АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 11
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 12
1.1. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РАЗНЫХ СТРАН 12
1.1.1. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА УРОВЕНЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ) 13
1.1.2. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ (ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ) 15
1.2. ОПОСРЕДУЮЩАЯ РОЛЬ МОТИВОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ 23
1.3. МОТИВАЦИЯ И МОТИВ 25
1.4. МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ 27
1.4.1. СТИМУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ COX И KLINGER 28
1.4.2. ТЕОРИЯ СИСТЕМ АКТИВАЦИИ И ТОРМОЖЕНИЯ 30
1.4.3. ТЕОРИЯ ПОБУДИТЕЛЬНОЙ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ 31
1.4.4. ТЕОРИЯ АЛЛОСТАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ 33
1.5. ТИПОЛОГИЯ МОТИВОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ 35
1.6. МОТИВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ФАКТОР 38
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.2.1. ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКАЛА ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ (HADS) 42
2.2.2. ОПРОСНИК РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ ГРОССА 43
2.2.3. ОПРОСНИК «СПЕКТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ» 44
2.2.4. КРАТКАЯ ШКАЛА САМОКОНТРОЛЯ 45
2.2.5. МЕТОДИКА TIPI-RU 46
2.2.6 ОПРОСНИК КАРВЕРА-УАЙТА 47
2.2.7. ТЕСТ AUDIT 48
2.2.8. ОПРОСНИК «ПЕРЕЧЕНЬ СИТУАЦИЙ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ-27» 50
2.3 ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.4. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 52
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 54
3.1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ 54
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 67
3.1.1. УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ 68
3.1.2. МОТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ 68
3.1.1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 69
3.1.2. СТРАТЕГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 70
3.1.3. УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 71
3.1.4. УРОВЕНЬ САМОКОНТРОЛЯ 71
3.1.5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 72
3.1.6. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 73
3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА 73
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИСКРИМИНАНТНОГО АНАЛИЗА 76
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 81
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 99
ПРИЛОЖЕНИЕ З 103
ПРИЛОЖЕНИЕ И 104
Во время крупных эпидемий часто появляются мифы о сверхэффективных защитных мерах. Так, во время эпидемии бубонной чумы считалось, что средством защиты от заражения является мускатный орех. Во время пандемии COVID-19 довольно распространенной стала информация о том, что употребление алкоголя поможет предотвратить заражение вирусом. Об этом сообщалось в Иране, Таиланде, Беларуси, Грузии и некоторых восточноевропейских странах (Chick, 2020).
Известен случай смертельного отравления 180 человек несертифицированным алкоголем в Иране, ошибочно полагавших, что так они смогут избежать заражения COVID-19. Поскольку в Иране алкоголь запрещен, многие покупают его нелегально, есть значимые доказательства токсичности этих напитков. Также сообщалось о случае массового заражения в Таиланде после совместного распития алкоголя на вечеринке (Chick, 2020).
Ошибочному убеждению, что алкоголь может способствовать защите от заражения, могла способствовать реклама спиртосодержащих дезинфекторов для рук. В Мумбаи в центре лечения зависимостей чрезмерное усердие при дезинфекции рук привело к вдыханию пациентами паров этанола, что послужило причиной дисульфирам-этаноловой реакции (Chick, 2020).
Хроническое злоупотребление алкоголем и вызванные этим болезни печени, снижают иммунитет к бактериальным и вирусным инфекциям. Во время пандемии COVID многие эксперты, в том числе ВОЗ, рекомендовали ограничить потребление алкоголя одной порцией в день. Ограничения продажи алкоголя в некоторых странах привело к внезапному росту посещения больниц в связи с тяжелой абстиненции. Так как в некоторых странах у пациентов не было возможности обратиться в амбулаторию, исследователями Hämäläinen и соавторами было разработано приложение для смартфона, позволяющее определять уровень опьянения с помощью датчиков движения, фиксирующих нарушения походки (Chick, 2020).
В попытке контролировать пандемию COVID-19 правительства по всему миру приняли карантинные меры (Clay, Parker, 2020). В связи с этим были закрыты предприятия общественного питания и распития алкогольной продукции. В Великобритании многие люди отреагировали на закрытие пабов и ресторанов тем, что запаслись выпивкой дома, а алкоголь, наряду с предметами домашнего обихода и продуктами питания, исчез с полок супермаркетов. За неделю до 21 марта продажи алкоголя выросли на 67%. Для сравнения, общий объем продаж в супермаркетах вырос всего на 43% (Finlay, Gilmore, 2020).
Рост заболеваемости и меры по борьбе с распространением инфекции способствовали социальному беспокойству, страху, обострению чувства одиночества, депрессии, суицидальному поведению и вредному употреблению алкоголя (Szajnogaet. al., 2020; Wangetal., 2020; Clay, Parker, 2020).
Исследователями из Великобритании были выделены две основные группы риска – лица, с диагностированным синдромом зависимости от алкоголя и те, кто имеет высокий риск ее развития; у последних увеличение потребление алкоголя может быть спровоцировано тяжелой утратой, потерей работы или проблемами в отношениях. До пандемии только каждый пятый зависимый получал необходимую помощь, во время пандемии этот процент снизился, в связи с чем некоторые клиники оказывали помощь дистанционно с помощью онлайн сервисов. Кроме того, алкоголь ассоциируется с насилием в семье, и одной из первых особенностей изоляции стало увеличение числа обращений в благотворительные организации по борьбе с домашним насилием (Finlay, Gilmore, 2020).
Многочисленные социальные и психологические исследования, направленные на оценку изменений в потреблении алкоголя, показали противоречивые результаты для различных стран. В соответствии с вышесказанным, данная работа представляет собой эмпирическое исследование, в котором объектом выступают индивидуально-психологические факторы увеличения потребления алкоголя в период пандемии COVID-19, а предметом исследования – актуальное эмоциональное состояние, уровень психологического благополучия, доминирующий способ эмоциональной регуляции, уровень самоконтроля, поведенческие и личностные особенности, мотивы употребления алкоголя, количество и частота употребления алкоголя у лиц, употребляющих алкоголь.
Целью исследования является изучение индивидуально-психологических факторов увеличения потребления алкоголя в период пандемии COVID-19.
Задачи исследования:
1. Оценка уровня потребления алкоголя респондентами.
2. Выявление различий в социально-демографических характеристиках между респондентами с различным уровнем потребления алкоголя.
3. Выявление различий в индивидуально-психологических характеристиках между респондентами с различным уровнем потребления алкоголя.
4. Анализ взаимосвязей между изучаемыми параметрами.
5. Определение переменных – предикторов увеличения потребления алкоголя.
6. Разработка дискриминантной модели классификации с возможностью дальнейшего использования для разработки программ профилактики злоупотребления алкоголем.
Для реализации поставленных задач использовался метод самоотчета. Респонденты принимали участие в онлайн-опросе с использованием программы для администрирования опросовGoogleForms, который был реализован с помощью авторской анамнестической анкеты, включающей вопросы о COVID-19 и комплекса психометрических методов, который включал следующие методики:
– Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS);
– Опросник регуляции эмоций Гросса;
– Опросник «Спектр психологического здоровья»;
– Краткая шкала самоконтроля (адапт. Гордеева Т.О. и соавт.)
– Методика «BIG-5» (адапт. Сергеева и соавт.);
– Опросник Карвера-Уайта(адапт. Князев и соавт.);
– ТестAUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test);
– Опросник Перечень ситуаций употребления алкоголя-27 (IDS-27).
В работе проанализированы данные исследований, посвященных оценке психологического здоровья населения в период пандемии COVID-19, а также посвященных изменениям употребления алкоголя в период пандемии COVID-19, с акцентом на роль мотивационной сферы. Описаны существующие подходы к пониманию и изучению мотивации, основные мотивационные модели и типология мотивов употребления алкоголя.
Исследовательская часть данной работы представляет собой анализ индивидуально-психологических факторов увеличения потребления алкоголя в период пандемии СOVID-19. Ограничением исследования является низкая численность выборки, а также ее относительная гомогенность, что осложняет выделение общих тенденций и распространение результатов на генеральную совокупность.
Согласно результатам настоящего исследования наиболее значимыми переменными, предсказывающими повышение употребления алкоголя у респондентов, представляющих неклиническую выборку, являются: страх заражения COVID-19 (наиболее значима), контакт с зараженным родственником, отсутствие заболевания с тяжелым течением, переезд и мотивы употребления алкоголя с целью получения удовольствия.
Таким образом, группу риска увеличения потребления алкоголя могут составлять лица, испытывающие страх заражения COVID-19, имеющие контакт с зараженным родственником, а также лица, имеющие высокие показатели по шкале мотивов употребления алкоголя с целью получения удовольствия, что соответствует представлениям мотивационного подхода, и результатам исследований Kuntsche, Cooper, в частности.
1. Алфимова М. В. Оценка мотивации в контексте трансляционной психиатрии //Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография. – 2016. – С. 53-65.
2. Гордеева Т. О. и др. Разработка русскоязычной версии краткой шкалы самоконтроля //Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике. – 2015. – №. 2. – С. 88-95
3. Гордеева Т. О. и др. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием //Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – №. 2. – С. 46-58.
4. Завьялов В. Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых //Психологический журнал. – 1986. – Т. 7. – №. 5. – С. 102-111.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.-СПб.: Питер, 200. 512 с //Пятков ВВ. – 2002.
6. Климанова С. Г., Трусова А. В. Методы оценки эмоциональной регуляции //Психология. Психофизиология. – 2017. – Т. 10. – №. 1.
7. Князев Г. Г. Экстраверсия, психотизм и чувствительность к награде: нейрофизиологические основы двух личностных конструктов //Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – №. 1.
8. Копытов А. В. Мотивы употребления алкоголя подростками и молодыми людьми с проблемами алкогольной зависимости //Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2011. – Т. 10. – №. 4.
9. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. – 2004.
10. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – №. 1 (155).
11. Падун М. А., Гагарина М. А., Зелянина А. Н. Опосредующая роль регуляции эмоций и временной перспективы во взаимосвязи между темпераментальными чертами и эмоциональными состояниями //Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13. – №. 4. – С. 36-51.
12. Панкратова А. А., Корниенко Д. С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (EmotionRegulationQuestionnaire) Дж. Гросса //Вопросы психологии. – 2017. – №. 5. – С. 139-149.
13. Панкратова А. А., Осин Е. Н. Особенности эмоциональной регуляции у представителей русской и азербайджанской культур //Cultural-HistoricalPsychology. – 2018. – Т. 14. – №. 2.
14. Сергеева А. С., Кириллов Б. А., Джумагулова А. Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности //ExperimentalPsychology. – 2016. – Т. 9. – №. 3.
15. Трусова А. В. И др. Динамика когнитивных показателей в процессе экспериментальной индукции влечения к алкоголю с помощью визуальных стимулов у больных с алкогольной зависимостью //Клиническая психиатрия 21 века: интеграция инноваций и традиций для диагностики и оптимизации терапии психических расстройств: тезисы докл. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-18 мая 2018, Санкт-Петербург).
16. Ammar A. et al. Effects of Home Confinement on Mental Health and Lifestyle Behaviours During the Covid-19 Outbreak: Insights from The Eclb-Covid19 Multicenter Study //Biology of Sport. – 2021. – Т. 38. – №. 1. – С. 9.
17. Annis H. M., Graham J. M. Profile Types on The Inventory ofDrinking Situations: Implications for Relapse Prevention Counseling //Psychology ofAddictive Behaviours. – 1995. – Т. 9. – №. 3. – С. 176.
18. Babor T. F. et al. The Alcohol Use Disorders Identification Test. – 2001.
19. Barbosa C., Cowell A. J., Dowd W. N. Alcohol Consumption in Response to the COVID-19 Pandemic in the United States //Journal of Addiction Medicine. – 2020.
20. Berridge K. C., Robinson T. E. Parsing Reward //Trends in Neurosciences. – 2003. – Т. 26. – №. 9. – С. 507-513.
21. Berridge K. C., Robinson T. E. What Is the Role of Dopamine in Reward: Hedonic Impact, Reward Learning, Or Incentive Salience? //Brain Research Reviews. – 1998. – Т. 28. – №. 3. – С. 309-369.
22. Berridge K. C., Robinson T. E., Aldridge J. W. Dissecting Components of Reward: «Liking», «Wanting», And Learning //Current Opinion in Pharmacology. – 2009. – Т. 9. – №. 1. – С. 65-73.
1. Berridge K. C., Valenstein E. S. What Psychological Process Mediates Feeding Evoked by Electrical Stimulation of The Lateral Hypothalamus? //Behavioral Neuroscience. – 1991. – Т. 105. – №. 1. – С. 3.
23. Bollen Z. et al. Prior Drinking Motives Predict Alcohol Consumption During The COVID-19 Lockdown: A Cross-Sectional Online Survey Among Belgian College Students //Addictive Behaviours. – 2021. – Т. 115. – С. 106772.
24. Buckner J. D., Eggleston A. M., Schmidt N. B. Social Anxiety and Problematic Alcohol Consumption: The Mediating Role of Drinking Motives and Situations //Behaviour Therapy. – 2006. – Т. 37. – №. 4. – С. 381-391.
25. Callinan S. et al. Shifts in Alcohol Consumption During The COVID‐19 Pandemic: Early Indications fromAustralia //Addiction. – 2020.
26. Carver C. S., White T. L. Behavioral Inhibition, Behavioral Activation, And Affective Responses to Impending Reward and Punishment: The BIS/BAS Scales //Journal of Personality and Social Psychology. – 1994. – Т. 67. – №. 2. – С. 319.
27. Chick J. Alcohol and COVID-19 //Alcohol and Alcoholism (Oxford, Oxfordshire). – 2020
28. Chodkiewicz J. et. al. Alcohol Consumption Reported During The COVID-19 Pandemic: The Initial Stage //International Journal ofEnvironmental Research andPublic Health. – 2020. – Т. 17. – №. 13. – С. 4677.
29. Clay J. M., Parker M. O. Alcohol Use and Misuse During The COVID-19 Pandemic: A Potential Public Health Crisis? //The Lancet Public Health. – 2020. – Т. 5. – №. 5. – С. e259.
30. Cooper M. L. et al. Development and Validation ofa Three-Dimensional Measure of Drinking Motives //Psychological Assessment. – 1992. – Т. 4. – №. 2. – С. 123.
31. Cooper M. L. et al. Motivational Models of Substance Use: A Review of Theory and Research on Motives for Using Alcohol, Marijuana, And Tobacco. – 2016.
32. Cooper M. L. et al. Motivational Models of Substance Use: A Review of Theory and Research on Motives for Using Alcohol, Marijuana, And Tobacco. – 2015
33. Cox W. M., Klinger E. A Motivational Model of Alcohol Use //Journal of Abnormal Psychology. – 1988. – Т. 97. – №. 2. – С. 168.
34. Curcio A. L., George A. M. Selected Impulsivity Facets with Alcohol Use/Problems: The Mediating Role of Drinking Motives //Addictive Behaviours. – 2011. – Т. 36. – №. 10. – С. 959-964.
35. Finlay I., Gilmore I. COVID-19 And Alcohol—A Dangerous Cocktail. – 2020.
36. Fowles D. C. The Three Arousal Model: Implications ofGray's Two‐Factor Learning Theory for Heart Rate, Electrodermal Activity, And Psychopathy //Psychophysiology. – 1980. – Т. 17. – №. 2. – С. 87-104.
37. García-Álvarez L. et al. Will Changes in Alcohol and Tobacco Use Be Seen During The COVID-19 Lockdown? Se ObservaranCambiosEn El Consumo De Alcohol Y Tabaco Durante El Confinamiento Por COVID-19? //Adicciones. – 2020. – Т. 32. – №. 2. – С. 85-90.
38. Gray J. A. Problems in the behavioral sciences, Vol. 5. – 1987.
39. Grossman E. R., Benjamin-Neelon S. E., Sonnenschein S. Alcohol Consumption During The COVID-19 Pandemic: A Cross-Sectional Survey of US Adults //International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Т. 17. – №. 24. – С. 9189.
40. Ham L. S., Bonin M., Hope D. A. The Role of Drinking Motives in Social Anxiety and Alcohol Use //Journal of Anxiety Disorders. – 2007. – Т. 21. – №. 8. – С. 991-1003
41. Heubeck B. G., Wilkinson R. B., Cologon J. A Second Look atCarver AndWhite's (1994) BIS/BAS Scales //Personality and Individual Differences. – 1998. – Т. 25. – №. 4. – С. 785-800.
42. Jorm A. F. et al. Using the BIS/BAS Scales to Measure Behavioral Inhibition andBehavioral Activation: Factor Structure, Validity and Norms in A Large Community Sample //Personality and individual Differences. – 1998. – Т. 26. – №. 1. – С. 49-58.
43. Kim J. U. et al. Effect of COVID-19 Lockdown on Alcohol Consumption in Patients with Pre-Existing Alcohol Use Disorder //The Lancet Gastroenterology & Hepatology. – 2020. – Т. 5. – №. 10. – С. 886-887.
44. Knyazev G. G., Slobodskaya H. R., Wilson G. D. Comparison of The Construct Validity of The Gray–Wilson Personality Questionnaire andTheBIS/BAS Scales //Personality and Individual Differences. – 2004. – Т. 37. – №. 8. – С. 1565-1582.
45. Koob G. F., Le Moal M. Addiction and The Brain Antireward System //Annu. Rev. Psychol. – 2008. – Т. 59. – С. 29-53.
46. Koob G. F., Le Moal M. Neurobiological Mechanisms for Opponent Motivational Processes in Addiction //Philosophical Transactions of The Royal Society ofLondon B: Biological Sciences. – 2008. – Т. 363. – №. 1507. – С. 3113-3123.
47. Kuntsche E. et al. ‘I Drink Spirits to Get Drunk and Block Out My Problems…’Beverage Preference, Drinking Motives and Alcohol Use in Adolescence //Alcohol and Alcoholism. – 2006. – Т. 41. – №. 5. – С. 566-573.
48. Kuntsche E. et al. Drinking Motives as Mediators of The Link Between Alcohol Expectancies and Alcohol Use Among Adolescents //Journal of Studies on Alcohol and Drugs. – 2007. – Т. 68. – №. 1. – С. 76-85.
49. Kuntsche E., Cooper M. L. Drinking to Have Fun and To Get Drunk: Motives as Predictors of Weekend Drinking Over and Above Usual Drinking Habits //Drug and Alcohol Dependence. – 2010. – Т. 110. – №. 3. – С. 259-262.
50. Kuntsche E., Stewart S. H., Cooper M. L. How Stable Is the Motive–Alcohol Use Link? A Cross-National Validation of The Drinking Motives Questionnaire Revised Among Adolescents fromSwitzerland, Canada, And theUnited States //Journal ofStudies onAlcohol andDrugs. – 2008. – Т. 69. – №. 3. – С. 388-396.
51. McEwen B. S. Allostasis And Allostatic Load: Implications for Neuropsychopharmacology //Neuropsychopharmacology. – 2000. – Т. 22. – №. 2. – С. 108.
52. McPhee M. D. et al. Depression, Environmental Reward, Coping Motives and Alcohol Consumption During The COVID-19 Pandemic //Frontiers in Psychiatry. – 2020. – Т. 11. – С. 1128.
53. Neill E. et al. Alcohol Use inAustralia During the Early Days oftheCOVID‐19 Pandemic: Initial Results from The COLLATE Project //Psychiatry and Clinical Neurosciences. – 2020. – Т. 74. – №. 10. – С. 542-549.
54. Pollard M. S., Tucker J. S., Green H. D. Changes in Adult Alcohol Use and Consequences During The COVID-19 Pandemic in The US //JAMA Network Open. – 2020. – Т. 3. – №. 9. – С.
55. Read J. P. et al. Examining the Role of Drinking Motives in College Student Alcohol Use and Problems //Psychology of Addictive Behaviours. – 2003. – Т. 17. – №. 1. – С. 13.
56. Robinson T. E., Berridge K. C. Incentive‐sensitization and addiction //Addiction. – 2001. – Т. 96. – №. 1. – С. 103-114.
57. Robinson T. E., Berridge K. C. The Neural Basis of Drug Craving: An Incentive-Sensitization Theory of Addiction //Brain Research Reviews. – 1993. – Т. 18. – №. 3. – С. 247-291.
58. Slobodskaya H. R. et al. Development of A Short Form of The Gray–Wilson Personality Questionnaire: Its Use in Measuring Personality and Adjustment Among Russian Adolescents //Personality and Individual Differences. – 2003. – Т. 35. – №. 5. – С. 1049-1059.
59. Sterling P., Eyer J. Allostasis: A New Paradigm to Explain Arousal Pathology. In ‘Handbook of Life Stress, Cognition and Health’. (Eds S Fisher, J Reason) pp. 629–649. – 1988
60. Stewart S. H. et al. Psychometric Evaluation of The Short Form Inventory of Drinking Situations (IDS-42) In A Community-Recruited Sample of Substance-Abusing Women //Journal of Substance Abuse. – 2000. – Т. 11. – №. 3. – С. 305-321.
61. Stewart S. H., Zeitlin S. B., Samoluk S. B. Examination of A Three-Dimensional Drinking Motives Questionnaire in A Young Adult University Student Sample //Behaviour Research and Therapy. – 1996. – Т. 34. – №. 1. – С. 61-71.
62. Szajnoga D., Klimek-Tulwin M., Piekut A. COVID-19 Lockdown Leads to Changes in Alcohol Consumption Patterns. Results from The Polish National Survey //Journal ofAddictive Diseases. – 2020. – С. 1-12
63. Testino G., Pellicano R. Alcohol Consumption intheCOVID-19 Era //Minerva Gastroenterologica E Dietologica. – 2020.
64. Wang Y. et al. Alcohol Consumption inChina Before and During Covid-19: Preliminary Results from An Online Retrospective Survey //Frontiers in Psychiatry. – 2020. – Т. 11.
65. Witkiewitz K. et al. Advancing Precision Medicine for Alcohol Use Disorder: Replication and Extension of Reward Drinking as a Predictor of Naltrexone Response //Alcoholism: Clinical and Experimental Research. – 2019.
66. Zigmond A.C., Snaith R.P. The Hospital Anxiety And Depression
Scale. // Acta Psychiatr. Scand. 1983 - Vol.67 - P.361 - 370.