Введение 3
Глава 1. Возникновение и развитие доксографической литературы 10
Основные этапы развития доксографической литературы в VIII-XII вв. 10
Доксография в персидской литературе 17
Глава 2. Персидская доксографическая литература 24
«Байан ал-адйан» 24
Автор и история изучения 24
Структура и содержание 27
«Табсират ал-‘авамм фи ма‘рифат макалат ал-анамм» 66
Автор и история изучения 66
Структура и содержание 67
Глава 3. Характерные особенности персидской доксографической литературы 111
«Байан ал-адйан» 113
«Табсират ал-‘авамм фи ма‘рифат макалат ал-анамм» 119
Заключение 127
Список источников и литературы 129
Социальные, религиозные и политические разногласия проявились в раннем мусульманском государстве уже после смерти Мухаммада и кратно увеличились в числе во время правления династии Омейядов (661-750). В числе причин этого можно назвать борьбу за верховенство среди мусульман, противоречие интересов завоевателей и покорённых народов, социальное неравенство между арабами и неарабами и растущее в обществе социальное расслоение [Большаков, 2010, с. 3-6]. Так или иначе, эти разногласия стали причиной возникновения разных политико-религиозных движений, религиозно-правовых и философско-богословских школ, толков и т.п. Эти движения расходились в своих взглядах на многие вопросы конфессионального характера, и со временем число этих вопросов только возрастало. Тем не менее все эти вопросы можно условно свести к пяти основным: о верховной власти в исламской общине, о вере, о свободе воли и предопределении, о сущности и атрибутах Аллаха, об источниках исламского права и его методологии [Прозоров, 2004, с. 8].
Одним из первых и, пожалуй, ключевых вопросов стал вопрос верховной власти. В исламской общине уже во второй половине VII в. появились три основные группы, разделившиеся по своим воззрениям на то, кто должен обладать властью в государстве: сунниты, шииты и хариджиты. Первые полагали, что халифом, заместителем посланника Аллаха Мухаммада, должен стать самый достойный из племени курайшитов, к которому принадлежал пророк. Шииты считали, что после Мухаммада власть должна была перейти его двоюродному брату и зятю ‘Али, а затем – его потомкам [MadelungF]. Хариджиты же, в свою очередь, признавали достойным титула халифа любого мусульманина, избранного общиной [Levi Della Vida]. Начало этому расколу положила битва при Сиффине (657 г.), ставшая частью так называемой «первой фитны», первой гражданской войны в халифате (656-661 гг.), и оказавшая огромное влияние на дальнейшее существование всего мусульманского мира [Lecker] [Большаков 1998: 53-64]. В дальнейшем эти общины раскалывались на более мелкие, но ключевое разделение оставалось более или менее таким же.
В ходе развития мусульманского государства и его идеологии в мусульманском обществе начал возникать интерес к богословским вопросам, что привело к разработке мусульманской догматики, имевшей и политическое значение. На рубеже VII-VIII вв. среди мусульман возникло несколько противоречащих друг другу подходов к пониманию веры и к отношению к человеку, совершившему тяжкий грех. Хариджиты, что вообще было характерно для это движения на заре его существования, заняли самую радикальную позицию и полагали веру совокупностью всех действий повиновения Аллаху, а человека, совершившего тяжкий грех – неверующим. Это помогало им легитимизировать свою борьбу с Омейядами, которые в системе их мировоззрений объявлялись неверующими [LeviDellaVida]. Мурджииты, стремившиеся показать свою лояльность Омейядам, занимали противоположную позицию и утверждали, что вера – это в первую очередь признание истинности Аллаха и слов Корана, а мусульманин – это тот, кто сохраняет чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех [MadelungE]. Движение му‘тазилитов, в свою очередь, придерживалось промежуточной точки зрения, создав учение о «среднем состоянии», в соответствии с которым они занимали промежуточную позицию: мусульманин, совершивший тяжкий грех, не принадлежал ни к правоверным, ни к неверным [Gimaret].
Спор о предопределении и свободе воли был тесно связан с вопросом о понимании веры. Среди первых мусульман было распространено мнение о том, что все мысли и действия человека предопределены в силу всемогущества Аллаха. Такое представление джабаритов, как называли сторонников этой точки зрения [WattC], соответствовало интересам Омейядов и «праведных» халифов, ведших завоевательные войны под знаменем ислама [Прозоров, 2004, 9]. При этом в начале VIII в. в силу как внешних обстоятельств, так и постепенного осознания противоречивости идей предопределения и ответственности человека за свои действия в мусульманской общине возникло течение кадаритов, участники которого полагали, что человек свободен в своих поступках [EssB]. Их идеи по этому вопросу в дальнейшем были унаследованы му‘тазилитами. Школа аш‘аритов, появившаяся же в начале X в., разработала своё, промежуточное учение о свободе воли и предопределении, которое в дальнейшем распространилось среди большинства суннитов. Согласно ему, Аллах считался творцом всего сущего, в том числе действий человека, но человек в то же время «приобретал» их, тем самым участвуя в их совершении [WattB].
В VIII в. под влиянием христианских учений среди мусульманских учёных возникли споры о природе и атрибутах Аллаха. Среди первых мусульман преобладало предоставление об Аллахе как о антропоморфной сущности, основанное на тексте Корана. Представители захиритского и ханбалитского мазхаба (богословско-правовой школы) настаивали на том, что соответствующие места в Коране, посвященные описанию Аллаха, необходимо читать буквально [Turki] [Laoust]; другие школы утверждали, что assвсе, написанное в Коране, следует принимать без каких-либо разъяснений. Таких сторонников буквального понимания антропоморфизма в Коране называли мушаббихитами, «уподобляющими». Противоположную позицию занимали му‘тазилиты, отрицавшие божественные атрибуты и верившие в духовность Аллаха, из-за чего их называли му‘аттилитами, «отрицающими». Аш’ариты, в свою очередь, признавали существование божественных атрибутов, вследствие чего назывались сифатитами (сифат – атрибут)[EssA; Прозоров, 2004, с. 10].
Последний из вопросов, по которым среди мусульман существовали глобальные разногласия, касался исламского права и его источников. В зависимости от позиции по этому вопросу мусульмане постепенно стали сторонниками определённых богословско-правовых школ или мазхабов. За века существования исламской общины возникло несколько таких мазхабов, часть из которых со временем исчезла. В настоящее время имеют официальное распространение четыре суннитских (ханафитский, шафи‘итский, маликитский и ханбалитский) и два шиитских (джа‘фаритский у шиитов-исна‘ашаритов и зайдитский у шиитов-зайдитов). Эти школы различаются между собой в основном по вопросам источников права и методам вынесения правовых предписаний [Schacht, 1982, pp. 57-68].
При этом необходимо отметить, что воззрения приверженцев определённой школы по одному из вопросов не означали полного отказа от мнения другой школы по вопросу другому. Человек мог соглашаться с му‘тазилитами в отношении божественной справедливости, но расходиться в вопросе сущности, полагая Аллаха антропоморфным. Например, главу багдадских мурджиитов Бишра ал-Мариси (ум. 833) считали неверующим и сунниты, и мурджииты: первые – как сторонника сотворённости Корана, а вторые – как сторонника учения о предопределении. Взгляды сторонников разных общин переплетались и смешивались, последователи одной школы разделяли определённые положения других школ и отвергали другие [Прозоров, 2004, с. 21-22].
С увеличением количества подобных разногласий и расхождений мусульмане начали всё больше задаваться вопросом о том, кто же придерживается истинной веры, правоверия, а кто – отклоняется от неё, заблуждается. Однако прояснить это и избавиться таким образом от существовавшего разномыслия, не говоря уж о том, чтобы убедить всех мусульман в правильности получившихся догматов, было очень сложно по нескольким причинам.
Во-первых, в исламе (по крайней мере, суннитском) нет ни вселенских соборов, ни главы церкви, ни общепринятой богословской школы [Бартольд, 2002, с. 112]. Разработкой и толкованием догматов занимались не государственные или религиозные учреждения, а частные лица, религиозные деятели, чей престиж был основан в первую очередь на их познаниях. Халиф, как правило, мог лишь попытаться сделать учение одного из таких деятелей «официальным», но даже в этом случае оно становилось таковым лишь на ограниченное время и на ограниченной территории. Правоверие в исламе с самого начала воспринималось как повиновение Аллаху, а не повиновение церкви, как в христианстве. Официальной институции, игравшей роль посредника между верующими и Аллахом, в исламе не сложилось.
Во-вторых, неясность вносила противоречивость источников исламского вероучения, Корана и сунны. Сторонники разных движений и общин по-разному истолковывали неясные стихи Корана, находя в них подтверждение правильности своих позиций. К примеру, му‘тазилиты находили в нём 129 доказательств в поддержку своего догмата о свободе воли, а сунниты – 216 доказательств в поддержку учения о предопределении; шииты интерпретировали определённые аяты как указание на передачу пророком власти ‘Али и в целом утверждали, что текст Корана преднамеренно искажён [Прозоров, 1980, с. 47]. Свидетельства сунны, преданий о словах и поступках Мухаммада, только подливали масла в огонь. Разные движения могли по-разному истолковывать одни и те же хадисы: в знаменитом хадисе «ас-сакалайн» («о двух драгоценностях»), который Мухаммад произнёс во время проповеди в местечке Гадир Хум, шииты видели подтверждение объявлению ‘Али преемником пророка, в то время как сунниты считали, что речь идёт только о признании его выдающихся достоинств [Veccia Vaglieri C]. Сунниты также признавали достоверной только сунну пророка, а шииты – сунну его потомков. Не облегчало ситуацию и хади сотворчество, приводившее к появлению самых разнообразных противоречивых сведений о словах и действиях Мухаммада, которые использовались разными сторонами для подтверждения своих позиций [аш-Шахрастани, 1984, с. 11-12].
Все эти особенности ислама как религиозного учения приводили к тому, что установление степени приверженности определённому догмату или степени отклонения от него носило сугубо субъективный характер. Исходя из этого, «ереси» в христианском понимании этого слова – «сознательного и преднамеренного уклонения от ясно выраженного догмата веры» [Барсов, 1894, с. 671] – в исламе не существовало, что подтверждается отсутствием в нём единого термина, соответствующего этому понятию.
Несмотря на всё вышеперечисленное, сторонники разных школ и учений всё же пытались утвердить свои воззрения в качестве основополагающих и распространить их на всех мусульман. Одним из орудий в этой борьбе стала исламская полемическая литература жанра «ар-радд», «опровержение», авторы которой стремились обосновать легитимность и правильность своих притязаний и взглядов и доказать ошибочность взглядов своих оппонентов. При этом авторы таких сочинений, как правило, критиковали воззрения представителей общин, возникших в рамках исламской уммы, а не учения иноверцев [Прозоров, 2004, с. 90]. Из этих полемических трудов уже в первые века ислама вырос предмет нашего исследования – средневековая исламская доксографическая литература, особый вид историко-религиозной исламской литературы, посвящённый описанию взглядов, учений и религиозных расхождений существующих религиозных общин. Зачастую доксографы, подобно авторам полемических трудов, придавали своим сочинениям апологетический характер, отстаивая в них свои идеологические воззрения и доказывая неправильность воззрений противников, в силу чего эти труды также использовались для борьбы за единство общины с «заблудшими». Но в то же время многие из них стремились и насколько возможно объективно излагать основы разных учений и верований. В своих трудах доксографы отразили возникновение и развитие главных политико-религиозных общин в исламе, каждая из которых придерживалась определённой позиции по вышеперечисленным вопросам исламского мировоззрения.
Доксографическая литература возникла и развивалась на арабском языке, бывшем в те времена языком исламских наук в целом. В то же время с расцветом классического персидского языка религиозная литература начала создаваться и на нём. В XI и XIII в. были написаны два доксографических сочинения на персидском языке: «Байан ал-адйан» («Разъяснение религий») и «Табсират ал-‘авамм фи ма‘рифат макалат ал-анамм» («Разъяснение простому народу о понимании речей разных людей»). Целью нашей работы является описание и анализ структуры и содержания «Байан ал-адйан» и «Табсират ал-‘авамм» именно как доксографических трудов на персидском языке. Как персоязычные авторы подходят к организации, наполнению и посылу своих трактатов? Насколько активно они пользуются нарративными приёмами персидской литературы того времени? Чем персидская средневековая доксографическая литература отличалась от арабской с точки зрения содержания и конструирования текста? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить в нашей работе.
Необходимо отметить, что значительная часть работы по составлению исторического комментария к обоим сочинениям в части разъяснения происхождения, истории и убеждений общин была проделана нами в магистерской выпускной квалификационной работе «Персоязычная доксографическая литература XI-XIII веков», защищённой в 2018 году в Санкт-Петербургском Государственном Университете. В связи с этим, а также в связи с получением доступа к более полным источникам мы будем комментировать с этой точки зрения только те общины, происхождение и история которых не были раскрыты в предыдущей работе.
Арабская доксография, как мы уже отмечали, концентрировалась в первую очередь на изложении взглядов исламских и неисламских общин, лишь изредка разбавляя их подробностями об очередном расколе в форме краткого исторического рассказа. Помимо этого, доксографы зачастую стремились обосновать своим сочинением превосходство своей общины, привлекая для этого прежде всего логические построения. Аудиторией арабской доксографии, как нам представляется, были учёные, образованные люди, хорошо знавшие арабский и желавшие разбираться в тонкостях верований разнообразных исламских и неисламских религиозно-политических и философских движений.
Персидская доксография, хотя и заимствовала основные элементы арабской, шла своим путём. Она была нацелена на людей, которых специальные знания об исламских общинах и догматических спорах интересовали в значительно меньшей степени. В случае «Байан ал-адйан» это были сельджукидские вельможи, в случае «Табсират ал-‘авамм», с нашей точки зрения – «простые люди» из числа имамитов, что следуетиз заглавия сочинения. И для такой аудитории авторы использовали классический подход персидской литературы – рассказы-иллюстрации.
Рассматриваемые авторы подходили к воплощению этой идеи по-разному. Абу-л-Ма‘али относительно нейтральным образом изложил самое основное об учениях исламских и неисламских общин и значительную часть своей книги посвятил рассказам о лжепророках, заимствованным из исторических хроник и носившим образовательную и развлекательную функцию. Он также не имел ничего против добавления объёма и исторического контекста хадисам, которые арабоязычные доксографы передавали в очень кратком формате.
Ар-Рази, в свою очередь, сообщал своим читателям значительно больше информации о взглядах общин и использовал эту информацию для доказательства их ошибочности, в чём следовал, например, ал-Джахизу и ал-Багдади. Но к логическим выкладкам или ссылкам на эти взгляды, которые использовали арабские доксографы, ар-Рази добавлял огромное количество хадисов, легенд и рассказов, цель которых – как можно ярче показать истинность учения имамитов и ложность учений прочих общин.
Оба сочинения почти не сообщают какой-либо неизвестной информации о религиозных, политических и философских движениях в истории ислама, и, как нам кажется, не представляют особого интереса с точки зрения изучения истории таких движений. Но они, безусловно, заслуживают внимания как сочинения, в которых сливаются сразу две литературные традиции: арабская доксография и персидская историко-литературная проза. Целью дальнейшего исследования персидской доксографической литературы может стать сопоставление этих и им подобных трудов с произведениями классической персидской литературы.
1. Abū ’l-Ma‘ālī Muḥammad bin al-Ḥusayn al-‘Alavi. Bayān al-adyān. Tadvīn va ta’līf-i Hāšim Rażī. Tihrān: Mu’assisa-yiMaṭbu‘ātī-yi Farāhānī, 1342/1963. 584 ṣ.
2. Abū ’l-Ma‘ālī Muḥammad bin Ni‘mat ‘Alavī Faqīh Balxī. Bayān al-adyān. Ba taṣḥīḥ-i Muḥammad Taqī Dāniš-Pažūh ba hamkārī-yi Qudrat Allah b. Pīšnamāz-Zāda. Tihrān: Intišārāt-i Bunyād-i Mavqūfāt-i Duktur-i Maḥmūd Afšār, 1376/1997. 228 ṣ.
3. Abū ’l-Ma‘ālī Muḥammad bin Ni‘mat bin ‘Ubaydallah Balxī. Bayān al-adyān. Taḥqīq u taṣḥīḥ-i Ja‘far Vā‘iẓī. Tihrān: Iqbāl, 1390 (2011/12). 400 ṣ.
4. Abu ’l-Ma‘ālī Muḥammad ibn ‘Ubayd Allāh. The Bayān al-adyān. Translation, Introduction and Notes by: Mohamed Abdel Salam Kafafi. Submitted to the University of London, School of Oriental and African Studies for the degree of Doctor of Philosophy. London, 1949. 417 p.
5. Abū Manṣūr ‘Abd-al-Ḳāhir ibn-Ṭāhir al-Baghdādī. Moslem Schisms and Sects (Al-Farḳ Bain al-Firaḳ). Part I. Translated from the Arabic by Kate Chambers Seelye, Ph.D. New York: Columbia University Press, 1920. 224 p.
6. Abū Manṣūr ‘Abd-al-Ḳāhir ibn-Ṭāhir al-Baghdādī. Moslem Schisms and Sects (Al-Farḳ Bain al-Firaḳ). Part II. Translated from the Arabi with introduction and notes by Abraham S. Halkin. Reprinted by Philadelphia: Porcupine Press, Inc, 1978. 259 p.
7. al- Muḳannaʿ [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_5456(Consulted online on 12.06.2021).
8. al-Muṭahhar b. Ṭāhir (or al-Muṭahhar) al-Maḳdisī [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_5643 (Consulted online on 11.06.2021).
9. An Ismaili Heresiography. The “Bab al-shayṭan” from Abu Tammām’s Kitāb al-shajara by Wiferd Madelung and Paul E. Walker. Leiden – Boston – Koln: Brill, 1998. 125 p.
10. Arberry A.J. al-D̲j̲unayd [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_2117(Consulted online on 12.06.2021).
11. Arnaldez R. Ibn Ḥazm [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0325 (Consulted online on 11.06.2021).
12. Asmussen J.P. ARŽANG [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 1987. URL: https://iranicaonline.org/articles/arzang-mid(Consulted online on 11.06.2021).
13. Bahrāmīyān, ‘Ālī. Tabṣirat al-‘awāmm // Dā’irat-ul-Ma‘ārif-i Buzurg-i Islāmi. J. 14. Tihrān, 1385/2006. Ṣ. 488-489.
14. Bladel K. van. Hermes and Hermetica [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, THREE, 2009. Edited by: Kate Fleet, Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, Everett Rowson. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_ei3_COM_23130 (Consulted online on 11.06.2021).
15. Blois F.C. de. A de. Marḳiyūniyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_8816(Consulted online on 12.06.2021).
16. Blois F.C. de. B Ṣābiʾ [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0952 (Consulted online on 12.06.2021).
17. Blois F.C. de. C Zindīḳ [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_1389(Consulted online on 12.06.2021).
18. Bosworth C.E. AVA [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 1987. URL: https://iranicaonline.org/articles/ava-the-basic-modern-form-and-the-older-spoken-form-of-the-name-of-two-small-towns-of-northern-persia-normally-written-ab(Consulted online on 13.06.2021).
19. Bosworth C.E. BALḴ ii. History from the Arab Conquest to the Mongols [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 1988. URL: https://iranicaonline.org/articles/balk-town-and-province#pt2 (Consulted online on 11.06.2021).
20. Bosworth C. E. FAḴR-AL-MOLK, ABU’L-FATḤ MOẒAFFAR [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 1999. URL: https://www.iranicaonline.org/articles/hodud-al-alam (Consulted online on 13.06.2021).
21. Bosworth C. E. ḤODUD AL-ʿĀLAM [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 200. URL: https://www.iranicaonline.org/articles/hodud-al-alam (Consulted online on 11.06.2021).
22. Boyce M. CORPSE [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 1988. URL: https://iranicaonline.org/articles/corpse-disposal-of-in-zoroastrianism(Consulted online on 11.06.2021).
23. Browne J.A.C. Scholars and Charlatans on the Baghdad-Khurasan Circuit from the Ninth to the Eleventh Centuries // The Lineaments of Islam. Studies in Honor of Fred McGraw Donner. Ed. by Paul M. Cobb. Leyden-Boston: Brill, 2012. Pp. 85-95.
24. Broydé I., Jacobs J. YUDGHANITES [El. resource] // Jewish Encyclopaedia, 1906. Ed. by C. Adler, G. Deutch, L. Ginzberg, R. Gottheil, J. Jacobs et al. URL: https://www.jewishencyclopedia.com/articles/15131-yudghanites (Consulted online on 11.06.2021).
25. Bruijn J.T.P. de. Classical Persian Literature As a Tradition. // A History of Persian Literature. Volume 1. General Introduction to Persian Literature / Edited by J.T.P. Bruijn. London: I. B. Tauris & Co Ltd, 2009. Pp. 28-67.
26. Bruijn J.T.P. de. Fiction [El. resource] // Encyclopaedia Iranica. URL: https://www.iranicaonline.org/articles/fiction-i-traditional (Consulted online on 11.06.2021).
27. Buhl Fr. Muḥammad Ibn al-Ḥanafiyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_5351(Consulted online on 12.06.2021).
28. Chaumont E. A al- S̲h̲aybānī [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_1051(Consulted online on 12.06.2021).
29. Chaumont E. B Wuḍūʾ [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_7925(Consulted online on 12.06.2021).
30. Christensen A. Fremstilling af Religionerne. Studier fra Sprog-og Oldtidsforskning, n. 101. Copenhagen: Forlagt af Vā. Pios Boghandel, 1891.
31. Christensen A. Remarques critiques sur le Kitāb bayāni-l-adyan d'Abū'l-Ma‘ālī. // Le Monde Oriental, 1911-12. Vol. 5-6. P. 205-216.
32. Crone P. A Dahrīs [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, THREE, 2012. Edited by: Kate Fleet, Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, Everett Rowson. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_ei3_COM_25780 (Consulted online on 11.06.2021).
33. Crone P.BThe Nativist Prophets of Early Islamic Iran. Rural Revolt and Local Zoroastrianism. New York: Cambridge University Press, 2012. 566 p.
34. Daftary F. The Ismā‘īlīs. Their History and Doctrines. Second Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 772 p.
35. Dāniš-Pažūh Muḥammad Taqī. Bāb-i panjum az kitāb-i Bayān al-adyān. // Farhang-e Īrān Zamīn, 1341 (1962). Š. 10. Ṣ. 282-318.
36. Dietrich A. al-Ḥad̲j̲d̲j̲ād̲j̲ b. Yūsuf [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_2600(Consulted online on 13.06.2021).
37. Ess J. van. A Tas̲h̲bīh wa-Tanzīh [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_1190 (Consulted online on 11.06.2021).
38. Ess J. van. B Ḳadariyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0409 (Consulted online on 11.06.2021).
39. Gardet L. Karāma [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0445(Consulted online on 12.06.2021).
40. Gibb H.A.R. ʿAbd Allāh b. al-Zubayr [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_0069(Consulted online on 12.06.2021).
41. Gimaret D. Muʿtazila [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0822 (Consulted online on 11.06.2021).
42. Halm H. al-Ḳus̲h̲ayrī [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0548(Consulted online on 12.06.2021).
43. Hawting G.R. Aal-Muk̲h̲tār b. Abī ʿUbayd [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_5473(Consulted online on 13.06.2021).
44. Hawting G.R. B Marwān II [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_4980(Consulted online on 12.06.2021).
45. Hodgson M.G.S. Bayān b. Samʿān al-Tamīmī [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_1299(Consulted online on 12.06.2021).
46. Iqbāl ‘Abbās. Vizārat dar ‘ahd-i salāṭīn-i buzurg-i Saljūqī. Az tārīx-i taškīl-i īn silsila tā marg-i sulṭān Sanjar (432-552). Tihrān: Intišārāt-i Dānišgāh-i Tihrān, 1338/1959. 376 ṣ.
47. Ivanow, W. Ibn Al-Qaddah (The Alleged Founder of Ismailism). Bombay: Ismaili Society, 1957. 162 p.
48. Jamāl al-Dīn Murtażā Mulaqqab ba ‘Ilm al-Ihdā Muḥammad bin Ḥusayn bin Ḥasan Rāzī. Tabṣirat al-‘awāmm fī ma‘rifat maqalāt al-anām. Ba tasḥīḥ-i Ja‘far Vā‘iẓī. Tihrān: Intišārāt-i Suxan, 1396/2016. 648 ṣ.
49. Kargar D. and EIr. IRĀNŠAHRI [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 2006. URL: https://www.iranicaonline.org/articles/iransahri-abul-abbas-mohammad-b-mohammad(Consulted online on 13.06.2021).
50. Keeler Annabel. EXEGESIS iii. In Persian [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 1999. URL: https://iranicaonline.org/articles/exegesis-iii (Consulted online on 11.06.2021).
51. Kohlberg E. A Medieval Muslim Scholar at Work. Ibn Ṭāwūs and His Library. Leiden-New York-Köln: E.J. Brill, 1992. 470 p.
52. Kohlberg E. al-Rāfiḍa [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_6185(Consulted online on 12.06.2021).
53. Landau-Tasseron E. Ṭulayḥa [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_7615(Consulted online on 12.06.2021).Vacca V. Sad̲j̲āḥ [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_6422(Consulted online on 12.06.2021).
54. Laoust H. Ḥanābila [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0263 (Consulted online on 11.06.2021).
55. Lecker M. Ṣiffīn [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URLhttp://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_7018 (Consulted online on 11.06.2021).
56. Leemhuis F. Yaḥyā b. Maʿīn [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_7953(Consulted online on 12.06.2021).
57. Levi Della Vida G. Kharidjites [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0497 (Consulted online on 11.06.2021).
58. Levinstein K. Making and Unmaking a Sect: The Heresiographers and the Ṣufriyya. // Studia Islamica, 1992. No. 76. Pp. 75-96.
59. Levinstein K. The Azāriqa in Islamic Heresiography // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 1991. Vol. 54, No. 2. Pp. 251-268.
60. Lewis R. A ʿAlī b. Muḥammad al- Zand̲j̲ī [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_0515(Consulted online on 12.06.2021).
61. Lewis R. B Dindān [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_1870(Consulted online on 12.06.2021).
62. Madelung W. Aal-Kayyāl [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_4074(Consulted online on 12.06.2021).
63. Madelung W. ABU’L-QĀSEM ESḤĀQ SAMARQANDI [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 1983. URL: https://iranicaonline.org/articles/abul-qasem-eshaq (Consulted online on 11.06.2021).
64. Madelung W. B al-Mug̲h̲īriyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_5322(Consulted online on 12.06.2021).
65. Madelung W. C Ḳarmaṭī [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0451(Consulted online on 12.06.2021).
66. Madelung W. D Manṣūriyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_4945(Consulted online on 12.06.2021).
67. Madelung W. E Murd̲j̲iʾa [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0801 (Consulted online on 11.06.2021).
68. Madelung W. F S̲h̲īʿa [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_6920 (Consulted online on 11.06.2021).
69. Madelung W. Religious Schools and Sects in Medieval Islam. London: Valorum Reprints, 1985. 352 p.
70. Madelung W. Religious Trends in Early Islamic Iran. New-York: The Persian Heritage Foundation, 1988. 128 p.
71. Madelung W. The Succession to Muḥammad. A Study of the Early Caliphate. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 413 p.
72. Massé, H. L'Exposé des religions par Abou'l Maâli. // Revue de l'histoire des religions, 1926. Vol. 94. P. 17-75.
73. Massignon L, Gardet L. al-Ḥallād̲j̲ [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0256(Consulted online on 12.06.2021).
74. Meisami J. Genres of Court Literature // A History of Persian Literature. Volume 1. General Introduction to Persian Literature / Edited by J.T.P. Bruijn. London: I. B. Tauris & Co Ltd, 2009. Pp. .253-289.
75. Muẓāhirī, Mas‘ūd Ḥabībī. Abū ’l-Ma‘ālī // Dā’irat-ul-Ma‘ārif-i Buzurg-i Islāmi. J. 6. Tihrān, 1373 (1994). Ṣ. 266-269.
76. Nicholson R.A. A Literary History of the Arabs. New York: Routledge, 2014. 506 p.
77. Peacock A.C.S. Mediaeval Islamic Historiography and Political Legitimacy. Bal‘amī’s Tārīḳnāma. London and New York: Routledge, 2007. 208 p.
78. Pellat Ch. A ʿAbd Allāh b. Ḏj̲udʿān [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_0045(Consulted online on 12.06.2021).
79. Pellat Ch. B K̲h̲ālid b. Sinān [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_4148 (Consulted online on 11.06.2021).
80. Pellat Ch. C Ḳuss b. Sāʿida [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_4566 (Consulted online on 11.06.2021).
81. Perry J. The Origin and Development of Literary Persian // A History of Persian Literature. Volume 1. General Introduction to Persian Literature / Edited by J.T.P. Bruijn. London: I. B. Tauris & Co Ltd, 2009. Pp. 68-94.
82. Pines S. al-ʿĪsāwiyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_3608(Consulted online on 12.06.2021).
83. Pourjavady N. Genres of Religious Literature // A History of Persian Literature. Volume 1. General Introduction to Persian Literature / Edited by J.T.P. Bruijn. London: I. B. Tauris & Co Ltd, 2009. Pp. 290-330.
84. Rahman M. S̲h̲aybānī [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_6887(Consulted online on 12.06.2021).
85. Richter-Bernburg L. ABŪ MANṢŪR HERAVĪ [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 2004. URL: https://iranicaonline.org/articles/abu-mansur-mowaffaq-b-ali-heravi-fl-ca-980-90 (Consulted online on 11.06.2021).
86. Robson J. Abū Ḏh̲arr [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_0173(Consulted online on 12.06.2021).
87. Šayḥ al-islām Ṣafī al-Millat va al-Dīn Abū Bakr ‘Abdallah bin ‘Umar Muḥammad bin Da’ūd Wā‘iẓ Balxī. Faẓa’il-i Balx. Tarjuma-yi fārsī-yi ‘Abdallah Muḥammad bin Ḥusayn Ḥusaynī Balxi. Taṣḥīḥ va taḥšiya-yi ‘Abdallaḥī Ḥabībī. Tihrān: Intišārāt-i Bunyād-i Farhang-i Īrān, 1350 (1971). 496 ṣ.
88. Sayyid Murtażā bin Dā‘ī Ḥasanī Rāzī. Tabṣirat al-‘awāmm fī ma‘rifat maqalāt al-anām. Ba tasḥīḥ-i ‘Abbās Iqbāl. Tihrān: Intišārāt-i Asāṭīr, 1383/2004. 295 ṣ.
89. Schacht J. Abū Yūsuf [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_0277(Consulted online on 12.06.2021).
90. Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford: Clarendon Press, 1982. 304 p.
91. Schefer, C. H. A. Chrestomathie persane a l'usage des élèves de l'École spéciale des langues orientales vivantes. Vol. 1. Paris, 1883. 243 p.
92. Stern S.M. The Early Ismā‘īlī Missionaries in North-West Persia and in Khurāsān and Transoxania // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1960. Vol. 23, No. 1. Pp. 56-90.
93. Strohmaier G. Agathodaimon [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, THREE, 2008. Edited by: Kate Fleet, Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, Everett Rowson. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_ei3_SIM_0309 (Consulted online on 11.06.2021).
94. The History of al-Ṭabarī. Vol. XIX. The Caliphate of Yazīd b. Mu‘āwiyah.Translated by I.K.A. Howard. New-York: State University of New York Press, 1990. 248 p.
95. Tritton A.S..al-Bag̲h̲dādī [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_1027 (Consulted online on 11.06.2021).
96. Turki Abdel-Magid. al-Ẓāhiriyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_8086 Consulted online on 11.06.2021).
97. Tyan E. ʿAdl [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0019(Consulted online on 12.06.2021).
98. Vajda G. Isrāʾīliyyāt [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_3670(Consulted online on 12.06.2021).
99. Veccia Vaglieri L. A ʿAbd Allāh b. ʿUmar b. al-K̲h̲aṭṭāb [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_0067(Consulted online on 12.06.2021).
100. Veccia Vaglieri L. B Fadak [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_2218(Consulted online on 11.06.2021).
101. Veccia Vaglieri L. C G̲h̲adīr K̲h̲umm [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_2439 (Consulted online on 11.06.2021).
102. Watt W. Montgomery. A ʿĀʾis̲h̲a Bint Abī Bakr [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_0440(Consulted online on 11.06.2021).
103. Watt W.Montgomery. B As̲h̲ʿariyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_COM_0067 (Consulted online on 11.06.2021).
104. Watt W. Montgomery. C D̲j̲abriyya [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_1905 (Consulted online on 11.06.2021).
105. Watt W. Montgomery. D Musaylima [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_5580(Consulted online on 12.06.2021).
106. Wensinck A.J. Muʿd̲j̲iza [El. resource] // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2092/10.1163/1573-3912_islam_SIM_5309(Consulted online on 12.06.2021).
107. Yūsofī Ḡ.-Ḥ. BĀBAK ḴORRAMI [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 1988. URL: https://iranicaonline.org/articles/babak-korrami(Consulted online on 11.06.2021).
108. Zinjānī, Mūsā Šabīrī. Mu’allaf-i Tabṣirat al-‘awāmm // Darshā-yī az maktab-i islām, 1338/1959. ṣ. 8-10.
109. Zysow A. KARRĀMIYA [El. resource] // Encyclopaedia Iranica, 2011. URL: https://www.iranicaonline.org/articles/karramiya(Consulted online on 13.06.2021).
110. Абу Бакр Мухаммад ибн Джа‘фар ан-Наршахи. Тар’их-и Бухара. История Бухары. Перевод, комментарии и примечания Ш.С. Камолиддина. Археолого-топографический комментарий Е.Г. Некрасовой. Ташкент: SMIA-SIA,2011. 600 с.
111. Абу Райхан Беруни (973-1048). Избранные произведения. Т. IV. Ташкент: Издательство «Фан» Узбекской ССР, 1973.
112. Ал-Х̣асан ибн Мӯса̄ ан-Наубах̬тӣ. Шиитские секты. Перевод с арабского, исследование и комментарий С.М. Прозорова. М.: Наука, 1973. 255 с.
113. Барсов, Н.И. Ересь, еретики // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. С.-Петербургъ, 1894. С. 671.
114. Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Вост. лит., 2002. 784 с.
115. Бертельс Е.Н. История персидско-таджикской литературы. М.: Издательство восточной литературы, 1960. 557 с.
116. Болдырев А.Н. Из истории развития персидского литературного языка. // Вопросы языкознания. 1955. № 5. С. 78-92.
117. Большаков О.Г. История Халифата. [Т.] 3: Между двух гражданских войн: 656-696. М.: Вост. лит., 1998. 382 с.
118. Большаков О.Г. История Халифата. [Т.] 4: Апогей и падение арабского Халифата : 695-750. М.: Вост. лит., 2010. 367 с.
119. Грацианский М.В. Иаков Барадей. // Православная энциклопедия. Т. XLIV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 520-525.
120. Жуковский В.А. Из истории персидской литературы при Саманидах // Записки восточнаго отделения Императорскаго Русского Археологическаго общества, издаваемые под редакциею управляющего отделением барона В.Р. Розена. Т. 12. С.-Петербург: типография Императорской Академии наук, 1899. С. 4-7.
121. Заболотный Е.А. Несторий // Православная энциклопедия. Т. XLIX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. С. 127-137.
122. Ибрагим Т.К., Сагадеев А.В. Касб //Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 134-135.
123. Кныш А.Д. Хал //Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 266.
124. Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Часть 1. Приложение к XXXII-му тому записок И. Академии наук. № 2. Санкт Петербург, 1978. 191 с.
125. Мухаммад аз-Захири ас-Самарканди. Синдбад-наме. Перевод М-Н. Османова. Под ред. А.А. Старикова. М.: Издательство восточной литературы, 1960. 312 с.
126. Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Книга о религиях и религиозно-философских учениях. Перевод и комментарии С.М. Прозорова // Ишрак: ежегодник исламской философии. №. 2. М.: «Восточная литература РАН», 2011. – С. 150-188.
127. Мухаммад ибн ‘Абд ал-Карӣм аш-Шахраста̄нӣ. Книга о религиях и сектах (Кита̄б ал-милал ва-н-них̣ал). Часть 1. Перевод с арабского, введение и комментарий С.М. Прозорова. М.: Наука, 1984. 270 с.
128. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. Под редакцией члена-корреспондента Академии наук СССР проф. А.А. Фреймана. М.: Издательство восточной литературы, 1960. 490 с.
129. Панченко Е.А., Моисеева С.А. Мелькитская католическая церковь // Православная энциклопедия. Т. XLIV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С. 642-656
130. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. М., Вост. лит., 2004. 470 с.
131. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII – середине Х в. М.: Наука, 1980. 247 с.
132. Джалал ад-Дин Мухаммад Руми. Маснави-йи Ма‘нави («Поэма о скрытом смысле»). Первый дафтар (байты 1-4003). СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. 448 с.
133. Сиясет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-Мулька. Перевод, введение в изучение памятника и примечания профессора Б.Н. Заходера. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949. 380 с.