Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

Работа №135958

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Особенности реализации медиативных технологий в образовательных организациях
Особенности конфликтов в образовательных организациях
Структура и принципы работы школьной службы примирения (медиации)
Российская модель развития школьных служб примирения (медиации)
Опыт развития школьных служб примирения (медиации) в Санкт-Петербурге
Программа исследования
Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2


В последнее время интерес к проблеме конфликтов в образовательной среде приобрёл большое значение. Школа, являющаяся, несомненно, одним из важнейших институтов социализации молодёжи, всё больше утрачивает свой воспитательный потенциал. Наблюдается всё большая ориентация на достижение показателей успеваемости в ущерб целям воспитания цельной личности учащегося. По замечанию Максудова Р.Р., в отношении воспитания молодёжи сегодня существует тенденция к декларативному постулированию принципов, не имеющих под собой практической основы. Идеологическая основа, на которой строилось воспитание школьников в советский период, сегодня морально устарела, тем не менее, многие воспитательные мероприятия профилактической направленности до сих пор выстраиваются по старым шаблонам. Отношения как внутри школы, так и на более высоких управленческих уровнях характеризуются авторитарностью, построены на жёсткой иерархии и зависимости от вышестоящих инстанций.
Конфликты в любой сфере социального взаимодействия неизбежны и естественны. Однако школа является специфической конфликтогенной средой, поскольку в ней собрано большое количество детей из самых разных социальных слоёв, разной национальной и религиозной принадлежности. То же самое относится и к учителям, которые к тому же обладают разным уровнем профессиональной подготовки и разной компетентностью. Педагоги сильно подвержены риску профессионального выгорания, что сказывается на характере их взаимоотношений с учениками. Очевидно, что педагоги, которые сами не являются носителями норм цивилизованного взаимодействия, не имеющие опыта конструктивного разрешения конфликтов, не способны транслировать эти навыки детям. Существующие традиции реагирования на конфликтные ситуации, такие как административное воздействие, замалчивание, морализаторство и осуждение не способствуют закреплению у подростков навыков конструктивного взаимодействия.
Интерес к проблеме педагогических конфликтов также обусловлен рядом внешних причин. К ним относится изменение социально-политических условий, следствием которых становится снижение уровня жизни населения и сильная дифференциация по уровню доходов. По данным официальной статистики, коэффициент Джини в 2014 году составил 0,416. Число правонарушений, в том числе правонарушений подростков, остаётся высоким. В 2015 году было зарегистрировано 61,8 тысяч преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их соучастии, а по данным МВД России в 2014 году на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 159348 несовершеннолетних . Число несовершеннолетних, признанных потерпевшими от тех или иных противоправных действий в России на 2014 год составило 95430 человек. О кризисе института семьи свидетельствует рост социального сиротства: по состоянию на 2013 г. среди 655 тыс. детей, лишившихся родительского попечения, 84% являются социальными сиротами. На фоне этих и многих других социальных проблем кризис школьного воспитания сегодня является актуальной проблемой, требующей серьёзной работы с применением инновационных технологий социальной работы.
Педагогические конфликты являются важной проблемой, требующей в настоящий момент большего внимания и исследования. Во многих учебниках по педагогической психологии школьным конфликтам уделяется недостаточно внимания, либо вовсе отсутствует раздел, посвящённый данной проблеме. Однако попытки изучения данной проблемы предпринимаются многими исследователями, такими как А.Ю. Коновалов, А.Я Анцупов, С.В. Баклановский, Н.Г. Атаянц, И.А. Курочкина и другие.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена всё нарастающей потребностью в развитии адекватных времени эффективных технологий работы с подростками. Одной из таких технологий, способных оказать комплексное воздействие на спектр проблем, обозначенных выше, является развитие школьных служб примирения (медиации). Школьные службы примирения способствуют формированию новой культуры взаимоотношений, созданию в школе безопасного пространства, формированию у подростков навыков конструктивного взаимодействия и приобретению полезного опыта, который они могут использовать в повседневной жизни.
В образовательной среде медиативные технологии стали применяться в 60-е годы в США. В России первая школьная служба примирения была создана в начале 2002 году в Москве специалистами Центра «Судебно-Правовая Реформа», позже сформировавшими Всероссийскую ассоциацию восстановительной медиации, развивающую это направление. За более чем 15 лет своего развития практика создания школьных служб примирения доказала свою эффективность и жизнеспособность, а в последнее время получила признание на общегосударственном уровне. Это отразилось во включении в 2012 году развития школьных служб примирения в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
С этого момента начался новый этап в развитии школьных служб примирения. Формирование государственного заказа на развитие школьных служб примирения привело к тому, что к процессу стали подключаться новые акторы. Если раньше вектор развития задавался исключительно сторонниками восстановительного подхода, то сегодня стало возможным появление разных и в некотором отношении противоречащих друг другу взглядов на то, в каком направлении должны развиваться школьные службы примирения. Поэтому вопрос о том, в каком направлении будет двигаться развитие дальше, является актуальным.
Несмотря на очевидные позитивные последствия государственного признания, благодаря которому появились условия для повсеместного внедрения технологии, сегодня процесс внедрения медиативных технологий в образовательную среду представляет собой насущную управленческую проблему. Тот факт, что создание школьных служб примирения стало обязательным для всех школ, способствовал появлению тенденции к формальному осуществлению указаний.
В Санкт-Петербурге деятельность по созданию школьных служб примирения началась сразу после того, как правительством были направлены соответствующие приказы и методические рекомендации. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге медиация в сфере урегулирования частноправовых споров существует достаточно давно, для системы образования данная технология является новшеством, и для Санкт-Петербурга является актуальным вопрос о том, как реализуются медиативные технологии в образовательной сфере, и будет ли данная практика в полной мере соответствовать поставленным задачам.
Перед социальной работой как практической дисциплиной, призванной координировать и направлять усилия на всех уровнях на решение сложных социальных проблем, стоит задача осмысления условий реализации и поддержания существования эффективных социальных технологий, таких как школьные службы примирения.
Целью данной работы является определение проблем в развитии школьных служб примирения. В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности конфликтов, возникающих в образовательном процессе.
2. Изучить особенности и опыт создания школьных служб примирения;
3. Выявить основные проблемы в развитии школьных служб примирения;
4. Сформулировать рекомендации по решению проблем, препятствующих развитию школьных служб примирения.
Объектом данной работы являются школьные службы примирения.
Предметом являются проблемы в развитии школьных служб примирения.
В данной работе использованы следующие методы: анализ литературы, анализ документов (письма, отчёты), анализ законодательства, анализ статистических данных, экспертное интервью.
Эмпирическая база исследования представлена следующими организациями, осуществляющими деятельность по развитию школьных служб примирения в Санкт-Петербурге:
– Некоммерческое партнёрство «Лига медиаторов»;
– Городская опытно-экспериментальная площадка «Разработка модели школьной службы медиации» – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 323 Невского района Санкт-Петербурга;
– Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга;
– Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт-Петербурга;
– Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 11 Василеостровского района Санкт-Петербурга;
– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга;
– Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центрального района Санкт-Петербурга «Развитие»;
– Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
В исследовании используется целенаправленная выборка информационно богатых случаев методом снежного кома.
Респонденты – специалисты, работающие в сфере развития школьных служб примирения (медиации) в Санкт-Петербурге, имеющие высшее образование. Количество респондентов: 9 человек.
Робота состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы. Первая глава состоит из 3-х параграфов, в ней рассматриваются теоретические основы реализации медиативных технологий в образовательной среде. Во второй главе, состоящей из 2-х параграфов, анализируются результаты эмпирического исследования, посвящённого проблемам развития школьных служб примирения (медиации) в Санкт-Петербурге. Работа изложена на 62 страницах, включает 55 источников, в том числе 11 иностранных, 1 рисунок, 4 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены особенности реализации медиативных технологий в образовательной среде. Были изучены особенности конфликтов, возникающих между участниками образовательного процесса. В зависимости от того, кто является участником конфликтного взаимодействия, выделяются конфликты в следующих системах: «учащийся-учащийся», «учащийся-педагог», «педагог-родитель», «педагог-администрация». Также были рассмотрены особенности сложносоставного конфликта, связанного со школьной травлей. Каждый из этих конфликтов имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации работы по их разрешению.
Рассмотрены особенности организации и принципы работы школьных служб примирения, деятельность которых направлена на решение школьных конфликтов. Применение медиативных технологий позволяет решать такие задачи, как создание безопасной школьной среды, воспитание личности учащегося, и профилактика девиантных проявлений среди подростков, нормализация отношений подростка с его окружением. Однако применение медиации в образовательной среде имеет определённые ограничения и риски, которые нужно учитывать при принятии решения о проведении медиации.
Были рассмотрены особенности и опыт развития школьных служб примирения в России, рассмотрены принципы восстановительного подхода, являющегося концептуальной основой создания школьных служб примирения в России.
Эмпирическое исследование развития школьных служб примирения на примере Санкт-Петербурга позволило сделать выводы об основных проблемах, препятствующих развитию школьных служб примирения. К ним относятся отсутствие финансирования программ обучения и отсутствие оплаты труда руководителей служб, низкая мотивация руководителей служб и педагогов, а также проблемы, связанные с обучением медиации специалистов и школьников, привлечением учащихся для работы в качестве медиаторов. В настоящий момент каждая школа пытается по-своему решать эти проблемы, исходя из имеющихся в конкретной школе ресурсов.
На основании анализа полученных в результате исследования данных, были сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию развития школьных служб примирения. Во-первых, необходима широкая информационно-просветительская работа, направленная на разъяснение принципов, особенностей и эффективности применения медиативного подхода для решения конфликтов. Такая работа важна, в первую очередь, для администрации школ, от заинтересованности и поддержки которой во многом зависит успешность внедрения медиативных технологий в образовательную среду. Понимание пользы применения медиативных технологий снизит сопротивление членов педагогического коллектива, поскольку владение медиативными технологиями может облегчить их повседневную работу.
Необходимо создание полноценной и единообразной системы обучения специалистов, поскольку существующие программы обучения не позволяют в полном объёме удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах, способных самостоятельно проводить медиацию и обучать школьников. Решение данной проблемы должно осуществляться на государственном уровне.
Решение проблемы финансирования возможно за счёт привлечения средств фондов, правительственных грантов. Оплата труда специалистов может осуществляться за счёт системы стимулирующих надбавок.
Для того, чтобы руководитель школьной службы примирения могу справляться с работой, необходимо привлечение к данной деятельности специалистов, которые могут совмещать работу медиатора с основными обязанностями. Лучше всего с этой работой может справиться школьный психолог. Наилучшим вариантом могло бы стать введение специальных ставок для руководителей школьных служб примирения.
Обучение школьников может осуществляться посредством отведения специальных часов, посвящённых эффективной коммуникации и решению конфликтов в рамках учебных программ, а также в рамках клубов и кружков. Специалисты по социальной работе могут организовывать обучающие семинары, тренинги и переговорные игры для детей школьного возраста в сотрудничестве с общественными организациями, проводить просветительские мероприятия базе подростковых клубов, домов молодёжи или социальных центров.
Таким образом, развитие школьных служб примирения представляет собой длительный и сложный процесс, которому препятствует ряд проблем. Важным условием решения этих проблем является координация усилий на всех уровнях и проведение информационно-просветительских мероприятий.



1. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн).
2. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 N 1916-р (ред. от 19.12.2014) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.
4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
6. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

7. Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е.. Личность преступника. – под ред. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. — 366 с.
8. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. 3-е изд., испр. и. доп. – СПб.: Питер, 2013. - 303 с.
9. Атаянц Н.Г. Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе: дисс. канд. психол. наук. – СОГУ им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, 2002 – 170 с.
10. Браславская Е.Ю. Развитие восстановительной медиации в Ростовской области: основные модели и направления деятельности /Инспектор по делам несовершеннолетних, 2014, №12 – с. 14–16.
11. Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение. / Пер. с англ., под ред. М. Флямера, коммент. Я. Гилинского – М.: Центр "Судебно-правовая реформа", 2002 – 310 с.
12. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе/ Журнал Этнографическое обозрение. 2010. №2. – с. 55-68.
13. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики пермского края: Сборник методических рекомендаций// АНО «Центр социально-психологической помощи населению». – Сост. Покровская В.Л., под ред. Нечаевой Ю. Б., Селищевой А. Н., – Пермь, 2009 г. – 61 с.
14. Гордийчук Н.В. Трансформативная медиация: основные понятия и установки// Психологическая наука и образование. 2014. № 2. C. 41–48
15. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
16. Гроенхейзен М. Медиация жертвы и правонарушителя: правовые и процедурные гарантии // Вестник восстановительной юстиции. М., 2001. №5. с.67–78
17. Детков А.П., Бахирева Г.В. Роль потерпевшего в механизме преступного поведения несовершеннолетних// Ползуновский вестник. 2006. №3. – с. 82–87
18. Детская и подростковая психотерапия/Под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – 438 с.
19. Дружиненко Д.А., Чувство вины как регулятор морального поведения у юношей-правонарушителей // Черные дыры в Российском законодательстве, № 4, 2006, с. 423- 428.
20. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией Л.М. Карнозовой Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 306 с.
21. Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. – 229 с.
22. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг)//Детская и подростковая психотерапия/Под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – с. 240–274.
23. Максудов Р.Р. Восстановительный подход в образовательных учреждениях/Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов – под ред. Хананашвили Н.Л. М.: Фонд «Новая Евразия». 2012. – с. 13–51.
24. Максудов Р.Р. Концепция по созданию сети служб медиации будет действовать в интересах лишь одной организации /Инспектор по делам несовершеннолетних, 2014, №12 – с. 23–27.
25. Максудов Р.Р. Круги сообществ: на пути к созданию российской модели// Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов/Под ред. Н.Л.Хананашвили. М: Благотворительный фонд «Просвещение», 2012. – с. 7–21.
26. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник ТГПУ . 2011. №6. С.151-154.
27. Романова Г.Г. Анализ жизненного цикла школьной службы примирения в СВАО Москвы, или почему умирают школьные службы примирения // Вестник восстановительной юстиции, 2015, № 12 – с.114–119.
28. Рягузова Е.В. Ролевая типизация как социально-психологический механизм формирования эмоционально-ценностного отношения личности к ингрупповому другому // Изд. Сарат. ун-та Нов. Сер. Философия. Психология. Педагогика . 2013. №1. С.67-71.
29. Сапогов В.М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ Монография – Псков: АНО «ЛОГОС», 2010. – 188 с.
30. Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 94 с.
31. Солонина С.Ю. К вопросу о необходимости согласия потерпевшего на прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в связи с примирением сторон// Вестник ВИ МВД России . 2013. №4. С.71-76
32. Уинслэйд Дж., Монк Дж. Нарративная медиация: новый подход к разрешению конфликтов / Пер. с англ. Д.А. Кутузовой, под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая рефлрма», 2009. – 356 с.
33. Хананашвили Н.Л. Профилактика межэтнических конфликтов. Некоторые элементы изучения молодёжных настроений/ Школьные службы примирения: пособие для медиаторов. Сборник научно-исследовательских материалов. Под общ. ред. Р.А.Бачкова. Ставрополь, 2014. – с. 21-32
34. Щедровицкий Г. П. Игра и «детское общество» // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995 – с. 489–485
35. Baginsky W. Peer mediation in the UK: a guide for schools/ London: NSPCC Publications and Information Unit, 2004 – 31 p.
36. Dummer S. Peer mediation: what school counselors need to know. Extended abstract of MS School Counseling master`s thesis. The Graduate School University of Wisconsin-Stout, Menomonie, WI, 2010 – 32 p.
37. Harris R. D. Unlocking the learning potential in peer mediation: An evaluation of peer mediator modeling and disputant learning.// Conflict Resolution Quarterly, vol. 23, 2005. – pp. 141–164
38. Liebmann M., Beckett G.R., Curtis. M., Dignan G., Patrick J.C., Wells M. Community and neighbourhood mediation/ London: Cavendish Publishing Limited, 1998 – 305 p.

39. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Буллинг (травля школьная) [Электронный ресурс]//Национальная психологическая энциклопедия/Словарь конфликтолога.– 2009 г. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/buling-travlja-shkolnaja (дата обращения: 11.10.2015)
40. Баева И.А., Петросянц В.Р. Школьная травля (буллинг) в образовательной среде [Электронный ресурс]//Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости» URL: http://nrcnn.ru/lang/activity/study.html?id=149 (дата обращения: 11.10.2015)
41. Великоцкая А.М. Влияние программ восстановительного правосудия на самосознание подростков-правонарушителей [Электронный ресурс] / Психология и право. 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56616.shtml (дата обращения: 09.10.2015)
42. Коновалов А.Ю. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Konovalov.phtml (дата обращения: 12.01.2016)
43. Мурашёва С. В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 64051. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64051.html
44. О концепции развития служб медиации. Обращение центра «Судебно-правовая реформа» к Министерству юстиции РФ [Электронный ресурс]// Центр содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и воля» URL: http://www.prison.org/content/o-koncepcii-razvitiya-sluzhb-mediacii-obrashchenie-centra-sudebno-pravovaya-reforma-k (дата обращения: 15.03.2016)
45. Тихомиров Д.А. Состояние и динамика проблемы социального сиротства в России [Электронный ресурс]// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. №1 URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/Tikhomirov_Social-Orphanhood/ (дата обращения: 25.01.2016)
46. Федеральная служба государственной статистики//Официальная статистика/ Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения: 3.05.2016)
47. Федеральная служба государственной статистики//Официальная статистика/ Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/# (дата обращения: 3.05.2016)
48. Федеральная служба государственной статистики//Официальная статистика/ Число состоявших на конец отчетного периода на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и поставленных на учет лиц в отчетном периоде [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения: 3.05.2016)
49. Abbey P. Restorative Practices in Schools: Research Reveals Power of Restorative Approach 2007 [Электронный ресурс]// International Institute for Restorative Practices/ Research Restorative Practices in Schools URL: http://www.dignityinschools.org/files/RP_Research_Fact_Sheet.pdf (дата обращения: 17.04.2016)
50. Bickmore K. Good training is not enough: research on peer mediation program implementation [Электронный ресурс] // Social Alternatives: Peace education for a new century – vol. 27(1), 2002 URL: https://tspace.library.utoronto.ca/handle/1807/32285 (дата обращения: 01.02.2016)
51. Celeste A., Buller P. Peer Mediation in United States High Schools [Электронный ресурс]// College of Saint Benedict, Saint John`s University, 2012 URL: http://alex.clst.org/csbsjucoursework/peermediationinunitedstateshighschools/HighSchoolPeerMediationPaper.pdf (дата обращения: 11.02.2016)
52. Cohen. R. Is your peer mediation program mature? [Электронный ресурс]// The School Mediator – vol. 2, 2002 URL: http://www.schoolmediation.com/newsletters/2002/10_02.html (дата обращения: 01.02.2016)
53. Cohen. R. Wherefore art thou, administrative support? [Электронный ресурс]// The School Mediator – vol. 2, 2003 URL: http://www.schoolmediation.com/newsletters/2003/1_03.html (дата обращения: 01.02.2016)
54. Leap Confronting Conflicts web-site [Электронный ресурс] URL: http://www.leapconfrontingconflict.org.uk/ (дата обращения: 31.01.2016)
55. Recommended Standards for School-Based Peer Mediation Programs 2007 [Электронный ресурс]// Association for Conflict Resolution web-site/ Model standarts URL: http://www.imis100us2.com/acr/ACR/Resources/Model_Standards/ACR/Resources/Model_Standards.aspx?hkey=315fc2bd-2cac-422b-82bf-b3160b6a1b08 (дата обращения: 31.01.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ