Введение 4
Глава 1. Социальный капитал 8
1.1 Эволюция подходов к определению социального капитала 8
1.2 Влияние социального капитала на общественную жизнь 15
1.3 Измерение социального капитала 22
Глава 2. Влияние любительских театров на развитие социального капитала 33
2.1 Общественные пространства 33
2.1.1 Определение понятия «общественное пространство» 33
2.2 Любительские театры 36
2.2.1 Определение понятия любительского театра 36
2.2.2 Театры в России 41
2.3 Оценка взаимосвязи любительских театров и социального капитала 48
2.3.1 Постановка исследования 48
2.3.2 Описательная статистика 51
2.3.3 Проверка гипотез 52
2.4 Выводы и рекомендации 62
Заключение 66
Список литературы
Приложение
В условиях увеличения продолжительности жизни, что является основной задачей развития социального государства, возникает вопрос о качестве этой жизни. Качество жизни в первую очередь зависит от здоровья: физического, психического, социального. Влияние социального капитала на здоровье человека доказано в многочисленных зарубежных [Coleman, 2001; Yap, 2019] и отечественных исследованиях [Русинова, Панова, Сафронов, 2010; Нилов, 2011].
Социальный капитал может влиять на здоровье самостоятельно, а также в сочетании с другими социально-структурными факторами, например человеческим капиталом. Во всех случаях активное общение, вхождение в социальные сети, осознание наличия социальной поддержки позитивно сказывается на психическом и физическом состоянии человека [Смолева, 2019].
Политика социального дистанцирования стала центральным компонентом ответных мер на пандемию COVID-19 по всему миру. Меры, включающие соблюдение изоляции и ограничение на социальные контакты, были направлены на снижение распространения заболевания и сокращение числа новых случаев заражения.
Они ограничили доступ к привычным способам получения социальной поддержки, таким как личное общение с членами семьи, друзьями и коллегами. Это способствовало резкому изменению привычных моделей социального взаимодействия и серьезным проблемам с психическим здоровьем среди населения [Wong&Kohler, 2020].
В результате пандемии произошло разрушение социальных связей в обществе, что проявилось в избегании людей общественных пространств, включая офисы. О наличии сотрудников на удаленной работе сообщил 51% опрошенных компаний в России в феврале 2022 г., причем в четырех из десяти компаний на дому работает более 30% персонала [TASS, 2022].
Это повлекло за собой негативные последствия, связанные с формированием социальных связей. Одними из самых серьезных проблем, связанных с удалённой работой, оказались одиночество (19%) и отсутствие живой коммуникации с коллегами (17%)[Promopoisk, 2021]. Важно отметить и последствия самоизоляции, произошедшие внутри семей. В России в 2022 г. по сравнению с 2021 г. число браков сократилось на 12%, в это же время количество разводов увеличилось на 6,5% [Росстат, 2022].
В настоящее время становится актуальным вопрос развития социального капитала в обществе, как один из методов реагирования на последствия пандемии COVID-19.Социальный капитал, включающий в себя не только связи, но и доверие, отношения внутри сообщества, нормы взаимодействия во время пандемии побуждал людей думать о других и предпринимать коллективные действия по дистанцированию и соблюдению личной гигиены, а сейчас может стать помощником в восстановлении прежнего уклада жизни.
Социальный капитал помогает обществу пережить тяжелые периоды за счет положительного влияния на многие аспекты общественной жизни, включая физическое, психическое и социальное здоровье человека, а также уровень образования и рынок труда.
Социальный капитал влияет на уровень образования посредством доверительных отношений в семье, а также тесных связей родителей ребенка с учителями и другими родителями. Также социальный капитал влияет на успешное функционирование организации за счет налаженных связей с партнерами по бизнесу, благоприятной дружеской среде внутри организации, и упрощению передачи опыта для развития сотрудников.
Ценности, вырабатываемые и отстаиваемые искусством, в частности театральным, играют важную роль в формировании социальных связей и отношений, в процессе социализации индивида, а также искусство приобщает человека к культуре своего народа и самобытному видению им окружающего мира[Никитина, 2012].Соответственно, театральное искусство может оказаться сильным фактором влияния на развитие социального капитала.
В частности, «любительский театр в культурном обществе играет значительную роль. Она состоит в сохранении нравственных и эстетических устоев и традиций, которые отражены в культуре нашей страны, воспитании одухотворенного служения любимому делу, стремлении к социальному единству»[Бойко, 2015].
Искусство, в том числе любительские театры, играет важную роль в поддержании устойчивости общества путем укрепления доминирующих в нем ценностей – традиций, авторитетов, здравого смысла, идеологии, верований и т.п.[Никитина, 2012] Это также позволяет сделать предположение о взаимосвязи любительских театров и социального капитала.
Таким образом, существует немало исследовательских работ, отражающих влияние искусства на социальный капитал, однако, взаимосвязь между деятельностью различных типов общественных пространств, которые это искусство создают или транслируют обычно не рассматривается.
Так и роль любительских театров изучается в основном в отношении социализации индивида и развитии его личностных качеств, включающих эмпатию и коммуникабельность, что в свою очередь должно наталкивать на мысль о том, что влияние может быть оказано и на более глобальный фактор увеличения качества общественной жизни, а именно социальный капитал. В данном исследовании будет рассмотрена роль любительских театров в развитии социального капитала.
Главной целью выпускной квалификационной работы является определение возможностей использования любительских театров для развития социального капитала.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Сформулировать определение социального капитала, выделить методы его измерения;
2. Определить влияния социального капитала на общественную жизнь;
3. Дать определение общественных пространств и любительского театра;
4. Оценить возможную взаимосвязь любительских театров и социального капитала на основе уже существующих исследований, а также результатов глубинного интервью;
5. Провести опрос среди жителей Санкт-Петербурга для оценки взаимосвязи важнейших индикаторов социального капитала и типов общественных пространств, включая любительский театр;
6. С помощью современных статистических методов исследования эмпирически подтвердить выдвинутые на основе опроса гипотезы.
Исследовательский вопрос: есть ли взаимосвязь между развитием любительских театров и уровнем развития социального в обществе?
Объект исследования: социальный капитал, любительский театр.
Предмет исследования: взаимосвязь любительского театра и социального капитала.
Методология исследования (теории и подходы, на которые будет опираться исследование): в настоящее время в западной науке существует несколько подходов к исследованию социального капитала. Так, Л.Н. Боронина выделяет следующие подходы, которые и будут рассмотрены в исследовании: социально-экономический подход, антропологический подход, культурологический подход.
Методы исследования: глубинное интервью, метод главных компонентов и регрессионный анализ.
Методы сбора первичной информации: полевое исследование (посещение импровизационной театральной школы «ImproSchool» в Санкт-Петербурге); составление опроса.
Методы сбора вторичной информации: изучение, сбор и систематизация статистических данных, публикаций СМИ и интернет-ресурсов.
Инструментарий исследования: социологический опрос жителей Санкт-Петербурга; глубинное интервью с работниками импровизационной театральной школы «ImproSchool»; кластерный анализ; регрессионный анализ; PCA.
Источники информации: Росстат; база данных EBSCO; E-library; мультидисциплинарная реферативная база SCOPUS и другие.
Предполагаемые результаты: разработанные рекомендации для органов власти, бизнеса и просто людей, заинтересованных в развитии социального капитала в определенном социуме.
Практическое применение: данный проект – это возможность ещё раз обратить внимание на важность понятия социального капитала как определенного потенциала для развития общества, а также рассмотреть один из факторов увеличения уровня социального капитала, а именно любительские театры. А разработанные рекомендации могут быть использованы в целях осуществления мероприятий для поддержки любительского творчества в России.
В соответствии с выделенными целями и задачами работа имеет следующую структуру:
В первой главе на основе российских исследований и международного опыта рассматриваются особенности определения понятия социальный капитал, его влияние на общественную жизнь, а также способы измерения социального капитала.
Вторая глава посвящена раскрытию понятия общественные пространства и подробно любительский театр, оценке его влияния на социальный капитал, а также выдвижению гипотез, касательно этой взаимосвязи и проверке их с помощью эмпирического исследования с последующим формулированием соответствующих рекомендаций.
В данном исследовании нами изучалась проблема слабой развитости социального капитала в России и необходимость найти такой фактор, который будет положительно влиять на его уровень. Снижение уровня социального капитала можно связать прежде всего с изменением привычек и социального поведения после пандемии, а также актуальность данной темы подтверждалась путем прослеживания влияния социального капитала на многие сферы общественной жизни и ее качество.
На основе проведенного анализа были рассмотрены варианты определения социального капитала и сформулировано собственное, в котором содержались основные элементы его характеризующие. Далее на примере различных составляющих общественной жизни, индикаторах ее качества, мы проследили зависимость их от уровня социального капитала.
Для получения лучшего видения, касательно любительских театров Санкт-Петербурга, их посещаемости и того, какие цели они преследуют, что считают своей миссией, были проведены два глубинных интервью, на основе которых мы смогли выделить для себя еще раз основные особенности любительских театров и составить свои предположения, касательно их влияния на развитие социального капитала.
Главное в деятельности любительских театров – это сам процесс и дружеская атмосфера, коллектив единомышленников, где могут объединиться люди разных возрастов и социального статуса. Более того, были рассмотрены проблемы развития любительских театров, основной из которых является недостаток финансирования.
С помощью современных статистических методов исследования был проведен анализ главных компонентов и регрессионный анализ для выявления взаимосвязей и эмпирического подтверждения выдвинутых на основе глубинных интервью и дизайн-анализе гипотез.
Было доказано, что деятельность любительских театров как минимум влияет положительно и значимо на такие элементы социального капитала, как доверие и социальные сети. Однако на формирования социальных норм и ценностей в обществе больше всего влияют другие общественные пространства. Но несмотря на это, можно смело заявлять о том, что деятельность любительских театров может во многом положительно повлиять на уровень социального капитала в обществе.
В результате выполнения всех поставленных задач и на основе полученных в результате исследования результатов был разработан перечень рекомендаций. Возникла необходимость разработки возможных способов по использованию любительских театров для развития социального капитала, на основе чего были разработаны рекомендации, касательно внедрения при необходимости увеличения уровня доверия, выстраивания и укрепления социальных связей любительских театров в учебных заведениях, а также в рамках тимбидинговых мероприятий в организациях любой сферы бизнеса.
Более того, на основе глубинных интервью были сделаны выводы о необходимости поддержки и развития любительских театров в Санкт-Петербурге, в связи с чем была разработана рекомендация по созданию проекта для получения Президентского гранта.
Данные меры позволят не только развивать сферу народного творчества и помочь людям узнать о таком варианте проведения досуга и творческой самореализации, но также в глобальном плане позволит повысить уровень социального капитала в обществе.
1. Асмолов А. Тест на человечность: особые дети в обществе // Образовательная политика. 2015. № 3 (69). С. 2-5;
2. Бойко Э.Р. Роль самодеятельного театра в социализации современной молодежи, 2015. – Научная электронная библиотека eLibrary.ru, 2000-2022. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25413232[Дата обращения: 20.04.2022];
3. Воробьева И.Н. Теоретико-методологические проблемы измерения социального капитала [Текст] / И.Н. Воробьева, А.А. Мехова // Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Череповец, 16–17 октября 2012 г): в 2 ч. – Ч. 1 / отв. ред. Т.А. Гужавина. – Череповец: ЧГУ, 2012. – С. 103-109;
4. Германов И.А., Плотникова Е.Б. Концептуализация и операционализация понятия «социальный капитал» в исследованиях организаций // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 2. С. 106–114;
5. Горшунова А.С. (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск), ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЛЮБИТЕЛЬСТВО, 2016;
6. Дементьева И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения [Электронный ресурс] / И. Н. Дементьева // Проблемы 46 развития территории. - 2018.- № 1(93). - С. 122-132. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32383585[Дата обращения: 20.04.2022];
7. Кашина А.С. (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск), «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ»: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, 2013;
8. Климанова А.Р. Оценка влияния социального капитала на предпринимательскую активность в российских регионах// Актуальные проблемы экономики и права, 2019 Т. 13, № 1;
9. Мицкевич, В. В. Социальный капитал организации: социологические аспекты изучения / В. В. Мицкевич // Методология социологических исследований. – 2009. – № 3;
10. Никитина И. П. Эстетика: учебник для бакалавров /. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 676 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1167702-p37.html[Дата обращения: 10.03.2022];
11. Нилов В.М. Социальный капитал и здоровье: методологические проблемы исследований. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Социология, 2011, No. 1, 217–220;
12. Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары,салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества // Р. Ольденбург;пер. с англ. А. Широкановой. - Москва: Новое литературное обозрение, 2014;
13. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии. – М.: Моск. шк. полит. исслед., 1996. –C. 288;
14. Петров В.В. Специфика любительского театра и ее отражение в ФГОС ВПО по направлению подготовки 071500 народная художественная культура, 2015;
15. Подкорытова М.В. Студенческие любительские театры – площадка для социальной адаптации молодежи//Культура, Наука, Образование, 2010. – С. 172-178;
16. Полищук Л., Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния// Обратная связь, 2011;
17. Попова Н. В. Благотворительность как фактор формирования нравственных норм молодежи,//Образование и Наука, 2018. – С. 139-155;
18. Русинова Н.Л., Панова Л.В., Сафронов В.В. Здоровье и социальный капитал (Опыт исследования в Санкт-Петербурге). Социологические исследования, 2010, No. 1, C. 87–100;
19. Русинова Н.Л., Сафронов В.В. Персональные психологические ресурсы и социальные неравенства в здоровье: выраженность буферного эффекта в европейских странах. Демографическое обозрение, 2017, 4 (3), C. 59–87;
20. Сайт «Promopoisk» [Электронный ресурс]. – www.promopoisk.ru, 2021. Режим доступа: https://promopoisk.com/articles/polnaya-statistika-po-udalyonnoy-rabote-za-2021-god [Дата обращения: 14.04.2022];
21. Сайт «TASS» [Электронный ресурс]. – www.tass.ru, 2022. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/13643581?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru [Дата обращения: 03.03.2022];
22. Сайт «Workhuman» [Электронный ресурс]. – www.workhuman.com, 2015. Режим доступа: https://www.workhuman.com/resources/globoforce-blog/social-capital-what-it-is-why-your-employees-need-it[Дата обращения: 13.04.2022];
23. Сайт «ГИТИС» [Электронный ресурс]. – www.thefuturelab.ru, 2018. Режим доступа: https://www.thefuturelab.ru/census [Дата обращения: 05.04.2022];
24. Сайт «Министерство Культуры РФ» [Электронный ресурс]. – www.culture.gov.ru, 2022.Режим доступа:https://culture.gov.ru/documents/pravila-podachi-i-formy-zayavok-na-konkurs-2022-goda-na-soiskanie-grantov/[Дата обращения: 05.05.2022];
25. Сайт «Росстат» [Электронный ресурс]. – www.rosstat.gov.ru, 2021. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/101202 [Дата обращения: 05.04.2021];
26. Сайт «Энциклопедия Кругосвет» [Электронный ресурс]. – www. krugosvet.ru, 2016.Режимдоступа:https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html [Дата обращения: 04.04.2022];
27. Семенова А.К. Социальный капитал: теория и практика // Известия Саратовского университета. – 2007. – № 1. – С. 23-36;
28. Смолева Е.О. Социальный капитал, межличностное отчуждение и психическое здоровье населения региона, 2019;
29. Степанченко А.И., Белова Д.А.Социальная составляющая в формировании общественных пространств, 2019;
30. Токвиль А. Демократия в Америке: пер. с франц. // Предисл. Гарольда Дж. Ласки. – М.: Прогресс, 1992. – 554 с;
31. Шаповалова Т.В. Генезис и развитие концепции социального капитала в экономике, 2013;
32. Шихирев П.Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. 2003. № 2;
33. Acar, E. Effects of social capital on academic success: A narrative synthesis// Educational Research and Reviews, 2011. – P. 456-461;
34. Adedokun, O. A.Social capital and rural adolescents’ educational achievements an aspiration // Doctoral thesis. West Lafayette: Purdue University, 2007;
35. Becker G. S. Human Capital. –New York, 1964;
36. Bendor, J., Swistak, P. The Evolution of Norms // The American Journal of Sociology, 2001.– P. 1493-154;
37. Bourdieu P. The forms of social capital. In J. Richardson // The handbook of theory and research for the sociology of education.–NY: Greenwood Press, 1986;
38. Carmona M. Contemporary public space, part two: classification //Journal of urban design. – 2010. – Т. 15. – №. 2. – P. 157-173.
39. Claridge T. Current definitions of social capital, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.socialcapitalresearch.com/current-definitions-of-social-capital/ [Дата обращения: 10.01.2022];
40. Claridge T. Evolution of the concept of social capital, 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.socialcapitalresearch.com/evolution-of-the-concept-of-social-capital/ [Дата обращения: 12.01.2022];
41. Coleman J. Norms as Social Capital // Economic Imperialism: The Economic Method Applied Outside the Field of Economics / G. Radnitzky; eds. P. Bernholz. – New York: Paragon House Publishers, 1987. – P. 133-155;
42. Coleman J.Social Capital in the Creation of Human Capital//Social Sciences and Contemporary World Journal. No. 3., 2001.–P. 121-139;
43. Coleman, J. S. Foundations of social theory. Harvard University Press., 1990. – P. 243
44. Coleman, J. S.,Hoffer, T. Public and Private High Schools: The Impact of Communities//New York: Basic Books, 1987;
45. Cusack, T.Social Capital, Institutional Structures, and Democratic Performance: A Comparative Study of German Local Governments//European Journal of Political Research, 1999. –P. 1-34;
46. Farr, J. Social Capital: A conceptual history//Political Theory, 2004.–P.6–33.;
47. Forsman, M.Development of research networks: the case of social capital//Abo Akademi University Press, 2005;
48. Gatignon H. Statistical Analysis of Management Data, 3rd ed. Springer, 2014.– [Электронный ресурс]. Режим доступа: электронная книга доступная по GSOM SpringerLink [Дата обращения: 25.04.2022];
49. GeneralSocialSurvey (2012), «2012 Questionnaires», электронный доступ: http://www3.norc.org/NR/rdonlyres/21403184-C064-4E20-944F- 0CFCABC9BB5E/2014/GSS2012Questionnaire.html[Дата обращения: 25.04.2022];
50. Graaf N.D., Flap H.D. With a little help from my friends//Social Forces, Vol. 67 (2), 1988.–P.452-472;
51. Guiso, L., Sapienza, P., Zingales, L. Civic Capital as the Missing Link, 2010;
52. Harpham, T. Measuring social capital within health surveys: key issues//Health Police Plan, Vol. 17 (1), 2002. –P.106-111;
53. Hean, S., Cowley, S., Forbes, A. The M-C-M’ cycle and social capital// Social Science & Medicine 56, 2003. –P.1061-72;
54. Israel, G. D., Beaulieu, L. J., Hartless, G. The influence of family and community social capital on educational achievements//Rural Sociology, 66(1), 2001. –P. 43–68;
55. Johnson, C. D. Social Capital: Theory, Measurement and Outcomes //Series: Social Issues, Justice and Status. –New York: Nova Science Publishers, 2013;
56. Kawachi, I. Social capital, income inequality, and mortality//Am J Public Health, Vol. 87 (9), 1997. –P.1491-1498;
57. Knack, S., Keefer, P. Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation// Quarterly Journal of Economics, 1997;
58. Krishna, A., The social capital assessment tool: Design and Implementation. In Grootaert, C. Bastelar, van T. (Ed.), Understanding and Measuring Social Capital. [Теxt] / A. Krishna, Shrader, S. // Washington DC: The World Bank. – 2002;
59. Lin, N. Building a network theory of social capital, электронный доступ: http://www.insna.org/PDF/Keynote/1999.pdf, 1999. [Дата обращения: 15.04.2022];
60. Luhmann N. Trust and Power. Wiley, 1979. –P. 11;
61. Membiela-Pollan, M., & Pena-Lopez, J. A. Clarifying the concept of social capital through its three perspectives: Individualistic, communitarian and macro-social//European Journal of Government and Economics, 6(2), 2017. –P.146–170;
62. Nooteboom, B. Social Capital, Institutions and Trust// CentER Discussion Paper, 2006;
63. Paldam, M. Social Capital: One or Many? Definition and Measurement// Journal of Economic Surveys, Vol. 14 (Issue 5), 2000. –P. 780;
64. Parcel, T. L., & Dufur, M. Capital at home and at school: Effects on child social adjustment. Journal of Marriage and Family, 63(1), 2001. –P. 32–47;
65. Pishghadam, R., &Zabihi, R. Parental education and social and cultural capital in academic achievements// International Journal of English Linguistics, 1(2), 2001. –P. 50-57;
66. Portes A., Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology// Annual Review of Sociology, 22, 1998. –P. 1-24;
67. Putnam, R. The prosperous community: social capital and public life, электронный доступ: http://prospect.org/article/prosperous-community-social- capital-and-public-life, 2001. [Дата обращения: 15.04.2022];
68. Spellerberg, A. Framework for Measurement of Social Capital in New Zealand// In Research and Analytical Report (Social Capital Programme), 2001;
69. Stone W. Measuring social capital Towards a theoretically informed measurement framework for researching social capital in family and community life, 2001;
70. Sun, Y. The contextual effects of community social capital on academic performance. Social sciences Research, 28(4), 1999. –P. 403-426;
71. Wong A. S& Kohler J. C. Social capital and public health: responding to the COVID-19 pandemic, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://globalizationandhealth.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12992-020-00615-x [Дата обращения: 03.12.2021];
72. World Value Survey (2012), World Value Survey wave 6, электронный доступ: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp, 2012. [Дата обращения: 17.04.2022];
73. Yan, W. Successful African American students: The role of parental involvement. J. Negro Education, 68(1), 1999. –P. 5-22;
74. Yap S.F.Socialcapital and health risk: An integrative review//Australien marketing journal, 2019, 27 (1), 24–31. doi: 10.1016/j.ausmj.2018.10.012;
75. Yasunobu, K., & Bhandari, H. What is Social Capital? A Comprehensive Review of the Concept// Asian Journal of Social Science, 37(3), 2009. –P.480-510.