Введение 2
Глава I. Теоретические основы изучения глобализации экономики 10
1. Значение глобализации экономики и их особенности 10
2. Социальные особенности трансформации глобальной экономики 19
3. Влияние социальных особенностей глобализации на развитие электронного бизнеса 25
Глава II. Теоретические основы изучения развития электронного бизнеса 30
1. Значение электронного бизнеса и их особенности 30
2. Влияние электронного бизнеса на социально-экономическое развитие 36
Глава III. Экономико-социологический анализ электронного бизнеса в глобальной экономике. 46
1. Текущая ситуация в развитии российского электронной бизнеса и ее влияние на экономическую глобализацию 46
2. Текущая ситуация в развитии китайского электронной бизнеса и ее влияние на экономическую глобализацию 52
Заключение 67
Список литературы
С развитием экономической глобализации жизнь людей претерпела огромные изменения. Экономическая глобализация относится к тому факту, что с непрерывным развитием производства, ускорением развития науки и техники и растущей социализацией и интернационализацией производства, экономическая деятельность стран и регионов мира все больше выходит за рамки одной страны и региона. Посредством международной торговли товары, технологии и услуги между странами могут обмениваться. С 1980-х годов, особенно с 1990-х годов, международная торговля сильно развивалась, в конце 1990-х годов зависимость от мировой торговли превысила 20%, а с 21-го века она была близка к 25%.
Помимо роста объема мировой торговли и растущей торговой зависимости стран, сегодняшняя структура международной торговли также меняется. Электронный бизнес и онлайн-закупки стали основными методами международной торговли, и доля нефизической торговли технологиями и торговли услугами в международной торговле увеличивается.
Электронный бизнес - это новый метод торговли, использующий электронную безбумажную метод. С развитием интернет-технологий космическое расстояние больше не может ограничивать деловые операции. Трансграничный электронный бизнес - это трансграничная платформа, основанная на интернет-технологиях и электронный бизнес, позволяющая субъектам транзакций в разных странах преодолевать космическое расстояние, завершать отбор товаров, заключать договоры, заключать сделки, совершать платежи на платформе и реализовывать товары с помощью трансграничной логистики. Таким образом полностью изменив традиционный процесс международных торговых транзакций.
В настоящее время число пользователей Интернета достигло 4,157 млрд., увеличившись на 1052% по сравнению с 2000 годом, а уровень проникновения Интернета достиг 54,4%. Количество интернет-пользователей в Азии составляло наибольшую долю от числа интернет-пользователей, достигая 48,7%. Охват интернета в развитых странах и регионах относительно высок, но темпы роста пользователей сети относительно низки. Китай является крупнейшим в мире рынком интернет-пользователей. Число китайских пользователей сети достигло 772 миллионов, а уровень проникновения составил 55,8%. С точки зрения области роста онлайн-покупок наиболее быстрорастущими регионами в ближайшие несколько лет будут Ближний Восток и Африка. Ожидается, что в 2018 году 1,6 миллиарда человек будут делать покупки в Интернете хотя бы один раз, что составляет более 50% всех пользователей Интернета. Среди них Азиатско-Тихоокеанский регион составляет почти 50% от общего количества, с наибольшей долей. В 2017 году глобальный объем онлайн-транзакций достиг 2,304 трлн долларов США, увеличившись на 24,8%, что составляет увеличение объема глобальных розничных продаж с 8,6% в 2016 году до 10,2% .
В 2017, общий объем рынка оставил 1 трл. 40 млрд. рублей, что на 13% больше аналогичного периода прошлого года. Рост замедлился в два раза по сравнению с прошлым годом. При этом объем трансграничной торговли в России в 2017 г. составил 374,3 млрд рублей. В процентном отношении кроссбордер составляет 36% от всей российской интернет-торговли, что на 3% больше, чем в прошлом году. Рост трансграничных продаж снизился до уровня около 24 % в год в денежном выражении к предыдущему году, хотя за аналогичный период в 2016 году рост составил 37%. Объем розничных онлайн-продаж в России достиг 15,2 млрд. долл. США, увеличившись на 17,4% по сравнению с предыдущим годом, и темпы роста замедлились. В 2017 году общий объем розничных онлайн-продаж в России составил 3,4% от общего объема розничного рынка в России (443,44 млрд. долл. США).
Объем торговых сделок через интернет в Китае достиг 29 трлн. 160 млрд. юаней, продемонстрировав рост на 11,7%. Розничные продажи через Интернет составили 7,18 трлн юаней, увеличившись на 32,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди них объем розничных продаж физических товаров через Интернет составил 5,48 трлн юаней, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28%, что составляет 15% от общего объема розничных продаж потребительских товаров.
Объект исследования — экономическая глобализация и электронный бизнес в России и Китае.
Предмет исследования — взаимодействие между экономической глобализацией и электронной коммерцией..
Цель — изучить электронный бизнес и новая роль Китая в глобальной экономике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения глобализации экономики;
2. Исследовать влияние социальных особенностей глобализации на развитие электронного бизнеса;
3. Рассмотреть теоретические основы изучения развития электронного бизнеса;
4. Исследовать влияние электронного бизнеса на социально-экономическое развитие;
5. Проанализировать факты электронного бизнеса в глобальной экономике.
Теории, лежащие в основе исследования:
Под экономической глобализацией следует понимать целые ряд противоречивых процессов. Последствия этих процессов не являются однозначными для всех стран.
В современной научной литературе можно встретить разные точки зрения на термин "глобализация". Например, Зб. Бжезинский определял глобализацию как ряд социально-технологических процессов, что стало следствием новой технологической эволюции (связанной с электроникой и цифровизацией). В большинстве работ, посвященный глобализации, изобретение этого термина приписывается Т. Левиту. Он в начале 1980-х гг. обозначил им феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями .
Что касается электронный бизнес, поскольку он является новой бизнес-моделью в 21-м веке, пока существует не много исследований по классической теории социологии в этой области.
В книге «Возникновение сетевого общества.» М. Кастель сдал определение сети и сетевого общества и указал, что «сетевое предприятие» — это самая большая форма организации, которая адаптируется к глобальной информационной экономике .
Теоретико-методологические основы исследования:
Теоретико-методологической основой работы являются исследования ученых о экономической глобализации, сетевом обществе, рынке и потребительском поведении в сетевой среде, а также теория рынков и теория потребления в социологии. Для решения поставленных задач в работе используется количественный подход, вторичный анализ данных статистики, собранных российскими и китайскими учеными и коммерческими компаниями.
Эмпирическая база исследования:
Данные статистики, собранные российскими и китайскими учеными и коммерческими компаниями. Кроме того, в работе использовался анализ документов правительств РФ и КНР, которые отражает влияние политики на интернет-рынок, на направление и перспективы экономических реформ.
Научная новизна исследования состоит в комплексном сравнительном экономико-социологическом исследовании социальных аспектов развития электронного бизнеса в России и Китае.
Основные результаты исследования:
1. Экономическая глобализация - это тенденция мирового экономического развития, которая не определяется человеческой волей, и в настоящее время экономическая глобализация развивается на более глубоком уровне.
2. Глобализация обеспечивает широкую платформу для электронного бизнеса, позволяет электронному бизнесу достичь мира. Глобализация позволяет лучше распределять ресурсы.
3. Электронный бизнес оказывает влияние на занятость в сфере общественного труда, производственные предприятия, образ жизни людей и финансы.
4. Электронный бизнес является внутренним стимулом развития экономической глобализации.
Структура работы:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Первая глава состоит из трех параграфов и посвящена теоретическим вопросам изучения экономической глобализацией, а именно вопросам значение глобализации экономики и их особенности, социальные особенности трансформации глобальной экономики, а также влияние социальных особенностей глобализации на развитие электронного бизнеса.
Во второй главе, состоящей из двух параграфов и посвящена теоретическим вопросам значение электронного бизнеса и их особенности и влияние электронного бизнеса на социально-экономическое развитие.
В третьей главе, состоящей из двух параграфов, представлено исследование автора— статистического анализа официальных данных. В этой главе в основном представлен анализ данных, основанных на предыдущих исследованиях, и проанализировать влияние электронного бизнеса на экономическую глобализацию.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Строго говоря, экономическая глобализация - не совсем новое явление. Фактически, с тех пор, как в мире появился капитализм, начался процесс экономической глобализации. Глобализация экономики сопровождается экспансией капитализма в мире. Процесс экономической глобализации с конца 19 века до начала 20 века был прерван двумя мировыми войнами. С 1950-х по 1970-е годы страны постепенно снижали тарифы и торговые барьеры, и постепенно становились капиталистической глобальной экономикой с более высокой степенью экономической интеграции. После войны экономическая глобализация началась в 1980-х годах и постепенно ускорилась в 1990-х годах. Экономическая глобализация стала мировой тенденцией.
Экономическая глобализация характеризуется следующими особенностями: торговая глобализация; глобализация производства; Финансовая глобализация; экономическая глобализация характеризуется высоким уровнем проникновения и высокой взаимодополняемостью; экономическая глобализация очень рискованна.
С развитием экономической глобализации жизнь людей претерпела огромные изменения. Экономическая глобализация относится к тому факту, что с непрерывным развитием производства, ускорением развития науки и техники и растущей социализацией и интернационализацией производства, экономическая деятельность стран и регионов мира все больше выходит за рамки одной страны и региона. Электронный бизнес - это небольшой аспект, новый метод торговли, использующий электронную безбумажную метод. С развитием интернет-технологий космическое расстояние больше не может ограничивать деловые операции. Трансграничный электронный бизнес - это трансграничная платформа, основанная на интернет-технологиях и электронный бизнес, позволяющая субъектам транзакций в разных странах преодолевать космическое расстояние, завершать отбор товаров, заключать договоры, заключать сделки, совершать платежи на платформе и реализовывать товары с помощью трансграничной логистики. Таким образом полностью изменив традиционный процесс международных торговых транзакций.
Глобализация обеспечивает широкую платформу для электронного бизнеса, чтобы достигать «продавать» и «покупать» миру; глобальная торговля позволяет электронному бизнесу достичь мира; глобализация позволяет лучше распределять ресурсы.
Электронный бизнес может быть определен на широкое и узкое. К электронному бизнесу относят: - электронная коммерция; - электронные деньги;-электронный маркетинг; - электронный обмен информацией (EDI), - электронный банкинг,- электронные аукционы и так далее.
Основные модели электронного бизнеса включаются: B2B (Business to Business), B2C (Business to Consumer), C2C (Consumer to Consumer). Эти три типа являются наиболее важными, кроме того, еще есть B2G(BusinesstoGovernment,O2O(Online To Offline,C2B (ConsumertoBusiness.
Из значения и истории развития электронного бизнеса видно, что электронный бизнес имеет следующие основные особенности: всеобщность, удобство, Целостность, безопасность, координация.
Влияние электронного бизнеса на социально-экономическое развитие отражено в следующих аспектах:
Во-первых, электронный бизнес ускорила темпы перестройки и реструктуризации мировой экономической структуры. Во-вторых, электронный бизнес изменил способ работы рыночной экономики. В-третьих, электронный бизнес играет важную роль в содействии экономическому росту и высоко ценится государством. В-четвертых, влияние электронной коммерции на производственные предприятия. В-пятых, электронной бизнес изменил образ жизни и потребления людей. В-шестых, онлайн-платежи являются ключевым звеном и базовым условием беспрепятственного развития электронного бизнеса. В-седьмых, влияние электронной коммерции на правительство. Правительство несет ответственность за социальных, экономических, политических и культурных управлений и обслуживаний. В целом, электронный бизнес беспрецедентную революцию. Его влияние на социальную экономику намного превзойдет сам бизнес, а также окажет огромное влияние на методы ведения бизнеса, правовые системы и культурное образование.
Можно сказать, что электронный бизнес является внутренним стержнем развития экономической глобализации, он обеспечивает более прочную и быструю связь предприятий о всему миру, он полностью изменил всю современную мировую торговлю.
1. 阿兰•鲁格曼.全球化的终结[M].北京:中央编译出版社,2000. 1-9Алан Ругерман. Конец глобализации [М.]. Пекин: Центральная компиляция пресс, 2000.с. 1-9
2. Ашванян С.К. Экономическая глобализация и задачи России / С.К.Ашванян, Н.В.Осокин // Вестн. НГУ. 2013. Вып.2. - С.128-133.
3. Бабенко Л. К. Новые технологии электронного бизнеса и безопасности / Л. К. Бабенко, В. А.Быков, О. Б. Макаревич, О. Б. Спиридонов. - М.: Радио и связь. - 2001. - 376 с .
4. Балабанов И.Т. Электронная коммерция.- СПб.:Питер, 2001.- 274 с.
5. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики: Учебное пособие. - К.: Академкнига - 2004 -с. 199-202
6. 王列,杨雪冬.全球化与中国[M].北京:中央编译出版社,1998. 72-75页Ван Ли, Ян Сюэдун. Глобализация и Китай. Пекин: Центральная компиляция пресс, 1998. с.72-75
7. 贡德•弗兰克.白银资本:重视经济全球化中的东方[M].北京:中央编译出版社,2000. 22-26页Гонд Фрэнк. Серебряная столица: акцент на востоке в экономической глобализации. Пекин: Центральная компиляция пресс, 2000. с.22-26
8. «社会学»安东尼•吉登斯. 北京大学出版社, 2005年. 39-54页,551-554页Гидденс Э. Социология. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2015. C. 39-54;551-554.
9. «社会学» 戴维•波普诺著;李强等译. 北京: 中国人民大学出版社,2007. 148-151页,570-571页Дэвид Поппер«Социология». Пекин: издательство China Renmin University Press, 2007. с.148-151, 570-571.
10. Дик В.В., Лужнецкий М.Г, Родионов А.Э. Электронная коммерция.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005.51c., 73 с., 86 с., 141 с.
11. «网络社会的崛起»曼纽尔•卡斯特/王志宏译.北京:社会科学出版社,2001年.256, 569-570页Кастельс М. Возникновение сетевого общества/ Перевод Ван Чжихуна. Пекин: Академическая пресса общественных наук, 2001. C. 256, 569-570
12. Калинина А. Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Э. Калинина - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. - 146 с.
13. Климонова А. Н., Трибунская У. Г. Особенности и этапы развития электронного бизнеса в России // Социально-экономические явления и процессы. №12(058),2013. С. 61–64.
14. 里斯本小组.竞争的极限:经济全球化与人类未来[M].北京:中央编译出版社,2000. 50-51页Лиссабонская группа. Пределы конкуренции: экономическая глобализация и будущее человечества [М.]. Пекин: Центральная компиляция пресс, 2000. с.50-51
15. Медведев В. Глобализация экономики // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 2. - С.3-10. 8
16. «经济社会学手册»(第二版)斯梅尔瑟,斯威德伯格/罗教讲,张永宏译.北京:华夏出版社.2009.830页.Нейл Смелзер, Ричард Сведберг. Справочник по экономической социологии (Второе издание) / Перевод Ло Цзяоцзян, Чжан Йонгхонь. Пекин: Издательский Дом Хуа Ся.2009. – 830с.
17. Петров А. В. Глобализация экономики: социальные и политические аспекты. - СПБ.:Изд-во С.- Петер. ун-та, 2009. -198 с. с13
18. Смирнов, С. Электронный бизнес./ С. Смирнов - М.: ДМК Пресс, 2003. - 240 с.- ISBN 5-94074-199-1.
19. 曲永栋,邢金山,朱村长主编. 网点运营理论与实操.[M]. 北京;中国农业科学技术出版社,2016.08.第2页Цюй Юндун, Син Цзиньшань, Чжу Цуньчан, редактор. Теория и практика работы сети. [М]. Пекин; Китайская сельскохозяйственная наука и пресса, 2016.08. с. 2
20. 陈平,王成东编. 管理信息系统[M]. 北京:北京理工大学出版社, 2013.08. 第196页Чэнь Пин, Ван Чэндун. Информационная система управления [М]. Пекин: Пекинский институт технологической печати, 2013.08. с. 196
21. Эймор Д. Электронный бизнес. Эволюция и/или Революция.- М.: Вильямс, 2001. - 320с.
22. UNCTAD.Informational Encounter on International Governance:Trade in a Globalization World Economy[M].Jakarta:Indonesia,1991. с.19-20
Интернет- ресурсы:
23. «2017年世界电子检测报告».中国国际电子商务研究中心研究院.Всемирный отчет по электронной коммерции за 2017 год. Научно-исследовательский институт Международного центра электронной торговли Китая. [Электронный ресурс] URL:http://www.ec.com.cn/article/zhlt/swblh/201804/27259_1.html?from=singlemessage
24. Деньги и Интернет: эволюция поведения потребителей в России // DataInsight. [Электронный ресурс] URL: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI_PayPal_PaymentEvolution_2015_rus.pdf
25. 翟芳玲:《论经济全球化趋势与中国的对策》,《中共济南市委党校学报》2000年第2期。Ди Фанлин: «О тенденциях экономической глобализации и контрмерах Китая», журнал партийной школы КПК муниципального комитета Цзинаня, № 2, 2000 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.wanfangdata.com.cn/details/detail.do?_type=perio&id=zgjnswdxxb200002008
26. 刘伟江.浅谈电子商务对经济的影响[J].经济视角,2002(12).Лю Вэйцзян. Обсуждение влияния электронной торговли на экономику [J]. Экономические перспективы, 2002 (12). [Электронный ресурс] URL:http://www.cqvip.com/qk/82580X/200212/7413495.html
27. 李宗:《进入21世纪的世界大趋势》,《理论视野》2000年第2期Ли Цзун: «Мировые тренды в 21 веке», «Теоретическое видение», № 2, 2000. [Электронный ресурс] URL:http://www.hndx.gov.cn/index.php?c=article&id=685
28. 李宏瑾试论经济全球化的实质、争论的根源及对中国的启示[J];东北亚论坛;2001年04期Ли Хунвэя Взгляд на сущность экономической глобализации, корни спора и его просвещение в Китае [J]; Форум по Северо-Восточной Азии; 2001-04[Электронный ресурс] URL:http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTOTAL-DBYL200104020.htm
29. 李利军. 《浅议电子商务对当代社会的影响》《云南经济日报》2003.07.30Ли Лицзюнь. «О влиянии электронной коммерции на современное общество», Yunnan Economic Daily, 2003.07.30[Электронный ресурс] URL:http://ynjjrb.yunnan.cn/node_14389.htm
30. 罗肇鸿世界经济全球化一体化与制度创新[J];世界经济;1995年10期Ло Юйхун Интеграция мировой торговли и системная инновация [J]; Мировая экономика; 1995-10[Электронный ресурс] URL:http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTOTAL-SJJJ510.001.htm
31. 刘昌黎经济全球化新论[J]; 财经问题研究 2003年05期Лю Чанли Новая теория экономической глобализации [J]; Исследование по финансовым и экономическим вопросам 2003-05[Электронный ресурс] URL:http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTOTAL-CJWT200305005.htm
32. «中国电子商务报告(2017)». 中国商务部电子商务和信息化司 1-5页Отчет об электронной торговле в Китае (2016). Отдел электронной коммерции и информационных технологий, Министерство торговли КНР с.1-5 [Электронный ресурс] URL:http://http://dzsws.mofcom.gov.cn/article/ztxx/ndbg/201805/20180502750562.shtml
33. Отчет о развитии электронной коммерции БРИКС 2018. Alibaba Institute. С.13-17 [Электронный ресурс] URL:https://i.aliresearch.com/img/20180727/20180727225332.pdf
34. 蒲淳:《积极应对新世纪我国面临的三大挑战》,《求是》2000年第24期。Пу жунь: «Ответ на три вызова, с которыми Китай столкнулся в новом веке», «В поисках истины», № 24, 2000[Электронный ресурс] URL: http://www.qstheory.cn/qs/mulu.htm
35. Рынок интернет - торговли в России (Результаты 2017 года) с.12-15 [Электронный ресурс] URL:https://www.akit.ru/wp-content/uploads/2018/.../Итоги-2017-АКИТ-финал-1.pdf
36. Рейтинг ТОП - 100 крупнейших интернет - магазинов России [Электронный ресурс] URL: https://www.top100.datainsight.ru
37. 吴欣:《融入经济全球化潮流》,《人民日报》2000年2月1日。У Синь: «Интеграция в тенденцию экономической глобализации», People's Daily, 1 февраля 2000 [Электронный ресурс] URL:http://www.people.com.cn/rmrb/200002/01/newfiles/wzb_20000201001012_1.html
38. 姜桂石,刘会清经济全球化、区域化与发展中国家的对策内蒙古民族大学学报(社会科学版)2004年4月第30卷第2期Цзян Гуйши, Лю Хуэйцин Экономическая глобализация, регионализация и меры противодействия развивающихся стран. Журнал Университета Национальных Монголий (издание по общественным наукам), апрель 2004 г. Том 30, выпуск 2[Электронный ресурс] URL:http://202.121.129.208/zhengzhi/chapter/papers/18/15.pdf
39. 褚鸣:《趋势与现实——论经济全球化的负面影响》,《国外社会科学》1999年第6期。Чу Мин: «Тенденции и реальность - о негативном влиянии экономической глобализации», Foreign Social Science, № 6, 1999 [Электронный ресурс] URL:http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-GWSH199906011.htm
40. 赵忠秀 《世界经济转型与中国》,《国际展望》2014年第5期 9月15日出版Чжао Чжунсю, «Мировая экономическая трансформация и Китай», International Outlook, 2014, выпуск 5, 15 сентября [Электронный ресурс] URL:http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-GJZW201405001.htm
41. 张贡生经济全球化问题研究综述[J];财经政法资讯;2002年01期Чжан Гуншэна Исследование по экономической глобализации [J]; Финансовая и политическая наука и информация; 2002-01[Электронный ресурс] URL:http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTOTAL-CZZF200201009.htm
42. 张谊浩陈柳钦当代西方经济全球化理论解读中国发展2004年第4期Чжан Ихао, Чен Люцинь Интерпретация современной западной экономической теории глобализации Развитие Китая 2004 № 4[Электронный ресурс] URL:http://www.chinadevelop.com.cn/jjyjr/201501/P020150518524992981145.pdf
43. E-commerce and Development: Key Trends and Issues // World Trade Organization. [Электронный ресурс] URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/devel_e/wkshop_apr13_e/fredriksson_ecommerce_e.pdf
44. 世界银行数据库IMF:WEODatabase,Oct.2010
45. IMF. IMF Survey. Washington, DC. 1996, 1 July.
46. PayPal Cross - Border Consumer Research 2016 - Ipsos [Электронный ресурс] URL:https://www.ipsos.com/sites/default/files/migrations/en-uk/files/Assets/Docs/Polls/ipsos-paypal-cross-border-consumer-research-2016.pdf