Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №135962

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Типологии коррупционного поведения 7
1. Основные типологии коррупционного поведения 7
2. О некоторых проблемах типологий коррупции 11
3. Агентская типология моделей коррупционного поведения 13
Глава 2. Политика РФ в сфере размещения госзаказа 21
1. Регулирование и политика в сфере госзаказа в России 21
2. Аукцион как основной инструмент размещения госзаказа в России 23
3. Масштаб коррупционной деятельности в России 29
Глава 3. Оценка вида и масштабов коррупционного поведения при размещении государственного заказа путем проведения аукциона 33
1. Бюрократическая коррупция 33
2. Тоталитарная коррупция 37
3. Эффективная и квази-коррупция 38
Заключение 42
Список источников 43
Приложения 44


Одной из главных проблем, препятствующих экономическому развитию России наравне с другими крупными мировыми державами, является высокий уровень коррупции в России. В рамках данной выпускной квалификационной работы (ниже – ВКР) изучается наличие проблемы высокого уровня коррупции в сфере размещения государственного заказа в Российской Федерации.
Объектом данного исследования является коррупция в сфере размещения государственного заказа в РФ. Предметом исследования – влияние государственной политики в сфере размещения государственного заказа в РФ регулирования коррупционного поведения на коррупционное поведение в этой сфере.
Целью исследовательской работы является исследование взаимосвязей между государственной политикой и видами и масштабами коррупции в сфере размещения государственного заказа в Российской Федерации.
Задачи работы:
• изучение типологий коррупционного поведения;
• идентификация политики РФ в сфере размещения государственного заказа;
• определение масштабов коррупционного поведения в рамках различных моделей коррупционного поведения в сфере размещения государственного заказа в РФ;
• исследование влияния основных инструментов регулирования сферы размещения государственного заказа на коррупционное поведение агентов;
• формирование рекомендаций по изменению государственной политики в целом и нормативно-правового регулирования в частности в сфере размещения госзаказа в РФ.
Актуальность работы
Из большого числа определений коррупции для дальнейшей работы выберем наиболее типичное: «Коррупция - это акт, в котором государственная власть используется для личной выгоды таким образом, который сопровождается нарушением установленных правил» .
Коррупция имеет прямые издержки для граждан, поскольку средства отвлекаются от оплаты общественных благ, таких как безопасность, социальные услуги, инфраструктура и достойная заработная плата для учителей и государственных служащих. Но она также «отвлекает» затраты на экономическое (подрыв инвестиций и конкуренции на рынке) и политическое развитие. В зависимости от конкретной общественной цели, которой служит учреждение, социально-политические издержки могут быть связаны с преступностью, опасностями для здоровья, экологическим и иным ущербом. Валюта коррумпированного акта (способ осуществления коррупции – будь то взятка, спекуляция, кумовство или что-то еще) менее важна, чем то, как это искажает работу политической системы.
Коррупция в административной, законодательной и судебной сферах приводят к разбазариванию политического капитала государства путем потери судебной безопасности, ответственности перед обществом и международного престижа. Если чиновникам нельзя доверять, подрываются ценности гражданственности и гражданской службы, столь важные для управления.
Предпосылки коррупции в России
Одна из важных причин наличия коррупции в России – переходное состояние страны: от коммунизма с плановой экономической системой к рыночной.
Наряду с другими странами бывшего СССР в РФ, по мнению Р.Карклинс, процветает особенная – посткоммунистическая коррупция . Её опасность заключается в том, что посткоммунистическая коррупция имеет много подтипов, некоторые из которых институционализированы. Рядом с мелкими действиями, такими как подкуп инспекторов ГИБДД или инспекторов-строителей, есть большая коррупция, осуществляющая незаконное влияние на политические решения на самом высоком правительственном уровне. Посткоммунистическая коррупция также включает в себя распоряжение государственными активами чиновниками, которые время от времени превращают целые государственные учреждения в частные вотчины. Хотя масштабы и конкретное сочетание коррумпированной практики отличаются от одной посткоммунистической страны к другой, их основные характеристики схожи во всем постсоветском пространстве2, что говорит о том, что причины коррупции находятся в системных особенностях предыдущих режимов и последующем переходе.
Роберт Клитгаард утверждает, что коррупция основана на «монополии + дискреционности - подотчетности» . Предшествующие коммунистические режимы характеризовались монополиями всех видов, политическими, экономическими и социальными. Таким образом, нужно взглянуть на посткоммунистический институциональный контекст и спросить о том, в какой степени должностные лица сохраняют монополии на принятие решений или предоставление государственных услуг, сколько у них есть свободы действий и сколько ответственности за них. Связанные с этим вопросы – это эффективность разделения полномочий, надзора и прозрачности.
В коммунистическую эпоху государству принадлежало все: предприятия, ресурсы, недвижимость и другие средства производства. Переходное к частной собственности и рыночной системе время дало руководителям большие соблазны обогатиться огромными и разнообразными активами. Кроме того, многие квазиобщественные организации коммунистической эпохи, такие как спортивные клубы, профсоюзы или Красный Крест, также должны были стать подлинными гражданскими ассоциациями.
Кроме того, смена общественного строя повлекла за собой и смену политико-экономических элит, в определённые моменты времени имевшие влияние на законотворческую и правоприменительную деятельность государственных организаций, что также сказывается на появлении возможностей коррупционного поведения.
Значительным образом также повлияло на становление системы госзаказа в России отсутствие опыта осуществления государственных закупок в советские годы. Долгое время «множество часто совпадающих и противоречащих друг другу законов и указов исходило из целого ряда юрисдикций» . Хотя отчасти это связано с дезорганизацией переходного процесса, в совокупности с полным отсутствием опыта подобной государственной деятельности это предоставляло широкие возможности для коррупционных маневров.
В РФ в 2010 году на уровне субъектов Российской Федерации, а с 2015 года – и органов местного самоуправления был внедрен институт оценки регулирующего воздействия существующих нормативных актов и их проектов с целью выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности . Однако такая оценка нормотворческой деятельности органов государственной власти в сфере размещения госзаказа практически не осуществляется, что также затрудняет выработку оптимальной государственной политики в данной сфере.
Данная ВКР состоит из трёх глав. В первой из них исследованы различные типологии коррупционного поведения, выработанные в научном сообществе, определена наиболее релевантная для использования в анализе коррупционного поведения в системе государственных закупок в Российской Федерации.
В следующей главе выявлены этапы и характеристики правового регулирования рассматриваемой сферы в РФ, а также особенности внедрения регулятором электронного аукциона как основного способа размещения госзаказа.
В заключительной главе представлены результаты анализа практики осуществления закупок некоторыми государственными органами и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области с применением типологии коррупционного поведения, определённой в первой главе. В ней показаны возможности выявления случаев коррупционного поведения в сфере размещения госзаказа с указанием мер государственного регулирования, непосредственно на неё влияющих.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной выпускной квалификационной работы были достигнуты следующие результаты.
Путём анализа различных типологий коррупционного поведения была выявлена наиболее актуальная, наиболее полно отражающая масштаб и разнообразие коррупционных действий по причинам и условиям её возникновения.
Учитывая предпосылки существования коррупции в России и принимаемые в разное время меры государственного регулирования, сделаны выводы об антикоррупционной направленности политики Российской Федерации в сфере размещения государственного заказа. Последствием данной политики стало внедрение электронного аукциона с целью минимизации рисков сговора, контактов между заказчиком и поставщиком.
Далее были проанализированы достоинства и недостатки электронного аукциона, а также рассмотрена проблема негативных последствий внедрения данного инструмента размещения госзаказа как основного в Российской Федерации. Действующие в данное время законодательные акты во многих случаях приводят появлению разнообразного недобросовестного поведения заказчиков и неэффективности распределения использования бюджетных средств.
Также в работе были определены подходы, с помощью которых возможно выявление случаев коррупционного поведения, а именно: путём анализа предмета закупки и наблюдаемого уровня конкуренции в отрасли на предмет рациональности использования выбранного метода закупки, а также реальной конкуренции в процессе торгов и изменений цены заключения контракта относительно НМЦК, указывающей на возможное ограничение конкуренции со стороны заказчика. Данные подходы также были продемонстрированы на конкретных примерах из практики закупочной деятельности российских государственных органов и учреждений города Санкт-Петербурга в практической части работы. В заключение были представлены рекомендации по изменению государственной политики в сфере размещения госзаказа в РФ.
Таким образом, были исследованы взаимосвязи между государственной политикой и видами и масштабами коррупции в сфере размещения государственного заказа в Российской Федерации, что позволяет говорить о достижении цели и задачей данной работы.



1. Jain A. K. Corruption: a review. / Jain A. K. // Journal of Economic Surveys, vol. 15(1). – 2001: 71-121. – p 73.
2. R. Karklins. Typology of Post-Communist Corruption / R. Karklins // Problems of Post-Communism – July/August 2002.
3. R. Klitgaard. Controlling Corruption / R. Klitgaard // Berkeley: University of California Press – 1988, p. 75.
4. F.Varese. The Transition to the Market and Corruption in Post-Socialist Russia / F.Varese // Political Studies 45, no. 3 – 1997. – p. 583.
5. Обучение | Оценка регулирующего воздействия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orv.gov.ru/Education?cat=39
6. Aidt T. Economic Analysis of corruption: a survey / Aidt T. // The Economic Journal, 113. – 2003. – F632-F652.
7. S. Rose-Ackerman. Political Corruption and Democracy / S. Rose-Ackerman // Connecticut journal of international law – January 1999.
8. VadimRadaev. Corruption and Violence in Russian Business in the Late 1990s / VadimRadaev // Economic Crime in Russia;. Alena V. Ledeneva and Marina Kurkchiyan / Boston: Kluwer Law International. – 2000. – p. 66.
9. S. Rose-Ackerman. Corruption: A Study in Political Economy / S. Rose-Ackerman // New York: Academic Press. – 1978. –, p. 90.
10. World Bank Warsaw Office. Corruption in Poland / World Bank Warsaw Office // - October 11, 1999. – p. 16.
11. Захват государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.indem.ru/corrupt/parhom/152.htm
12. Vitaly A. Nomokonov. On Strategies for Combating Corruption in Russia / Vitaly A. Nomokonov // Demokratizatsiya8, no. 1. – winter 2000. – р. 125.
13. Leff, N. Economic development through bureaucratic corruption / Leff, N. // American Behavioral Scientist, vol. 8(3) , Reprinted in Williams et al. vol. 1 chapter 2 – 2000.
14. Lui, F. T. An equilibrium queuing model of bribery / Lui, F. T. // Journal of Political Economy, vol. 93. – 1985. – pp. 760–81.
15. Beck, P. and Maher, M. W. (1986). A comparison of bribery and bidding in thin markets / Beck, P. and Maher, M. W. // Economic Letters, vol. 20 – 1986. – рp. 1–5.
16. Иванов А.Е. Моделирование квази-коррупционного поведения при размещении государственного заказа. – Вестник СПбГУ, сер. «Менеджмент», №3, 2014.
17. Ivanov A. Quasi-corruption in Public Procurement: the case of Russian Federation. / Ivanov A. // Corruption, Economic Growth and Globalization, Routledge Studies in the Modern World Economy, Routledge. – 2015.
18. S. Rose-Ackerman. Corruption and Government / S. Rose-Ackerman // International Peacekeeping, Vol.15, No.3. – June 2008. – pp. 328–343.
19. Jensen M. and Meckling W. Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs, and Ownership Structure / Jensen M. and Meckling W // .Journal of Financial Economics, 3. – 1976. – pp.305-360.
20. Andrei Ivanov. Russian Public Procurement Policy and a Typology of Corrupt Behavior – выступлениенаконференции 48 КонгрессаАссоциацииславянских, восточноевропейскихиевразийскихисследований(ASEEES), 17-20.11.2016 Вашингтон, США.
21. S. Rose-Ackerman. The economics of Corruption / S. Rose-Ackerman // Journal of Public Economics, 4. – 1975. – pp. 187-203.
22. Lambert-Mogiliansky A., Majumdar M. and Radner R. Strategic Analysis of Petty Corruption: Entrepreneurs and Bureaucrats / Lambert-Mogiliansky A., Majumdar M. and Radner R. // Journal of Development Economics 83. – 2007. – pp.351–67.
23. Ivanov, A. The Extended Anti-corruption Expertise: Public Procurement and Public-Private Partnership Cases. / Ivanov, A. // The Journal of Public Procurement. - 2017 (to be published in Issue 3, Volume 17).
24. Dini, F., Pacini, R. and Valetti, T. Scoring rules. Handbook of procurement / ed. by Nicola Dimitri, Gustavo Piga and Giancarlo Spagnolo. – Cambridge, UK [et al.]: Cambridge University Press. – 2006. – p. 347-380.
25. Grossman G. and Helpman E. Protection for Sale / Grossman G. and Helpman E. // The American Economic Review, Vol. 84, No. 4. – Sep. 1994. – pp. 833-850.
26. Nye J.S. Corruption and Political Development: A Cost-Benefit Analysis / Nye J.S. // The American Political Science Review, Vol. 61, No. 2 – June 1967. – pp. 417-427.
27. Laffont J.-J., Tirole J. A. Theory of Incentives in Procurement and Regulation / Laffont J.-J., Tirole J. A. // The MIT Press, Cambridge, Massachusetts - 1993.
28. Указ Президента Российской Федерации от 07.08.1992 г. № 826 «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/1771
29. Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 02.12.1994 N 53-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5108/
30. Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14009/
31. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/180403/1/#ixzz4fSnroqEo
32. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/procurem/ml-procurement/2011-Model-Law-on-Public-Procurement-r.pdf
33. Иванов А.Е. Современный этап развития системы государственных закупок Российской Федерации: «эффективность» аукциона и коррупционность конкурса» / Иванов А.Е. // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. – с. 56-65.
34. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/
35. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
36. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 10.08.2016) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195624/6d56d276632193117dbca91e8a5a7266f7575f79/
37. О результатах мониторинга применения 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/2017100205
38. Manoochehri and Lindsy. Reverse Auctions: Benefits, Challenges, and Best Practices / Manoochehri and Lindsy // California Journal of Operations Management, Volume 6, Number 1. – February 2008.
39. Pearcy, Dawn, Larry Giunipero, and Andrew Wilson. A Model of Relational Governance in Reverse Auctions / Pearcy, Dawn, Larry Giunipero, and Andrew Wilson // Journal of Supply Chain Management, Vol. 43(1). – 2007. – рр.4-15.
40. Nair, Anand. Emerging Internet-Enabled Auction Mechanisms in Supply Chain / Nair, Anand // Supply Chain Management: An International Journal, Vol. 10(3). – 2005. – рр.162-168.
41. Emiliani, M. L. Regulating B2B Online Reverse Auctions Through Voluntary Codes of Conduct / Emiliani, M. L. // Industrial Marketing Management, Vol. 34. – 2005. – рр. 526-534.
42. Jap, Sandy D. An Exploratory Study of the Introduction of Online Reverse Auctions / Jap, Sandy D // Journal of Marketing, Vol. 67(7). – 2003. – рр. 96-107.
43. Jap, Sandy D. Online Reverse Auctions: Issues, Themes, and Prospects for the Future / Jap, Sandy D. // Journal of Academy of Marketing Science, Vol. 30(4). – 2002. – рр. 506-525.
44. Carter, Craig R., Lutz Kaufmann, Stewart Beall, Phillip L. Carter, Thomas E. Hendrick, and Kenneth J. Petersen. Reverse Auctions— Grounded Theory from the Buyer and Supplier Perspective / Transportation Research Part E, Vol. 40(3). – 2004. – рр. 229-254.
45. Jap, Sandy D. The Impact of Online Reverse Auction Design on Buyer-Supplier Relationship / Jap, Sandy D. // Journal of Marketing, Vol. 71(1). – 2007. – рр. 146-159.
46. BEEPSdata [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebrd-beeps.com/data/
47. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/195958/#ixzz4hmpNP5l4
48. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/197633/
49. Владимир Грязневич. Легкие деньги: как заработать на чужих госзаказах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/spb_sz/02/09/2015/55e5ba459a79475eac29da66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ