Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕЛЕСНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КАТЕГОРИИ. 8
1.1 Телесность в феноменологии. 9
1.2 Телесность в семиотике. 15
1.3 Телесность в психологии. 18
1.4 Телесность в социологии и культурологии. 22
1.5 Телесность в РКЛ. Подавление и вытеснение физиологии, акцентирование вопросов духовности. 28
ГЛАВА 2. ДЕКОНСТРУКЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КАТЕГОРИИ ТЕЛЕСНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА СОРОКИНА. 42
2.1 Секс как рождение новой телесности и слияние с другим. Деформации и девиации как знак деконструкции телесности. 42
2.2 Еда и напитки – ресурс, психика, общественные нормы. 60
2.3 Психоактивные вещества. 72
2.4 Импульсы и процессы внутреннего тела, формирующие телесность. 78
2.5 Биологические установки телесности и их изменение. 88
2.6 Завершение телесности, виды смерти и особенности посмертия. 97
2.7 Каннибализм как высшая точка распада классической телесности. 116
Заключение 125
БИБЛИОГРАФИЯ 129
Телесность – совокупность физиологических и ментальных проявлений человека, изучаемая на протяжении многих лет, несмотря на то что данный термин появился во второй половине XX века. Формирование телесности каждого отдельного человека происходит на протяжении всей его жизни, что является репрезентацией аналогичного процесса, происходящего с человеком на протяжении всей его истории. С многоступенчатым переходом современной культуры к метамодерну как к колебанию между модерном (уверенностью, нерушимой верой в доминанту человеческого разума) и постмодерном (тотальной неопределенностью) изучение телесности приобрело особую актуальность [Бурина, Гаврилова 2020:10]. С течением времени данная категория постоянно эволюционирует, обретая новые смыслы, и устойчивость понятий классической телесности, зафиксированных в русской классической литературе, стремительно нарушается как на страницах печатных текстов, так и в окружающей реальности.
Творчество Владимира Сорокина, одного из самых известных современных русских писателей и родоначальника российских традиций постмодерна, с нашей точки зрения, представляет собой наглядную репрезентацию данной тенденции. Полемика вокруг произведений автора не утихает и сегодня, как и вариативность их трактовок, однако аспект человеческой телесности в научных работах до сих пор досконально не изучен.
Актуальность выбранной темы и научная новизна обусловлены отсутствием многогранного анализа данной проблемы в творчестве автора. Категория телесности может затрагиваться исследователями в контексте изучения каких-либо отдельно взятых ее аспектов (таких как, например, изучение специфики изображения еды). Однако не проводился подробный анализ всех аспектов телесности в творчестве В. Сорокина, что наша научная работа и стремится исправить. Существует и множество различных исследований, в которых произведения автора сравнивают с русской классической литературой и стандартами ее поэтики – основной акцент в них, с нашей точки зрения, делается на деконструкции определенных образов или жанров. Именно поэтому мы приняли решение пойти по другому пути, говоря о монументальных различиях поэтики телесности и подкрепляя их основательной теоретической базой. Нам кажется особенно актуальным междисциплинарный характер нашей работы, на стыке между литературоведением, лингвистикой и философией, так как произведения данного автора во многом становятся выражением его философских построений, адекватно раскрывать которые позволяет лишь многоаспектное исследование. В частности, научная новизна выражается и в нашей гипотезе, позволяющей рассматривать произведения В. Сорокина с новой стороны. Эту гипотезу можно сформулировать следующим образом: Владимир Сорокин проводит переосмысление и деконструкцию классической для РКЛ поэтики телесного начала, создавая понятие человека кардинально новой телесности.
Целью работы является подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю понятия «телесность», его специфику в различных научных дисциплинах;
- сравнить различные теоретические школы и подходы, изучающие концепции телесности, выделить общее и различное в их исследованиях;
- вывести перечень критериев и аспектов телесности, важных с точки зрения методологии, используемой в нашей работе, на основании изученных теоретических работ;
- проанализировать традиции изображения различных аспектов телесности в русской классической литературе, чтобы получить материал для сравнительной базы с творчеством В. Сорокина и выявить его деконструкционный потенциал;
- провести анализ заявленного литературного материала в аспекте деконструкции Владимиром Сорокиным традиций классической телесности;
- создать телесную схему человека новой телесности В. Сорокина, подтверждающую достоверность нашей гипотезы и доказывающую ее.
Объектом исследования является природа телесности человека, зафиксированная и интерпретированная в литературных текстах, в то время как механизмы деконструкции классической телесности и составляющие телесности нового человека будут являться предметом исследования.
Материалом исследования являются следующие произведения В. Сорокина: романы «Норма», «Очередь», «Тридцатая любовь Марины», «Сердца четырех», «Роман», сборник романов «Ледяная трилогия» («Путь Бро», «Лед», «23000»), сборники рассказов «Первый субботник», «Пир».
С нашей точки зрения, в данных литературных текстах наиболее ярко проявляются обозначенные в гипотезе тенденции, именно поэтому они стали материалом нашей работы. Мы решили не ограничиваться только романами или только рассказами для наибольшей достоверности нашего исследования и подтверждения нашей гипотезы разнообразными примерами. Подобный выбор материала также позволяет исследованию следовать междисциплинарному подходу, что усиливает общую актуальность работы и ее практическую значимость. Она будет заключаться в возможности использования результатов исследования как в литературоведении, так и в философии, а также в потенциальной возможности использовать данный материал в программе преподавания русской литературы в ВУЗах и в дальнейших исследованиях изменений природы человеческой телесности. Наше исследование также открывает путь для будущего сопоставления полученных результатов с поэтикой телесности Владимира Сорокина в более поздних произведениях его творчества в рамках кандидатской диссертации.
Структура работы определяется поставленными задачами и логикой анализа теоретического и литературного материала; работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических источников.
Первая глава «Телесность: Теоретические подходы к изучению категории» создает теоретическую базу для практического анализа аспектов телесности в литературном тексте и состоит из пяти частей. В первом параграфе мы рассматриваем специфику телесности в феноменологии; во втором параграфе мы анализируем телесность в семиотике; в третьем параграфе мы обращаемся к психологическим трактовкам телесности; в четвертом параграфе анализируется функционирование телесности в концепциях социологии и культурологии, а также выделяются важные для нашего рассмотрения аспекты телесности; в пятом параграфе, на базе полученного теоретического материала, нами рассматривается изображение телесности в РКЛ для будущего сопоставления этих результатов со спецификой изображения телесности В. Сорокиным в литературном тексте.
Вторая глава «Деконструкция и трансформация категории телесности в творчестве Владимира Сорокина» состоит из 7 частей. В первом параграфе мы рассматриваем сексуальный аспект новой телесности В. Сорокина, перечень допустимых норм и отклонений; во втором концентрируемся на влиянии на телесность еды и безалкогольных напитков; в третьем уделяем пристальное внимание рассмотрению роли психоактивных веществ в формировании телесности нового человека; в четвертом подробно рассматриваем импульсы и движения новой телесности; в пятом анализируем биологически предустановленный аспект телесности нового человека и преодоление им тела; в шестом мы изучаем особенности смерти и посмертия; в седьмом, заключительном параграфе, мы рассматриваем специфику каннибализма как высшей точки развития нового человека. В заключении мы на основании полученных в ходе исследования данных выводим характеристику человека новой телесности Владимира Сорокина, что позволяет нам подтвердить нашу гипотезу и получить теоретическую базу для дальнейших исследований в этой области.
Проанализировав все основные особенности произведений Владимира Сорокина в аспекте деконструкции и трансформации человеческого начала, мы можем сделать вывод о том, что они подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Владимир Сорокин деконструирует поэтику телесного начала РКЛ и создает понятие человека кардинально новой телесности.
Чтобы прийти к такому выводу, в первой главе мы изучили историю понятия «телесность», его трактовки в различных теоретических подходах и философских школах. Так, мы выяснили, что для феноменологического, семиотического, психологического и социокультурного подходов является общим определенный набор критериев телесности, который мы использовали для анализа ее поэтики в РКЛ. Рассмотренный нами теоретический и практический материал стал базой для сравнительного анализа с поэтикой телесности Владимира Сорокина, который позволил нам во второй главе доказать заявленную гипотезу, а также создать перечень характеристик человека новой телесности.
«Человек новой телесности» Владимира Сорокина
1. Сексуальная категория – едва ли не любые проявления сексуальности у Сорокина с самого начала обнаруживают негативные коннотации. Главным лейтмотивом становится механистичность секса, несмотря на его детабуизацию в современной автору эпохе. Половой акт изображается часто безлико и без подробностей, его рутина подчеркивается парцелляцией, синтаксическими повторами и примитивной лексикой. Сексом занимаются внезапно и рутинно, без какого-либо оформленного активного импульса или желания. Широко распространяются различные сексуальные девиации, которые становятся нормативными. Таким образом, от игнорирования и «замалчивания» секса русской классической литературой Сорокин переходит к разложению данной категории, переводу ее в рутинные безэмоциональные процессы, и, соответственно, к уходу от человеческой телесности.
2. Категория питания – обычная еда в ее рамках лишается вкуса и запаха, что сочетается с привнесением в текст неутолимого голода, который преследует героев. Бесконечное поглощение стандартной пищи в поэтике Сорокина ни к чему не приводит, так как не может удовлетворить героев новой телесности – происходит переход к поглощению неживой материи, продуктов жизнедеятельности человека, эмоций, пустоты, предметов памяти, идей, так как только подобный акт может насытить. Герои новой телесности начинают с презрением смотреть на обычную человеческую пищу, как в «Ледяной трилогии». Наглядной репрезентацией новых процессов пищеварения становится анормальное поедание фекалий в «Норме», которое свидетельствует о том, что физическое тело нового человека функционирует по другим законам.
3. Психоактивная категория – несмотря на детабуизацию темы в современной автору эпохе, главным импульсом или способом изменения сознания героев Сорокина становится идея преодоления границ человеческой телесности. В противоположность, табак, алкоголь и наркотические вещества на их сознание практически не влияют. Сохраняется общая тенденция не искажения сознания, что было свойственно традиции РКЛ, но его замены или частичной подмены. Таким образом, подобные вещества для человека новой природы становятся лишь подкрепляющими уже существующие стимулы, а не создающими новые.
4. Импульсная категория – нормативное стремление человека к жизни заменяется Сорокиным на стремление к смерти, в этом так или иначе заключается цель любого героя произведений автора, который хочет преодолеть все сковывающие его рамки. Эта позиция противопоставляется остающимся в пределах телесности нормативной, то есть биологическим машинам, лишенным других импульсов, кроме как стремления к ее сохранению. Ритуал способен вывести за рамки телесной схемы, его конечная цель – также смерть, своя или чужая (выражаемая четко планируемым и осознаваемым ритуальным убийством). Ритуал также может быть связан с различными действиями, противоречащими человеческой природе, которая не может провоцировать такое движение и такие импульсы – в таком случае он также становится средством преодоления границ собственной телесности. Для новой телесности характерно изменение парадигмы пассивных и активных процессов, происходящих в теле организма: новое тело способно контролировать любые из них и взывать к ним в любое время, так как больше не ориентируется на биологические законы.
5. Биологическая категория – человек новой телесности может рождаться уже с качествами, обычным людям не присущими. Биологическое тело также можно преодолеть с помощью идеи-импульса, это одинаково легитимно как для самого «существа», так и для окружающих его людей-носителей телесности стандартной. Обычно эти импульсы связаны с алогичными для человека действиями, не заложенными биологической программой. В рамках такого подхода алогичной становится уже стандартная телесность РКЛ, а потому неизменно уступает телесности новой. «Тело» осознает собственную неполноценность и становится человеком новым с помощью акта своей или чужой воли, вырываясь из клетки «мясной машины».
6. Мортальная категория – классификация убийств из РКЛ перестает быть легитимной, так как актуализируются ритуальные убийства и самоубийства, которые несут в себе цель механического преодоления человеческой телесности и ее ликвидации. Самоубийство можно считать наиболее действенным и быстрым актом смены своей природы, так как оно в рамках поэтики Сорокина фактически приравнивается к прямому отказу от предшествующей телесности. При этом уничтожение прочих организмов также приводит к отказу от телесности, но более медленному и требующему больших усилий. Таким образом, смерть становится целью, а человеческая телесность – границей, которую новому человеку необходимо переступить.
7. Каннибалистическая категория – в противовес традициям РКЛ данный вид проявления телесности выходит на первый план, часто означая преображение всех участвующих в этом акте – как активных, так и пассивных участников ждет смена качеств телесности. Мы выделяем самоканнибализм как высшую точку развития человека новой телесной схемы, так как попираются все возможные законы нормативной вселенной, телесность старая пожирает самое себя и приобретает недоступные ранее божественные качества.
Таким образом, в нашей магистерской диссертации проанализирована телесная схема нового человека, продуцируемая через деконструкцию поэтики телесности РКЛ, что и позволяет нам подтвердить нашу гипотезу.
Исходя из полученных результатов, мы можем утверждать, что данная методика исследования будет применима как для рассмотрения тенденций обращения с человеческой телесностью в позднем творчестве Сорокина, так и для аналогичных научных работ с другими произведениями авторов-постмодернистов, создававших свои произведения в условиях прогрессирующей шизоидности современной телесности.
Полученные результаты также допускают использование в рамках программы по литературе филологических факультетов (бакалавриат и магистратура) в формате элективных курсов и производственной практики или же в рамках основного курса в пределах темы постмодернистской литературы и ее тенденций. Все это, а также междисциплинарная природа нашего исследования, позволяет обосновать его практическую значимость и ценность.
Источники
1. Сорокин В.Г. Ледяная трилогия / Владимир Сорокин. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2018. – 800 с.
2. Сорокин В.Г. Норма / Владимир Сорокин. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. – 544 с.
3. Сорокин В.Г. Очередь / Владимир Сорокин. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. – 256 с.
4. Сорокин В.Г. Первый субботник: рассказы / Владимир Сорокин. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2018. – 416 с.
5. Сорокин В.Г. Пир. / Владимир Сорокин. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. – 512 с.
6. Сорокин В.Г. Роман / Владимир Сорокин. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2022. – 640 с.
7. Сорокин В.Г. Сердца четырех / Владимир Сорокин. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. – 224 с.
8. Сорокин В.Г. Тридцатая любовь Марины: роман. / Владимир Сорокин. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. – 448 с.
Литература
1. Арина Г.А. Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. Междисциплинарные проблемы психологии телесности // Материалы межведомственной научно-практической конференции. Из-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2004. – С. 117-128.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
3. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / под ред. Е. Гаповой. – Мн.: Пропилеи, 2000. – С. 297-346.
4. Батлер Дж. Присвоение телом гендера: философский вклад Симоны де Бовуар // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии / сост. Э. Гарри, М. Пирсел; пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2005. – С. 292-303.
5. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук / сост. С.Г. Бочаров. СПб.: Азбука, 2000. – С. 3-226.
6. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. – М.: Тривола, 2000. – 248 с.
7. Биберган Е.С. Рыцарь без страха и упрека: художественное своеобразие прозы Владимира Сорокина // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: Реферативный журнал. 2011. – С. 171-178.
...