Проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ДЦП (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования: 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (3-4 классы), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (3-4 классы), которые составили контрольную группу.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6
1.1 Подходы к понятию «агрессивное поведение» в научной литературе 6
1.2 Проявление агрессии детьми младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников с детским церебральным параличом 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 23
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования: 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (3-4 классы), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (3-4 классы), которые составили контрольную группу.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6
1.1 Подходы к понятию «агрессивное поведение» в научной литературе 6
1.2 Проявление агрессии детьми младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников с детским церебральным параличом 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 23
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Актуальность темы исследования. Изучение проявления агрессивного поведения у младших школьников с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) имеет высокую актуальность по следующим причинам. Во-первых, агрессивное поведение может иметь негативные последствия для самого ребенка и окружающих его людей. Изучение этого явления поможет определить, какие факторы могут способствовать возникновению агрессии у детей с ДЦП и каким образом можно помочь им справиться с этими трудностями. Во-вторых, понимание причин и механизмов агрессивного поведения у детей с ДЦП позволит разработать и применять эффективные методы работы с этими детьми в образовательных учреждениях. Это может включать в себя специализированные программы, обучение педагогов, применение адаптивных техник и другие подходы, которые помогут уменьшить агрессивное поведение и создать благоприятную обстановку для обучения и развития ребенка. В-третьих, у младших школьников с ДЦП часто возникают сложности в социальном взаимодействии и адаптации к окружающему миру. Агрессивное поведение может усугубить эти сложности, ведя к социальной изоляции и отчуждению от сверстников. Изучение агрессивного поведения у младших школьников с ДЦП поможет разработать индивидуальные стратегии поддержки и социальной интеграции, что способствует созданию более равных возможностей для детей ДЦП.
Все эти факторы подтверждают актуальность изучения проявления агрессивного поведения у младших школьников с ДЦП.
В настоящее время проблема изучения проявления агрессии и агрессивного поведения младшими школьниками с ДЦП рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. В. И. Малюгин, Л. А. Орлова и др. рассматривают психологические особенности формирования агрессивного поведения у детей с ДЦП. Н. С. Лебедева описывает особенности проявления и коррекция агрессии у детей с ДЦП. О. Л. Григорьева, О. А. Нестерова и др. рекомендуют методы снижения агрессии у детей с ДЦП.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в снижении агрессии у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования – агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования – особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП формы проявления агрессивного поведения отличаются от проявления агрессии детьми младшего школьного возраста с развитием в норме.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к агрессивному поведению в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к причинам агрессии младших школьников с ДЦП – О. А. Нестерова, Л. А. Орлова и др.;
- подходы к изучению особенностей проявления агрессии младшими школьниками с ДЦП – В. И. Малюгин, Т. Г. Петрова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (3-4 классы), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (3-4 классы), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Все эти факторы подтверждают актуальность изучения проявления агрессивного поведения у младших школьников с ДЦП.
В настоящее время проблема изучения проявления агрессии и агрессивного поведения младшими школьниками с ДЦП рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. В. И. Малюгин, Л. А. Орлова и др. рассматривают психологические особенности формирования агрессивного поведения у детей с ДЦП. Н. С. Лебедева описывает особенности проявления и коррекция агрессии у детей с ДЦП. О. Л. Григорьева, О. А. Нестерова и др. рекомендуют методы снижения агрессии у детей с ДЦП.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в снижении агрессии у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования – агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования – особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП формы проявления агрессивного поведения отличаются от проявления агрессии детьми младшего школьного возраста с развитием в норме.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к агрессивному поведению в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к причинам агрессии младших школьников с ДЦП – О. А. Нестерова, Л. А. Орлова и др.;
- подходы к изучению особенностей проявления агрессии младшими школьниками с ДЦП – В. И. Малюгин, Т. Г. Петрова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (3-4 классы), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (3-4 классы), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Агрессия и агрессивное поведение – важные и актуальные проблемы в зарубежной и отечественной психологии. Этому явлению уделяется значительное внимание и в научных исследованиях, и в практической работе. Установлено, что агрессивное поведение может иметь различные причины, такие как психические расстройства, негативные жизненные события, семейные и социокультурные факторы. Исследования показывают, что агрессия может иметь как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, она может служить защитным механизмом и способом самовыражения, особенно в случаях, когда люди испытывают недостаток внутреннего или внешнего контроля. С другой стороны, агрессивное поведение может вызывать нарушения в отношениях с окружающими, приводить к конфликтам и даже физической или психологической травме.
Изучение влияния детского церебрального паралича на социальное поведение младших школьников является важным шагом в создании условий для полной интеграции и включения всех детей в общество. Обращение внимания на специфические потребности этой группы детей позволит разработать эффективные программы и подходы, направленные на их поддержку и развитие, что способствует созданию более справедливого и инклюзивного общества.
Анализ результатов по методике «Опросник Басса-Дарки» позволил выявить интересные особенности в выражении агрессии у детей с детским церебральным параличом и младших школьников с нормальным развитием. У детей с ДЦП физическая агрессия не была обнаружена, однако они проявляют свою агрессию через другие каналы – вербальную агрессию, косвенную агрессию и раздражение. Обиды, негативизм и подозрительность, в свою очередь, не так характерны для детей с ДЦП. Совершенно иная картина наблюдается у младших школьников без патологии развития. Вербальная агрессия, обида, негативизм и подозрительность являются наиболее распространенными проявлениями агрессии у них. Однако у этих детей косвенная агрессия и раздражение проявляются в меньшей степени. Полученные данные говорят о различных способах выражения агрессии у младших школьников с разным развитием, что требует особых подходов в работе с каждой группой детей и может оказывать влияние на их социальные взаимодействия.
На основании результатов методики «Кактус» А.М. Прихожан был сформулирован вывод о том, что агрессия и тревога проявляются чаще у младших школьников с ДЦП, в то время как импульсивность и оптимизм более характерны для младших школьников с развитием в норме. Эгоцентризм, зависимость, демонстративность, скрытность, экстровертированность и стремление к домашней защите выявлены у обеих групп младших школьников, без преобладания у одной из них. Интровертированность и стремление к одиночеству более распространены среди младших школьников с ДЦП. Эти данные могут помочь понять особенности поведения и эмоционального развития детей и способствовать разработке индивидуальных подходов к их воспитанию и обучению.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Изучение влияния детского церебрального паралича на социальное поведение младших школьников является важным шагом в создании условий для полной интеграции и включения всех детей в общество. Обращение внимания на специфические потребности этой группы детей позволит разработать эффективные программы и подходы, направленные на их поддержку и развитие, что способствует созданию более справедливого и инклюзивного общества.
Анализ результатов по методике «Опросник Басса-Дарки» позволил выявить интересные особенности в выражении агрессии у детей с детским церебральным параличом и младших школьников с нормальным развитием. У детей с ДЦП физическая агрессия не была обнаружена, однако они проявляют свою агрессию через другие каналы – вербальную агрессию, косвенную агрессию и раздражение. Обиды, негативизм и подозрительность, в свою очередь, не так характерны для детей с ДЦП. Совершенно иная картина наблюдается у младших школьников без патологии развития. Вербальная агрессия, обида, негативизм и подозрительность являются наиболее распространенными проявлениями агрессии у них. Однако у этих детей косвенная агрессия и раздражение проявляются в меньшей степени. Полученные данные говорят о различных способах выражения агрессии у младших школьников с разным развитием, что требует особых подходов в работе с каждой группой детей и может оказывать влияние на их социальные взаимодействия.
На основании результатов методики «Кактус» А.М. Прихожан был сформулирован вывод о том, что агрессия и тревога проявляются чаще у младших школьников с ДЦП, в то время как импульсивность и оптимизм более характерны для младших школьников с развитием в норме. Эгоцентризм, зависимость, демонстративность, скрытность, экстровертированность и стремление к домашней защите выявлены у обеих групп младших школьников, без преобладания у одной из них. Интровертированность и стремление к одиночеству более распространены среди младших школьников с ДЦП. Эти данные могут помочь понять особенности поведения и эмоционального развития детей и способствовать разработке индивидуальных подходов к их воспитанию и обучению.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП (Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021



