ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. А. Ф. БЕРЕЖНОЙ И РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛГУ/СПБГУ 7
1.1. БИОГРАФИЯ А.Ф. БЕРЕЖНОГО ДО НАЧАЛА РАБОТЫ НА ОТДЕЛЕНИИ ЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.2. ВКЛАД А. Ф. БЕРЕЖНОГО В СТАНОВЛЕНИЕ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЛГУ 19
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.Ф. БЕРЕЖНОГО В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ЖУРНАЛИСТИКУ В ЛГУ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Система средств массовой информации и коммуникации находится в постоянном развитии и для понимания закономерностей и особенностей ее развития, в том числе, необходимо обращаться к изучению истории возникновения и развития высшего образования в сфере журналистики, а также принципов и методов преподавания в них. В становлении российской системы журналистского образования одной из наиболее знаковых и значимых фигур является Александр Феодосеевич Бережной. Именно А. Ф. Бережной стал первым деканом факультета журналистики Ленинградского Государственного Университета, им было создано более двухсот научных работ по истории журналистики, разработаны основы организации учебно-методической деятельности, что послужило структурированию системы журналистского образования в нашей стране в целом.
Актуальность избранной темы дипломного исследования обусловлена необходимостью изучения на современном этапе развития сферы массовых коммуникаций в России и в мире истории русской журналистики в контексте особенностей организации и функционирования образовательного процесса, направленного на подготовку специалистов, занятых в данной сфере. Пристальный анализ научной деятельности первого декана факультета журналистики Ленинградского Государственного Университета А. Ф. Бережного позволит проследить этапы развития журналистского образования в Ленинграде – Санкт-Петербурге, лучше понять особенности возникновения петербургской школы истории журналистики, осознать значимость научно-методического обеспечения учебного процесса. Особую актуальность данному исследованию придает 100-летний юбилей А. Ф. Бережного (1916-2005), который в 2016 году совпадает с празднованием 70-летия журналистского образования в Санкт-петербургском государственном университете.
Данная выпускная квалификационная работа может представлять научный интерес для студентов, преподавателей и научных сотрудников, занятых в сфере высшего образования по журналистике, в частности она призвана обратить внимание историков отечественной журналистики на необходимость изучения исторического опыта и методологического вклада в становление истории журналистики как базовой дисциплины журналистского образования.
Научная новизна проекта заключается в том, что он является первой попыткой обобщенного теоретического исследования роли А. Ф. Бережного в становлении журналистского образования и истории русской журналистики, которое направлено на раскрытие и объяснение значимости научной теоретической и практической деятельности А. Ф. Бережного в системе журналистского образования.
Объектом исследования выступает исторически сложившаяся система журналистского образования в Ленинградском Государственном Университете и ее дальнейшее развитие в Санкт-Петербургском Государственном Университете.
Предметом исследования является научная, организационная и методологическая деятельность А. Ф. Бережного, направленная на формирование системы журналистского образования в Ленинградском Государственном Университете и Санкт-Петербургском Государственном Университете.
Цель представленной работы – определить роль А. Ф. Бережного как организатора в становлении журналистского образования в нашей стране и как исследователя – в развитии научно-методологической основы истории русской журналистики.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности организации образовательного процесса в сфере журналистики.
2. Проанализировать педагогический, журналистский и организационный аспекты в деятельности и творческом наследии А. Ф. Бережного.
3. Выявить основные этапы развития журналистского образования в ЛГУ/СПбГУ при участии А. Ф. Бережного.
4. Проанализировать основные направления работы А. Ф. Бережного как исследователя истории русской журналистики.
5. Проследить и оценить участие А. Ф. Бережного в становлении методического обеспечения журналистского образования в ЛГУ/СПбГУ.
Методы исследования, использованные в данной работе: описательный метод, сравнительно-исторический метод, метод интервью, а также анализ, синтез, обобщение, сравнение данных в качестве общенаучных методов.
Эмпирической базой исследования выступают учебно-методические и научные работы А. Ф. Бережного: «Публикации, выступления, исследования», «Из нашей истории», «Отделение – факультет журналистики Ленинградского государственного университета в 1945-1985 гг.», «К истории партийно-советской печати» и другие.
Теоретическую базу работы составили научные исследования специалистов в области истории журналистики, работы по журналистике, истории становления и развития журналистского образования в России, теории массовых коммуникаций, основам творческой деятельности журналиста и практической работе в сфере массмедиа: Г. В. Жиркова, И. В. Кузнецова, Т. В. Васильевой, С. Г. Корконосенко, В. В. Ворошилова, В. Е. Евгеньева-Максимова, В. Г. Березиной.
Структура исследования обусловлена её предметом, целями и задачами. Она состоит из введения, содержания, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой теоретической главе описана биография А. Ф. Бережного и его участие в развитии факультета журналистики Ленинградского Государственного Университета и Санкт-Петербургского Государственного Университета. Вторая глава включает в себя описание научно-теоретической и практической деятельности А. Ф. Бережного как педагога и преподавателя, а также содержит анализ роли А. Ф. Бережного в создании методического обеспечения журналистского образования. Как будет видно из текста работы, на протяжении всей истории развития факультета становление научных представлений об истории и теории журналистики было неразрывно связано с формированием методологии в исследованиях по журналистике и в преподавании специальных журналистских дисциплин, и вся деятельность А. Ф. Бережного служит ярким тому доказательством. В Заключении представлены выводы, к которым автор пришел в ходе работы над темой исследования.
Изучив биографию, научное наследие Александра Феодосеевича Бережного, отзывы о нем и о его работе в разных ипостасях на факультете журналистики, мы насколько возможно в рамках выпускной квалификационной работы постарались проследить его жизненный путь, формирование интереса к журналистике и журналистскому образованию, формирование поля его научных интересов и основным направлениям деятельности на факультете журналистики.
Нами была достигнута поставленная цель – определить роль А. Ф. Бережного в становлении журналистского образования и возникновении петербургской школы истории русской журналистики. Мы, опираясь на изложенные выше факты, пришли к выводу, что А.Ф. Бережной справедливо считается ключевой фигурой в возникновении высшего журналистского образования в нашем университете, а также, что ему принадлежит важная роль в развитии системы журналистского образования и научных представлений о журналистике в России в целом.
Для достижения обозначенной цели мы рассмотрели административно-организационную деятельность А. Ф. Бережного в условиях формирования системы журналистского образования в Ленинградском Государственном Университете и Санкт-Петербургском Государственном Университете. В ходе исследования мы пришли к выводу о необходимости изучения личности и деятельности А. Ф. Бережного строго в контексте рассмотрения истории факультета журналистики.
Также мы выделили следующие центральные темы в научных работах А.Ф. Бережного: марксистско-ленинская печать, вопросы развития и углубления образования на факультете журналистики, воспоминания о Великой Отечественной войне.
Мы можем констатировать, что научное наследие А.Ф. Бережного чрезвычайно велико: 190 статей в периодических изданиях (не считая переведённых на другие языки), 17 учебно-методических пособий, методических указаний и материалов к библиографиям, 23 книги и брошюры. В целом, его общий вклад в науку составляет более 200 научных работ, переведённых на 6 языков мира. Более того, некоторые из его работ по истории русской дореволюционной и советской журналистики не утратили своего научного значения и актуальности вплоть до наших дней. Поэтому для факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и высших учебных заведений России труды ученного являются колоссальным научным наследием.
Обратившись в ходе работы над текстом к воспоминаниям и мнениям коллег и студентов А.Ф. Бережного, мы не обнаружили противоположных мнений о значимости вклада Александра Феодосеевича Бережного в научную и методологическую базу факультета журналистики, которая однозначно оценивается в качестве основополагающей и определяющей. Кроме того, А. Ф. Бережного вспоминают как целеустремленного организатора, последовательного и принципиального руководителя, честного и благородного человека.
В заключении следует еще раз отметить актуальность исследования, которая обусловлена необходимостью изучения истории русской журналистики и особенностей организации и функционирования образовательного процесса при подготовке будущих специалистов сферы массовых коммуникаций в год 100-летнего юбилея А. Ф. Бережного (1916-2005) и 70-летнего юбилея журналистского образования в нашем университете. В этой связи представленное в качестве выпускной квалификационной работы исследование деятельности А.Ф. Бережного может послужить отправной точкой для дальнейшей углубленной разработки данного направления.
1. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике М.,1999.
2. Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2008.
3. Белкин Р.И., Г.И. Бройдо, Х.З. Габидуллин (ред. кол.). Университеты и научные учреждения. Наркомпрос РСФСР. 2-е изд. перераб. и доп. М.-Л., Объединённое научно-техническое издательство, тип. им. Бухарина в Лгр., 1935.
4. Бережной А.Ф. Библиография ученых факультета журналистики. СПб., 2005.
5. Бережной А.Ф. В первые послевоенные годы: 1946-1954. СПб. 2005.
6. Бережной А.Ф. Отделение – факультет журналистики Ленинградского университета: 1945-1985. СПб. 2003.
7. Бережной А.Ф. Фурманов – журналист. Ленинград. 1955.
8. Бережной Александр Феодосеевич. 1939-2004 годы: 65 лет с университетом: Материалы к библиографии ученых. СПб. 2005.
9. Березин М.В. О структурировании журналистского образования: Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Отв. ред. Буданцев Ю.П. Москва, 2001.
10. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
11. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
12. Ворошилов В. В. Журналистика. Учебник.. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
13. Вопросы журналистики. Межвузовский сборник статей. Ленинград. 1960.
14. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. М, 2003.
15. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М, 2004.
16. Гуркина Н. К. Г24 История образования в России (Х–ХХ века): Учеб. пособие / СПбГУАП. СПб., 2001.
17. Ежов В. А., Мавродин В. В. Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975.
18. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Том 3. М: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
19. Жирков Г.В. Кафедра истории журналистики: летопись и деятельности. СПб., 2006.
20. Журналистика. № 1. Прага. 1957.
21. Журналистика. Наука. Образование. Практика. Л., 1971
22. И припомним жизни годы лучшие, над Невой любимый факультет СПб. 2006.
23. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. Козловой Н.Д. М., 2011
24. К истории партийно-советской печати. Значение работ В. И. Ленина «Заявление редакции „Искры“» и «С чего начать?» в истории и практике партийно-советской печати. Л., 1956
25. Кафедра истории журналистики: летопись жизни и деятельности / Под ред. Г.В. Жиркова. СПб. 2006.
26. Ким М.Н. Основы теории журналистики. М., 2013.
27. Корконосенко С. Г., Мисонжников Б. Я. Основы Творческой Деятельности Журналиста, СПб, 2000.
28. Маслов В.С.. Евгеньев-Максимов В.Е. Издательство Ленинградского университета, Ленинград. 1968.
29. О публицистике и публицистах. .Выпуск 1. Л., 1964.
30. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие) Под редакцией Я.Н. Засурского М., Изд-во МГУ, 1999.
31. Основы журналистского образования: сборник научных статей / отв. Ред. Буданцев Ю.П. – М., 2001.
32. Очерки по истории Ленинградского университета. Том 6. Ленинград, 1989.
33. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002.
34. Петровская И.Ф. Введение в биографику. Источники биографической информации о россиянах 1801- 1917 гг. Российский институт истории искусств. — СПб., 2003.
35. Посадсков А.Л. Сибирская книга и революция. 1917-1918. Новосибирск, 1977.
36. Проблемы газетных жанров. Сборник. Л., 1962.
37. Проблемы журналистики. Выпуск I. Л., 1973.
38. Прохоров Е. П. Введение в журналистику. М, 1988.
39. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н.. М: Издательство МГУП, 2002.
40. Русская проза XVIII века. М., 1971.
41. Русские писатели о литературном труде: сборник в 4-х томах. Ленинград. 1955.
42. Русские писатели о языке. Ленинград. 1954.
43. Семин В.П. История: Россия и мир. М., 2013.
44. Советская энциклопедия. Москва. 1930.
45. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп., Том 1. М: Русский язык, 1981–1984.
46. Соловьев В.И. Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий Учебное пособие. М: Изд-во МГАП Мир книги, 1993.
47. Социология журналистики: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С. Г. Корконосенко. М, 2004.
48. Факультет журналистики. Первые 50 лет. Статьи, очерки. СПб. 1996.
49. Филологические этюды. Журналистика. Ростов-на-Дону. 1971.
50. Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати. Л., 1967.
Статьи
51. Б. Докторов: Биография – это рассказ о прошедшем, но написанный сегодня. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. № 4. 2008.
52. Бережной А. Ф. Вопросы воспитательной работы в вузе. Партийная жизнь. № 11. 1954.
53. Бережной А. Ф. Некоторые вопросы воспитания студенчества. Ленинградская правда. 15 декабря. 1954.
54. Бережной А.Ф. Об организаторской роли советской печати. Журналистский сборник. № 3. Прага. 1956.
55. Бережной А.Ф. Об организации научно-исследовательской работы по журналистике. Журналист. 8 апреля. 1957.
56. Бережной А.Ф. Обращаясь к прошлому. Из истории факультета журналистики. Alma Mater. Юбилейный выпуск. 1996.
57. Бережной А.Ф. Создать учебную литературу. Советская печать. № 8. 1957.
58. Жирков Г.В. Первый доктор наук журналистики. Санкт-Петербургский университет. № 25 (3579) / 17 октября. 2001.
59. Ученые записки Ленинградского университета. Серия филологических наук. № 245. Выпуск 43.. Ленинград. 1957.
60. Хуако З.Ю. Социально-политические факторы функционирования журналистики в политической системе общества. Вестник Адыгейского государственного университета. №3. 2011.
Электронные ресурсы
61. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). URL: http://evartist.narod.ru/text8/15.htm Дата обращения 03.05.2016г.
62. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. URL: http://evartist.narod.ru/text/51.htm Дата обращения 03.05.2016г.
63. Швырёв В.С.. А. П. Огурцов. Методология науки. Гуманитарная энциклопедия. Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/concepts/6872 Дата обращения 03.05.2016г.