Введение
Глава 1. Предпосылки развития протекционизма в Китайской Народной
Республике
1.1. Теоретические предпосылки протекционизма и их влияние на экономическую
политику Китая
1.2. Феномен экономического национализма и протекционистская политика Китая11
1.3. Процессы глобализации в международной экономической системе и
протекционистская политика Китая............................................................................14
Глава 2. Протекционизм во внешнеэкономической деятельности КНР .........21
2.1. Тарифные и нетарифные обязательства в рамках «Соглашения о присоединения
Китая к ВТО» .....................................................................................................21
2.2. Система внешнеторгового регулирования в Китайской Народной Республике:
меры и особенности их применения................................................................24
2.3. Внешнеторговое регулирование КНР в отношении сельскохозяйственной
продукции...........................................................................................................30
2.4. Внешнеторговое регулирование КНР в отношении промышленной продукции
(на примере автомобилестроения КНР) ..........................................................34
2.5. Последствия и перспективы протекционистской политики для внешней
торговли КНР.....................................................................................................39
Глава 3. Государственное регулирование притока прямых иностранных
инвестиций и протекционизм в КНР ......................................................................41
3.1. Обязательства Китая в системе ВТО в рамках регулирования притока прямых
иностранных инвестиций..................................................................................41
3.2. Система регулирования ПИИ в Китае: меры и особенности их применения..44
3.3. Механизмы протекционистской политики в регулировании ПИИ в условиях
формирования цифровой экономики Китая....................................................48
3.4. Перспективы протекционистской политики в сфере прямых иностранных
инвестиций КНР ................................................................................................523
Глава 4. Протекционизм в экономической дипломатии Китайской Народной
Республики ...................................................................................................................53
4.1. Протекционизм как ответная мера в экономических отношениях Китая и США
.............................................................................................................................53
4.2. Протекционизм как инструмент продвижения государственных интересов в
экономических отношениях Китая и стран ЕС ..............................................57
4.3. Протекционизм как инструмент социально-политического давления в
экономических отношениях Китая и стран Северо-Восточной Азии..........61
4.4. Перспективы развития протекционистских мер в экономической дипломатии
КНР .....................................................................................................................63
Заключение...................................................................................................................66
Список литературы ....................................................................................................69
Приложение
Актуальность данного исследования основана на нескольких аспектах. Во-первых, это противоречие в системе внешней торговли КНР. За 40 лет реформ
открытости, Китай достиг значительных успехов в развитии международной
торговли и активно выступает за либерализацию современной международной
экономики, несмотря на негативные процессы в данной системе – как отмечает
международная некоммерческая организация Global Trade Alert, если в 2009 г. было
принято 25 мер по либерализации внешней торговли, то к 2017 г. уже было принято
более 154 мер.1 В то же время, многие торговые партнёры Китая отмечают рост
ограничений на внутреннем рынке страны. Как отмечает посол Германии в Китае
Михаэль Клаус, за последнее время КНР не только не сократил свои импортные
ограничения, но и нарастил их
2
. Статистика по международной торговле также
указывает на тенденцию роста протекционизма в стране. В ранее упомянутом отчёте
Global Trade Alert указано, что несмотря на либерализацию экономики, во внешней
торговле КНР количество дискриминационных мер также возросло (с 49 в 2009 г. до
264 протекционистских мер в 2017 г.) 3 . Другим свидетельством о данном
противоречии является рейтинг свободы предпринимательской деятельности Doing
Business – согласно отчёту за 2017 г., Китай занимает только 78 место, а по лёгкости
ведения международной торговли – 93 место 4 . Вторым аспектом, который
актуализирует данную проблему, является обострение экономических отношений,
приведшие к фактическому объявлению торговой войны между США и Китаем.
Агрессивные действия американского правительства, направленные против Китая
могут вызвать ответные меры. Министерство иностранных дел КНР заявило, что
Китай не желает вести торговую войну с Соединёнными Штатами, однако будет
вынуждена ответить на повышение пошлин.
Протекционизм в современной экономической политике Китайской Народной
Республики сформировался в результате влияния таких факторов, как предпосылки
экономической теории, существование феномена экономического национализма в
Китае, а также влиянием процессов глобализации в мировой экономике. В
результате данных факторов, протекционизм в китайской экономике
характеризуется такими особенностями, как ограниченность и краткосрочность
протекционизма в экономике Китая, применение а также обоснование введения
защитных мер проблемами общественной безопасности Китая.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Китая
представляет собой комплекс тарифных и нетарифных мер регулирования внешней
торговли, основанных на законодательстве страны и ВТО. В данной системе
особенную роль играют государственное субсидирование, сертификация и
лицензирование, а также административные барьеры. Протекционизм в китайской
экономической политике имеет ограниченный характер и существует в отдельных
отраслях сельского хозяйства и промышленности. В сфере сельского хозяйства,
китайские власти применяют субсидирование сельскохозяйственных предприятий,
«зелёные» и административные барьеры, а также ограничение импорта технологий в
сельское хозяйство. На примере автомобилестроения как одной из наиболее
защищаемых промышленных отраслей Китая, было установлено, что основными
мерами протекционизма в промышленности страны является предоставление
субсидий, установление административных и технических барьеров, связанных с
ужесточением экологической политики КНР, а также производственное
квотирование. Протекционизм во внешнеторговом регулировании Китая оказывает
как положительное (поддержка новых отраслей, социально-экономической
стабильности общества), так и негативное (ухудшение имиджа Китая в системе
международной торговли, ответные протекционистские меры против национальных
предприятий) влияние на экономическое развитие страны. Китайские власти
продолжают политику либерализации, что этом существует вероятность67
ужесточения протекционистских мер как в сфере сельского хозяйства, так и в новых
отраслях промышленности Китая.
Протекционистские меры существуют и в регулировании притока прямых
иностранных инвестиций, формирующие рынок услуг в Китае. Как в случае
Протекционистские меры в системе регулирования ПИИ представлены в виде таких
административных барьеров, как ограничение иностранных инвестиций в
определённые отрасли, антимонопольное законодательство, валютный контроль, а
также иных мер. В сфере услуг Китая защитные меры преобладают в сфере
информационных и телекоммуникационных технологий, что позволяет
исследователям говорить о проявлении «цифрового протекционизма» – комплексом
защитных мер, направленных на достижение технологического производства
национальных предприятий и характеризующийся тесной связью с обеспечением
информационной безопасности страны, использованием специальных защитных
инструментов, а также преобладанием дискриминационных мер в отношении
иностранных участников. Данные отрасли характеризуются наиболее строгими
ограничениями в отношении иностранных компаний и имеют такие формы как
технические и административные барьеры, ограничение импорта и экспорта товаров
и услуг, Как и в случае с внешнеторговым регулированием, протекционизм в сфере
ПИИ имеет аналогичные последствия для экономического развития, при этом
тенденции развития данного явления неоднозначны и зависят от экономических и
политических факторов.
История экономических учений/под ред. М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф.
Сутырин – М., Издательство Юрайт, 2017
2. Рынок Китая: вопросы доступа [Электронный доступ]// Российский центр
исследований АТЭС (URL: http://apec-center.ru/wpcontent/uploads/2017/09/Рынок-Китая-вопросы-доступа.pdf, дата обращения –
20.05.2018)
На английском языке:
1. Agreement of Import Licensing Procedures [Электронный ресурс]// World Trade
Organization (URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/23-lic.pdf, дата
обращения – 20.05.2018)
2. General Agreement on Trade in Services [Электронный ресурс]//World Trade
Organisation (URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm,
дата обращения – 20.05.2018)
3. Protocol on the Accession Of The People’s Republic Of China (Электронный
ресурс) // Peking University Center for Legal Information (URL:
http://en.pkulaw.cn/display.aspx?cgid=100670258&lib=tax, дата обращения –
20.05.2018)
4. Numbers of measures by countries (China) [Электронный ресурс]//World Trade
Organization (URL:http://i-tip.wto.org/goods/Forms/TableView.aspx?mode=search#,
дата обращения – 20.05.2018)
5. OECD FDI Regulatory Restrictiveness Index [Электронный ресурс]// OECD.STAT
(URL - http://stats.oecd.org/Index.aspx?datasetcode=FDIINDEX#, дата обращения
– 20.05.2018)
6. Will Awe Trump Rules? The 21st Global Trade Alert Report [Электронный
ресурс]// Global Trade Alert (URL:
https://www.globaltradealert.org/reports/download/42, дата обращения –
20.05.2018)70
На китайском языке:
1. Чжунго дуйвай маои ши (История внешней торговли Китая): в 3 т. / под ред.
Хо Цзяньго. – Пекин: Чжунго Шанъу Чубаньшэ, 2016
2. Гоцзя цзинцзи анцюань (Экономическая безопасность государства)/ под ред.
Чэнь Фэнин. – Пекин: Чжунго Шиши Чубаньшэ, 2005
3. Цюаньцюхуася дэ Чжунго дуйвай маои: лилунь юй шичжэн (Внешняя торговля
Китая в контексте глобализации: теория и практика)/ под ред. Ван Юшэн. –
Пекин: Чжунго Фачжань Чубаньшэ, 2012
4. Чжунго дуйвай маои кайлунь (Введение в теорию внешней торговли Китая)/
под ред. Цюй Жусяо. – Пекин: Цзисе Гунъе Чубаньшэ, 2016
Литература
На русском языке
1. Анализ барьеров доступа сельскохозяйственных товаров на рынок
Китая[Электронный ресурс]//Евразийская экономическая комиссия(URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/export/D
ocuments/Барьеры%20в%20Китае%202017.pdf, дата обращения – 20.05.2018)
2. Закон о персональных данных: трудности для операторов и спокойствие для
рядовых россиян[Электронный ресурс]// TACC (URL:
www.tass.ru/obschestvo/2223739 , дата обращения - 21.04.18)
3. Китай девальвировал юань на максимальную за 20 лет величину[Электронный
ресурс]//РБК(URL:https://www.rbc.ru/economics/11/08/2015/55c9810f9a79479ec41
8144c, дата обращения – 20.05.2018)