Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты конфликтологического анализа общественных явлений в Африке
Параграф 1.1. Специфика конфликтологического подхода в анализе общественных явлений в Африке
Параграф 1.2. Техники эффективного урегулирования конфликтов и их институциональная представленность в Африке.
Параграф 1.3. Разрешение споров в условиях AfCFTA: анализ и критика нормативной процедуры
Глава 2. Конфликтогенные факторы проекта африканской интеграции и их влияние
Параграф 2.1. Социально-экономический анализ конфликтогенных факторов AfCFTA
Параграф 2.2. Анализ политических конфликтогенных факторов...................35
Параграф 2.3. Рекомендации по урегулированию конфликтов в AfCFTA......45
Заключение
Список использованных источников
AfCFTA – это амбициозный проект по созданию зоны беспошлинной торговли на всей территории Африки. В случае успеха, он аккумулирует 54 из 55 стран континента, объединив в торговый преференциальный союз, в общей сложности, 1.3 млрд. человек и $3.4 трлн. суммарного ВВП. Зона свободной торговли позволит стимулировать индустриализацию Африки, поспособствует налаживанию торговых сетей, созданию устойчивых интра-африканских региональных цепей производства, внесет существенный вклад в обеспечение устойчивого развития стран континента, гендерного равенства, занятости молодежи, развитию электронной коммерции, высоких технологий, туризма и аграрных сетей. Вместе с явными преимуществами, проект предполагает издержки, сложности и конфликтные тенденции, которым и посвящена данная работа.
Актуальность работы: проект Африканской зоны свободной торговли был разработан в 2018 году, вследствие пандемии COVID-19 его полная реализация была отложена, а потому важно не упустить возможности критически оценить проект, выделить конфликтные аспекты и проработать теоретическую базу. Хотя тема активно изучалась, в том числе на предмет конфликтного потенциала, но работ с конфликтологической спецификой и комплексным подходом к проблеме недостаточно для её полноценного охвата. Данная работа представляет собой кроссдисциплинарный анализ, одновременно работающий в политологической, юридической, экономической и философской плоскостях, что выгодно отличает ее от работ наших коллег.
Ключевыми для понимания конфликтной проблематики AfCFTA являются следующие работы:
Законы и международные договоры: Agreement establishing the African continental free trade area (тексты соглашений по товарам, услугам, конфиденциальности и АРС в пределах регулирования соглашения), 2020 ; Compiled annexes to the on the establishment of the Continental free trade area, 2018 ; Abuja treaty on establishing the African Economic community ;The General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1947) (Marrakesh agreement) ;The General Agreement on Trade in Services (GATS), 1995 .
Официальные издания международных организаций: Making the AfCFTA work: The futures report – 2020 ; Regional economic outlook. Sub-Saharan Africa International Monetary Fund: A Difficult Road to Recovery / Prepared by A. Tiffin, P. N’Diaye and C. Purfield. – Washington: International Monetary Fund Library, 2020 ; The African Continental Free Trade Area: A Trade Law Centre guide, 2020 ; Conditions for Success in the Implementation of the African Continental Free Trade Agreement Work commissioned by the African Union Development Agency (AUDA-NEPAD), 2020 ; The African continental free trade area Economic and Distributional Effects, 2020 .
Общие теоретические работы по конфликтологии: Маркс К. «Капитал. Критика политической экономии» ; Дарендорф Р. «Современный социальный конфликт» , «Тропы из утопии» , « Искушение авторитаризмом» ; Зиммель Г. «Человек как враг» , «Экскурс о чужаке» ; Козер Л. «Функции социального конфликта» ; Галтунг Й. «Культурное насилие» ; Парето В. «Компендиум по общей социологии» ; Валлерстайн И. «Введение в миросистемный анализ» ; Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций» ; Киссинджер Г. «Дипломатия» ; Т.Р. Гарр «Почему люди бунтуют».
Ключевые специальные работы по теории международной торговли, политике и заказные исследования: SigneLandre. Unlocking Africa's Business Potential: Trends, Opportunities, Risks, and Strategies ; Jack Daly, Ajmal Abdulsam, Garry Gereffi. Regional value chains in East Africa ; Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля от Античности до ВТО ; Симонян В.О. Логистика ; Chelsea Markowitz, Talitha Bertelsmann-Scott. Are regional value chains a myth in Southern Africa? ; Tawanda Matema, Cyril Prinsloo. Optimising Agricultural Value Chains in Southern Africa After COVID-19 ; Adem K. Abebe. The African Union’s Hypocrisy Undermines Its Credibility ; Toesland F. AfCFTA launches – now Africa must make it succeed ; Cusolito A.P., Safadi R., Taglioni D. Inclusive Global Value Chains .
На данный момент, работы, посвященные проблеме конфликтогенных детерминант Африканской зоны свободной торговли, носят юридический и экономический, реже – политологический характер. Основная доля исследования приходится на экономические последствия внедрения проекта (см. «MakingtheAfCFTAwork: Thefuturesreport – 2020», где внимание сосредоточено на агротехническом, процедурном, предпринимательском и иных аспектах). В официальном отчете по условиям успешного внедрения AfCFTA Африканского Союза (AU) политическим проблемам посвящена одна подглава. В работах политологической специфики (например, в работах Абрамовой И.О., Галимова Р.Р., GuimeiY., TaylorI.) слабо освещен вопрос AfCFTA как договора консолидации крупного геополитического игрока и не уделено внимания региональным конфликтам в самой Африке. Специфика региональных конфликтов ими рассматривается постольку, поскольку имеет прямое отношение к внешним для континента политическим акторам. Кроме того, существует запрос на уточнение вопроса о пост-/неоколониализме и культурном насилии Запада. Слабо изучен феномен африканской модели капитализма в его философском аспекте. Не выработана единая позиция по вопросу осмысления феномена африканского авторитаризма .
Вследствие всего вышеперечисленного, существует необходимость комплексного анализа проекта AfCFTA. Африканская зона свободной торговли является экономическим, политическим и культурно-философскимпроектом. Необходимо четко выделять выгоды и издержки ее внедрения, а также сопровождающий фон культурных, политических и философских проблем.
В данной работе мы ставим своей задачей наметить те пути, которые позволят в дальнейшем глубже разработать эту проблематику. С помощью конфликтологического анализа предполагается обнажить глубинные противоречия, лежащие в проекте Африканской зоны свободной торговли и наметить пути их дальнейшего осмысления.
Таким образом, цель работы – обнаружить конфликтогенные аспекты проекта континентальной экономической интеграции и предложить меры по предупреждению и урегулированию конфликтов, связанных с реализацией Африканской зоны свободной торговли.
Задачи работы:
1. Выяснить степень применимости конфликтологической теории к социально-политическому пространству Африки.
2. Выявить конфликтогенные факторы, связанные с несовершенством юридической базы AfCFTA.
3. Изучить экономические проблемы, связанные с внедрением проекта.
4. Вычленить и проанализировать конфликтогенность политической обстановки, в условиях которой разрабатывается и реализуется проект.
5. Дать конструктивную критику неоколониального дискурса Африки.
6. Предложить промежуточные решения по ряду вопросов, освещенных в работе.
Объектом исследования является проект Африканской континентальной зоны свободной торговли.
Предметом исследования являются конфликтогенные факторы имплементации проекта, юридические, экономические и политические противоречия, существующие в качестве конфликтного фона зоны свободной торговли.
В работе отстаиваются следующие тезисы:
• Законопроект о создании AfCFTA в текущей редакции содержит статьи с высоким конфликтогенным потенциалом.
• Налицо расхождение между экономическим и политическим дискурсом внедрения проекта, текущая политическая обстановка в Африке не является благоприятной для создания Зоны свободной торговли.
• Неоколониальный дискурс – удобный инструмент снятия ответственности с лиц, принимающих решения по ключевым вопросам континента. Отношения по оси Африка-Западная Европа и США носят, скорее, сотруднический характер, нежели восстанавливают колониальные отношения.
• Тремя ключевыми пунктами реального развития Африки посредством установления AfCFTA являются а) развитие электронной коммерции и создание единого платежного пространства, б) обеспечение условий для специализации и диверсификации экономик стран-участниц проекта и в) создание логистических сетей эффективного распределения товаров и услуг.
Методология:
При написании работы планируется использовать методы анализа конфликтных групп Л. Козера; диалектической логики социального конфликта Г. Зиммеля; компаративного анализа К. Минковой; финансовое прогнозирование IMF и McKinsey Bank Group; культурного насилия Галтунга; индукции социального структурного антагонизма Р. Дарендорфа; ретроспективного анализа конфликтных детерминант Г. Тареке; макроэкономического прогнозирования UNCTAD; анализа логистических цепей В. Симоняна; миросистемный анализ И. Валлерстайна; контент-анализа СМИ; цивилизационного подхода С. Хантингтона; а также классические методы диалектического идеализма Г. Гегеля и диалектического материализма К. Маркса.
AfCFTA – это один из первых шагов по достижению континентальной интеграции в Африке на современном этапе её развития. Зона свободной торговли обладает большим потенциалом в качестве механизма создания единого африканского рынка и может способствовать как экономическому, так и социальному, и нормативному прогрессу в трансафриканских отношениях. Имплементация проекта способна повысить общий доход от внутриафриканской торговли, будет способствовать развитию логистики, Э-коммерции, RVC, привлечет дополнительные инвестиции в ключевые отрасли экономики. Соглашение о правилах указания страны-производителя товаров и услуг поможет в создании единой таможенной системы контроля, которая позволит наладить борьбу с контрафактной продукцией и одновременно простимулирует собственное производство африканских стран. Протоколы о торговле товарами и услугами, в свою очередь, являются фундаментом создания единого африканского рынка в сферах онлайн-банкинга, рабочей силы, услуг связи, поддержки предпринимательства.
Одновременно с потенциалом позитивных преобразований Соглашение несет в себе конфликтный потенциал, выраженный как непосредственно в некоторых из положений программных документов, так и будучи новым явлением в уже существующей системе африканских противоречий. AfCFTA – это новый виток системных африканских противоречий между континентальным пан-африканским проектом, региональными центрами сил и национальными государствами, за которыми стоят и племенные отношения. Внедрение этого проекта сопряжено с симптоматическими для этого системного конфликта внешними проявлениями противоречий, как в случае с защитой интересов государственных монополий или широкой поддержке национального производителя. Требования, прописанные в Протоколах Зоны свободной торговли, идут вразрез с национальным законодательством отдельных ведущих стран, и на данный момент у Секретариата проекта нет легальных и политических механизмов воздействия на данную проблему. Требуется также расширить и изменить существующий Протокол о разрешении споров, поскольку, с конфликтологической точки зрения, он не способствует конструктивному урегулированию потенциальных торговых споров – необходимо расширить роль институтов АРС в конфликторазрешении, прописать важность работы с интересами сторон и расширить полномочия Секретариата по вопросам влияния на торговую политику стран-участник AfCFTA. В первой главе данной работы прописаны теоретические основания работы с конфликтами, даны примеры институтов АРС, которые могли бы способствовать конструктивному урегулированию споров, а также проанализированы слабости текущего формата международного соглашения о создании Зоны свободной торговли.
Вторая глава работы была посвящена существующему структурному конфликту, в котором AfCFTA является важным компонентом, поскольку существует в качестве инструмента одной из сторон данного противоречия. Структурный конфликт в Африке проходит по линии двух ведущих парадигм: пан-африканской и национально-функционалистской, которые находят свое отражение в экономической, социальной, культурной политике стран Африки, а также в дипломатии, военных действиях, электоральном процессе и геополитике. Политическое измерение конфликта, в которое AfCFTA необходимо встроена как часть пан-африканского проекта, на данный момент определяется тремя ключевыми дискурсами: цивилизационным, идеологическим и миросистемным. Цивилизационный дискурс рассматривает текущий пан-африканский проект критически с точки зрения существования в Африке разлома по линии цивилизаций между исламской и африканской цивилизациями, у каждой их которых нет собственного единого стержня, и происходит также внутренняя борьба за доминацию в регионе. Линия цивилизационного противоречия проходит по региону Сахеля, который на протяжении последних десятилетий является полем неурегулированного культурно-политического конфликта. В то же время, AfCFTA как проект африканской интеграции может пострадать вследствие амбиций отдельных авторитарных режимов в Африке, для которых создание единого торгового и таможенного пространства не выгодно в контексте ослабления рычагов давления на соседние государства. Кроме того, политическая нестабильность, частые вооруженные конфликты и высокий уровень преступности не будут способствовать торговой интеграции континента. Наконец, существует и внешнее измерение данного противоречия, заключающееся в том, что Африка является объектом геополитической борьбы крупнейших международных акторов, к которым относятся ЕС, КНР, США, РФ, Индия, Япония и ряд других важных игроков политической арены, в том числе, ТНК . Африка как единое политэкономическое пространство не выгодна акторам глобальной политики, и потому, предположительно, AfCFTA не сможет полностью оправдать себя как пан-африканский проект.
Несмотря на все проблемные точки и конфликтное поле, в котором существует Соглашение, его имплементация позволит ускорить процессы африканской экономической интеграции, что приведет к повышению уровня жизни, снижению доли безработных, повышенному спросу на произведенные в Африке товары. AfCFTA – это перспективный проект, который необходимо реализовать посредством двух основных факторов: экономической выгоды и политической воли. Африка выработала этот проект – теперь Африка должна найти путь его реализации.
1. The General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1947) (Marrakesh agreement), 1947 // URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gatt47_01_e.htm.
2. The General Agreement on Trade in Services (GATS), 1995 // URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/gatsqa_e.htm.
3. Agreement establishing the African continental free trade area, 2020 // URL: https://afcfta.au.int/sites/default/files/files/2020-12/consolidatedtextoncfta-en.pdf; (Дата обращения: 14.04.2022).
4. Compiled annexes to the on the establishment of the Continental free trade area, 2018 // URL: https://afcfta.au.int/en/documents/2020-12-28/compiled-annexes-establishment-afcfta.
5. Abuja treaty on establishing the African Economic community, 1991 // URL: https://www.mohamah.net/law/wp-content/uploads/2017/01/Abuja-Treaty-Establishing-the-African-Economic-Community.pdf.
6. Agenda 2063, Goals and Priorities [Электронный ресурс] // African Union official site, URL: https://au.int/agenda2063/goals.
7. Global Gateway Initiative [Электронный ресурс] // 2019-2024 priorities, EU official cite, URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/stronger-europe-world/global-gateway_en.
8. A proclamation to provide for banking business, Addis-Ababa, 2008 (rules of licensing banks) [Электронный ресурс] // Federal Negarit Gazeta, 14th year, №57, URL: https://nbebank.com/wp-content/uploads/2019/04/BANKING-BUSINESS-592.pdf.
9. National Youth Councils elect the first-ever COMESA Youth Advisory Panel [Электронный ресурс] // African Union press-release from 14th September 2021, URL:https://au.int/en/pressreleases/20210914/national-youth-councils-elect-first-ever-comesa-youth-advisory-panel/
10. Abebe Adem K. The African Union’s Hypocrisy Undermines Its Credibility [Электронный ресурс] // URL: https://foreignpolicy.com/2020/08/27/the-african-unions-hypocrisy-undermines-its-credibility/.
11. Alford R. ICSID Arbitration Filed Over South Africa’s Black Empowerment Program [Электронный ресурс] // Opiniojuris.com, URL: https://opiniojuris.org/2007/02/20/icsid-arbitration-filed-over-south-africas-black-empowerment-program/(Датаобращения: 03.04.2022).
12. Amin, S. (1974). Accumulation on a World Scale. V.1 / New York: Monthly Review Press, 1974. – 303 p.
13. Carciotto S. Agyeman E. A. The African approach to regional integration and migration [Электронный ресурс] // Scalabrini Institute for Human Mobility in Africa (SIHMA), December 2017, URL: https://www.academia.edu/35681995/THE_AFRICAN_APPROACH_TO_REGIONAL_INTEGRATION_AND_MIGRATION_Acknowledgments (Дата обращения: 26.04.2022).
14. Chaytor B. Unlocking and Scaling Innovation, Enterprise and Growth through the AfCFTA Protocol on Trade in Services [Электронный ресурс] // Making the AfCFTA work: The futures report – 2020. – p. 30-33. - URL: https://au.int/sites/default/files/documents/39689-doc-ss_afcftafuturereport.pdf (Дата обращения: 31.10.2021).
15. Conditions for Success in the Implementation of the African Continental Free Trade Agreement Work commissioned by the African Union Development Agency (AUDA-NEPAD), 2020. https://au.int/sites/default/files/documents/38076-doc-afcftaenglishfinal20200123-2.pdf?fbclid=IwAR3OZeSxr5kXZ0VL0VivRM_8MCXoQ2TCTPHB5sMaK11QnumfFG4.
16. Cusolito A.P., Safadi R., Taglioni D. Inclusive Global Value Chains [Электронный ресурс] // Official research of WBG/OECD, URL: http://dx.doi.org/10.1596/978-1-4648-0842-5.
17. Daly J., Abdulsam A., Gereffi G. Regional value chains in East Africa. [Электронный ресурс] // DOI: 10.13140/RG.2.2.23945.03686 (reference number: F-38202-RWA-1).
18. Ethiopia - Banking Systems [Электронный ресурс] // Privacy Shield Framework, USA business analytics, URL: https://www.privacyshield.gov/article?id=Ethiopia-Banking-Systems.
19. Fofack H. Making the AfCFTA work for ‘The Africa we want’ [Электронный ресурс] // Africa growth initiative, Brookings research paper, URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2020/12/20.12.28-AfCFTA_Fofack.pdf.
20. Gerber J. Elections 2021: 'Stop the decay' - FF Plus at manifesto launch, 09.10.2021 [Электронный ресурс] // News24, SA central TV, URL: https://www.news24.com/news24/southafrica/news/elections-2021-stop-the-decay-ff-plus-at-manifesto-launch-20211009.
21. Githaiga Nancy M., Burimaso A., Bing W., Salum M. Ahmed. The Belt and Road Initiative; Opportunities and Risks for Africa’s Connectivity [Электронный ресурс] // China Quarterly of International Strategic Studies Vol. 5, №.1, Jan. 2019, DOI: 10.1142/S2377740019500064.
22. Goedde L. Winning in Africa’s agricultural market / L. Goedde, A.Ooko-Ombaka and G. Pais [Электронный ресурс] // McKinsey&Company, Business consulting: https://www.mckinsey.com. – URL: https://www.mckinsey.com/industries/agriculture/our-insights/winning-in-africas-agricultural-market.
23. Guimei, Y. BRICS economic and trade cooperation with Africa. BRICS and Africa: partnership for development, integration and industrialization, Republic of South Africa, 2014, p.82-88. URL: http://www.dirco.gov.za/department/bricks__fifth_book2014.pdf.
24. IFP Local Government Manifesto. Local Government Manifesto, IFP policy documents, 2021 [Электронный ресурс] // Inkantha Freedom Party official paper, URL: https://www.ifp.org.za/local-government-manifesto-2021/.
25. International Perspective. Nation Brand Forum, 2021 [Электронный ресурс] // Video recording of meeting, URL: https://www.youtube.com/watch?v=Y38bFR2uiO0.
26. Kunene N. SA’s unemployment rate expected to rise in the next quarter [Электронный ресурс] // News24, SA central TV, URL: https://www.news24.com/witness/news/kzn/sas-unemployment-rate-expected-to-rise-in-the-next-quarter-20220402.
27. Lemma Z.S. Opportunities for enhanced access to local, regional and global markets [Электронный ресурс] // Africa’s animal agriculture: macrotrends and future opportunities (27 – 30 October, Kenyatta International Convention Centre, Nairobi). / Edited by J.O. Ouda, S.M. Mbuku, F.W. Wakibia, J.W. Ochieng. – Nairobi: Animal Production Society of Kenya. – 2014. – 388 p. – p. 229-233. URL: https://apsk.or.ke/APSK-Documents/PDF/Proceedings%20of%20the%206th%20AACAA.pdf.
28. Local Government Manifesto Launch, EFF program documents [Электронный ресурс] // Economic Freedom Fighters Manifesto, URL: https://effonline.org/2021-lgemanifesto/.
29. Local Government Manifesto, ActionSA policy documents, 2021 [Электронный ресурс] // ActionSA official manifesto, URL: https://www.actionsa.org.za/immigration/.
30. Luke D. Implementing the African Continental Free Trade Area during the 2020s [Электронный ресурс] // Making the AfCFTA work: The futures report – 2020. – p. 16-30. – URL: https://au.int/sites/default/files/documents/39689-doc-ss_afcftafuturereport.pdf.
31. Making the AfCFTA work: The futures report – 2020. – 102 p. – URL: https://au.int/sites/default/files/documents/39689-doc-ss_afcftafuturereport.pdf.
32. Maliszewska M., Ruta M. The AfCFTA; Economic and distributional effect [Электронный ресурс] // World Bank Group, URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34139/9781464815591.pdf.
33. Markowitz Ch., Bertelsmann-Scott T.. Are regional value chains a myth in Southern Africa? [Электронный ресурс] // URL: https://saiia.org.za/research/are-regional-value-chains-a-myth-in-southern-africa/.
34. Matema T., Prinsloo C. Optimising Agricultural Value Chains in Southern Africa After COVID-19. [Электронный ресурс] // URL: https://saiia.org.za/research/optimising-agricultural-value-chains-in-southern-africa-after-covid-19/.
35. Mayyahi A. Keeping Darfur heritage alive. Voices of Darfur, Republic of Sudan, 07.2010, p. 6-8. URL: https://unamid.unmissions.org/sites/default/files/voices_of_darfur-july-2010-english.pdf.
36. Mhaka T. It’s time for the SADC region to hold Zimbabwe to account [Электронный ресурс] // AlJazeera international newspaper, URL:https://www.aljazeera.com/opinions/2022/1/19/sadc-cannot-continue-to-ignore-zanu-pfs-many-failings.
37. Mohammed S. UNAMID JSR’s remarks at the opening ceremony of the Sudan Peace Talks in Juba, South Sudan. Voices of Darfur, Vol. 08, Republic of Sudan 03.2020, p.6. URL: https://unamid.unmissions.org/sites/default/files/vod_en_march_2020_spread.pdf.
38. Moore G. Chinese lending decline leaves Africa with huge infrastructure gap [Электронный ресурс] // African Business, May 2021 URL: https://african.business/2021/05/trade-investment/chinese-lending-decline-leaves-huge-infrastructure-gap/.
39. Moyer Jonathan D., Kabandula A., Bohl David K., Taylor H. Conditions for Success in the Implementation of the African Continental Free Trade Agreement [Электронный ресурс] // URL: https://au.int/sites/default/files/documents/38076-doc-afcftaenglishfinal20200123-2.pdf.
40. Musa A. Abdul-Jalil. Retribalisation of the educated elite in Darfur and the phenomenon of tribal shura councils; with a special reference to the fur shura council [Электронный ресурс] // University of Khartoum research paper №5, 2014, URL: https://www.cmi.no/publications/file/5316-retribalisation-of-the-educated-elite-in-darfur.pdf.
41. Mwilawa A.J. Options and future of smallholder production system in Africa [Электронный ресурс] // Africa’s animal agriculture: macrotrends and future opportunities (27 – 30 October, Kenyatta International Convention Centre, Nairobi). / Edited by J.O. Ouda, S.M. Mbuku, F.W. Wakibia, J.W. Ochieng. – Nairobi: Animal Production Society of Kenya. – 2014. – 388 p. – p. 13-22. URL: https://apsk.or.ke/APSK-Documents/PDF/Proceedings%20of%20the%206th%20AACAA.pdf.
42. Ojakol S. Unlocking and Scaling Innovation, Enterprise and Growth through the AfCFTA Protocol on Trade in Goods [Электронный ресурс] // Making the AfCFTA work: The futures report – 2020. – p.48-50. – URL: https://au.int/sites/default/files/documents/39689-doc-ss_afcftafuturereport.pdf.
43. Osakwe A. Connecting Africa’s food systems, from farm to table [Электронный ресурс] // Making the AfCFTA work: The futures report – 2020. – p. 50-54. – URL: https://au.int/sites/default/files/documents/39689-doc-ss_afcftafuturereport.pdf.
44. Regional economic outlook. Sub-Saharan Africa International Monetary Fund: A Difficult Road to Recovery / Prepared by A. Tiffin, P. N’Diaye and C. Purfield. – Washington: International Monetary Fund Library, 2020. – 32 p. – ISBN 9781513558004 – URL: https://www.imf.org/en/Publications/REO/SSA/Issues/2020/10/22/regional-economic-outlook-sub-saharan-africa.
45. Regional Economic Outlook. Sub-Saharan Africa: One Planet, Two Worlds, Three Stories [Электронный ресурс] // Provided by International Monetary Fund, October, 2021. URL: https://data.imf.org/?sk=5778F645-51FB-4F37-A775-B8FECD6BC69B.
46. Roodt M. Corruption eats at South Africa’s foundations [Электронный ресурс] // Institute of Race Relations, Free Facts journal, №10, 2020, URL: https://irr.org.za/reports/freefacts/files/00-2014-freefacts-2014-october-2020-draft-20-11-2020.pdf.
47. Signé L., Madden P. Considerations for Rules of Origin under the African Continental Free Trade Area Journal of Africa trade, V 8. № 2., 2021. p. 77–87 [Электронный ресурс] // URL: https://dx.doi.org/10.2991/jat.k.201205.001.
48. Taylor, I. Sixty Years Later: Africa’s Stalled Decolonization. Vestnik RUDN. International Relations, 19 (4), Russian Federation, 2020, p. 39—53.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sixty-years-later-africa-s-stalled-decolonization/viewer.
49. The African continental free trade area Economic and Distributional Effects, 2020. https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34139/9781464815591.pdf;
50. The African Continental Free Trade Area: A Trade Law Centre guide, 2020 [Электронный ресурс] / Tralac.org – URL: https://www.tralac.org/documents/resources/booklets/4062-afcfta-a-tralac-guide-7th-edition-august-2020/file.html.
51. The Global Financial Bridge Market. DafriBank report, 2019 [Электронный ресурс] // DafriBank research paper, URL: https://www.dafribank.com/public/img/DAFRIBANK%20DIGITAL%20LTD%20VC%20PITCH%20DECK.pdf.
52. Toesland F. AfCFTA launches – now Africa must make it succeed. [Электронный ресурс] // African business, URL: https://african.business/2021/02/trade-investment/afcfta-launches-now-africa-must-make-it-succeed/
53. UBA Plc annual report, 2021 [Электронный ресурс] // UBA financial reports, URL: https://www.ubagroup.com/wp-content/uploads/2022/03/UBA-Plc-2021-F-Annual-Report-and-Accounts.pdf.
54. UNCTAD (2019). World Investment Report: Key Statistics and Trends in Regional Trade in Africa (United Nations Publication. Sales No. E.19.II.D.9. Geneva).
55. Vellturo M. The Erosion of Pastoralism in the Sudano-Sahel [Электронный ресурс] // Stimson Centre research on human safety, April 2020, URL: https://www.stimson.org/2020/the-erosion-of-pastoralism-in-the-sudano-sahel/.
56. Washinyira T. Cabinet announces Zimbabwe Exemption Permits will not be extended [Электронный ресурс] // GroundUp article on SA policy, URL: https://www.groundup.org.za/article/cabinet-announces-zimbabwe-exemption-permits-will-not-be-extended/.
57. Абрамова И.О. (2018) Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 5. С. 6–21. [Электронный ресурс] // DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-6-2; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/afrika-v-sovremennoy-modeli-miroustroystva-vesomyy-igrok-ili-autsayder/viewer.
58. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение ; [пер. с англ. / Вступ. ст. Г. М. Дерлугьяна. Изд. 3-е, стереотип.] – М.: ЛЕНАНД, 2020. – 304 с.
59. Галимов Р.Р. ТНК и неоколониализм в Африке [Электронный ресурс] // Казанский вестник молодых ученых, Т.3. №4 (12)., 2019. – с.110-115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42535518.
60. Галтунг Д. Культурное насилие / Перевод В.А. Попова // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. - Выпуск 8. - М.: ИС РАН, 1995. - С. 34-55.;
61. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. – СПб.: Питер, 2005. – 461 с.: ил. – Серия «Мастера социологии» .
62. Дарендорф Р. Искушение авторитаризмом / Россия в глобальной политике, Т. 3. № 5., 2005. – с. 8–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27351056&;
63. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы /Пер . с нем. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 288 с.
64. Дарендорф Р. Тропы из утопии / Пер. с нем. Б. М. Скуратова» В.Л. Близнекова. — М.: Праксис, 2002. — 536 с. — (Серия «Образ общества»). ISBN 5-901574-08-7;
65. Дейч Т.Л. Китай в Африке: неоколониализм или win-win стратегия? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 11, No 5: 119–141.
66. Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. Том. 0. № 2. С. 114-119.
67. Зиммель Г. Экскурс о чужаке // «Избранное. Проблемы социологии»: Университетская книга, Центр гуманитарных инициатив; Москва; Санкт-Петербург; 2015. – с. 133-145.
68. Касьяник Е.Л. Медиация как метод формирования корпоративной культуры [Электронный ресурс] // Психологическое сопровождение образовательного процесса, Т.1. №4-1., 2014. – с.27-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27331563& (Ограниченный доступ).
69. Киссинджер Г. Дипломатия [пер. с англ. В. Верченко]. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 896 с. – (Геополитика).
70. Козер Л. Функции социального конфликта [пер с англ. О.А. Назаровой]. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 208 с.;
71. Маркс К. «Капитал. Критика политической экономии» (Предисл. Ф.Энгельса. Пер. И.И.Скворцова-Степанова). Т.I. – М., Политиздат, 1969. – 907 с.;
72. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии [Электронный ресурс] // Marxists.org, URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm.
73. Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО / Науч. ред. Ю.Г. Акимов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – 312 с.
74. Парето, В. Компендиум по общей социологии [пер. с итал. А. А. Зотова ; науч. ред., предисл. к рус. изд., указ. имен М. С. Ковалёвой ; науч. консульт. Н. А. Макашёва]. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 511 с.;
75. Симонян В.О. Логистика: учебник. – М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. – 254 с., ил.
76. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [пер. с англ. Т. Велимеева]. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 640 с. – (Эксклюзивная классика).
77. Юсупов М.Р. Решение Международного уголовного суда о выдаче ордера на арест главы Судана Омара Хасана аль-Башира: международно-правовые вопросы [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России, №3, 2012. – с. 89 – 93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-mezhdunarodnogo-ugolovnogo-suda-o-vydache-ordera-na-arest-glavy-sudana-omara-hasana-al-bashira-mezhdunarodno-pravovye-voprosy/viewer.