ДОБРОВОЛЬНОЕ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ И РЫНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ
|
Введение 4
Глава 1. Раскрытие информации об интеллектуальном капитале 8
1.1. Экономика знаний и интеллектуальный капитал 8
1.2. Определение интеллектуального капитала 9
1.3. Структура интеллектуального капитала 11
1.4. Раскрытие информации как механизм корпоративного управления 14
1.5. Особенности корпоративного управления и практики раскрытия информации в России 18
1.6. Мотивы добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале 24
1.7. Анализ исследований и выдвижение гипотез 31
1.8. Выводы 42
Глава 2. Методология исследования и эмпирическое тестирование моделей 43
2.1. Методология исследования 43
2.2. Метод контент-анализа и индекс добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале 47
2.3. Формирование выборки и описательная статистика 50
2.5. Тестирование моделей и результаты исследования 59
2.6. Анализ полученных результатов 64
2.7. Примеры практик раскрытия информации об интеллектуальном капитале российскими компаниями 66
Заключение 77
Список литературы 79
Приложение 1. Элементы добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале 86
Приложение 2. Тестирование моделей 89
Приложение 3. Элементы отчетности GRI 96
Глава 1. Раскрытие информации об интеллектуальном капитале 8
1.1. Экономика знаний и интеллектуальный капитал 8
1.2. Определение интеллектуального капитала 9
1.3. Структура интеллектуального капитала 11
1.4. Раскрытие информации как механизм корпоративного управления 14
1.5. Особенности корпоративного управления и практики раскрытия информации в России 18
1.6. Мотивы добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале 24
1.7. Анализ исследований и выдвижение гипотез 31
1.8. Выводы 42
Глава 2. Методология исследования и эмпирическое тестирование моделей 43
2.1. Методология исследования 43
2.2. Метод контент-анализа и индекс добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале 47
2.3. Формирование выборки и описательная статистика 50
2.5. Тестирование моделей и результаты исследования 59
2.6. Анализ полученных результатов 64
2.7. Примеры практик раскрытия информации об интеллектуальном капитале российскими компаниями 66
Заключение 77
Список литературы 79
Приложение 1. Элементы добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале 86
Приложение 2. Тестирование моделей 89
Приложение 3. Элементы отчетности GRI 96
Возрастающая роль знаний, развитие информационных технологий, важность инноваций и другие составляющие интеллектуального капитала на сегодняшний день во многом определяют конкурентное положение компаний, а вместе с тем формируют для них ряд новых задач. Одной из таких задач является широкое информирование стейкхолдеров о деятельности компании, о ее преимуществах и о соответствии постоянно изменяющимся требованиям общества.
С развитием экономики знаний нематериальные активы все больше привлекают внимание инвесторов, взаимодействие компании с которыми в первую очередь интересует автора данной работы. Рост их значимости в формировании ценности бизнеса отмечен в работах многих исследователей, например, [Edvinsson, 1997; Sveiby, 1997; Lynn, 1998]. По словам Нила Стивенсона, исполнительного директора по вопросам глобального внедрения Международного Совета по интегрированной отчетности, сегодня до 80% ценности бизнеса может приходиться на нематериальную сферу. Подтверждением также служит значительное увеличение доли нематериальных активов в создании рыночной ценности компаний с 1975г по 2015г, входящих в корзину фондового индекса S&P 500согласно исследованию, проведенному Комитетом по международным стандартам интегрированной отчетности. Поскольку развитие интеллектуального капитала и управление им способны создавать ценность, то инвесторы заинтересованы в получении информации о нем. По результатам доклада 2012г, представленного комитетом Королевского проекта «Отчетность для устойчивости», 80% респондентов-инвесторов считают необходимой для принятия решений нефинансовую информацию, которая, между тем, не публикуется в обязательной годовой отчетности. Нил Стивенсон подтверждает, что финансовая отчетность не может в полной мере объяснить, каким образом организация достигает экономического эффекта.
Поскольку большая часть информации, отражающая интеллектуальный капитал компании, не входит в обязательное раскрытие согласно законодательству, добровольные стандарты раскрытия подобной информации появились относительно недавно, а также сложна оценка самих нематериальных активов, то добровольное раскрытие информации об интеллектуальном капитале сопровождается определенными издержками, к числу которых присоединяются и косвенные, представляющие собой риски раскрытия информации в связи с возможным ее использованием конкурентами [Vergauwen, Alem, 2005].
Однако несмотря на вышеперечисленные издержки, существует ряд мотивов к ее раскрытию и преимуществ данной практики. По словам многих исследователей [Lang, Lundholm, 2000; Brownetal, 2004] отсутствие информации об интеллектуальном капитале ведет к информационной асимметрии, в то время как ее раскрытие может способствовать снижению риска вложений в компанию и взвешенным решениям инвесторов. Меньший риск, в свою очередь, приводит к большей ликвидности акций компании [Leuz,Verrecchia, 2000]. В работе [Ashton, 2005] также указывается на ценность раскрытия интеллектуального капитала, как способа декларировать о будущих планах компании, ее ожидаемых денежных потоках, меняя вместе с тем представления стейкхолдеров. Несмотря на то, что существует лишь небольшое количество исследований, посвященных анализу взаимосвязи уровня добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночных показателей деятельности компаний, большинство из них подтверждает ее наличие и положительное направление.
Данная проблематика особенно актуальна для российского рынка. Поскольку раскрытие информации об интеллектуальном капитале также является элементом корпоративного управления, то стоит обратиться к его специфике в стране. Несмотря на развитие законодательства по корпоративному управлению, практика российских компаний ему не соответствует и характеризуется высокой концентрацией собственности и низким уровнем прозрачности бизнеса. Однако, в таком случае, следование более высоким стандартам корпоративного управления формирует конкурентные преимущества фирм на рынке капитала. [Бухвалов, 2005] отмечает, что, следуя исследованиям, например, [Durnev, Kim, 2005], корпоративное управление в развитых странах не создает преимуществ в следствии его однородности, в то время как на развивающихся рынках наблюдается значительная премия. Согласно [McKinseyandCompany, 2002], в России ее размер составляет в среднем 38% к стоимости акций. Кроме того, как упоминалось ранее, большинство российских компаний характеризуются низким уровнем раскрытия информации. Однако в последние годы как с помощью законодательного регулирования, так и мерами, принимаемыми бизнес-сообществом, уровень раскрытия информации увеличивается, о чем свидетельствуют исследования корпоративной прозрачности, проводимые Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности(РРС). Интересно, что значительная часть новых публикуемых категорий информации относится к интеллектуальному капиталу компаний. Однако стоит отметить, что на российском рынке не было найдено исследований, устанавливающих взаимосвязь между добровольным раскрытием информации об интеллектуальном капитале и рыночными показателями деятельности компаний для выявления преимуществ их большей транспарентности.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между уровнем добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночными показателями деятельности российских компаний. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• На основе обзора отечественной и зарубежной литературы проанализировать понятие и структуру интеллектуального капитала, а также методы измерения уровня раскрытия информации об интеллектуальном капитале
• Провести обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных установлению взаимосвязи уровня добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночных показателей деятельности компаний
• Собрать данные для проведения исследования
• Сформулировать гипотезы исследования и осуществить их проверку при помощи эконометрических методов
• Проанализировать полученные результаты и на их основе дать практические рекомендации
Объектом исследования являются российские торгуемые компании, принимавшие участие в исследованиях РРС по корпоративной прозрачности, а также входящие в рейтинг «Эксперт 400». Предметом исследования является взаимосвязь между уровнем добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночными показателями деятельности российских компаний. Структура работы отображает последовательность сформулированных и выполняемых в ходе исследования задач. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава посвящена изучению понятий интеллектуального капитала и раскрытия информации как механизма корпоративного управления. В рамках данной главы также проведен анализ отечественных и зарубежных исследований в области изучения взаимосвязи уровня раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночных показателей деятельности компаний. На основании представленного обзора литературы выдвигаются гипотезы исследования.
Вторая глава содержит в себе практическую часть выпускной квалификационной работы. Данная глава представляет собой эмпирическое исследование, основанное на выборке из 54 торгуемых российских компаний. В начале главы описана методология исследования: модель и используемые переменные, метод контент-анализа и построение индекса добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале. Затем выполнен анализ собранных данных и проведено построение эконометрических моделей, иллюстрирующих взаимосвязь между исследуемыми показателями. На основе полученных результатов тестирования сделаны выводы по проведенному исследованию и даны практические рекомендации. Кроме того, в работе рассмотрены примеры использования практики раскрытия информации об интеллектуальном капитале некоторыми российскими компаниями.
Данные для проведения исследования были получены из следующих источников:
• База данных Thompson Reuters EIKON
• База данных DATASTREAM
• Официальный сайт ММВБ
• Годовые отчеты компаний
• Официальные сайты компаний
• Электронные средства массовой информации
С развитием экономики знаний нематериальные активы все больше привлекают внимание инвесторов, взаимодействие компании с которыми в первую очередь интересует автора данной работы. Рост их значимости в формировании ценности бизнеса отмечен в работах многих исследователей, например, [Edvinsson, 1997; Sveiby, 1997; Lynn, 1998]. По словам Нила Стивенсона, исполнительного директора по вопросам глобального внедрения Международного Совета по интегрированной отчетности, сегодня до 80% ценности бизнеса может приходиться на нематериальную сферу. Подтверждением также служит значительное увеличение доли нематериальных активов в создании рыночной ценности компаний с 1975г по 2015г, входящих в корзину фондового индекса S&P 500согласно исследованию, проведенному Комитетом по международным стандартам интегрированной отчетности. Поскольку развитие интеллектуального капитала и управление им способны создавать ценность, то инвесторы заинтересованы в получении информации о нем. По результатам доклада 2012г, представленного комитетом Королевского проекта «Отчетность для устойчивости», 80% респондентов-инвесторов считают необходимой для принятия решений нефинансовую информацию, которая, между тем, не публикуется в обязательной годовой отчетности. Нил Стивенсон подтверждает, что финансовая отчетность не может в полной мере объяснить, каким образом организация достигает экономического эффекта.
Поскольку большая часть информации, отражающая интеллектуальный капитал компании, не входит в обязательное раскрытие согласно законодательству, добровольные стандарты раскрытия подобной информации появились относительно недавно, а также сложна оценка самих нематериальных активов, то добровольное раскрытие информации об интеллектуальном капитале сопровождается определенными издержками, к числу которых присоединяются и косвенные, представляющие собой риски раскрытия информации в связи с возможным ее использованием конкурентами [Vergauwen, Alem, 2005].
Однако несмотря на вышеперечисленные издержки, существует ряд мотивов к ее раскрытию и преимуществ данной практики. По словам многих исследователей [Lang, Lundholm, 2000; Brownetal, 2004] отсутствие информации об интеллектуальном капитале ведет к информационной асимметрии, в то время как ее раскрытие может способствовать снижению риска вложений в компанию и взвешенным решениям инвесторов. Меньший риск, в свою очередь, приводит к большей ликвидности акций компании [Leuz,Verrecchia, 2000]. В работе [Ashton, 2005] также указывается на ценность раскрытия интеллектуального капитала, как способа декларировать о будущих планах компании, ее ожидаемых денежных потоках, меняя вместе с тем представления стейкхолдеров. Несмотря на то, что существует лишь небольшое количество исследований, посвященных анализу взаимосвязи уровня добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночных показателей деятельности компаний, большинство из них подтверждает ее наличие и положительное направление.
Данная проблематика особенно актуальна для российского рынка. Поскольку раскрытие информации об интеллектуальном капитале также является элементом корпоративного управления, то стоит обратиться к его специфике в стране. Несмотря на развитие законодательства по корпоративному управлению, практика российских компаний ему не соответствует и характеризуется высокой концентрацией собственности и низким уровнем прозрачности бизнеса. Однако, в таком случае, следование более высоким стандартам корпоративного управления формирует конкурентные преимущества фирм на рынке капитала. [Бухвалов, 2005] отмечает, что, следуя исследованиям, например, [Durnev, Kim, 2005], корпоративное управление в развитых странах не создает преимуществ в следствии его однородности, в то время как на развивающихся рынках наблюдается значительная премия. Согласно [McKinseyandCompany, 2002], в России ее размер составляет в среднем 38% к стоимости акций. Кроме того, как упоминалось ранее, большинство российских компаний характеризуются низким уровнем раскрытия информации. Однако в последние годы как с помощью законодательного регулирования, так и мерами, принимаемыми бизнес-сообществом, уровень раскрытия информации увеличивается, о чем свидетельствуют исследования корпоративной прозрачности, проводимые Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности(РРС). Интересно, что значительная часть новых публикуемых категорий информации относится к интеллектуальному капиталу компаний. Однако стоит отметить, что на российском рынке не было найдено исследований, устанавливающих взаимосвязь между добровольным раскрытием информации об интеллектуальном капитале и рыночными показателями деятельности компаний для выявления преимуществ их большей транспарентности.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между уровнем добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночными показателями деятельности российских компаний. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• На основе обзора отечественной и зарубежной литературы проанализировать понятие и структуру интеллектуального капитала, а также методы измерения уровня раскрытия информации об интеллектуальном капитале
• Провести обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных установлению взаимосвязи уровня добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночных показателей деятельности компаний
• Собрать данные для проведения исследования
• Сформулировать гипотезы исследования и осуществить их проверку при помощи эконометрических методов
• Проанализировать полученные результаты и на их основе дать практические рекомендации
Объектом исследования являются российские торгуемые компании, принимавшие участие в исследованиях РРС по корпоративной прозрачности, а также входящие в рейтинг «Эксперт 400». Предметом исследования является взаимосвязь между уровнем добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночными показателями деятельности российских компаний. Структура работы отображает последовательность сформулированных и выполняемых в ходе исследования задач. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава посвящена изучению понятий интеллектуального капитала и раскрытия информации как механизма корпоративного управления. В рамках данной главы также проведен анализ отечественных и зарубежных исследований в области изучения взаимосвязи уровня раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночных показателей деятельности компаний. На основании представленного обзора литературы выдвигаются гипотезы исследования.
Вторая глава содержит в себе практическую часть выпускной квалификационной работы. Данная глава представляет собой эмпирическое исследование, основанное на выборке из 54 торгуемых российских компаний. В начале главы описана методология исследования: модель и используемые переменные, метод контент-анализа и построение индекса добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале. Затем выполнен анализ собранных данных и проведено построение эконометрических моделей, иллюстрирующих взаимосвязь между исследуемыми показателями. На основе полученных результатов тестирования сделаны выводы по проведенному исследованию и даны практические рекомендации. Кроме того, в работе рассмотрены примеры использования практики раскрытия информации об интеллектуальном капитале некоторыми российскими компаниями.
Данные для проведения исследования были получены из следующих источников:
• База данных Thompson Reuters EIKON
• База данных DATASTREAM
• Официальный сайт ММВБ
• Годовые отчеты компаний
• Официальные сайты компаний
• Электронные средства массовой информации
Возрастающая роль знаний, установленная взаимосвязь интеллектуального капитала с результатами деятельности компаний в современной экономике формируют интерес рынка к раскрытию информации об этом специфическом активе. Рядом зарубежных исследований были доказаны преимущества, которые получают компании, добровольно следуя практике опубликования данных о наличии и использовании своих нематериальных активов. Однако подтверждается ли данный факт на российском рынке в силу специфики его исторического развития, существующих практик корпоративного управления и культурных особенностей оставалось неизведанным.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночных показателей деятельности российских компаний. Цель работы – выявление данной взаимосвязи – была достигнута. Для достижения цели был выдвинут и решен ряд задач.
В первой главе на основе анализа литературы было введено понятие интеллектуального капитала компании и выбран подход к определению его структуры. Также была рассмотрена агентская проблема в практике корпоративного управления и один из методов ее решения – снижение информационной асимметрии. Затем в рамках данной проблематики были изучены особенности российского рынка корпоративного управления и выявлено увеличение прозрачности российских компаний, что обусловлено как законодательным регулированием, так и добровольными практиками. На основе анализа отечественных и зарубежных работ были сформулированы гипотезы исследования.
Вторая глава посвящена методологии и результатам исследования. На основе изученной ранее литературы была введена регрессионная модель и описаны ее переменные. Также был выбран метод расчета индекса раскрытия информации об интеллектуальном капитале и модифицирован в соответствии с особенностями изучаемых компаний. После контент-анализа и сбора данных о раскрытии интеллектуального капитала по 54 торгуемым российским компаниям был представлен их динамический и структурный анализ, а также проведено эконометрическое исследование. Удалось установить положительную взаимосвязь между уровнем добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и такими показателями деятельности российских компаний, как рыночная капитализация и коэффициент Тобина. Затем были рассмотрены примеры раскрытия нефинансовой информации некоторыми российскими компаниями.
Поскольку работа не направлена на установление причинно-следственных связей, то нельзя говорить о повышении рыночной оценки компании в следствие добровольного опубликования данных об интеллектуальном капитале и выдвигать однозначные рекомендации по повышению уровня прозрачности. Решение о добровольном раскрытии информации о внутренних ресурсах организации должно соотносится с величиной издержек данной практики для конкретной организации. Текущее исследование, как и ряд предыдущих, рассматривают показатели лишь крупных игроков рынка. Также исследования агентства РРС по корпоративной прозрачности устанавливают распространение и усиление подобной практики среди крупных компаний. Таким образом можно предположить, что добровольное раскрытие не является панацеей для роста ценности фирмы, однако служит дополнительным конкурентным преимуществом, позволяющим привлечь внимание инвесторов. Добровольное раскрытие информации об интеллектуальном капитале снижает асимметрию информации, позволяет уменьшить риски инвестиций в компанию, говорит об ответственности фирмы перед обществом и формирует ее репутацию. К тому же повествование о ценных ресурсах является только первым шагом компании к подаче сигнала о своем превосходстве, в то время как действительно важную роль играет их практическое развитие и реализация потенциала.
Таким образом можно говорить, что компания получает вознаграждение за повышения уровня прозрачности и эта практика действительно оправдана, если соответствует стратегии фирмы и ее положению на рынке.
Стоит отметить, что данное исследование является первым на российском рынке по анализу взаимосвязи между уровнем добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночными показателями деятельности компаний. Учитывая полученные результаты, тенденции роста заинтересованности стейкхолдеров в получении нефинансовой информации и действиях государства и бизнес-сообщества по регулированию практик и форм раскрытия подобной информации, предлагается следующее: компаниям, на сегодняшний день уже применяющим практику раскрытия информации об интеллектуальном капитале, рассмотреть возможность перехода на новые стандарты опубликования нефинансовых данных в соответствии с международными стандартами, что улучшит не только качество публикуемой информации, но и качество взаимоотношений с инвесторами.
Ограничения текущего исследования прежде всего включают в себя размер выборки и ее состав – включение крупных компаний с листингом на ММВБ, и анализ только одной формы публикации нефинансовой информации – годовых отчетов. В связи с этим в дальнейшем предлагается расширение выборки с целью проверки результатов исследования, а также использование иных источников публикаций, например, официальных сайтов компаний.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночных показателей деятельности российских компаний. Цель работы – выявление данной взаимосвязи – была достигнута. Для достижения цели был выдвинут и решен ряд задач.
В первой главе на основе анализа литературы было введено понятие интеллектуального капитала компании и выбран подход к определению его структуры. Также была рассмотрена агентская проблема в практике корпоративного управления и один из методов ее решения – снижение информационной асимметрии. Затем в рамках данной проблематики были изучены особенности российского рынка корпоративного управления и выявлено увеличение прозрачности российских компаний, что обусловлено как законодательным регулированием, так и добровольными практиками. На основе анализа отечественных и зарубежных работ были сформулированы гипотезы исследования.
Вторая глава посвящена методологии и результатам исследования. На основе изученной ранее литературы была введена регрессионная модель и описаны ее переменные. Также был выбран метод расчета индекса раскрытия информации об интеллектуальном капитале и модифицирован в соответствии с особенностями изучаемых компаний. После контент-анализа и сбора данных о раскрытии интеллектуального капитала по 54 торгуемым российским компаниям был представлен их динамический и структурный анализ, а также проведено эконометрическое исследование. Удалось установить положительную взаимосвязь между уровнем добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и такими показателями деятельности российских компаний, как рыночная капитализация и коэффициент Тобина. Затем были рассмотрены примеры раскрытия нефинансовой информации некоторыми российскими компаниями.
Поскольку работа не направлена на установление причинно-следственных связей, то нельзя говорить о повышении рыночной оценки компании в следствие добровольного опубликования данных об интеллектуальном капитале и выдвигать однозначные рекомендации по повышению уровня прозрачности. Решение о добровольном раскрытии информации о внутренних ресурсах организации должно соотносится с величиной издержек данной практики для конкретной организации. Текущее исследование, как и ряд предыдущих, рассматривают показатели лишь крупных игроков рынка. Также исследования агентства РРС по корпоративной прозрачности устанавливают распространение и усиление подобной практики среди крупных компаний. Таким образом можно предположить, что добровольное раскрытие не является панацеей для роста ценности фирмы, однако служит дополнительным конкурентным преимуществом, позволяющим привлечь внимание инвесторов. Добровольное раскрытие информации об интеллектуальном капитале снижает асимметрию информации, позволяет уменьшить риски инвестиций в компанию, говорит об ответственности фирмы перед обществом и формирует ее репутацию. К тому же повествование о ценных ресурсах является только первым шагом компании к подаче сигнала о своем превосходстве, в то время как действительно важную роль играет их практическое развитие и реализация потенциала.
Таким образом можно говорить, что компания получает вознаграждение за повышения уровня прозрачности и эта практика действительно оправдана, если соответствует стратегии фирмы и ее положению на рынке.
Стоит отметить, что данное исследование является первым на российском рынке по анализу взаимосвязи между уровнем добровольного раскрытия информации об интеллектуальном капитале и рыночными показателями деятельности компаний. Учитывая полученные результаты, тенденции роста заинтересованности стейкхолдеров в получении нефинансовой информации и действиях государства и бизнес-сообщества по регулированию практик и форм раскрытия подобной информации, предлагается следующее: компаниям, на сегодняшний день уже применяющим практику раскрытия информации об интеллектуальном капитале, рассмотреть возможность перехода на новые стандарты опубликования нефинансовых данных в соответствии с международными стандартами, что улучшит не только качество публикуемой информации, но и качество взаимоотношений с инвесторами.
Ограничения текущего исследования прежде всего включают в себя размер выборки и ее состав – включение крупных компаний с листингом на ММВБ, и анализ только одной формы публикации нефинансовой информации – годовых отчетов. В связи с этим в дальнейшем предлагается расширение выборки с целью проверки результатов исследования, а также использование иных источников публикаций, например, официальных сайтов компаний.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999



