Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Африканское направление внешней политики Франции в период президентства Э. Макрона (2017-2022гг.)

Работа №135964

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы81
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение. 3
Глава 1.Франция и Африка: колониализм, неоколониализм, постколониализм. 11
1.1. От колониализма к постколониализму: теоретические основы. 11
1.2. Французский колониализм в Африке: от истоков до начала XXI века. 14
1.3. Французские правоцентристы (Ж. Ширак, Н. Саркози) и Африка. 23
1.4. Французские социалисты (Ф. Олланд) и Африка. 27
1.5. Выводы по главе: предпосылки реформирования французской политики в Африке. 29
Глава 2.“Африканский дискурс” Эмманюэля Макрона: конец исторического цикла? 31
2.1. Дискурс Э. Макрона. 31
2.2. Программная речь Э. Макрона в Уагадугу. 33
2.3. Программная речь Макрона “Партнёрство Африка-Франция” 27/02/2023 года. 38
2.4. Дискурс Э. Макрона на саммите Международной организации Франкофонии в Тунисе в ноябре 2022 года. 45
2.5. Выводы по главе: дискурс не меняется - цели Макрона не достигнуты. 47
Глава 3.Практические результаты нового африканского курса Э. Макрона: предварительные итоги. 53
3.1. Дискурс и реальность. 53
3.2. Прагматизм и идеализм во французской африканской политике (стратегический курс на демократизацию Африки). 54
3.2.1. Рейтинг демократизации франкоязычных государств Африки. 55
3.2.2. Рейтинг уровня двусторонних отношений Франции с франкоязычными африканскими странами. 57
3.3. Военно-политическое сотрудничество Франции со странами Африки при Э. Макроне: потеря геополитического влияния? 61
3.4. Выводы по главе и некоторые прогнозы. 68
Заключение
Источники и литература. 77

Актуальность темы исследования. Многие исследователи, политики и журналисты называют Африку «континентом будущего». По данным демографических прогнозов, население Африки будет увеличиваться, и к 2050 году оно достигнет более 2 млрд. человек . Поэтому Африка с её огромным человеческим и ресурсным потенциалом в XXI веке является важнейшим направлением внешней политики любого государства, претендующего на значимую роль в мировой политике. Франция долгое время занимала фактически монопольное положение привилегированного политического, экономического и военного партнёра для своих бывших африканских колоний, но постепенно баланс изменился: всё большую роль на африканском континенте сейчас играют США, Россия, КНР. Причём, Россия постоянно усиливает своё сотрудничество со многими франкоязычными странами Африки (Центральноафриканская Республика, Мали, Буркина Фасо и др.). На этом фоне президент Франции Э. Макрон для сохранения французского влияния на Чёрном континенте активно пытается переформатировать отношения Франции с Африкой, вывести их на новый уровень. Макрон регулярно (обычно раз в полгода) совершает турне по африканским странам и выдвигает новые инициативы, направленные на усиление франко-африканского взаимодействия. Для многочисленных речей Макрона, обращённых к африканской аудитории, с одной стороны, характерно стремление “монетизировать” сотрудничество Франции с Африкой, сделать его более прагматичным и экономически взаимовыгодным, а с другой стороны, французский президент постоянно подчёркивает важность идеологического базиса для плодотворного сотрудничества Франции со своими бывшими колониями во всех областях. Демократия, защита прав человека, сменяемость власти, многопартийность, соблюдение политических свобод в африканских странах объявляются Макроном необходимым условием для развития отношений с Францией. Россия также активно развивает политические, военные и экономические отношения с Африкой (например, в июле 2023 года в Санкт-Петербурге пройдёт II Саммит Россия-Африка), причём иногда она занимает “вакуум”, оставленный Францией. Как отмечается в Концепции внешней политики РФ, принятой в 2023 году, “Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки” . Поэтому исследование внешней политики Франции на африканском направлении, проводимой Э. Макроном, является высоко актуальной и важной темой - и для Франции, и для России, и для будущего международных отношений в целом.
Объектом исследования является внешняя политика Франции в Африке.
Предметом исследования выступает внешняя политика Франции в франкофонной Африке во время президентства Э. Макрона.
Целью диссертационного исследования является выяснить, насколько политика администрации Э. Макрона (в том числе и “новый африканский дискурс” французского президента) повлияла на ослабление французского влияния в Африке в 2017-2022 гг.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1. Анализ африканского «наследства», доставшегося Э. Макрону от его предшественников на посту президента Франции на фоне колониальной и постколониальной истории развития франко-африканских отношений.
2. Анализ нового африканского дискурса Э. Макрона (2017-2023 гг.), определение новых подходов и методов внешней политики Франции в Африке, выработанных администрацией Э. Макрона, и успешности их реализации.
3. Рассмотрение концепции прав человека, демократии в дискурсе Э. Макрона и его применения в практике французской политики в Африке.
4. Анализ военно-политического сотрудничества Франции со странами Африки в годы первого президентства Э. Макрона и изменения позиции африканских элит в отношении Франции.
5. Рассмотрение роли России в франкофонной Африке при Э. Макроне.
6. Определение динамики влияния Франции в франкоязычных странах Африки в период президентства Э. Макрона, прогноз влияния Франции в Африке.
Была выдвинута следующая гипотеза: Франция при Э. Макроне существенно меняет свою внешнюю политику, переходя от традиционного формата французской африканской политики в духе Франсафрик к экономическому прагматизму (“взаимовыгодное сотрудничество в области экономики и безопасности”) и к усиленному навязыванию процесса демократизации африканским странам. Это, однако, приводит к обратному результату (ухудшение отношений и крушение демократических африканских режимов).
В качестве методов исследования используются исторический (рассмотрение любого процесса и явления в его временном развитии и изменении), контент-анализ и дискурс- анализ (при изучении политических текстов французского руководства), а также сравнительный анализ, который также является важным методом, использованном в данном исследовании. Автор собрал информацию по уровню развития демократии в различных франкоязычных африканских странах, и (на основе сравнения и обобщения различных международных рейтингов) составил общую таблицу “демократичности” африканских партнёров Франции. Затем была собрана и систематизирована информация по уровню развития военно-политического и экономического сотрудничества Франции с этими странами (тоже составлена общая таблица-рейтинг уровня взаимоотношений). На основе сравнительного анализа этих двух таблиц (рейтингов) автор и сделал свои выводы о корреляции идеологии и геополитики в современной внешней политике Франции на африканском континенте.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2017 года (избрание Э. Макрона на пост президента Франции) по 2022 год (завершение первого пятилетнего срока). Однако, в случае необходимости приводятся необходимые сведения по истории предшествующего периода и современные актуальные сведения.
При работе над темой исследования были использованы многочисленные источники, прежде всего на французском языке, которые можно разделить на следующие группы;
1. Нормативно-правовые акты Французской республики (например, Конституция V Республики).
2. Статистика французской внешней торговли, французских инвестиций в страны Африки, статистика военного и культурного сотрудничества из официальных французских источников.
3. Речи и выступления президента Франции Э. Макрона.
4. Материалы МИД Франции и прочих государственных органов.
5. Новостные сообщения франкоязычных, англоязычных и русскоязычных СМИ. Подробный анализ данных источников содержится в тексте исследования.
Степень научной разработанности. В ходе данного исследования была использована научная литература на французском, русском и английском языках. Данную литературу можно разделить на три большие части: 1) литература, посвящённая современной внешней политики Франции; 2) литература, посвященная истории африканской политики Франции и, собственно, 3) литература, посвящённая африканской политике Э. Макрона в течение его первого президентского срока.
Разумеется, большое количество учёных и практиков рассматривают проблемы, связанные с современной внешней политикой Франции при президенте Макроне. Существуют исследования Ю. И Рубинского, Е.О. Обичкиной, К. Зуевой, П. Тимофеева, С.М. Фёдорова, Е.А Нарочницкой, А.С. Сидорова и многие другие.
Проблематика отношений Франции и Африки изучалась в течение всего постколониального периода Африки, и многие исследователи обращались к этой проблеме. Отношения между Францией и африканскими франкоговорящими странами занимают достойное место как в иностранной, так и в русскоязычной академической литературе, и по данной теме написано огромное количество статей и монографий. Французский президент, согласно Конституции Франции, обладает очень большими полномочиями в области внешней политики, поэтому не удивительно, что существует большое число публикаций как на французском, так и на русском языках, посвящённых африканской политике того или иного президента. Среди франкоязычных работ по этой теме можно особо отметить исследования Ж.-Ф. Байяра, Ж. Клод, А. Тиам, А. Глазер и С. Смита, Ж. Лабарта, А. Лебёф и Х. Кено-Суарес и многие другие. Среди русскоязычных работ стоит отметить работы Ю.И. Рубинского, Н. А. Добронравина, А. Ю. Чихачёва, Е.А. Долматовой, О.А. Смирновой, О.В. Советниковой и т.д.
Что касается исследований политики Э. Макрона в Африке, то стоит упомянуть работы Ф. Гольма, А. Моро, Э. Домингес дос Сантос, С. Шлиммер, В. Гончарова, Ю.И. Рубинского А.Ю. Чихачёва. На английском языке можно упомянуть работу Дугласа Йейтса "ParadoxesofPredationinFrancophone Africa" , который пишет о 17 странах Африки к югу от Сахары, в которых французский язык является основным языком политики и управления. Хотя французская колониальная империя больше не существует как формальная структура, наследие ее бывшей империи продолжает влиять на французскую африканскую политику. Благодаря своему культурному империализму общий отпечаток Франции на этот огромный регион выражается во французском языке, а также в сопутствующих традициях права, управления и образования. Благодаря продуманной системе двусторонних соглашений о сотрудничестве Франция установила привилегированные отношения со своими бывшими африканскими колониями в области культуры, образования, природных ресурсов, помощи, торговли, финансов, безопасности, обороны и общей валюты. Благодаря непрерывным военным интервенциям Франция увековечила свое стратегическое вооруженное господство, и потому внешняя политика Франции в Африке прибыльна лишь для небольшого хищнического лобби влиятельных французских актеров, которые запутаны в скандальные “африканские дела”. В другом исследовании на английском языке говорится о том, что Франция начала отходить от традиционной франко-африканской модели взаимоотношений, что вызывает беспокойство во многих африканских странах. Ещё один исследователь (Ф. Мэтзис) отмечает на примере Франции в Центральной Африке, что географически удаленное от региона государство может а) обладать доминирующей долей военной, экономической и мягкой силы, б) использовать эту силу для гегемонистского поведения и в) быть признанным лидером в регионе как внутренними, так и внешними субъектами. Обладая неформальным статусом квази-члена в региональных структурах управления, Франция участвует в процессах регионального строительства изнутри, а не извне. Кроме того, среди работ на русском языке стоит отметить статью В.Р. Филиппова "Африканский капкан для Эммануэля Макрона" , которая посвящена выяснению причин наращивания Францией военного присутствия в странах Тропической Африки. История африканской политики Пятой республики рассматривается в контексте энергетического кризиса, порожденного истощением запасов урановых руд на территории Франции. В.Р. Филиппов отмечает, что специфика энергосистемы Французской Республики состоит в несоразмерно высокой доле (около 75%) электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. Это обстоятельство обусловливает зависимость бывшей метрополии от закупок урановой руды в странах субсахарской Африки, бывших в прошлом колониями Французской империи. В условиях обострения конкурентной борьбы за африканские минеральные ресурсы Франция может сохранить свои эксклюзивные права на закупку сахельского урана по демпинговым ценам, только наращивая свое военное присутствие в зоне Сахеля и Центральной Африке. В.Р. Филиппов обосновывает вывод о том, что президент Э. Макрон столкнулся с почти неразрешимой проблемой: чем выше затраты на военные операции, тем дороже африканский уран для французских АЭС, тем меньше смысла в проведении дорогостоящей военной кампании на Черном континенте. В другой публикации (Е.И. Филиппова, В.Р. Филиппов) говорится о том, что историческая память французов о французской колониальной империи и ее распаде противоречива и ситуативна. Апологетическая версия исторической памяти трактует французский колониализм как цивилизаторскую миссию Франции на Черном континенте. В основе этой версии лежат мифологемы, сформулированные Ш. де Голлем и его сподвижником Ж. Фоккаром, первым президентом Кот дИвуара Ф. Уфуэ-Буаньи и др. Такой подход к оценке исторического прошлого влияет на официальную политику памяти Пятой республики. В той или иной степени ему сохраняют верность все президенты Французской Республики от Ж. Ширака до Э. Макрона. На идеологической платформе этой «патриотической версии» национальной истории Французской Республики выстраиваются политические практики Елисейского дворца в африканских странах. Эти практики, получившие название «Франсафрик», представляют собой латентный механизм сохранения экономической и политической зависимости стран Тропической Африки от бывшей метрополии. Альтернативная версия исторической памяти трактует колониализм как преступление против человечества, а африканскую политику Елисейского дворца – как особую форму неоколониализма, призванную обеспечить политические и экономические преференции Франции в странах, бывших ранее ее колониями. Известный российский франковед В.Н. Чернега пишет в своей работе " Франция и вооруженные конфликты в Африке" о политике Франции в отношении африканских стран, прежде всего – ее бывших главных колоний в западной части континента. В частности, большое внимание уделено формированию и эволюции «особых связей» между французскими и африканскими элитами. Вместе с тем анализируется роль Франции в вооруженных конфликтах в данном регионе – военных переворотах, гражданских войнах и столкновениях, связанных с вторжениями извне. Исследуются изменения в указанной политике, вызванные ситуацией в африканских государствах, которая сложилась после окончания холодной войны, а также поддержка Франции со стороны ЕС в процессе урегулирования конфликтов.
Научная новизна. В результате исследования были выявлены особенности внешней политики Франции при президентстве Э. Макрона вплоть до весны 2023 года. Были изучены и проанализированы новейшие документы официальных государственных структур Франции (в том числе программная речь Э. Макрона, посвящённая новым очертаниям африканской политики, произнесённая в конце февраля 2023 года). Был дан прогноз развитию отношений Франции с франкоговорящими странами Африки в будущем.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что положения исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также в процессе преподавания дисциплин, связанных с международными отношениями.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам исследования в соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:
1. На основе анализа колониальной и постколониальной истории развития франко-африканских отношений стоит отметить, что новому президенту Франции Эммануэлю Макрону, пришедшему в Елисейский дворец весной 2017 года и не принадлежащему ни к одной из традиционных французских политических партий, досталось весьма проблемное африканское “наследство”. Политика Франции в бывшей неоспоримой зоне своего влияния переживала явный кризис, связанный с необходимостью реформ на данном направлении и одновременно с невозможностью провести их в условиях перманентных военных кризисов на Чёрном континенте, требующих традиционных инструментов военного вмешательства и безвозмездной экономической помощи. Попытки финансово оптимизировать и нормализовать эти отношения, исходя из идеи, что Африка Франции больше не по плечу, и необходимо выработать некий взаимовыгодный бизнес-план в отношениях с африканскими партнёрами, неизбежно приводила к потери влияния Франции в своих бывших колониях. К этому добавлялось всё большая роль в регионе, которую начали играть новые игроки - США, Китай, Россия и Турция. Местные африканские элиты начали активно искать новых экономических и политических партнёров, более богатых и надёжных чем Франция. Казалось бы, очевидный военный успех Франции в многонациональной операции в Ливии против авторитарного режима Муаммара Каддафи (2011 год), привел не к росту значения Франции в Африке, но наоборот, усилил позиции исламистских и националистических движений региона и погрузил многие страны Сахеля в полный хаос, одновременно открыв невиданный поток африканских беженцев в Европу. Всё это приводило к всё большему ослаблению позиций Франции в Африке, и потому наследство, доставшееся Э. Макрону от его предшественников, вряд ли вызывало у него большой оптимизм и требовало значительного внимания, новых решений и нового дискурса.
2. Под термином “африканский дискурс” Э. Макрона имеется в виду не “дискурс”, конструирующий и поддерживающий определённую дискурсивную формацию целого общества в его отдельный исторический период (в понимании знаменитого французского философа М. Фуко), а нечто гораздо более узкое - подбор определенных слов, сочетаний и логических связок, характерных для выражения той или иной политической идеологии. Причём, рассматривался не общеполитический дискурс современного французского президента, а только лишь его проявление во внешнеполитических текстах, посвящённых отношениям Франции с современной Африкой. Для анализа внешнеполитических текстов Макрона была применена следующая методология: взята его первая “программная” речь, посвящённая Африке (2017 год) и проведён её сравнительный анализ с речами, произнесёнными им через пять лет (после истечения первого срока его нахождения на посту президента). Оценка результатов этого сравнения тоже сравнительно проста - Макрон через пять лет после провозглашения своего “нового курса” в отношениях с Африкой повторяет всё тот же набор политических формул, который был озвучен им в 2017 году, что, вероятно, предполагает то, что позитивный результат за прошедшие пять лет не был достигнут, и поставленные цели не были реализованы. Не наблюдается изменений ни в политической философии и терминологии Макрона, ни в его подходах к “прагматическому” экономическому сотрудничеству, ни в программе поддержания влияния французской мягкой силы (язык и культура) в Африке.
3. Что касается самого содержания “нового дискурса”, то можно выделить следующие основные тезисы, посвящённые внешней политики Франции в Африке, выработанные администрацией Э. Макрона: 1) Введение в африканский дискурс новой “прогрессивной” терминологии (“необходимо дать “новое имя” отношениям Франции и Африки”; “необходимо отойти от старых стереотипов политологии”; “у Франции больше нет африканской политики” - есть взаимовыгодное сотрудничество Франции и стран Африки” и т.д.); 2) Историческая преемственность (сохранение “особых отношений”, несмотря на отказ от концепции “Франсафрик”); 3) Необходимость поддержки демократии в Африке (“демократический переход”, “наш интерес - это прежде всего демократия. Франция — страна, которая поддерживает в Африке, как и везде, демократию и свободу”, “демократия также имеет африканское происхождение”); 4) Африка и единая Европа (“интерес Франции - это коллективная игра вместе с её европейскими союзниками, позиционирование Европы как привилегированного партнёра”); 5) Прагматизм и “новый метод” в экономическом сотрудничестве (взаимовыгодное экономическое сотрудничество, поиск нового метода (активное участие африканских стран) для совместного конструирования взаимовыгодных отношений); 6) Новый этап сотрудничества в военной области и в области безопасности, “жёсткая сила” (постепенная передача ответственности в области безопасности многосторонним и местным африканским силам; 7) Франкофония, язык и культура, “мягкая сила” (проект “отвоевания” пространства французского языка в Африке). Достаточно трудно объективно оценить “успешность” той части дискурса Э. Макрона, которая касается новой терминологии и нового языка. Однако, значительной частью африканского сообщества новый дискурс Макрона воспринимается негативно (достаточно вспомнить критику его речи про панафриканизм и Франкофонию). Более того, африканские элиты в нынешних условиях вряд ли нуждаются в новом дискурсе, исходящем от Франции. Несмотря на оптимистичные слова Макрона, Франция испытывает серьёзные проблемы и в области выстраивания новых экономических отношений с Африкой.
4. Анализ концепции прав человека, демократии в дискурсе Э. Макрона и его применения в практике французской политики в Африке. Пропагандируя свой проект по демократизации Африки, который теоретически должен был стать путём к установлению вечного мира на Чёрном континенте, Франция оказалась вовлечена в значительное количество бесконечных региональных конфликтов, урегулировать которые она оказалась не в состоянии, и в итоге испортила отношения с большим количеством франкофонных государств африканского континента. Франции со своими африканскими партнёрами, многие африканские элиты недовольны навязыванием демократии. Модель урегулирования конфликта “по-французски” (на примере событий в Кот- д’Ивуаре) предполагает привлечение оппозиции к решению конфликта, проведение свободных выборов и зачастую лишение политической власти местной правящей элиты (а иногда, как в случае с Кот-д’Ивуаром даже привлечение к суду бывшего руководства).
5. Во время первого президентского срока Э. Макрона военно-политическое сотрудничество Франции со странами Африки вступило в период очевидного кризиса. Разумеется, это было связано не только с политикой самого Макрона, но и с тем африканским наследством, который оставили ему его предшественники на посту президента (любой процесс может быть понят только в его историческом развитии). Крушение режима Каддафи, который жёстко боролся с джихадистами, фактически открыло исламским радикалам путь в Сахель и в близлежащие страны, и вызвало затяжные военные конфликты местных правительств с исламистскими движениями. Таким образом, фактически вся франкофонная Западная Африка превратилась в зону перманентной нестабильности. Причём одновременно, местные африканские элиты стали всё меньше доверять “помощи” французов в восстановлении безопасности. Стало совершенно очевидно, что эта военная помощь и военное присутствие французов может при определённых условиях привести к свержению местных правительств, если они рассматриваются Францией как недостаточно демократические. В итоге сочетание французской военной “неэффективности” и недоверия к бывшей метрополии привело к выходу при Макроне из сферы французского военно-политического влияния таких стратегически важных африканских франкофонных государств как Центральноафриканская Республика (ЦАР), Мали, Буркина Фасо и к прекращению Францией военной операции “Бархан” против исламистов в Сахеле.
6. Потеря Францией своего геополитического и экономического влияния в Африке в значительной степени носит объективный характер и вызвано постепенной потерей Францией статуса великой экономической и военно-политической державы, а также активной африканской политикой других стран, которые пытаются заполнить “вакуум” и предлагают Африке гораздо более привлекательные условия сотрудничества. В области экономики Францию на африканском континенте прежде всего теснит Китай, а также США, европейские страны, Турция, Катар и т.д. В области сотрудничества в военной области и безопасности традиционное французское пространство всё активнее осваивает Россия, которая оказывает эффективную местным правительствам военную помощь, при этом не вмешиваясь во внутренние дела африканских государств и не навязывая им свои модели развития. ЦАР, Мали и Буркина Фасо разорвали свои военно-политические связи с Францией и стали военно-политическими партнёрами РФ именно во время президентства Макрона. Таким образом, Россия активно вытесняет Францию с франкофонного пространства африканского континента.
7. Таким образом, очевидна отрицательная динамика влияния Франции в франкоязычных странах Африки в период президентства Э. Макрона. Удивительная активность (17 визитов) и креативность (в речах), проявленная Э. Макроном на африканском направлении внешней политики Франции, сопровождается столь же удивительной неэффективностью и стремительной потерей Францией своего традиционного влияния в франкофонных странах африканского континента. Причём, значительного роста влияния Франции в африканских странах вне франкофонного пространства тоже не наблюдается. Все имеющиеся прогнозы, касающиеся влияния Франции в Африке, предлагают или пессимистические сценарии или, в лучшем случае, лишь замедление негативных процессов.
Можно отметить, что гипотеза данного исследования подтвердилась: Франция при Э. Макроне существенно меняет свою внешнюю политику, переходя от традиционного формата французской африканской политики в духе Франсафрик к экономическому прагматизму (“взаимовыгодное сотрудничество в области экономики и безопасности”) и к усиленному навязыванию процесса демократизации африканским странам. Это, однако, приводит к обратному результату (ухудшение отношений и крушение демократических африканских режимов). Африканские элиты (и общество) ждёт от Франции традиционной помощи (и в области экономики, и в области безопасности) и вряд ли готово к принятию европейских стандартов в области демократии.
В заключении стоит отметить, что политика администрации Э. Макрона (в том числе и “новый африканский дискурс” французского президента) в значительной степени повлияли на ослабление французского влияния в Африке, произошедшего в 2017-2022 гг. “Политическая ответственность” Э. Макрона в этом процессе в значительной степени выражается в несоответствии его идеологии (“дискурса”), построенной на основе эффективного бизнес-проекта, реалиям современной Африки. Хотя (ещё раз подчеркнём) - свою роль сыграли и груз прошлого (ошибки предшественников), и объективные факторы. Если говорить о Макроне, то двойственность и двусмысленность в политике и в дискурсе часто проявляют себя хуже любой определённости. Предпринятое Э. Макроном “исправление имён” не увенчалось успехом, скорее привело к хаосу. Если проводить параллели с конфуцианской философией, то Конфуций верил, что имя связано с тем, что оно обозначает, и для любой успешной административной деятельности должно полностью соответствовать ему - иначе вместо порядка возникнет хаос. Ложность дискурса, не соответствующего реальности (“нет никакой политики Франции в Африке”), приводит к непониманию и отторжению партнёров. Это особенно наглядно, когда требования к партнёрам часто несовместимы друг с другом: заявленный прагматизм в экономике и в безопасности не соответствует идеалистическому подходу в области демократизации и прав человека. Поэтому вряд ли возможно прогнозировать успех африканской политики Э. Макрона в течение его второго президентского срока, пока дискурс Макрона остаётся неизменным.



1. Une ambition pour la langue française et le plurilinguisme : Bilan après 5 ans d’action// www.elysee.fr/emmanuel-macron/2023/03/20/une-ambition-pour-la-langue-francaise-et-le-plurilinguisme (дата обращения 09.10.2022)
2. Constitution de la République française du 27 octobre 1946//www.legifrance.gouv.fr/loda/id/LEGITEXT000006071193
3. Constitution de la République française du 4 octobre 1958 (Version mise à jour en janvier 2015)// www.assemblee-nationale.fr/connaissance/constitution.asp (дата обращения 09.02.2023)
4. Déclaration conjointe du Président de la République, Emmanuel Macron, et de M. Faustin-Archange Touadera, Président de la République centrafricaine. 25 septembre 2017// www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/09/25/declaration-conjointe-du-president-de-la-republique-emmanuel-macron-et-de-m-faustin-archange-touadera (датаобращения:10.01.2023)
5. Discours d'Emmanuel Macron à l'université de Ouagadougou// www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/11/28/discours-demmanuel-macron-a-luniversite-de-ouagadougou (дата обращения 07.10.2022)
6. Discours d'Emmanuel Macron. Le Partenariat Afrique-France : discours du Président à la veille de son déplacement en Afrique centrale. 27 février 2023 //www.elysee.fr/emmanuel-macron/2023/02/27/discours-du-president-de-la-republique-dans-la-perspective-de-son-prochain-deplacement-en-afrique-centrale (дата обращения 07.10.2022)
7. Diplomatie économique et commerce exterieur//www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-economique-et-commerce-exterieur(дата обращения: 20.01.2023)
8. Emmanuel Macron confirme la fin de l'opération Barkhane, et annonce une nouvelle stratégie en Afrique "d'ici six mois"// www.francetvinfo.fr/politique/emmanuel-macron/direct-defense-suivez-le-discours(датаобращения 10.11.2022)
9. La Francophonie en chiffres //www.francophonie.org/qui-sommes-nous-5 (дата обращения 09.10.2022)
10. Macron au Sommet de la Francophonie : Mon « projet » est celui de la « reconquête » //afriquemedia.tv/2022/11/19/macron-au-sommet-de-la-francophonie-mon-projet-est-celui-de-la-reconquete/ (дата обращения 09.10.2022)
11. Peyrefitte, Alaine. C’etait de Gaulle// archive.org/details/cetaitdegaulle0000peyr (мемуары) (дата обращения 07.10.2022)
12. La politique africaine de la France. Rapport d’information N324 //senat.fr(дата обращения 06.01.2023)
13. Le Petit Journal, 19 novembre 1911//www.hgsempai.fr/atelier

14. Relations bilatérales//Relations bilatérales - Ministère de l’Europe et des Affaires étrangères (diplomatie.gouv.fr) (дата обращения 20.01.2023)
15. Resolution S/RES/2127 (2013)//www.un.org/securitycouncil/ru/s/res/2127
16. Global Democracy index//www.economist.com/graphic-detail/2023/02/01/the-worlds-most-and-least-democratic-countries-in-2022(дата обращения 20.02.2023)
17. Countries and Territories//freedomhouse.org/reports (дата обращения: 07.02.2023)
18. Каст Э. «Доклад о ситуации в Западной Африке, направленный в Министерство по делам заморских территорий»//Баба, Хоми. Мимикрия и человек: двойственность колониального дискурса// magazines.gorky.media/nlo/2020/1/mimikriya-i-chelovek
19. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.)///www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения 09.04.2023).

Литература:

20. Гончаров В. Франция и Африка: вчера и сегодня//Международная жизнь. Сентябрь 2019.
21. Добронравин Н.А. Западная Сахара, Сомалиленд, Азавад: проблемы суверенизации// cyberleninka.ru/article/n/zapadnaya-sahara-somalilend-azavad-problemy-suverenizatsii
22. Долматова Е.А. Французская Тропическая Африка: от колониальной зависимости к суверенитету// cyberleninka.ru/article/n/frantsuzskaya-tropicheskaya-afrika-ot-kolonialnoy-zavisimosti-k-suverenitetu
23. Долматова Е.А. Модернизация и инновация в колониальной политике Ш. де Голля// cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-i-innovatsiya-v-kolonialnoy-politike-sharlya-de-gollya
24. Зуева К., Тимофеев П. Внешняя политика президента Франции Э. Макрона: прагматизм под маской атлантизма?// Мировая экономика и международные отношения, 2018, том 62, № 12, с. 83–91
25. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1974. — Т. 41. Май — ноябрь 1920. — С. 241—247
26. Нарочницкая Е.А. “Суверенизм” против “глобализма”: выборы 2017 года через призму идейно-ценностного конфликта// Франция при президенте Макроне: в начале пути. М., ИМЭМО РАН, 2018.
27. Обичкина Е.О. Дипломатия Э. Макрона: “новый курс”?//Франция при президенте Макроне: в начале пути. М., ИМЭМО РАН, 2018.
28. Прус И. Краткая история постколониализма// perito.media/posts/kratkaya-istoriya-postkolonializma
29. Рубинский Ю.И. Франкофония в XXI веке: итоги, проблемы, надежды//Франкофония в современном мире. Сб. Статей. Выпуск 2. СПб, 2022
30. Рубинский Ю.И. Франция на новых рубежах. В 3 т. М., 2018.
31. Юрий Рубинский: ситуация в Мали стала сложнейшим вопросом для Макрона перед выборами во Франции// politexpert.mirtesen.ru/blog/43123567902/YUriy-Rubinskiy-situatsiya-v-Mali-stala-slozhneyshim-voprosom
32. Саид, Эдвард В. Культура и империализм// coollib.com/b/486947/read
33. Сидоров А.С. Оборона и безопасность: новый президент, старые вызовы// Франция при президенте Макроне: в начале пути. М., ИМЭМО РАН, 2018.
34. Смирнова О.А. Модернизация механизмов и институтов сотрудничества Франции с африканскими государствами// cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-mehanizmov-i-institutov-sotrudnichestva-frantsii-s-afrikanskimi-gosudarstvami
35. СоветниковаО.В. На пути от ”Франкофонии” к ”Франкофонии”// cyberleninka.ru/article/n/na-puti-ot-frankofonii-k-frankofonii
36. Фёдоров С.М. Внешнеполитическая стратегия Э. Макрона: возможна ли реинкарнация голлизма?// Франция при президенте Макроне: в начале пути. М., ИМЭМО РАН, 2018.
37. Филиппов В. Р., Африканский капкан для Эммануэля Макрона, Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. 2019. №2 (106), сс. 80-86.
38. Филиппов В.Р. Политика Э. Макрона на африканском направлении: оценки и прогнозы///www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/politika_e._makrona.pdf
39. Филиппов В.Р. Париж vs Пекин: противостояние на африканском континенте// cyberleninka.ru/article/n/parizh-vs-pekin-protivostoyanie-na-afrikanskom-kontinente
40. Филиппова Е. И., Филиппов В. Р., Распад французской колониальной империи в политике памяти Пятой республики, Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. 2020. №6 (116), сс. 77-80.
41. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек//geopolitikym.org/wp-content/uploads/2020/04/konec-istorii-i-posledniy-chelovek-fykyuama.pdf

42. Чернега В. Н. Франция и вооружённые конфликты в Африке // Актуальные проблемы Европы. 2018. № 4. С. 103—115.
43. Число детей Африки: к 2050 году достигнет почти 40% от общемирового //theworldonly.org/deti-afriki/
44. Чихачев А.Ю. Франция-Африка: к новой модели отношений// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-afrika-k-novoy-modeli-otnosheniy
45. Чихачёв А.Ю. Франция и Африка: очередной новый старт? 20 марта 2023 г.// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-i-afrika-ocherednoy-novyy-start
46. Bayart, Jean-François. La Politique africaine de François Mitterrand, Karthala, 1984.
47. Le Burkina Faso confirme la fin de l'accord militaire avec la France// www.france24.com/fr/afrique/20230122-retrait-des-troupes-françaises-emmanuel-macron (дата обращения 10.11.2022)
48. Gerard Claude. Chirac “l’Africaine”. Dix ans de politique africaine de la France, 1996-2006//Politique etrangere. 2007/4//cairn.info
49. Domingues dos Santos, Elisa: Schlimmer, Sina. Nouveau Sommet Afrique-France : la continuité masquée de la politique africaine d'Emmanuel Macron//L'Afrique en questions, n° 61, 27 octobre 2021.Ifri
50. Gaulme, Francois. Emmanuel Macron et l’Afrique: la vision et l’heritage//Etudes de l’Ifri. Janvier 2019.
51. Glaser, Antoine; Smith, Stephen. SarkoenAfrique, Plon, 2008
52. Labarth Gilles. Sarko l’ Africain, Hugo et compagnie, 2011
53. Lebœuf, Aline; Quénot-Suarez Hélène. La politique africaine de la France sous François Hollande : renouvellement et impensé stratégique, IFRI, 2014
54. Mattheis F., How to wield regional power from afar: a conceptual discussion illustrated by the case of France in Central Africa, International Politics, 2021.
55. Morau, Alain. La politique africaine d’Emmanuel Macron: de la Francafrique a l’Europafrique?// www.upr.fr/france/politique-africaine-demmanuel-macron-de-francafrique-a-leuropafrique-alain-morau
56. La plainte malienne contre la France reste bloquée à l’ONU//reseauinternational.net/la-plainte-malienne-contre-la-france-reste-bloquee-a-lonu
57. Pour le président du Bénin, le recours à Wagner "condamnable" si l'objectif n'est "pas purement sécuritaire". Publié le 5 mars 2023// www.tf1info.fr/international/video-patrice-talon-le-recours-a-wagner-condamnable (дата обращения 10.11.2022)
58. Thiam, Assan. La politique africaine de Nicolas Sarkozy : rupture ou continuité ?//Politique étrangère, IFRI, 2008.
59. Uchehara K., France-Afrique Model: A Declining Relationship, YönetimBilimleriDergisi , ss. 33-53, 2014.
60. Yates D. A. Paradoxes of Predation in Francophone Africa, International Journal of Political Economy, 47: 130–150, 2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ