ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С 1991-2017гг
|
Введение 3
Глава 1. Процесс поляризации в системе международных отношений 7
1.1 Россия и Бразилия на закате биполярной системы международных отношений: предпосылки к развитию сотрудничества 7
1.2. Обзор внешнеполитического сотрудничества России и Бразилии в 1990-ые годы: тенденции к сближению 12
Глава 2. Взаимодействие России и Бразилии в рамках международных организаций 15
2.1. Взаимодействие Бразилии и России в рамках Организации Объединенных Наций 15
2.2 Россия и Бразилия: взаимодействие в рамках БРИКС 20
Глава 3. Двустороннее сотрудничество России и Бразилии на современном этапе: внешняя торговля, инвестиции и научно-техническая кооперация 25
3.1 Анализ динамики основных показателей внешней торговли 25
3.2. Российско-бразильское инвестиционное сотрудничество: проблемы, текущее состояние и перспективы 30
3.3. Анализ тенденций и перспектив российско-бразильского научно-технического сотрудничества 38
Заключение 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Глава 1. Процесс поляризации в системе международных отношений 7
1.1 Россия и Бразилия на закате биполярной системы международных отношений: предпосылки к развитию сотрудничества 7
1.2. Обзор внешнеполитического сотрудничества России и Бразилии в 1990-ые годы: тенденции к сближению 12
Глава 2. Взаимодействие России и Бразилии в рамках международных организаций 15
2.1. Взаимодействие Бразилии и России в рамках Организации Объединенных Наций 15
2.2 Россия и Бразилия: взаимодействие в рамках БРИКС 20
Глава 3. Двустороннее сотрудничество России и Бразилии на современном этапе: внешняя торговля, инвестиции и научно-техническая кооперация 25
3.1 Анализ динамики основных показателей внешней торговли 25
3.2. Российско-бразильское инвестиционное сотрудничество: проблемы, текущее состояние и перспективы 30
3.3. Анализ тенденций и перспектив российско-бразильского научно-технического сотрудничества 38
Заключение 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
На сегодняшний день Российская Федерация претендует на лидирующее положение в системе международных отношений по комплексу областей возможного международного сотрудничества. Несмотря на жесткий санкционный режим со стороны Запада, Россия сохраняет и расширяет торговое партнерство с рядом западных и с восточных стран, в рамках двусторонних отношений и международных интеграционных группировок.
Одной из таких группировок является БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика. Данная группировка была создана во многом благодаря отлаженным линейным связям между ее лидерами, в частности – между Россией и Бразилией. На сегодняшний день оба государства входят в первые десять крупнейших стран по численности населения, являются экспортерами природных ресурсов и одними из наиболее быстро развивающихся экономик (что, однако, несколько замедлилось ввиду экономических кризисов в России и Бразилии). Торгово-экономический обмен между странами и совместные инвестиционные программы могут стать взаимовыгодными источниками благосостояния, особенно с учетом схожести отраслевой специфики наиболее производительных направлений национальных экономик (сырье и минералы, лесозаготовки, транспортные перевозки). В санкционных условиях существует необходимость расширения внешних рынков сбыта, поиска новых направлений сотрудничества с уже существующими или новыми торговыми партнерами. А также переориентация экономических и внешнеполитических усилий на страны Латинской Америки и Востока в альтернативу влиятельным западным объединениям. Российской Федерации необходимо отлаживать связи и развивать партнерства с высоким потенциалом, к которым относятся двусторонние отношения России и Бразилии. Актуальность исследования данной проблемной ситуации выражается в том, что обе страны, настолько похожие друг на друга, с большой территорией и населением, борющиеся за одни и те же идеи, должны внести изменения в международный сценарий. Этот союз, в котором обе страны принимают идентичные решения по различным вопросам, очень важен для будущего не только этих двух стран, но и для множества других международных партнеров.
Объектом исследования в рамках ВКР выступают двусторонние отношения между Россией и Бразилией в рамках политического, торгово-экономического, финансового и научно-технического сотрудничества. Предметом исследования выступают основные тенденции и перспективы двусторонних отношений.
В рамках написания данной выпускной квалификационной работы была поставлена цель: идентифицировать основные направления развития российско-бразильских отношений в рамках текущих внешнеполитических тенденций с учетом их эволюции в 1990-2017 гг.
Для реализации поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Провести историко-теоретический анализ предпосылок становления и развития российско-бразильских отношений до 1990 г;
2. Дать характеристику внешней политики Российской Федерации в странах Латинской Америки в последнем десятилетии XX века;
3. Определить и проанализировать занимаемое Россией и Бразилией положение в системе международных отношений;
4. Определить основные направления сотрудничества России и Бразилии в рамках международных интеграционных группировок ООН и БРИКС;
5. Дать аналитическую оценку развитию и текущему состоянию политических и экономических связей между Россией и Бразилией с учетом основных направлений взаимной внешней торговли, оценить перспективы;
6. Определить проблемы и выявить перспективы инвестиционного сотрудничества двух стран;
7. Дать характеристику современному научно-техническому сотрудничеству России и Бразилии, выделив перспективные направления развития.
Методология исследования предполагает сбор и анализ информации из теоретических и эмпирических (статистических) источников: учебной литературы, научной литературы, статистики международных экономических организаций, статей, нормативно-правовой базы, международных договоров и соглашений, информации новостного характера, находящейся в открытом доступе.
Структура работы предполагает наличие трех глав: В первой главе исследуются основные предпосылки и события, повлиявшие на становление и развитие отношений между Бразилией и РФ в 90-ых гг. XX в. с выделением ключевых аспектов и тенденций. Вторая глава посвящена исследованию российско-бразильских отношений в рамках международных интеграционных группировок и международных экономических организаций. В третьей главе анализируются различные аспекты российско-бразильских двухсторонних отношений в рамках торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической кооперации с выделением проблем и политических перспектив.
В основе исследования лежит широкая теоретико-эмпирическая база, включающая в себя нормативно-правовую базу, отечественные и зарубежные публикации научно-исследовательской литературы. Среди российских ученых, работы которых были использованы при написании ВКР, необходимо выделить Б.Ф. Мартынова (2008), исследующего роль развивающейся Бразилии в контексте современной системы мирохозяйственных связей, а также имидж России, формирующийся в Бразилии, Б. Н. Комиссарова (2003) и Л. Е. Гришаевой (2012), изучавшего итоги и перспективы развития российско-бразильских отношений в разные эпохи (включая 1985-2003 гг.), А. Р. Шакирова (2005) и В.П. Сударева (2009), посвятивших ряд исследований места Латинской Америки (и в частности Бразилии) в российской внешней политике, Б. А. Хейфеца (2014) и Т.А. Кулакову (2016), опубликовавших ряд работ о перспективах внешнеэкономического и внешнеполитического сотрудничества России и Бразилии в рамках двусторонних отношений и в рамках БРИКС. Помимо упомянутых исследователей, во внимание были приняты результаты исследования Э. Егулашвили (2003), посвященного истории, трендам и перспективам развития российско-бразильских отношений, А.Г. Сенокосова (2012), исследовавшего тенденции международной кооперации России и других стран БРИКС в момент зарождения организации, В.М. Давыдова (2011), анализировавшего подъем экономики Бразилии в начале 10-ых гг. XXI века и перспективы экономической интеграции республики с другими крупными представителями мирового сообщества, включая Российскую Федерацию, Я. В. Лексютиной (2012-2016), посвящающей часть своей исследовательской деятельности анализу тенденций общехозяйственной и политической конъюнктуры латиноамериканского региона и вызовов со стороны развивающегося региона экономическим доминантам мира.
Среди зарубежных исследователей необходимо отметит Н. Караганниса, изучающего деятельность БРИКС в контексте основных драйверов и перспектив дальнейшего развития организации, бразильского министра иностранных дел СельсоАморима (1995), являющегося одним из ведущих ученых в сфере внешнеполитического взаимодействия России и Бразилии с момента начала возрождения отношений.
Помимо теоретических источников на русском и иностранном языках, исследование включало анализ отчетов Всемирного Банка об участии в развитии экономик отдельных стран Латинской Америки (WorldBankEngagementattheStateLevel), материалов интервью ведущих политиков современности (С.В. Лавров, В.В. Путин, ДилмаРузефф, Х. Клинтон, Дж. Амадо).
Ретроспективный анализ отдельных фактов и предпосылок для развития российско-бразильских отношений в период Новой России проводился на основе публикаций Э. А. Галумова, Ф. Веффорта, Г. Г. Манизера, Е. М. Примакова и К.А. Хачатурова.
В работе была также учтена нормативно-правовая база, включая Декларацию о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией и Концепцию внешней политики Российской Федерации, Соглашение между Правительством РФ и Правительством ФР Бразилии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 15 сентября 1994 года.
Одной из таких группировок является БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика. Данная группировка была создана во многом благодаря отлаженным линейным связям между ее лидерами, в частности – между Россией и Бразилией. На сегодняшний день оба государства входят в первые десять крупнейших стран по численности населения, являются экспортерами природных ресурсов и одними из наиболее быстро развивающихся экономик (что, однако, несколько замедлилось ввиду экономических кризисов в России и Бразилии). Торгово-экономический обмен между странами и совместные инвестиционные программы могут стать взаимовыгодными источниками благосостояния, особенно с учетом схожести отраслевой специфики наиболее производительных направлений национальных экономик (сырье и минералы, лесозаготовки, транспортные перевозки). В санкционных условиях существует необходимость расширения внешних рынков сбыта, поиска новых направлений сотрудничества с уже существующими или новыми торговыми партнерами. А также переориентация экономических и внешнеполитических усилий на страны Латинской Америки и Востока в альтернативу влиятельным западным объединениям. Российской Федерации необходимо отлаживать связи и развивать партнерства с высоким потенциалом, к которым относятся двусторонние отношения России и Бразилии. Актуальность исследования данной проблемной ситуации выражается в том, что обе страны, настолько похожие друг на друга, с большой территорией и населением, борющиеся за одни и те же идеи, должны внести изменения в международный сценарий. Этот союз, в котором обе страны принимают идентичные решения по различным вопросам, очень важен для будущего не только этих двух стран, но и для множества других международных партнеров.
Объектом исследования в рамках ВКР выступают двусторонние отношения между Россией и Бразилией в рамках политического, торгово-экономического, финансового и научно-технического сотрудничества. Предметом исследования выступают основные тенденции и перспективы двусторонних отношений.
В рамках написания данной выпускной квалификационной работы была поставлена цель: идентифицировать основные направления развития российско-бразильских отношений в рамках текущих внешнеполитических тенденций с учетом их эволюции в 1990-2017 гг.
Для реализации поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Провести историко-теоретический анализ предпосылок становления и развития российско-бразильских отношений до 1990 г;
2. Дать характеристику внешней политики Российской Федерации в странах Латинской Америки в последнем десятилетии XX века;
3. Определить и проанализировать занимаемое Россией и Бразилией положение в системе международных отношений;
4. Определить основные направления сотрудничества России и Бразилии в рамках международных интеграционных группировок ООН и БРИКС;
5. Дать аналитическую оценку развитию и текущему состоянию политических и экономических связей между Россией и Бразилией с учетом основных направлений взаимной внешней торговли, оценить перспективы;
6. Определить проблемы и выявить перспективы инвестиционного сотрудничества двух стран;
7. Дать характеристику современному научно-техническому сотрудничеству России и Бразилии, выделив перспективные направления развития.
Методология исследования предполагает сбор и анализ информации из теоретических и эмпирических (статистических) источников: учебной литературы, научной литературы, статистики международных экономических организаций, статей, нормативно-правовой базы, международных договоров и соглашений, информации новостного характера, находящейся в открытом доступе.
Структура работы предполагает наличие трех глав: В первой главе исследуются основные предпосылки и события, повлиявшие на становление и развитие отношений между Бразилией и РФ в 90-ых гг. XX в. с выделением ключевых аспектов и тенденций. Вторая глава посвящена исследованию российско-бразильских отношений в рамках международных интеграционных группировок и международных экономических организаций. В третьей главе анализируются различные аспекты российско-бразильских двухсторонних отношений в рамках торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической кооперации с выделением проблем и политических перспектив.
В основе исследования лежит широкая теоретико-эмпирическая база, включающая в себя нормативно-правовую базу, отечественные и зарубежные публикации научно-исследовательской литературы. Среди российских ученых, работы которых были использованы при написании ВКР, необходимо выделить Б.Ф. Мартынова (2008), исследующего роль развивающейся Бразилии в контексте современной системы мирохозяйственных связей, а также имидж России, формирующийся в Бразилии, Б. Н. Комиссарова (2003) и Л. Е. Гришаевой (2012), изучавшего итоги и перспективы развития российско-бразильских отношений в разные эпохи (включая 1985-2003 гг.), А. Р. Шакирова (2005) и В.П. Сударева (2009), посвятивших ряд исследований места Латинской Америки (и в частности Бразилии) в российской внешней политике, Б. А. Хейфеца (2014) и Т.А. Кулакову (2016), опубликовавших ряд работ о перспективах внешнеэкономического и внешнеполитического сотрудничества России и Бразилии в рамках двусторонних отношений и в рамках БРИКС. Помимо упомянутых исследователей, во внимание были приняты результаты исследования Э. Егулашвили (2003), посвященного истории, трендам и перспективам развития российско-бразильских отношений, А.Г. Сенокосова (2012), исследовавшего тенденции международной кооперации России и других стран БРИКС в момент зарождения организации, В.М. Давыдова (2011), анализировавшего подъем экономики Бразилии в начале 10-ых гг. XXI века и перспективы экономической интеграции республики с другими крупными представителями мирового сообщества, включая Российскую Федерацию, Я. В. Лексютиной (2012-2016), посвящающей часть своей исследовательской деятельности анализу тенденций общехозяйственной и политической конъюнктуры латиноамериканского региона и вызовов со стороны развивающегося региона экономическим доминантам мира.
Среди зарубежных исследователей необходимо отметит Н. Караганниса, изучающего деятельность БРИКС в контексте основных драйверов и перспектив дальнейшего развития организации, бразильского министра иностранных дел СельсоАморима (1995), являющегося одним из ведущих ученых в сфере внешнеполитического взаимодействия России и Бразилии с момента начала возрождения отношений.
Помимо теоретических источников на русском и иностранном языках, исследование включало анализ отчетов Всемирного Банка об участии в развитии экономик отдельных стран Латинской Америки (WorldBankEngagementattheStateLevel), материалов интервью ведущих политиков современности (С.В. Лавров, В.В. Путин, ДилмаРузефф, Х. Клинтон, Дж. Амадо).
Ретроспективный анализ отдельных фактов и предпосылок для развития российско-бразильских отношений в период Новой России проводился на основе публикаций Э. А. Галумова, Ф. Веффорта, Г. Г. Манизера, Е. М. Примакова и К.А. Хачатурова.
В работе была также учтена нормативно-правовая база, включая Декларацию о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией и Концепцию внешней политики Российской Федерации, Соглашение между Правительством РФ и Правительством ФР Бразилии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 15 сентября 1994 года.
В рамках проведения исследования автором было установлено, что эволюция российско-бразильских отношений периода 1991-2017 гг. характеризуется прогрессирующей тенденцией, при этом имеют определенные риски.
На протяжении истории дипломатических отношений между странами можно выделить несколько сменявших тенденций:
1. Тенденция к кооперации (до 1917, 1985-2016);
2. Тенденция к внешнеполитической разобщенности (Советский период);
3. Тенденция рисков и угроз накопленному опыту взаимодействия до прихода к власти кабинета М. Темера (2016 г. – н.в.).
Тенденцию к кооперации формировали и формируют схожий исторический путь на закате биполярной системы международных отношений и потенциальные экономико-политические выгоды. Тенденцию к разобщенности формировали разные социально-экономические и идеологические парадигмы, действовавшие в странах. Тенденцию рисков и угроз дальнейшему взаимодействию формирует неоднозначный внешнеполитический курс нынешнего президента Бразилии.
Тем не мене, исследование проблемной ситуации привело к выводу о том, что перспективы развития российско-бразильских отношений в рассматриваемых областях широки. Данный тезис обусловлен следующими нашедшими подтверждение в ходе выполнения ВКР фактами:
1. Внешняя торговля между странами с 2016 г. характеризуются позитивными изменениями;
2. Научно-техническое сотрудничество имеет высокий потенциал, который на данный момент реализовывается;
3. Сформированы перспективы взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества в энергетическом секторе, био- и информационных технологиях, фармацевтике и ядерной энергетике;
4. сформированы перспективы развития прямых транспортных перевозок.
Изучение вопроса взаимодействия России и Бразилии в рамках Организации Объединенных наций показало следующее:
1. В рамках ООН интересы стран практически не пересекаются, поэтому сотрудничество сводится к многостороннему диалогу по комплексу общественно-политических тем;
2. Тем не менее, Бразилия не одобряет наличие у стран ядерного потенциала (в том числе и у России), рассматривая, наряду с другими партнерами, не являющимися ядерными державами, ядерный потенциал как угрозу мировому сообществу.
Изучение вопроса взаимодействия России и Бразилии в рамках БРИКС показало следующее:
1. Назначение БРИКС заключается в создании линии эшелонированной экономической и политической обороны от стран Запада;
2. Основное сотрудничество России и Бразилии в рамках БРИКС сводится к экономической кооперации и продвижению инициатив, которые бы укрепили экономическую стабильность регионов и создали бы альтернативу традиционным институтам мировой финансовой системы.
3. БРИКС представляет собой пример коалиционного (а не индивидуального) противостояния сложившемуся блоку западных стран.
По результатам исследования автор усматривает уместным привести известный тезис премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, озвученный на приеме у американского президента в 2017 году: “ENGAGE, BUTBEWARE” – сотрудничайте, но остерегайтесь. Именно такой лозунг, на взгляд автора, можно порекомендовать РФ и другим странам БРИКС взять на вооружение при выстраивании дальнейшей линии сотрудничества с Бразилией с учетом того, что факты ставят под сомнение союзнические настроения нынешней бразильской власти.
На протяжении истории дипломатических отношений между странами можно выделить несколько сменявших тенденций:
1. Тенденция к кооперации (до 1917, 1985-2016);
2. Тенденция к внешнеполитической разобщенности (Советский период);
3. Тенденция рисков и угроз накопленному опыту взаимодействия до прихода к власти кабинета М. Темера (2016 г. – н.в.).
Тенденцию к кооперации формировали и формируют схожий исторический путь на закате биполярной системы международных отношений и потенциальные экономико-политические выгоды. Тенденцию к разобщенности формировали разные социально-экономические и идеологические парадигмы, действовавшие в странах. Тенденцию рисков и угроз дальнейшему взаимодействию формирует неоднозначный внешнеполитический курс нынешнего президента Бразилии.
Тем не мене, исследование проблемной ситуации привело к выводу о том, что перспективы развития российско-бразильских отношений в рассматриваемых областях широки. Данный тезис обусловлен следующими нашедшими подтверждение в ходе выполнения ВКР фактами:
1. Внешняя торговля между странами с 2016 г. характеризуются позитивными изменениями;
2. Научно-техническое сотрудничество имеет высокий потенциал, который на данный момент реализовывается;
3. Сформированы перспективы взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества в энергетическом секторе, био- и информационных технологиях, фармацевтике и ядерной энергетике;
4. сформированы перспективы развития прямых транспортных перевозок.
Изучение вопроса взаимодействия России и Бразилии в рамках Организации Объединенных наций показало следующее:
1. В рамках ООН интересы стран практически не пересекаются, поэтому сотрудничество сводится к многостороннему диалогу по комплексу общественно-политических тем;
2. Тем не менее, Бразилия не одобряет наличие у стран ядерного потенциала (в том числе и у России), рассматривая, наряду с другими партнерами, не являющимися ядерными державами, ядерный потенциал как угрозу мировому сообществу.
Изучение вопроса взаимодействия России и Бразилии в рамках БРИКС показало следующее:
1. Назначение БРИКС заключается в создании линии эшелонированной экономической и политической обороны от стран Запада;
2. Основное сотрудничество России и Бразилии в рамках БРИКС сводится к экономической кооперации и продвижению инициатив, которые бы укрепили экономическую стабильность регионов и создали бы альтернативу традиционным институтам мировой финансовой системы.
3. БРИКС представляет собой пример коалиционного (а не индивидуального) противостояния сложившемуся блоку западных стран.
По результатам исследования автор усматривает уместным привести известный тезис премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, озвученный на приеме у американского президента в 2017 году: “ENGAGE, BUTBEWARE” – сотрудничайте, но остерегайтесь. Именно такой лозунг, на взгляд автора, можно порекомендовать РФ и другим странам БРИКС взять на вооружение при выстраивании дальнейшей линии сотрудничества с Бразилией с учетом того, что факты ставят под сомнение союзнические настроения нынешней бразильской власти.



