Введение 4
Глава 1. Актуальность преподавания литературы в специализированных музыкальных учреждениях 11
1. Особенности преподавания в специализированных музыкальных учреждениях 11
1.1. История специализированных музыкальных учреждений 11
1.2. Система музыкального образования 16
2. Анализ теоретической базы исследований, посвященных взаимовлиянию литературы и музыки 20
3 Преподавательские практики, ориентированные на изучение двух искусств в их связи 25
4. Особенности музыкальной деятельности 31
Глава 2. Выявление особенностей преподавания литературы для музыкантов 35
1. Литература в творчестве композиторов 36
2. Роль литературы в исполнительском искусстве 41
3. Взгляд на вопросы преподавания литературы в специализированных музыкальных учреждениях 45
Глава 3. Решения проблемы преподавания литературы в специализированных музыкальных учреждениях 52
3.1 Лекционные материалы по занятию, посвященному «Пиковой Даме» А.С. Пушкина и П.И. Чайковского 52
3.2 Бизнес-план проекта интернет – ресурса «Литературно-музыкальный салон “Музыкальная табакерка”» 65
Резюме проекта «Литературно-музыкальный салон “Музыкальная табакерка”» 66
Описание отрасли 67
Характеристика структуры и команды проекта 69
Организационный план 71
Производственный план 72
Финансовый план бизнес-проекта 74
Анализ рисков 76
Заключение 77
Литература 79
Приложения 85
История музыки и литературы представляет множество примеров взаимовлияния этих двух искусств, поэтому изучение одного предмета не должно отделяться от другого. Под влиянием литературы музыкантами создавались новые жанры, трансформировалась эстетика направлений. Такие жанры как: песня, романс, кантата, оратория, опера – в большинстве случаев имеют литературный источник. Это может быть и одно стихотворение, и четырехтомный роман, и пьеса. Несомненно, что человек, профессионально занимающийся музыкой, должен быть ознакомлен с литературными источниками музыкальных произведений.
В настоящее время во многих специализированных музыкальных учреждениях изучение литературы ограничивается рамками курса общеобразовательных школ. Если данный предмет и присутствует в учебной программе высшего звена музыкального образования, то преподается он, не заключая в себе какого-либо профессионального интереса или практической применимости для будущих музыкантов. Кроме того, литература изучается вне ее связей с музыкой. Юный музыкант не видит связи между произведением Пушкина и оперой Чайковского. Подобная практика сужает понимание обоих видов искусств, имеющих множество точек соприкосновения.
С самых ранних лет воспитанники специализированных музыкальных школ уделяют больше внимания музыкальным занятиям, а общеобразовательные предметы отходят на второй план. Исходя из этого можно прийти к выводу, что в преподавании общеобразовательных предметов, в особенности литературы, в профильных музыкальных учреждениях, нужно учитывать не только учебную нагрузку, но и сделать эти предметы «нужными» для самих музыкантов. Кроме этого, чтобы сделать предмет «нужным», необходимо преподавать литературу в ее связях с музыкой.
Практическая значимость работы выражается в создании литературно – музыкального проекта, направленного на изучение литературы в ее связях с музыкой.
Объектом исследования является образование в специализированных музыкальных учреждениях.
Предметом исследования является преподавание литературы в специальных музыкальных учреждениях.
Цель исследования: Проектирование образовательного ресурса, направленного на предоставление знания о литературно – музыкальных связях.
В соответствии с поставленной целью был определен к решению ряд конкретных задач:
1. Определить особенности системы музыкального образования. На основе теоретических работ охарактеризовать основные концепции интерпретации литературы в музыкальном контексте, проанализировать существующие методические практики, направленные на изучение музыки и литературы.
2. Обосновать необходимость преподавания литературы в музыкальном контексте на примере мемуаров композиторов, интервью известных исполнителей, преподавателей, студентов и выпускников специализированных музыкальных учреждений. Определить основные направления литературных занятий для музыкантов.
3. Определить целевое направление литературно-музыкального курса, его содержание, характеристики; выделить показатели качества как методического и образовательного ресурса; определить формат, способ публикации и продвижения. С учетом выявленных особенностей, используя одно произведение, имеющее музыкальную и литературную формы, подготовить программу занятия для образовательного проекта.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
1. База исследований, направленная на изучение взаимовлияния музыки и литературы, методические разработки преподавания музыки в ее связях с литературой, труды музыкальных психологов доказывают необходимость особого подхода в изучении литературы музыкантами.
2. Ученики и студенты специализированных музыкальных учреждений не получают должного литературного образования и не заинтересованы в данном образовании, так как предмет изолирован от их профессиональных интересов.
3. Особенности восприятия музыкантами литературы, выявленные в результате данного исследования, помогут в дальнейшей работе, направленной на создание образовательного интернет - ресурса по литературе для музыкантов.
4. Образовательный ресурс, созданный на основе данного исследования, будет предоставлять теоретический материал в удобном для музыкантов формате, являясь дополнительным образованием в области среднего и высшего специального музыкального образования.
Методологическая основа исследования
На первом этапе исследования был использован метод контент-анализа. Были выделены особенности музыкального образования на основе анализа теоретической базы исследования, в которую вошли работы отечественных и зарубежных музыковедов (Мышьякова Н.М. «Литература и музыка в русской культуре XIX века», Ливанова Т.Н. «Русская музыкальная культура XVIII века», Курбанов Б.О. «Взаимосвязь музыки и литературы», Brown C. S. «Musicandliterature»), специалистов музыкальной психологии(Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности», Готсдинер А.Л. «Музыкальная психология», Пясковский И.Б. «Логика музыкального мышления», Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей») и методические разработки(Машенко Н.М. «Использование музыки на уроках литературы», Хайритдинова Н.Ш. «Использование музыки и живописи на уроках литературы и литературного чтения в школе»).
На втором этапе исследования при помощи диагностического метода был проведен анализ эмпирической базы исследования - мемуаров и писем известных композиторов, а также интервью известных исполнителей, преподавателей, студентов и выпускников специализированных музыкальных учреждений с целью выявления основных направлений преподавания литературы для музыкантов.
На третьем этапе исследования при создании литературного занятия для музыкантов был использован метод проектирования. В работе над созданием проекта электронного образовательного ресурса «Музыкальная табакерка» использовался практический метод бизнес-планирования.
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
Положение 1.
Литература играет значительную роль как в музыке, так и в обучении будущих музыкантов. Многочисленные теоретические работы посвящены необходимости изучения искусств в их взаимосвязях, а известные и именитые музыканты отмечают важность изучения данного предмета. Согласно исследованиям музыковедов и высказываниям известных исполнителей и композиторов:
• Литература формирует эстетику музыкальных направлений.
• Способствует появлению новых музыкальных жанров.
• Литературные произведения являются источником и основой музыкальных произведений.
• Литературный текст играет немаловажную роль в таких жанрах, как: опера, оратория, кантата, программная музыка и малые вокальные формы и другие.
• Литературные источники влияют на прочтение музыкального произведения и на его интерпретацию
• В музыкальных произведениях, имеющих в своей основе литературный источник, именно литература является важным средством в создании музыкального образа.
• Знание литературы обогащает музыкальную деятельность.
Таким образом, взаимовлияние музыки и литературы открывают множество путей изучения, расширяя смыслы обоих искусств.
Положение 2.
В ходе исследования были проанализированы расписания и учебные планы специализированных музыкальных учреждений. Было установлено, что изучение литературы в данных учебных заведениях ограничивается рамками курса общеобразовательных школ и не преподается в ее связях с музыкой. Интервью со студентами, выпускниками и преподавателями данных учреждений показали следующие результаты:
• Если литература и преподается в музыкальном учреждении, то в данных занятиях нет никакой практической применимости для будущих музыкантов.
• Литература играет важную роль в профессиональной деятельности, в подготовке и обучении музыкантов. Все участники интервью заинтересованы в литературном обучении.
• Уроки литературы для музыкантов должны отличаться от общеобразовательных стандартов. Каждый из опрошенных предложил свое видение урока по литературе, которое отличается от традиционного преподавания данного предмета.
Положение 3.
Решением проблемы может являться создание образовательного проекта, посвященного литературно – музыкальным связям. Данный ресурс поможет ознакомится с литературной стороной музыкального искусства в наиболее удобном формате. Для проекта характерно:
• Преподавание литературы в музыкальном контексте. Будущему музыканту важно понимать, насколько разные виды искусства взаимосвязаны в творческом процессе.
• Сопоставление и параллельный анализ музыкального произведения и его литературного источника. Данное сопоставление позволит полнее проникнуть в идею и замысел композитора.
• Изучение литературно-музыкальных связей в едином историческом контексте.
• Изучение литературы с целью поиска новых идей и создания музыкальных произведений.
Положение 4.
Образовательный проект может быть реализован в формате интернет – портала «Музыкальная табакерка». Подобное решение позволит достичь следующих результатов:
• Процесс обучения станет более доступным и удобным.
• Такой формат образования позволит охватить более широкую целевую аудиторию.
• Основу «Музыкальной табакерки» составят курсы, затрагивающие различные сферы взаимодействия музыки и литературы.
• Реализация проекта в интернете допускает большое количество различных способов предоставления образовательного материала: видео-, аудиолекции, короткометражные анимационные фильмы, скетчи, скетчи, инфографики.
Апробация работы: Теоретические исследования данной работы отражены в сборнике статей «Инновации в науке и практике»
Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, трех глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и источников (67 источников) и приложений (3 приложения), иллюстрирующих основные положения исследования. Работа выполнена на 107 страницах.
Цель данной работы заключалась в необходимости определить значение предмета литературы в образовании музыкантов для дальнейшего проектирования образовательного ресурса, направленного на изучение литературы в рамках музыкального образования. В результате решения поставленных исследовательских задач были сделаны следующие выводы.
1. Литература играет важную роль в образовании и в творческом процессе музыкантов.
В соответствии с задачей теоретического плана был проведен анализ теоретических работ музыковедов и преподавательских практик. Было выявлено, что литература декларируется всеми как важнейший аспект в воспитании и обучении музыканта-профессионала.
Несмотря на тот факт, что литература и музыка взаимодействуют друг с другом в самых различных сферах искусства, попытки их объединения в преподавательских практиках ограничивались поверхностным анализом и констатацией факта о взаимовлиянии этих двух искусств. Не было выявлено ни одного специализированного курса или работы, направленных на параллельное изучение двух источников – литературного и музыкального.
2. В настоящее время преподавание литературы в специализированных музыкальных учреждениях ограничивается общеобразовательными стандартами, либо вовсе отсутствует.
В ходе анализа расписаний, образовательных стандартов, интервью со студентами специализированных музыкальных учреждений было выявлено, что литературное образование музыкантов не имеет точек соприкосновения с их основной деятельностью, не несет никакой практической применимости для музыкантов и изолировано от музыкального контекста.
Эти данные подтверждают гипотезу о том, что в преподавании литературы для музыкантов не учитывается ее музыкальная составляющая.
3. Музыканты заинтересованы в изучении литературы.
Диагностические результаты анализа высказываний композиторов и исполнителей, а также интервью со студентами, выпускниками и преподавателями специализированных музыкальных учреждений, показали, что знание литературы влияет на интерпретацию музыкального произведения, обогащает музыкальную деятельность, а также играет важную роль в подготовке и обучении музыкантов.
4. Исследование выявило нишу в процессе музыкального образования, заполнить которую может (стать) проект, совмещающий в себе знания как литературного, так и музыкального характера.
Опираясь на идеи, предложенные музыкантами, теоретические аспекты музыкального образования был создан проект образовательного интернет – ресурса «Музыкальная табакерка» для возможности изучения литературы в ее связях с музыкой. Данная программа может обогатить как преподавание литературного курса, так и занятия по музыкальной литературе.
1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательский дом «Классика – 21», 2008. 352 с.
2. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975.
3. Взаимосвязь искусств на уроках литературы: 4-10 кл. Пособие для учителя. Сост. Альбеткова Р.И. М., 1987. 192 с.
4. В.Э. Мейерхольд. «Пиковая дама». Замысел. Воплощение. Судьба: Сб. документов и материалов / Сост. Г. Копытова. Спб.: Композитор, 1994. 408 с.
5. Володина И.В. Музыка на уроках литературы. Тюмень, 1965. 24с.
6. Гаспаров Б.М. Пять опер и симфония. Слово и музыка в русской культуре. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2009. 320 с.
7. Гликман И.Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Л.: Советский композитор, 1989. 352с.
8. Гловацкий Б.С. Лермонтов и музыка. М.Л.: Музыка, 1964. - 103 с.
9. Горюхина Э.Н. Живопись, музыка, театральное искусство на уроках литературы и на внеклассных занятиях как одно из средств повышения уровня эстетического воспитания в старших классах сельской школы : Автореферат на соискание учен. степени кандидата пед. наук / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т общего и политехн. образования. Новосибирск, 1963. 23 с.
10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Изд. Межд. акад. педна-ук, 1983. 189 с.
11. Дорошенко С.И. История музыкального образования в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Владимир: ВГПУ, 2007. 224с.
12. Дроздова М.Ф. Пушкин в музыке русских композиторов: Учеб. пособ. к спецкурсу. Челябинск:Челяб.ГПИ, 1980. 62 с.
13. Иванов Г.К. А.Н.Островский в музыке: Справочник, М.; Сов.композитор, 1976. 126 с.
14. Ильина Т.В. Русский XVIII век: изобразительное искусство и музыка: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. С.367
15. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы. Баку: ЭЛМ, 1972. 140 с.
16. Майорова А.В. Литература и музыка: Учеб. пособие для студентов-филологов. Рига: Изд-во Латвийского ун-та, 1981. 103с..
17. Маркези Г. Опера. Путеводитель. От истоков до наших дней. М.: Музыка, 1990, 1990. 383с.
18. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. М.: Просвещение, 1978.78с.
19. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
20. Мейерхольд В.Э. Пушкин и Чайковский // Статьи, письма, речи, беседы. Ч.2. М.: Искусство, 1968. С. 248 - 263.
21. Мирецкая В.Г. Проблемы межпредметных связей музыки и литературы в формировании у подростков представлений о художественном образе. -Ташкент, 1980. С.101-107.
22. Мозгот В. Г. Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. 144с.
23. Музыка начинается там, где кончается слово: Книга для учителя / Сост. Волкова П.С. под общ. ред. Казанцевой Л.П. Астрахань-М., 1995.458 с.
24. Муха А. Процесс композиторского творчества. К., 1979.
25. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. -М., 1972. 382 с.
26. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
27. Николаева Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X – середина XVII столетия. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 148 - 149.
28. Проблемы развития системы музыкального образования. М., 1986. 34 С.
29. Пясковский И.Б. Логика музыкального мышления. К.: Музична Украина, 1987. 183 с.
30. Ступель A.M. Образы мировой поэзии в музыке. М.-Л.: Музыка, 1965. 151 с.
31. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 379с.
32. Хайритдинова Н.Ш. Использование музыки и живописи на уроках литературы и литературного чтения в школе. Из опыта работы. Казань, 1966. 76с.
33. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994. - 373 С.
Статьи
34. Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. Тула, 1997.
35. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
36. Брандесов Р.Ф. Музыкальная иллюстрация урока литературы. //Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск. 1981. С.52-66.
37. Брандесов Р.Ф. О творческом характере урока литературы // Литература в школе 1976. № 6. С.31-34.
38. Виноградов В. В. Стиль "Пиковой дамы" // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы.М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. [Вып.] 2. С. 74—147.
39. Гундарева Е.Ю. Идет эксперимент // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции "Теория и практика музыкального образования: Исторический аспект, современное состояние и перспективы развития". М., 1999.
40. Дроздова М.Ф. Музыка при изучении лирики Лермонтова: Уроки в 5-8 кл. // Литература в школе 1986. № 1. С.32-35.
41. Ельцов Ю.Г. Музыка в изучении творчества Л.Толстого в старшем классе // Литература в школе 1989. № 6. С.98-101.
42. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. № 4.
43. Казимирова Л.К. Произведения литературы и музыки на вступительных занятиях и во внеклассной работе // Взаимосвязь искусств на уроках литературы. Пособие для учителя. М., 1987. С. 35 – 44.
44. Лехциева Э.К. Роль разбора произведения в развитии восприятия музыки //В школе слушают музыку: Сб.ст. М., 1964.С. 44 – 52.
45. Липаева Т.А. Музыка на уроках литературы //Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. М., 1987. С.69-80.
46. Лысина Н.И. К проблеме комплексного воздействия музыки и литературы //Советская педагогика. 1981.№8. С.56-60.
47. Литература и музыка: Ст. / Под ред. Б.Г.Реизова. Л.: ЛГУ, 1975. 227 с.
48. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения: Сб.ст. М., 1971. С.166-212.
49. Мильштейн Я.И. Генрих Нейгауз// Г.Г. Нейгауз Об искусстве фортепианной игры:записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988.
50. Мясищев В.Н., Готсдинер A.JI. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. М.: Музыка, 1991.
51. Нечаева О.С. Об интеграции искусств на уроке музыки // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции "Теория и практика музыкального образования: Исторический аспект, современное состояние и перспективы развития". М., 1999. C. 139-142
52. Процессы музыкального творчества М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
53. Тараканов М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.
Мемуары, письма композиторов
54. Верди Джузеппе. Избранные письма. М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. - 646 с.
55. Глазунов Александр. Письма, статьи, воспоминания (Избранное). М.: Музгиз, 1958. 550 с.
56. Глинка Михаил. О музыке и музыкантах. М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 84 с.
57. Кюи Ц.А. Избранные статьи. Л.: Гос. муз. изд-во, 1952.
58. Кюи Ц.А. Музыкально-критические статьи. Т.1. П.: Музыкальный современник, 1918.
59. Рахманинов. С. В. Литературное наследие. М.: Советский композитор, 1978. 256с.
60. С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, М., 1947.
61. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки 1859-1907 гг. СПб.: Типография М.Стасюлевича, I9XI. 223 с.
62. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. СПб.: Типография Глазунова, 1909.
63. Чайковский П.И. Литературные произведения и переписка // Полн, собр. соч. М., 1974.
64. Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х томах.. M.: Алгоритм, 1997.
Интернет-источники
65. Положение о Средней специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова // URL : http://kazanconservatoire.ru/images/ssmsh/polozhenie_ssmsh.pdf (Дата обращения 02.02.2018)
66. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования по направлению подготовки 53.03.06 музыкознание и музыкально-прикладное искусство (уровень бакалавриата) // URL: http://www.mosconsv.ru/sveden/files/Fgosvo_530306_010716.pdf (Дата обращения 02.02.2018)
67. Р.К. Щедрин Музыка всегда ждет нового гения // URL:http://www.shchedrin.de/index.php?id=28&L=2 (Дата обращения 05.03.2018)