Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвокультурологические особенности концепта «святость» в русском языке (на материале сборника рассказов Архимандрита Тихона «Несвятые святые»)

Работа №135953

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы74
Год сдачи2023
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Концепт как базовая единица лингвокультуры 9
1.1. Определение термина «концепт» 9
1.2. Структура лингвокультурного концепта 15
1.3. Термин «концептосфера» 20
1.4. Классификация концептов 24
1.5. Языковая картина мира и концептуальная картина мира 28
1.6. Представления о религии и святости в русской языковой и концептуальной картине мира 32
Выводы 39
Глава Ⅱ. Концепт «святость» в сборнике рассказов «Несвятые святые» Митрополита Тихона (Шевкунова) 42
2.1. Ключевые понятия практического исследования в русской культуре: святость, дух, душа, духовность 42
2.2. Структура концепта «святость» и принципы классификации единиц, составляющих концепт «святость» в сборнике рассказов «Несвятые святые» 46
2.2.1 Ядро концепта 46
2.2.2 Периферия концепта 49
2.3. Представления о субъекте-святом в русской духовной традиции 52
Выводы 58
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Список словарей 70



Лингвокультурология как наука о взаимоотношениях культуры и языка, базируется на трилогии «язык – сознание – культура». К этой фундаментальной дисциплине обращались В.А. Маслова, В.В. Красных, В.В. Воробьев, Е.И. Зиновьева, В.И. Карасик, И.А. Стернин, А.Т. Хроленко и другие исследования. Лингвоконцептология как раздел лингвокультурологии, является научной дисциплиной, изучающей культурные концепции, определенные в языке (ее основоположник С.Г. Воркачев).
В современном мире анализ значимых национальнокультурных феноменов в национальной концептосфере осознан как одна из наиболее актуальных задач лингвокультурологического направления, обратимся в качестве примера к многотомной «Антологии концептов» под редакцией В.И. Карасика и И.А. Стернина. Кроме того, сегодня люди также в полной мере осознают значение религиозных факторов в формировании и дальнейшем развитии явлений культуры и языковой картины мира. Среди ключевых концептов русской культуры оказываются «рай», «ад» (Антология концептов 2006 3: 107), «Бог», «ангел», «дьявол» и др.
Слово «святость» буквально входит в один семантический ряд со словами «святой», «невинный» и «чистый», отчасти определяется ими, а в теистических религиях перечисленные прилагательные являются основными характеристиками Бога. Как особый феномен святость является одним из центральных понятий религии и культуры.
В современном мире две самые большие христианские конфессии — католическая и православная – в какой-то степени сосуществуют или конкурируют. Феномен святости – правильное понимание образа жизни и реализация состояния обожения является основным как в православной, так и в католической традициях, а поэтому концепт «святость» является базовым в системах религиозного познания обеих христианских конфессий.
Таким образом актуальность исследования обусловлена тем, что во-первых, необходимо рассмотреть проблему изучения семантики лексики, составляющей концепт «святость». Во-вторых, требуется изучить концепт «святость» с точки зрения русской истории и явлений культуры, чтобы понять концепт его структуру, которая оказывает важное влияние на содержание современной русской культуры и на русский язык.
Целью исследования является анализ лингвокультурологических особенностей концепта «святость» в русском языке.
Причем в данном случае необходимо не только понимать лингвистический концепт «святость» исключительно на языковом уровне, но применить междисциплинарный подход, используя данные различных наук – теологии, лингвистики и культурологии.
Объектом исследования являются лингвокультурологические особенности концепта «святость».
Предметом исследования служат ассоциативные связи, концептуальные и ценностные составляющие концепта «святость».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основании анализа теоретических основ исследования уточнить определение коннотативных значений концепта «святость»;
2. Отобрать материал для исследования;
3. Классифицировать отобранный материал;
4. Выбрать подход к описанию функционально-стилистической и эмоционально-оценочной лексики.
5. Проанализировать семантику, функциональные и системные связи концепта «святость» в русском языке.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: метод теоретического описания, компонентный семантический анализ, стилистический анализ, логический анализ словарных дефиниций.
Гипотеза исследования: концепт «святость», являясь религиозным общекультурным концептом, в то же время, в русской лингвокультуре обладает собственными лингвокультурологическими особенностями. По нашему мнению, различия могут проявиться в когнитивной сфере и в компонентах, составляющих концепт «святость».
Научная новизна заключается в следующем:
1. концепт «святость» получает лингвистическое осмысление в лексико-семантическом аспекте с учетом разных областей знания – философии, истории, культурологии, богословия;
2. впервые определяются общие и специфические характеристики концепта «святость» в русской лингвокультуре.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании фундаментально еще не описанного концепта «святость» и анализа концепта «святость» как важнейшего феномена русского языка; данные исследования позволят углубить представления о русской концептологии и вносят вклад в изучение концептуальной картины мира и языковых картин мира.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при составлении спецкурсов по проблемам лексико-семантической и когнитивной лингвистики. Результаты могут быть применены при составлении лингвокультурологических словарей и в процессе преподавания русского языка как иностранного.
Материалом исследования служит сборник рассказов митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и данные Национального корпуса русского языка.
Положения, выносимые на защиту:
1) Концепт – это абстракция, которая формируется в сознании людей. Это выражение, сформированное в результате анализа и обобщения общих существенных признаков того, как люди воспринимают мир.
2) При когнитивном анализе представлений людей о религии было обнаружено, что концепт «религия» понимается как определенное мировоззрение, основанное на вере в Бога, связанное с нравственными понятиями. Существуют разные религии, это национальное явление. Также религия влияет на сознание человека. Святость является одной из основных ценностей религиозной жизни, но представления о ней сильно различаются среди различных групп верующих. В концептуальной картине мира святость является центральным концептом в религии, а вера – основанием религии.
3) Святость – это свойство Бога, характеризующее его отделенность от тварного мира. Святость человека обусловлена той или иной формой его богообщения. Важной характеристикой святого является святость, а ядро концепта святость основывается прежде всего на представлении о том, что святые чисты, возвышенны.
Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование посвящено лингвокультурологическим особенностям концепта «святость» в русском языке, мы использовали сборник рассказов «Несвятые святые» в качестве исследовательского материала для всестороннего анализа феномена святости и его культуры.
Первый этап исследования теоретического определения "концепта" как основной единицы языка и культуры. Сначала мы дали определение концепта и концептосферы. Мы окончательно согласны с точкой зрения Е.И. Зиновьева, она определяет концепт как «смысл, который может существовать в различных формах в нашем ментальном мире, сознании в форме представления, образа, символа или понятия» (Зиновьева 2009: 88). Таким образом, концепт - это абстракция, которая формируется в сознании человека. Что касается концептосферы, процитируем З.Д. Попову: «Концептосферы - это совокупность концептов, достаточно упорядоченная, которая составляет основу его информации»." [Попова, 2007, 26].
После этого мы описываем классификацию и структуру лингвокультурного концепта. Что касается структуры лингвокультурного концепта, мы исследуем и классифицируем структуру концепта на ядро и периферию в соответствии с мнением В.В. Голубевой.
В дальнейшем мы проанализировали языковую картину мира и концептуальную картину мира, которые взаимосвязаны, причем язык представляет собой отдельные элементы концептуальной картины мира. Н.Ю. Мазаева пришла к выводу, что языковая картина мира является частью концептуальной картины мира и и язык не сможет функционировать как средство коммуникации, если он не будет связан с концептуальной картиной мира. "Эта символизация обычно проявляется в создании слов и в средствах коммуникации между словами и предложениями. Язык интерпретирует содержание концептуальной картины мира, связывая слова в речи" [Мазаева 2006:15]. Концептуальная картина мира, конечно, шире и богаче языковой картины.
В конце мы кратко рассмотрели концепты "религия" и "святость" в языковой картине мира русского языка и в концептуальной карте мира. Концепт святость в языковой картине мира значит неприкосновенность; концепт "религия", как мы выяснили из этимологического словаря, слово "религия" не переводится напрямую как религия, но имеет значение, тесно связанное с концептом "религия". Также мы разделили концепт "религия" на девять фреймов на основе контекстуального анализа языковой картины мира. В концептуальной карте мира, где концепт является центральным понятием религии, концепт "религия" понимается как определенное мировоззрение, основанное на вере в Бога, связанное с понятием морали, и религия влияет на сознание человека.
Второй этап исследования основан на исследовании сборника рассказов «Несвятые святые», в котором представлен подробный анализ концепта «святость» в русской культуре. Этот этап работы начался с рассмотрения понятий душа, дух, духовность и святость в концепции религии, анализа и обобщения связей между этими единицами. Затем мы описали структуру концепта «святость» в русской лингвокультуре на основе сборника рассказов «Несвятые святые», где разделили концепт на ядро и периферию по И. Голубевой, а затем перешли к более подробному анализу концепта «святость» в его ядре и периферийных проявлениях. Наконец, мы установили связь между понятиями "святость" и "святой", представив объяснения и обобщения понятия «святой» из трех словарей. Можно сделать вывод, что важнейшей характеристикой признаком святого является его внутренняя качества, связана с любовью к людям, чистотой души, инаковостью, неотмирностью.
В целом, на основе анализа сборника рассказов Архимандрита Тихона «Несвятые святые», признается универсальность образа святого в русской православной культуре. Общий вывод можно сделать: святость есть наиболее конкретное проявление святого и это важное качество святого, в определенном народном понимании важнейшей характеристикой святого являются его внутренние качества, связанные с любовью к человеку, чистотой души. И структура концепта «святость» в его основном смысле во многом основана на представлении о святом как о чистом, благородном и отрешенном от мира человеке. Периферийное понятие святости воплощается в традиционных теоретических представлениях, существующих в народной христианской традиции.
Результаты данного исследования могут быть использованы российскими и иностранными студентами в специализированных курсах по когнитивной лингвистике, а также при изучении русской религиозной культуры при составлении лингвокультурологических словарей и в процессе преподавания русского языка как иностранного.



1. Ангелова М.М. "Концепт" в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – М., 2004. – С. 3-10.
2. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. – М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011. 640 с.
3. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж, 2001. – С. 52–58.
4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. – Воронеж, 2006. – 330с.
5. Брагина Н. Г. Память в языке и культуре. — М.: Языки славянских культур, 2007. – 520 с.
6. Воркачев С. Г. Любовь как лингвокультурный концепт. — М.: Гнозис, 2007. — 288 с.
7. Воробьев В. В. Лингвокультурология. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 340с.
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.: Русские словари, 1997. – 411 с.
9. Горбачук Ю.П. Несколько вопросов, связанных с определением понятия «концепт» // Концепт и культура: материалы II Международной научной конференции. 30-31 марта 2006 г. – Прокопьевск: Полиграф-Центр, 2006. – С. 289-295.
10. Горшкова Т.М., Грушко К.А. Языковая объективация гештальта «Святость» (на материале «Жития Кирилла Белозерского») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), – с. 491–493.
11. Грушко К.А. Яыковая объективация концепта «святость» в русской и английской когнитивных системах(на материале «Жития Кирилла Белозерского» и «Жития св. Колумбана») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (2), – с. 149–153.
12. Дзюба Е. В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре: Монография. Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. — 224 с.
13. Зиновьева Е. И. Лингвокультурология: от теории к практике. Учебник. — СПб. : СПбГУ; Нестор-История, 2016. — 182 с
14. Зиновьева Е.И. Понятие «Концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. 2003. № 2. – С. 35-44.
15. Карасик В.И. Лингвокультурные концепты: подходы к изучению / В.И. Карасик // Социолингвистика вчера и сегодня: Сб. науч.трудов. Изд-е 2-е, доп. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Редкол.: Трошина Н.Н. (отв. ред.) и др. - М., 2008. (Сер. Теория и история языкознания / Гл. ред. сер. Ромашко С.А.). - С.127-155.
16. Карасик В.И., Прохвачёва О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Иная ментальность. – М.: Гнозис, 2005. – 352с.
17. Карасик В.И. , Стернина И.А. Антология концептов. Под ред. Том 1 - Волгоград: Парадигма, 2005 – 352 С.
18. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
19. Колесов В. В. Концептология: конспект лекций, читанных в сентябре - декабре 2010 года. – СПб: Филол.ф-т СПБГУ, 2012. – 168 с.
20. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография / Н. А. Красавский. - Волгоград: Перемена, 2001. – 495 с
21. Кубрякова Е. С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, 2003.- №4 (38). – С. 2-12.
22. Кошарная С.А. Миф и язык [Текст] / С.А. Кошарная. – Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 2002. – 287 с.
23. Лебедева М. Ю. Концептуальное поле «детство» и его репрезентация в русском языке: кандидатская диссертация. – М.:РГБ,2013.– 245с.
24. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 320с.
25. Лукин В. А. Концепт истины и слово «истина» в русском языке (опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) // Вопросы языкознания, No.4. – М.:РАН, 1993. – С. 63-86.
26. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с
27. Мазаева Н.Ю. Языковая и концептуальная картины мира (к теории вопроса) // Известия высших учебных заведений. — Северо-Кавказский регион:Общественные науки, 2006, – С. 14-16.
28. Маковский М.М. Монография «Язык - миф - культура»//Символы жизни и жизнь символов. – М.:Б. и., 1996.– С. 117-126.
29. Максимова С. Е. Концепт «Религия» в когнитивно-дискурсивном аспекте (на материале англоязычных художественных текстов) // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2011. №18 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-religiya-v-kognitivno-diskursivnom-aspekte-na-materiale-angloyazychnyh-hudozhestvennyh-tekstov (дата обращения: 02.06.2022).
30. Малхазова М.И. Лингвокультурология как самостоятельное направление лингвистики // Актуальные вопросы современной науки. 2015. №39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologiya-kak-samostoyatelnoe-napravlenie-lingvistiki (дата обращения: 21.05.2022).
31. Национальный корпус русского языка // URL: http://www.ruscorpora.ru/
32. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. – М.: Флинта : Наука, 2008. – 170с.
33. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. – М.:АСТ : Восток - Запад, 2010. –314с.
34. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж: «Истоки», 2001. – 191 с.
35. Попова З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д.Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1999. – 30с.
36. Поповкин А. В., Поповкина Г. С. Святость как иное повседневной культуры (на примере рассказов «Несвятые святые» арх. Тихона (Шевкунова)) // Известия Восточного института. 2018. № 1. С. 72–84.
37. Подвигина Н.Б. Понятие концепта и концептосферы // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kontsepta-i-kontseptosfery (дата обращения: 24.05.2022).
38. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации / М.В.Пименова. – Кемерово: Графика (Издат.-полигр. Комплекс Графика), 2004. –385с.
39. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. –Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. – С. 58–65.
40. Титова Ю.В. Структура концепта и методы его описания //Вестник УлГТУ. 2010. №4 (52). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-kontsepta-i-metody-ego-opisaniya (дата обращения: 11.05.2022).
41. Успенский Б. А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси / Б.А. Успенский. - М. : Яз. рус. культуры, 2000. – 124 с.
42. Чжан Цянь. Национальные ценности в русской и китайской лингвокультурах. — Екатеринбург, 2016. – 114 с.
Список словарей
1. Большой академический словарь русского языка / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; [ред.: Л. И. Балахонова]. - Москва : Наука ; Санкт-Петербург : Наука, 2004.
2. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров.— 2-е изд., перераб. и доп. Норинт, 2000.
3. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова — изд., «Советская Энциклопедия», М-1966. С198.
4. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. —Изд. 4-е, испр. и доп.Назрань : Пилигрим, 2005.
5. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка".-Издательство:"Азъ".-1992
6. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003.
7. Традиционные выходные данные: Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940. (4 т.)
8. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): проспект словаря / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2010. —338с.
9. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина; Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. - М. : Филол. фак. МГУ, 1996. - 245 с.
10. Философский словарь. — М.: Международные отношения. Дидье Жюлиа. 2000.
11. Этимологический словарь русского тыка. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. — 432 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ