Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Военные нарративы в спектаклях

Работа №135839

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Война как социально-культурный феномен 6
Глава 1.2 Антропологические подходы к пониманию войны 20
Глава 2.1 Репрезентация военного нарратива 33
Глава 2.2. Перфоманс как форма социально-культурной практики 47
Глава 3.1 Эмпирические данные 58
Заключение
Список литературы
Приложение

Научная актуальность темы исследования обусловлена нехваткой данных о социокультурном представлении войны. Практически вся человеческая история тесно связана с войнами – по оценкам историков, за последние пятьдесят шесть веков произошло более четырнадцати тысяч войн, с общими потерями примерно в три с половиной миллиарда человек. По мере развития общества и технологий трансформации подверглись сами войны, методы ведения войн, используемое оружие – и двадцатый век не случайно стал переломным для военной истории. За один век случились две Мировые войны, одна из которых стала результатом развития индустриальной эпохи - массовое уничтожение стало играть ведущую роль в военной доктрине, что и массовое производство в экономике. Речь идет о Второй Мировой войне, которая оставила очень глубокий след моральной травмы, в частности, национальной травмы российского народа.
В связи с развитием общества и переосмыслением мировой трагедии войны пережили очередную трансформацию- так возник феномен «новых войн». Другими словами, военный конфликт стал представлять собой особую форму нерегулярных войн, характерная для военных конфликтов XXI века. Основа, движущая сила подобного конфликта – террор, вторжение войны в частную жизнь человека. Глобализация, развитие СМИ поспособствовали тому, чтобы ощущение внешней угрозы стало доступно каждому человеку, который бы поинтересовался новостям о военных атаках. Фактор повсеместности войн так же ведет к тому, что вовлекается все больше и больше людей, которые так или иначе страдают от войн, будь то экономическое бедствие, непосредственное участие в боевых действиях или эмоциональное переживание стороннего человека. Накапливаемый опыт нашел одно из отражений в культуре – рефлексия, выраженная в спектаклях, которая позволит исследователям выявить социально-культурное влияние войн на жизнь человека.
Объект и предмет
Эмпирический объект: Военные спектакли, поставленные на территории Санкт-Петербурга.
Объект: социо-культурные аспекты военного нарратива.
Предмет: Военный спектакль.
Исследовательский вопрос
Основной исследовательский вопрос данной работы для меня звучит так: каким образом реализуется воспроизведение национальной памяти о войне посредством перфомативных(театральных) практик.
Цели и задачи
Исходя из исследовательского вопроса, моя цель работы звучит следующим образом: выявление ключевых нарративов, отражающих восприятие и трансляцию военной действительности.
Для достижения поставленной цели планируется разработка следующих задач:
1. Операционализация социологических подходов к пониманию войны как социального явления.
2. Интерпретация антропологических подходов к изучению войн.
3. Анализ аспектов функция нарратива
4. Разработка теоретического материала.
5. Отбора эмпирического материала.
6. Структурирования эмпирической работы.
7. Формирование соответствующих выводов.
Методы
В течение 2020–2021 гг. было проведено качественное исследование,.
Также был использован визуальный анализ необходимого материала.
Эмпирическая база
Информанты были отобраны исходя из возможностей доступа к изучаемому полю и соответствии творческих работ интересующей сферы.
Теоретическая значимость исследования
В результате реализации данного исследования сформирована и обоснована авторская оптика, основанная на материалах работы, представленных в приложении списка литературы.
На основе материалов данного исследования можно разработать рекомендации для разработки актуальных культурных мероприятий, которые повысят социально-культурное развитие города.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, 5 параграфов, заключения, библиографического списка, 2 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходи из теоретического материала об изучении нарративов, исследователь может выделить несколько метафорических тем, которые привлекают внимание исследователя – автор исследования не претендует на универсальность своей классификации, однако она может послужить основанием для дальнейшего изучения нарративов.
1) Моральный компас героев,( военного конфликта) – моральная оценка поступков героев.
2) Униформа как обезличивание военнослужащего.
3) Ужасы войны(посредством страданий героев, жестокости, демонстрация социальных групп, которых не ожидаешь увидеть на войне – женщин или детей, смерти, насилия, демонстрации голода, иногда сексуального насилия и так далее) – то есть, контекст этих ужасов.
4) Насилие – смежный с предыдущим аспект ,который я рассматриваю с двух точек зрения – проявляемое в боевой схватке и над гражданской категорией. Как оба значения трактуются в тех или иных ситуациях.
5) Алкоголизм/наркомания – адаптация к боевым условиям или адаптация к нормальной жизни человека, в чью жизнь вмешалась война.
6) Разорение – либо связанная с разворовыванием имущества соперника или экономические трудности, в связи с которыми человек оказался вовлечен в боевые действия – те трудовые мигранты в зоне военных действий.
7) Гендерная проблематика – присутствие женщин на войне.
8) Соответствие эстетики мирного времени и военной атмосферы.
9) Наличие оружия.
10) Алкоголь
Представленные темы выражаются в нарративах, имеющих образное выражение в перфомативных практиках: например, определенная униформа – цвета хаки, бесформенная, одинаковая среди представителей той или иной службы. Есть своя цветокоррекция(палитра цвета) – в большинстве случаев это монохром, либо черно-белое представление сценографии. Моральный компас закладывается в режиссерской задаче актерам, которые выражают моральный выбор посредством проживания сценарного отрывка. Ужасы войны изображаются посредством тягот, лишений героев на сцене, опять же, художественным решением - в спектакле «А зори здесь тихие» вражеские войска изображены как тени, а их численное преимущество обыгрывается актерами. Насилие – смежная с ужасами войны тема, которая обыгрывается достаточно лаконично, при этом есть либо намек на сексуальное насилие – например, разорванная одежда и оголение бедра, либо в контексте физического насилия – наличие оружия, предмета убийства. Так же есть своя сценическая «эстетика», реализованная с помощью реквизита сценографии – например, колючая проволока, ограничивающая пространство – воздействует на реципиента таким образом, что он соотносит свой опыт столкновения с данным визуальным образом и формирует единую с автором концептуальную репрезентацию военного нарратива.
Конечно же, в рамках одной работы невозможно отразить всего многообразия смыслов, возникающих в процессе исследования. Однако, исследователь может попытаться углубиться в изучение взаимосвязи нарративов и воспроизведения культурной памяти.
Автор данного исследования надеется, что эта работа вдохновит будущих исследователей заниматься анализом нарративов в дальнейшем и подскажет кому-то из них возможные векторы развития исследований.



1. Бажуков Владимир Иванович Философские проблемы военной антропологии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-problemy-voennoy-antropologii (дата обращения: 20.05.2021).
2. Баранов А.П. Клио на берегах Невы (Обзор публикаций) // Отечественная история. 2004. №4. С. 124.
3. Говорунов А. В. Философская антропология: от человеческого к нечеловеческому // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-antropologiya-ot-chelovecheskogo-k-nechelovecheskomu (дата обращения: 21.05.2021).
4. Кожевин В.Л. Войны России ХХ столетия в историко-антропологическом измерении // Вестник Омского университета. 2010. №2. С. 9-13
5. Кринко Е.Ф. Война как явление истории и культуры // Россия в зеркале военной истории (к 200-летию Отечественной войны 1812 года): матер. Междун. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 2. Секция 3-5. - Кострома: Издательство КГТУ, 2012. 283 с. С. 132-136.
6. Кринко Е.Ф. Современная российская историография Великой Отечественной войны: итоги двух десятилетий // Былые годы. 2009. №4. С. 10.
7. Кром М.М. Отечественная история в антропологической перспективе // Исторические исследования в России-II. Семь лет спустя / под ред. Г.А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 2003. С. 179-202.
8. Першиц А.И., Семенов Ю.И. Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. В двух томах. Т.1. Введение. Война как предмет исследования. В.А.Шнирельман. У истоков войны и мира. - М., 1994. - С.14, 21.
9. Рыкун Марина Петровна, Савин Павел Николаевич Междисциплинарные подходы в преподавании физической антропологии на гуманитарных факультетах // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnye-podhody-v-prepodavanii-fizicheskoy-antropologii-na-gumanitarnyh-fakultetah (дата обращения: 21.05.2021).
10. Сенявская Елена Спартаковна Военная антропология: опыт становления и развития новой научной отрасли // Вестник Мининского университета. 2016. №1-2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-antropologiya-opyt-stanovleniya-i-razvitiya-novoy-nauchnoy-otrasli (дата обращения: 21.05.2021).
11. Фетисова Т. А. Ю. М. Резник. Зеркальное отражение. Еще раз о качестве научных публикаций // Вестник культурологии. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yu-m-reznik-zerkalnoe-otrazhenie-esche-raz-o-kachestve-nauchnyh-publikatsiy (дата обращения: 21.05.2021).
12. Герасимов С. В. Конструирование социальной реальности: нарративы и перформативы // Человек. Культура. Образование. 2019. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-sotsialnoy-realnosti-narrativy-i-performativy (дата обращения: 21.05.2021).
13. Крюкова Инна Витальевна Перформативное высказывание и перформативный глагол // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/performativnoe-vyskazyvanie-i-performativnyy-glagol (дата обращения: 22.0
14. Троцук Ирина Владимировна Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narrativ-kak-mezhdistsiplinarnyy-metodologicheskiy-konstrukt-v-sovremennyh-sotsialnyh-naukah (дата обращения: 21.05.2021).
15. Демидова Н.Г. Теория человека Э. Кассирера / Власть - №6-С.345-367
16. Пашкова Н.И. Культурный код / Язык и культура, 2012 - №3 – с.161-171
17. Селиванова О.О. Лингвистическая энциклопедия / Полтава: Довкілля, 2010. – С.769
18. Телия В.Н. Русская фразеология. URL: https://avidreaders.ru/book (дата обращения 20.05.2021)
19. Тищенко О.В. Обрядовая семантика / Видавничий центр КДЛУ, 2000 - 236 с.
20. Толстой Н.И., Толстая. С.М. О словаре / Славянские древности. – М.: Индрик, 1995. – С. 5-14.
21. Фуко М. Речь и истина /М: Дело РАНХиГС – С.384
22. 5Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного че- ловека» / Э. Савицкая // Вопросы философии. – 1990. – № 5. – С. 61-74. .
23. Уайт Лесли А. Понятие культуры / Лесли А. Уайт // Антология иссле- дования культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 17-48. 7. Философский энциклопедия
24. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / 3-е изд., испр. – Москва, Омега-Л, 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ