ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические предпосылки методики совершенствования
прямого нападающего удара ……………………………………………………….5
1.1. Анализ государственной программы по волейболу ДЮСШ………………...5
1.2. Взаимосвязь основных сторон подготовки волейболистов ………………....6
1.3. Характеристика и значение нападающего удара…………………………….10
1.4. Индивидуальная тактика прямого нападающего удара……………………..15
1.5. Техника и методика совершенствования удара……………………………...18
1.6. Общая характеристика психофизиологических особенностей девушек 15-17
лет……………………………………………………………………………………22
Глава II. Методы и организация исследования …………………….....................26
2.1. Методы исследования………………………………………………………....26
2.2. Организация исследования……………………………………………...…….30
Глава III. Результаты экспериментальной работы по совершенствованию техники выполнения прямого нападающего удара юными волейболистками…………………………………………………………………………………….31
3.1. Показатели технической и физической подготовленности…………..……..31
3.2. Эффективность экспериментальной методики совершенствования выполнения нападающего удара………………………………………………..………39
ВЫВОДЫ…................................................................................…………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...................................……………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ ....…………………………………………………………………47
Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов. Поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает большую значимость. Особое значение это имеет при
подготовке юных волейболистов (Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, 2001г.)
Среди всех технических приемов игры, нападающий удар занимает центральное место. От точного выполнения нападающего удара во многом может
зависеть исход игрового момента или матча. Таким образом, совершенствование технических приемов в процессе тренировок имеет одно из приоритетных
направлений.
В доступной нам литературе обнаружено описание средств и методов
совершенствования нападающего удара. Но фактически отсутствуют научные
данные и практические рекомендации по совершенствованию техники выполнения прямого нападающего удара юными волейболистками 15-17 лет. Эта
проблема имеет важное значение для формирования эффективной техники
нападающего удара на этапе специальной тренировки.
Объект исследования – процесс совершенствования прямого нападающего удара в волейболе.
Предмет исследования – оптимизация методики совершенствования
прямого нападающего удара в волейболе в группе девушек 15-17 лет.
Цель исследования состояла в разработке и экспериментальной оценке
методики совершенствования прямого нападающего удара на этапе углубленной тренировки.
Задачи исследования:
1) На основе анализа литературных источников и опыта работы тренеров, разработать методику совершенствования прямого нападающего удара.
2) Определить эффективность применения разработанной методики
совершенствования при выполнении прямых нападающих ударов волейболист ками тренировочной группы третьего года обучения.
3) Разработать практические рекомендации для тренеров ДЮСШ и
секций волейбола в общеобразовательных школах.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика,
совершенствования прямого нападающего удара на этапе углубленной тренировки, окажет положительное влияние на физическую подготовленность и на
точности нападающего удара волейболистов девушек 15-17 лет.
Научная новизна исследования состоит в разработке методики совершенствования прямого нападающего удара на этапе углубленной тренировки у
девушек волейболистов 15-17 лет.
Практическая значимость. Разработанная методика совершенствования
прямого нападающего удара на этапе углубленной тренировки у волейболистов
девушек может быть использована тренерами по волейболу в ДЮСШ и школьных секциях на тренировочных занятиях.
Для решения поставленных задач, применялись следующие методы:
- Анализ научно-методической литературы;
- Педагогическое наблюдение;
- Тестирование;
- Педагогический эксперимент;
- Методы математической статистики.
Результаты теоретического анализа и педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1) Анализ специализированной литературы показал, что в тренировочных
группах возможно повышение эффективности нападающего удара.
2) Результаты педагогического эксперимента позволили определить наиболее эффективные средства и методы спортивной тренировки, направленные на
совершенствование технических навыков и развитие физических качеств юных
волейболисток 15-17 лет.
3) В результате целенаправленной работы в экспериментальной группе были достигнуты положительные изменения в физической подготовленности. В
экспериментальной группе увеличился прыжок в высоту и дальность броска
набивного мяча
4) В результате формирующего эксперимента по совершенствованию нападающего удара в экспериментальной группе улучшились средне групповые показатели точности нападающего удара из зоны 4 в зону 1, из зоны 4 в зону 5.
5) Полученные данные в соревновательной деятельности показали, что в
экспериментальной группе в результате целенаправленной работы улучшились
показатели в нападении, появилась сила и точность ударов, усилилась подача.
Но, так как меньше времени уделялось приёму подачи, то наблюдался спад в
этом техническом элементе.
Лучшими показателями в соревновательной деятельности во время эксперимента стало первое место в Первенстве города по волейболу среди женских
команд и четвёртое место в Первенстве области по волейболу среди учащихся.
1. Алабин В.Г. «2000 упражнений для легкоатлетов»: Выпуск [Текст] /В.Г.
Алабин, В.П. Корж/ Учебное пособие для физкультурных учебных заведений».
- Харьков: Основа. 2002. – 70 с.
2. Ашмарин В.А. Теория и методика физического воспитания: [Текст]
/Учебник для студентов факультета физической культуры. М.: Просвещение.
2000.- 125 с.
3. Бубэ Х., Фэк Г. и др. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и
спорт, 1968. – с. 19.
4. Волейбол. Учебная программа для ДЮСШ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: 1994. с. 3-5.
5. Волейбол. Под общей редакцией М. Фидлер. М.: Физкультура и спорт,
1972. – 214 с.
6. Железняк Ю.Д., «120 уроков по волейболу» Пособие для занятий с начинающими; ФиС, 1965.
7. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.М., Чехов О. С. Подготовка юных специалистов. Учебное пособие для тренеров ДЮСШ. Издательство ФиС. Москва.
1967г. – 156 с.
8. Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М. «Спортивные игры» Академия, 2001. с.
217.
9. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности
в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2001. – 264 с.
10. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение,
1983. - 287 с.
11. Кучинский А.А. «Волейбол в школе» Министерство просвещения
РСФСР. Ленинградское отделение, 1959. – 16 с.
12. Клаус Шрайтер «Волейбол», ФиС, 1972г. – 214 с.
13. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры» М.: ФиС, 1991.
– 543 с.
14. Официальные правила волейбола. Чесноков Ю.Б., Титов С.В. М.: ФиС.
1996г.
15. Платонов В.М. «Подготовка квалифицированных спортсменов» М.: ФиС,
1986г. – 286 с.
16. Петровский А.В. «Возрастная и педагогическая психология»: - М.: Просвещение. 1979 – 256 с.
17. Перспективное планирование спортивной тренировки. Под общей редакцией М.Я. Набатниковой и Н.Д. и Н.Д. Граевской. ФиС. 1961 – 167 с.
18. Семенова Л.К. Возрастная физиология. М.: Педагогика, 1990. – 218 с.
19. Спортивные игры. Под редакцией В.А. Кудряшова. Издательство «Высшая школа». Минск 1968г. – 206 с.
20. Теория и практика спортивных игр. Белов Р.А., Христенко С.В., Ярославцев В.А. Саратов. 1975 – 148 с.
21. Туревский Н.М. Структура психофизиологической подготовленности
учащейся молодежи. Учебное пособие для студентов пед. вузов. Тула: Изд-во
ТППО, 1993 –т 149 с.
22. Фарбер Д.А. Физиология подростка. М.: Педагогика. 1988г. – 167 с.
23. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. М.: ФиС. 1983 – 183 с.
24. Физическая культура в школе. Под реакцией Богданова Г.П. – М.: Просвещение, 1981 – с.7.
25. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.:
ФиС. 1974. – 232 с.
26. Чехов О.С. Пестрые факты о технике и тактике статья из книги «Настоящее и будущее волейбола» М.: ФиС, 1961. – с. 73.
27. Эйнгорн А.Н. Актуальные проблемы тактики игры. Сборник статей
тренеров по волейболу. М.: ФиС 1961 – с. 232.
28. Эйнгорн А.Н., Мацудайра Я. Так побеждать! МП РИЦ Культ-информпресс. Санкт-Петербург. 1994 – с. 145.