Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трудовая занятость студенчества в современных российских условиях: особенности технических и гуманитарных направлений подготовки

Работа №135963

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы111
Год сдачи2023
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ.
1.1. Трудовая занятость студенчества в контексте роли и функций образования.
1.2. Сущность трудовой занятости студенчества и её формы в условиях современной России.
1.3. Мотивация трудовой занятости студенческой молодежи: сущность и виды.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ,.
2.1. Особенности студенческой занятости в СПБГУ.
2.2. Сравнительный анализ сфер и форм труда студентов технических и гуманитарных направлений.
2.3. Сравнительный анализ трудовых мотивов студентов гуманитарных и технических направлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Современное российское общество переживает стадию качественной социально-экономической трансформации, что с одной стороны обусловлено глобальными трендами в сфере культуры и технологиях, а с другой, может являться целенаправленной стратегией правительства по пересмотру вектора как экономического, так и мировоззренческого развития нашего общества. В области глобальных трендов, оказывающих заметное влияние на внутреннюю динамику общественных отношений и сферу труда, можно отметить нарастающие технологические разработки, которые внедряются в повседневные практики, а также, затрагивают специфические аспекты социальной и профессиональной активности. Происходит компьютеризация и информатизация производства. Ключевым ресурсом современных обществ является информация как система накопленных знаний, которую нужно уметь обрабатывать, хранить и совершать иные операции, что требует от человека новых, преимущественно интеллектуальных навыков и цифровых компетенций. Труд становится более интеллектуальным и вместе с тем постоянно усложняющимся из-за внедрения технологий в производственные алгоритмы. В виду чего рынок труда генерирует новые требования к свойствам человеческого капитала, зачастую ориентируясь на весомый набор технических компетенций, что может приводить к инфляции труда специалистов гуманитарного профиля.
Молодежь, являясь наиболее мобильной и еще не вступившей в фазу социальной зрелости, наиболее чувствительна к подобным изменениям. Обладая присущей только данной группе ценностями и специфическими мотивами молодежь вынуждена адаптироваться к новой социальной реальности, чтобы найти в ней свое место. Это требует значительных усилий по изучению современных рыночных запросов, а также, формированию релевантных экономической системе компетенций и профессиональных навыков, позволяющих достичь желаемое положение в обществе и реализовать свой потенциал. Практики адаптации к социальным условиям могут быть вариативны, включать как институционально закрепленные, так и уникальные, личностные тактики, но главным источником социальной мобильности молодежи чаще всего выступают труд и образование, обеспечивающие интеллектуально-профессиональное и культурное воспроизводство общества.
Трудовая и образовательная активность наиболее ярко представлена в среде студенческой молодежи. Являясь социально-экономически и психологически уязвимой, а также ценностно разнородной, данная группа проходит этапы социального и личностного становления, сталкиваясь с проблемами переходного состояния, к которым можно отнести: отсутствие сложившихся представлений о будущем и карьерной стратегии, разрыв прежних социальных связей, низкий или недостаточный уровень материальной поддержки, рост психологического и когнитивного напряжения, отсутствие или недостаточность профессиональных компетенций для выхода на рынок труда в желаемом статусе. Все эти проблемы могут влиять на трудовую и образовательную мотивацию, ценностные ориентации и качество человеческого капитала. Труд и образование в данном случае позволяют частично или полностью решать задачи, связанные с преодолением стадии перехода, сформировать новое социальное окружение, улучшить или закрепить профессиональные навыки, повысить материальное благополучие. Таким образом труд и образование выступают важными составляющими формирования ценностей и мотивации студенческой молодежи, а также, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
Актуальность работы обусловлена текущим состоянием российского общества, которое можно охарактеризовать как переходное. Многие социологические исследования ориентированы на изучение переходных процессов и изменений в социальных практиках и ценностях. В условиях современной России, учитывая демографические тренды, социально-политическую напряженность и экономическое положение, образованная и интеллектуальная молодежь представляет собой стратегически ценную группу, для которой необходимо создавать позитивные факторы притягивания и удержания в экономике. Изучение особенностей труда и мотивационных установок студенческой молодежи, с учетом специфики их социально-экономического, психологического состояния и гетерогенности по характеру полученного образования позволит лучше понимать настроения данной социальной группы, улучшать условия труда со стороны организаций и реализовывать программы трудовой мобильности молодых специалистов со стороны органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
Объект исследования: студенческая молодежь, совмещающая трудовые и образовательные траектории.
Предметом исследования выступают: трудовые мотивы, а также формы, частота, сферы занятости у работающих студентов в разрезе гуманитарного и технического профиля обучения.
Цель выпускной квалификационной работы, теоретическом и эмпирическом изучении явления трудовой занятости студенчества. В том числе необходимо произвести сравнительный анализ трудовых мотивов, сфер и интенсивности занятости у студентов гуманитарного и технического профиля обучения.
Задачи:
1) Провести социологический анализ теорий занятости, трудовой мотивации и трудовых ценностей, на основе работ отечественных и зарубежных ученых.
2) Изучить эмпирические исследования ученых, посвященных проблеме трудовой занятости студентов в условиях современной России. Особое внимание будет уделено иерархии трудовых мотивов и формам занятости.
3) На основе самостоятельного эмпирического социологического исследования выявить особенности занятости студентов гуманитарного и технического профиля образования, а также, произвести сравнительный анализ рассматриваемых параметров по двум вышеприведенным группам.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы.
При изучении явления трудовой занятости студенчества, трудовых ценностей и мотивации, автор настоящей работы использовал научные изыскания отечественных и зарубежных социологов. Среди классиков можно выделить следующих ученых: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. К. Мертон, Г. Беккер. Наряду с вышеперечисленными авторами были использованы труды отечественных ученых, касающихся вопросов структуры, мотивации и трудовых ценностей студентов в условиях современного российского общества. Таковыми являются: Перова И. Т., Радионова А. В., Руденко Г. Г., Чередниченко Г. А., Арсентьева В. А., Зборовский Г.Е., и другие.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы. Особенности объекта исследования, а также, логика работ по схожим проблемам определяет использовать ряд общенаучных методов: историко-генетический метод изучения феномена студенческой занятости; метод сравнительно-социологического анализа форм и мотивов занятости различных групп студентов, а также системный подход. Историко-генетический метод был использован для оценки развития феномена трудовой занятости в контексте трансформационных процессов в РФ. Выбор метода сравнительного анализа обусловлен необходимостью сопоставления изучаемых параметров: ценностей и мотивов в контексте различных изучаемых групп. Цели и задачи выпускной квалификационной работы определяют использование следующего эмпирического метода исследования: анкетирования.
Эмпирическая основа исследования: материалы самостоятельно исследования, а также, вторичные данные других исследователей по схожей тематической линии. Примером являются результаты опросов и изучения статистических данных опубликованных при непосредственном участии ученых института социологии РАН, Высшей Школы Экономики и РосСтата, в том числе использовались внутренняя статистическая отчетность университета СПБГУ.
Структура работы: Первая глава посвящена раскрытию теоретико-методологических предпосылок изучения явления трудовой занятости, мотивации и трудовых ценностей в среде студентов. Во второй главе раскрыты результаты собственного эмпирического исследования занятости работающей молодежи, обучающейся в ВУЗе, на примере СБПГУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе были изучены теоретические основания особенностей студенческой занятости, а также, затронут важный вопрос, посвященный роли образования в системе интеллектуально-профессионального воспроизводства и обеспечения социальной мобильности студентов в российском обществе. Для современного общества модель работающего студента не является исключительной. Практика совмещения образования и трудовой активности актуальна для многих развитых стран переживших и переживающих социально-экономические трансформации. Сегодняшние тип экономической системы и хозяйства основанном на информационных технологиях и рыночных механизмах, порождает ряд новых социальных явлений, одним из которых является студенческий труд помимо образовательной деятельности. Согласно данным различных исследователей студенческой занятости, в условиях нынешней России - трудовая занятость студенчества является достаточно распространенной.
При концептуализации трудовой деятельности студентов в российском научном сообществе используются разные термины, но наиболее распространенным из них считается «студенческая занятость», отмечая что данный вид трудовой активности отличен от деятельности всего остального трудоспособного населения и осуществляется во время обучения в университете. Так некоторые отечественные ученые отмечают, что в России модель работающего студента уже не является чем-то исключительным и обрела свою массовость в 90-ые года. Отечественные социологи выделяют несколько причин появления студенческой занятости, как относительно распространенной социальной практики в условиях России. Среди них можно выделить как экономические, например, падение уровня доходов семей и возросшая стоимость жизни, так и культурные – появление инструментальных ценностей труда и образования для достижения иных жизненных задач. Далее в работе были рассмотрены теории, посвященные анализу взаимосвязи образования и трудовой занятости. Некоторые из рассмотренных теорий могут быть использованы для объяснения природы занятости студентов во время обучения в ВУЗе. Первая установка на труд базируется на материально-экономическом неравенстве возможностей как студентов, так и их семей. Неоднородность социальной структуры, обусловленной экономическим неравенством, порождает набор различных стартовых возможностей студентов. Так получение дополнительного трудового дохода может стать попыткой студентов преодолеть экономическое неравенство или получения необходимого для жизни дохода, из-за разного материального положения семей обучающихся, которые могут лишаться работы (например, в период экономического спада во время пандемии Covid-19) или иметь низкий уровень дохода из-за различного уровня экономического развития регионов. Тогда трудовые доходы могут позволять удовлетворять потребности студенческой молодежи, на фоне недостаточной или отсутствующей материальной поддержки со стороны семей обучающихся. Вторая причина лежит в плоскости рациональных стратегий, направленных на максимизацию полезности и улучшению свойств человеческого капитала. Современная рыночная ситуация, при которой существует конкуренция за рабочие места, приводит к тому, что конкурентное преимущество может быть сформировано путем получения опыта работы, который работодателем при прочих равных условиях будет оценен выше и увеличит вероятность трудоустройства для студентов в будущем после получения образования. Исходя из такой ситуации и своего социально-экономического статуса студентов, связанного с тем, что данная общность только формирует новые компетенции и знания, а также, не обладает полной самостоятельностью в финансовых вопросах, инвестиции в опыт работы, как способа улучшения навыков и знаний в профессиональной области, могут быть также ценны, как и получение высшего образования. Таким образом, студенты реализуют рациональную стратегию поведения, увеличивая шанс будущего трудоустройства через совмещение трудовую активности и образования.
Анализируя данные относящиеся к особенностям студенческого труда можно сделать различные выводы. Студенты активно совмещают образование и труд, а также, представлены в разных отраслях экономики. Большая концентрация студенческой молодежи была обнаружена в сфере информационных технологий, образовании и промышленности. Имея ограниченный ресурс свободного от учебы времени, наибольшая доля студентов занята от 10 до 20 часов в неделю, что позволяет реализовывать стратегию на совмещение образования и занятости. Встречаются случаи, когда студенты работают более 40 часов в неделю, что противоречит нормам трудового законодательства и может значительно ухудшать как здоровье, так и академическую успеваемость из-за высоких временных издержек и психофизических нагрузок.
Опираясь на данные нашего исследования, можно выделить некоторые общие причины занятости, указанными самой студенческой группой. Труд во время обучения позволяет достигать материального благополучия и удовлетворять как витальные, так и рекреационные потребности. Помимо материальных преференций, трудовая занятость выполняет важную функцию духовного роста и личностного становления, посредством которого студенты реализуют свой интеллектуальный потенциал, обретают самостоятельность и независимость, расширяют свой социальный опыт, становятся более гибкими и осведомленными о потребностях рынка труда. В общем, труд позволяет студентам эффективнее погружаться в социально-профессиональную среду, расширять свои знания и навыки, как в профессиональной, так и социальной области, что благотворно сказывается на личности и позволяет снижать издержки при переходе из студенческого социального статуса в более зрелый – профессионально-трудовой.
В разрезе студентов гуманитарных и технических направлений были выявлены некоторые особенности труда, свидетельствующие о существенных различиях между двумя представленными группами. Эти различия выражены в структуре занятости, опыте работы и трудовых мотивах. Для начала хотелось бы отметить, что труд студентов технического профиля является более профилизированным и узконаправленным. Студенты технического профиля чаще заняты в сфере информационных технологий, что свидетельствует о высокой ориентации на связь образования со сферой труда. Обучающиеся на гуманитарных направлениях подготовки чаще заняты в сфере образования и науки, а также, чаще указывают, что профиль их обучения имеет минимальную связь с будущим местом труда, а текущая работа не связана с будущей карьерой. Данное обстоятельство может свидетельствовать о некоторой неуверенности студентов гуманитарного профиля в ценности специализации образования, как главного фактора будущего трудоустройства, а также, намекать на отсутствие долгосрочных карьерных стратегий, синтезирующих текущее место работы и образование. В том числе среди гуманитариев более распространен ранний выход на работу. В среднем студенты из этой группы обладают большим трудовым стажем и работают интенсивнее в рамках трудовой рабочей недели. Именно среди студентов гуманитарного профиля был обнаружен рост тех, кто занят более 40 часов в неделю.
В сфере трудовых мотивов у студентов технических и гуманитарных направлений существуют сходства и различия. Среди характерных для всех групп трудовых мотивов и предпочтений можно выделить доминирующие материальные мотивы, связанные с необходимостью зарабатывать деньги для удовлетворения личных нужд и карьерные установки. Все же студенты технических направлений чаще ориентированы на возможность расширить и улучшить опыт работы, а также, на ту работу, которая может приносить пользу людям. В то время, как для гуманитарных направлений труд – это, преимущественно, средство для получения дохода. Студенты технического профиля чаще предпочитают удаленную занятость и гибкие формы труда, а гуманитарии напротив, тяготеют к классической занятости и предпринимательской деятельности. Также среди гуманитарных направлений подготовки больше тех, кто предпочел бы вовсе не работать, что свидетельствует о том, что работа может восприниматься как инструментальная ценность на пути к достижению некоего жизненного уровня или заниматься саморазвитием.
Таким образом, студенческий труд очень сложное и многоструктурное явление, которое во многом определяется социально-экономическими условиями и внутренними мотивационными установками студенческой молодежи. Можно сказать, что такая популярность и важность трудовой занятости в жизни студенческой молодежи свидетельствует о возможной трансформации ценности института образования в России как единственного источника социально-профессиональной мобильности для студентов. По крайней мере мы можем говорить, что частично, функции формирования профессиональных компетенций могла перейти к рынку труда. Не смотря на важность высшего образования, труд может занимать не менее важное место в структуре ценностей студенческой молодежи. С возможными изменениями рыночных сигналов и появлением новых критериев оценки свойств человеческого капитала, профессиональный опыт работы и апробированные на практике знания, могут значительно облегчить вхождение студентов в сферу труда. Нельзя не заметить, как студенты гуманитарии чаще упоминают, что их текущая образовательная траектория не связана с работой, а также, что текущая работа не связана с местом будущего труда – это демонстрирует неуверенность в будущей карьерной стратегии. Складывается впечатление, что современный технологический сдвиг в экономике, приводит к снижению ценности труда специалистов гуманитарного профиля в прежней конфигурации, в виду возможной оторванности от новых потребностей рынка, все чаще требующего наличие технических компетенций. Генерируя новый спрос, рынок не успевает передать этот сигнал образовательным учреждениям, а возможная ригидность образовательных программ, которые не успевают среагировать ввиду долгих бюрократических процедур пересмотра образовательных программ в пользу большей практической ориентированности обучения, вызывает феномен, при котором может происходить разрыв между образовательным процессом и экономической реальностью. Разрыв, при котором набор предоставляемых знаний может оказаться нерелевантным или невостребованным на рынке, что усугубляется высокой конкуренцией и возможным перепроизводством специалистов-гуманитариев. Именно этими причинами, мы можем объяснить такую высокую ориентацию студентов гуманитарного профиля на получение опыта работы еще во время обучения, на фоне ответов студентов технического профиля, которые чаще связывают свое обучения с текущими практиками труда и будущими ориентациями в сфере карьеры. Вероятно, это необходимо для того, чтобы получить релевантные знания и профессиональный опыт в качестве гарантий будущего трудоустройства. При активном распространении новых информационных технологий во всех сферах жизни общества, труд специалистов гуманитарного профиля постепенно трансформируется и нуждается в новом образовательном подходе, который адаптирует студентов гуманитарных образовательных программ под новые тенденции развития цифровой экономики.
В свете вышеизложенного можно констатировать, что цели выпускной квалификационной достигнуты, а задачи реализованы.



1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. От 30.04.2021) [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60
Монографии. Книги.
2. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход.: Пер. с англ. под науч. ред. Р. И. Капелюшникова / Беккер Г. С. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.
3. Дюркгейм Э. Д. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Перевод с французского Гофман А.Б. Издание 4-е, исправленное. / Дюркгейм Э. Д. -М.: Юрайт, 2019. -308 с.
4. Дюркгейм Э. Д. Самоубийство: социологический этюд.: Монография. / Дюркгейм Э. Д. -М.: Директ-Медиа, 2007. -744 с.
5. Зборовский Г. Е. История социологии: классический этап.: Учебник для вузов / Зборовский Г. Е. - Сургут.: Рио СурГПУ, 2014. - 211 с.
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.: Учебное пособие. / Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2011. - 890 с.
7. Иванова Н. А., Жулина Е. Г. Экономика и социология труда.: Учебное пособие для вузов. / Н. А. Иванова, Е. Г. Жулина - М.: Экзамен, 2009. - 151 с.
8. Ларистова И. Л. Общая психология: мотивация эмоции, воля.: Учебное пособие. /Ларистова И. Л. -Владивосток.: Дальневосточный государственный университет, 2003, 105 с.
9. Мертон Р К. Социальная теория и социальная структура.: Монография. / Мертон Р. К. - М.: АСТ Москва: Хранитель, 2006. - 873 с.
10. Немов Р. С. Психология: учебник. / Немов Р. С. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.
11. Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология.: Учебное пособие. / Г. Н. Нурышев, Д.С. Бразевич -СПБ.: СПбГУНиПТ, 2010. - 292 с.
12. Осипов А. М. Социология образования.: Учебник и практикум для вузов. / Осипов А. М. - М.: Юрайт. 2019. -366 с.
13. Сафиуллина Ф. Р. Трудовая занятость студенческой молодежи как социальный фактор формирования профессиональных компетенций: Диссертация канд. социолог. наук / Ф.Р. Сафиуллина; Башкирский гос. университет. - Саратов., 2014. -163 с.
14. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование Смирнов В. Т. [и др.] - М.: Машиностроение, 2005. - 513 с.
15. ЯкобсонП.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. - 316 с.
Статьи.
16. Асанова Н.И. Роль функций образования в воспроизводстве и закреплении социального неравенства в обществе / Н.И. Асанова // Вестник ПНИПУ. -2014 - №2. - С. 159-169.
17. Антропова Н.М. Исследование проблемы занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений / Н.М. Антропова // Вестник Кемеровского государственного университета. -2010. - № 3. -С. 145-150.
18. Батыгин Г.С. Структурный функционализм Парсонса / Г.С. Батыгин // Вестник РУДН. -2005. - №4-5. - С. 6-24.
19. Бикова Р.Р. Дисфункциональные аспекты института образоания по теории Мертона / А.В. Сибирякова, М.В Подерегина. Р.Р. Бикова // Education, CultureandSociety. Сборник статей по материалам научных коференций ГНИИ. -2019. -С. 301-303.
20. Вознесенская Е.Д. «Как кончить курс и место достать» исследование вторичной занятости студентов / Г. А. Константоновский, Г.А. Чередниченко, Е.Д. Вознесенская // Социологический журнал. -2001. - №3. -С. 101-121.
21. Викторова Е.В. Высшее образование и человеческих капитал в инновационной экономике / Е.В. Викторова // Инновации. -2011. - №6. -С. 100 -107.
22. Варламова А. В. Трудовая занятость студентов как социальная проблема / А.В. Варламова // Сервис с России и за рубежом. -2016. - №1. - С.63-75.
23. Горбунова Е.М. Дюркгейм и современное образование/ Е.М. Горбунова // Социологическое обозрение. -2002. - №4. - С 65-71.
24. Гвоздева М.А., Казакова М.В. Исследование понятия человеческого капитала в экономической литературе / М.А. Гвоздева, М.В. Казакова // Социум и власть. -2017. - №1. - С. 82-87.
25. Гурова И.Г. Вторичная занятость студентов как способ их социальной адаптации в условиях трансформации российского общества / И.Г. Гурова // Известия Тульского государственного университета. -2011. - С. 174-181.
26. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза / В.И. Герчиков // Социологические исследования. -1999. - №8. -С. 87-94.
27. Демин М.В. О мотивации человеческой деятельности / М.В. Демин // Вестник МГУ. - 1988 - №2. -С. 111-115.
28. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Социально-исторический процесс индивидуализации и социальные механизмы его реализации / Ю. А. Кимелев, Н.Л. Полякова // Социология и политология. - 2018. - № 1. - С. 5-33.
29. Колесникова Е.Ю. Концепция социокультурной функции образования в контексте его современной модернизации / Е.Ю. Колесникова // Известия вузов -2011. - №2. -С. 64-68.
30. Кройтор С.Н. Социология образования как научная дисциплина: проблемное поле и направления развития / С.Н. Кройтор // Социологическая наука и образование: состояние, проблемы и перспективы развития. -2010. - № 2. - С. 96-97.
31. Калина Н.М. Феномен трудовой занятости студентов в России: история и современность //Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. -2017. - №2. -С. 222-224.
32. Короткова М. С. Социальный портрет работающего студента / М.С, Короткова // Научные труды московского гуманитарного университета. -2016. - №5. -С. 47-51.
33. Кошарный В.П., Корж Н.В. Трудовые ценности и установки студенческой молодежи / В.П. Кошарный, Н.В. Корж // Общественные науки. Социология. -2012. №1. -С. 126-135.
34. Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е. Нормально ли быть неформальным? / Р.И. Капелюшников, В.Е. Гимпельсон // Экономический журнал высшей школы экономики. -2013. -№1. -С. 3- 40.
35. Мазунина М.В. Вторичная занятости студентов гуманитарного факультета ПНИПУ / М.В. Мазунина // Вестник ПНИПУ Журнал Магистров. -2014. - № 2. - С. 251-257.
36. Нагимова А.М., Сафиуллина Ф. Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости / А.М. Нагимова, Ф.Р. Сафиуллина // Социологические исследования. -2014. - № 4. - С. 121-124.
37. Николаева Н. С. Образование как социальный интистут: функции и дисфукнции / Н.С. Николаева // Ученые записки ЗабГГПУ. -2011. - № 5. - С. 172-177.
38. Парсонс Т. Социальные системы / Т. Парсонс // Вопросы социальной теории. -2008. - № 1. - С. 38-71.
39. Перова И.Т. Дополнительная занятость: Масштабы, структура, характер / И.Т. Перова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 1999. — №4. — С. 34.
40. Посталовский А.В. Парадигма струкруно-функционального анализа в американской академической социологии / А.В. Посталовский //Вестник БДУ. -2009. - №3. - С.67-71.
41. Погосян Н.В. Избыточное образование в России и его социально-экономические последствия / Н.В, Погосян // Вестник экспертного совета. -2015. - №2. -С. 86-91.
42. Пасовец Ю.М. Вторичная занятость студентов как фактор профессионализации и социальной интеграции молодежи / Ю.М. Пасовец // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. - № 4. - С. 183–199.
43. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов / С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков // Вопросы образования. -2014. - №2. -С. 152 -179.
44. Родионова А.В. Трудовая занятость студенчества в контексте обучения (на примере Санкт-Петербурга) / А.В. Родионова // Теория и практика общественного развития. -2011. - №7. -C. 1-6.
45. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи / В.В. Ретивина // Высшее образование в России. -2019. - № 1. -С. 57-63.
46. Столяренко Л.Д., Мержоева А.Х. Динамика социальной селекции в образовании / Л.Д. Столяренко, А.Х. Мержоева // Теория и практика общественного развития. -2010. - №2. - С. 204-209.
47. Тебиев Б.К. Авдеев А.А. Экономический рост и образование / Б.К. Тебиев, А.А. Авдеев // Экономический журнал. -2012. - №1. -С. 149-155.
48. Федорова Е.П. Студенческая занятость: ее особенности и направления исследования / Е.П. Федора // Экономика, управление и социальная политика. -2015. - № 6. - С. 47-50.
49. Харчева В.Г., Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии / В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереги // Социологические исследования. -1994. -№ 12. -С. 41
50. Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи / Г.А. Чередниченко // Социологические исследования. -2009. - № 7. - С. 119−125.
51. Юдина Е.Н., Тренев В. Н. Студенты вузов на рынке труда / Е.Н. Юдина, В.Н. Тернев // Наука и школа. -2017. - № 6. -С. 53-58.
52. Ядов В.А. Социальные институты / В.А. Ядов // Человек. Сообщество. Управление. -2006. - №1. С. 4-13.
Интернет - ресурсы.
53. Аникина Е.А. Кризис высшего образования в России: Проявления, причины и последствия [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24770
54. Дикусарова М.Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда. [Электронный ресурс] // Экономические науки. - Режим доступа: http://show.vvsu.ru/files/AFEE448E-23D1-4B67-9F28-21237416F096.pdf
55. Канаева Л.П., Лапшова А.М. Стратегии трудовой самозанятости студентов [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. -2018. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-trudovoy-samozanyatosti-studentov/viewer
56. Сотникова А.В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа [Электронный ресурс] // Историческая и социально образовательная мысль. -2010. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-kak-predmet-sotsiologicheskogo-analiza/viewer
57. Усманова Э.З., Рабцевич А.А. Проблема занятости и безработицы молодежи в современном обществе [Электронный ресурс] // Научный электронный архив. - Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/7315.
58. Харченко В.С. Совмещения работы и учебы в вузе [Электронный ресурс] // ВШЭ. -2012. -С. 92 -104. Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2014/02/13/1328351996/Harchenko.indd_092.pdf
59. Харченко В.С. Совмещение работы и учебы в ВУЗе: новые практики или новые смыслы [Электронный ресурс] //ВШЭ. -2013. -С. 92-103. Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2014/02/13/1328351996/Harchenko.indd_092.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ