Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь системы высшего образования и рынка труда: социологический анализ

Работа №135725

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия университетов и работодателей на рынке труда 7
§ 1.1. Взаимодействие университетов и работодателей на рынке труда: эконом-социологический подход 7
1.2. Рынок труда как пространство взаимодействия университетов и работодателей 23
2. Анализ взаимодействия университетов и работодателей на рынке труда 40
§ 2.1. Исследуемый университет и предприятие: основные характеристики 40
§ 2.2. Эмпирическое социологическое исследование "Высшая школа и работодатели: проблема взаимодействия". 56
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 1. 79
Приложение 2. 82
Приложение 3. 83


Любое общество, расставляя приоритеты развития, в первую очередь, делает большой акцент на молодежи, так как она является значимым элементом в структуре построения успешной экономики государства. В этой связи пристальное внимание обращено на формирование трудового потенциала данной категории населения.
Для формирования рынка труда особо важным является рыночная среда молодых специалистов, а именно выпускников вузов. Анализ их условий деятельности находится в зависимости от ряда обстоятельств, связанных с их экономической активностью, желанием и сопутствующими возможностями реализовываться в профессиональном плане . Поэтому часть выпускников трудоустраиваются не по полученной специальности. Отсюда и вытекает проблемная ситуация с этой группой населения, так как их положение на рынке труда зависит от востребованности в их специальности на данный момент и специфичности их деятельности. Некоторые исследования приводят следующие цифр. Невостребованность в отдельных специальностях имеет охват от 25 до 50%, а в некоторых случаях достигает и 70%. Несмотря на это, вузы продолжают готовить специалистов по этим направлениям. Следовательно, такое положение вещей приводит к несоответствию спроса и предложения на рынке труда, который вытекает в проблему безработицы в рассматриваемой группе населения.
Для осуществления взаимодействия регионального рынка и университета должны решаться следующие задачи. Во-первых, должна реализовываться подготовка необходимых специалистов. Во-вторых, молодые люди должны обеспечиваться качественным образованием специалистов для их лучшей адаптации к рабочим условиям. И, наконец, содействие трудоустройству со стороны университетов, государства . Поэтому важным является осуществление встречных шагов по взаимодействию, выстраиванию совместных концепций для преодоления имеющихся проблем.
Актуальность темы
Распространение тенденции среди молодежи быть занятыми в деятельности, не связанной с профилем обучения, объясняется тем, что происходит дисфункциональность профессиональной структуры молодежи. Приводит это к тому, что уменьшается в профессиональной системе социальный слой, в котором заключаются высококвалифицированные профессионалы, выступающие основой для среднего класса. Такая депрофессионализация является существенным препятствием в инновационном развитии России.
Анализ заявленной в работе проблемы осуществляется на основе политико-культурного подхода Н.Флигстина. Данная концепция объясняет действия участников рынка, которые имеют цель выживания в условиях реального времени. Для того, чтобы реализовать цель необходимо выстраивать стратегии взаимодействия с другими участниками рыночной среды. Стратегия взаимодействия формируется с учетом контекста, в условиях которого устанавливается сотрудничество. Таким образом, формируются взаимодействия предприятий с университетами, оба из которых заинтересованы в стабильном партнерстве. В итоге получается сотрудничество сторон, выступающее социальной гарантией для постоянного притока необходимых предприятию кадров.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляет теоретическая концепция Н.Флигстина. Его концептуальное предположение заключается в том, что участники рынка стремятся создавать стабильные рынки с целью стабильного существования.
Методы исследования: метод кейс-стади, в качестве которого выступила металлургическая компания, являющаяся одним из крупных сегментов молодежного рынка труда, реализовывающего стратегии по привлечению молодых специалистов, глубинное полуструктурированное интервью, метод анализа документов.
Эмпирическую базу исследования составили кейс-стади металлургической компании, интервью с представителями металлургической компании и университета. Также проанализированы годовые отчеты компании по социальной деятельности и результатам экономической деятельности.
Объектом исследования выступают социально-трудовые отношения, возникающие на молодежном рынке.
Предмет исследования - особенности в формировании социально-трудовых отношений, выступающие как следствие взаимодействия работодателей и университетов.
Цель работы - анализ особенностей социального взаимодействия бизнеса и высшей школы на молодежном рынке труда.
Задачи исследования:
1. Проанализировать социальное взаимодействие как социологическую концепцию;
2. Охарактеризовать рынок труда, изучить особенности рынка труда выпускников;
3. Дать характеристику предприятию и университету, рассматриваемых в рамках исследования;
4. Дать анализ проблеме взаимодействия работодателей и высшей школы.
Структура ВКР: введение; 2 главы, в первой из которых рассмотрены теоретико-методологические основы исследования взаимодействия высшей школы и работодателей на рынке труда, вторая глава посвящена результатам исследования; заключение, список использованной литературы; приложения (программа социологического исследования, транскрипт интервью, гайд).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе рассмотрено взаимодействие компании и университета для достижения цели по постоянному притоку высококвалифицированных кадров.
Согласно поставленным задачам, во-первых, рассмотрено социальное взаимодействие как социологическая концепция с упором на теоретическую концепцию политико-культурного подхода Н.Флигстина. Ученым разбирается подход, открывающий возможность для построения успешной траектории деятельности акторами в рыночном процессе. Таким образом, важно обращать внимание на историю рынка, на социальные отношения внутри рынка, а также на трудности взаимодействия акторов с другими участниками .
Во-вторых, изучен рынок труда, выступающий площадкой взаимодействия работодателей и высшей школы. Анализ рынка труда выпускников показал, что молодежь в возрасте 20-24 года сталкивается с проблемными ситуациями при трудоустройстве. Для понимания ситуации на молодежном рынке труда был взят сайт с большой базой резюме и вакансий HeadHunter. В ходе анализа были выявлены закономерности, связанные с современными тенденциями, происходящими на рынке труда. Данная возрастная категория обладает трендами, идеями, то есть необходимым потенциалом для многих развивающихся компаний. Однако в силу возраста, отсутствия профессионального опыта и стажа, проблемы трудоустройства выпускников высшей школы остаются наиболее актуальными и требующими должного внимания.
В-третьих, характеризуя сотрудничающие между собой предприятие и университет получены сведения об их положении на рынке России. Метод кейс-стади, в рамках которого была изучена деятельность компании как экономической, так и социальной направленностей. Метод анализа документов указывает на то, что имеют возможность взаимодействовать с другими участниками рыночного процесса предприятия с высоким финансовым достатком. Анализируемое предприятие является одним из крупных высокотехнологичных интегрированных изготовителей стальных изделий, труб, стали, трубопроводных каркасов, соединительных деталей не только в России, но и в мире. Оно занимает лидирующие позиции в производственном потенциале страны. Сталкиваясь с проблемой недостатка кадров, компания начала рассматривать пути решения этой проблемы. Поэтому с 2003 года металлургическая компания сотрудничает с НИТУ «МИСиС» для постоянного притока квалифицированных кадров, подготовленных по совместно разработанным программам обучения.
В-четвертых, в эмпирическую базу исследования вошло проведение интервью с представителями Объединенной металлургической компании и высшей школы. В ходе исследования были получены данные положительного характера. Компания совместно с университетом выстраивает стратегии обучения специалистов, которые в дальнейшем становятся членами предприятия. Поэтому очень важным для них является включение и наоборот отказ от каких-либо моментов в процессе обучения. В число положительных критериев входят постоянный приток кадров, заинтересованных данной деятельностью. Отбор на обучение проводится по конкурсной системе, в которую включены как и учебная подготовка, так и психологическая составляющая в прохождении собеседования с представителями крупного предприятия. Однако сложность прохождения конкурсного отбора и получения места обучения оправдывается и стипендиальными выплатами, и общежитием и оплаченным четырех годовым обучением.
Помимо положительных критериев есть также и отрицательные. К примеру, перечисленные ответы представителя компании о том, что негативным фактором для компании является нежелание определенной части молодых людей продолжать работать по окончании контракта. Однако совместный договор заключается на 5 лет, поэтому трудностей с подготовкой кадров на смену не выявляется. По словам представителя металлургической компании, средства, которые вкладываются в процесс обучения каждого студента составляют порядка 1,5 млн. рублей.
В целом, такие программы по взаимодействию являются выигрышными не только для крупных компаний, но также для всех участвующих сторон постольку, поскольку решаются проблемы трудоустройства молодых специалистов для экономического развития страны, улучшаются статистические показатели университетов в выполнении образовательной миссии, а также представляется возможным начать построение карьерного пути молодыми людьми сразу же после обучения. В рамках программы им не нужно заново переобучаться или заниматься деятельностью, не связанной с профилем полученного образования, а значит они не теряют время на процедуры переподготовки.
Подобные программы взаимодействия работодателей и высшей школы приводят к подтверждению теоретической концепции, взятой за основу данной работы. Результаты эмпирического исследования показывают положительную работу теории на практике.



Азгальдов Г. Г. Что нужно для успешной работы // Вестн.высш. школы. 2007. № 7. С.32-42.
2. Багаева А.В. Конструирование региональной идентичности в координатах пространства и времени // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. № 10 (52). С. 11-17.
3. Башарина С.М., Козлова Т.А. Опыт работы Владимирского государственного университета по взаимодействию рынка образовательных услуг и регионального рынка труда молодых специалистов // ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет», г.Владимир, 2009.
4. Белокрылова О.С., Захариадис Э.Ю. Внутренний рынок труда университета в условиях модернизации высшего образования: Монография. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие–ХХI век», 2014. — 268 с.
5. Беляева Л.А. Образование в России и модернизация в экономии (по результатам европейского социального исследования) // Социолог. исслед . 2011. № 12.
6. Борисова А.А., Тимофеева А.Ю. Выпускники вузов на рынке труда: индикаторы мониторинга и ограничители профильной занятости// Университетское управление: практика и анализ. 2014. №1. С.71-80.
7. Бурдьё П. : Социальное пространство: поля и практики. Сборник статей. Составление, общая редакция перевода и послесловие Н. А. Шматко. — М., 2005. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.10.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3707/3708
8. Бутенко Е.В., Ярыш В.Д. Закон и практика его применения: единство и борьба противоположностей //Очерки новейшей камералистики. 2016. № 4. С.13-19.
9. Вукович Г.Г., Гелета И.В. Рынок труда: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 238, С 100-102.
10. Гарсия-Исер, М.Х. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости / М. Х. Гарсия-Исер [и др.] ; М-во труда и соц. развития Рос. Федерации. –М.: Фирма "Инфограф", 2007. – 111с.
11. Горшков М.К. Молодежь России: образ жизни и ценностные приоритеты / М. К. Горшков , В. В. Петухов, А . Л. Андреев, В.А. Аникин и др. – М. : Институт социологии РАН, 2007. – 95 с.
12. Данные исследовательской службы компании HeadHunter Россия (hh.ru)
13. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 448 с.
14. Информация о деятельности в области устойчивого развития ОМК. http://ar2016.omk.ru/ustoychivoye-razvitiye.html
15. Информация о деятельности в области устойчивого развития. Годовой отчет деятельности ОМК за 2016 год. Результаты деятельности АО «Объединенная металлургическая компания». Отчетный период с 01.01.2017 - 31.01. 2017.
16. Ионова М.Л., Фадеенко Н.В., Куроедова Л.Н. Комплексные задачи образования, реализация воспроизводственного процесса трудового потенциала предприятий и молодежного рынка труда на современном этапе // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015. Т.3. № 2. С. 68-72.
17. Исследовательский центр портала для молодых специалистов Career.ru. Состояние российского рынка труда для молодых специалистов, 2019.
18. Капустина Е.В. Никифорова О.А., Тарандо Е.Е. Высшая школа и бизнес: эконом- социологический анализ взаимодействия на молодежном рынке труда // Социология и право. 2016. № 2(32). С. 60-70.
19. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. - М.: Научный эксперт, 2008. - 232 с.
20. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ивановская Л.В., Коновалова В.Г., Митрофанова Е.А., Оксинойд К.Э., Свистунов В.М. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 584 с. - (Высшее образование: бакалавриат)
21. Лагунова И.И. Сущность и роль инфраструктуры рынка труда в рыночной экономике // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2006. № 4. С.181-183.
22. Лапшина И.М., Гущин Г.К. Взаимодействие Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина с работодателями региона // Молодежь и социум. 2012. № 1 (9). С. 48- 51.
23. Липатова Л.Н., Градусова В.Н. Материальное благополучие населения как фактор экономической безопасности (на материалах республики Мордовия) // Управленческое консультирование. 2015. № 3(75). С.105-115.
24. Лопаткин И.В. Молодежный сегмент рынка труда Саратовской области: адаптация к современным реалиям и стабильности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2015. Т.15. №3. С. 56-58.
25. Мальцева И.О., Рощин С.Ю. Система высшего образования и рынок труда (глава 3) //Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / Под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 92-113.
26. Маркин В.В., Воронов В.в. Реформа высшего образования и аттестации научных кадров по Болонскому процессу («опережающий» опыт Латвии и «уроки» для России) // Социология образования. 2014. № 6. С.38-49.
27. Маслова И.С. Российский рынок труда./И.С. Маслова - М: Институт экономики РАН, 1993.-С. 4-5.
28. Отчет в области устойчивого развития ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ)
29. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2004. - 368 с.
30. Плакся В. И. «Безработица в рыночной экономике». – М.: РАГС, 2009. - 332с.
31. Программа развития Выксунского филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет» «МИСиС» на 2012-2017 годы.
32. Рабочая сила, занятость и безработица в России ( по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: Стат. сб./ Росстат . M., 2018. 142 c.
33. Радаев В.В. Экономическая социология: учебник для вузов / В.В.Радаев; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2005. - 603 с.
34. Разумова Т.О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда:. – М., 2009. – 48 с.
35. Романова Л.М. «Региональный рынок рабочей силы: анализ конъюнктуры». -СПб, 1994 . 17С.
36. Рофе, А.И. Экономика труда / А.И. Рофе. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.
37. Сайт Выксунского металлургического завода. https://omk.ru/vmz/
38. Сайт онлайн - объявлений HeadHunter (hh.ru)
39. Синютин М.В., Сергеев С.Ю. Кризис интеллектуального основания капитализма // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2013. № 31. С. 241-246.
40. Стрельченко С.Г. Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи. М.: Типография МАГМУ, 2007.
41. Тарандо Е.Е., Пруель Н.А., Никифорова О.А. Стратегии предприятия моногорода по привлечению высококвалифицированный работников: социологический анализ//Социология и право. 2017. №3(37). С. 37-48.
42. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. - М. 2015
43. Филиппова И.В. Взаимодействие университета и работодателей: карьерные перспективы выпускников // Научные исследования и инновационные разработки, 2017. С 55-58.
44. Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века / пер. с англ. А. А. Куракина; под науч. ред. В. В. Радаева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 392 с.
45. Чижова Л.С. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. — М., 2006.— С. 67.
46. Шешунов И. В., Цапок П. И., Лавров О. В. Система содействия трудоустройству выпускников и рынок труда//ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Росздрава» Киров, Современные наукоемкие технологии. Российская Академия естествознания. , 2007 г. №9
47. Шубкин В.Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки. Монография. - М.: ЦСПиМ, 2010 - 424 с.
48. Chandler A., Amatori R, Hikino T. Big Business and the Wealth of Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
49. DiMaggio P. 1985. Structural Analysis of Organizational Fields: A Blockmodel Approach. Research in Organizational Behavior. 8: 335–370.
50. Fligstein N. Markets, Politics, and Globalization. Uppsala (Sweden): Acta Universitatis Upsaliensis, 1997.
51. Fligstein N., Brantley P. Bank Control, Owner Control, or Organizational Dynamics: Who Controls the Modern Corporation? // American Journal of Sociology. 1992. Vol. 98. No. 2. P. 280-307.
52. Fligstein N., McAdam D. A Political-Cultural Approach to the Problem of Strategic Action / Typescript. 1993.
53. March J. The Business Firm as a Political Coalition // Journal of Politics. 1962. Vol. 24. No. 4. P. 662-678.
54. Premand, P., Brodman, S., Almeida, R., Grun, R., Barouni, M. (2016) Enterpreneurship Education and Entry into Self-Employment Among University Graduates. World Development. 77, 3544, 311–327.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ