Введение 3
Глава 1. Братство Света и русское мистическое сектантство 19
Глава 2. Философские аспекты «Трилогии»: Соловьев и (или) Шопенгауэр 46
Заключение 63
Список использованной литературы 69
Произведения В. Г. Сорокина насыщены всевозможными культурными кодами. Характер их существования в тексте определялся (или определяется) через принадлежность писателя к концептуализму, его приверженность концептуалистской эстетике, художественным стратегиям, через обусловленность поэтики философскими идеями постструктурализма (неприятием референциальности знака, существования трансцендентального означаемого, пониманием любой дискурсивности как проявления власти)1. Поэтика автора называлась «наиболее последовательным примером концептуализма в прозе»2.
Стилевые принципы концептуализма – сознательное воссоздание «разрыва между идеей и вещью, между знаком и реальностью»3, однородность ценностного мира, который «не допускает выделения каких бы то ни было привилегированных точек зрения», оперирование «жизненными позициями… как готовыми объектами» в виде «языковых моделей», принципиальное отсутствие собственной авторской позиции4 – своеобразно реализуются в художественном методе Сорокина.
Цель постмодернистского оперирования дискурсивными практиками в контексте творчества автора формулировалась как стремление «превратить… тотальную онтологию [дискурса] во что-то внешнее, поверхностное, что подрывает статус онтологичности самой по себе»5. В качестве конкретной стратегии деконструкции тех или иных авторитетных дискурсов в произведениях автора выделялась такая устойчивая черта поэтики, как «семантико-стилевой сдвиг», «стилевой скачок», переход «власти языка и
...
Сопоставлением идеологии, догматики, ритуальных практик, народного восприятия русского мистического сектантства с мифологией, идеологией, ритуалами, фразеологией Братства Света, деталями сюжета «Трилогии» была показана их связь, позволяющая считать русское мистическое сектантство XVIII–XIX вв. одним из источников «Трилогии». В контексте творчества Сорокина эта связь также подтверждается интересом автора к сектантскому мировоззрению и частым изображением различных маргинальных практик ритуального характера1.
Одна из ключевых особенностей мировоззрения Братства Света – острая противопоставленность людей-«лучей» и «мясных машин», интерпретировавшаяся в предшествующих исследованиях в связи с разделением людей по врожденному духовному качеству в гностицизме, – была объяснена через сопоставление с характерной для сектантских организаций оппозиционностью существующему миропорядку, представляющей один из основных критериев определения секты2. Эта связь подтверждается также наличием в других произведениях писателя групп со схожим принципом ориентации в социальном пространстве при отсутствии каких-либо гностических мотивов.
По сравнению с другими исследованиями религиозных источников «Трилогии» было уделено большее внимание ритуальным и языковым особенностям указанных произведений в их связи с определенными религиозными системами, предложен конкретный источник практикуемых Братством Света ритуалов – хлыстовское радение. Рассмотрение указанных аспектов «Трилогии» проводилось в контексте ключевых для мировоззрения Братства Света оппозиций, конкретизированных проводимым сопоставлением и охвативших большее количество элементов художественного мира «Трилогии», чем это было сделано при их анализе в предшествующих работах. Это позволяет говорить об усилении смысловой когезии элементов художественного мира «Трилогии» в данной интерпретации, что подтверждает верность проводимых сопоставлений3.
При рассмотрении возможных философских претекстов «Трилогии», уточнении ранее проводившихся параллелей с философскими концепциями Ницше и Соловьева было выяснено, что одним из основных источников идеологии Братства Света является концепция «воли» Шопенгауэра, проясняющая многие аспекты восприятия материального мира и биологической жизни членами Братства Света.
Возможность двойной мотивировки отдельных анализируемых элементов «Трилогии», рассмотренных в их связях одновременно с философскими и религиозными источниками, обусловлена наличием рациональной аргументации отдельных положений мировоззрения Братства Света, имплицитно присутствующей в образах связанных с миром «мясных машин» нарративов. Философия и религия как два способа постижения мира сосуществуют как в идеологии Братства Света, так и в художественном мире романов «Трилогии» в целом, сохраняющем амбивалентностью концовки4 возможность их мистической и реалистической интерпретации.
Вероятно, перспективу дальнейшего изучения «Трилогии», как и косвенное подтверждение верности проведенного анализа, может дать точка схождения обоих выделенных религиозных и философских источников – творчество и личность Л. Н. Толстого. Философия Шопенгауэра, высоко ценимая писателем, оказала большое влияние на формирование его религиозного миросозерцания и отразилась в художественных произведениях5. Русское мистическое сектантство и его практики также глубоко интересовали Толстого, общавшегося с его представителями и проводившего собственные поиски новых форм неортодоксальной религиозности, входившие во взаимную зависимость с идеями народных сект6, а сектантская проблематика находила отражение в его творчестве7. Отношение Сорокина к Толстому, которого он называет одним из своих любимых писателей8, противоречиво9, но показательно в смысле особого интереса частое обращение к его творчеству и личности (например, в «Голубом сале», сценарии к кинофильму «Мишень», вероятно, в самой «Трилогии» в приеме остранения10).
Хотя отдельные аспекты связей гностицизма, философии Ницше, Соловьева, выделявшихся в предшествующих исследованиях, с идейно-тематической и образной системой романов «Трилогии» были пересмотрены и поставлены под сомнение, предложенные источники не отменяют ранее выделявшихся, не исключительны. Текст представляет собой единство, состоящее из большого количества разнородных компонентов, смысл его образуется на пересечении и во взаимопроекции множества культурных кодов. Расширение круга источников способствует в идеале повышению смысловой слитности текста11, приближает к его адекватной интерпретации, впрочем, недостижимой в исчерпывающем и окончательном смысле, так как подключение все новых источников изменяет значение выделенных прежде элементов, систему их взаимосвязей12.
Рассмотрены отдельные трансформации элементов исходных религиозных и философских систем в художественном мире «Трилогии», позволяющие говорить о реализации определенной стратегии оперирования культурными кодами. Например, две основные линии модернизации сексуальности в опытах русского мистического сектантства, предполагавшие максимально возможное ограничение половой жизни и, наоборот, устранение всяческих ограничений13, сочетаются в ритуалах Братства Света, представляя возможность двойной интерпретации. Отрицание воли к жизни, у Шопенгауэра стоящее в основе нравственности, в практиках Братства Света, напротив, абсолютизируясь, выходя за рамки личности, мотивирует выводящееся за рамки этической оценки насилие по отношению к «мясным машинам». Таким образом, проблематизируется моральная составляющая идеологии Братства Света, на которой базируется его критика цивилизации «мясных машин», а идея высшей формы человеческого общения, воплощеная в «разговоре сердец», парадоксально сочетает аскетический отказ от чувственности и оргиастичность, индивидуацию отношений, поставленных за границу физиологических отправлений и инстинктов, и деиндивидуацию свального греха в неразборчивой темноте14.
Следует, вероятно, воздержаться от абсолютных оценок, выводящих проблематику романов и творчества писателя в целом к некоему «невротическому инварианту»15 и «психической травме»16, тем более, что сам автор критикует исследовательское «ожидание декларативности от художественного текста»17. Но и концептуалистское восприятие романов «Трилогии», отстраняющее содержательные аспекты представленной в романе мифологии от авторского сознания, полагающее цель оперирования культурными кодами лишь в их деконструкции, «дискредитации… с целью развенчания… потенциально авторитарной природы»18, как кажется, «отстает» от изменений в поэтике, по инерции прикладывая прежние интерпретационные стратегии к новому материалу, что тоже подчеркивается автором, призывающим к непосредственному восприятию «Трилогии» вне этих стратегий как «попытки разговора на… тему»19. Впрочем, следует учитывать и то, что преодоление концептуализма как «комплекса миропонимания…, определяющего ментальную парадигму целой эпохи», происходит не в форме простого отказа, а через «ревизию, расширение границ, глубинную полемику или вскрытие внутренней парадоксальности… метода», прямое же возвращение в «непорочное лоно нерефлективного дискурса» невозможно20.
Беневоленская считает главной для автора «проблему преодоления человеческой природы»21, но, судя по выделенным источникам, эту проблему можно обозначить как вообще выход за пределы: институциональных форм человеческого общения и религиозного чувства, биологического и социального автоматизма, обусловленного волей к жизни, моральных норм, жизни и смерти, в конце концов. И если раньше трансгрессия осуществлялась на уровне стилистическом или в условном сюжете через семантико-стилевой сдвиг, то в «Трилогии» она воплощается, прежде всего, в уровне идейно-тематическом.
И сектантская «мистически-утопическая» устремленность, и «воля к жизни» «мясных машин» – реплики, как кажется, не принадлежащие концептуалистским языковым маскам, но реплики этого авторского «разговора», противоречивого человеческого сознания вообще. «Всецело амбивалентная»22 концовка не позволяет увидеть какой-либо устойчивой позиции автора. С одной стороны, эсхатологическая программа Братства Света – сверхзадача, в постмодернистских произведениях связывающаяся с тоталитарными системами и обреченная на деконструкцию как ошибка идеологической монолитности, – не реализуется, преображение оборачивается смертью, закономерным итогом абсолютного отрицания воли к жизни. Из развалин и пепла идеологии восстают мужчина и женщина, не вписывающиеся в утопию, неосуществимость которой демонстрируется любовью и смертью23, непреодолимыми в мире «мясных машин».
С другой стороны, остается лежать «Великий Круг» мертвых людей-«лучей», грандиозный по размерам и по масштабам коллективной смерти. Их голубые глаза смотрят в небо, как разлетевшиеся осколки ледяного молота, холодные и неподвижные, в лицах застыло статуарное страдание: они – величественно-печальный памятник мечте о братстве, стремлению ввысь и за пределы, тоске ограниченно-земного по безграничному космическому, неосуществимым, но неиссякаемым. И текст не разрушает этот памятник, как живую асемантическую цитату из людей-факелов в «Голубом сале»24, а его возводит.
1. Александров Н. Сорокин окунулся в ледниковый период // ВЛДМР СРКН : официальный сайт Владимира Сорокина (Электронный ресурс). URL: http://www.srkn.ru/criticism/alexandrov.shtml (Дата обращения: 13.05.2018).
2. Бавильский Д. Сорокин forever! // ВЛДМР СРКН : официальный сайт Владимира Сорокина (Электронный ресурс). URL: http://www.srkn.ru/criticism/bavilsky2.shtml (Дата обращения: 13.05.2018).
3. Беневоленская Н. П. Мистический концептуализм Владимира Сорокина // Концептуальная проза Владимира Сорокина : научно-методическое пособие / Отв. ред. О. В. Богданова. СПб. : Факультет филологии и искусства Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. С. 84–118.
4. Беневоленская Н. П. Русский литературный постмодернизм: психоидеологические основы, генезис, эстетика : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01. СПб., 2010. 443 с.
5. Богданова О. В. «Новый» Сорокин или «Новый концептуальный проект» Сорокина? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2005. №3. С. 3–12.
6. Богданова О. В. Концептуалист, писатель и художник Владимир Сорокин : учебно-методическое пособие. СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. 64, [2] с.
7. Бондаренко М. Роман-аттракцион и катафатическая деконструкция // Новое литературное обозрение. 2002. №56. С. 241–248.
8. Васильева Е. Н. Церковь и секта: развитие научных представлений. Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 183 с.
9. Видоменко Н. В. Символика цвета в «Трилогии» Владимира Сорокина // Концептуальная проза Владимира Сорокина : научно-методическое пособие / Отв. ред. О. В. Богданова. СПб. : Факультет филологии и искусства Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. С. 36–45.
10. Вознесенский А., Лесин Е. Человек – мясная машина // ВЛДМР СРКН : официальный сайт Владимира Сорокина (Электронный ресурс). URL: http://www.srkn.ru/criticism/lesin.shtml (Дата обращения: 13.05.2018).
11. Воробьев К. Грязный классик Сорокин // ВЛДМР СРКН : официальный сайт Владимира Сорокина (Электронный ресурс). URL: http://www.srkn.ru/criticism/vorobiev.shtml (Дата обращения: 13.05.2018).
12. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М. : Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1993. 303, [1] с.
13. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М. : Новое литературное обозрение, 1996. 351 с.
14. Горохов А., Шевцов В. Дальнейшее расчленение Сорокина // ВЛДМР СРКН : официальный сайт Владимира Сорокина (Электронный ресурс). URL: http://www.srkn.ru/criticism/gorokhov.shtml (Дата обращения: 13.05.2018).
15. Дубаков Л. В. Русская постмодернистская литература и оккультизм : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. Ярославль, 2010. 214 с.
...