Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями при подготовке ребенка к школе

Работа №135713

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы30
Год сдачи2024
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: детский сад «Сказка».
Выборка: 24 человека (11 девочек, 13 мальчиков).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями при подготовке ребенка к школе 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Содержание профессиональной компетентности педагога детского сада в сфере взаимодействия с родителями по вопросам подготовки ребенка к школе 11
Глава 2. Методические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями при подготовке ребенка к школе 16
2.1 Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 16
2.2 Программа взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями при подготовке ребенка к школе 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Приложение 30

Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к личности ребенка. По завершении обучения в детском саду они должны иметь совокупность умений и навыков, а также личностных качеств и свойств, помогающих справиться со школьной нагрузкой в первом классе. На протяжении всего периода пребывания в дошкольной образовательной организации воспитанники получают общие представления о том, что такое учеба. Процедура подготовки заключается в развитии речи, мышления, познавательных интересов, произвольной регуляции, в тренировке памяти, внимания и прочих психических процессов. Обучение в школе предполагает достаточный уровень развития мелкой моторики рук, которая важна для письма. Воспитатели закладывают базис, помогающий дошкольникам осознать изменение социальной позиции, принять будущую роль ученика. Но несмотря на прилагаемые специалистами усилия далеко не всегда удается достичь планируемого результата, на что указывают результаты публикации в психолого-педагогических изданиях.
Опыт воспитателей, обобщенный в рамках научных статей, свидетельствует о том, что значительная часть детей седьмого года жизни оказываются не готовыми к обучению в школе. Отсюда возникает противоречие между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и наличной ситуацией развития ребенка подготовительной группы. Указанные обстоятельства порождают проблему: каковы условия эффективной подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе? Как представляется, действенным средством может стать налаженное взаимодействие между детским садом и родителей. Эффективность потенциала двух социальных институтов в деле воспитания и обучения детей дошкольного возраста доказана в трудах Л.Г. Божович, Е.А Бондаренко, Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, Л.Р. Голубевой, Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина и др.
Объект исследования – процесс подготовки ребенка к школе.
Предмет исследования – влияние взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями на подготовку ребенка к школе.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать на практике эффективность программы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями при подготовке ребенка к школе.
Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть содержание профессиональной компетентности педагога детского сада в сфере взаимодействия с родителями по вопросам подготовки ребенка к школе;
3) осуществить диагностику готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
4) апробировать программу взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями при подготовке ребенка к школе.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме, обобщение и систематизация собранной информации) и эмпирические (беседа, наблюдение, качественная и количественная оценка результатов).
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке программы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями при подготовке ребенка к школе. Содержание может быть полезным методистам дошкольных образовательных организаций, планирующих работу с семьями воспитанников.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках настоящего исследования предпринята попытка теоретически обосновать и апробировать на практике эффективность программы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями при подготовке ребенка к школе. Для достижения цели были проанализированы статьи в психолого-педагогических изданиях, нормативно-правовые источники, учебно-методические пособия. Сделан вывод о том, что старший дошкольный возраст является тем периодом развития ребенка, когда начинает изменяться его взаимодействие с социумом. И воспитатели, и родители готовят его к тому, что в скором времени он уйдет из детского сада и начнет учиться в школе. Для успешного обучения необходима сформированность психических процессов, готовность принять роль ученика, развитость волевых процессов, стремление узнать нечто новое. При объединении потенциала двух социальных институтов работа по подготовке детей к школе проходит более успешно.
Несмотря на хорошо известный и многократно доказанный факт, что семья и детский сад способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка, разногласия и конфликты между педагогами дошкольной организации и семьями возникают довольно часто. Проблема взаимодействия стоит достаточно остро. В таких условиях растет недоверие воспитательных институтов, критика в адрес друг друга неизбежно ведет к возникновению конфликтных ситуаций в системе «педагог – родитель», а страдает наиболее уязвимое звено – ребенок. Вот почему воспитатель должен обладать высоким уровнем компетентности по вопросам взаимодействия с семьей воспитанников. Важно систематически повышать квалификацию, заниматься самообразованием и саморазвитием. Принятие родителей как равноправных партнеров в деле обучения и воспитания детей обеспечит эффективность совместных действий по подготовке детей к школе.
В эмпирической части работы проведено исследование, для чего выбран детский сад «Сказка». К участию в педагогическом эксперименте приглашены воспитанники подготовительной группы. На момент проведения диагностики возраст детей составил от 6-ти до 7-ми лет. Общее количество 24 человека (13 мальчиков и 11 девочек). Диагностика осуществлялась с использованием следующих методик: Т.А. Нежновой «Беседа», Н.И. Гуткиной «Готовность к школе», Д.Б. Эльконина «Графический диктант», А.Н. Бернштейна «Последовательность событий». По результатам исследования установлено, что преобладающим большинством являются дети со средним уровнем готовности к обучению школе. Для его повышения разработана и реализована программа. Поскольку не проводилась повторная диагностика дошкольников, то осталось неизвестным, насколько результативна данная программа. В этой связи, перспектива дальнейшего исследования заключается в организации и проведении контрольного эксперимента.



1) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2) Байбородова Л.В. Теория и методика обучения и воспитания / Л.В. Байбородова, В.М. Пономарева // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 3. – Т. 2. – С. 13-19.
3) Белкина В.Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 95-99.
4) Вдовина Н.А. Опытно-экспериментальное исследование памяти детей старшего дошкольного // Учебный эксперимент в образовании. – 2019. – №3(91). – С. 7-13.
5) Вострецова Н.В. Исследование сформированности волевых качеств у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 5(46). – С. 188-195.
6) Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2021. – 512 с.
7) Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 7-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2021. – 208 с.
8) Донцов Д.А. Развитие психических познавательных процессов в наиболее восприимчивых возрастах – начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью // Вестник практической психологии образования. – 2017. – №3(52). – С. 94-106.
9) Казакова Т.В. Теоретические подходы к определению профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №60-1. – С. 437-440.
10) Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 356 с.
11) Муродходжаева Н.С. Навстречу открытиям вместе: опыт применения системно-деятельностного подхода к организации исследовательского обучения дошкольников // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: сб. статей. – М.: Исследователь, 2018. – С. 24-29.
12) Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М.: Книга по Требованию, 2016. – С. 22-36.
13) Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 694 с.
14) Смовж А.П. Включение родителей в систему взаимодействия детского сада и семьи // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. – Самара, 2018. – С. 202-204.
15) Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 512 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ