Введение 3
Глава 1. Процесс поляризации в системе международных отношений 7
1.1 Россия и Бразилия на закате биполярной системы международных отношений: предпосылки к развитию сотрудничества 7
1.2. Обзор внешнеполитического сотрудничества России и Бразилии в 1990-ые годы: тенденции к сближению 12
Глава 2. Взаимодействие России и Бразилии в рамках международных организаций 15
2.1. Взаимодействие Бразилии и России в рамках Организации Объединенных Наций 15
2.2 Россия и Бразилия: взаимодействие в рамках БРИКС 20
Глава 3. Двустороннее сотрудничество России и Бразилии на современном этапе: внешняя торговля, инвестиции и научно-техническая кооперация 25
3.1 Анализ динамики основных показателей внешней торговли 25
3.2. Российско-бразильское инвестиционное сотрудничество: проблемы, текущее состояние и перспективы 30
3.3. Анализ тенденций и перспектив российско-бразильского научно-технического сотрудничества 38
Заключение 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
На сегодняшний день Российская Федерация претендует на лидирующее положение в системе международных отношений по комплексу областей возможного международного сотрудничества. Несмотря на жесткий санкционный режим со стороны Запада, Россия сохраняет и расширяет торговое партнерство с рядом западных и с восточных стран, в рамках двусторонних отношений и международных интеграционных группировок.
Одной из таких группировок является БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика. Данная группировка была создана во многом благодаря отлаженным линейным связям между ее лидерами, в частности – между Россией и Бразилией. На сегодняшний день оба государства входят в первые десять крупнейших стран по численности населения, являются экспортерами природных ресурсов и одними из наиболее быстро развивающихся экономик (что, однако, несколько замедлилось ввиду экономических кризисов в России и Бразилии). Торгово-экономический обмен между странами и совместные инвестиционные программы могут стать взаимовыгодными источниками благосостояния, особенно с учетом схожести отраслевой специфики наиболее производительных направлений национальных экономик (сырье и минералы, лесозаготовки, транспортные перевозки). В санкционных условиях существует необходимость расширения внешних рынков сбыта, поиска новых направлений сотрудничества с уже существующими или новыми торговыми партнерами. А также переориентация экономических и внешнеполитических усилий на страны Латинской Америки и Востока в альтернативу влиятельным западным объединениям. Российской Федерации необходимо отлаживать связи и развивать партнерства с высоким потенциалом, к которым относятся двусторонние отношения России и Бразилии. Актуальность исследования данной проблемной ситуации выражается в том, что обе страны, настолько похожие друг на друга, с большой территорией и населением, борющиеся за одни и те же идеи, должны внести изменения в международный сценарий. Этот союз, в котором обе страны принимают идентичные решения по различным вопросам, очень важен для будущего не только этих двух стран, но и для множества других международных партнеров.
Объектом исследования в рамках ВКР выступают двусторонние отношения между Россией и Бразилией в рамках политического, торгово-экономического, финансового и научно-технического сотрудничества. Предметом исследования выступают основные тенденции и перспективы двусторонних отношений.
В рамках написания данной выпускной квалификационной работы была поставлена цель: идентифицировать основные направления развития российско-бразильских отношений в рамках текущих внешнеполитических тенденций с учетом их эволюции в 1990-2017 гг.
Для реализации поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Провести историко-теоретический анализ предпосылок становления и развития российско-бразильских отношений до 1990 г;
2. Дать характеристику внешней политики Российской Федерации в странах Латинской Америки в последнем десятилетии XX века;
3. Определить и проанализировать занимаемое Россией и Бразилией положение в системе международных отношений;
4. Определить основные направления сотрудничества России и Бразилии в рамках международных интеграционных группировок ООН и БРИКС;
5. Дать аналитическую оценку развитию и текущему состоянию политических и экономических связей между Россией и Бразилией с учетом основных направлений взаимной внешней торговли, оценить перспективы;
6. Определить проблемы и выявить перспективы инвестиционного сотрудничества двух стран;
7. Дать характеристику современному научно-техническому сотрудничеству России и Бразилии, выделив перспективные направления развития.
Методология исследования предполагает сбор и анализ информации из теоретических и эмпирических (статистических) источников: учебной литературы, научной литературы, статистики международных экономических организаций, статей, нормативно-правовой базы, международных договоров и соглашений, информации новостного характера, находящейся в открытом доступе.
Структура работы предполагает наличие трех глав: В первой главе исследуются основные предпосылки и события, повлиявшие на становление и развитие отношений между Бразилией и РФ в 90-ых гг. XX в. с выделением ключевых аспектов и тенденций. Вторая глава посвящена исследованию российско-бразильских отношений в рамках международных интеграционных группировок и международных экономических организаций. В третьей главе анализируются различные аспекты российско-бразильских двухсторонних отношений в рамках торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической кооперации с выделением проблем и политических перспектив.
В основе исследования лежит широкая теоретико-эмпирическая база, включающая в себя нормативно-правовую базу, отечественные и зарубежные публикации научно-исследовательской литературы. Среди российских ученых, работы которых были использованы при написании ВКР, необходимо выделить Б.Ф. Мартынова (2008), исследующего роль развивающейся Бразилии в контексте современной системы мирохозяйственных связей, а также имидж России, формирующийся в Бразилии, Б. Н. Комиссарова (2003) и Л. Е. Гришаевой (2012), изучавшего итоги и перспективы развития российско-бразильских отношений в разные эпохи (включая 1985-2003 гг.), А. Р. Шакирова (2005) и В.П. Сударева (2009), посвятивших ряд исследований места Латинской Америки (и в частности Бразилии) в российской внешней политике, Б. А. Хейфеца (2014) и Т.А. Кулакову (2016), опубликовавших ряд работ о перспективах внешнеэкономического и внешнеполитического сотрудничества России и Бразилии в рамках двусторонних отношений и в рамках БРИКС. Помимо упомянутых исследователей, во внимание были приняты результаты исследования Э. Егулашвили (2003), посвященного истории, трендам и перспективам развития российско-бразильских отношений, А.Г. Сенокосова (2012), исследовавшего тенденции международной кооперации России и других стран БРИКС в момент зарождения организации, В.М. Давыдова (2011), анализировавшего подъем экономики Бразилии в начале 10-ых гг. XXI века и перспективы экономической интеграции республики с другими крупными представителями мирового сообщества, включая Российскую Федерацию, Я. В. Лексютиной (2012-2016), посвящающей часть своей исследовательской деятельности анализу тенденций общехозяйственной и политической конъюнктуры латиноамериканского региона и вызовов со стороны развивающегося региона экономическим доминантам мира.
Среди зарубежных исследователей необходимо отметит Н. Караганниса, изучающего деятельность БРИКС в контексте основных драйверов и перспектив дальнейшего развития организации, бразильского министра иностранных дел СельсоАморима (1995), являющегося одним из ведущих ученых в сфере внешнеполитического взаимодействия России и Бразилии с момента начала возрождения отношений.
Помимо теоретических источников на русском и иностранном языках, исследование включало анализ отчетов Всемирного Банка об участии в развитии экономик отдельных стран Латинской Америки (WorldBankEngagementattheStateLevel), материалов интервью ведущих политиков современности (С.В. Лавров, В.В. Путин, ДилмаРузефф, Х. Клинтон, Дж. Амадо).
Ретроспективный анализ отдельных фактов и предпосылок для развития российско-бразильских отношений в период Новой России проводился на основе публикаций Э. А. Галумова, Ф. Веффорта, Г. Г. Манизера, Е. М. Примакова и К.А. Хачатурова.
В работе была также учтена нормативно-правовая база, включая Декларацию о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией и Концепцию внешней политики Российской Федерации, Соглашение между Правительством РФ и Правительством ФР Бразилии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 15 сентября 1994 года.
В рамках проведения исследования автором было установлено, что эволюция российско-бразильских отношений периода 1991-2017 гг. характеризуется прогрессирующей тенденцией, при этом имеют определенные риски.
На протяжении истории дипломатических отношений между странами можно выделить несколько сменявших тенденций:
1. Тенденция к кооперации (до 1917, 1985-2016);
2. Тенденция к внешнеполитической разобщенности (Советский период);
3. Тенденция рисков и угроз накопленному опыту взаимодействия до прихода к власти кабинета М. Темера (2016 г. – н.в.).
Тенденцию к кооперации формировали и формируют схожий исторический путь на закате биполярной системы международных отношений и потенциальные экономико-политические выгоды. Тенденцию к разобщенности формировали разные социально-экономические и идеологические парадигмы, действовавшие в странах. Тенденцию рисков и угроз дальнейшему взаимодействию формирует неоднозначный внешнеполитический курс нынешнего президента Бразилии.
Тем не мене, исследование проблемной ситуации привело к выводу о том, что перспективы развития российско-бразильских отношений в рассматриваемых областях широки. Данный тезис обусловлен следующими нашедшими подтверждение в ходе выполнения ВКР фактами:
1. Внешняя торговля между странами с 2016 г. характеризуются позитивными изменениями;
2. Научно-техническое сотрудничество имеет высокий потенциал, который на данный момент реализовывается;
3. Сформированы перспективы взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества в энергетическом секторе, био- и информационных технологиях, фармацевтике и ядерной энергетике;
4. сформированы перспективы развития прямых транспортных перевозок.
Изучение вопроса взаимодействия России и Бразилии в рамках Организации Объединенных наций показало следующее:
1. В рамках ООН интересы стран практически не пересекаются, поэтому сотрудничество сводится к многостороннему диалогу по комплексу общественно-политических тем;
2. Тем не менее, Бразилия не одобряет наличие у стран ядерного потенциала (в том числе и у России), рассматривая, наряду с другими партнерами, не являющимися ядерными державами, ядерный потенциал как угрозу мировому сообществу.
Изучение вопроса взаимодействия России и Бразилии в рамках БРИКС показало следующее:
1. Назначение БРИКС заключается в создании линии эшелонированной экономической и политической обороны от стран Запада;
2. Основное сотрудничество России и Бразилии в рамках БРИКС сводится к экономической кооперации и продвижению инициатив, которые бы укрепили экономическую стабильность регионов и создали бы альтернативу традиционным институтам мировой финансовой системы.
3. БРИКС представляет собой пример коалиционного (а не индивидуального) противостояния сложившемуся блоку западных стран.
По результатам исследования автор усматривает уместным привести известный тезис премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, озвученный на приеме у американского президента в 2017 году: “ENGAGE, BUTBEWARE” – сотрудничайте, но остерегайтесь. Именно такой лозунг, на взгляд автора, можно порекомендовать РФ и другим странам БРИКС взять на вооружение при выстраивании дальнейшей линии сотрудничества с Бразилией с учетом того, что факты ставят под сомнение союзнические настроения нынешней бразильской власти.
1. Декларация о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией. — 1997.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом РФ Б.Н. Ельциным, 1993.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, 2002.
4. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, 08.07.2000.
5. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, 25.042005.
6. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию, 05.11.2008.
7. Послание Президента РФ ДА Медведева Федеральному собранию, 30.112010.
8. Соглашение между Правительством РФ и Правительством ФР Бразилии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 15 сентября 1994 года.
9. Федеральный Закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
Информационные порталы и новостные агентства:
1. World Nuclear Association Report [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel-cycle/mining-of-uranium/world-uranium-mining-production.aspx
2. Arraes V.C. ОBrasil e оConselho de Seguranca da Organizaciio das NacoesUnidas: dos anos 90 a 2002.
// RevistaBrasileira de Politica International. - 2005, vol.48 no.2
3. BIOCAD International Official Website [Электронный ресурс] – Режимдоступаhttps://biocadglobal.com/about_us.html
4. BrazilCutsInterestRateFurther [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tradingeconomics.com/articles/03212018211014.html
5. BrazilianRealEstate [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.brazilpropertygroup.com/
6. Cook County shaves its sales tax. 0.5 % rollback a start, some say // DuaaEldeib, Chicago Tribune. – 01.07.2010.
7. Reasons for Investing in Brazil Режим доступа: http://www.globalsmes.org/news/index.php?func=detail&detailid=559&catalog=28&lan=en&search_keywords
8. Transparency International: Russia [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.transparency.org/country/RUS
9. Visita do Ministro dos NegociosEstrangeiros da Russia, EvgueniPrimakov, aoBrasil [Электронный ресурс] / Ministerio das RelagoesExteriores do Brasil. - Режим доступа: http://www.itamaraty.gov.br/sala-de-imprensa/notas-a-imprensa/1997/11/13/visita-do-miiiistro-dos-negociosestrangeiros-da
10. В Сан-Паоло прошло заседание Совета предпринимателей Бразилия-Россия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russobras.ru/news/news_2_10_10.php (Дата обращения: 21.05.2018).
11. В Сан-Паоло прошло заседание Совета предпринимателей Бразилия-Россия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russobras.ru/news/news_2_10_10.php
12. Внешняя торговля России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-12/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-braziliey-za-9-mesyatsev-2017-g/ (Дата обращения: 13.05.2018).
13. Газпром участвует в освоении месторождений Бразилии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruslentarss.ru/yekonomika/news_2010-05-15-05-15-02-695. html/ (Дата обращения: 21.05.2018)
14. Дипломатические отношения России и Бразилии: историческая справка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consrio.mid.ru/istoriceskaa-spravka (Дата обращения: 05.05.2018).
15. Зарплаты в Германии: минимальные и средние зарплаты в Германии по профессиям, таблицы зарплат в 2018, 2017 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru-geld.de/salary/ (Дата обращения: 20.05.2018).
16. Информационно-аналитический портал «Минерал»: Бразилия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mineral.ru/Facts/world/116/136/index.html (Дата обращения: 13.05.2018).
17. Китайский труд стал дороже бразильского и мексиканского [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/27/679193-kitaiskii-trud-dorozhe-brazilskogo (Дата обращения: 20.05.2018).
18. Меморандум Россия-Бразилия по вопросам сотрудничества в области военных технологий, представляющим взаимный интерес [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_119994.html
19. Россия и Бразилия договорились развивать сотрудничество в космической сфере [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://interfax.az/view/728113
20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о военно-техническом сотрудничестве [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=2233
21. Торгово-экономические отношения России и Бразилии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
22. Федеральное космическое агентство (Роскосмос) : официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.federalspace.ru
23. Эксперты: Самая дешевая земля оказалась в Киришском районе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://47news.ru/articles/82698/ (Дата обращения: 21.05.2018).
Литература:
Российская:
1. Белякова Е.И. «Русский» Амаду и бразильская литература в России, 2010.
2. Бразилия: перемены и постоянство. 2004.
3. Вавилов Н.И. По Северной и Южной Америке, 29.03.1933.
4. Веффорт Ф. Культура: Бразилия и Россия, 2001, №6.
5. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования., 2003.
6. Давыдов В.М. Бразилия – «тропический гигант» на подъеме / В.М. Давыдов // М.: ИЛА РАН, 2011.
7. Давыдов В.М. Сборник докладов международной конференции в РУДН «БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия» / В.М. Давыдов, Ю.Н. Мосейкин // М.: ИЛА РАН, 2010.
8. Елигулашвили Э. Бразилия и Россия: история, современное состояние и перспективы сотрудничества // Латинская Америка – 2003. - №6.
9. Зимина Ю.В. Отношения России и Бразилии в рамках БРИКС: проблемы и перспективы развития // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2016.
10. Имидж России и его восприятие в Бразилии, 2009.
11. Кандалинцев В.Г. Страны БРИКС в потоках прямых иностранных инвестиций / В.Г. Кандалинцев // Восточная аналитика. – 2012.
12. Кашин В.К. Экономика Бразилии: путь развития / В.К. Кашин, А.П. Пахомов // Экономика. Налоги. Право. -2013. № 2.
13. Комиссаров Б.Н. Реконструкция истории российско-бразильских отношений: итоги и перспективы (1985-2003 гг.), 2003.
14. Комиссаров Б.Н., Божкова С.Г. Первый российский посланник в Бразилии Ф.Ф. Борель / Б. Н. Комиссаров, С.Г. Божкова // СПб: СПбГУ, 2000.
15. Константинова Н.С., Мартынов Б.Ф. Имидж России в Бразилии, 2008.
16. Кулакова Т.А. Перспективы новых институтов развития стран БРИКС / Т.А. Кулакова, С.А. Коверзнева // Политические науки. – 2016. - № 1.
17. Лавров C.B. Россия и мир в XXI веке. 2008, №4.
18. Лавров C.B. Россия Латинская Америка. 2006.
19. Лексютина Я.В. Закат доминирования США в Латинской Америке? // Латинская Америка. – 2014. - №11.
20. Лунин В.Н. Реформа ООН и Латинская Америка, 2003. -С. 210-227.
21. Магомедова Х.С. Внешняя политика Б.Н. Ельцина // Символ науки. – 2016. - №5.
22. Манизер Г.Г. Из записей русского путешественника по Южной Америке. 2003.
23. Мартынов Б.Ф. Бразилия — гигант в глобализирующемся мире. М., Наука, 2008.
24. Масленников А.В. Политика России в отношении стран «левого блока» Латинской Америки: российско-венесуэльские и российско-бразильские отношения с 1998 по 2014 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / А.В. Масленников // Казань: КПФУ, 2016.
25. Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». М., Андреевский флаг, 2005.
26. Нечаев С.Ю. Русские в Латинской Америке / С.Ю. Нечаев // М.: Вече, 2010.
27. Огнева Л.С. Латинская Америка на пути в XXI век: глобализация и демократия, 2001.
28. Потрушевский В. Латиноамериканский вектор во внешней политике России, 2009.
29. Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999.
30. СикстоЧавес Качай. Россия и Бразилия в новой системе международных отношений: 90-ые гг. XX в. / К. СикстоЧавес // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук – СПб: ФМО СПбГУ, 2000.
31. Сорокина А.Ю. Прямые иностранные инвестиции стран БРИКС: место и роль России / А.Ю. Сорокина // Теория и практика общественного развития. – 2013.
32. Сударев В.П. Латинская Америка в активе российской политики, 2002.
33. Тейн Г. Торговые войны: битва за успех на прилавках и онлайн / Г. Тейн, Дж. Брэдли // М.: Альпина Паблишер, 2013.
34. Хачатуров К А Латиноамериканские уроки для России. М., 1999.
35. Хейфец Б.А. Россия и БРИКС: Новые возможности для взаимных инвестиций / Б. А. Хейфец// М.: Дашков и К., 2014.
36. Хейфец В.Л. На пути к широкому фронту: коммунисты и формирование Всеамериканской Антиимпериалистической лиги // Латинская Америка. – 2009. - №8.
37. Хейфец В.Л. Южная Америка под воздействием мирового экономического кризиса // Научная сессия ГУАП. Сборник докладов. Часть III. Гуманитарные науки. СПб: Из-во СПбГУАП, 2011.
38. Шакиров А.Р. Россия Бразилия: внешнеэкономические связи на современном этапе., 2005.-228 с.
39. Юрьев АИ. Образ страны в условиях глобализации, 2003.
Зарубежная:
1. Amorim C. Discursoporocasiaodaassinatura de atos entre Brasil e a Russia, 1995.
2. BiagaMartes A.C. New Immigrants, New Land: A Study of Brazilians in Massachusetts, 2011.
3. Cronología da políticaexterna do govemo Lula (2003-2006).
4. Karagiannis N. BRICs and PIGS: Winners and Losers of Globalisation. CreateSpace, 2011.
5. Koch F.C. The Volga Germans: In Russia and the Americas, 1974.
6. Manizer G.G. Aexpedido do académico, 1967.
7. Raillard A Conversando com Jorge Amado. Rio de Janeiro, 1990.
8. World Bank Engagement at the State Level: The Cases of Brazil, Russia, 2010.
Научные статьи:
1. Астахов Е.М. БРИКС: перспективы развития / Е. М. Астахов // Вестник МГИМО. – 2016 - № 1(46).
2. Барышев И.С. Российско-бразильские отношения в БРИКС глазами бразильских и российских исследователей / И.С. Барышев// Вестник РУДН. – Серия «Международные отношения». – 2012.
3. Быценко А.А. Русские эмигранты в Бразилии и запрещенные книги // Вестник СПбГУКИ. – 2006. - №1.
4. Вергун А.Н. Страны БРИКС в международных инвестиционных процессах / А.Н. Вергун// Вестник МГИМО – 2013. - №2.
5. Гришаева Л. Г. БРИКС и новая роль России в глобальном партнерстве / Л. Г. Гришаева // Экономический журнал. – 2013.
6. Сенокосов А.Г. БРИК – новый формат интеграции стран-лидеров развивающегося мира // Вестник РГГУ – 2012. - №7.
7. Спицын А.Г. Латинская Америка в начале XXI века: основные тенденции социально-политического и экономического развития // Вестник МГЛУ. – 2011.