Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гиперкоррекция как причина пунктуационных ошибок в современной речи

Работа №135947

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения гиперкоррекции и вопрос о трудностях русской пунктуации 6
1. 1. Гиперкоррекция как явление 6
1. 2. Типы пунктуационных ошибок и причины их появления 10
1. 3. Пунктуационные ошибки как актуальная проблема в преподавании русского языка в школе 29
Глава 2. Гиперкоррекция как причина пунктуационных ошибок 37
2. 1. Пунктуационные ошибки, возникающие по причине гиперкоррекции 37
2. 2. Результаты социолингвистического эксперимента 49
Заключение 56
Литература 59
Приложение 60

Проблема низкого уровня грамотности населения нашей страны в современном обществе стоит очень остро. Как отмечают эксперты ЕГЭ и учителя школ, самой неразработанной с точки зрения школьной программы и самой проблемной с точки зрения усвоения школьниками является область пунктуации.
Зачастую ошибки допускаются по причине незнания правил или неумения их применять в реальных условиях коммуникации. Но нередки и случаи недостаточного понимания и/или лишь частичного знания вышеназванных правил в сочетании со стремлением писать грамотно. Именно в таких случаях возникает гиперкоррекция (от греч. hyper – над, сверх + коррекция) – «распространение определенных правил языка на те области, где эти правила не действуют»1; «автоматическое следование некоторому запретительному правилу (чаще всего из области произношения), вызванное стремлением говорить правильно, но приводящее к появлению неправильных форм при попытке корректировать свою речь»2. На наш взгляд, данная проблема частотна в современной речи как школьников, так и взрослых людей, и если учитывать особые сложности у тех и других в области пунктуации, представляется чрезвычайно важным рассмотреть этот тип ошибок именно в рамках разговора о пунктуационных ошибках.
Тема трудных вопросов пунктуации разрабатывалась такими исследователями в области филологии, как Валгина Н. С.3, Пахомов В. М.4, понятие гиперкоррекции затрагивалось в работах Петрова С. В.5, Парубченко Л. Б.6, анализ пунктуационных ошибок школьников проводили Никеров А. И.7, Блинов Г. И.8 Но полноценного исследования гиперкоррекции как причины пунктуационных ошибок в российской научной базе еще нет.
Актуальность исследования обусловлена низким уровнем пунктуационной грамотности современных носителей русского языка и слабой разработанностью понятия «гиперкоррекция» в области пунктуации в исследованиях российских филологов.
Новизна работы состоит в рассмотрении явления гиперкоррекции в области пунктуации.
Гипотеза работы. Несмотря на то, что в пособиях по пунктуации гиперкоррекция не указывается как одна из причин пунктуационных ошибок, мы предполагаем, что ошибки подобного рода широко распространены в современной речи и представлены большим количеством типов.
Объект исследования — пунктуационная гиперкоррекция как явление.
Предмет исследования — реализация гиперкоррекции в современной речи.
Цель работы — изучить явление пунктуационной гиперкоррекции на современном речевом материале.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить теоретический аспект проблемы (трудные вопросы пунктуации, причины пунктуационных ошибок, гиперкоррекция);
2) отобрать эмпирический материал для исследования и проанализировать его с точки зрения поставленной проблемы;
3) составить классификацию пунктуационных ошибок, возникающих в современной речи по причине гиперкоррекции;
4) провести социолингвистический опрос и проанализировать его результаты;
В процессе работы были использованы следующие методы: метод сплошной выборки, описательный, экспериментальный методы.
Эмпирический материал составили тексты вопросов, поступившие в Справочное бюро справочно-информационного портала «Грамота.ру» и материалы Генерального интернет-корпуса русского языка (тексты Живого Журнала).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных в результате исследования материалов для совершенствования существующих и составления новых методик преподавания русского языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 70 наименований, и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе было рассмотрено явление гиперкоррекции как причины пунктуационных ошибок в современной речи.
В результате анализа научной литературы было выяснено, что гиперкоррекция — это явление, широко распространенное в современной речи и проявляющееся на всех уровнях языка, но исследованное преимущественно только в рамках орфографии. Этот тип ошибок выделялся еще лингвистами XX в., но активно изучаться стал только в XXI в.
Также было доказано, что на данный момент пунктуационные ошибки являются одними из наиболее распространенных ошибок в речи школьников, что объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения. В связи с этим представляется особенно важным подробно изучать типы пунктуационных ошибок и причины, по которым они возникают.
Было выяснено, что большое количество пунктуационных ошибок имеет вполне объяснимые причины, что дает возможность педагогам выстраивать свою работу так, чтобы сократить их количество. Частой причиной возникновения ошибок этого типа является смешение грамматических фактов.
На первом этапе практического исследования были проанализированы тексты вопросов, поступивших в Справочное бюро справочно-информационного портала Грамота.ру, и материалы Генерального интернет-корпуса (тексты Живого Журнала).
Результатом анализа стала следующая квалификация пунктуационных ошибок гиперкоррекции:
• ошибочное обособление частиц, наречий и союзов (по аналогии с вводными словами и сочетаниями);
• выделение запятыми местоимений 2 лица множественного числа как обращений;
• постановка запятой между однородными придаточными в сложноподчиненном предложении;
• постановка запятой между простыми предложениями в сложносочиненном с общим второстепенным членом или придаточным;
• постановка запятой перед как в случаях, не требующих обособления;
• постановка запятой в предложениях, где придаточная часть усечена до одного союзного слова;
• постановка запятой перед производным предлогом;
• постановка знака не перед союзом или союзным словом, а после него;
• постановка запятой в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным членом.
Наиболее часто встречающейся ошибкой из вышеназванных была признана ошибка, заключающаяся в обособлении частиц, наречий и союзов как вводных слов.
На втором этапе исследования был проведен социолингвистический эксперимент — тестирование. Перед опрашиваемыми стояла следующая задача: в указанных предложениях нужно было поставить знаки препинания там, где это необходимо, и аргументировать выбранную постановку знаков. В тестировании участвовали носители языка в возрасте от 16 до 64 лет, представляющие различные направления обучения и специальности. Отдельно анализировались результаты прошедших тестирование филологов.
Результаты показали, что в речи филологов практически отсутствует большая часть из выявленных ошибок гиперкоррекции, а из имеющихся наиболее распространенной является ошибка обособления союза тем не менее.
Анализ результатов представителей других специальностей показал, что наиболее распространенным типом ошибок гиперкоррекции является обособление лжевводных слов и постановка лишних запятых в предложениях с однородными придаточными.
Таким образом, нам удалось изучить гиперкоррекцию как причину пунктуационных ошибок в современной речи и сделать вывод о том, что ошибки гиперкоррекции очень распространены в речи носителей русского языка и требуют отдельной работы над данным типом ошибок в ходе преподавания русского языка в школе.
При дальнейшей работе с данной темой представляется интересным проанализировать тексты других источников и представить методические рекомендации по работе с ошибками гиперкоррекции для работников учебных заведений.


1. Абакумов С.И. Методика пунктуации. — М.: Учпедгиз, 1954. — 119 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — Москва : ИКАР, 2009. — 446 с.
3. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.: Просвещение. — 208 с.
4. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
5. Валгина Н. С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации. — М., 2004.
6. Генеральный интернет-корпус русского языка [электронный ресурс] — Режим доступа: webcorpora.ru, свободный. (Дата обращения: 15.05.2022 г.)
7. Демиденко Л. П. Речевые ошибки. — Минск: Вышэйш. шк., 1986. — 335 с.
8. Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку 2022, с. 13
9. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. — 486 с.
10. Золотарев С. Причины школьной безграмотности и меры борьбы с нею // Родной язык в школе. — 1926. — № 11–12. — С. 169–187.
11. Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах. — М.: Диалог-МГУ, 1998. — 285 с.
12. Никеров А. И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
13. Осипов Б. И., Галущинская Л. Г., Попков В. В. Фонетические и гиперические ошибки в письменных работах учащихся 3-11-х классов средней школы // Русский язык. — 2002. — №15. — С. 1–4.
14. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: сборник статей из опыта работы / Капинос В. И., Костяева Т. А. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
15. Павлова О. А. Работа над пунктуационными ошибками. — М., 2012. — 144 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ