Введение…………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. История, теоретические и практические аспекты международного фестивального движения
1.1. Понятие «фестиваль» в современных гуманитарных исследованиях……………....10
1.2. История развития фестивального движения. Типология современных фестивалей
1.3. Роль фестивалей в международном культурном обмене…………………………….29
Глава 2. Фестиваль как форма культурного сотрудничества между Петербургом и странами Северной Европы
2.1.Фестивали скандинавских стран на пространстве Санкт-Петербург……………….36
2.2 Петербургская культура на фестивалях в странах Северной Европы
Заключение
Список использованных источников и литературы
На сегодняшний день, в современной системе международных отношений существует ряд факторов, которые прямо влияют на выстраивание взаимоотношений между государствами мира. Наряду с экономическими, политическими, экологическими и прочими аспектами особое место отведено культурным связям.
«Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет таким образом важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком, на котором может быть построена вся система международных отношений». Таким образом, из данного утверждения мы можем понять, что культурное сотрудничество является неотъемлемым процессом в диалоге, как по государственной, так и не по государственной линии. Очевидно, что культурный обмен, как и другие виды сотрудничества имеет свои собственные формы. Сегодня мы можем привести ряд основных форм его проявления среди них: гастрольная, выставочная деятельность, обмен в научной и образовательной сфере, международные конкурсы, соревнования конгрессы и фестивали.
Из этого мы можем заключить что, в процессе международной культурной коммуникации особое значение отведено отдельным субъектам страны. В рамках настоящей работы, исследуется роль фестивалей в развитии культурного сотрудничества между Санкт-Петербургом и странами Скандинавского полуострова.
Санкт-Петербург – уникальный город, с великим культурным наследием и историей, который является одной из главных культурных столиц мира. В силу этих причин наш город имеет широкий спектр международных связей. Безусловно, наиболее тесными представляются культурные связи с нашими давними соседями – странами Северной Европы, это связано, прежде всего, ввиду географической близости и исторического фактора. Сегодня в культурной коммуникации между приведенными субъектами фестивали играют особую роль, в текущей геополитической ситуации, они выступают универсальной формой культурного обмена, в рамках которой происходит открытый культурный диалог, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Подобная черта, безусловно, вызывает интерес у государств, и, таким образом, находит свое отражение в их политической стратегии. Так, важность проведения фестивалей нашла своей отражение в Указе президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной культурной политики», в нем говорится, что одной из задач государственной культурной политики является «…развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности» . Приведенное утверждение доказывает нам, что культурная политика, а в частности, проведение фестивалей является одним из ключевых факторов для достижения целей государства.
Значимость фестивалей в развитии культурного диалога между нашим городом и странами Скандинавии неоспорима. Ведь фестиваль обладает такими свойствами, как: диалогизм , открытость; также в рамках проведения фестивальных мероприятий, в их программах находят свое отражения такие важные и острые вопросы современности, как экологические проблемы, проблемы здравоохранения, проблемы стран третьего мира, и, конечно же, вопросы сохранения и поддержания мира на земле. Подобное говорит нам о гуманитарном характере фестивалей. Помимо этого, фестивали выступают в роли открытой платформы, на которой происходит обсуждение экономических вопросов, вопросов политики, а также социальных и урбанистических тем, благодаря этим свойствам государства могут использовать фестивали как место для продвижения своих идей и политики. Более того, важной чертой фестивалей является их способность охватывать широкую аудиторию, а это, следовательно, ведет к тому, что фестивали могут прямо влиять тем или иным образом, в зависимости от посыла и концепции на эту аудиторию. Подобный ряд свойств говорит о многогранности фестивалей и их возможностях в решении различного рода проблем. Таким образом, определяется актуальность исследуемой темы
Приведенная тема была выбрана автором по ряду причин: во-первых, сегодня существует небольшое количество научных работ, которые бы затрагивали роль фестивальной деятельности в культурной коммуникации между странами Северной Европы и Петербургом, соответственно, существует определенная ниша, которую нужно заполнить. Во-вторых, количество фестивалей культуры Северных стран, проводимых в Санкт-Петербурге, а также их концепции год от года меняются, то подобное явление вызвало у автора вопрос: с чем же связана такая динамика; исходя из этого, вытекает необходимость научного исследования и систематизации фестивальных мероприятий. В-третьих, масштабы одного города и нескольких стран представляются ассиметричными, соответственно, культура стран, предполагает более широкую демонстрацию, нежели культура города. Именно поэтому необходимо изучить не только роль фестивалей, которые проводятся в Петербурге, но и роль петербургской культуры, которая представляется на фестивалях в Северных странах.
Причины выбора темы, а также ее актуальность формируют цель работы – осмыслить и исследовать роль фестивального движения, в процессе культурного обмена между Петербургом и странами Скандинавии.
Для достижения цели работы автором был сформирован ряд задач:
• Привести определение понятию «фестиваль»;
• Изучить историю возникновения и эволюцию фестивального движения;
• Привести типологию фестивалей;
• Определить роль фестивалей в международном культурном обмене;
• Определить основных участников, вовлеченных в процесс организации фестивалей;
• Дать оценку роли международных организаций в фестивальном движении;
• Оценить вклад конкретных фестивалей в развитие культурного сотрудничества между Санкт-Петербургом и странами Скандинавии.
В настоящей работе объектом исследования являются фестивали (фестивальное движение)
Предметом исследования в работе является культурное сотрудничество Санкт-Петербурга со странами Скандинавии. Стоит отметить, что Скандинавия рассматривается автором в широком смысле, и, поэтому, помимо Дании, Норвегии и Швеции, в работе будут рассматриваться Финляндия и Исландия.
Степень научной разработанности проблемы
В современной науке, особенно в отечественной, большой внимание уделяется роли Петербурга в международных отношениях, тем не менее, работ связанных, с темой настоящего исследования, практически нет, это касается, как и отечественных, так и зарубежных источников. Подобное свидетельствует о новизне исследуемой темы.
Основу настоящей работы, составили, преимущественно научные исследования в зарубежных материалах, часть исследований, которые посвящены общему феномену «культурного обмена», небольшое количество статей напрямую, касающихся темы настоящего исследования, а также фактический материал их новостных источников (как печатные издания, так и интернет-ресурсы).
Основу источниковой базы составили некоторые документы, взятые на сайтах Министерства иностранных дел РФ, Института культурных программ Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В число документов входят: календарь культурных событий в Санкт-Петербурге, Список проектов 2012 года института культурных программ СПБ, Указ президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», а также документ МИД РФ, в котором характеризуется роль фестиваля «Недели Северных стран».
Большое значение для работы, особенно для второй главы, имели фактические материалы, взятые с новостных ресурсов, размещенных в Интернете. Наиболее важными среди них являются: интернет журнал «Проект Балтия», в котором подробно описана программа «Недели Северных стран», сайт СПб Билетер – практически единственный интернет-ресурс, на котором четко описана история возникновения «Петербургского фестиваль балета» , а интернет – газета г. Рейкьявик «GrapeVine» была полезна для настоящей работы своим очерком «Петербургского фестиваль балета», который проходил в Исландии .
Важную основу источников также составили материалы официальных сайтов различных международных организаций, культурных институтов, а также официальные сайты международных фестивалей. Данные источники были полезны тем, что на них была широко описана история возникновения того или иного фестиваля, описание деятельности международных организаций и прочее. В своей основе, автор использовал следующие ресурсы: официальный сайт Датского института культуры , официальный сайт Европейской ассоциации фестивалей, официальный сайт Института Финляндии в Санкт-Петербурге, официальный сайт информационного бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге, официальный сайт Международного Музыкального совета, официальный сайт Международного Эдинбургского фестиваля, официальный сайт ЮНЕСКО, сайт союза писателей Санкт-Петербурга, сайт фестиваля DanceOpen.
Помимо перечисленных источников, полезными для автора стали энциклопедии и интернет блоги.
Характеризуя научную литературу настоящего исследования на русском, то особо стоит отметить работу авторитетных отечественных авторов Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой, которая внесла неоценимый вклад в настоящее исследование, своей фундаментальностью, в работе авторов приводится четкая типология фестивалей, ряд определений термину «фестиваль» и «культурный обмен» и прочее.
Наиболее ценными выступают работы Н.О. Гонтаря, в которых автор исследует особенности культурного сотрудничества в начале XXI века между Санкт-Петербургом и странами Северной Европы, а также особенности самого культурного диалога в рамках, настоящей темы исследования. Также значимую роль сыграли статьи Э.В. Сайко, в которых автор дает определению термину «диалог» и Е.В. Широковой, в которой исследователь разбирает феномен фестивального движения в процессе культурной коммуникации .
Для первой части данного исследования основополагающими стали работы польского ученного В. Кадни, в которых автор исследует концепцию, истоки и типы фестивалей. Также в первой главе использовался ряд научных статей и книг, посвященный историческим истокам фестивалей, их морфологии, влиянию фестивалей на урабнистическую среду, фестивальному менеджменту, роли фестивалей в развитии туризма.
Методология исследования соответствует поставленным задачам. В работе использовался теоретический метод, благодаря которому были приведены определения основным терминам, осмыслена концепция фестивального движения и приведена типология.
Автором были применены общенаучные и специальные методы социологии, которые позволили проанализировать отношение людей к проводимым фестивалям в рамках темы, эти методы также помогли автору провести исследование того, как мероприятия фестивального типа влияют на аудиторию.
Междисциплинарные методы исследования были полезны в определении роли фестивального движения в развитии культурного сотрудничества между СПб и Северными странами.
В нашем исследовании мы использовали метод компаративного анализа, который позволил проследить динамику, характер фестивального движения в разные периоды истории, а также непосредственно в Санкт-Петербурге и Скандинавских странах.
Рассматривая роль культурных центров в развитии фестивальной деятельности в Санкт-Петербурге, мы использовали методы институционального и функционального анализов.
Также значимую роль сыграл диалектический метод и принцип всестороннего рассмотрения, которые помогли привести подробный обзор истории развития фестивального движения, а также глубже рассмотреть концепцию и типологию фестивалей.
Структура работы продиктована целями и задачами исследования. Первая глава настоящей работы посвящена истории, теоретическим и практическим аспектам международного фестивального движения и состоит из трех параграфов. В главе приводится: определение термину «фестиваль»; типология; история развития движения; а также роль фестивалей в процессе международного культурного обмена.
Вторая глава посвящена роли фестивалей в развитии культурного сотрудничества между Петербургом и странами Скандинавии, данная часть состоит из двух параграфов, в них исследуются фестивали стран Северной Европе на пространстве нашего города и фестивали в Северной Европе, на которых представляется культура Санкт-Петербурга.
Завершая исследование на тему Роль фестивалей в развитии культурного сотрудничества СПб со странами Скандинавии, мы можем сделать следующие выводы.
Фестиваль – сложное и многогранное явление, в котором находят свое отражение политические, культурные, социологические, экономические, экологические и другие аспекты. Феномен фестиваля является уникальной и универсальной формой культурного обмена, которая является наиболее эффективной и востребованной в рамках этого процесса. Помимо этого фестиваль является ярким событием в жизни индивидов. Подобное происходит, ввиду того, что фестиваль объединяет широкую аудиторию и занимает важное место во многих сферах жизни города, стран и мирового сообщества, в целом.
В современной жизни общества представлена широкая панорама мероприятий фестивальной формы. Очевидно, все они отличны друг от друга, одни фестивали являются огромными по своим масштабам, и их посещает множество людей с разных уголков планеты, а другие являются более скромными по охвату аудитории и своим размерам. На сегодняшний день фестивали могут проводиться на единовременной основе, так и на регулярной, их концепции и темы очень разнообразны. Сегодня число фестивалей стремительно растет, а, следовательно, их географический охват расширяется, более того, программы подобных мероприятий постоянно претерпевают метаморфозы.
Ввиду этих факторов, для исследователей создание точной и единой типологии фестивалей является затруднительным, также в связи с этим, отличаются и определения, приводимые в современных исследованиях, тем не менее, все они являются важными, ввиду того, что они отражают отдельных аспекты подобных мероприятий.
При проведении исторического обзора фестивального движения, мы пришли к выводу о том, что фестивали были очень популярны, даже в античное время, это происходит из-за того, что на подобных мероприятиях, отбрасываются социальные устои и стереотипы. Стоит также отметить, что каждая веха в истории развитии данного движения привносила новый взгляд на организацию фестивалей. Сегодня фестивали, чаще всего, представляют многие жанры и виды искусства. Подобное происходит ввиду исторического фактора, каждый новый вид искусства и творчества на протяжении истории обогащал программу фестивалей.
Стоит также отметить, что некоторые фестивали, которые появились в конце девятнадцатого столетия, проводятся и сегодня, и они, в свою очередь, являются наиболее известными и авторитетными. В XX веке фестивальное движение испытало сильный подъем - по всему миру на регулярной основе стали проводится тысячи фестивалей -; а уже в следующем столетии фестивали стали расширятся в своих программах и концепциях.
Сегодня в рамках культурного обмена фестивали занимают одну из ключевых ролей, это обусловлено их диалогиночностью, широким охватом аудитории, а также участием в фестивальной деятельности международных организаций, которые помогают в организации фестивалей, выделяют на их проведение бюджет, а также оказывают всяческую информационную поддержку.
Помимо этого, фестивали дали определенный импульс развития множества сфер культуры, это обусловлено тем, что фестивали представляются культурной платформой, на которой происходит процесс культурного обмена, т.е., страны обмениваются наиболее важными достижениями во многих сферах жизни людей.
Исследовав исторические, теоретические и практические аспекты фестивальной деятельность, автор пришел к выводу о том, что понятие международного фестиваля является дискуссионным, вызвано это, прежде всего тем, что под фестивалем могут рассматриваться различного рода мероприятия, начиная от семейных праздников, заканчивая наиболее важными событиями в сфере культуры, экономики и политики. Тем не менее, фестивальная форма культурного обмена выполняет множество функций, она помогает в решении наиболее актуальных и острых вопросов в современном мире.
Подводя итоги темы исследования, важно отметить, что фестивали, которые проводятся на пространстве Петербурга, оказывают мощное влияние на культурный обмен со странами Скандинавии. Программы фестивалей Северных стран включают широкую панораму мероприятий разной направленности. Для аудитории подобная черта открывает возможности выбора, что, безусловно, насыщает культурный досуг людей и культурную жизнь города. Масштаб охвата фестивалями различных сфер огромен, в их программу, часто включаются события, которые, помимо культуры, относятся к экономике, образовательной сфере, научной и прочим. Говоря об охвате аудитории, то фестивали привлекают большое количество жителей и гостей нашего города, а это приводит к тому, что реализуются определенные цели культурной политики – создается позитивный образ стран, а люди узнают новую культуру, просвещаясь таким образом.
Более того деятельность некоторых фестивалей стимулирует научный и образовательный обмен, а также способствует институализации, следовательно, культурное сотрудничество между Северо-Западным регионом и странами Северной Европы усиливается. Это явлению, также, способствуют различные мероприятия, проводимые на платформе фестивалей, такие как форумы, лекции, официальные встречи.
Для Петербурга проведение фестивалей также имеет отражение на экономической составляющей – город получает дополнительный доход от туристического потока и налогов. Кроме этого, в рамках фестивалей, создаются различного рода проекты, т.е., компании и предприниматели, а также городские структуры могут заключать контракты с компаниями зарубежных стран, это также ведет к тому, заимствуется опыт иностранных партнеров.
Тем не менее, главным свойством фестивалей является то, что они создают позитивный образ стран, а, следовательно, создается возможность не взирать на политические разногласия и сохранять дружественные отношения между странами и отдельными субъектами.
Несмотря на ассиметрию между городом и страной, важно сказать, что культура Петербурга, представленная фестивалях в Северных странах, также играет важную роль. Благодаря подобным фестивалям сохраняется и популяризируется культурное наследие России и нашего города, и опять же культурный обмен между странами на Скандинавском полуострове и Северо-западным регионом РФ становится более интенсивным. Также открывается возможность для создания культурной платформы, в рамках, которых обсуждаются насущные вопросы современности.
Фестивали, на которых представлена культура Петербурга, являются одними из самых масштабных и авторитетных в Европе, это говорит о том, что культура СПб, весьма популярна и имеет огромный авторитетом за рубежом. Это приводит к тому, что образ северной столицы с каждым годом становится все привлекательнее. Таким образом, Петербург становится одним из мировых центров фестивального туризма. Фестивали имеют сильное влияние на многосторонний культурный обмен, благодаря чему происходит общее обогащение и развитие культур.
Проанализировав фестивальную деятельность стран Северной Европы в Петербурге, а также петербургскую культуру, представленную на фестивалях в североевропейском регионе можно говорить об уникальности фестивальной формы. Фестивали постепенно развивают общее культурного пространства, что приводит к стабилизации отношений. Происходит это благодаря открытости, многожанровости и особой атмосфере на фестивалях, где забывают о социальных предрассудках и ничто не мешает развитию их понимания. Более того, фестивали открывают дорогу молодым музыкантам, художникам, режиссерам и т.д., что не может не развивать культуру сегодняшнего поколения, при этом сохраняя культурное наследие прошлого. Иными словами фестивальная форма культурного обмена несет в себе колоссальный гуманитарный потенциал, а их значимая роль в развитии культурного сотрудничества Петербурга со странами Скандинавии неоспорима.
1. Указ президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Комитет по культуре Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // URL:http://www.new.spbculture.ru/media/filer_public/0d/52/0d52086a-49a9-4195-ae48-d60d04d6972c/ukaz.pdfДата обращения: 27.04.2017
2. Календарь событий. Санкт-Петербург, 2012. Институт культурных программ Санкт-Петербург 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www.spbicp.ru/news/news.php?news_id=36&PHPSESSID=c1986a4af9aa229fdea7463dfee350d8 Дата обращения: 28.04.2017
3. Список проектов 2012. Институт культурных программ Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // URL: http://www.spbicp.ru/content82Дата обращения: 28.04.2017
4. О Неделях Северных стран в Санкт-Петербурге. Министерство иностранных дел РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-spe/-/asset_publisher/rFKaR7SWQLVL/content/id/1113995Дата обращения: 02.05.2017
5. Проекты Dance Open.St. Petersburg – Savonlinnaballetdays 2014: Мастер-классы для учащихся балетных школ России и Финляндии и Гала звезд балета DANCE OPEN. [Электронный ресурс] // URL: http://projects.danceopen.com/2014/187-st-petersburg-savonlinna-ballet-days-2014 Дата обращения 14.05.2017
Материалы сайтов международных организаций, культурных институтов и фестивалей:
1. Официальный сайт Гёте-института [Электронный ресурс] // URL: https://www.goethe.de/de/index.html?yclid=2323596625525083111 Дата обращения: 30.04.2017
2. Официальный сайт Датского института культуры [Электронный ресурс] // URL:https://www.danishculture.ru/Дата обращения 02.05.2017
3. Официальный сайт Европейской ассоциации фестивалей [Электронный ресурс] // URL:http://www.efa-aef.eu/en/ Дата обращения 09.04.2017
4. Официальный сайт Института культурных программ Санкт-Петербург 2012 [Электронный ресурс] // URL:http://www.spbicp.ru/ Дата обращения: 28.04.2017
5. Официальный сайт института Сервантеса в Москве [Электронный ресурс] // URL: http://moscu.cervantes.es/ Дата обращения 30.04.2017
6. Официальный сайт Института Финляндии в Санкт-Петербурге Электронный ресурс] // URL: http://instfin.ru/ru/Дата обращения: 02.05.2017
7. Официальный сайт информационного бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // URL: http://www.norden.ru Дата обращения: 28.04.2017
8. Официальный сайт Комитета по культуре Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // URL:http://www.new.spbculture.ruДата обращения: 27.04.2017
9. Официальный сайт Международного Музыкального совета [Электронный ресурс] // URL:http://www.imc-cim.org/about-imc-separator/who-we-are.html Дата обращения: 07.04.2017
10. Официальный сайт Международного совета фольклорных фестивалей и народного искусства [Электронный ресурс] // URL: http://www.cioff.org/about-intro.cfm Дата обращения: 09.04.2017
11. Официальный сайт Международного Эдинбургского фестиваля [Электронныйресурс] // URL: http://www.eif.co.uk/about-us/our-mission-and-history#.Vu6PvlSLR-8 Датаобращения: 17.03.2017
12. Официальный сайт Международной федерация ассоциации кинопродюсеров [Электронный ресурс] // URL: http://www.fiapf.org/ Дата обращения 09.04.2017
13. Официальный Сайт Объединения Европейских культурных институтов [Электронный ресурс] // URL: http://www.eunic-online.eu/ Дата обращения: 09.04.2017
14. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // URL: http://www.unesco.org Дата обращения: 09.04.2017
15. Сайт Международного проект "Мир вокруг нас ЮНЕСКО" [Электронный ресурс] // URL: http://www.worldaroundusunesco.com/mir-vokrug-nas-2017 Дата обращения 30.04.2017
16. Сайт союза писателей Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] //URL:http://www.pisateli-spb.ru/project-7.htmlДата обращения: 02.05.2017
17. Сайт фестивали им. Гергиева в Миккели. MikkelinMusiikkijuhlat [Электронный ресурс] // URL: http://www.mikkelinmusiikkijuhlat.fi/en/esiintyjat Дата обращения: 15.05.2017
18. Сайт фестиваля «Дни Европы» [Электронный ресурс] // URL: http://spb.eur.ru/ Дата обращения: 02.05.07
19. Сайт фестиваля DanceOpen [Электронный ресурс] // URL: http://www.danceopen.com/ru/history Дата обращения: 10.05.2017
Новостные интернет-порталы:
1. Интернет-издание газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» [Электронный ресурс] // URL: http://spbvedomosti.ru/Дата обращения: 02.05.2017
2. Онлайн-газета Peterburg2 [Электронный ресурс] // URL: http://peterburg2.ru/Дата обращения: 28.04.2017
3. Онлайн-издание газеты «Выборгские ведомости» [Электронный ресурс] // URL: http://vyborg-press.ru/Дата обращения: 02.05.2017
4. Онлайн-издание газеты «Карповка» [Электронный ресурс] // URL: http://karpovka.com/Дата обращения: 02.05.2017
5. Онлайн-издание журнала «Проект Балтия»Балтия [Электронный ресурс] // URL: http://projectbaltia.com/ Дата обращения 01.05.2017
6. Официальный сайт телеканала «Культура» [Электронный ресурс] // URL: http://tvkultura.ru/ Дата обращения: 28.04.2017
7. Сайт британской газеты «TheIndependent» [Электронный ресурс] // URL: http://www.independent.co.uk/ Дата обращения: 10.05.2017
8. Сайт городской газеты г. Рейкьявик Электронный ресурс] // URL:https://grapevine.is/ Дата обращения: 10.05.2017
9. Сайт ивент-агенства «Оазис» Электронный ресурс] // URL: http://www.oasis.spb.ru/ Дата обращения:14.05.2017
10. Сайт интернет-портала СПб Билетер [Электронный ресурс] // URL: http://spbbilet.ru/info/Дата обращения. 10.05.2017
11. Сайт Информационного агентства России ТАСС [Электронный ресурс] // URL: http://tass.ru/ Дата обращения: 15.05.2017
12. Сайт международного агентства букинга и менеджмента продакшенаInternationalbooking&productionmanagement [Электронный ресурс] // URL: https://www.internationalbpm.com/ Дата обращения: 10.05.2017
13. Сайт Независимой музыкальной электронной газеты «Музыка России». [Электронный ресурс] // URL: http://music-gazeta.com/ Дата обращения: 15.05.2017
14. Сайт финского отделения газеты «Фонтанка FI» [Электронный ресурс] // URL: http://fontanka.fi/ Дата обращения: 14.05.2017
15. Электронная музыкальная газета «Орфей» [Электронный ресурс] // URL: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programsarchive/notewandering/12727- Дата обращения: 14.03.2017
Энциклопедии:
1. Международный музыкальный совет. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] // URL: http://megabook.ru/ Дата обращения: 07.04.2017
2. Online Encyclopedia of Polskie Wydawnictwo Naukowe [Электронный ресурс] // URL: http://encyklopedia.pwn.pl/ – Дата обращения: 18.02.2017
Блоги:
1. Grzesiak, D. Myesterion: misteria w Eleusis, 2010 [Электронный ресурс] // URL: http://www.histurion.pl/historia/starozytnosc/grecja/mysterion__misteria_w_eleusis.htmlДатаобращения: 18.02.2017
2. Radziejewski, P. Saturnalia i ich związek z Bożym Narodzeniem, 2006 [Электронный ресурс] // URL: http://www.histurion.pl/historia/starozytnosc/rzym/saturnalia _i_ich_zwiazek_z_bozym_narodzeniem.html Дата обращения: 18.02.2017
Литература
Книги:
1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб., 2003. – 191 С.
2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб., 2009. 416 С.
3. Мастерство продюсера кино и телевидения / П.К. Огурчиков [и др]; под ред. П.К. Огурчикова, В.В, Падейского, В.И. Сидоренко. – М.: Изд-во Юнити, 2009. – 863 C.
Книги на иностранном языке:
1. Ashby, C. Classical Greek theatre: new views of an old subject / C. Ashby. – Iowa City: University Of Iowa Press, 1999. – 216 P.
2. Cudny, W. Festivalisation of Urban Spaces Factors. / W. Cudny. – Basel: Springer Geography, 2016. - 160 P.
3. Davies, W.K.D. Festive cities: multi-dimensional perspectives / W.K.D. Davies. – Dordrecht: Springer Netherlands, 2015. – 561 P.
4. Eco, U. The frames of comic freedom / U. Eco, V.V. Ivanov, M. Rector, T.A. Sebeok. – Berlin: Walter de Gruyter &Co, 1984. – 167 P.
5. Falassi, A. Festival: definition and morphology / A. Falassi. – Albuquerque: University Of New Mexico Press, 1987. - 10 P.
6. Wilson, N. Encyclopedia of Ancient Greece. / N. Wilson. – New York: Routledge, 2006. -832 P.
Научные статьи:
1. Гонтарь Н.О. Санкт-Петербург и страны Северной Европы. Культурный диалог в начале XXI века / Н.О. Гонтарь // Научное мнение. - 2014. № 1. - С.110-114
2. Гонтарь, Н.О. Санкт-Петербург и страны Северной Европы. Особенности культурного сотрудничества в начале XXI века / Н.О. Гонтарь // Научное мнение. - 2013. № 1. – С. 39-44
3. Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. «Санкт-Петербург - международный центр балетного искусства»// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.- 2013. № 1. - С. 14-18
4. Сайко Э.В. О природе и пространстве “действия” диалога / Э.В. Сайко // Социокультурное пространство диалога: сборник / Науч. совет по истории мировой культуры РАН. – М.: Наука, 1999. С.9
5. Широкова, Е.А Феномен музыкального фестиваля в контексте культурной коммуникации / Е.А. Широкова // Мир науки культуры образования. - 2011. №6 (31). - C.179-181
Статьи, размещенные в интернете:
1. Резникова Е.И. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе. Статья 2006 г. [Электронный ресурс] // URL:http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Reznikova.pdf Дата обращения: 26.04.2017
Научные статьи в зарубежных журналах:
1. Cudny, W. The Phenomenon of Festivals – their origins, evolution and Classifications / W.Cudny // Anthropos. – 2014. № 109 (2). – P. 640-656
2. Getz D. Event tourism: definition, evolution and research / D. Getz // Tourism Management. - 2008. № 29 (3). – P.403-428.
3. Quinn, B. Festivals, events and tourism / T. Jamal, M. Robinson (eds) // The Sage Handbook of tourism studies. – London: Sage Publications, 2009, - P.483-503
4. Roemer, M. Ritual Participation and social support in a Major Japanese festival / M. Roemer // Journal for the Scientific Study of Religion. – 2007. № 46 (2). – P. 185-200
5. Ryan, C. Gu, H. Constructionism and culture in research: understanding of the fourth Buddihsts festival, Wutaishan, China / C. Ryan // Tourism Managment. – 2010. № 31 (2). – P. 167-178
6. Tara Laguna, M. Major special events: an interpretive literature view / M. Tara Laguna // Management & Marketing Challenges for the Knowledge Society. – 2012 №79 (4). – P.759-776