Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Запевала деревенского хора: статус, роль, талант

Работа №135701

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы95
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ И НАРОДНОГО ПЕНИЯ 7
ГЛАВА II. ВЕРНАКУЛЯРНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ 27
ГЛАВА III. ЗАПЕВАЛА В СОВРЕМЕННОМ ДЕРЕВЕНСКОМ ХОРЕ: ВЕРНАКУЛЯРНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 90


Пение является неотъемлемой частью деревенской и городской культуры. Народная песня в конце XIX — начале XXвв. стала выходить из приватного пространства на всеобщее обозрение, появилась новая институция, вписанная в систему государственного культурного управления и академического музыкального образования — народный хор. Со второй половины ХIХ века народный хор становится объектом внимания фольклористики— сначала практической, а потом и научной. Исследователи рассматривают феномен народной песни и народного пения в связи с появлением фольклора на эстраде, а фольклористы-практики привлечены к работе с самодеятельными коллективами . Народная песня стала достоянием целой страны, её исполняют не только деревенские и городские жители для собственного удовольствия, но и профессиональные певцы для разных целей.
В рамках данной работы мы будем рассматривать хоровое пение в современной деревне на сцене деревенского клуба и других площадках и хоровое пение (дуэтом) в неформальной обстановке. Особенно нас интересует фигура запевалы деревенского хора. При этом современный деревенский хор является частью такого явления как художественная самодеятельность, о которой нам придется рассказать в главе «История изучения народной песни и народного пения»
«Фольклорный хор», или «фольклорный ансамбль», по определению «Словаря научной и народной терминологии» (в одном из значений термина), — «форма современной художественной самодеятельности, в которой воспроизводится традиционное народное искусство (песни, танцы, инструментальная музыка) преимущественно в сценических условиях»[Восточнославянский фольклор,c. 9]. Деревенские самодеятельные коллективы —сконструированный сначала частной инициативой, а в советское время государством, тип певческой практики существующий в системе районных, городских, сельских домов и дворцов культуры. Пение в деревенском хоре имеет отношение к вернакулярным практикам пения. Охарактеризовать это отношение — одна из задач данной работы. Под вернакулярной практикой мы понимаем совокупность способов действия, принятых в локальном сообществе и относящихся к конкретной традиции. В хоре традиционно выделяется фигура запевалы как одного из центров певческого коллектива.
Исполнение фольклорного произведения, на сцене или в неформальной обстановке мы будем рассматривать как перформанс — «…демонстрацию культуры, которая является результатом совместных действий одних людей с другими и вырабатыванием способов экспрессивного (или эмоционального) взаимодействия » [Abrahams, p. 75]. Мы различаем профессиональный и любительский типы исполнения, наше внимание сосредоточено именно на втором типе. Первый тип регламентируется академическим каноном музыковедческого образования. При этом и любительский, и профессиональный тип исполнения фольклора на сцене относится к так называемому фольклоризму. Вслед за Л. Олсон мы понимаем его как «<…> сознательное использование фольклора массовой, элитарной или официально спонсируемой культурой. Когда фольклор деревенских жителей исполняется на сцене, на площадках, организованных производителями культуры, он становится фольклоризмом»[Olson,p.6].
Современные деревенские певческие коллективы являются частью фольклоризма, но нам важно описать, как в деятельности хора соотносятся характеристики массовости, элитарности, официального спонсорства и организации производства культуры. Нам важно разобраться, кто и почему поет в хоре, кто лидирует в пении, а кто организует работу. С одной стороны, известно, что поют в фольклорном деревенском хоре по преимуществу женщины, а не мужчины. Л. Олсон в монографии «Показывая русское: фольклорное движение и русское самосознание» отмечает, что после Первой мировой и Гражданской войн практика пения ассоциируется с женщинами, так как мужчины, приходя с фронта, пели совершенно другие песни. В деревнях сохранялись локальные стили исполнения, и женщины стали их хранительницами. В результате деревенские хоры состояли из женщин, а хоры массовой песни состояли из мужчин [Ibid: p. 51].
С другой стороны, отношения в хоре построены они на основе разделения запевалы и хора. А. Н. Веселовский отмечал значимость талантливого запевалы для певческого ансамбля: он может распустить хор на множество голосов и снова его собрать [Веселовский, c. 160]. В рамках современного самодеятельного коллектива народной песни запевала является не только талантливым человеком, членом деревенского сообщества, но и частью культурной институции. Объектом настоящего исследования является фигура запевалы в деревенском хоре. Нас интересуют знания, качества и навыки, позволяющие певцу стать лидером хора. Мы обратим внимание на характеристики мастерства запевалы, на описании роли запевалы в хоре и на ее/его статус в деревенском сообществе.
Предмет нашего исследования — описание фигуры запевалы как части культурной институции советского и постсоветского деревенского хора, как лидера певческого коллектива, и как члена деревенского сообщества. Мы предполагаем, что институция фольклорного хора плотно вписалась в современную деревенскую повседневность, и такая фигура как запевала представляет собой сложную комбинацию репутаций, мастерства, статусов и ролей. Для достижения поставленной цели описания фигуры запевалы фольклорного хора мы намерены решить следующие задачи:
описание становления институции деревенского фольклорного хора от дореволюционного до постсоветского времени;
поиск и отбор (по оговоренным критериям) интервью с участницами деревенских хоров в Фольклорном архиве СПбГУ, выбор коллектива для рассмотрения.
Характеристика фигуры запевалы будет выстраиваться по разработанной А. С. Семёновой методологии, которую она представила в статье «Фольклорный хор на Мезени: поведенческие стратегии участниц». Мы описывать публичные и приватные площадки хора и рассмотрим коммуникацию трём стратегиям: личностным, исполнительским и текстовым.
Основу исследуемого материала составят собственные полевые записи автора в с.Вожгора Лешуконского района Архангельской области, сделанные летом в 2021 г. (интервью, видео концертов, застолий, репетиций), наблюдения, зафиксированные в полевом дневнике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании мы описали историю формирования институции деревенского хора, которая тянется с конца XIX века. Я предполагаю, что запевала современного хора вписывается в мощный инструмент пропаганды народности(«русскости»), разработанный государством.
В рамках традиционного деревенского пения азы песенного канона были доступны каждому. Сначала через слушание колыбельных от старших далее — через слушание взрослых на посиделках в избе или гуляний на улице во время праздников. Так репертуар поющего деревенского ребенка пополнялся отрывками и переделками песен взрослых, дети бессознательно усваивали их формулы, а также совершали первые опыты импровизации. Дети поют в присутствии родственников или среди ровесников: песня постепенно выходит из приватного пространства в публичное.
В подростковом возрасте начинает складываться репутация запевалы— «голосистого» ребенка замечают старшие. В вертикальных отношениях взрослый-ребенок хорошо поющих детей поддерживали и одобряли. Во время игры со сверстниками самые инициативные, талантливые, наблюдательные молодые исполнители завоёвывали авторитет. Так, голосистые певуньи и певцы становились известными всем поло-возрастным группам деревни.
Во взрослой компании на застольях запевалу выбирали, доверяя певцу — его таланту, знанию репертуара, инициативности. Участники спонтанного ансамбля давали запевале свободу в выборе песни для исполнения и полностью на него рассчитывали.
Предпринятое в третьей главе описание площадок для исполнения песен и реализуемых участницами коллектива стратегий (личностных, текстовых, исполнительских) показало, что хор не является ни «компаньюшей», ни «гостьбой», где традиционно женщины пели в своё удовольствие, проводили время в своей компании и по своим правилам. В деревенском хоре при доме культуры женщины рассматривают пение как общественно-значимое занятие, а не только как хобби. Певицы вынуждены оставлять собственные дела для репетиций и поездок на смотры.
В практиках пения деревенского хора совмещены императивы культурной институции и обычаи времяпрепровождения традиционной женской компании. В пограничной ситуации эти представления наиболее очевидны. В деревенском хоре запевала оказывается привязан к определённому сценарию концерта или репетиции и не может отойти от него.
Запевала хора, носящего звание «народного», должен обладать особым «старинным» голосом. С одной стороны, «старина» связана с традиционным пением, которое слышали хористки в детстве от своих родственников, с другой — с идеей самой институции народного хора, которая провозглашает ценность «старины». Мы можем говорить о том, что эпитет «старинный» является конвенцией практики пения в рамках деревенского хора.
Запевала деревенского хора, очень активно реализует личностные стратегии и лидирует в пении, но при этом подчинён императиву культурной институции народного хора.



1. Abrahams R. D. Folklore and literature as performance / Journal of the folklore institute. Indiana University Press, 1972. Т. 9, № 2/3. Р. 75.
2. Olson L. Performing Russia: folk revival and Russian identity. New York and London: Routledge Curzon, 2004. 304 pp.
3. Адоньева С., Олсон Л. Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины. М.: НЛО, 2017. 520 с.
4. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., «Прогресс-Универс», 1995. 454 с.
5. Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX в.: этногр. очерки. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. 231 с.
6. Брискин Н. На вечеринке: (Терский берег) / Н. Брискин // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1916. № 9. С. 359—365.
7. Васильева З. Самодеятельность: в поисках советской модерности / З. Васильева // Новое литературное обозрение. 2014. № 4. С. 54—63.
8. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. школа, 1989. 404 с
9. Володихин Д. М. Феномен фольк-хистори // Отечественная история. 2000. № 4.
10. Гиппиус Е. В. Крестьянскя музыка Заонежья // Крестьянское искусство СССР. Сб. 1. Л.: ACADEMIA, 1927. С. 147—164.
11. Доклад о предварительном исследовании по вопросу о целесообразности международного регулирования — на основе нового нормативного правового акта — охраны традиционной культуры и фольклора. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001225/122585r.pdf (дата обращения: 03.03.2022).
12. Дю Буа Джон В. Самоочевидность и ритуальная речь. // Кунсткамера: этнографические тетради. СПб., 1998. Вып. 12. С. 198—223.
13. Земцовский И. И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? // Фольклор и фольклоризм. Вып. 2. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: Сб. науч. тр. / Сост. и отв. ред. В. А. Лапин. Л.: ЛГИТМиК, 1989. С. 6—19.
14. Из истории ГРДНТ: становление и развитие методической службы народного творчества России. URL: http://www.rusfolk.ru/about/history (дата обращения: 27.11.2021).
15. Истомин Ф. М. Песни русского народа: собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году / записали: сл. Ф. М. Истомин, напевы Г. О. Дютш. Санкт-Петербург: издано Императорским Русским географическим обществом, 1894. 244 с.
16. Калашникова Р. Б. Бесёды и бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. 162 с.
17. Калугина Н. Методические материалы к курсу: «Основы методики работы с русским народным хором»: Для студентов-заочников / Н. Калугина; М.: М-во культуры СССР., 1964. Вып. 1. 268 с.
18. Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение. Собирание. Обзор материала / О. И. Капица; обл. раб. худож. Е. Г. Дорфман. Л.: Прибой, 1928. 222 с.
19. Кнатц Е.Э. «Метище» — праздничное гуляние в пинежском районе / Е.Э. Кнатц // Искусство Севера. Л., 1928. Вып. 2. С. 188—200.
20. Колпакова Н. П. Ветер с севера. Л.: Издательство «Прибой», 1931.
21. Куликовский Г. И. Беседные складчины и ссыпчины Обонежья / Г. И. Куликовский // Этнографическое обозрение. 1889. Кн 1. С. 106—114.
22. Куприянова С. О. Практика убаюкивания в современной городской культуре: материнский фольклор и потребности ребенка // Сервис plus. 2017. Т. 11. № 3. С. 94—99.
23. Левина И. М. Кукольные игры в свадьбу и метище // Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Вып. 2. Л., 1928. С. 201—234.
24. Лорд А. Б. Сказитель. Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Клейнера и Г. А. Левинтона. Послесл. Б. Н. Путилова. Статьи А. И. Зайцева, Ю. А. Клейнера. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 368 с.
25. Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Монография. Л.: Наука, 1989. 172 с.
26. Матвиевская Л. Ф. «Во пиру ли я была да во компаньюше»: внесемейная организация социума // Филологический практикум. Речевая и обрядовая культура Русского Севера. СПб., 2012. С. 112—124.
27. Розова Л. Е. Традиционная вечера как форма социализации детей и подростков / Л. Е. Розова // Традиции и новаторство в современной школе: тез. докл. науч.-практ. конф. Вологда; М., 1998. С. 106—108.
28. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 5: Вологодская губерния. Ч. 4, Тотемский, Устьсысольский, Устюгский и Яренский уезды. М., 2008. 807 с.
29. Семенова А. С. О «молодых вдовушках» и «духовной силе солдатских вдов»: солдатские вдовы по рассказам деревенских жителей и в официальной версии. 2008. Цейтлин Г. Народные игры в Поморье // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. № 13. С. 7—21.
Словари и справочные издания
30. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1800-1855 / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; под ред. А. А. Горелова, сост. Т. Г. Иванова. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. 263 с
31. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1881-1900 / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, БАН; под ред. А. А. Горелова и Н. П. Копаневой, сост. Т. Г. Иванова. Л.: БАН, 1990. 502 с.
32. Русский фольклор: Библиографический указатель. 1901-1916 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, БАН; сост. М. Я. Мельц, под ред. С. П. Луппова и А. Д. Соймонова. Л.: БАН, 1981. 482 с.
33. Русский фольклор: библиографический указатель. 1917-1944 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР, БАН; сост. М. Я. Мельц, под ред. А. М. Астаховой и С. П. Луппова. Л.: БАН, 1966. 684 с.
34. Русский фольклор: библиографический указатель. 1945-1959 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, БАН; сост. М. Я. Мельц, под ред. А. М. Астаховой и С. П. Луппова. Л.: БАН, 1961. 408 с.
35. Русский фольклор: библиографический указатель. 1960-1965 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, БАН; сост. М. Я. Мельц, под ред. А. М. Астаховой и С. П. Луппова. Л.: БАН, 1967. 546 с
36. Русский фольклор: библиографический указатель. 1966-1975. Ч. 1 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, БАН; сост. М. Я. Мельц, под ред. С. Н. Азбелева и С. П. Луппова. Л.: БАН, 1984. 422 с.
37. Русский фольклор: библиографический указатель. 1966-1975. Ч. 2 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, БАН; сост. М. Я. Мельц, под ред. С. Н. Азбелева и С. П. Луппова Л.: БАН, 1985. 388 с.
38. Русский фольклор: библиографический указатель. 1976-1980 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР, БАН; сост. Т. Г. Иванова, под ред. А. А. Горелова и Н. П. Копаневой. Л.: БАН, 1987. 402 с.
39. Русский фольклор: библиографический указатель. 1981-1985 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, БАН; сост. Т. Г. Иванова, под ред. А. А. Горелова и Н. П. Копаневой. Л.: БАН, 1993. 546 с.
40. Русский фольклор: библиографический указатель. 1991-1995 / ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР, БАН; сост. Т. Г. Иванова, под ред. Т. Г. Ивановой и М. В. Рейли. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 649 с.
41. Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. / Отв. ред. К. П. Кабашников. Минск: Навука i тэхнiка, 1993. 478 с.
42. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 ч. / В. И. Даль. М.: Общество любителей российской словесности, учрежденное при Императорском московском университете. Ч. 1: А—3. 1863. 627 с.
43. Большой академический словарь русского языка / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; ред.: Л. И. Балахонова З—Зятюшка. М., 2006. 825 с.
44. Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. Гондольера—Корсов. 960 с.
Сборники текстов
45. Истомин Ф. М. Песни русского народа: Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году / Записали слова Ф. М. Истомин, напевы Г. О. Дютш. Санкт-Петербург: Имп. Рус. геогр. о-во, 1894. XXIV. 244 с.
46. Якушкин П. И. Народные русские песни из собрания П. Якушкина. Санкт-Петербург: тип. А. А. Краевского, 1865. 288 с.
47. Собрание народных песен П. В. Киреевского / Подгот. текстов к печати, статья и коммент. А. Д. Соймонова. Т. 1: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. 1977. 327 с.
48. Поэзия крестьянских праздников. Общ. ред. В. Г. Базанова. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1970. 636 с.
49. Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Сборник русских народных лирических песен: Опыт систематического свода лирических песен / С объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания Н. М. Лопатина, С положением песен для голоса и фортепиано В. П. Прокунина. Под ред. и со вступ. ст. В. Беляева. М.: Музгиз, 1956. 458 с.
50. Великорусские народные песни / Изд. проф. А. И. Соболевским [при участии П. Н. Шеффера]. СПб., 1895—1902. Т. I—VII. Т. III. 1897. 512 c.
Нормативно-правовые акты:
51. Приказ Минкультуры России от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районах и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ