяющая выстроить рамки дальнейших исследований проблемы. В процессе разработки ключевых вопросов были использованы различные источники и литература.
Теоретической основой анализа причин приднестровского конфликта послужили труды, посвященные этнополитическим конфликтам. Р.Брубейкер применил институциональный подход в исследовании конфликтов на постсоветском пространстве и пришел к выводу, что именно особенность государственного устройства Советского Союза после его распада стала причиной эскалации множества конфликтов. Д.Лейтин, Э.Смит, Т.Гэрр, Э.Азар посредством модели «центр и периферия» обозначили ключевые противоречия конфликтующих сторон.В.Колос и Д.Заяц, Н.Штански, Ш.Требст, Н.Койокару подчеркнули, что именно проблема идентичности стала причиной этнополитического раскола и появления конфликтных очагов на пространстве бывшего СССР. Помимо этого были исследованы теоретические воззрения, касающиеся урегулирования этнополитических конфликтов. За основу были взяты работы Р.Вяйринена, У.Ливингстона, И.Окунева, предложившие федерализм в качестве самого подходящего и справедливого проекта разрешения территориального спора, направленного на удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон. Комплексное видение приднестровской проблемы получено в результате исследования монографии «Феномен Приднестровья», подготовленной коллективом ученых Приднестровского государственного университета, а также работ Д.Малышева, Н.Харитоновой, О.Цукановой, В.Блищенко и А.Карамана. Дополнительный вклад в раскрытие темы внес анализ соответствующих нормативно-правовых актов Молдавской ССР и СССР, а изучение публикаций в печатных изданиях 1990-1992 гг., мемуаров, а также видеоматериала помогло подробно разобраться в возникших противоречиях между Тирасполем и Кишиневом, понять настроение разделенного конфликтом общества. И наконец, анализ положений Декларации о принципах международного права 1970 г. с правовой точки зрения позволил исследовать проблему уважения прав национальных меньшинств, оказавшихся в дискриминационном положении. Для раскрытия вопроса мирного урегулирования приднестровского конфликта и выявления достигнутых результатов были проанализированы официальные документы (соглашения, протоколы, меморандумы и т.д.), предложенные на рассмотрение или заключенные в ходе переговорного процесса. Периодизация процесса мирного урегулирования Н.Штански легла в основу анализа и выявления особенностей каждого этапа. Помимо публикаций по данной тематике в печатных изданиях (Комсомольская правда) и информационно-аналитических порталах (Евразия-Эксперт,РИА Новости) были использованы исследовательские работы таких авторов, как А.Девятков, О.Цуканова, Е.Бадюл и В.Решетникова, А.Букучь и С.Ковальски, С.Растольцев, П.Смирнов.
Теоретической основой второй главы, посвященной отношениям Европейского союза и Республики Молдова, стала концепция европеизации, обозначенная в качестве отдельного научно-исследовательского направления теории европейской интеграции. П.Грациано и М.Винк предложили классификацию различных подходов, существующих в рамках изучения процесса европеизации. К.Нилл и Д.Лемкул, К.Радаэлли являются сторонниками восходящего подхода «снизу-вверх», описывающего процессы влияния государств-членов на развитие институциональной системы и механизмов управления Европейского союза. В.Шмидт, Х.Кассим, Б.Петерс и В.Райт исследовали европеизацию с точки зрения нисходящего подхода «сверху-вниз», объясняющего логику воздействия наднационального уровня на государства-члены ЕС. К.Дайсон, К.Гетц, Т.Берцель предложили синтетическую теорию европеизации, охватывающую два упомянутых подхода, указывая на то, что между уровнем институтов ЕС и государствами-членами постоянно происходит взаимовлияние и последующая трансформация обеих систем. Однако наиболее подходящим для исследования отношений Европейского союза с третьими странами представилось внешнее измерение европеизации, раскрывающее процессы распространения норм и практик ЕС за пределы своих границ и ответная реакция государств-партнеров на более углубленный формат сотрудничества с европейским интеграционным объединением. Й.Олсен, Ф.Шиммельфеннинг, С.Лавенекс рассматривали внешний аспект европеизации через призму как нисходящего, так и восходящего измерения, подчеркивая ключевую роль ЕС в привлечении третьих стран к своей системе ценностей, правил, стандартов и т.д., а также степень готовности самих государств-партнеров идти по пути сближения с ЕС. Тема развития двусторонних отношений Европейского союза и Республики Молдова отражена в работах следующих зарубежных и отечественных авторов: Г.Дура, Х.Костаньян, К.Морарь, М.Мусладин, С.Астахова, Э.Варданян, Л.Фокина, А.Тютюнников, С.Лавренов, П.Кандель, В.Кириллов, А.Девятков. В трудах исследуется формирование и развитие евроинтеграционного курса Молдовы, выявляются особенности и проблемы процесса. Проанализирована источниковая база вопроса: нормативно-правовые акты Молдовы, касающиеся внутренних институциональных изменений под влиянием европеизации, соглашения, заключенные Молдовой и ЕС в ходе развития отношений, а также официальные документы Европейского союза и материалы на сайте Европейской комиссии, касающиеся темы Европейской политики соседства, в том числе Восточного партнерства. Кроме того, по данному вопросу использованы труды С.Юна, Л.Мнацаканяна, а также справочные ресурсы. В основу анализа внутриполитической ситуации в Молдове были взяты работы В.Блажко и В.Мокану, А.Корецкого, И.Ботана. Исследование политических программ партий, вошедших в Парламент Молдовы в результате последних выборов (Партия социалистов, Демократическая партия, Блок ACUM), а также материалы официального сайта молдавского Парламента позволило составить картину расстановки политических сил, влияющих на продолжение проевропейского курса Молдовы. И наконец, был осуществлен сбор данных об общественном мнении граждан Республики Молдова относительно евроинтеграции с помощью Барометра общественного мнения Института общественных политик Молдовы. Для оценки степени европеизации Республики Молдова в различных сферах были использованы молдавские и российские аналитические труды и доклады, данные Национального бюро статистики Молдовы, статистической службы Европейского союза «Евростат», материалы сайта Представительства ЕС в Республике Молдова и Министерства экономики и инфраструктуры Молдовы, документы Европейской комиссии, публикации сайта, посвященного Соглашению об ассоциации/Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС, материалы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Форума гражданского общества Восточного партнерства, а также молдавские и российские новостные ресурсы (Moldpres, Логос пресс, Молдова.орг, SputnikMoldova, ТАСС).
Теоретической основой третьей главы, посвященной развитию контактов Европейского союза и Приднестровья, стала концепция европеизации, применимая для анализа роли ЕС в урегулировании территориальных, пограничных конфликтов. Т.Диц, Ш.Штеттер, М.Альберт, Б. Стефанова, Г.Нутчева, Н. Точчи, Б. Коппитерс, Т. Ковзиридзе, М.Эмерсон, М.Хёйссен пришли к выводу, что Европейский союз располагает эффективными и действенными инструментами, применение которых позволяет осуществить трансформацию конфликтной ситуации и вовлечь противоборствующие стороны в интеграционные процессы в различных областях. Анализ роли ЕС в урегулировании приднестровского конфликта проведен на основе отчетов деятельности пограничной Миссии EUBAM за период 2005-2018 гг., материалов сайтов EUBAM, Программы развития ООН, а также Министерства иностранных дел, Государственного таможенного комитета, Государственной службы статистики и Торгово-промышленной палаты Приднестровья, официальных документов Европейского союза, работ зарубежных и российских исследователей (М.Дембинска, В.Диаз, К.Гордон, А.Мунтиану, Н.Попеску, С.Артеменко, Е.Троицкий, С.Михайлов), приднестровских, молдавских, украинских и российских СМИ (Первый Приднестровский, ТКС.ру, , Вести ПМР, TCB,Radio Europa Liberă – Moldova,Noi.md,EurAsiaDaily, День, Российская газета). И наконец, в рамках исследования вопроса участия Приднестровья в Зоне свободной торговли с ЕС были использованы документы Европейского союза, материалы сайтов Европейской комиссии, Торгово-промышленной палаты и Государственной таможенной службы Приднестровья, приднестровских частных компаний (Sheriff, Итнерднестрком), аналитические труды зарубежных авторов (В.Гумене, В.Лозовану ), приднестровские, молдавские и российские СМИ (Рабкор, Первый Приднестровский, Radio Europa Liberă – Moldova, Газета.Ru, ИноСМИ, Комсомольская правда, Независимая газета).
Теоретическая значимость. Работа вносит вклад в исследования роли Европейского союза в разрешении конфликтов.
Практическая значимость. Материалы и выводы работы могут быть не только использованы Российской Федерацией в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, в том числе для координации действий с Европейским союзом, но и включены в образовательный процесс, в рамках учебных курсов, посвященных внешней деятельности ЕС, а также процессам на постсоветском пространстве.
Структура. Работа состоит из введения, 3 глав, разделяющихся на параграфы, заключения, списка источников и литературы и 18 приложений.
В первой главе «Приднестровский конфликт: возникновение, развитие и пути решения» рассматривается комплекс вопросов, необходимый для понимания особенностей приднестровской проблемы. Исследуются причины конфликта и процесс его мирного урегулирования. Делается акцент на основных этапах и повестке дня переговорного процесса. Подведен итог относительно достижений и сохраняющихся проблем приднестровского урегулирования на современном этапе.
Во второй главе «Развитие отношений Европейского союза и Республики Молдова в 1991-2019 гг.» проводится комплексное исследование процесса сближения двух сторон в рамках интеграционных процессов. Исследуется влияние внутриполитических факторов в Республике Молдова на развитие ее проевропейского курса внешней политики. Оценено влияние европеизации Молдовы на торгово-экономическую, политическую, транспортно-энергетическую, культурно-образовательную, миграционную сферу.
В третьей главе «Отношения между Европейским союзом и Приднестровьем», учитывая усиление интереса ЕС к урегулированию конфликтов на периферии, изучена политика Европейского союза относительно разрешения приднестровской проблемы. Проведено исследование того, как торговый режим ЕС «Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли», охватывающий как Правобережье (Республику Молдова), так и Левобережье Днестра (Приднестровье),влияет на реинтеграцию Молдовы, то есть способствует урегулированию приднестровского конфликта.
В заключении обобщены результаты и подведены итоги исследования.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема урегулирования приднестровского конфликта является актуальной с точки зрения обеспечения безопасности на постсоветском пространстве. Переговорный процесс охватывает широкий круг участников, заинтересованных в поиске решения данной проблемы, среди которых не только непосредственные стороны конфликта (Молдова и Приднестровье), но и внешние акторы (Россия, Украина, ОБСЕ, Европейский союз, США). Вовлечение в процесс мирного урегулирования европейского интеграционного объединения свидетельствует о новом подходе в разрешении этнополитического конфликта. Утверждается, что европеизация противоборствующих сторон может рассматриваться в качестве особого пути урегулирования, отличного от традиционных переговоров или посредничества.
Приднестровский конфликт возник в 1989 г. в качестве ответной реакции на начало дезинтеграционных процессов на пространстве Советского Союза. Кишинев и Тирасполь оказались на различных позициях по ряду вопросов. Несовпадение интересов и идентичности произошло по лингвистическим, политико-идеологическим, правовым, социально-экономическим и историческим причинам. Стороны по-своему представляли будущее Молдовы. Если Кишинев оказался сторонником обретения независимости от Советского Союза в целях начала процесса объединения с Румынией, предварительно осуществив в рамках политики «румынизации»ряд реформ, в том числе и языковую (перевод молдавского языка с кириллицы на латиницу, придание ему государственного статуса), то Тирасполь, сохраняя советскую идентичность, не видел своего будущего в составе другого государства.Недальновидная политика центральных властей и защита интересов «титульной нации» на фоне ограничения прав других этнонациональных групп (русских, украинцев и др.) явилась толчком к эскалации конфликта.Интересно, что и среди молдаван не было единства. Многие являлись сторонниками сохранения самобытности и собственной государственности. Важно понимать, что с исторической точки зрения Молдова и Приднестровье, за исключением советского периода, прошли отдельные друг от друга пути развития. И когда в 1990 г. власти Кишинева приняли решение аннулировать закон об образовании Молдавской ССР от 2 августа 1940 г., объединивший в одно административно-территориальное образование Бессарабию и Приднестровье, Тирасполь расценил данный акт в качестве правовой основы объявления о собственном суверенитете и независимости. Обладая высоким экономическим потенциалом и учитывая большой социальный опыт в сфере управления, на основе новой идентичности, отличной от Кишинева, произошла мобилизация приднестровцев. В марте 1992 г. нараставшая напряженность в отношениях конфликтующих сторон привела к вооруженной стадии противостояния, продлившейся до июля 1992 г. Достижение перемирия между Кишиневом и Тирасполем стало отправной точкой для длительного процесса мирного урегулирования конфликта, незавершенного до сих пор.
На современном этапе участники переговорного формата «5+2» (Молдова, Приднестровье – стороны конфликта; Россия, Украина, ОБСЕ – посредники; ЕС, США - наблюдатели) стремятся найти решение трем группам вопросов повестки дня: социально-экономическим, гуманитарно-правовым и политическим. Если по первым двум Кишинев и Тирасполь успешно осуществляют контакты и достигают определенных результатов, то по третьей корзине, охватывающей вопрос определения политико-правового статуса Приднестровья, переговоры были приостановлены еще в 2000-е гг. Так и не удалось создать Итоговый документ о всеобъемлющем разрешении приднестровской проблемы. Острым вопросом остается сохранение 14-ой российской армии на территории Левобережья Днестра. Западные партнеры предложили преобразовать существующий на сегодняшний день молдавско-приднестровско-российский миротворческий контингент в международный, с включением наблюдателей от ОБСЕ и военнослужащих из стран Европейского союза.
Тем не менее, все участники приднестровского урегулирования стоят на позициях сохранения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и поддерживают реинтеграцию Правобережья и Левобережья Днестра. Сохраняется идея предоставления «особого статуса» Приднестровью в составе будущего «общего государства». В качестве компромиссного варианта российской стороной предлагался проект федерализма, который удовлетворил бы как политико-экономические, так и социально-культурные интересы Кишинева и Тирасполя. Однако на сегодняшний день приднестровское руководство не готово к обсуждению политических вопросов, ссылаясь на то, что момент окончательного урегулирования приднестровского конфликта давно был упущен.
Европейский союз заинтересован в урегулировании этнополитических конфликтов на своей периферии, прежде всего с точки зрения обеспечения собственной безопасности, стабилизации политической и экономической ситуации в соседних с ним государствах. Пограничное положение с Республикой Молдова стимулирует Брюссель к разработке инструментов влияния для устранения конфликтного очага и стабилизации процессов в регионе. ЕС стремится воздействовать на приднестровское урегулирование посредством развития отношений с Республикой Молдова, воспринимая Приднестровье в качестве ее неотъемлемой части. Прочной опорой для деятельности ЕС является высокий интерес Кишинева к европейской интеграции. Участие Молдовы в Европейской политике соседства, в том числе в Восточном партнерстве, позволяет Евросоюзу дисциплинировать проевропейский вектор развития государства-партнера. Цель Европейского союза состоит в том, чтобы Правобережье и Левобережье Днестра оказались в рамках общего пространства взаимодействия, ориентирами развития для которых стали бы нормы, принципы, практики, стандарты ЕС. Брюссель выдвигает ряд требований, необходимых к исполнению. В целях мотивации и стимулирования преобразований в Республике Молдова, включая Приднестровье, Евросоюз использует инструмент обусловленности, означающий предоставление различных преференций в зависимости от выполнения тех или иных условий, и инструмент социализации, предполагающий оказание финансовой и технической помощи в имплементации норм и практик ЕС. Несмотря на то, что пока отсутствует перспектива членства в Европейском союзе, Молдова демонстрирует готовность и способность адаптироваться к новым институциональным рамкам взаимодействия с ЕС. Брюссель ожидает, что под влиянием европеизации произойдет изменение конфликтного дискурса между Кишиневом и Тирасполем, что улучшит их восприятие друг друга.
Среди тех политик, которые Европейский союз проводит в отношении Республики Молдова, эффективными для приднестровского урегулирования можно обозначить следующие. Деятельность миссии EUBAM с 2005 г. способствует таможенной и пограничной реинтеграции Правобережья и Левобережья Днестра. Установление Молдовой и Украиной под эгидой Евросоюза в 2006 г. общего контроля над молдавско-украинской границей, включая ее приднестровский участок, привело к ограничению суверенитета внешнеэкономической деятельности Приднестровья, компании которого вынуждены осуществлять регистрацию и оформление в молдавских таможенных органах. На внешние рынки приднестровский товар поступает с отметкой «Сделано в Молдове».
Далее, установление с 2016 г. Европейским союзом как для Правобережья, таки для Левобережья Днестра единого торгового режима «Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли» способствует торгово-экономической реинтеграции Молдовы. Важно отметить, что в последние годы под влиянием лоббирования интересов приднестровского бизнес-сообщества в высших политических органах власти наблюдается диверсификация внешней торговли Приднестровья и переориентация с рынка стран постсоветского пространства на рынок ЕС.
И наконец, политика Европейского союза по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем способствует развитию гуманитарных контактов и, в конечном итоге, социальной реинтеграции Молдовы. Реализация совместных проектов в сфере образования, культуры, бизнеса, информации формирует пространство для обмена идеями, мнением, опыта, что ведет к улучшению понимания конфликтующих сторон и изменению восприятия друг друга.
Помимо этого вклад ЕС оказался ощутимым и в других сферах. Возобновляются транспортные коммуникации Правобережья и Левобережья Днестра, в частности восстановлены железнодорожные пассажирские и грузовые перевозки. Приднестровье постепенно инкорпорируется в международные процессы, например, за счет включения приднестровского транспорта в международное автомобильное движение, а также апостилизации документов об образовании.
Таким образом, Европейский союз демонстрирует положительный вклад в приднестровское урегулирование, затрагивая исключительно социально-экономическую и гуманитарно-правовую корзину переговорной повестки дня. Преодоление противоречий в интересах Кишинева и Тирасполя по данным вопросам может стать отправной точкой к решению более сложных вопросов, в том числе окончательного определения политико-правового статуса Приднестровья в составе Республики Молдова.
Однако дальнейший вклад Евросоюза в приднестровское урегулирование во многом будет зависеть от качества отношений с Кишиневом. Серьезной проблемой может стать отход Молдовы от достигнутых результатов в ходе европейской интеграции под влиянием назревшего вновь внутриполитического кризиса, раскола общества на сторонников проевропейского и проевразийского вектора развития, а также укрепления позиций Партии социалистов, отстаивающей идею восстановления подорванных отношений с Россией, включая возобновление торгово-экономического сотрудничества без ограничений.



1. Заявление руководителей Молдовы и Приднестровья. 28 апреля 1994 г. - URL: http://mid.gospmr.org/ru/Sqy (дата обращения: 13.10.2018);
2. Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. 8 мая 1997 г. - URL: http://mid.gospmr.org/ru/JLK (дата обращения: 13.10.2018);
3. Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства (2003). – URL: https://regnum.ru/news/458547.html (дата обращения: 13.10.2018);
4. Меморандум по итогам встречи Президента России Д.Медведева и Федерального канцлера Германии А.Меркель 4–5 июня 2010 года, г.Мезеберг. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/575 (дата обращения: 19.03.2019);
5. Об организации переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. 20 февраля 2002 г. URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/2002/2002-02-20-(Ru)-Об%20организации%20переговорного%20процесса%20по%20приднестровскому%20урегулированию.pdf (дата обращения: 13.10.2018);
6. Повестка дня официального переговорного процесса. 18 апреля 2012 г. – URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/2012/2012-04-18-(Ru)%20-%20Повестка%20дня%20официального%20переговорного%20процесса.pdf (дата обращения: 19.03.2019);
7. Протокол заседания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». 27-28 ноября 2017 г. Вена. – URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/2017/2017-11-28_Протокол%20заседания%20Постоянного%20совещания%20по%20политическим%20вопросам%20в%20рамках%20переговорного%20процесса%20по%20приднестровскому%20урег.pdf (дата обращения: 19.03.2019);
8. Протокол заседания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». 29-30 мая 2018 г. Рим. – URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/2018/2018-05-30%20-%20Рим%20-%20Протокол%20заседания%20постоянного%20совещания%20по%20полит.%20вопросам.pdf (дата обращения: 19.03.2019);
9. Протокол официального заседания Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. 2-3 июня 2016 г. Берлин. – URL: https://www.osce.org/ru/moldova/244681?download=true (дата обращения: 19.03.2019);
10. Протокол согласованных вопросов. 11 марта 1996 г. - URL: http://mid.gospmr.org/ru/tsk (дата обращения: 13.10.2018);
11. Совместное заявление посредников в приднестровском урегулировании от ОБСЕ, Российской Федерации и Украины. 11 августа 2005 г. – URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/2005/2005-08-11-(Ru)Кишинев-Совместн.%20заявление%20посредников%20от%20ОБСЕ,%20РФ%20и%20Укр.%20в%20переговорн.%20процессе%20по%20полит.%20урег.%20приднестр.%20проблемы.pdf (дата обращения: 13.10.2018);
12. Совместное заявление Президентов Российской Федерации, Республики Молдова и Украины о скорейшем политическом урегулировании приднестровского конфликта. 19 января 1996 г. - URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/1996/1996-01-19-(RU)-Совместное%20заявление%20Президентов%20РФ,%20РМ%20и%20Укр.%20о%20скорейшем%20политическом%20урегулировании%20приднестр.%20конфликта.pdf (дата обращения: 13.10.2018);
13. Совместное заявление участников Киевской встречи по вопросам нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. 16 июля 1999 г. – URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/1999/1999-07-16-(Ru)-Киев-Совместное%20заявление%20участников%20Киевской%20встречи%20по%20вопросам%20нормализации%20отношений%20между%20Республикой%20Молдова%20и%20Придн.pdf (дата обращения: 13.10.2018);
14. Совместное заявление. 21 ноября 2011. – URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/2011/CЗ%20Филат-Смирнов%2021.11.2011%20сканк.jpg (дата обращения: 19.03.2019);
15. Совместный пресс-релиз по итогам встречи Премьер-министра Республики Молдова Владимира Филата и Гавы Приднестровья Евгения Шевчука. 27 января 2012 г. – URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/2012/2012-01-27-(Ru)-Одесса%20-%20Совместный%20пресс-релиз%20по%20итогам%20встречи%20Шевчук-Филат.pdf (дата обращения: 19.03.2019);
16. Соглашение о мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем. 20 марта 1998 г. – URL: http://mid.gospmr.org/ru/vvc (дата обращения: 13.10.2018);
17. Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем. 5 июля 1995 г. - URL: http://mid.gospmr.org/ru/Jbj (дата обращения: 13.10.2018);
18. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта и Приднестровском регионе Республики Молдова. 21 июля 1992 г. - URL: http://mid.gospmr.org/ru/sGv (дата обращения: 13.10.2018);
19. Структура Соглашения. «Соглашение об основах взаимоотношений Республики Молдова и Приднестровья». 1 октября 2002 г. – URL: http://mid.gospmr.org/misc/docs_pproc/2002/2002-10-01-(Ru)-Структура%20Соглашения%20об%20основах%20взаимоотношений%20Республики%20Молдова%20и%20Приднестровья%20.pdf (дата обращения: 13.10.2018);
20. European Parliament resolution of 6 February 2014 on Transnistria (2014/2552(RSP). - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52014IP0108(01)&qid=1555935833291&from=EN (датаобращения: 24.04.2019);
21. European Union Confidence Building Measures Programme V [Project Document. Republic of Moldova] // United Nations Development Programme. – URL: https://www.undp.org/content/dam/moldova/docs/Project%20Documents/2019-01-17%20ProDoC%20CBM%20V%20signed%20Dafina.pdf (датаобращения: 23.04.2019);
22. Report №13 by the CSCE Mission to Moldova 13 November 1993. - URL: https://www.osce.org/moldova/42307?download=true (датаобращения: 13.10.2018).

1.2 Документы Европейского союза
23. Eastern Partnership: Communication from the Commission to the European Parliament and the Council: COM (2008) 823 final / Commission of the European Communities // European Commission: website. Brussels, 2008. December 3. - URL: http://eeas.europa.eu/eastern/docs/com08_823_en.pdf (датаобращения: 11.12.18);
24. European Neighbourhood Policy: Strategy paper: Communication from the Commission to the Council and The European Parliament: COM (2004) 373 final. Brussels, 2004. May 12. - URL: http://ec.europa.eu/europeaid/sites/devco/files/communication-european-neighbourhood-policy-com2004373-20040512_en.pdf (датаобращения: 11.12.18);
25. European Parliament non-legislative resolution of 13 November 2014 on the draft Council decision on the conclusion, on behalf of the European Union, of the Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part (09828/2014 — C8-0130/2014 — 2014/0083(NLE) — 2014/2817(INI)). - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52014IP0049&qid=1555935833291&from=EN (датаобращения: 22.04.2019);
26. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit, Prague, 7 May 2009. - URL:http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/107589.pdf (датаобращения: 11.12.18);
27. Joint staff working document. Eastern Partnership - 20 Deliverables for 2020 Focusing on key priorities and tangible results. SWD (2017) 300 final. Brussels, 2017. June 9. – URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/swd_2017_300_f1_joint_staff_working_paper_en_v5_p1_940530.pdf (датаобращения: 15.12.2018);
28. Resolution by the Euronest Parliamentary Assembly on security challenges in the Eastern Partnership countries and enhancing the role of the EU in addressing them. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22018P0925(01)&qid=1555935833291&from=EN (датаобращения: 22.04.2019);
29. Wider Europe – Neighbourhood: A new framework for relations with our eastern and southern neighbours: Communication from the European Commission to the Council and the European Parliament. COM (2003) 104 final. Brussels, 2003 March 11. - URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/com03_104_en.pdf (датаобращения: 15.04.2019).

1.3 Документы в рамках двусторонних отношений Европейского союза и Республики Молдова
30. Association Agenda between the European Union and the Republic of Moldova. Brussels, 26 June 2014. – URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/moldova/pdf/eu-moldova-association-agenda-26_06_en.pdf (дата обращения: 15.12.2018);
31. Decision No 1/2015 of the EU-Republic of Moldova Association Council of 18 December 2015 on the application of Title V of the Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part, to the entire territory of the Republic of Moldova [2015/2445]. – URL: http://eur-lex.europa.eu/eli/dec/2015/2445/oj (датаобращения: 10.05.2018);
32. Joint staff working document. Association Implementation Report on Moldova: SWD (2018) 94 final // European Commission: Brussels, 2018, April 3. – URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/association_implementation_report_on_moldova.pdf (датаобращения: 08.04.2019);
33. Programming of the European Neighbourhood Instrument (ENI) – 2017-2020 - Single Support Framework for EU support to Moldova (2017-2020). – URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/single_support_framework_2017-2020.pdf (датаобращения: 15.12.2018);
34. Proposal for a Council Decision on the position to be adopted by the European Communities and their Member States within the Cooperation Council established by the Partnership and Cooperation Agreement establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part, with regard to the adoption of a Recommendation on the implementation of the EU-Moldova Action Plan. COM (2004) 0787 final. Brussels, 2004. December 9. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52004PC0787&qid=1544883972527&from=EN (датаобращения: 12.12.18);
35. Recommendation № 1/2017 of the EU-Republic of Moldova Association Council of 4 August 2017 on the EU-Republic of Moldova Association Agenda. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22017D1489&qid=1555935833291&from=EN (датаобращения: 22.04.2019).

1.4 Другие нормативно-правовые документы
36. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles (дата обращения: 17.11.2018).
37. Закон №173 от 22.07.2005 «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)». – URL: http://lex.justice.md/index.php?action=view&id=313004&lang=2&view=doc (дата обращения: 13.10.2018);
38. Закон №3465 от 01.09.1989 «О функционировании языков на территории Молдавской ССР. – URL: http://lex.justice.md/ru/312813/ (дата обращения: 12.10.2018);
39. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 года): первоначальная редакция. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_СССР_(1936)/Исходная_редакция#Глава_I_Общественное_устройство (дата обращения: 02.12.2018);
40. Постановление № 1156 от 04.11.2005 об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел и европейской интеграции. – URL: http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=2&id=297887 (дата обращения: 12.12.2018);
41. Постановление № 368 от 08.02.1995 об утверждении Концепции внешней политики Республики Молдова. – URL: http://lex.justice.md/ru/306955/ (дата обращения: 14.12.2018);
42. Постановление от 6 октября 2006 г. №3560-4 ГД О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об итогах референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года" http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=375334#07212245895380769 (дата обращения: 13.10.2018).
43. Указ Президента СССР от 22 декабря 1990 г. N УП-1215 "О мерах по нормализации обстановки в ССР Молдова". – URL: http://base.garant.ru/6323642/ (дата обращения: 02.12.2018);
2. Публикации на официальных сайтах
44. 2018 год в цифрах // Торгово-промышленная палата Приднестровья: [официальный сайт]. – URL: http://tiraspol.ru/confirmed/2017-goda-v-tsifrah-okonchatelnyie-dannyie/ (дата обращения: 26.04.2019);
45. Вадим Красносельский принял делегацию Европейского союза // Президент Приднестровской Молдавской Республики: [официальный сайт]. – 2018. – 2 марта. - URL: http://gos-pmr.ru/press-sluzhba/novosti/prezident-pmr-prinyal-delegatsiyu-evropeyskogo-soyuza.html (дата обращения: 30.04.2019);
46. Внешнеторговый оборот ПМР (с учётом грузов, перемещённых физическими и юридическими лицами) в отчётном году вырос в сравнении с прошлогодними показателями на 26% // Торгово-промышленная палата Приднестровья: [официальный сайт]. – URL: http://tiraspol.ru/news/po-dannyim-tamozhennoy-statistiki-vneshnetorgovyiy-oborot-pmr-s-uchyotom-gruzov-peremeshhyonnyih-fizicheskimi-i-yuridicheskimi-litsami-v-otchyotnom-godu-vyiros-v-sravnenii-s-proshlogodnimi-pokazat/ (дата обращения: 26.04.2019);
47. Военный путь генерала Александра Лебедя // Министерство обороны Приднестровской Молдавской Республики: [официальный сайт]. - URL: https://mopmr.org/2016/06/23/военный-путь-генерала-александра-леб/ (дата обращения: 12.03.2019);
48. Возобновлено полноценное грузовое железнодорожное сообщение // Государственный таможенный комитет Приднестровской Молдавской Республики: [официальный сайт]. – 2012. – 27 апреля. - URL: http://customs.gospmr.org/vozobnovleno-polnocennoe-gruzovoe-zh.html (дата обращения: 24.04.2019);
49. Годовой отчет 1 декабря 2010 - 30 ноября 2011 // TheEuropeanUnionBorderAssistanceMissiontoMoldovaandUkraine (EUBAM): [официальный сайт]. – 2011. - 40 с. – URL: http://eubam.org/wp-content/uploads/2015/11/annual_report_2011_rus.pdf (дата обращения: 16.04.2019);
50. Годовой отчет 1 декабря 2011 - 30 ноября 2012 // TheEuropeanUnionBorderAssistanceMissiontoMoldovaandUkraine (EUBAM): [официальный сайт]. – 2012. - 49 с. – URL: http://eubam.org/wp-content/uploads/2015/11/20130416162832288560Report_2012_RUS-fin.pdf (дата обращения: 16.04.2019);
51. Годовой отчет 1 декабря 2013 - 30 ноября 2014 // TheEuropeanUnionBorderAssistanceMissiontoMoldovaandUkraine (EUBAM): [официальный сайт]. – 2014. - 28 с. – URL: http://eubam.org/wp-content/uploads/2015/05/20150512153636830574Report_2015_RUS.pdf (дата обращения: 16.04.2019);
52. Годовой отчет 1 декабря 2014 - 30 ноября 2015 // TheEuropeanUnionBorderAssistanceMissiontoMoldovaandUkraine (EUBAM): [официальный сайт]. – 2015. - 33 с. – URL: http://eubam.org/wp-content/uploads/2016/02/Report_2016_RUS.pdf (дата обращения: 16.04.2019);
53. Годовой отчет 1 декабря 2016 - 30 ноября 2017 // TheEuropeanUnionBorderAssistanceMissiontoMoldovaandUkraine (EUBAM): [официальный сайт]. – 2017. - 33 с. – URL: http://eubam.org/wp-content/uploads/2018/03/Report_2017_RUS.pdf (дата обращения: 16.04.2019);
54. Годовой отчет 1 декабря 2017 - 30 ноября 2018 // TheEuropeanUnionBorderAssistanceMissiontoMoldovaandUkraine (EUBAM): [официальный сайт]. – 2018. - 37 с. – URL: http://eubam.org/wp-content/uploads/2019/03/EUBAM_Annual_Report_2018_RU.pdf (дата обращения: 16.04.2019);
55. История Приднестровья // Торгово-промышленная палата Приднестровья: [официальный сайт]. – URL: http://tiraspol.ru/istoriya/ (дата обращения: 11.03.2019).
56. Комментарий МИД ПМР в связи с решением Совета Европейского союза // Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики: [официальный сайт]. - URL: http://mid.gospmr.org/ru/qMz (дата обращения: 24.04.2019);
57. О компании IDC // Итнерднестрком: [официальный сайт]. – URL: http://idc.md/about/ (дата обращения: 30.04.2019);
58. О первом официальном заседании «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [официальный сайт]. – URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/179666 (дата обращения:19.03.2019);
59. О Республике Молдова. История // Республика Молдова:[официальный сайт]. – URL: http://moldova.md/ru/content/istoriya (дата обращения: 11.03.2019);
60. Ответ Посла по особым поручениям МИД России С.Н.Губарева на вопрос СМИ о ситуации в приднестровском урегулировании. 22 февраля 2019 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [официальный сайт]. – URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/3540445 (дата обращения: 19.03.2019);
61. Отчет о проделанной работе 2005-2010 // TheEuropeanUnionBorderAssistanceMissiontoMoldovaandUkraine (EUBAM): [официальный сайт]. – 2010. - 24 с. – URL: http://eubam.org/wp-content/uploads/2015/11/Progress-Report-2005-2010-RUS.pdf (дата обращения: 16.04.2019);
62. Отчет о работе ГТК ПМР за 2018-й год // Государственный таможенный комитет Приднестровской Молдавской Республики: [официальный сайт]. – URL: http://customs.gospmr.org/wp-content/uploads/2019/01/1-Pokazateli-statistiki-vneshney-torgovli-v-2018-godu.pdf (дата обращения: 26.04.2019);
63. Партнеры компании // Sheriff: [официальный сайт]. – URL: https://sheriff.md/company/partners/ (дата обращения: 30.04.2019);
64. Правительство утвердило таможенные тарифы на экспорт/импорт на 2017-18 годы // Торгово-промышленная палата Приднестровья: [официальный сайт]. – 2016. – 22 сентября. - URL: http://tiraspol.ru/news/pravitelstvo-utverdilo-tamozhennyie-tarifyi-na-eksport-import-na-2017-18-godyi/ (дата обращения: 04.11.2018);
65. Предвыборный манифест Демократической партии Молдовы парламентским выборам от 24 февраля 2019 года // Демократическая партия Молдовы: [официальный сайт]. – URL: http://candidat.md/ru/manifest.php#item-9 (дата обращения: 03.03.2019);
66. Приднестровье // Торгово-промышленная палата Приднестровья: [официальный сайт]. – URL: http://tiraspol.ru/o-pridnestrove/pridnestrove/ (дата обращения: 04.11.2018);
67. Программа 2019. Предвыборная платформа Партии социалистов Республики Молдовы // Партия социалистов Республики Молдова: [официальный сайт]. – URL: http://socialistii.md/ru/programa2019/ (дата обращения: 03.03.2019);
68. Программа ПСРМ // Партия социалистов Республики Молдова: [официальный сайт]. – URL: http://socialistii.md/ru/despre-partid/programul-psrm/ (дата обращения: 03.03.2019);
69. Прорывное решение или камень преткновения. Что изменилось за год после открытия моста Бычок - Гура-Быкулуй // Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики: [официальный сайт]. - URL: http://mid.gospmr.org/ru/Lxq (дата обращения: 24.04.2019);
70. Статистика внешней торговли Приднестровья в 2018 году // Торгово-промышленная палата Приднестровья: [официальный сайт]. – URL: http://tiraspol.ru/confirmed/statistika-vneshney-torgovli-pridnestrovya/ (дата обращения: 26.04.2019);
71. Экономический потенциал // Торгово-промышленная палата Приднестровья: [официальный сайт]. – URL: http://tiraspol.ru/o-pridnestrove/ekonomicheskiy-potentsial/ (дата обращения: 04.11.2018);
72. Angajamente. Cele 5 angajamente-cheie // BloculElectoralACUM - PlatformaDA șiPAS: [официальныйсайт]. – Кишинев. - URL: http://acum.md/angajamente/ (датаобращения: 03.03.2019);
73. Basic documents // Ministry of Foreign Affairs and European Integration of the Republic of Moldova: [официальныйсайт]. – URL: http://www.mfa.gov.md/basic-documents/- (date of access: 13.12.2018);
74. Countries and regions. Moldova // European Commission: [официальныйсайт]. – URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/moldova/ (датаобращения: 12.12.2018);
75. Deep and Comprehensive Free Trade Area EU-Republic of Moldova. Argumentaire // European External Action Service: [официальныйсайт]. – URL: http://eeas.europa.eu/archives/delegations/moldova/documents/eu_moldova/argumentaire_en.pdf (датаобращения: 29.03.2019);
76. EU makes businesses in the Republic of Moldova stronger // Delegation of the European Union to the Republic of Moldova: [официальныйсайт]. – URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu4business_moldova_en.pdf (датаобращения: 29.03.2019);
77. EU-Moldova relations. Factsheet // Delegation of the European Union to the Republic of Moldova: [официальныйсайт]. – URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_en/4011/EU-Moldova%20relations,%20Factsheet (датаобращения: 29.03.2019);
78. European Neighbourhood Policy // European Commission: [официальныйсайт]. - URL: http://ec.europa.eu/enlargement/neighbourhood/overview/ (датаобращения: 11.12.18);
79. European Union, Trade in goods with Moldova // European Commission: [официальныйсайт]. - URL: https://webgate.ec.europa.eu/isdb_results/factsheets/country/details_moldova_en.pdf (дата обращения: 29.03.2019);
80. Facts and figures about EU-Moldova relations // Delegation of the European Union to the Republic of Moldova: [официальныйсайт]. – URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eap_factsheet_moldova_eng_web.pdf (датаобращения: 29.03.2019);
81. GSP+ // EuropeanCommission: [официальный сайт]. – URL: https://trade.ec.europa.eu/tradehelp/gsp (дата обращения: 26.04.2019);
82. Moldovadigitală 2020 // Ministeruleconomiei șiinfrastructurii: [официальный сайт]. - URL: https://mei.gov.md/ro/content/moldova-digitala-2020 (дата обращения: 08.04.2019);
83. Parlamentul de legislatura a XX-a // The Parliament of the Republic of Moldova: [официальныйсайт]. - URL: http://parlament.md/LinkClick.aspx?fileticket=AQQdnMKK8SY%3d&tabid=96&language=ro-RO (датаобращения: 13.02.2014);
84. Parliamentary Factions // The Parliament of the Republic of Moldova: [официальныйсайт]. - URL: http://www.parlament.md/StructuraParlamentului/Fractiuniparlamentare/tabid/83/language/en-US/Default.aspx (датаобращения: 08.04.2019);
85. Prodi, R. A Wider Europe - A Proximity Policy as the key to stability. "Peace, Security And Stability International Dialogue and the Role of the EU" Sixth ECSA-World Conference. Jean Monnet Project. Brussels, 5-6 December 2002 // European Commission: [официальныйсайт]. – URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-02-619_e.htm (датаобращения: 11.12.18);
86. TACIS [Press releases database] // European Commission: [официальныйсайт]. – URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-92-54_en.htm (датаобращения: 13.12.2018);
87. Who we are? // The European Union Border Assistance Mission to Moldova and Ukraine (EUBAM): [официальныйсайт]. - URL: http://eubam.org/who-we-are/ (датаобращения: 13.12.2018).
3. Справочные и статистические издания и ресурсы
88. Динамика основных макроэкономических показателей (1995-2018) // Национальное бюро статистики Республики Молдова. – URL: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/conturi_nationale/serii_anuale/Dinam_princ_indic_macro.xls (дата обращения: 27.03.2019);
89. Молдова в цифрах. Статистический справочник // Национальное бюро статистики Республики Молдова. - Кишинев, 2018. – 115 с.;
90. План действий Европейский Союз – Республика Молдова: Cправочник. – Кишинев: Gunivas, 2006. - 88 с.;
91. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики – 2017: Статистический сборник (за 2013 – 2017 гг.) // Государственная служба статистики Приднестровской Молдавской Республики. – Тирасполь, 2018 – 187 с. - URL: http://mer.gospmr.org/assets/files/zip/gss-pmr/doklad-byull.ezhegod/ezhegodnik-2018.zip (дата обращения: 26.04.2019);
92. Структура импорта из стран ЕС, по разделам и товарным группам, согласно Товарной Номенклатуры (ТН) (2001-2017) // Национальное бюро статистики Республики Молдова. – URL: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/comert_exterior/serii_anuale/rus/Struc_Import_sec_cap_NM_tarile_UE.xls (дата обращения: 27.03.2019);
93. Структура импорта из стран СНГ, по разделам и товарным группам, согласно Товарной Номенклатуры (ТН) (2001-2017) // Национальное бюро статистики Республики Молдова. – URL: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/comert_exterior/serii_anuale/rus/Struc_Import_sec_cap_NM_tarile_CSI.xls (дата обращения: 27.03.2019);
94. Структура экспорта в страны ЕС, по разделам и товарным группам, согласно Товарной Номенклатуры (ТН) (2001-2017) // Национальное бюро статистики Республики Молдова. – URL: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/comert_exterior/serii_anuale/rus/Struc_Export_sec_cap_NM_tarile_UE.xls (дата обращения: 27.03.2019);
95. Структура экспорта в страны СНГ, по разделам и товарным группам, согласно Товарной Номенклатуры (ТН) (2001-2017) // Национальное бюро статистики Республики Молдова. – URL: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/comert_exterior/serii_anuale/rus/Struc_Export_sec_cap_NM_tarile_CSI.xls (дата обращения: 27.03.2019);
96. Экспорт, импорт, торговый баланс, с разбивкой по странам, группам стран, товарные группы и режимы // Национальное бюро статистики Республики Молдова. – URL: http://statistica.gov.md/public/files/ComPresa/Comert/2019/Anexe_com_ext_2018.xls (дата обращения: 27.03.2019);
97. EU direct investment positions, breakdown by country and economic activity // Eurostat: [официальныйсайт]. - URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do (датаобращения: 27.03.2019);
98. External trade // Anuarul Statistic al Moldovei. - 2018. - URL: http://www.statistica.md/public/files/publicatii_electronice/Anuar_Statistic/2018/20_AS.pdf (дата обращения: 27.03.2019).
4. Видео архив
99. Пресс конференция Александра Лебедя в 1992 году: [видео архив]. – URL: http://pmr-history.ru/?id=18 (дата обращения: 12.03.2019).
5. Другие источники
100. Барометр общественного мнения. Институт общественных политик. - URL: http://bop.ipp.md/ru (дата обращения: 03.03.2014).

Литература
1. Монографии, учебные пособия
101. Лебедь, А. И. За державу обидно... / А. И. Лебедь. - М.: Редакция газеты «Московская правда», 1995. - 464 с. – URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/lebed_ai/30.html (дата обращения: 12.03.2019);
102. Мовчан, В. Улучшение доступа на рынок продовольствия: Основные положения соглашений о зонах свободной торговли Украины, Молдовы и Грузии с ЕС / В. Мовчан // ФАО Региональное бюро по Европе и Центральной Азии Исследования по политике перехода сельского хозяйства. – 2015. – 61 с.;
103. Руководство по соглашению об Углубленной и всеобъемлющей свободной торговле между Республикой Молдова и Европейским союзом // AA/DCFTAinRepublicaMoldova. Acordul de liber schimb cu uniunea europeana. - 2018. – 36 с. – URL: http://dcfta.md/uploads/0/images/large/1dcfta-ru-v3.pdf (датаобращения: 01.04.2019);
104. Фененко, А. В. Современная история международных отношений: 1991-2016: учеб.пособие / А. В. Фененко. – 2- изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 432 с.;
105. Экономические вызовы, стоящие перед Украиной и Молдовой на пути в ЕС. Как совладать с политической нестабильностью, усилить роль гражданского общества и воспользоваться опытом стран Центрально-Восточной Европы / автор-составитель Д.Шуките // EAP - Civil Society Forum. - 2015. - 28 с.;
106. Boţan, I. Prevederile Acordului de Asociere Republica Moldova - Uniunea Europeană: Ghid / I. Boţan. - Chișinău: Arc (Tipogr. "Bons Offices"), 2014. - 96 p.;
107. Brubaker, R. Nationalism reframed: Nationhood and the national question in the New Europe / R. Brubaker. - Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1996. - 202 p.;
108. Gumene, V. DCFTA’s implications for foreign trade of the transnistrian region / V. Gumene. - Expert-Grup, 2019. – 15 p.;
109. Laitin, David D. Identity in formation: The Russian-speaking populations in the near abroad / David D. Laitin. - Ithaca; London: Cornell univ. press, 1998. - 417 p.;
110. Lozovanu, V. Implementarea ZLSAC în regiunea Transnistreană: progres sau doar retorică? / V. Lozovanu // Discussion Papers: Institutul pentru Dezvoltare şi Iniţiative Sociale (IDIS) „Viitorul”. - Кишинев, 2016. – 43 p.
2. Статьи в монографиях, сборниках, периодических изданиях
111. Астахова, С. В. Итоги президентских выборов в Молдавии / С. В. Астахова // Россия и новые государства Евразии. – 2016. - № 4 (33). - С. 81-85;
112. Астахова, С. В. Молдавия выбирает между Востоком и Западом / С. В. Астахова // Россия и новые государства Евразии. – 2014. - № 4 (25). - С. 93-99;
113. Астахова, С. В. Молдавия после президентских выборов: проблема Приднестровья и отношения с РФ / С. В. Астахова // Россия и новые государства Евразии. – 2012. - № 2 (15). - С. 43-54;
114. Астахова, С. В. Молдавия: первые шаги нового президента / С. В. Астахова // Россия и новые государства Евразии. – 2017. - № 1 (34). - С. 92-100;
115. Астахова, С. В. Молдавия: политическое противостояние продолжается / С. В. Астахова // Россия и новые государства Евразии. – 2017. - № 4 (37). - С. 147-156;
116. Астахова, С. В. Социально-политический кризис в Молдавии / С. В. Астахова // Россия и новые государства Евразии. – 2016. – № 1 (30). - С. 34-46;
117. Бабилунга, Н. В. История Приднестровья. Краткий очерк / Н. В. Бабилунга // Феномен Приднестровья / Приднестров. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко, Науч.-исслед. лаб. истории Приднестровья. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Тирасполь: РИО ПГУ, 2003. – С. 10-21;
118. Бабилунга, Н. В. Приднестровский конфликт: истоки, характер, особенности / Н. В. Бабилунга // Феномен Приднестровья / Приднестров. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко, Науч.-исслед. лаб. истории Приднестровья. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Тирасполь: РИО ПГУ, 2003. - С. 123-186;
119. Бадюл, Е. А. Приднестровье: история зарождения и существования непризнанного государства / Е. А. Бадюл, В. А. Решетникова // Молодой ученый. - 2016. - № 23. - С. 389-393;
120. Блажко, В. И. Особенности и тенденции политического процесса в Республике Молдова в условиях кризиса / В. И. Блажко, В. И. Мокану // Социологические исследования. – 2012. - № 12 (344). - С. 37-41;
121. Блищенко, В. И. Приднестровская Молдавская Республика: 25 лет по пути независимости / В. И. Блищенко // Научно-аналитический журнал обозреватель – OBSERVER. – 2016. - №7 (318). - С. 58-75;
122. Бодрунова, С. Имидж государства – критерий прикладной оценки политической кондициональности / C. Бодрунова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. «Гуманитарные и общественные науки». - 2013. - №4 (184). - С. 38-42;
123. Брубейкер, Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма / Р. Брубейкер // Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма: сборник статей / ред.-сост.: И. Герасимов и др. - М.: Новое издательство, 2010. – С. 62-111;
124. Букучь, А. С. Геополитический аспект приднестровского конфликта / А. С. Букучь, С. В. Ковальски // Science Time. – 2016. - №1 (25). – С. 218-224;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ