Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты концепции циркулярной экономики 6
1.1 Причины пересмотра традиционной линейной модели развития экономики 6
1.2 Особенности процессов и бизнес-моделей, лежащих в основе циркулярной экономики 12
Глава 2. Цифровые технологии как драйвер перехода компаний к бизнес-моделям циркулярной экономики 24
2.1 Направления внедрения цифровых технологий для реализации бизнес-моделей циркулярной экономики 24
2.2 Разработка стратегии внедрения цифровых технологий в целях развития компаниями бизнес-моделей циркулярной экономики 32
Глава 3. Апробация стратегии внедрения цифровых технологий для реализации бизнес-моделей циркулярной экономики 42
3.1 Описание бизнес-модели поставщика технологических решений в контексте циркулярной экономики 42
3.2 Апробация разработанной стратегии на примере компании по продаже медицинского оборудования 55
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение 1. Эволюция научной мысли в области циркулярной экономики 67
Приложение 2. Цепочка создания ценности в рамках циркулярной экономики 69
Приложение 3. Отраслевая специфика реализации процессов циркулярной экономики 70
Приложение 4. Барьеры при реализации бизнес-моделей циркулярной экономики 71
Приложение 5. Подход «канва бизнес-модели» 77
Приложение 6. IT-компании в области решений на основе искусственного интеллекта 78
Актуальность перехода к новому типу развития экономики в общем и альтернативным бизнес-моделям в частности прежде всего обусловлена обострением глобальных экологических проблем в современном мире и в связи с этим повышенным беспокойством общества относительно возможных губительных последствий, вызванных этими проблемами. Тем временем, сложившаяся традиционная модель производства и потребления способствует ухудшению экологической ситуации, так как конечным звеном этой модели являются отходы, которые в большинстве своем подвергаются захоронению на полигонах, оказываются на свалках или в результате утечки/санкционированного сброса в водных объектах. При данной линейной модели производства и потребления происходит не только загрязнение окружающей среды, но и потеря ценности первичных ресурсов, которые были затрачены на производство товара.
Циркулярная экономика (или экономика замкнутого цикла), рассматриваемая в качестве альтернативы линейной концепции, наоборот направленна на эффективное использование ресурсов и сохранение их максимальной ценности посредством недопущения образования отходов в их привычном понимании. В циркулярных бизнес-моделях материалы и компоненты отслужившей продукции - это вторичные ресурсы. Считается, что переход к циркулярной экономике будет сопровождаться выгодами экологического, экономического и социального характера.
Для компаний данная трансформация означает пересмотр текущей бизнес-модели линейного типа, и попытку адаптации отдельных процессов или бизнес-моделей циркулярной экономики, что сопровождается определенными барьерами. В свою очередь, цифровые технологии имеют значительный потенциал для реализации и ускорения этого перехода, в том числе за счет преодоления препятствующих барьеров. В настоящее время, в период продолжающихся третьей и четвертой промышленных революций, в частности цифровизации, компании активно используют данные технологии, однако их применение происходит пока в основном в рамках линейной модели (ее оптимизация), то есть компании не осознают в полной мере связь между внедрением цифровых технологий и возможностью повторного использования ресурсов. Однако, цифровые технологии при инновационном подходе к их применению могут способствовать развитию бизнес-моделей циркулярной экономики компаниями и преодолению внутренних и внешних барьеров, возникающих при трансформации к ним.
Цель данной выпускной квалификационной работы: разработать стратегию внедрения цифровых технологий компаниями в целях осуществления перехода к бизнес-моделям циркулярной экономики и применить ее на практике.
Реализация данной цели потребовала решить следующие задачи:
1. выявить ключевые причины пересмотра традиционной линейной модели функционирования экономики в пользу циркулярной, акцентируя внимание на причинах переосмысления компаниями бизнес-моделей, основанных на линейном принципе;
2. проанализировать становление концепции циркулярной экономики в качестве альтернативы линейной модели развития;
3. проанализировать особенности процессов и бизнес-моделей, лежащих в основе циркулярной экономики;
4. выявить и систематизировать ключевые барьеры, затрудняющие трансформацию бизнеса согласно циркулярной модели;
5. проанализировать потенциал внедрения цифровых технологий в целях перехода к циркулярным процессам и бизнес-моделям, выявить основные направления внедрения технологий;
6. на основе анализа теоретических аспектов развития циркулярной экономики и выявленной специфики применения технологий третьей и четвертой промышленных революций предложить стратегию внедрения цифровых технологий для трансформации компаний по альтернативной модели;
7. описать элементы введенной бизнес-модели поставщика технологических решений, способствующих реализации принципов циркулярной экономики компаниями, согласно подходу «канва бизнес-модели» А. Остервальдера и И. Пинье;
8. провести апробацию предложенной стратегии (задача 6) на примере компании, осуществляющей продажу медицинского оборудования.
Объектом данного исследования является теоретическая модель циркулярной экономики.
В качестве предмета исследования выступает специфика внедрения цифровых технологий в целях осуществления перехода компаний на циркулярную модель развития.
В данной работе применяются такие методы исследования, как описание, сравнение, анализ и синтез информации из периодических изданий/Интернет ресурсов, также активно использовались дедуктивный и индуктивный методы, научная абстракция.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Каждая глава включает в себя два параграфа. В первой главе решаются первые три задачи, обозначенные выше. Во второй главе уделяется внимание 4-6 задачам. В третьей главе содержится практическая часть исследования, соответствующая 7 и 8 задачам. В заключении сформулированы результаты исследования по поставленной цели. Объем работы составляет 79 страниц, на которых размещены 14 рисунков, 9 таблиц. При написании работы использовался 59 источников.
В процессе решения задач, поставленных во введении для достижения цели, были получены следующие результаты:
1. выявлены ключевые причины пересмотра линейной модели функционирования экономики (добыча первичных ресурсов → производство товаров →выброс товара), а именно необходимость решения вызванных ею экологических проблем, снижение зависимости экономического роста страны от заложенных природных ресурсов ввиду их ограниченности;
2. сделан акцент на ключевых причинах пересмотра линейных бизнес-моделей, среди которых: внешние причины (давление со стороны правительства, потребителей, партнеров) и внутренние (экономические выгоды от повторного использования ресурсов, встраивание экологических ценностей в корпоративную культуру и позиционирование компании в качестве экологически-ответственного бренда, контролирующего судьбу товара на всех стадиях жизненного цикла);
3. установлено, что эволюция научной мысли в областях, связанных с концепциями устойчивого развития, зеленой экономики, зеленого производства и потребления, предопределила ключевые процессы в основе современной теоретической модели циркулярной экономики, которая понимается в качестве альтернативы линейной модели и ориентирована на обеспечение безотходного производства и потребления; ключевые процессы циркулярной экономики направлены на снижение потребления первичных ресурсов, максимизацию и сохранение ценности материалов/компонентов/продуктов, на изменение паттернов потребления в направлении ухода от владения товаром на праве собственности;
4. установлено, что при трансформации экономики по замкнутому принципу компании играют ключевую роль, так как они могут развить и внедрить бизнес-модели, направленные на поддержание замкнутой цепочки создания ценности, в рамках которой происходит повторное включение материальных потоков в новые циклы производства и потребления (рециклирование);
5. конкретизированы циркулярные бизнес-модели с фокусом на процессах производства (циркулярные поставщики; восстановление ресурсов; продление жизненного цикла продукта), а также на альтернативных владению способах потребления (платформы обмена и совместного использования; продукт как услуга);
6. выявлены важные аспекты, которые необходимо учесть компаниям при реализации циркулярных бизнес-моделей: возможности внедрения совокупности бизнес-моделей для достижения синергетического эффекта; направления сотрудничества и способы его эффективного осуществления; отраслевая специфика внедрения процессов в основе циркулярной экономики; соблюдение требований экологического дизайна при производстве продукции; выбор способа рециклирования товара/компонентов/материалов в конце жизненного цикла, учитывая возможности по предотвращению и сокращению отходов и вовлекаемых ресурсов в принципе;
7. выявлены и систематизированы барьеры, препятствующие реализации циркулярных бизнес-моделей; данные барьеры преимущественно связаны с: недостатком технологий и знаний; поддержанием системы возврата продукции; обеспечением высокой степени информационного обмена между сторонами (партнерами, потребителями); высокими первоначальными инвестициями в оборудование по восстановлению ценности материалов/компонентов/продуктов; барьерами восприятия товара потребителями; постоянностью и качеством поставок; препятствующим законодательством;
8. сделано заключение, что цифровые технологии выступают сильным драйвером, стимулирующим развитие бизнес-моделей циркулярной экономики компаниями, поскольку они способствуют преодолению или минимизации определенных барьеров по всей замкнутой цепочке создания ценности от разработки экологического дизайна продукта до процессов повторного включения отслужившего продукта в новый цикл производства; а именно преодоление (минимизация) следующих барьеров: в области разработки экологического дизайна продукта (выбор материалов и их минимально необходимого количества в составе; модульный дизайн; удобство и эффективность демонтажа); при адаптация производства под новые материалы, осуществлении процессов сортировки и/или демонтажа; в области мониторинга продукта в течение его жизненного цикла и сохранения контроля над ним; низкий информационный обмен и способность к взаимодействию между сторонами;
9. дополнен набор циркулярных бизнес-моделей введением бизнес-модели поставщика технологических решений, выступающего в качестве связующего звена, которое благодаря имеющейся экспертизе может помочь компаниям увидеть в полной мере связь между внедрением цифровых технологий и возможностью повторного использования ресурсов;
10. выявлено, что инновации в текущей бизнес-модели поставщика технологических решений на основе искусственного интеллекта при переориентации предложения на удовлетворение потребностей клиентов, действующих в рамках отраслей с высоким потенциалом развития принципов циркулярной экономики, отражаются в большей степени на элементах «ценностное предложение», «целевые группы потребителей», а также «ключевые бизнес-процессы»;
11. предложена стратегия внедрения цифровых технологий для трансформации компаний по альтернативной модели, которая строится на взаимодействии компании заказчика и компании поставщика технологических решений, направленных на усиление реализации циркулярных бизнес-моделей; ключевыми аспектами в стратегии являются выбор наиболее целесообразной бизнес-модели и соответствующих ей процессов для компании, стремящейся трансформировать текущие линейные операции, а также выбор подходящих конкретным целям технологических решений для внедрения;
12. применив разработанную стратегию, выявлена наиболее целесообразная стратегия реализации принципов циркулярной экономики для компаний, осуществляющих продажу медицинского оборудования (а именно бизнес-модель продукт как услуга), посредством внедрения технологического решения на основе искусственного интеллекта, направленного на прогноз необходимости технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования.
1. Ветрова М. А. Обоснование стратегических и операционных решений предприятий в условиях перехода к циркулярной экономике: диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. – Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2018 – 432 с.
2. Зомонова Э.М. Понятие и принципы «зеленой» экономики / Э.М.Зомонова // АНИ: экономика и управление.Т.5. - 2016. № 1 (14). – С.13-17.
3. Мингалева Ж. А.Идеи устойчивого развития: «яблоко раздора» или платформа для объединения? / Ж. А. Мингалева // Вестник Московского Университета. Серия 6, Экономика. - 2017. № 6. – С. 23-41.
4. Пархименко, В. А. Стреж, В. М. Бондаренко, М. Н. Маркетинг информационных технологий: особенности и инструменты / В. А. Пархименко, В. М. Стреж, М. Н. Бондаренко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. № 5. – URL: https://dis.ru/library/523/32999/ (дата обращения 26.02.2020)
5. Пахомова Н.В. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития / Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер, М.А. Ветрова // Вестник Санкт – Петербургского университета. Сер.5, Экономика. – 2017 – Т33 - №2 – С.244-268.
6. Пипия, Л. К. Дорогокупец, В. С. и др. Искусственный интеллект: цели, задачи и особенности применения / Л. К. Пипия, В. С. Дорогокупец, и др.// Наука за рубежом. - 2018. № 69 – 40 с
7. Ратнер C. В. Циркулярная экономика: теоретические основы и практические приложения в области региональной экономики и управления / C. В. Ратнер // Инновации. - 2018. № 9 (239). – С. 29-37.
8. РАЭК, НИУ ВШЭ. Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект / Исследование РАЭК, НИУ ВШЭ при поддержке Microsoft. – 2019. – 68 с.
9. Спиридонова, Е. А. Управление инновациями: учебник и практикум для вузов / Е. А. Спиридонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 298 с.
10. Andrew J. Hoffman &Susse Georg. Business and the Natural EnvironmentA Research Overview / Andrew J. Hoffman &Susse Georg. – London and New York: Routledge, 2018. – 107 p.
11. Blomsma, F. Pieroni, M. et al. Developing a circular strategies framework for manufacturing companies to support circular economy-oriented innovation / F. Blomsma, M. Pieroni, et al. // Journal of Cleaner Production. - 2019. № 241. – P. 1-17.
12. Bressanelli, G. Adrodegari, F. et al. Exploring how usage-focused business models enable circular economy through digital technologies/ G. Bressanelli, F. Adrodegari, et al.// Sustainability. - 2018. № 10 (639). – 21 p.
13. Bridgens, B. Powell,M.,et al. Creative upcycling: Reconnecting people, materials and place through making / B. Bridgens, M. Powell,et al. // Journal of Cleaner Production. - 2018. № 189. – P.145-154.
14. Casey, D. Sieber, S. Employees, Sustainability and Motivation: Increasing Employee Engagement by Addressing Sustainability and Corporate Social Responsibility / D. Casey, S. Sieber // Research in Hospitality Management. – 2016. vol. 6. № 1 - Р. 69–76.
15. Cobo, S. Dominguez-Ramos, A.Irabien, A. From linear to circular integrated waste management systems: A review of methodological approaches / S. Cobo, A. Dominguez-Ramos, A.Irabien // Resources, Conservation & Recycling. - 2018. № 135. – P.279-295.
...