Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


И.С.Бах в интерпретации Ванды Ландовской

Работа №135985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ванда Ландовска: портрет художника в юности……………………...7
Глава 2. Клавесинный Бах: технические и эстетические аспекты концепции Ландовской
2.1.Выбор инструмента…
2.2.Регистровка и динамика…
2.3.Темп…
2.4.Орнаментация
2.5.Ритм
2.6 Туше
2.7.Выводы
Глава 3. Рецепция творчества Ванда Ландовской как исторический феномен: от «аутентизма» до «исторически информированного исполнительства» ( и за его пределами)
Заключение
Список литературы


Ванде Ландовской принадлежит заслуга возвращения клавесина в концертный обиход на заре XX века. Центральное место в ее обширном клавесинном репертуаре занимали сочинения Баха. С ее именем связана заслуга первого исполнения на клавесине баховских Гольдберг-вариаций и их первой клавесинной записи. В середине двадцатого века исполнительство Ландовской стало предметом острой полемики, в вину клавиристке ставились и излишнее романтическая трактовка Баха, и использование неаутентичного инструмента с дополнительными функциями, и чрезмерная самоуверенность в принятии интерпретационных решений. Однако в последнее время интерес к наследию Ландовской явно оживился. Компания Paradizo в 2011 выпустила диски с уникальными архивными записями баховских клавирных сочинений, сделанными в Сен-Лё в 1935-1936, в том же году вышел комплект из восьми дисков с произведениями Баха, Рамо, Куперена и других старых композиторов, записанными Ландовской в период с 1928 по 1940 годы, в 2012 году поступил в продажу диск под названием «Артистизм Ландовской» с Моцартом и Бетховеном, а в 2013 Фабула Классика выпустила диск «Ландовска играет Баха».
Обладает ли исполнительское наследие Ландовской в целом и ее интерпретация Баха в частности актуальностью? И если да, то почему? Что дают нам эти старые пластинки? Желание разобраться в этих вопросах явилось первоначальным импульсом к настоящей работе.
Литература, посвященная Ландовской, разнообразна по тематике.
Ее русскоязычный раздел связан прежде всего с фундаментальными исследованиями В.А.Шекалова – часть из них посвящена Ванде Ландовской, часть – истории клавесинного исполнительства в 20 веке как в России, так и за ее пределами . По библиографии , составленной Ингеборг Харер, профессором университета в Граце, автором статей о Ландовской для немецкоязычной энциклопедии Die Musik in Geschichte und Gegenwart и мультимедиального проекта Гамбургской высшей школы музыки и театра Musik und Gender im Internet (MUGI) , можно судить об истории и актуальном состоянии исследований, посвященных польской клавесинистке. Помимо работ обзорно-биографического характера (мы выделили бы в этом плане статью Ховарда Шотта и исследований, посвященных знаменитому плейелевскому клавесину Ванды) отметим в числе прочих содержательную статью Михаэля Летчема . Особо полезна нам была пионерская работа Аннегрет Фаузер, рассмотревшей становление Ландовской как клавесинистки и интерпретатора Баха сквозь призму гендерной проблематики .
Обзор источников показал, что наименее изученным на сегодняшний день остается вопрос о связи Ландовской, пионера возрождения старой музыки, с последующими стадиями этого процесса, известными под разными названиями, такими как «аутентизм» и «исторически информированное исполнительство» . Единственной статьей, посвященной этой обширной теме, является исследование Дэвида Кьяра , информативное, но не исчерпывающее. Между тем, для понимания актуальности Ландовской этот вопрос имеет первостепенное значение. Представляется, что наилучшим образом мы можем рассмотреть его через музыку Баха. Бах был «главным композитором» Ландовской и в ее собственном сознании, и в сознании ее аудитории . Через Баха она утверждала себя в борьбе со своими предшественниками, но в борьбе с «ее Бахом» обретали в 1950-е свой голос ее ниспровергатели. «Бах Ландовской» – это средостение культурно-исторических и социальных процессов, растянувшихся на столетие – от восхождения Ландовской на заре прошлого века на исполнительский Олимп до ее ниспровержения в его середине и нынешнего возвращения.
Предметом исследования в настоящей работе, таким образом, является интерпретация клавирных сочинений Баха Вандой Ландовской, рассматриваемая, с одной стороны, как устойчивая совокупность характеристик, а с другой – как историко-культурный феномен, параметры которого заданы идеологией и философией аутентизма. Комплексный, одноременно историко-стилевой, эстетический и культурологический подход к феномену «Бах Ландовской», определяет научную новизну исследования.
Цель исследования мы видим в описании особенностей интерпретационного стиля Ландовской, понимаемого как единство техники и эстетики, и уникального места этого стиля в сравнении с другими, исторически более ранними и более поздними подходами. Исходя из поставленной цели, нам были выделены выделили следующие задачи: 1) описать исторический контекст формирования исполнительского подхода Ландовской к Баху 2) детально проанализировать этот подход 3) проанализировать критические свидетельства разного времени и предложить их интерпретацию 4) описать этапы музыковедческой рефлексии в связи с исторически информированным исполнительством и проанализировать их влияние на оценку наследия Ландовской
Данная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы. Во введении рассматриваются актуальность проблемы и научная новизна исследования, цели и задачи работы, предмет исследования, дается обзор литературы. Первая глава посвящена описанию разнообразных контекстов – биографического, исполнительского, музыкально-исторического, культурного, гендерного – которые определили основные параметры конструкта под названием «Бах Ландовской». Вторая глава построена на анализе музыковедческих текстов Ландовской как основного источника для понимания ее исполнительского стиля. В третей главе анализируются критические отзывы на исполнительство Ландовской и предпринимается попытка проследить за влиянием на восприятие ее творчества в условиях послевоенного движения аутентизма, рассматриваемого сквозь призму поворотных пунктов его истории. В Заключении суммируются итоги работы. Работа содержит список литературы, включающий 55 наименований, из них 38 на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В задачи нашего исследования входило описать исполнительскую философию Ландовской отношении произведений И.С Баха, определить отношение современников и более поздних музыкантов и исследователей к ее интерпретационному стилю, проследить за логикой этих перемен во времени и понять, насколько концепция Ландовской вписывалась в движение исторического исполнительства.
Мы проанализировали исследовательский корпус текстов самой Ландовской, многочисленные отзывы рецензентов, статьи музыковедов, анализирующие ее исполнение.
Анализ этих источников показывает, что отношение к Ландовской было неоднозначным и менялось с течением времени. Вначале Ландовску признавали единственной клавиристкой, верно воплощающей намерения Баха, затем исключали из «верных», обвиняя в произволе и субъективизме. Мы убедились в том, что эти повороты во мнении связаны с теоретической рефлексией по важнейшим вопросам понимания истории музыки как процесса познания и интерпретации. В 1987 году в Оберлинской Консерватории ( Оберлин, Огайо) состоялась конференция «Музыкальная интерпретация: влияние исторического исполнительства». Результатом этой конференции, на которой в частности выступили такие музыковеды как Ричард Тарускин, Уилл Кратчфильд, Говард Майер Браун, Гари Томлинсон, Филипп Бретт, Роберт Морган, стало издание материалов под редакцией Николаса Кеньона с краткой резюмирующей статьей, написанной Альбертом Коэном. В результате дебатов участники симпозиума согласились в том, что «аутентизм является странным термином, «композиторское намерение» не должно рассматриваться исполнителем в качестве определяющего принципа, усиливается убежденность музыковедов в центральном месте исполнителя в осмыслении музыкального опыта, сохраняется уверенность в том, что продукт исторического исполнительства отражает не столько ранние века, сколько наш собственный».
Это резюме музыковедов свидетельствует о том, что в последние десятилетия были окончательно пересмотрены взгляды на аутентизм и на движение исторического исполнительства. Педантизм, исторический буквализм и погоня за точностью уже не признаются главными и единственно верными стремлениями в историческом исполнительстве. Музыканты и исследователи все больше начинают ценить личность исполнителя, поскольку именно личность, с ее уникальным опытом переживания прошлого, находит свое выражение в его игре. Как бы ни старался музыкант, он не может стать частью ушедшего века или воскресить умершего композитора. Воображение, опирающееся на знания, только и может способствовать «историчности исполнительства», но никак не утрированный буквализм и не чрезмерное увлечение точным копированием инструментов, принципов и техник ушедшего века, которые все равно остаются непознаваемыми, так что остается их только пытаться вообразить, исходя из современного опыта истории и исполнительской интуиции., основанное на собственном опыте и ощущениях исполнителей.
В этом свете интерпретации Ландовской обретают новую свежесть. Вся критика, обрушенная на нее аутентистами шестидесятых, все упреки в излишней оригинальности, своевольных трактовках, выборе темпов и регистровок, якобы романтичной игре и использовании слишком модернизированного инструмента, теряют свою актуальность перед лицом выводов, к которым приходит современная исследовательская мысль. Историческое исполнительство пережило в двадцатом веке эйфорию буквализма, а затем в нем разочаровалось. Это заставляет по-новому взглянуть на Ландовску, которая уже в начале прошлого века исповедовала те принципы, которые полностью утвердились в сознании музыкантов лишь сейчас, в начале 21века: подобное предвидение исполнительницы заслуживает особого внимания. Ее теоретические работы, собственные рассуждения, ходы ее мысли и ключевые принципы могут и сегодня вызывать интерес. Но еще более вдохновляющим примером является ее острое переживание актуальности своей исполнительской и музыкантской миссии, внятность поставленных перед собою задач и безграничная художественная отвага в их воплощении.
«Живя в теснейшем контакте с произведениями композитора, я стараюсь проникнуться его духом, все с большей легкостью следовать за ним в мире его мыслей, знать из «наизусть»(…). Цель заключается в том, чтобы добиться такой степени слияния с композитором, когда для понимания его малейших намерений, тончайших нюансов его мысли не надо делать никаких усилий». Эти слова Ландовска могут стать девизом современных интерпретаторов старинной музыки, а книги этой служительницы Баха - их Библией. Ландовска, ввиду ее совершенно особо места в истории движения исторического исполнительства, станет, вероятно, предметом еще не одного исследования, а интерес к ее статьям и аудио-записям будет только расти.



1. Архангельский Н.А. Легкость в мыслях // Саратовский вестник. 1910. №104. С. 3
2. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений Баха / Пер. Майкапар А. М.: Музыка, 1989. 388 с.
3. Брейтхаупт Р. М. Естественная фортепианная техника. Учение о движении / Пер. и ред. Мейчик М. М., 1927. 106с.
4. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. 383с.
5. Коган Г. М. Работа пианиста. М., 1979.182с.
6. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / Перев. и ред. Д. М. Серова. М., 1973.152с.
7. Ландовска В. О музыке / Пер. с англ., послесловие, коммент. А.Е. Майкапара. М.: Радуга, 1991. 438 с.
8. Ландовска В. Старинная музыка / Перевод З.Савеловой под ред. Ю. Энгеля. М.: Муз. Изд. П. Юргенсона, 1913. 134с.
9. Прокофьев Г. П. Опера и концерты в Москве // Русская музыкальная газета. 1913. № 8-9. Столб. 228
10. Прокофьев Г.П. Московские концерты // Русская музыкальная газета.1907. № 46. Столб. 1056
11. Ройзман Л. Заметки о некоторых клавирных произведениях И. С. Баха, особенно о токкатах. // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1976. С.119-156
12. Швейцер А. Иоганн Себастиан Бах. М.: Музыка, 1965. 726 с.
13. Шекалов В. А. Ванда Ландовская и возрождение клавесина. СПб.: Канон, 1999. 335 с.
14. Шекалов В.А. Ванда Ландовская интерпретатор, педагог, исследователь, дис. канд. иск. Л., 1981.
15. Шекалов В.А. Возрождение клавесина как культурно-исторический процесс, дис. д-ра иск. СПб., 2009.
16. Шекалов В.А. Возрождение клавесина: Европа и Америка. СПб.: Знание, 2008. 255с.
17. Шекалов В.А. Черты исполнительского стиля Ванды Ландовской // Музыка. 1981. № 9, №3289. С.49.
18. Babitz, S. The Landowska Approach // The New York Review of Books. 1965. URL: http://www.nybooks.com/articles/1965/03/11/the-landowska-approach/ (дата обращения: 20.03.2016)
19. Blume F. and Weiss P. Bach in the Romantic Era // The Musical Quaterly.1964. Vol. 50, №3. Р. 290 – 306
20. Brown H.M. The Future of Early Music in Britain. Oxford: Oxford University Press, 1978.
21. Butt J. Playing with History. Cambridge Press, 2004.
22. Cooper J.M. Bach Revival Bach Awakening // Historical Dictionary of Romantic Music. Scarecrow Press, 2013.
23. Dolmetsch A. The interpretation of the music of the 17th and 18th centuries. London: Novello & Co., 1915.
24. Donington R. A Performers Guide to Baroque Music. London: Farber&Farber, 1975.
25. Evett R. The Romantic Bach // The New Republic.1952. Vol.152.
26. Fabian D. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music.2001.Vol. 32, No. 2. P.153-167 URL:http://links.jstor.org/sici?sici=0351-5796%28200112%2932%3A2%3C153%3ATMOAAT%3E2.0.CO%3B2-0 (дата обращения: 11.04.2016)
27. Fauser A. Creating Madame Landowska // Women and Music: A Journal of Gender and Culture. 2006. Vol.10. P.1-23
28. Gavoty B. Wanda Landowska. Geneve: Editions Rene Kister, coll. Les grands interpretes, 1956.
29. Gramophone Notes [s.n.]// The Musical Times. 1928. Vol. 69, No. 1021. P. 236. URL: http://www.jstor.org/stable/916097 (дата обращения: 16.03.2016)
30. Harer I. Wanda Landowska // Musik und Gender im Internet. URL: http://mugi.hfmt-hamburg.de/Artikel/Wanda_Landowska#Quellen (дата обращения: 30.01.2016)
31. Harnoncourt N. Liner notes for J. S. Bach B Minor Mass. Telefunken 6.35620 FD. 1968.
32. Haynes B. The End of Early Music. Oxford University Press, 2007. P. 38
33. Kerman J. The Early Music Debate: Ancients, Moderns, Postmoderns // The Journal of Musicology.1992. Vol. 10, No. 1.
34. Kerman, J. Bach in 1950 // The Hudson Review. 1951. Vol. 3, No. 4. P. 592 URL: http://www.jstor.org/stable/3847596 (дата обращения: 18.03.2016)
35. Kipnis I. (Ed.). The Harpsichord and Clavichord: an Encyclopedia. Routledge, 2013.
Kjar D. The plague, a metal monster, and the wonder of Wanda: in pursuit of the performance style. URL: http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1517-75992011000200010 (дата обращения: 20.02.2016)
36. Knighton T. Editorial // Early Music. 2006. Vol.34, №4.
37. Landowska W. The Interpretation of Bachs Work, originally published in The Etude Music Magazine, 09.1906. P.562-3; Edward Burlingame Hill в: Polish music Journal. 2003.Vol. 6 No. 1. URL: http://www.usc.edu/dept/polish_music/PMJ/issue/6.1.03/landowskabach.html (дата обращения: 14.04.2016)
38. Latcham M. Don Quixote and Wanda Landowska: Bells and Pleyels. 2006. Vol. 34, No. 1. URL: http://www.jstor.org/stable/3519484 (дата обращения: 20.04.2016)
39. Leal, C. A. Re-Thinking Paris at the Fin-de-Siècle: a New Vision of Parisian Musical Culture from the Perspective of Gabriel Astruc (1854 – 1838). (2014). Theses. Dissertations – Music. Paper 30. URL: http://uknowledge.uky.edu/music_etds./30 (дата обращения: 15.03.2016)
40. London Concerts // The Musical Times. 1905. Vol. 46, № 747. P. 329 URL: http://www.jstor.org/stable/904435 (дата обращения: 10.04.2016)
41. McNaught W. Gramophone Notes // The Musical Times. 1934. Vol. 75, No. 1098. URL: http://www.jstor.org/stable/917717 (дата обращения: 17.03.2016)
42. McNaught W. Gramophone Notes // The Musical Times. 1935. Vol. 76, No. 1112. URL: http://www.jstor.org/stable/920634 (дата обращения: 15.03.2016)
43. McNaught W. Gramophone Notes // The Musical Times. 1936. Vol. 77, No. 1115. URL: http://www.jstor.org/stable/919110 (дата обращения: 17.03.2016)
44. Meyer S. Technology and Aesthetics: Historically Informed Performance Practice and the Compact Disc // Performance Practice: Issues and Approaches. MI: Steglein Publishing, 2009.
45. Neumann, F. Ornamentation in Baroque and Post-Baroque Music, with special Emphasis on J.S. Bach Princeton: Princeton University Press, 1978. 630p.
46. Сole H. Composers, performers and interpreters // The Musical Times. 1958. Vol. 99, No. 1385.P. 367 URL: http://www.jstor.org/stable/936488 (дата обращения: 17.03.2016)
47. Parrish C.The early literature of the Clavichord // Bulletin of the American Musicological Society.1939. № 3.P. 15 URL: http://www.jstor.org/stable/829412 (дата обращения: 15.03.2016)
48. Schott H. Wanda Landowska A Centenary Appraisal // Early music.1979. Vol. 7, № 4. P.469 URL: http://www.jstor.org/stable/3126482 (дата обращения: 20.04.2016)
49. Stevens D. The Musician’s Bookshelf // The Musical Times.1953,Vol. 94, № 1325. P. 311 URL: http://www.jstor.org/stable/933635 (дата обращения: 17.03.2016)
50. Taruskin R. The Authenticity Movement Can Become a Positivistic Purgatory, Literalistic and Dehumanizing // Early Music.1984. Vol.12, No. 1. P. 3 -12
51. Taruskin R.Text and Act. Essays on Music and Performance. Oxford University Press, 1995.
52. Towe T.N. The Present Day Misconceptions About Bach Performance Practice in the 19th Century - The Evidence of the Recordings. URL: http://www.bach-cantatas.com/teritowe/jsbpdm00.htm (дата обращения: 10.04.2016)
53. Weaver P. Record Reviews // Music Educators Journal. 1934. Vol. 21, No. 3. URL: http://www.jstor.org/stable/4623669 (дата обращения: 17.03.2016)
54. Weaver P.J. Phonograph Record Reviews // Music Educators Journal. 1937. Vol. 23, № 5. http://www.jstor.org/stable/3384572 (дата обращения: 15.03.2016)
55. White M. Period Music Grow Up. Period // New York Times, August 6, 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ