Введение
Глава 1. Экономические предпосылки для развития цифровых финансовых активов
1.1. Общая характеристика цифровых финансовых активов……………...…...7
1.2. Основные виды цифровых финансовых активов…………………...…….10
Глава 2. Основные этапы правового регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации и за рубежом
2.1. Общие вопросы
2.2. Подходы мировой практики к регулированию цифровых финансовых активов на примере конкретных государств
2.3. История вопроса правового регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации
Глава 3. Правовой статус и регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты в Российской Федерации на примере Закона о цифровых финансовых активах
3.1. Цифровые финансовые активы
3.2. Цифровая валюта
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Постоянное изменение мировой экономики приводит к тому, что трансформируются известные нам общественные институты, технологические уклады и отрасли, и, что закономерно — механизмы правового регулирования общественных отношений. Существенно ускоряют процесс таких изменений новые вызовы и факторы: с развитием технологического сектора одним из таких факторов стала глобальная цифровизация. По мере её распространения возникли и продолжают формироваться новые рынки, формы коммуникаций, иные подходы к организации и управлению производством товаров и оказанию услуг. Одной из особенностей новейших рынков, возникших благодаря цифровизации, является потребление товаров и услуг в цифровом пространстве.
Доверие экономических субъектов к государственной политике всегда подрывали периодически возникающие финансовые экономические кризисы, инфляция, войны, конкуренция государств в валютной сфере. Недоверие особенно усиливалось из-за нарастающего контроля публичной власти в сфере денежных отношений. Однако в результате возникновения цифровых финансовых активов появилась возможность повышения прозрачности в области экономики. Осенью 2008 года появилась технология распределенного реестра (Blockchain), а несколько позднее и существующая в рамках этой технологии первая централизованная и независимая от регуляторов финансовых рынков электронная валюта — Bitcoin. Возникнув сравнительно недавно, новые технологии в сфере финансов быстро завоевали популярность, чему способствовало удобство и безопасность оплаты товаров в Интернете, а равно — низкая комиссия за совершение подобных сделок (по сравнению с обычными валютными операциями).
Данные наглядно демонстрируют стремительный рост уровня популярности криптовалют. Так, в декабре 2017 года цена биткоина на биржах превысила 20 тысяч долларов, а капитализация криптовалютного рынка составила уже свыше 100 миллиардов долларов. По данным сайта ru.tradingview.com , по состоянию на 15 января 2021 года рыночная капитализация Bitcoin, Ethereum, Ripple и иных криптовалют составила уже свыше 960 миллиардов долларов США, а суточный оборот — порядка 300 миллиардов долларов США.
Возникновение информационного ажиотажа и практического спроса на блокчейн-технологию, дальнейшее ее совершенствование в целом привели к потребности в скорейшем правовом регулировании использования технологий и в национальной платежной системе, в т.ч. из соображений повышения экономической/инвестиционной привлекательности Российской Федерации на мировом рынке, для чего необходимо нивелировать правовые ограничения, препятствующие развитию цифровых активов, определить основные дефиниции связанных с ними правоотношений, повысить эффективность управления данными экономическими процессами.
Состояние научной разработанности темы. Очевидно, что, поскольку юридическое сообщество совсем недавно столкнулось с цифровыми финансовыми активами как объектом гражданских прав, сложно говорить о качественной разработанности данной темы. Тем не менее, ряд публикаций и работ высокого качества мы можем наблюдать уже сегодня: это работа Е.Г. Беликова, А.В. Беликовой «Цифровые активы как объект гражданских прав» , диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Е.Ю. Баракиной «Финансово-правовое регулирование внедрения систем распределенного реестра в национальную платежную систему» , статья А.И. Овчинникова, В. И. Фатхи «Цифровые права как объекты гражданских прав» , данный вопрос активно обсуждается практикующими юристами и экспертами банковского сектора . По вопросу систем распределенного реестра также высказывались А.Н. Дубянский, И.И. Кучеров, Г.Ф. Ручкина, А.В. Якубов, среди зарубежных коллег — Дейв Берч, Хоссейн Какаванда и проч.
Если говорить в целом об исследовании национальной платежной системы России в традиционных аспектах, можно отметить работы И.В. Винниковой, Н.А. Савинской, Е.Г. Хоменко.
Эмпирическая база. Исследование темы основано на законодательстве Российской Федерации и ряда иностранных государств, разъяснениях финансовых регуляторов, судебной практике.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования цифровых финансовых активов.
Предмет исследования представляет собой нормы законодательства Российской Федерации и некоторых иностранных государств в данной сфере, а также немногочисленная судебная практика.
Целью данной работы является системное исследование цифровых финансовых активов как объекта гражданских прав с учетом их специфики, а также выявление практических проблем и предложение путей их решения.
Настоящая цель предопределяет следующие задачи:
• рассмотреть понятие и принципы работы блокчейн-технологии;
• исследовать понятие, правовую природу, виды цифровых финансовых активов в российском и зарубежном законодательстве, произвести некоторый сравнительный анализ;
• определить основные направления совершенствования законодательства, регулирующего цифровые финансовые активы как объекты гражданских прав;
• провести анализ Закона о цифровых финансовых активах.
Методология исследования. В работе использованы как общенаучные методы познания (системный, структурно-функциональный, теоретико-прогностический), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический).
Теоретическая значимость работы состоит в углублении представлений о цифровых финансовых активах как важного элемента новой общественной реальности, выявлении их юридической природы и роли в правовом регулировании. Разработка данного направления научной мысли представляется критически важной для либерализации и модернизации экономических отношений.
Практическая значимость. Предложения данной работы могут быть учтены при модернизации действующего законодательства в части цифровых финансовых активов: криптовалюты.
Приведенный в настоящей работе обзор показывает, что каждое государство имеет свои особенности квалификации и использования цифровых активов. В результате можно прийти к выводу, что мнения регуляторов по поводу того, какое место они занимают в системе объектов гражданских прав, разнятся в зависимости от юрисдикции. Например, в одних странах криптовалюта рассматривается в качестве валюты или товара, в других — как средство платежа или обмена.
Таким образом, анализ последних тенденций развития законодательства в данной сфере общественных отношений показывает, что государства все больше стремятся урегулировать цифровую сферу. Тем не менее, на примере Российской Федерации необходимо констатировать, что стремление запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, создав видимость правового регулирования без детальной проработки в сфере, изменяющей общественные связи, отношения и институты, способные кардинально изменяющей экономический пласт, было не самой продуманной и удачной идеей. Конечно, как верно подметил Дмитрий Булычков, директор по управлению портфелем проектов «Управление апробации новых технологий» ВТБ: «Основная ценность закона о ЦФА в том, что он выпущен. У нас появилось правовое поле, чтобы с этим работать» . Тем не менее нам трудно не согласиться с директором по исследованиям компании MixBytes Сергеем Прилуцким, который отметил следующее: «Мне не очень понятно, почему в законе повторяются все нормы, относящиеся к предыдущим бумажным активам. Там просто скопированы куски законодательства и попросту вставлены в закон. Ведь на самом деле закон затевался, чтобы упростить оборот цифровых активов и дать им развитие. Сейчас получается так, что, имея уже готовые инструменты в виде блокчейна для выпуска цифровых активов, можно за полчаса при существовании определенных шаблонов вместе со всеми надзорными органами выпустить собственные акции или закладные, векселя. Зачем это все было «обвешивать» сложностью?» .
Очевидно, что подобная правовая база должна регулярно развиваться, основываясь на гибком подходе в каждой сфере и технологии. В то же время, крайне необходимо уйти от фрагментарности, которую мы наблюдаем сейчас (возможно, только пока), что безусловно, невозможно без некоей просветительской/образовательной деятельности, внедрения цифровых институтов в деятельность широкого пласта общества.
В рамках «цифровой реформы» не получили развития ни проблемы экстерриториальности отношений внутри ИТС Интернет, ни вопросы правового статуса big date с точки зрения того, представляют ли они собой самостоятельный объект гражданских прав, насколько они оборотоспособны и оборотоспособны ли вообще, чем отличаются базы данных (учитывая, что они признаны объектами авторских и смежных прав) и big date.
Несмотря на то, что в правовом регулировании цифровой сферы сегодня останется большое количество вопросов, требующих взвешенных и грамотных ответов, мы призываем наиболее внимательно отнестись к регулированию криптовалют, поскольку в условиях цифровизации экономики очевидны преимущества, причем для государства в первую очередь — это и налогообложение (источник дохода), и снижение масштабов теневой экономики, и модернизация, и оптимизация систем расчетов.
Сейчас, к сожалению, мы видим скорее попытки поиска дополнительного источника для пополнения бюджетов, попытки контроля со стороны государства за экономическими отношениями, ушедшими в виртуальную реальность, а не действительно создание конъюнктуры цифрового рынка.
Определив правовую природу криптовалют и отнеся их к тому или иному объекту правового регулирования, государство тем самым упорядочит и систематизирует правила, которые будут применяться в отношении майнинга и ICO. Заинтересован ли рынок в таком регулировании — вопрос философский, но государство как суверен не может позволить себе признать (отсутствие регулирования будет в данном случае молчаливым признанием) существование криптовалюты как альтернативы национальной платежной единице.
По итогам настоящего исследования хотелось бы сделать следующие выводы:
1) правовые подходы к регулированию цифровых финансовых активов по всему миру кардинально отличаются, как и сама по себе степень проработанности такого регулирования;
2) Российская Федерация сегодня находится только в самом начале долгого пути под названием «создание правового пространства для эффективного функционирования цифровых финансовых активов»;
3) если законодатель в России действительно заинтересован в развитии данного направления законодательной мысли, ему необходимо:
a не ограничиваться принятым поверхностным регулированием;
b обратить внимание на международную практику;
c использовать результаты научных изысканий как российских, так и зарубежных авторов, запросить официальные мнения правоведов и практикующих юристов относительно картины системного регулирования цифровых финансовых активов;
d продолжить претворять в жизнь системные, продуманные изменения во всех сферах: затрагивающих цифровые отношения.
Смеем надеяться: что результаты изысканий автора настоящей работы в том числе могут пролить свет на недостатки действующего правового регулирования цифровых финансовых активов.
1) Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Росс. Федерации. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301. – СПС «КонсультантПлюс»;
2) Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Росс. Федерации. – 29.01.1996. – № 5. – Ст. 410. – СПС «КонсультантПлюс»;
3) Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Росс. Федерации. – 18.11.2002. – № 46. – Ст. 4532. – СПС «КонсультантПлюс»;
4) О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 18.03.2019. – СПС «КонсультантПлюс».
5) О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства Росс. Федерации. – 28.10.2002. – № 43. – Ст. 4190. – СПС «КонсультантПлюс»;
6) О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 августа 2019 г. № 259 ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 02.08.2019. – СПС «КонсультантПлюс»;
7) О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ // Росс. газета. – 09.08.2001. – № 151-152. – СПС «КонсультантПлюс»;
8) О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства Росс. Федерации. – 22.04.1996. – № 17. – Ст. 1918. – СПС «КонсультантПлюс»;
9) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Парламентская газета. – № 131-132. – 13.07.2002. – СПС «КонсультантПлюс»;
10) О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 31.07.2020. – СПС «КонсультантПлюс»;
11) Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ // Росс. газета. – 29.12.1995. – № 248. – СПС «КонсультантПлюс»;
12) Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Росс. газета. – 29.07.2006. – № 165. – СПС «КонсультантПлюс»;
13) Об исполнительном производстве [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ // Росс. газета. – 06.10.2007. – № 223. – СПС «КонсультантПлюс»;
1.1.2. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций
14) О ведении Банком России реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, о порядке и сроках представления операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторами обмена цифровых финансовых активов в Банк России сведений о лицах, распоряжающихся акциями (долями) указанных операторов, а также о порядке представления и согласования Банком России изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, изменений в правила обмена цифровых финансовых активов [Электронный ресурс]: положение Банка России от 16 дек. 2020 г. № 746-П. – СПС «КонсультантПлюс»;
15) О порядке направления Банком России предписаний в связи с несоответствием квалификационным требованиям (требованиям к квалификации) и (или) требованиям к деловой репутации, нарушением порядка приобретения акций (долей), установления контроля в отношении акционеров (участников) финансовых организаций, выявлением неудовлетворительного финансового положения, о перечне лиц, которым направляются копии предписаний, порядке доведения до сведения акционеров (участников) финансовых организаций информации о получении копий предписания и акта об отмене предписания, порядке определения в связи с направлением предписаний количества предоставляющих право голоса акций (долей) кредитных организаций, порядке направления уведомления об исполнении предписания, акта об отмене предписания, а также о порядке размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о направленном предписании (об отмене предписания) [Электронный ресурс]: положение Банка России от 9 дек. 2020 г. № 745-П. – СПС «КонсультантПлюс»;
16) О признаках цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, о признаках цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленной Банком России суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в качестве встречного предоставления, об указанных сумме денежных средств и совокупной стоимости цифровых финансовых активов [Электронный ресурс]: указание Банка России от 25 ноября 2020 г. № 5635-У. – СПС «КонсультантПлюс»;
17) О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. № 234 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2019. – № 1, ст. 1119. – СПС «КонсультантПлюс»;
18) Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 32. – ст. 5138. – СПС «КонсультантПлюс»;
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранных государств
19) DigitalEconomy Act 2017 // Legislation.gov.uk. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2017/30/contents/enacted;
20) Kreditwesengesetz [KWG] [German Banking Act], Sept. 9, 1998, BGBL. I at 6, § 1(11), no. 1 (Ger.). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bafin.de/dok/7859046;
21) Payment Services Act – Japanese Law Translation. Act № 59 of June 24, 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail_download/?ff=09&id=2319;
22) Virtual Currency (VC), BAFIN. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bafin.de/dok/8054452;
23) Virtual financial assets act [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.justiceservices.gov.mt/DownloadDocument.aspx?app=lom&itemid=12872&l=1;
2. Материалы судебной практики
2.1. Акты судов общей юрисдикции Российской Федерации
24) Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2020 г. № 88-3905/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс»;
25) Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 31 июля 2018 г. № 33-3142/2018 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс»;
2.2. Акты арбитражных судов Российской Федерации
26) Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 окт. 2020 г. № Ф04-4074/2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Система Кад Арбитр;
27) Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февр. 2020 г. № 09АП-76537/2019 по делу № А40-164942/2019). – Режим доступа: Система Кад Арбитр;
3. Специальная литература
3.1. Книги
28) Белицкая, А.В., Белых, В.С., Беляева, О.А. и др. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография /отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. – М. – 2019;
29) Гражданское право: учебник в 2-х т. /отв. ред. Е. А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. – 2000. – Т. I;
30) Лапач, В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. – СПб., – 2002;
31) Лебедева, А.А. Цифровые технологии в финансовой сфере (на примере криптовалют). Неизбежность или осознанный выбор / А.А. Лебедева. – М., 2018. – 120 с.;
32) Нагродская, В.Б. Новые технологии (блокчейн / искусственный интеллект) на службе права: научно-методическое пособие /под ред. Л. А. Новоселовой. М. – 2019;
33) Hideki, K. Electronic money in Japan // International Monetary Law: Issues for the New Millennium / ed. by M. Giovanoli. – Oxford: Oxford University Press. – 2000;
3.2. Статьи
34) Беликов, Е.Г. Цифровые финансовые активы как объект гражданских прав [Электронный ресурс] / Е.Г. Беликов, А.В. Беликова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-finansovye-aktivy-kak-obekt-grazhdanskih-prav/viewer;
35) Бьюкенен, К. Подходы к регулированию криптоактивов: сравнительное резюме [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.loc.gov/law/help/cryptoassets/compsum.php;
36) Василевская, Л.Ю. Токен как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации цифрового права // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 5;
37) Гузнов, А. Цифровые активы в системе объектов гражданских прав / А. Гузнов, Л. Михеева, Л. Новоселова, Е. Авакян и др. // Закон. – 2018. – № 5;
38) Зорькин, В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. – 2018. – 29 мая.
39) Лаптева, А.М. Правовой режим токенов // Гражданское право. – 2019. – № 2;
40) Накамото, С. Биткоин: система цифровой пиринговой наличности [Электронный ресурс] / С. Накамото. – Режим доступа: https://bitcoin.org/files/bitcoin-paper/bitcoin_ru.pdf;
41) Новоселова, Л.А. Токенизация» объектов гражданского права // Хозяйство и право. – 2017. – № 12;
42) Овчинников, А.И. Цифровые права как объекты гражданских прав [Электронный ресурс] / А.И. Овчинников, В. И. Фатхи. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-prava-kak-obekty-grazhdanskih-prav/viewer;
43) Ситник, А.А. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования [Электронный ресурс] / А.А. Ситник // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-valyuty-problemy-pravovogo-regulirovaniya/viewer;
44) Шамраев, А.В. Цифровые финансовые активы: международные подходы к регулированию и их влияние на российское право // Банковское право. – 2021. – № 1. – С. 63–75;
45) Эрделевский А.М. О цифровых правах [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urfac.ru/?p=2342 (дата обращения: 08.05.2021).
46) Bansal Arunya, D'mell Vergil. Impact of Crypto Currency in South Korea [Электронный ресурс] // International journal of advance. – Vol. 3. – № 1. – 2018. – Режим доступа: https://www.ijarnd.com/manuscripts/v3i1/V3I1-1175.pdf;
47) Buttigieg, C.P., Efthymiopoulos, C. The Regulation of Crypto Assets in Malta: The Virtual Financial Assets Act and Beyond // Law and Financial Markets Review. 2019. – Vol. 13. – Is. 1. – P. 30—40;
48) Blockchain, cryptocurrency & the legal environment in Singapore [Электронный ресурс] // Consilium Law Corporation. 28 November 2017. URL: https://consili-umlaw.com.sg/wp-content/uploads/2017/11/Fintech-Blockchain-and-Crypto-Write-up-28-Nov-2017-1.pdf;
49) Regulating bitcoins [Электронный ресурс] // Japan Times. – 13 March 2014. –Режим доступа: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2014/03/13/editorials/regulatingbitcoins/#.W7ITGfZuLIV;
50) Regulation of Cryptocurrency Around the [Электронный ресурс]: World. The Law Library of Congress, Global Legal Research Center. – June 2018. – Режим доступа: https://www.loc.gov/law/help/cryptocurrency/cryptocurrency-world-survey.pdf;
51) Wyman, O. Blockchain in Capital Markets: The Prize and the Journey. [Электронный ресурс] / O. Wyman // February 2016. – 24 с. – Режим доступа: https://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver wyman/global/en/2016/feb/BlockChain-In-Capital-Markets.pdf;
3.3. Диссертации и авторефераты диссертаций
52) Баракина, Е.Ю. Финансово-правовое регулирование внедрения систем распределенного реестра в национальную платежную систему. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2020. [Электронный ресурс] / Е.Ю. Баракина. Режим доступа: http://www.fa.ru/org/div/uank/autorefs/dissertations/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95%D0%AE%20(27.03.2020)%20%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf;
53) Гузнов, А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. / А.Г. Гузнов. – М., 2016. – 494 с.;
4. Интернет-ресурсы
54) Дело о биткоин-сайтах [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blog.digitalrights.center/bitcoin-info-localbitcoins-com-vs-piterskie-prokuroryi/;
55) Закон о цифровых финансовых активах – теоретический шаг к регулированию криптовалюты [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://digitalrights.center/blog/zakon-o-tsifrovykh-finansovykh-aktivakh/;
56) Как в мире регулируют криптовалюту [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pcnews.ru/blogs/kak_v_mire_reguliruut_kriptovalutu-1024340.html;
57) Минфин больше не считает биткоины угрозой финансовой системе страны [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://roskomsvoboda.org/22018/;
58) Научно-правовое заключение Национальной академии правовых наук Украины [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bitbon-site.s3.eu-central-1.amazonaws.com/pdf/nauchno-pravovoe-zaklyuchenie-cifrovye-aktivy-kak-obekt-pravovogo-regulirovaniya.pdf;
59) О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: проект Федерального закона № 424632-7. – СПС «КонсультантПлюс»;
60) О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по проекту федерального закона № 424632-7. – СПС «КонсультантПлюс»;
61) О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ [Электронный ресурс]: проект Федерального закона № 419090-7. – СПС «КонсультантПлюс»;
62) О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: законопроект № 419059-7. – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7;
63) Об использовании криптовалют [Электронный ресурс]: информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 6 февраля 2014 г. – Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/news/957;
64) Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm;
65) Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют» [Электронный ресурс]: информация Банка России от 27 янв. 2014 г. // Вестник Банка России. – 2014. – № 11. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/pr/?file=27012014_1825052.htm;
66) Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/content/document/file/35816/on_fintex_2017.pdf;
67) Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/registries/infrastr/#highlight=%D0%B8%D0%BD%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%7C%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%7C%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0%7C%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85;
68) Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7;
69) Официальный сайт ФАТФ, глоссарий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fatf-gafi.org/glossary/u-z/;
70) Правовое поле для цифровых финансовых активов [Электронный ресурс]: федеральный IT форум металлургической отрасли России. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/208453/2020-08-05/2020-w32/pravovoe-pole-dlya-cifrovykh-finansovykh-aktivov;
71) Президент велел чиновникам обратить внимание на blockchain [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://roskomsvoboda.org/29062/;
72) Рипл рухнул на 30 % после судебного иска от властей США [Электронный ресурс]: интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.profinance.ru/news/2020/12/23/c0hc-ripl-rukhnul-na-30-posle-sudebnogo-iska-ot-vlastej-ssha.html;
73) Суд в Санкт-Петербурге вынес решение о блокировке сразу сорока биткоин-сайтов [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://roskomsvoboda.org/30746/;
74) 12 Month Review of Revised FATF Standards - Virtual Assets and VASPs. FATF. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/12-Month-Review-Revised-FATF-Stan-dards-Virtual-Assets-VASPS.pdf;
75) A Securities Law Framework for Blockchain Tokens. Coinbase, Coin Center, Union Square Ventures and Consensys. 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.coinbase.com/legal/securities-law-framework.pdf?clickId=TAnQt1W0pxyOW4%3AwUx0Mo3EWUki1h-wdNSc9Wk0&utm_source=affiliate&utm_medium=cpc&utm_campaign=Viglink%20Primary&utm_content=552039&utm_creative=Online%20Tracking%20Link&irgwc=1;
76) Action Plan for anti-money laundering and counter-terrorist finance [Электронный ресурс]: Home Treasury. – April 2016.– Режим доступа: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/517992/6-2118-Action_Plan_for_Anti-Money_Launderingweb_.pdf;
77) An official website of RippleNet [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ripple.com/;
78) Application of FinCEN's Regulations to Persons Administering, Exchanging, or Using Virtual Currencies. [Электронный ресурс]: FIN-2013-G001. FinCEN. – 2013. – Режим доступа: https://www.flncen.gov/sites/default/files/shared/FIN-2013-G001.pdf;
79) Blockchain, cryptocurrency & the legal environment in Singapore [Электронный ресурс] // Consilium Law Corporation. – 28 November 2017. – Режим доступа: https://consili-umlaw.com.sg/wp-content/uploads/2017/11/Fintech-Blockchain-and-Crypto-Write-up-28-Nov-2017-1.pdf;
80) Blockchain. Enigma, Paradox, Opportunity [Электронный ресурс] // сайт Deloitte. – L. – 2016. – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/uk/Documents/Innovation/deloitte-uk-blockchain-full-report.pdf;
81) Crypto-assets: work underway, regulatory approaches and potential gaps [Электронный ресурс]: Financial Stability Board. – 2019. – R 10. – Режим доступа: https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P310519.pdf;
82) Cryptoassets Taskforce: final report. [Электронный ресурс]: HM Treasury, Financial Conduct Authority, Bank of England. – 2018. – Режим доступа: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/752070/cryptoassets_taskforce_final_report_final_web.pdf;
83) Designing a prudential treatment for crypto-assets [Электронный ресурс]: Basel Committee on Banking Supervision. – 2019. – Режим доступа: https://www.bis.org/bcbs/publ/d490pdf;
84) Financial Recordkeeping and Reporting of Currency and Foreign Transactions Act of 1970 (31 U.S.C. 5311 et seq.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blog.flexcutech.com/blog/10-fast-facts-about-the-bank-secrecy-act;
85) Guidance for a Risk-based Approach to Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers. [Электронный ресурс]: FATF. – 2019. – Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/regulation-virtual-assets.html;
86) New to Bitkoin // Blockchain.info. The Most Popular Bitkoin Wallet. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// blockchain.info/en/wallet/#/;
87) Payment Services Act 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.japanese-lawtranslation.go.jp/law/detail/?id=3078&vm=02&re=02;
88) Request for Administrative Ruling on the Application of FinCEN's Regulations to a Virtual Currency Payment System. FIN-2014-R012. FinCEN. 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fincen.gov/sites/de-fault/files/administrative_ruling/FIN-R012.pdf;
89) Request for Administrative Ruling on the Application of FinCEN's Regulations to a Virtual Currency Trading Platform. FIN-2014-R011. FinCEN. 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fincen.gov/sites/default/files/administrative_ruling/FlN-2014-R011.pdf;
90) Report of Investigation Pursuant to Section 21(a) of the Securities Exchange Act of 1934: The DAO. Release № 81207 [Электронный ресурс] July 25. – 2017.– Режим доступа: https://www.sec.gov/litigation/investreport/34-81207.pdf;
91) Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on a pilot regime for market infrastructures based on distributed ledger technology. European Commission. 2020/0267 (COD). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ec.europa.eu/finance/docs/law/200924-distributed-ledger-technology-proposal_en.pdf;
92) Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on Markets in Crypto-assets, and amending Directive (EU) 2019/1937. European Commission. 2020/0265 (COD). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ec.europa.eu/finance/docs/law/200924-crypto-assets-proposal_en.pdf;
93) South Korea Creating Legal Framework for Crypto [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.bitcoin.com/regulatory-roundup-germany-to-let-banks-sell-and-store-crypto-laws-changing-in-asia/;
94) TradingView [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.tradingview.com;
95) The money laundering and terrorist financing (amendment) regulations 2019 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2019/1511/part/2/made;