Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа информационного общества в России 7
1.1. Обзор теорий и подходов, в которых рассматривается понятие информационного общества 7
1.2. Цифровизация как основа информационного общества. 16
1.3. Технология Blockchain, как информационная технология 45
Глава 2. Эмпирическое исследование модели безопасности данных на основе технологии Blockchain 61
2.1. Анализ нормативно-правовых актов, касающихся технологии Blockchain в РФ 61
2.2. Построение модели применения технологии Blockchain в исполнительных органах государственной власти Санкт-петербурга на основе опыта компании ООО “Торгмастер” 66
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложения 80
Тенденции современного общества демонстрируют стремительные темпы роста в информационном и цифровом пространстве. Всего 20 лет назад мы и подумать не могли, что IT технологии, гаджеты, приложения, различные виды устройств станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и существенно изменят наш образ жизни. Информация стала общедоступна. Теперь храним файлы в облаке, общаемся в чатах и по мобильным телефонам, покупаем вещи в интернете и многое другого.
Все это является результатом технических и технологических прорывов, глобализации экономик и тесной взаимосвязи общества посредством сети Интернет. Инновации происходят каждый месяц. Для нас не является новшеством постоянное усовершенствование используемых гаджетов, мы знает и ждем, что несколько раз в год компании улучшают свою линейку продукции – это стало нормой.
Практика показывает, что информационные технологии используются по широкому спектру направлений, и бесспорно, основная тенденция – это повышение эффективности и производительности.
Но с ростом технологического прогресса произошло увеличение спроса на знания. Информация все больше становится ресурсом, который подпитывает человека каждый день, даже становится своеобразным видом пищи, энергетиком. Это говорит, что мы живем в информационном обществе, а благодаря процессу цифровизации все больше переходим в цифровое.
Социальные и экономические изменения, произошедшие в последние десятилетия, показывают нам, что влияние цифровизации выходит за рамки повседневной жизни. Она охватывает различные аспекты жизни человека. И основой всего этого является четвертая промышленная революция. Именно здесь появилось новое понятие – цифровая экономика, которая тесно связана с IT технологиями, средствами коммуникаций и получения знаний, модернизации производства и улучшения общего уровня жизни за счет инноваций. Другое понятие цифровой экономики - Индустрия 4.0
Тенденция развития информационных технологий отражается на экономики. IT индустрия широко охватывает все отрасли бизнеса, что ведет к росту внимания со стороны государства и общества в целом. Рост продуктивности в экономике напрямую связан с цифровизацией. На практике доказана положительная зависимость между интенсивностью использования ИТ и ростом производительности
Согласно проведенным ранее исследованиям, 26 использующих информационные технологии индустрий составили 66% от всех индустрий, которые показали рост производительности; 2 производящих информационные технологии индустрии составили 16%. 33 оставшиеся индустрии — только 8%.Можно сделать вывод, что сферы, связанные с IT технологиями наибольшим образом повлияли на скачок производительности в последние годы. [1]
Цифровая трансформация помогает людям и организациям переосмыслить работу и личную жизнь. Цифровизация дает возможность городам и странам реализовать безопасную и устойчивую жизнь общества, является центральным элементом того, что все чаще называют четвертой промышленной революцией, о чем свидетельствует наше растущее понимание того, как внедрять технологии в физическую и биологическую сферы, работа на генном уровне. Темпы этого изменения исторически беспрецедентны. Предприятия должны адаптироваться и изменяться для того, чтобы предлагать своим потребителям необходимые услуги и обеспечивать основу для будущего роста. Современный мир постоянных изменений требует отточенного мастерства следовать тенденциям. Если ты способен к внутренним преобразованиям, ты остаешься в рынке При этом и правительство должно становиться более ориентированными на своих граждан способствуя тем самым улучшению качества жизни для всех.
Информационные технологии позволили гражданам интенсивно использовать инструменты, благодаря которым происходит более тесное взаимодействие с другими членами общества, бизнесом, органами государственной власти. Образовался новый информационный институт более продуктивного обмена информацией между государством и его гражданами.
Публичность информации имеет две стороны. Но неизменным остается факт, что это в большей степени повышает прозрачность государственных органов и предприятия, а также снижает риски, связанные с отсутствием информации.
Разговоры о технологии блокчейн идут уже больше 10 лет, но широкого распространения еще не получила. Рынок и массовое развитие все еще находится в зачаточном состоянии. Тенденция може сместиться в сторону роста в ближайшее время, т.к. крупные IT компании стали активно использовать эти алгоритмы в своих продуктовых решениях. В таком ключе есть большая вероятность, что блокчейн станут рассматривать как одну из альтернатив нынешним информационным технологиям. Алгоритмы, распределяющие информационные потоки позволят увидеть государственные и частные услуги в новом спектре, что положительно скажется на продуктивности, безопасности и контроле всех информационных потоков.
В России правительство поставило глобальные цели по преодолению текущей планки развития и переходу сторону цифровой экономики в каждой точки нашей обширной страны до 2024 года. Выработан план по модернизации государственных департаментов путем новейших технологий, что трансформирует все основные отрасли: здравоохранение, образование, банковский и энергетический сектор, и другие[1].
Согласно последнему исследованию Digital Planet 2017, [2] на основе текущего состояния и темпов роста цифровой экономики, к развивающимся странам со значительными успехами в развитии цифровизации специалисты причислили и Россию. В отдельном рейтинге перспективных стран Россия заняла 5 место (см. рисунок 1).
Объективно получается, что успешность к внедрению технологий на национальном уровне зависит от проработанной государственной политики. Специалисты отмечают, что наиболее перспективное направление – это технология по распределению реестра данных блокчейн.
Любые транзакции, сделки, персональные данные необходимо записывать, хранить и защищать, что особенно важно на уровне страны. Часто стали всплывать факты утечки данных даже у самых крупных компаний государственного и частного сектора, поэтому блокчейну прогнозируют большие перспективы.
Надо понимать, что блокчейн – это именно технология по хранение, учету и защиты данных от внешнего вмешательства. Данную наработку можно формировать в бизнес-модель вокруг который формировать и изменять устоявшиеся бизнес процессы.
Согласно аналитическому исследованию Grand View Research, рынок блокчейна к 2024 будет оцениваться в $ 7740 млн. С 2015 года скачок произойдет более чем в 15 раз с $ 509 млн
Актуальность данного исследования определяется необходимостью применения новых информационных технологий, в том числе в органах государственной власти Российской Федерации, для стабильного хранения всей имеющейся информации, а также защиты от утечки и миграции данных.
Целью ВКР является создание модели применения технологии Blockchain в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, как технологии повышающей безопасность и эффективность их работы.
Для осуществления поставленной цели, поставлен ряд задач, а именно:
• Провести обзор литературы и теорий, посвященных информационному обществу для понимания подходов, которые могут быть использованы для проведения анализа
• Описать процессы информатизации и цифровизации общества для понимания контекста, в котором существует государственное управление, а также в котором оно претерпевает изменения.
• Выявить основные тенденций изменения государственного управления в России
• Охарактеризовать нормативно-правовую базу, касающуюся технологии Blockchain
• Описать возможности Blockchain, как информационную технологию для исполнительных органов власти Санкт-Петербурга.
• Построить модель применения технологии Blockchain исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Объектом исследования является государственное управление в информационном обществе, предметом — модель применения технологии Blockchain, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
В основе методологических оснований лежит принцип системности и институциональный подход. Методы, которые будут использованы в работе — это анализ нормативно-правовых документов, метод экспертного интервью, описание и построение модели безопасности на основе готового решения IT компании.
Работа состоит из двух частей. Это теоретико-методологические основания анализа информационного общества в России и эмпирическое исследование модели безопасности данных на основе технологии Blockchain.
Результаты данного исследования будут полезны для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с целью применения и внедрения современной технологии консолидации, хранения и защиты данных.
Подводя итоги работы, можно сказать, что общество не только интенсивно пользуется информационными технологиями, но и слилось с ними образовав симбиоз во всех сферах жизни. Каждое действие в том или ином смысле пропитано IT структурой.
Процесс информатизации и цифровизации общества положительным образом влияет на эффективность использования и распределения ресурсов, позволяя достигать наибольших результатов деятельности. Расстояние между обществом и государством неумолимо сокращается, рождая новые способы коммуникации.
Среди огромного инновационного потока особое место начинает занимать технология Blockchain, которая была рассмотрена в ходе работы. Она является современным и удобным инструментом для учета, хранения и безопасности данных. Также внедрение информационных технологий помогает всегда по-новому взглянуть на работу в целом, увидеть привычную картину в новом свете.
Многочисленные IT сообщества все больше развивают тему безопасности с использованием блокчейн технологий. Выпускается литература, проходят дискуссии и обсуждения о необходимости защиты данных в современном мире, таящем много угроз. Наше государство все активнее проявляет инициативу перехода в новый век цифровых информационных технологий по всей стране. Одной из главных дискуссий 2019 года стала площадка на X Гайдаровский форуме в Москве. В Санкт-Петербурге внедряется инициатива «Единая карта Петербуржца», которая значительно упростит жизнь простых граждан.
Преимуществом алгоритма блокчейн является метод консолидации информации, который позволяет успешно хранить версии всех измений, при этом имея сложную внутреннюю структуру, надежно защищая данные от утечки.
В ходе работы я убедился, что технология Blockchain действительно можно использовать как информационную технологию в государственном управлении. Данная наработка имеет большой спектр возможностей по работе с данными. Можно работать как в публичной плоскости, где код будет общедоступным, так и в частном секторе. Для структур государственного управления данная технология позволяет консолидировать и шифровать большой объем данных с гарантией безопасности. Данные базы позволяя в дальнейшем проводить анализ и выявлять тенденции и изменения по интересующим направлениям.
Хотя правовая основа еще сформирована, правительством уже поставлена цель внедрить понятие блокчейн на законодательном уровне. Это позволит в дальнейшем регулировать деятельность участников и следовать определенным правилам.
Поставленная цель работы выполнена: создана модель применения технологии Blockchain в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, которая повысит безопасность и эффективность их работы. За основу была взята линейка продуктов защиты и хранения данных от компании Майкрософт.
Результатом разработки и внедрения данной системы станет повышение эффективности хранения данных, прозрачность работы с файлами и документооборота в целом, сокращение временных издержек за счет единой системы контроля, гарантия безопасности любого вида информации, а также повышение эффективности работы отделов за счет системной структурированности файлов. Разработаны матрицы отображения информации для наглядной визуализации и качественного управления системой.
Были выработаны следующие рекомендации по улучшению системы, которые должны быть учтены при разработке своего продукта безопасности данных:
• Возможность совместной работы с защищенными файлами;
• Способность настраивать доступ группе пользователей на конкретный файлы/папки. В системе Майкрософт доступ дается на все файлы, а затем оставляется только нужные;
• Разработка программного алгоритма для полного автоматического распределения доступа;
• Возможность в самой системе запрашивать доступ к требуемым файлам у руководителя с описанием почему сотруднику нужен этот файл;
• Создание системы коммуникации и передачи данным по защищенным каналам, исключая работу в мессенджерах и похожих приложениях.
Поставленные в начале работы задачи также выполнены. Сделан обзор теорий, посвященных информационному обществу и его осмыслению, как нового шага развития. Кратко были рассмотрены основные теории цифровизации, сделан акцент на институциональной теории, которая ближе всего к социологическому полю интересов.
Проанализирована правовая часть, которая регулирует понятия и взаимодействия информационном и цифровом обществе. Рассмотрен опыт зарубежных стран по внедрению и урегулированию технологии блокчейн.
Процессы информатизации и цифровизации общества также освещены, они помогли понять контекст, в котором существует современное государственное управление, а также проследить причины его изменений — и сами эти изменения, в их взаимовлиянии с различными институтами общества. Также были выявлены некоторые особенности развития и тенденции рынка IT услуг, который является одним из ведущих направлений в современной экономике, ведь сами термины информационное общество и информационные технологии показывают взаимную связь данных явлений.
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
2. Распоряжение Правительства РФ О государственной программе Российской Федерации
3. «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» от 15 апреля 2014 г. №313
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
7. Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ о «О науке и государственной научно-технической политике»
8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
9. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 07.09.2016 № 486 «Об утверждении методики расчета показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме»
10. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года № 21-рп «Об утверждении Концепции информатизации Санкт-Петербурга до 2020 года
Книги
11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 1999.
12. Масуда Й. На пути к новому этапу становления общества / Й. Масуда, США: ЭПИ. М., 1983, № 6.
13. Masuda Y. The Informational Society as Post- Industrial Society. World Future Society. – 1981. –33 с.
14. Тоффлер Э. Столкновение с будущим. (Отрывки из книги) / Э. Тоффлер, Иностранная литература. 1972. № 3. 228-249 с.
15. Смолян, Г.Л. Человек и компьютер / Г.Л. Смолян. – М. : Политиздат, 1981. – 192 с.
...