Контроль соблюдения требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществляемый антимонопольными органами
ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 8
1.1 Эволюция антимонопольного регулирования торговой деятельности в РФ 8
1.2 Особенности антимонопольного регулирования торговой деятельности в РФ 17
2 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ЗАПРЕТЫ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 29
2.1 Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров 29
2.2 Ограничения, связанные с приобретением, арендой дополнительной площади торговых объектов хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети 50
2.3Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности 56
2.4 Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров 64
2.5. Особенности контроля за соблюдением требований в сфере торговли отдельными категориями хозяйствующих субъектов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Антимонопольное законодательство является одним из основных регуляторов рыночной деятельности не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Государство, безусловно, является одним из самых влиятельных участников системного функционирования рынка, не допускающего его «провалы» и формирующего базовые правила игры для экономических агентов. Как субъект рыночных отношений государство, с одной стороны, может поддерживать через систему соответствующих институтов экономически оправданное состояние конкурентной среды, а с другой — создавать определенные препятствия в виде административных или политических барьеров для деятельности отдельных субъектов рынка.
Государственное регулирование антимонопольной деятельности имеет важнейшее значение для установления баланса на рынке, а также для недопущения уничтожения конкуренции. После распада Советского Союза и возникновения новой Российской Федерации возникла насущная необходимость в развитии рыночных отношений в нарождающемся капиталистическом обществе. И если ранее о конкурентном праве, об антимонопольных органах возможно было прочитать только в иностранных журналах, то теперь они стали появляться непосредственно в РФ.
При этом необходимо отметить, что такая обширная и важная отрасль рыночной экономики как торговля продовольственными товарами была долгое время в тени и мало интересовала законодателей и правоприменителей. Тем не менее, оценив потенциал данной отрасли, в начале 2000-х годов XXIвека был дан сигнал о необходимости разработать новое законодательство, посредством которого возможно осуществлять государственное регулирование торговой деятельности, в том числе и с антимонопольных начал. Однако, принятие закона затянулось и состоялось только в 2009 году. Данный Федеральный Закон получил название «О государственном регулировании торговой деятельности» (далее – ФЗ «О торговой деятельности») и содержал в себе ряд правил поведения, которым должны были следовать субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие деятельность по розничной торговле. Принятие данного закона должно было разрешить множество проблем, однако, на настоящий момент они не решены.
Во-первых, необходимо выявить основные вехи исторической эволюции государственного регулирования торговой деятельности, так как анализ указанной информации сможет пролить свет на особенности закрепление тех или иных прав и обязанностей субъектов хозяйственной деятельности, а также основных запретов и ограничений в их деятельности.
Во-вторых, необходимо определить текущее состояние баланса прав и обязанностей между торговыми сетями и поставщиками товаров, так как именно конфликт между этими двумя хозяйствующими субъектами во много стал катализатором принятия ФЗ «О торговой деятельности». Важно определить, решило ли принятие данного ФЗ имевшиеся проблемы и не были ли порождены им новые пробелы и юридические коллизии.
Также важно выделить основные нюансы правоприменительной практики по вопросам применения запретов и ограничений, предусмотренных статьями 13, 14, 15 ФЗ «О торговой деятельности», чтобы понимать фактическую эффективность действующего правового регулирования, а также необходимость внесения изменений в законодательство. Заслуживает внимания вопрос о необходимости приведения ФЗ «О торговой деятельности» в соответствие с ФЗ «О защите конкуренции» в части закрепления в его тексте такого понятия как «доминирующее положение» (как и в тексте ФЗ «О защите конкуренции»).
Кроме того, имеет немаловажное значение выделение особенностей осуществления контроля за отдельными видами хозяйствующих субъектов в сфере торговой деятельности.
Исходя из указанных вопросов и сформулированных проблем, мы можем заключить, что избранная нами тема выпускной квалификационной работы, несомненно, является актуальной и применимой на практике в дальнейшем.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, связанные с антимонопольным регулирование торговой деятельности хозяйствующих субъектов (торговых сетей).
Предметом данного исследования являются конкретные положения ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности» в части установления ограничений и запретов для осуществления хозяйствующими субъектами торговой деятельности, в совокупности с материалами правоприменительной практики по вопросам фактического применения данных ограничений и запретов в реальной деятельности антимонопольных и судебных органов.
Целью данной работы является выявление основных особенностей ограничений и запретов для хозяйствующих субъектов, предусмотренных ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности» (торговых сетей), а также определение проблем их правового регулирования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Выявить нюансы исторической эволюции правового государственного регулирования торговой деятельности;
Определить особенности государственного регулирования торговой деятельности в РФ;
Выделить основные антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, провести анализ практики их применения;
Вычленить ограничения, связанные с приобретением, арендой дополнительной площади торговых объектов хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и определить необходимость их существования в текущем антимонопольном законодательстве;
Проанализировать Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности сделать вывод об их эффективности при осуществлении антимонопольного регулирования торговой деятельности;
Выделить особенности контроля за осуществлением отдельными категориями хозяйствующих субъектов торговой деятельности.
Нами были использованы следующие методы исследования:
Формально-юридический метод. Был использован при анализе таких понятий как «ограничение», запрет», «доминирующее положение» вне взаимосвязи с имеющимся контекстом.
Историко-правовой метод. В рамках данного метода были исследованы основные нюансы исторической эволюции государственного регулирования торговой деятельности в РФ, а также вопросы ее антимонопольного регулирования.
Методы анализа и синтеза.
Данная тема достаточно широко исследована в научных кругах, однако, до сих пор ряд проблем не нашел своего разрешения в трудах ученых. В частности, не было сделано надлежащего анализа правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу и не сделано вывода о реальной эффективности (или неэффективности) действующего правового регулирования торговой деятельности. Несмотря на значительное количество научных трудов по исследуемой нам тематике, избранный нами вектор для исследования все равно остается чрезвычайно актуальным.
Нормативную базу исследования составляют такие НПА как ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности», ФЗ «О защите конкуренции», Гражданский кодекс Российской Федерации, а также многие другие нормативные акты, прямо или косвенно осуществляющие правовое регулирование торговой деятельности в РФ.
Правоприменительную практику в данном исследовании составляют основные позиции Высших Судов (ВАС РФ и ВС РФ) по вопросам применения антимонопольных ограничений и запретов в сфере торговой деятельности, а также позиции ряда Арбитражных апелляционных судов и иных арбитражных судов по данным вопросам.
По итогам рассмотрения работы нами были сделаны следующие выводы:
Так, после распада Советского Союза, поднявшаяся из пепла старого режима Российская Федерация встала на путь рыночной экономики и стремления к развитию капиталистического общества. Начал свое развитие и рынок розничной купли-продажи товаров, на который в начале 90-х годов XX века вышло множество торговых сетей, желающих осуществлять продажу товаров населению. До начала 2000-х годов указанная сфера рыночных отношений оставалась одной из наиболее свободных и нерегулируемых государством, занятым на тот момент поднятием крупного бизнеса, в том числе оборонной промышленности. Однако, после появления на рынке розничной торговли крупных торговых сетей государство заинтересовалось возможностями данной сферы общественных отношений и решило вмешаться в правовое регулирование розничной торговли. Однако, несмотря на желание, ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности» был принят только в 2009 году на фоне длительных споров и разногласий. Толчком к принятию закона стало очередное обострение конфликта между наиболее крупными поставщиками и торговыми сетями, явно не удовлетворенными действующим законодательным регулированием данной сферы. Воспользовавшись ситуацией, законодатель под видом мер, способных разрешить конфликт между поставщиками и торговыми сетями, внедрил в законодательство ряд правовых норм, способствующих расширению его влияния на общественные отношения в сфере розничной торговли. Можно заключить, что политическая риторика, активно сопровождавшая разработку и принятие Закона о торговле, оказалась довольно далека от реально полученных результатов: вопреки заверениям, малый бизнес выиграл заметно меньше крупного бизнеса, поставщики не получили заметных преимуществ по сравнению с розничными сетями, а вместо конечных потребителей бенефициарами новых условий стали скорее чиновники. Опыт работы в первый год после принятия Закона показал, что он не стал, как это планировалось, эффективным инструментом защиты интересов поставщиков. Розничные сети сумели приспособиться к новым формальным правилам, изменив формы договоров поставки и сохранив свои преимущества в переговорном процессе. Также необходимо отметить, что в настоящий момент активно ведется работа по совершенствованию антимонопольного законодательства в сфере розничной торговли, что можно наблюдать по количеству вносимых в законодательство изменений, в том числе связанных с взаимоотношениями между торговыми сетями и поставщиками продукции, что, на наш взгляд, является правильным вектором развития антимонопольного регулирования торговой деятельности в РФ.
В текущую систему антимонопольного регулирования торговой деятельности входит пять статей ФЗ «О торговой деятельности», осуществляющих правовое регулирование запрета на дискриминацию в среде хозяйствующих субъектов – торговых сетей (ст. 13), ограничения на бесконтрольное распространение хозяйствующих субъектов – торговых сетей с долей реализации товаров объемом более 25 % от общего объема на рынке (ст. 14), запретов на дискриминацию хозяйствующих субъектов и торговли в целом со стороны ОГВ и ОМСУ (ст. 15), прав и обязанностей отдельных хозяйствующих субъектов – торговых сетей, а также их основных контрагентов – поставщиков товаров, их взаимоотношений (ст. 9). Кроме того, имеется общая норма, устанавливающая особенности контроля за соблюдением требований ФЗ «О торговой деятельности как со стороны государства, так и со стороны органов местного самоуправления (ст. 16).В качестве особенностей антимонопольного регулирования торговой деятельности в РФ возможно выделить ряд дублирующих друг друга положений в рамках нескольких Федеральных законов. В частности, рассматриваемый нами ФЗ «О торговой деятельности» во многом дословно повторяет положения ФЗ «О защите конкуренции», что особенно заметно на примере положений, предусмотренных ст. 13 ФЗ «О торговой деятельности», запрещающих дискриминацию хозяйствующими субъектами. По сути, данная норма почти полностью копирует содержание ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», что не может не вызывать вопросов к лицам, осуществлявшим работу над данным законодательным актом с точки зрения юридической техники. Однако необходимо отметить, что нормы, предусмотренные ФЗ «О торговой деятельности», суммарно образуют стройную систему, предусматривающую запреты и ограничения для всех потенциальных участников торгового оборота, а также правовое регулирование особенностей контроля со стороны компетентных органов. Так, имеются запреты и ограничения как для собственно торговых сетей, так и для поставщиков товаров, ОГВ и ОМСУ, указаны основные способы взаимодействия с торговыми сетями и недопущения монополизации рынка или излишней дискриминации торговых сетей со стороны иных субъектов рыночных отношений;
По результатам анализа практики применения запрета на установление дискриминационных положений, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О торговой деятельности», можем отметить, что практика в целом носит единообразный характер и надлежащим образом трактует вопросы наличия или отсутствия дискриминационных условий в соглашениях сторон. При этом отмечаем, что как правила дискриминационные условия устанавливаются именно торговой сетью, а не их контрагентом – поставщиком, в связи с чем опять же возникают вопросы об эффективности правового регулирования, осуществляемого ФЗ «О торговой деятельности». Практика применения п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О торговой деятельности» в целом схожа с практикой использования п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О торговой деятельности», однако она не отличается такой же стабильностью, как ранее рассмотренная нами практика, в связи с чем сделать вывод о ее направленности не представляется возможным. По итогам рассмотрения правоприменительной практики по вопросу установления запрета на осуществление свободного ценообразования без привязки к установленным НПА требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О торговле», мы можем заключить, что данное правонарушение достаточно часто возникает на горизонте современного правоприменителя. Причины, по которым предприниматели совершают указанные правонарушения, неочевидны, однако, мы можем предположить, что дело состоит как в слабом уровне юридической и экономической подготовки, так и в редких случаях в правовом нигилизме и жажде получения наибольшей прибыли из продуктов различных видов. Тем не менее, исходя из анализа правоприменительной практики, возможно отметить, что зачастую суд снижает размер административного штрафа за совершение правонарушения в случае, если посчитает, что деяние носит малозначительный характер (например, если превышение предельного размера ценообразования составило 1 рубль). Кроме того, ссылки хозяйствующих субъектов на исключительные полномочия их должностных лиц на осуществление ценообразования судами не принимаются, так как указанные лица должны осуществлять указанную процедуру с должной степенью осмотрительности и внимательности, так как в дальнейшем они будут осуществлять продажу своих товаров непосредственно потребителю, права которого должны быть защищены в первую очередь;
Возможно также сделать вывод о том, что запреты на установление определенных условий в тексте договора не ограничены законодательно, в связи с чем имеется возможность в рамках становления судебной практики выявить дополнительные несправедливые условия (помимо тех, что уже закреплены в законодательстве) и в дальнейшем сформировать правоприменительную практику, не позволяющую в дальнейшем применять данные положения в текстах договора. В этом, несомненно, прослеживается частичная эффективность правового регулирования, осуществляемого непосредственно ФЗ «О торговой деятельности» в рамках п. 4 ч. 1 ст. 13. Также немаловажно отметить, что п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О торговой деятельности» закрепляет однозначный запрет на заключение посреднических соглашений с поставщиками. В соответствии с данной нормой, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по розничной торговле (в данном случае торговым сетям) запрещается заключать с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по поставке товаров (поставщиками) любые виды соглашений, в соответствии с которыми товар будет передаваться не непосредственно от поставщика к торговой сети, а будет проходить через руки третьего лица, не являющегося стороной в данном договоре. Однако в некоторых случаях, когда такой запрет не нарушает права других участников рынка, не создает дискриминационные условия и иным образом не способствует уничтожению конкуренции, в соответствии с действующей судебной практикой, заключение такого соглашения возможно будет признать правомерным;
На настоящий момент законодательно закреплено антимонопольное ограничение на приобретение и аренду торговых площадей в случае, если оборот торговой сети составляет более 25 % от общего оборота всей товарной продукции на территории соответствующего субъекта Федерации. Однако на практике данная норма сталкивается с множеством проблем и недостатков. Во-первых, на настоящий момент не закреплена возможность признания торговой сети, обладающей более 25 % от доли на товарном рынке, занимающей доминирующее положение в соответствии с терминологией, предусмотренной ФЗ «О защите конкуренции», что могло бы существенно упростить действующую на данный момент процедуру ограничения появления новых торговых точек у данных организаций. Кроме того, необходимо отметить, что на данный момент является проблематичным реальное привлечение организаций, занимающих доминирующее положение к ответственности за аренду и приобретение торговых площадей в случае, если на момент совершения сделки их доля составляет менее 25 %. Однако после совершения сделки она может превысить это число и оснований для признания сделки недействительной иметься не будет, что также подтверждается приведенной нами судебной практикой. По нашему мнению, необходимо установить ограничение на расширение площадей розничной продажи для доминирующих торговых сетей (групп лиц). При этом решение о возможном расширении должно приниматься антимонопольным органом по итогам анализа состояния конкуренции с учетом таких качественных показателей, как: уровень концентрации товарного рынка и наличие препятствий для входа на товарный рынок в пределах его установленных географических границ по правилам антимонопольного законодательства. В такой ситуации возникнет реальная возможность ограничить влияние занимающих доминирующее положений организаций и таким образом исключить возможность появления дискриминационных условий и иных монополизирующих рынок обстоятельств;
Антимонопольные ограничения деятельности органов публичной власти (в том числе по изданию НПА) закреплены непосредственно в ст. 15 ФЗ «О торговой деятельности» и детально конкретизированы в рамках Постановление Пленума ВС РФ от 04.03.2021 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с применением судами антимонопольного законодательства». По итогам анализа законодательства и правоприменительной практики ВС РФ возможно сделать вывод, что само по себе вмешательство органа публичной власти в вопросы конкуренции, а также издание НПА, потенциально ограничивающего конкуренцию, не означает возможность привлечения указанных должностных лиц к административной ответственности в случае, если данные действия должностных лиц органов публичной власти не повлекли и не повлекут за собой создание дискриминационных условий и других обстоятельств, ограничивающих конкуренцию. Также в ходе изучения правоприменительной практики сформировалось стойкое убеждение в необходимости ужесточения контроля за муниципальной властью. Те нарушения, с которыми сталкивался правоприменитель наводят на мысли о злоупотреблении муниципальных депутатов своей властью и создании ими коррупционных схем, исполнения ими своих обязанностей по осуществлению политики в сфере поддержки и развития предпринимательства. В связи с этим следует увеличить штрафы за нарушение должностными лицами положений статьи 15 Закона о торговле;
В общем и целом, ст. 9 ФЗ «О торговой деятельности» является сборник прав и обязанностей, за нарушение которых следуют санкции, в том числе предусмотренные ст. 13–15 указанного ФЗ. В рамках данной работы мы неоднократно показывали взаимосвязь данной нормы права с остальными нормами, устанавливающими антимонопольные ограничения и запреты, в том числе приводили и материалы судебной практики. Необходимо отметить, что данная норма старается разрешить одну из наиболее важных проблем, существующих на данный момент в сфере торговой деятельности хозяйствующих субъектов – проблему постоянного противостояния между торговыми сетями и поставщиками продукции, возникающую на фоне попыток взаимного извлечения прибыли из деятельности друг друга и подогреваемой постоянными законодательными новеллами, запрещающими отдельные виды взаимодействия между указанными субъектами, в связи с чем им приходится придумывать новые варианты взаимодействия с целью извлечения заведомо несправедливой прибыли. Несмотря на то, что данная норма не является совершенной, она все еще на достаточно высоком уровне осуществляет регулирование вышеуказанной проблемы, что мы можем отметить в качестве одного из главных (но, к сожалению, немногочисленных) достижений законодателя при принятии ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности». Например, на наш взгляд, следует конкретизировать правило, установленное в ч. 12 ст. 9 ФЗ «О торговой деятельности», о запрете включения в договор поставки условий о возмездном оказании услуг и оформления услуг по продвижению товаров отдельным договором правилом об установлении фиксированной стоимости таких услуг. В случае нарушения указанного правила и установления стоимости оказанных услуг в зависимости от объема поставляемых товаров такое нарушение должно рассматриваться в качестве дискриминационного условия.
В настоящий момент отсутствует какой-либо контроль за поставщиками продукции, по факту положения закона направлены исключительно на сдерживание торговых сетей и недопущения ими злоупотребления своим положением. Однако не создано никаких инструментов по надзору за поставщиками. Как показала недавняя практика они тоже могут оказывать давление на торговые сети. Так в апреле 2021 года производители сахара заявили, что больше не будут поставлять товар в магазины по ранее установленным в договорах ценам в связи с полной не ликвидностью производства на фоне нестабильной экономической обстановки в государстве. Избежать назревавшего дефицита сахара помогло Правительство, обещавшее финансовую помощь данной категории производителей. В связи с этим необходимо дополнить нормы Закона о торговле положениями, направленными на контроль производителей пищевой продукции.
Главной проблемой правового регулирования правоотношений, возникающих из взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками является тот факт, что по сути антимонопольные органы вмешиваются в гражданско-правовые отношения и ограничивают право на свободу договора между участниками на что часто обращают внимание обе стороны правоотношений. К сожалению, некоторые ограничения, наложенные Законом о торговле на торговые сети, обходятся ими путем более жесткого взаимодействия с поставщиками. Запоздалое обеспечение товаром торговых сетей и прочие недостатки, допущенные поставщиками при исполнении своих обязанностей, жестко пресекаются штрафами, что негативно сказывается на финансовом положении поставщика. В данный момент единственным способом поддержания баланса прав и интересов обеих сторон является диалог между сетями и поставщиками. Федеральной антимонопольной службой создаются экспертные советы по различным направлениям, в том числе совет по развитию розничной торговли, на базе которого происходит тот самый диалог, разрабатываются проекты правовых актов, способных защитить интересы всех участников рынка. Считаем необходимым продолжение и развитие подобных программ, так как в перспективе это может положительно сказаться на участниках рынка и рынке в целом.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства. – 2014. - № 31. ст. 4398.
2 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994. - № 238-239.
2Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – 2009. - № 235.
3 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О защите конкуренции» // Российская газета. – 2006. - № 162.
4 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.07.2016 № 273-ФЗ // Российская газета. – 2016. - № 149.
1.2. Нормативные акты Федеральных органов исполнительной власти
5Письмо ФАС от 15 февраля 2017 г. № СП/9338/17 «О рассмотрении обращения ассоциации компаний интернет торговли»// Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
6 Письмо ФАС России от 13 сентября 2016 г. № АК/63121/16 «Об осуществлении контроля (надзора) за соблюдением положений статей 9, 13–15 Закона о торговле» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
7.Письмо ФАС России от 22 июля 2016 г. № АК/50406/16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71365892/ (дата доступа: 01.03.2021)
8. Приказ ФАС от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»
9. Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год, утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2010 г. № 305 // СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2328.
2. Научная и учебная литература:
10. Андреева Л.В. Антимонопольные нормы в законодательстве о торговле: проблемы правоприменения // Доступ из СПС «Консультант Плюс»
11. Башлаков-Николаев И. О моделях ограничения деятельности торговых сетей // Доступ из СПС «Консультант Плюс»
12. Варламова А.Н. Отраслевой аспект в конкурентном праве // Конкурентное право. 2015. № 3. С. 3–7.
13. Лихушина Е.А. Оценка «рыночной власти» торговой сети с точки зрения монопсонии - доминирующего положения покупателя // Конкурентное право. 2016. № 3. С. 7–10.
14. Новиков В. Перекрутили гайки: российский антитраст в конце своего первого двадцатилетия // Экономическая политика. - 2010. - № 2. - С. 82-86.
15. Полежаева А.А. Проблемы защиты конкуренции при осуществлении торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети // Доступ из СПС «Консультант Плюс»
16. Радаев В.В. Администрирование рыночных правил (как разрабатывался Федеральный Закон о торговле) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. №3. С. 5-35.
17. Радаев В.В. Кто выиграл от принятия Закона о торговле? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. №2. С. 33-59.
18. Тяпухин С.В. Ограничение приобретения (аренды) дополнительных торговых площадей // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 12. С. 44–54.
19. Протокол Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при ФАС России от 13 декабря 2010 г. № 5 // Доступ из СПС «Консультант Плюс»
3. Судебная и правоприменительная практика
3.1. Судебная практика
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» // Российская газета. – 2021. - № 61.
21. Определение ВС РФ от 17 января 2019 г. по делу № 305-ЭС18-17616. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1734438 (дата доступа: 01.03.2021)
22. Постановление ВС РФ от 5 июля 2016 г. № 310АД16-4893 по делу № А64-2325/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71438530/ (дата доступа: 01.03.2021)
23. Определение ВАС РФ от 2 августа 2012 г. по делу № А60-35180/2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/677730360 (дата доступа: 01.03.2021)
24. Определение Верховного Суда РФ от 15.09.2017 № 309-КГ17-12762 по делу № А76-14818/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71771358/ (дата доступа: 01.03.2021)
25. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2017 г. № 09АП-1659/17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/61778348/ (дата доступа: 01.03.2021)
26. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2013 г. № 17АП-14431/2013-АК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата доступа: 01.03.2021)
27. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 № 11АП-19040/2016 по делу № А65-21924/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/b20xhwSYxrg3/ (дата доступа: 01.03.2021)
28. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 № 09АП-11013/17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/61958337/ (дата доступа: 01.03.2021)
29. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2017 г. № А19-17792/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/aqQ7nAAbeBJu/ (дата доступа: 01.03.2021)
30. Постановление ФАС СКО от 18 декабря 2013 г. № А53-7183/2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/40655466/ (дата доступа: 01.03.2021)
31. Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 23 января 2017 г. по делу № А12-67596/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/J4se6X6iAnW8/ (дата доступа: 01.03.2021)
32. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 июля 2016 г. по делу № А32-18425/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/500529 (дата доступа: 01.03.2021)
33. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 февраля 2016 г. по делу № А07-27172/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/KeAa9J7s1Mxn/ (дата доступа: 01.03.2021)
34. Постановление АС ВСО от 4 июня 2015 г. № Ф02-2387/2015 по делу № А74-6326/2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/37646725/ (дата доступа: 01.03.2021)
35. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2017 г. № Ф08-210/2017 по делу № А32-10854/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/40708849/ (дата доступа: 01.03.2021)
36. Постановление Девятого ААС от 11 июля 2017 г. N 09АП-23845/17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/62000194/ (дата доступа: 01.03.2021)
37. Постановление АС СЗО от 7 июля 2016 г. № Ф07-4896/16 по делу № А56-72312/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/41221642/ (дата доступа: 01.03.2021)
3.2. Правоприменительная практика
38. Решение Федеральной антимонопольной службы России от 19.10.2020 г. по делу № 18/01/13-11/2020
39. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 09.11.2019 г. по делу № 046/01/10/-216/2019
40. Решение управления федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 08.09.2020 г. по делу №009/10/13-9/2020
41. Решение управления федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 19.09.2019 г. по делу № 16
42. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 13.08.2019 г. по делу №2–15/01-2018
43. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14.01.2020 г. по делу №016/01/13-480/2019
44. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 28.02.2020 г. по делу №060/10/14-289/2019
45. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12.08.209 г. по делу № 022/01/15-95/2019
46. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 19.03.2019 г. по делу № 2-13ТД/18
47. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20.08.2020 г. №046/01/15-410/2020
48. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 08.09.2020 г. по делу № 032/10/15-3/2020
49. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 08.09.2020 г. по делу № 032/10/15-4/2020
50. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 10.09.2020 г. по делу № 032/10/15-2/2020
51. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 22.09.2020 г. по делу № 032/10/15-05/2020
52. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 10.02.2020 г. по делу № 032/10/15-448/2020
53. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12.12.2019 г. по делу № 022/01/15-631/2019
54. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 06.11.2019 г. по делу № 011/04/14.40-590/2020
55. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 04.06.2019 г. по делу №1947-ФАС52-04/18
56. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24.07.2019 г. по делу №059/01/13-117/2019
57. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19.07.2019 г. по делу №01-06/19
58. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 07.08.2019 г. по делу № 05-01т/2019