Анализ прокурором материалов уголовного дела о взяточничестве, поступивших с обвинительным заключением
|
Введение
1. Криминалистическая характеристика взяточничества…………………………6
1.1. Классификация и структура взяточничества, а также ее тенденции………...6
1.2. Некоторые обстоятельства, подлежащие доказыванию…………………….13
1.2.1. Участники взяточничества
1.2.2. Предмет взяточничества
1.2.3. Событие преступления по делам о взяточничестве……………………….29
2. Анализ прокурором результатов оперативно-розыскной деятельности и их легализация…
2.1. Особенности оперативно-розыскной деятельности по делам о взяточничестве
2.2. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые по делам о взяточничестве
3. Применение специальных знаний при расследовании преступлений о взяточничестве
3.1. Основные аспекты проведения экспертиз по делам о взяточничестве…….73
3.2. Особенности анализа проведения экспертиз по уголовным делам о взяточничестве…
Заключение
Список использованной литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4…
1. Криминалистическая характеристика взяточничества…………………………6
1.1. Классификация и структура взяточничества, а также ее тенденции………...6
1.2. Некоторые обстоятельства, подлежащие доказыванию…………………….13
1.2.1. Участники взяточничества
1.2.2. Предмет взяточничества
1.2.3. Событие преступления по делам о взяточничестве……………………….29
2. Анализ прокурором результатов оперативно-розыскной деятельности и их легализация…
2.1. Особенности оперативно-розыскной деятельности по делам о взяточничестве
2.2. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые по делам о взяточничестве
3. Применение специальных знаний при расследовании преступлений о взяточничестве
3.1. Основные аспекты проведения экспертиз по делам о взяточничестве…….73
3.2. Особенности анализа проведения экспертиз по уголовным делам о взяточничестве…
Заключение
Список использованной литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4…
Этимологически термин "коррупция" происходит от латинского corruption - "порча", "подкуп".
Взяточничество является самым губительным по ущербу должностным преступлением, среди всех преступлений коррупционной направленности.
Можно с точностью сказать, что при конфликте личного и общественного интереса человек поставит выше свои личные интересы, в связи с этим считаем, что истоки коррупции лежат в психологической сущности человека. Как только появилась власть и лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, то появилась коррупция и одно из самых распространённых проявлений коррупции – взяточничество. Коррупция в целом пронизывает достаточно много сфер жизнедеятельности. Это законодательная, исполнительная и судебная власть, спорт, медицина, образование и иные важнейшие институты государства. В Российской Федерации проблема взяточничества наиболее актуальна, особенно в последнее время. Заявления политиков и организация борьбы с взяточничеством подчеркивает значимость данной угрозы. Коррупция в целом и взяточничество в частности подрывают авторитет власти перед народом Российской Федерации, тормозят развитие государства в экономическом и политическом плане, а также нарушают основополагающие права граждан. Общественная опасность коррупции очень высока.
Особенно значима общественная опасность взяточничества в правоохранительных органах и органах, осуществляющих правосудие. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин на выступлении в Совете по противодействию коррупции заявил: «Надо более жёстко пресекать коррупцию внутри правоохранительных органов и судебной системы. Проявления коррупции в структурах, призванных обеспечивать правопорядок, ощутимо подрывают доверие общества к власти и проводимой государством политике». Взяточничество часто сопряжено с составами иных тяжких и особо тяжких преступлений. Таких, как незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, и взрывных устройств, незаконный оборот наркотических средств, их аналогов и психотропных веществ, создания организованных преступных группировок, организация контрабанды, торговля людьми, а также ряд преступлений в сфере экономической деятельности. Поэтому взяточничество зачастую является детерминантой иным преступлениям.
Среди всех должностных преступлений взяточничество, как одно из проявлений коррупции, представляет наибольшую опасность. Вокруг коррупции, равно как в отношении организованной преступности и потребления наркотиков, сложилось множество мифов (и надежд на «ликвидацию»), заставляющих остановиться подробнее на этой проблеме.
Расследование преступлений коррупционной направленности, а в частности взяточничества имеет сложный характер. Во взяточничестве нет потерпевшего лица и, как правило, субъекты взяточничества получают выгоду от данного преступного деяния. У них всегда есть обоюдный интерес в преступной «договоренности» и нет мотивации для сообщения в правоохранительные органы. Свидетелей или очевидцев взяточничества, как правило, нет, поскольку совершение указанного преступления коррупционной направленности происходит в местах скрытых от глаз посторонних лиц и между договаривающимися сторонами, которые участвуют в передачи и получении взятки. Все участники взяточничества подлежат уголовной ответственности, поэтому мотивация для сокрытия преступления у них всегда есть. Также доказательства, полученные по факту передачи и получения взятки, зачастую, имеют косвенный характер и не указывают прямо на виновность взяточников. Особенно высокая латентность взяточничества существует в высших эшелонах власти, поскольку там организуются сложные разветвленные схемы, работающие на постоянной основе, которые подкреплены огромной поддержкой иных должностных лиц, занимающих руководящие посты в государствах. Поэтому на органы предварительного расследование и судебную власть может оказываться сильное давление, которое приведет к освобождению от ответственности виновных лиц.
В связи свышеизложенным, следователю при расследовании взяточничества необходимо обладать специальными знаниями, уметь использовать современные тактические и научно-технические достижения, знать методики расследования взяточничества, а также вдумчиво и ответственно относиться к расследованию.
Цель настоящей работы является: определить порядок анализа прокурором материалов уголовного дела, поступивших с обвинительным заключением, по делам о взяточничестве.
Для достижения указанной цели мы должны определить задачи:
1) Исследовать криминалистическую характеристику взяточничества, а также основные обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о взяточничестве;
2) Установить особенности ОРД по делам о взяточничестве;
3) Определить применение специальных знаний по делам о взяточничестве;
Теоретическую основу исследования составили положения, содержащиеся в научных трудах отечественных криминологов и криминалистов С.П. Кушниренко, В.Д. Пристанскова, А.И. Бойцова, В Н. Бурлакова, В.В. Лукьянова, В.Ф. Щепелькова, Я.И. Гилинского, П.В. Малышкин, В.М. Николайчик, А.В. Смирнов, И.Ф. Крылова, А.Н. Халиков, М.Е. Репина, Н.А. Селиванова, Г.К. Мишина, А.Н.Чашина, В.Н. Карагодина, Г.А. Алиевой, Е.Р. Россинской, Е.В. Христининой, Т.Г. Николаевой и других.
Взяточничество является самым губительным по ущербу должностным преступлением, среди всех преступлений коррупционной направленности.
Можно с точностью сказать, что при конфликте личного и общественного интереса человек поставит выше свои личные интересы, в связи с этим считаем, что истоки коррупции лежат в психологической сущности человека. Как только появилась власть и лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, то появилась коррупция и одно из самых распространённых проявлений коррупции – взяточничество. Коррупция в целом пронизывает достаточно много сфер жизнедеятельности. Это законодательная, исполнительная и судебная власть, спорт, медицина, образование и иные важнейшие институты государства. В Российской Федерации проблема взяточничества наиболее актуальна, особенно в последнее время. Заявления политиков и организация борьбы с взяточничеством подчеркивает значимость данной угрозы. Коррупция в целом и взяточничество в частности подрывают авторитет власти перед народом Российской Федерации, тормозят развитие государства в экономическом и политическом плане, а также нарушают основополагающие права граждан. Общественная опасность коррупции очень высока.
Особенно значима общественная опасность взяточничества в правоохранительных органах и органах, осуществляющих правосудие. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин на выступлении в Совете по противодействию коррупции заявил: «Надо более жёстко пресекать коррупцию внутри правоохранительных органов и судебной системы. Проявления коррупции в структурах, призванных обеспечивать правопорядок, ощутимо подрывают доверие общества к власти и проводимой государством политике». Взяточничество часто сопряжено с составами иных тяжких и особо тяжких преступлений. Таких, как незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, и взрывных устройств, незаконный оборот наркотических средств, их аналогов и психотропных веществ, создания организованных преступных группировок, организация контрабанды, торговля людьми, а также ряд преступлений в сфере экономической деятельности. Поэтому взяточничество зачастую является детерминантой иным преступлениям.
Среди всех должностных преступлений взяточничество, как одно из проявлений коррупции, представляет наибольшую опасность. Вокруг коррупции, равно как в отношении организованной преступности и потребления наркотиков, сложилось множество мифов (и надежд на «ликвидацию»), заставляющих остановиться подробнее на этой проблеме.
Расследование преступлений коррупционной направленности, а в частности взяточничества имеет сложный характер. Во взяточничестве нет потерпевшего лица и, как правило, субъекты взяточничества получают выгоду от данного преступного деяния. У них всегда есть обоюдный интерес в преступной «договоренности» и нет мотивации для сообщения в правоохранительные органы. Свидетелей или очевидцев взяточничества, как правило, нет, поскольку совершение указанного преступления коррупционной направленности происходит в местах скрытых от глаз посторонних лиц и между договаривающимися сторонами, которые участвуют в передачи и получении взятки. Все участники взяточничества подлежат уголовной ответственности, поэтому мотивация для сокрытия преступления у них всегда есть. Также доказательства, полученные по факту передачи и получения взятки, зачастую, имеют косвенный характер и не указывают прямо на виновность взяточников. Особенно высокая латентность взяточничества существует в высших эшелонах власти, поскольку там организуются сложные разветвленные схемы, работающие на постоянной основе, которые подкреплены огромной поддержкой иных должностных лиц, занимающих руководящие посты в государствах. Поэтому на органы предварительного расследование и судебную власть может оказываться сильное давление, которое приведет к освобождению от ответственности виновных лиц.
В связи свышеизложенным, следователю при расследовании взяточничества необходимо обладать специальными знаниями, уметь использовать современные тактические и научно-технические достижения, знать методики расследования взяточничества, а также вдумчиво и ответственно относиться к расследованию.
Цель настоящей работы является: определить порядок анализа прокурором материалов уголовного дела, поступивших с обвинительным заключением, по делам о взяточничестве.
Для достижения указанной цели мы должны определить задачи:
1) Исследовать криминалистическую характеристику взяточничества, а также основные обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о взяточничестве;
2) Установить особенности ОРД по делам о взяточничестве;
3) Определить применение специальных знаний по делам о взяточничестве;
Теоретическую основу исследования составили положения, содержащиеся в научных трудах отечественных криминологов и криминалистов С.П. Кушниренко, В.Д. Пристанскова, А.И. Бойцова, В Н. Бурлакова, В.В. Лукьянова, В.Ф. Щепелькова, Я.И. Гилинского, П.В. Малышкин, В.М. Николайчик, А.В. Смирнов, И.Ф. Крылова, А.Н. Халиков, М.Е. Репина, Н.А. Селиванова, Г.К. Мишина, А.Н.Чашина, В.Н. Карагодина, Г.А. Алиевой, Е.Р. Россинской, Е.В. Христининой, Т.Г. Николаевой и других.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что анализ прокурором материалов уголовного дела по делам о взяточничестве является одним из самых сложных процессов, в связи со спецификой и сложность расследования данного состава преступления. Вину, как правило, никто не признает, субъекты взяточничества обладают достаточными знаниями, чтобы воспрепятствовать правосудию.
Материалы уголовного дела по взяточничеству очень объемные, состоят из многих томов, поскольку следователю необходимо выяснить ряд обстоятельств, подлежащих доказыванию, и обстоятельства, подлежащих установлению.
При расследование взяточничества требуется грамотное и своевременное принятие решений. Правильное проведение следственных и процессуальных действий, назначение экспертиз. Следователь должен обладать достаточными знаниями в юриспруденции и иных науках, владеть методикой расследования взяточничества. Следователь должен оценивать личностные и профессиональные качества субъектов взяточничества, а также их межличностные отношения. Однако все эти обстоятельства не всегда имеются, что влечет нарушения, которые прокурору необходимо выявить. Однако способность выявить данные нарушения может у прокурора выработаться только на основании постоянного совершенствования своих знаний в данной сфере и наличия практического опыта.
Также отметим, что проведенное исследование судебной практики показало, что из 45 изученных нами материалов уголовных дел, установлено, что по 39 факт взяточничества выявлен в ходе проведения ОРМ «оперативный эксперимент», по 4 уголовным делам в ходе проведения иных ОРМ, в том числе ОРМ «наблюдение», и только по 2 уголовным факт взяточничества выявлен не в ходе проведения ОРМ. Данная тенденция складывается таким образом в связи со сложностью доказывания вины взяткополучателя. Сотрудники правоохранительных органов, получая заявления от лица, у которого должностное лицо вымогало взятку и в результате ее получило, не решают вопрос о возбуждении уголовного дела, а проводят в отношении данного лица ОРМ. Заявление является лишь поводом к проведению ОРМ. Такая практика, безусловно, обеспечивает успех в результате проведения ОРМ с соблюдением всех тактических и процессуальных норм, однако не обеспечивает соблюдение прав граждан, пострадавших от незаконных действий должностных лиц, которые вымогают взятку.
Кроме того, как и в любой деятельности, результату предшествует грамотное планирование и структурирование своей работы. Поэтому прокурору необходимо руководствоваться ведомственными приказами и научными написаниями в области анализа материалов уголовного дела (Приложение№ 1 Приложение № 3)
В связи с вышеизложенным, в заключении хотелось бы отметить, что необходима дальнейшая разработка тактических и методических рекомендаций по анализу прокурором материалов уголовного дела о взяточничестве, разработка правовой базы в сфере противодействия коррупции в целом и противодействию взяточничеству в частности. Также при расследовании взяточничества назначать самых квалифицированных следователей, а при поддержании государственного обвинения назначать самых квалифицированных прокуроров. Все эти меры будут способствовать должному и своевременному раскрытию взяточничества, а также привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Материалы уголовного дела по взяточничеству очень объемные, состоят из многих томов, поскольку следователю необходимо выяснить ряд обстоятельств, подлежащих доказыванию, и обстоятельства, подлежащих установлению.
При расследование взяточничества требуется грамотное и своевременное принятие решений. Правильное проведение следственных и процессуальных действий, назначение экспертиз. Следователь должен обладать достаточными знаниями в юриспруденции и иных науках, владеть методикой расследования взяточничества. Следователь должен оценивать личностные и профессиональные качества субъектов взяточничества, а также их межличностные отношения. Однако все эти обстоятельства не всегда имеются, что влечет нарушения, которые прокурору необходимо выявить. Однако способность выявить данные нарушения может у прокурора выработаться только на основании постоянного совершенствования своих знаний в данной сфере и наличия практического опыта.
Также отметим, что проведенное исследование судебной практики показало, что из 45 изученных нами материалов уголовных дел, установлено, что по 39 факт взяточничества выявлен в ходе проведения ОРМ «оперативный эксперимент», по 4 уголовным делам в ходе проведения иных ОРМ, в том числе ОРМ «наблюдение», и только по 2 уголовным факт взяточничества выявлен не в ходе проведения ОРМ. Данная тенденция складывается таким образом в связи со сложностью доказывания вины взяткополучателя. Сотрудники правоохранительных органов, получая заявления от лица, у которого должностное лицо вымогало взятку и в результате ее получило, не решают вопрос о возбуждении уголовного дела, а проводят в отношении данного лица ОРМ. Заявление является лишь поводом к проведению ОРМ. Такая практика, безусловно, обеспечивает успех в результате проведения ОРМ с соблюдением всех тактических и процессуальных норм, однако не обеспечивает соблюдение прав граждан, пострадавших от незаконных действий должностных лиц, которые вымогают взятку.
Кроме того, как и в любой деятельности, результату предшествует грамотное планирование и структурирование своей работы. Поэтому прокурору необходимо руководствоваться ведомственными приказами и научными написаниями в области анализа материалов уголовного дела (Приложение№ 1 Приложение № 3)
В связи с вышеизложенным, в заключении хотелось бы отметить, что необходима дальнейшая разработка тактических и методических рекомендаций по анализу прокурором материалов уголовного дела о взяточничестве, разработка правовой базы в сфере противодействия коррупции в целом и противодействию взяточничеству в частности. Также при расследовании взяточничества назначать самых квалифицированных следователей, а при поддержании государственного обвинения назначать самых квалифицированных прокуроров. Все эти меры будут способствовать должному и своевременному раскрытию взяточничества, а также привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.



