Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом
1.1. Педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
1.2. Особенности общения младших школьников
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности
Заключение
Библиографический список
Приложение
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие у учащихся таких компетенций, которые способствовали бы самореализации его личного потенциала. То есть школьник, обладая правом являться субъектом образования, кроме знаний, должен овладеть универсальными учебными действиями, которые определят его готовность к жизни в современном обществе.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций входят информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» (Концепция..., 2002).
Одна из задач модернизации образования заключается в обновлении форм, методов для повышения качества обучения. Как сказано в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения), современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Значительный вклад в исследование проектной деятельности младших школьников внесли такие педагоги как В.М. Заславский, С.В. Егоркина, Ф. Гузеев и др. Проектное обучение, по их мнению, поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. На сегодняшний день значительный вклад в исследование этой проблемы внесли такие выдающиеся педагоги как: А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Гончаров, А.С. Ма-каренко, Ф.Ф. Королев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин. В своих работах они раскрывают особенности формирования общительности, коммуникативной компетентности.
Несмотря на большой научный интерес к проблеме общения исследований по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности у младших школьников недостаточно. Это противоречие побудило нас к выбору темы «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия повышения эффективности процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий:
- систематическое включение школьников в групповую и парную работу над проектом во внеурочной деятельности;
- обеспечение ситуации успеха в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности;
- обеспечение понимания младшими школьниками логики проектной деятельности через погружение их в работу над проектом.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом;
- проанализировать особенности общения детей в младшем школьном возрасте;
- охарактеризовать и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности;
- реализовать программу формирующего эксперимента по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности.
Методы исследования: методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, методы обобщения, классификации и сравнения.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вязовская средняя общеобразовательная школа». Краснояружского района, с. Вязовое.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, сформулирована проблема исследования, поставлена цель работы, определены объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрыты педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, особенности общения младших школьников, педагогические условия формирования коммуникативных УУД младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности и анализ результатов экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Библиографический список насчитывает 77 источников. В приложении даны данные экспериментальной работы.
На сегодняшний день актуальной задачей для учителей начальных классов является развитие коммуникативных УУД, которые понимаются как система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в совместной деятельности, актуализирующих социальные отношения и индивидуально психологические взаимоотношения. Поступая в школу, у детей меняется круг общения, появляются новые друзья, учитель, который становится авторитетным взрослым для школьника, меняются темы общения и его содержание со сверстниками, учителем и родителями. Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
В этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым младший школьник будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.
Изучение и анализ литературы по данной теме позволил выяснить многогранность этой проблемы в науке. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. На сегодняшний день значительный вклад в исследование этой проблемы внесли такие выдающиеся педагоги как А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Гончаров, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин в своих работах раскрывают особенности формирования общительности, коммуникативной компетентности. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что главными условиями формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников ученые выдвигают следующие:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень формирования КУУД у младших школьников. Он определялся с помощью педагогического наблюдения и диагностических методик. Результаты констатирующего этапа эксперимента таковы: 40 % учеников данного класса имеют высокий уровень развития КУУД, 40 % средний уровень и 20 № обучающихся имеют низкий уровень развития КУУД.
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников обеспечивалось в ходе формирующего эксперимента системой действий, направленных на создание и реализацию условий гипотезы:
- систематическое включение школьников в групповую и парную работу над проектом во внеурочной деятельности;
- обеспечение ситуации успеха в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности;
- обеспечение понимания школьниками логики проектной деятельности через погружение их в работу над проектом.
В процессе формирующего эксперимента были обучающимися выполнены три проекта на интересующие их темы: «Страсти по шоколаду», «По¬чему светят светлячки» и «Почему идёт дождь». В ходе выполнения проектов обучающихся были сформированы микрогруппы по их собственному желанию, за счет чего работа в группе шла слажено и бесконфликтно. Выполнение заданий требовало от обучающихся умений договариваться, находить общее решение, помогать и сотрудничать друг с другом. Именно в ходе групповой работы создаются благоприятные условия для формирования у младших школьников коммуникативных УУД.
Включение младших школьников в работу над проектом и полное погружение в неё помогает им осознать значимость совместной работы, последовательность действий при решении проблемы, оценить свой вклад в получение общего продукта, проявить инициативу, обучаться руководить и подчиняться, налаживать сотрудничество, овладевать умениями бесконфликтно¬го общения. В процессе выполнения проектов каждому нашлось интересное дело, а самостоятельный выбор партнеров по проекту создал ту самую ситуацию успеха, которая является педагогическим условием формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Формирующий этап эксперимента завершился контрольным наблюдением, которое показало, что 66,6 % учеников данного класса имеют высокий уровень развития КУУД, 33,3 % средний уровень, а обучающиеся, ранее имевшие низкий уровень развития КУУД перешли на более высокий уровень.
Мы заметили, что у младших школьников стали ярче проявляться умения и желания сотрудничать друг с другом и с учителем. Коллектив заметно сплотился, стало меньше конфликтов.
Экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутых нами педагогических условий и позволила сделать вывод, что реализация проектной деятельности во внеурочной работе является одним из мощных факторов развития личности младшего школьника в целом и формирования
1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности// Общение и оптимизация совместной деятельности./Г.М. Андреева. - М.: «Просвещение» - 1985. - С.147-149.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли /А.Г. Асмолов. - М.: «Просвещение». -2011. - 159 с.
3. Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности/ А.В. Батыршев. - М.: Изд. центр «Академия» - 1998. - С.136-189
4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе./Н.В. Белобородов - М.: Аркти, 2006. - С. 45-48.
5. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная школа. - 2005. - №6. - С. 21-22.
6. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина// Вопросы психологии. - М.: Просвещение - 2010. - № 2. - С.149.
7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: Академия, 2000, - С. 124-129.
8. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе/ П.А. Васильченко// Начальная школа. - 1993.- №4. - С.57-59.
9. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода // Начальная школа. - 2007. - №14. - С. 21-24.
10. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников/ Г.И. Вергелес. - М.: Просвещение - 1989. - С.56-58.
11. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 211 с.
12. Воробьева О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О.Я. Воробьева.- М.: Учитель - 2008. - 144 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика:Пресс - 2002.- С. 263-269.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 233 c.
15. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В. Гри-горьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 c.
16. Гришанова И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников/И.А. Гришанова. - М.: Просвещение - 2005. - С.54-57.
17. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - №6. - С. 23-24.
18. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении/В.В. Давыдов. - М.: Педагоги¬ка - 1972. - 424 с.
19. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология /Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.
20. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса // Сб. научн. ст. / Калинингр. ун-т. - 2000. - С. 25-27.
21. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе/ Н.И. Дереклеева. - М.: Просвещение - 2005. - С.124-130.
22. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д., 2005. - С. 145-148.
23.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников //Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 31.
24.Золотова А.В. Коллективная работа на уроках/ А.В. Золотова// Начальная школа. - 1989. - №10-11. - С.34-38.
25. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 15¬17.
26. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурмен- ская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность/Н.В. Клюева - Ярославль: Академия развития - 2001. - 458 с.
28. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы //Начальная школа. - 2006. - №1. - С. 11-13.
29. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава/ Л.В. Кудрявцева // Начальная школа. - 1990. - №11. - С.47-53.
30. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей/ Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение - 1993. - С.56-67.
31. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 464 с.
32. Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста /Ю.Л. Левицкая //Справочник педагога психолога. - 2011. - №1. - С.41-49.
33. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. - М. , 1975.
34. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке /Х.Й. Лийметс. - М.:Знание -1975. - С.30-34.
35. Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения/ Х.Й. Лийметс. - М.: Просвещение - 1987. - С.94-98.
36. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И. Лисина. - М. : Педаго¬гика - 1986. - 140 с.
37. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И. Лисина - СПБ.: Питер, 2009. - 320 с.
38. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Б.Ф. Ломов. - М.: Просвещение - 1976. - С.235-236.
39. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх/А.А. Максимова// Начальная школа. - 2005.
- №1. - С.30-34.
40. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников /Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко: Вентана-Граф - 2007. - 112 с.
41. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова. - Псков. ПГПУ - 2005. - 188 с.
42. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности /Т. Новикова // Народное образование. - 2000. - №7. - С.19-23.
43. Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 100 с.
44. Пахомина Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей студентов педагогических ВУЗОВ./Н.Ю. Пахомина
- М.: АРКТИ. 2003. - 110 с.
45. Пахомина Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала «Методист» /Сост. Н.Ю. Пахомина. - М.: АМК и ПРО, 2004. - 43 с.
46. Пахомина Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю. Пахомина //Учитель. - 2000. - №4. - С. 15-19.
47. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком/ В.А. Петровский. - М.: Просвещение, 1993-191с.
48. Позднякова Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников /Е.В. Позднякова // Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 23 - 25.
49. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Е.С. Полат - М.: Просвещение, 1998. - 142 с.
50. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. /К.Н. Поливанова - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
51. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника /Е. Постникова // Сельская школа. - 2004. - №2. - С. 14-16.
52. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. /Под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
53. Резниченко М.А. Трудности взросления младшего школьника/М.А. Резниченко// Начальная школа. - 1998, №1. - с. 25-30.
54. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников/Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение - 2000. - С.245-247.
55. Ромашина С.Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия /С.Я. Ромашина //Начальная школа. - 2005. - №2. - С.71 - 73.
56. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения /В.В. Рубцов. - М.: Просвещение - 1987. - С.78-89.
57. Рыжова Н.А. Экологический проект: Ядовитое растение /Рыжова Н.А.// Начальная школа. - 1997. - №4. - С.48-52.
58. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К. Селевко // Народное образование. - 1998. - № 4. - С. 26-28.
59. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе /Н.А. Семёнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - Вып. 11.
60 . Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев - М.: Академия, 2005. - 36 с.
61 . Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Си-денко // Завуч. - 2003. - №6. - С. 19-24.
62. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - 2-е изд. / Д.В. Смирнов, В.А. Горский, А.А. Тимофеев - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
63. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках окружающего мира / Ю.А. Соколова // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 21-22.
64. Солдатова З.М. Использование проектного метода обучения на уроках. / З.М. Солдатова - М.: Просвещение, 2009. - 41 с.
65. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей./ М.А. Ступницкая, Ярославль: Академия развития, 2008. - 121 с.
66. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятель-ности/ Т.В. Сытенко //Школьные технологии/ - 2006. - №7.- С.32.
67. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству /Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1993. - №3. - С.86.
68. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении /Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг - 1993. - 263 с.
69.Чаркова Ф.В. Обучение общению/Ф.В. Чаркова // Начальная школа. - 2008. - №6. - С. 38 - 42.
70.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя/ И.М. Чередов. - М.: Просвещение - 1988. - С.160.
71.Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / Чечель И. // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3-10.
72.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / Чечель И. // Директор школы. - 1998. - №3. - С. 11-16.
73. Шипицына Л.М. Основы коммуникации /Л.М. Шипицына. - М.: Просвещение - 1995. - C.154-156.
74. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению /Л.А. Шустова //Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - с.86-88.
75. Щиголева Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников /Н.В. Щиголева// Начальная школа. - 2000. - №10. - С. 57 - 59.
76. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания./И.М. Юсупов, - Казань: Таткнигоиздат, - 1991-192 с.
77. Янченко И.В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе /И.В. Янченко // Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С.17-19.