Оценка эффективности социальной программы «Пушкинская карта»
|
Введение 4
Глава 1. Программы повышения доступности культуры и искусства 8
1.1 «Пушкинская карта» как инструмент развития интереса к культуре и искусству 8
1.2 Международный опыт создания «культурных абонементов» для молодежи 21
1.3 Иные программы лояльности в сфере культуры в Санкт-Петербурге 24
Глава 2. Оценка соответствия социальной программы «Пушкинская карта» задачам и оценка критериев эффективности программы 27
2.1 Подходы к оценке эффективности государственных программ 27
2.2 Эмпирическая оценка критериев эффективности социальной программы «Пушкинской карты» 27
2.3 Рекомендации для повышения эффективности социальной программы «Пушкинская карта» 41
Заключение 47
Список источников 48
Приложение 1. обязанности и функции участников социальной программы «Пушкинская карта» 52
Приложение 2. Анкета 56
Глава 1. Программы повышения доступности культуры и искусства 8
1.1 «Пушкинская карта» как инструмент развития интереса к культуре и искусству 8
1.2 Международный опыт создания «культурных абонементов» для молодежи 21
1.3 Иные программы лояльности в сфере культуры в Санкт-Петербурге 24
Глава 2. Оценка соответствия социальной программы «Пушкинская карта» задачам и оценка критериев эффективности программы 27
2.1 Подходы к оценке эффективности государственных программ 27
2.2 Эмпирическая оценка критериев эффективности социальной программы «Пушкинской карты» 27
2.3 Рекомендации для повышения эффективности социальной программы «Пушкинская карта» 41
Заключение 47
Список источников 48
Приложение 1. обязанности и функции участников социальной программы «Пушкинская карта» 52
Приложение 2. Анкета 56
ПандемияCOVID-19, начавшаяся в 2019 году, в значительной степени повлияла не только на общество и его состояние, но и на сектор искусства и культуры. Креативные индустрии оказались одной из наиболее пострадавшей стороной экономики из-за вынужденных мер дистанцирования, которые были введены во всем мире в связи с пандемией COVID-19. Отсутствие возможности проводить общественные мероприятия, которые характеризуются массовым скоплением людей, которая возникла в связи с введенными мерами для борьбы с пандемией повлекла за собой необходимость приостановить деятельность всех учреждений культуры на неопределенный срок. В течение нескольких лет большое количество мероприятий были отменены или перенесены, отсутствие потока посетителей значительно снизили доходы индустрии. Также отмечается, что в большей мере пострадали те предприятия, деятельность которых напрямую зависит от взаимодействия с людьми и от их присутствия. Падение выручки в сфере культуры составило более 90%. Несмотря на внедрение цифровых инструментов и технологий виртуальной реальности в культурный сектор, которые были «вынужденной» мерой для поддержания связи с аудиторией, их применение было ограничено и не все учреждения имели возможность интегрировать их в свою деятельность.
Согласно исследованиям ЮНЕСКО и Международного совета музеев, проведенным в 2020 году, более 10% музеев могут никогда не открыться после пандемии. Благодаря опросу, проведенному TheArtNewspaperи Маастрихтским университетом, было выявлено, что около трети независимых галерей и арт-дилеров во всем мире не ожидают, что переживут кризис, особенно среди малого бизнеса. Кинопрокат, который также является неотъемлемой частью культуры любой страны , также претерпел массовое закрытие и финансовые потери всех заинтересованных сторон. Так, в Китае в 2020 году было установлено рекордное падение доходов в этой сфере: количество проданных билетов в кинотеатрах упало на 97,4%.
Влияние, которое пандемия COVID-19 оказала на население, также не остается незамеченным. Из основных аспектов повседневной жизни людей можно выделить следующие последствия: повышенный уровень тревожности, ухудшение навыков коммуникации, удаленная работа и учеба, изменение потребительского поведения. Также важен и тот факт, что даже после отмены вынужденных мер социального дистанцирования и открытием общественных пространств, в том числе и учреждений культуры, люди в до сих пор предпочитают проводить время дома. Особенно это касается молодежи. Не раз отмечалось, что молодые люди в меньшей степени склонны к посещению музеев, театров, выставок и других культурных учреждений, а после длительного дистанцирования молодежь еще в меньшей мере заинтересованы в знакомстве и вдохновении искусством.
Исходя из существующих проблем, необходимость экономической поддержки сферы культуры и стимулировании интереса молодежи к искусству со стороны государства становится одной из самой актуальной повестки дня. В «нормальное» время искусство и культура, как правило, не вызывают особый интерес у правительств и политиков. Однако, после пандемии, стала очевидна ценность этой сферы для общества в целом и для государств. Необходимость внедрения и совершенствования социальных программ, которые бы затрагивали две эти стороны, обуславливается несколькими задачами:
• Привлечение интереса молодых людей к искусству, для повышения уровня образования, улучшения их психо-эмоционального состояния, расширения кругозора;
• Оказание дополнительной помощи, поддержки учреждениям культуры.
Восстановление культурного сектора и интереса людей к нему, а также адаптация к возникшим переменам, не означает, что деятельность будет осуществляться также, как и до пандемии. Наоборот, необходимость внедрения нового опыта и коррекция старых стратегических моделей бизнеса в сфере искусства, подсвеченная благодаря пандемии, говорит о важности устойчивого государственного финансирования искусства и культуры для признания их общего блага для общества.
Актуальность исследования: Актуальность темы заключается в оценке эффективности социальной программы «Пушкинская карта» в России, направленной на поддержку молодежи и сферы культуры, а также возможностей ее расширения. В связи с тем, что после пандемии COVID-19 сфера культуры понесла значительные убытки и сильно пострадала, а молодые люди до сих пор восстанавливают свою социальную жизнь (выход из дистанционного уклада жизни оказался не самым быстрым и многие люди до сих пор предпочитают проводить свободное время дома), социальная программа «Пушкинская карта» оказалась уникальной. Эта карта является не только средством и мерой социальной поддержки молодых людей, но и способом популяризации культуры в целом. Другими словами, с помощью этой программы государство поддерживает не только молодежь и ее интерес к искусству, но и учреждения культуры в целом (поддержка предоставляется путем покупки билетов посетителями за счет «государственных» денежных средств).
Особый интерес представляет изучение эффективности данной программы. Необходимо понять, были ли достигнуты цели социальной программы «Пушкинская карта», а также выявить возможные направления дальнейшего развития данной программы.
Объект исследования: цели социальной программы «Пушкинская карта»;
Предмет исследования: социальная программа «Пушкинская карта»;
Формат работы: исследовательская работа, направленная на разработку рекомендаций для повышения эффективности реализации социальной программы «Пушкинская карта»;
Цель: выработка рекомендаций по повышению эффективности социальной программы «Пушкинская карта».
Задачи:
1) Сформулировать понятие эффективности социальной программы «Пушкинская карта» и определить критерии для оценки эффективности Программы.
2) Изучить международный опыт внедрения программ, направленных на повышение интереса молодежи к культуре.
3) Определить основные характеристики мероприятий, которые доступны для приобретения билетов по социальной программе «Пушкинская карта».
4) Оценить влияние социальной программы «Пушкинская карта» на отношение молодежи к культуре и искусству.
Методы исследования: анализ научных и аналитических публикаций (международные исследования, отчеты и упоминания СМИ), нормативно-правовые акты; анализ электронных площадок для продажи билетов на городские события (Kassir.ru, Яндекс.Афишаи другие); проведение онлайн опроса и анализ полученных первичных данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе работы рассматриваются социальный проект «Пушкинская карта», международные программы, льготные программы, а также проведен анализ мероприятий из афиши «Пушкинская карта» в Санкт-Петербурге за март 2023 года. Во второй главе сформулированы критерии эффективности социальной программы «Пушкинская карта», проведена эмпирическая оценка критериев, а также сформулированы рекомендации по повышению эффективности социальной программы «Пушкинская карта».
Согласно исследованиям ЮНЕСКО и Международного совета музеев, проведенным в 2020 году, более 10% музеев могут никогда не открыться после пандемии. Благодаря опросу, проведенному TheArtNewspaperи Маастрихтским университетом, было выявлено, что около трети независимых галерей и арт-дилеров во всем мире не ожидают, что переживут кризис, особенно среди малого бизнеса. Кинопрокат, который также является неотъемлемой частью культуры любой страны , также претерпел массовое закрытие и финансовые потери всех заинтересованных сторон. Так, в Китае в 2020 году было установлено рекордное падение доходов в этой сфере: количество проданных билетов в кинотеатрах упало на 97,4%.
Влияние, которое пандемия COVID-19 оказала на население, также не остается незамеченным. Из основных аспектов повседневной жизни людей можно выделить следующие последствия: повышенный уровень тревожности, ухудшение навыков коммуникации, удаленная работа и учеба, изменение потребительского поведения. Также важен и тот факт, что даже после отмены вынужденных мер социального дистанцирования и открытием общественных пространств, в том числе и учреждений культуры, люди в до сих пор предпочитают проводить время дома. Особенно это касается молодежи. Не раз отмечалось, что молодые люди в меньшей степени склонны к посещению музеев, театров, выставок и других культурных учреждений, а после длительного дистанцирования молодежь еще в меньшей мере заинтересованы в знакомстве и вдохновении искусством.
Исходя из существующих проблем, необходимость экономической поддержки сферы культуры и стимулировании интереса молодежи к искусству со стороны государства становится одной из самой актуальной повестки дня. В «нормальное» время искусство и культура, как правило, не вызывают особый интерес у правительств и политиков. Однако, после пандемии, стала очевидна ценность этой сферы для общества в целом и для государств. Необходимость внедрения и совершенствования социальных программ, которые бы затрагивали две эти стороны, обуславливается несколькими задачами:
• Привлечение интереса молодых людей к искусству, для повышения уровня образования, улучшения их психо-эмоционального состояния, расширения кругозора;
• Оказание дополнительной помощи, поддержки учреждениям культуры.
Восстановление культурного сектора и интереса людей к нему, а также адаптация к возникшим переменам, не означает, что деятельность будет осуществляться также, как и до пандемии. Наоборот, необходимость внедрения нового опыта и коррекция старых стратегических моделей бизнеса в сфере искусства, подсвеченная благодаря пандемии, говорит о важности устойчивого государственного финансирования искусства и культуры для признания их общего блага для общества.
Актуальность исследования: Актуальность темы заключается в оценке эффективности социальной программы «Пушкинская карта» в России, направленной на поддержку молодежи и сферы культуры, а также возможностей ее расширения. В связи с тем, что после пандемии COVID-19 сфера культуры понесла значительные убытки и сильно пострадала, а молодые люди до сих пор восстанавливают свою социальную жизнь (выход из дистанционного уклада жизни оказался не самым быстрым и многие люди до сих пор предпочитают проводить свободное время дома), социальная программа «Пушкинская карта» оказалась уникальной. Эта карта является не только средством и мерой социальной поддержки молодых людей, но и способом популяризации культуры в целом. Другими словами, с помощью этой программы государство поддерживает не только молодежь и ее интерес к искусству, но и учреждения культуры в целом (поддержка предоставляется путем покупки билетов посетителями за счет «государственных» денежных средств).
Особый интерес представляет изучение эффективности данной программы. Необходимо понять, были ли достигнуты цели социальной программы «Пушкинская карта», а также выявить возможные направления дальнейшего развития данной программы.
Объект исследования: цели социальной программы «Пушкинская карта»;
Предмет исследования: социальная программа «Пушкинская карта»;
Формат работы: исследовательская работа, направленная на разработку рекомендаций для повышения эффективности реализации социальной программы «Пушкинская карта»;
Цель: выработка рекомендаций по повышению эффективности социальной программы «Пушкинская карта».
Задачи:
1) Сформулировать понятие эффективности социальной программы «Пушкинская карта» и определить критерии для оценки эффективности Программы.
2) Изучить международный опыт внедрения программ, направленных на повышение интереса молодежи к культуре.
3) Определить основные характеристики мероприятий, которые доступны для приобретения билетов по социальной программе «Пушкинская карта».
4) Оценить влияние социальной программы «Пушкинская карта» на отношение молодежи к культуре и искусству.
Методы исследования: анализ научных и аналитических публикаций (международные исследования, отчеты и упоминания СМИ), нормативно-правовые акты; анализ электронных площадок для продажи билетов на городские события (Kassir.ru, Яндекс.Афишаи другие); проведение онлайн опроса и анализ полученных первичных данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе работы рассматриваются социальный проект «Пушкинская карта», международные программы, льготные программы, а также проведен анализ мероприятий из афиши «Пушкинская карта» в Санкт-Петербурге за март 2023 года. Во второй главе сформулированы критерии эффективности социальной программы «Пушкинская карта», проведена эмпирическая оценка критериев, а также сформулированы рекомендации по повышению эффективности социальной программы «Пушкинская карта».
В ходе выпускной квалификационной работы был проведен анализ мероприятий социальной программы «Пушкинская карта» в Санкт-Петербурге, сформированы критерии эффективности социальной программы, проведен опрос молодых людей, которые являются пользователями «Пушкинской карты». Также была проведена оценка эффективности социальной программы «Пушкинская карта». Это позволило определить насколько успешно, на данный момент, социальная программа достигает своих целей и задач. А также обратило внимание на проблемы, решение которых может улучшить полученные результаты.
Итогом работы стало формирование рекомендаций (на основании проведенных анализов), которые могут позволить увеличить эффективность социальной программы «Пушкинская карта» на различных этапах реализации и контроля проекта.
Итогом работы стало формирование рекомендаций (на основании проведенных анализов), которые могут позволить увеличить эффективность социальной программы «Пушкинская карта» на различных этапах реализации и контроля проекта.



