Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Социальная активность младших школьников как педагогическая проблема 8
1.2. Особенности формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности 15
1.3. Педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности
2.1 Диагностика уровня сформированности социальной активности
младших школьников во внеурочной деятельности 42
2.2 Содержание работы по формированию социальной активности
младших школьников во внеурочной деятельности 45
Заключение 57
Библиографический список 61
Приложения 66
В нашем современном обществе с его сложной структурой и разнообразием человеческих отношений остро ставится вопрос о формировании и развитии социально активной личности. Современное образование выдвигает требования к развитию личности, которая была бы способна найти своё место в нашем обществе, быть жизнеспособной, уметь принимать верные и деятельные решения, самореализоваться в обществе, и конечно быть полезным и нужным. Уже в младшем школьном возрасте необходимо сформировать у детей такие качества, как активность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность и творческий потенциал, которые могли бы помочь ребенку проявить себя в наиболее важных видах общественной жизни современного общества.
В настоящее время в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС НОО) в практику начальной школы, особую значимость приобретают вопросы, связанные с формированием социальной активности учащихся. Государственный заказ на социальное воспитание закреплен во ФГОС ООО, где обозначены требования к выпускнику школы, проявляющему инициативность в социальном взаимодействии, ответственность, гражданскую и нравственную ориентированность. Социальная функция образования реализуется в развитии социального взаимодействия и укреплении солидарности общества по значимым ориентирам: создание доступного образовательного пространства; обеспечение социальной ориентированности в реальном и виртуальном мире (Иванов, 2013, 24).
Большое значение в развитии социальной активности младших школьников имеет внеурочная деятельность детей, организованная для того чтобы помочь школьникам наиболее ярче раскрыть свои способности, оценить свои возможности, быть открытым и готовым ко всему новому и интересному. Внеурочная деятельность должна соответствовать возрастным особенностям, интересам и мотивациям учащихся. Для детей создаются наиболее комфортные условия для творчества, проявления своих увлечений, раскрытия себя, как личности. Очень важно заинтересовать ребёнка после уроков интересными и разнообразными видами внеурочной деятельности, которые способствуют развитию социальной активности учащихся.
Внеурочная деятельность в современных школах включает в себя следующие направления: традиционные внеклассные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам. Через внеурочную деятельность развивается социальная активность младшего школьника посредством усвоения социальных знаний (об общественных нормах, о структуре общества, о правильном и нравственном поведении), происходит усвоение школьником наиболее значимых ценностей современного общества (Отечество, человек, семья, мир, культура, знания, труд), младший школьник получает опыт самостоятельного социального действия.
Социальная активность младшего школьника включает в себя такие качества, как гражданственность, общительность, самостоятельность, нравственность, сочетание которых характеризуют человека как социально активную личность. По определению А.В. Петровского, «... социальная активность - это активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела» (Отрадная, 2012, 27).
К изучению социальной активности и разнообразных проявлений её качеств обращались отечественные и зарубежные психологи, философы, социологи и педагоги (Н.В. Савин, И.Ф. Харламов, Х.Д. Дамаданова, А.В. Мудрик, Л.Ю. Гордин, О.Н. Козлов, В.А. Сластенин, В.С. Мухина, Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи, А. Дисверг и мн. Другие). При этом социальная активность изучалась, как движущая сила развития человека.
Вопросы социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики и психологии. Востребованные сегодня идеи о формировании общественной активности подрастающих поколений отражены в трудах Л.С. Выготского, Н.Б. Барашковой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности школьников получили обоснование в работах Б.З. Вульфова, Р.А. Литвак, М.И. Рожкова. Изучению специфики воспитания социальной активности у школьников на различных этапах их возрастного развития посвящены исследования В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, А.Я. Зосимовского, Е.К. Касаткиной, Т.Н. Мальковской и др.
По нашему мнению, одним из эффективных средств формирования социальной активности младших школьников выступает внеурочная деятельность. Социальная активность младших школьников проявляется деятельнее и ярче при условиях благоприятной атмосферы и в коллективной деятельности, так как в детском коллективе происходит усвоение опыта развития человеческих отношений.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования активности младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если выполнить ряд следующих педагогических условий:
- вовлечение младших школьников в непосредственную целенаправленную социально полезную деятельность;
- использование метода проектов в процессе формирования социальной активности во внеурочной деятельности.
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и значение социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности;
2. Выделить возрастные особенности формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности;
3. Рассмотреть педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности;
4. Апробировать педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности и оценить их эффективность.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование.
База исследования - МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности; особенности формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности; педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты проектов, таблицы, диаграммы.
В первой части работы в результате анализа литературы по проблеме исследования мы сформулировали определение социальной активности. В данной работе мы определяем ее как общественную активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетаются интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.
Социальная активность младшего школьника включает в себя такие качества, как гражданственность, общительность, самостоятельность, нравственность, сочетание которых характеризуют человека как социально активную личность.
Компоненты социальной активности: социальный интерес - социальная перцепция - социальный интеллект - социальная компетентность - социальная креативность.
Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития личности, способствует осознанному применению базовых знаний в ситуациях, отличных от учебных.
Одна из важнейших задач внеурочной деятельности с обучающимися - формирование их социальной активности.
Для решения данной задачи необходимо соблюдать ряд условий.
1. Организуя внеурочную деятельность, необходимо ориентироваться на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников.
2. Так же важно, чтобы внеурочная деятельность развивала любознательность, учитывала специфику интереса обучающихся, требовала проявления их волевых качеств.
3. И, наконец, вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность должно быть систематическим.
По результатам теоретического анализа проблемы формирования социальной активности младших школьников нами была адаптирована под цели данной работы модель формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности В.В. Бондаренко.
Структурными компонентами модели социальной активности определены: целевой блок, содержательный блок, организационно-методологический блок, психолого-педагогические условия, контрольно-регулирующий и результативный блоки.
Психолого-педагогические условия формирования социальной активности младших школьников включают:
Психолого-педагогические условия формирования социальной активности младших школьников включают:
- вовлечение младших школьников в непосредственную целенаправленную социально полезную деятельность.
- использование метода проектов в процессе формирования социальной активности во внеурочной деятельности.
Базой для экспериментальной работы стала МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса в составе 20 человек. По результатам диагностики социальной активности младших школьников по методике определения общественной активности обучающихся» Е.Н. Степанова нами был сделан вывод о том, что уровень социальной активности в классе находится на низком и среднем уровнях. Большинство учеников в классе неохотно выполняют поручения, не выражают большого желания принимать участие в общественной работе и делают это лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, они безразличны к делам коллектива и участию в них других. Каждый пятый ребенок в классе уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищами.
Для повышения общего уровня сформированности социальной активности школьников нами было разработано содержание формирующего эксперимента для педагогов, классных руководителей, школьных психологов, основанного на рекомендациях Н.Б. Барашковой.
Период обучения в школе наиболее благоприятен для формирования активной социальной позиции. Вступив в значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во «взрослых» видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной жизни, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности.
Целью формирующего эксперимента было повышение уровня социальной активности обучающихся. На этом этапе, при организации проектной деятельности мы учитывали, что ранее дети уже участвовали в проектах, но только на уроках, проекты во внеурочной деятельности для них были в новинку.
В классе внеурочная деятельность была организована по программе «Дорогою открытий и добра», авторы: Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К.Тивикова, Н.Ю. Яшина. Данная программа направлена на реализацию требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Темы проектов были выбраны в соответствии с программой «Моя родословная», «Моя школа, мой класс». Проведение повторного исследования и анализ результатов по «Методике определения общественной активности обучающихся» Е.Н. Степанова показали, что в классе у возрос уровень социальной активности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза исследования была подтверждена.
1. Анатольева Э.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов [Электронный ресурс] URL: http: //it-pedago g .ru/ (дата обращения: 15.02.2017).
2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. /Е.А. Ануфриев. М. : изд-во Московского университета, 2011.
3. Афанасьева И.Г. Взаимодействие личности и общества как социальная функция / И.Г. Афанасьева // Общество. Среда. Развитие. - СПб., 2012. - №4. - С. 74-78.
4. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками / В.Н. Белкина. - Ярославль: Педагогика, 2009. - 192 с.
5. Белова Л.П. Социальная активность сельской школы / Л.П. Белова Монография // Вестник ТОГИРРО. - Тюмень. - 2010. - №1 (7). - 150 с.
6. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей в двух частях / Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок, В.П. Одинцова, О.П. Чозгиян, Н.В. Шмелёва. М. : Просвещение, 2011.
7. Бондаренко В.В. Модель формирования социально-коммуникативной активности младших школьников // Наука и мир. 2015. № 11 (27). - С. 56.
8. Вахтеров В.В. Основы новой педагогики: Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20 в. / В.В. Вахтеров. - М.: Педагогика, 1990.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. / С.М. Вишнякова - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
10. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /сост.: С.В. Низова, Е.Л. Харчевникова. Владимир: ВИПКРО, 2010. 32 с.)
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, Д.В. Степанов. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 10-11классы / Савченко М.Ю., Артюхова И.С. - М.: ВАКО, 2006.
13. Жданова С.Н. Гендерный подход в социальном и музыкальном воспита¬нии мальчиков и девочек / С.Н. Жданова, В.М. Долгова // Наука и обра¬зование: современные тренды: Коллективная монография / Гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - №2 IX. - С. 172¬180. - (Серия «Научно-методическая библиотека»).
14. Жданова С.Н. Социум и школьник: Методология педагогического иссле-дования взаимодействия: Монография / С.В. Сальцева, С.Н. Жданова - М.: УРАО, 2010. - 185 с.
15.Зеленская Ю.Е. // «Инфоурок.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www. infourok.ru (дата обращения: 26.02.2017).
16. Зимняя И.А. Воспитание - проблема современного образования в России / И.А. Зимняя, Б.Н. Бондаренко, Н.А. Морозова. М., 2012.
17. Зинченко В.В. Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений /В.В. Зинченко / Автореферат дисс. канд. пед. н. Новокузнецк. 2002. URL: http://www.dissercat.com/content/ Дата обращения: 19.01.2015.
18. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. / А.Ю. Коджаспиров - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. - Сент. 2009. - № 17. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] - www.vestnik.edu.ru/proect.html]
20. Котькова Г.Е. Сельская школа - социокультурный центр: особенности образования, традиции, трудности / Г.Е. Котькова // Народное образование. - 2010. - № 1.
21. Кутъев, В.О. Внеурочная деятельность школьников./ В.О. Кутьев. М.: Академия, 2003 г. - 312 с.
22. Лингводидактический энциклопедический словарь. - М., 2007.
23. Маврина И.А. Социальность современного образования: Монография / И.А. Маврина. - Омск: ОмГПУ, 2000. - 181 с.
24. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии/ Н.В. Матяш / М.: Академия, - 2011. -139 с.
25. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. - М. : Просвещение, 2007. - 158 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов: Психология. Общая психология. Психология возраста / В.С. Мухина. - Екатеринбург: Академия, 2011. - 696 с.
27.Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе / Е.М. Отрадная // Воспитание школьников. - 2012. - №4. - 18 с.
28. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
29. Петровский А. В. Психология. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2002. — 512 с.
30. Подласый, И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. / И.П. Подласый - М.: Педагогика, 2004, с.126.
31. Подласый И.П. Педагогика книга 1/ И.П. Подласый - Москва, 2002.- 470¬474 с.
32. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: МПСИ, 2000. - 204 с.
33. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах: Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Рачинский С.А. // - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
34. Семено А.А. Социально-педагогическое проектирование как технология профессиональной подготовки социальных педагогов в ВУЗе / А.А. Семено. - Шуя, 2010. - 247 с.
35. Сергеева А.Ю. Использование метода проектов на уроках технологии в начальной школе / А.Ю. Сергеева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - Новосибирск: СибАК, 2013.
36. Тожибоева Х. Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.
37. Тюрина Т.Л. // «Инфоурок.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.infourok.ru (дата обращения: 26.02.2017).
38. Тюрьмина Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте / Автореф. дис. к.психол.н.— Казань: 2004. URL: http:// leb.nlr.ru/edoc/ Дата обращения: 19.01.2015.
39. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7598.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
41. Харламов И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
42. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпакс, 1995. - 287 с.
43.Часовитина, Г.Н. Взаимодействие семьи и школы в современных условиях» / Г.Н. Часовитина // Педсовет [Электронный ресурс].-Режим доступа: http: // nsportal.ru / shkola/ administrirovanie-shkoy/library (дата обращения 15.03.2017)
44.Чечелъ И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. -№3. - C. 11-16.
45. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Владос, 2013. - 208 с.
46. Шаронова Л.М. «Использование метода проектов во внеурочной деятельности младших школьников» [Электронный ресурс] URL:http://it- pedagog.ru/ (дата обращения: 26.02.2017).
47. Шешукова О. В. Гендерные особенности формирования социального интеллекта младших школьников: Автореферат дисс. канд. пс. н.— Москва, 2008.
48. Щелкунова О.В. Познавательная активность как фактор повышения индивидуальных достижений младших школьников в обучении (на примере изучения математики) / О.В. Щелкунова. - Киров, 2012. - 20 с.
49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Аспект-Пресс 2012. - 160 с.
50.Эрик С.Ф. Актуальность проблемы формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности. / С.Ф. Эрик - Нижневартовск: НГГУ, 2013.
51. Якушева С.Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы
(справочный материал для родителей) // Теория и практика современной
педагогики. - Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. - С. 46-58.