Данная работа посвящена анализу творчества художников семьи
Гольбейнов – Ганса Гольбейна Старшего (ок. 1465 -1524), Зигмунда Гольбейна
(ок.1470-1540) и Амброзиуса Гольбейна (ок.1494 – ок. 1519) – немецких
живописцев и рисовальщиков эпохи Возрождения.
В конце XV столетия в Аугсбурге расцвела мастерская Ганса Гольбейна
Старшего – одна из самых значительных мастерских в Южной Германии. В
мастерской знаменитого гравера и живописца Ганса Гольбейна Старшего
работал его младший брат – Зигмунд, а также получили разностороннее
художественное образование сыновья – Амброзиус Гольбейн и его младший
брат, выдающийся портретист Ганс Гольбейн Младший.
Работы художников, вышедших из семьи Гольбейнов вызывали и
продолжают вызывать атрибуционные споры. Михаил Яковлевич Либман
пишет: «Закономерно то, что работы Ганса и Амброзиуса вначале тонут в
продукции всей мастерской. Столь же закономерно и то, что ряд произведений
до сих пор приписываются то Гансу-старшему, то Амброзиусу, то Гансумладшему и даже Зигмунду Гольбейну, брату старшего Ганса».1
Зигмунд Гольбейн родился в Аугсбурге около 1470 года. С 1501 года по
1509 год художник работал в мастерской Ганс Гольбейна Старшего. К
сожалению, ни одна из работ Зигмунда не подписана и не существует
документов, подтверждающих его авторство. Поэтому говорить о его
творчестве можно, основываясь на произведениях, приписываемых ему по
стилистическим соображениям. О жизни Зигмунда известно также очень мало,
точно мы знаем только, что он умирает в Берне в 1540 году.
Какие выводы можно сделать о творчестве художников семьи
Гольбейнов? Во-первых, работа над заказами в мастерской выполнялась сразу
несколькими художниками, одним из них был Зигмунд Гольбейн. Во-вторых,
в мастерской Ганса Гольбейна Старшего вырабатывается определенный
стиль. В ранних работах чувствуются позднеготические черты в композиции
и перспективном построении, проявляется особый интерес к изображению
людей: выразительные жесты и мимика, необычные костюмы и головные
уборы.
Рассмотрев приписанные Зигмунду произведения, можно сделать
вывод, что художник использовал разработки мастерской в построении
композиции и иконографии. В живописи Зигмунда ощущается
позднеготический дух: традиционность в изображении человеческих фигур и
построении пространства. Стиль Зигмунда от стиля Ганса Гольбейна
Старшего отличает яркий локальный колорит, построенный на сочетании
двух-трех цветов. Тщательный подготовительный рисунок Гольбейна
Старшего уступает место живописности, манера исполнения Зигмунда
кажется более динамичной: линия контура живо очерчивает объемы, в то
время как внутренний рисунок практически отсутствует. При этом фигуры
тяжеловесны и устойчивы, мастер стремится к пластичности в трактовке форм
в сравнении с аристократичной утонченностью фигур в работах Ганса
Гольбейна Старшего.
Говорить о самобытности стиля Зигмунда очень сложно, во-первых,
потому что сохранилось крайне мало произведений, а те, что сохранились
оказались под слишком сильным влиянием мастерской. Кроме того, из-за
немногочисленности приписываемых Зигмунду работ нельзя сделать вывод о
возможной эволюции его стиля – все работы, рассматриваемые нами, были
созданы около 1500 года.
Определить место Зигмунда Гольбейна в мастерской все еще
представляется актуальной научной задачей. Прежде всего, потому что несовсем понятно, как разделялись работы между сотрудниками. Во-вторых, для
того, чтобы говорить о доле участия Зигмунда в работах мастерской,
необходимо выяснить больше о творчестве Леонарда Бека, который также
работал в мастерской. Тем не менее, учитывая, что композиции четырех досок
«Страстей» Зигмунда практически буквально воспроизводят «Эпитафию
сестер Веттер» 1499 года, можно предположить, что «Эпитафия» была
выполнена Зигмундом Гольбейном. Говоря об участии Зигмунда в работе над
Доминиканским алтарем в Франкфурте-на-Майне, на основе стилистического
анализа мы приписываем художнику все створки с изображением Страстей,
кроме сцен «Бичевание» и «Воскресение».
Кроме того, обнаруженная в Аугсбурге серия рисунков с изображением
«Страстей» и «Жизни Марии» нами приписывается Зигмунду. Важно
отметить, что в отделе рисунков Государственного Эрмитажа был найден
рисунок «Смерть Марии», являющийся точным повторением аугсбургского
рисунка. Единственное, что их отличает – манера исполнения. В эрмитажном
рисунке изображение предельно детализировано, значение контура
увеличивается по сравнению с аугсбургским. На наш взгляд, эрмитажный
рисунок был создан первым и является работой Ганса Гольбейна Старшего.
Учитывая это, можно, предположить, что вся серия, обнаруженная в
Аугсбурге, по всей видимости, восходит к рисункам Ганса Гольбейна
Старшего.
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными
духовными и интеллектуальными движениями / общ. ред. В. Н.
Гращенкова. М., 1973.
3. Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского
Эрмитажа. 2-е издание. М., 1997.
4. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934.
5. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 2009.
6. Виппер. Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2010.
7. Герси Т. Шедевры немецкого Возрождения. М., 1984.
8. Гершензон-Чегодаева H.M. Искусство Германии // Всеобщая история
искусств. Т. З. М, 1962. С. 368-414.
9. Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет XV века. Его истоки и
судьбы. М., 1972.
10. Гершензон-Чегодаева Н. М. Возрождение в немецком
искусствеРенессанс. Барокко. Классицизм: проблема стилей в
западноевропейском искусстве XV-XVII веков. /отв. ред. Б. Р. Виппер и Т.
Н. Ливанова. М., 1966. С. 85-110.
11. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М., 2013.
12. Горелов Н. Великие некроманты и обыкновенные чародеи. М, 2006.
13. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
14. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Пер., вступ. статья и коммент. Ц. Г.
Нессельштраус. М.; Л., 1957.
15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., 1986.
16. Котельникова Г. М. Образ пространства в немецкой гравюре//Природа в
культуре Возрождения. Сб. статей под ред. Л. М. Брагиной. М., 1992. С.
175-187.
17. Либман М. Я. Живопись и рисунок Германии и Австрии XV-XIX веков:
Выставка из фондов Государственного музея изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина, других советских музеев и частных собраний. М., 1963.18. Либман М.Я. Искусство Германии XV и XVI вв. М.,1964.
19. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972.
20. Либман М. Я. Немецкая живопись в музеях Советского Союза. Л.,1972.
21. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи
Возрождения. М., 1991.
22. Мезенцева Ч.А. Искусство Германии XV-XVIII вв. Очерк-путеводитель.
М.,1980.
23. Немилов Н.А. Ганс Гольбейн Младший. М, 1962.
24. Немилов А.Н. "Портрет молодого человека" (1518 г.) работы Амброзиуса
Гольбейна в контексте творчества младшего поколения семьи
художни¬ков // Эрмитажные чтения памяти В.Ф. Левинсона-Лессинга:
[Кратк. содерж. докл.]. СПб, 1997. C. 6-8.
25. Никулин Н.Н. Детали картин Эрмитажа. Пейзаж в западноевропейской
живописи XV-XVI вв. Л.,1959.
26. Никулин Н.Н. Детали картин Эрмитажа. Западноевропейская живопись
XV-XVI вв. Л., 1962.
27. Никулин Н.Н. Немецкая и австрийская живопись XV-XVI вв. //
Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи.
Научный каталог в 16-ти томах. Т. 14. М., 1987.
28. Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. Л., 1989.