ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7
§ 1.1. Историография корейского буддизма 7
§ 1.2. Историография, посвящённая буддизму в США и школе Кван Ум 13
§ 1.2.1. Евроамериканские исследования 14
§ 1.2.2. Отечественные исследователи о буддизме в США 20
§ 1.3. Обзор источников 23
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЫ КВАН УМ 34
§ 2.1. Экскурс в историю корейского буддизма 34
§ 2.2. История школы Кван Ум и её основателя 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ШКОЛЫ КВАН УМ 47
§ 3.1. Регулярная практика 47
§ 3.2. Другие формы практики 57
§ 3.3. Особенности поведения и взаимоотношений в сангхе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность темы исследования. Буддизм в США – религиозное, социальное и культурное явление, представляющее огромный интерес в силу того, что наилучшим образом демонстрирует взаимодействие буддийских идей и практик с поведенческими установками западного человека. Рождающиеся в результате этого взаимодействия культурные формы зачастую имеют оригинальный характер и представляют собой прекрасный объект для научного изучения. Формирование американского буддизма, начавшееся во второй половине XIX в., прошло через несколько стадий, развиваясь от раннего наивного интереса к буддийским идеям ко всё более комплексному и оформленному пониманию буддийской философии и особенностям её применения на практике. В процессе этого развития происходило впитывание опыта различных буддийских школ и направлений. Ни одна из основных традиций не была обделена вниманием американской публики, находящейся в духовном поиске.
Особенную популярность на Западе приобрело созерцательное направление в буддизме. Его восприятие было во многом сформировано благодаря активной миссионерской, преподавательской и популяризаторской деятельности японских проповедников, которым удалось создать обширную базу учеников и стать видными лицами американской культурной жизни. Именно поэтому созерцательная традиция на Западе известна под именем дзэн-буддизма. Однако Япония не единственная страна дхьяны, оставившая свой след в формировании американского буддизма. Другие страны, в которых представлен буддизм созерцательного направления, такие как Китай, Вьетнам и Корея, также приняли участие в этом процессе.
Особой активностью отличился корейский монах Сун Сан, приехавший в США в 1972 г. и позднее основавший там свою буддийскую школу, получившую название Кван Ум. Благодаря энергичному и харизматичному стилю общения и преподавания он сумел завоевать популярность у широкой аудитории, интересующейся буддизмом, в Соединённых Штатах, а впоследствии и за их пределами.
Выбранная для исследования тема представляется актуальной, так как Сун Сан сыграл чрезвычайно важную роль в формировании у западного человека представления о созерцательном буддизме корейского образца, а также в глобальном распространении собственной школы, сочетающей элементы различных буддийских традиций в их применении к западному образу жизни и мышления. Основанная Сун Саном школа Кван Ум имеет свои центры во всех частях мира: в Северной и Южной Америке, Африке, Азии и Европе, в том числе и России.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной магистерской диссертации выступает школа Кван Ум как яркий феномен современного мира буддийских идей и практик. Предметом исследования является история возникновения и становления школы Кван Ум, содержание лежащего в её основании учения и формы практики, реализуемые в рамках школы.
Степень изученности темы. Обзор историографии и источников по выбранной теме осуществляется автором в первой главе исследования, поэтому здесь мы не будем останавливаться на этом подробно. Отметим лишь, что при рассмотрении историографии корейского буддизма наибольшее внимание было уделено трудам С. В. Волкова1 и Ю. В. Болтач2. В процессе анализа евроамериканских исследований, посвящённых американскому буддизму, наиболее ценные сведения были почерпнуты из работ Ч. Пребиша3, Р. Сигера4, С. Буше5 и Д. Форда6. Источниками для написания диссертации послужили прежде всего книги и сборники писем, принадлежащие основателю школы Сун Сану7, а также некоторые работы последователей Кван Ум8.
Стоит отметить, что отдельного исследования, специально посвящённого школе Кван Ум, до сих пор не предпринималось, что позволяет указать на определённую новизну данной магистерской работы. Это также повлияло на формулирование цели и задач настоящего исследования.
Цель исследования – комплексный анализ школы Кван Ум как феномена современного мира буддийских идей и практик, исторически основывающегося на традиции сон-буддизма. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи.
Задачи исследования:
• изучить литературу, посвящённую корейскому буддизму, его истории и характерным особенностям, проанализировать содержание исследований американского буддизма и почерпнуть из них информацию, относящуюся к теме данной работы, изучить источники, представленные книгами основателя и его последователей, а также различными материалами, выпускаемыми школой;
• на основании полученных сведений необходимо представить историю возникновения и развития школы Кван Ум, проследить взаимосвязь этих процессов с историческим прошлым корейского буддизма;
• раскрыть особенности учения, предлагаемого Сун Саном, указать на культурно-религиозные предпосылки, от которых оно отталкивается;
• проанализировать содержание практических форм, реализуемых в рамках школы Кван Ум, используя в том числе личный опыт участия в практиках, выявить происхождение тех или иных элементов практики.
Методология исследования. Всесторонний анализ школы Кван Ум предполагает использование комплекса методов. При работе с литературой по теме и анализе исторических сведений, касающихся корейского буддизма и истории формирования созданной Сун Саном школы, использовался историко-генетический метод, заключающийся в выявлении истоков изучаемых феноменов, установлении причинно-следственных связей и закономерностей развития в исторический ретроспективе. Последовательное изложение исторического материала отражает выбранный автором хронологический подход. Изучение источников по теме осуществлялось путём критического анализа текста. При анализе различных видов практики, помимо критического анализа соответствующих текстов, применялся метод включённого наблюдения, предполагающий личное участие автора диссертации в практиках школы, проходящих в Дацане Гунзэчойнэй города Санкт-Петербурга, и общение с некоторыми из её членов.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы и источников. Первая глава представляет собой историографический обзор, включающий в себя анализ написанной по теме работы литературы и имеющихся источников. Вторая глава является исторической по своему содержанию. В третьей главе подробно раскрываются детали практической деятельности, осуществляемой в рамках изучаемой буддийской школы.
В результате проделанной историографической и исследовательской работы был осуществлён комплексный анализ школы Кван Ум и таким образом достигнута цель, поставленная автором данной магистерской диссертации. Здесь приводятся основные выводы об объекте исследования, вытекающие из поставленных задач.
Начальный этап формирования школы Кван Ум происходит в контексте истории американского буддизма. 70 – 80-е гг. прошлого века – это период всё ещё интенсивного интереса, который испытывает по отношению к буддизму часть американского населения, увлечённая духовными поисками. В процессе этих поисков люди обращаются к представителям различных буддийских направлений, чему в немалой степени способствует иммиграция из стран Востока. Несмотря на то, что до Сун Сана в Соединённых Штатах побывали некоторые из корейских проповедников, влияние их проповеди было ограниченным, что делало нишу корейского буддизма свободной и, следовательно, нуждающейся в заполнении.
Приехавший в США Сун Сан уже имел достаточный миссионерский опыт в соседних с Кореей странах. Однако по приезде в Америку он поначалу уделял значительную часть времени знакомству с американской культурной средой и изучению языка. Понимание местных культурных особенностей дало корейскому проповеднику возможность говорить с местным населением на одном языке и предлагать им буддийское учение и практику в наиболее комфортном для них виде.
Основание школы Кван Ум – это, с одной стороны, шаг, направленный на сближение культур Соединённых Штатов (а впоследствии и многих других стран) и Кореи, а, с другой стороны, это шаг, если и не отделивший Сун Сана от своих соотечественников, то вызвавший определённое непонимание со стороны последних. Это связано с принадлежностью Сун Сана к корейскому буддийскому ордену Чоге. Основание собственной школы, часть практик в которой не соответствовала установкам корейского ордена, означало в определённой степени отход от национальной религиозной традиции. С другой стороны, это стало одним из факторов популярности в Соединённых Штатах и дальнейшего распространения в других частях мира.
Разрабатывая собственный вариант буддийского учения и практики, Сун Сан не боялся экспериментировать. Одна часть его экспериментов касалась мер, направленных на адаптацию буддийских практик к реалиям западной жизни и создание привлекательного образа школы, другая – представляла собой комбинирование элементов из различных буддийских направлений, существующих в Восточной Азии. Среди первой группы экспериментов стоит отметить прежде всего разрешение всем последователям школы Кван Ум носить традиционные корейские монашеские одежды и создание особого класса монахов-бодхисаттв, совмещающих монастырское служение и семейную жизнь.
В школе Кван Ум существует общепринятый порядок проведения разного вида практик: как регулярных, так и проводимых в определённые периоды и отличающихся большей продолжительностью и интенсивностью. Положение последователя в школе определяется с помощью разработанной системы рангов, включающей в себя определённые правила их получения. Понятные правила жизни и практики, доступные для изучения, позволяют каждому приобщиться к деятельности школы и служат способом обеспечения единства. Участие в совместных церемониях и следование общим правилам поведения обеспечивают сплочённость сангхи.
Практики школы носят ярко выраженный эклектичный характер. В текстах песнопений обнаруживаются следы Хуаянь-буддизма, известного в Корее как Хваом, и буддизма Чистой Земли, главным почитаемым персонажем которого является будда Амитабха. Само название школы указывает на бодхисаттву сострадания Авалокитешвару, особо почитающуюся в Корее под именем Кваным. Совершение многочисленных простираний – практика, распространённая в народном буддизме Кореи. На практику коанов большое влияние оказала соответствующая практика, существующая в японской дзэн-школе Риндзай. Важнейшая часть практики, медитация – общий элемент для различных направлений дхьянического буддизма.
Однако и здесь проявляется специфический подход корейского проповедника. Состояние ясного ума для Сун Сана – это состояние незнающего ума. Что есть Я? – Не знаю. Согласно учению Сун Сана, именно таким должен быть ответ, отсекающий мышление и возвращающий сознание человека в его изначальное пустое состояние. «Не знаю-дзэн» - так ещё иногда называют предлагаемое Сун Саном учение.
Основатель Кван Ум неоднократно подчёркивал важность действия, что вообще характерно для дхьянического буддизма, предпочитающего теории практику. Практические формы, реализуемые в рамках школы Кван Ум, призваны превратить религиозную практику в повседневную практику человека. Воспринимая простирания и пение как медитацию, человек должен научиться сохранять подобное состояние в каждый момент своей жизни и осознать, что жизнь – это и есть его самая важная и необходимая практика.
1. Аннэр К. Корейский дзен буддизм по-русски. Из показаний «свидетеля» с комментариями неизвестного автора. СПб.: издательство ООО «Северо-Запад», 2017.
2. Ан О Шу. Путь Дзен Wow Говядо. Практика и теория. СПб.: издательство ООО «Северо-Запад», 2017.
3. Dharma Mirror: manual of practice forms. The Kwan Um School of Zen, 2016.
4. Sahn Seung; Hyon Gak. Сompass of Zen. Shambhala Publications, 1997.
5. Sahn Seung; Stephen Mitchell. Dropping Ashes on the Buddha. Grove Press, 1994.
6. Sahn Seung; David O'Neal. Only Don't Know: Selected Teaching Letters of Zen Master Seung. Primary Point Press, 1982.
7. Sahn Seung. Ten Gates: The Kong-An Teaching of Zen Master Seung Sahn. Primary Point Press, 1987.
8. Sahn Seung; Mitchell Stephen. The Whole World Is a Single Flower: 365 Kong-ans for Everyday Life with Questions and Commentary. Primary Point Press, 2014.
9. Sahn Seung; Gak Hyon. Wanting Enlightenment Is a Big Mistake: Teachings of Zen Master Seung San. Shambala Publications, 2006.
10. Sahn Seung; Sichel Louise; Lombardo Stanley. Bone of Space: Poems by Zen Master Seung Sahn. Primary Point Press, 2019.
11. Shrobe R. Don’t-know Mind: The Spirit of Korean Zen. Boston: Shambala Publications, 2004.
12. Shrobe R. Elegant Failure: A Guide to Zen Koans. Boulder: Shambala Publications, 2010.
13. The Teachings of Zen Master Man Gong. Kwan Um School of Zen, 2009.
14. Wu Bong, Heike Wildemann, Arne Schaefer, Roland Wöhrle-Chon, Johannes Herrmann. "Zen Life, Moment Life: The Teaching of Zen Master Wu Bong ; with Appreciations from His Students". Herrmann, 2011.
15. Kwan Um School of Zen: официальный сайт. URL: https://kwanumzen.org/ (дата обращения: 20.02.2022). Текст: электронный.
...