Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования: 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (3-4 классы), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (3-4 классы), которые составили контрольную группу.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6
1.1 Подходы к понятию «агрессивное поведение» в научной литературе 6
1.2 Проявление агрессии детьми младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников с детским церебральным параличом 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 23
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Актуальность темы исследования. Изучение проявления агрессивного поведения у младших школьников с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) имеет высокую актуальность по следующим причинам. Во-первых, агрессивное поведение может иметь негативные последствия для самого ребенка и окружающих его людей. Изучение этого явления поможет определить, какие факторы могут способствовать возникновению агрессии у детей с ДЦП и каким образом можно помочь им справиться с этими трудностями. Во-вторых, понимание причин и механизмов агрессивного поведения у детей с ДЦП позволит разработать и применять эффективные методы работы с этими детьми в образовательных учреждениях. Это может включать в себя специализированные программы, обучение педагогов, применение адаптивных техник и другие подходы, которые помогут уменьшить агрессивное поведение и создать благоприятную обстановку для обучения и развития ребенка. В-третьих, у младших школьников с ДЦП часто возникают сложности в социальном взаимодействии и адаптации к окружающему миру. Агрессивное поведение может усугубить эти сложности, ведя к социальной изоляции и отчуждению от сверстников. Изучение агрессивного поведения у младших школьников с ДЦП поможет разработать индивидуальные стратегии поддержки и социальной интеграции, что способствует созданию более равных возможностей для детей ДЦП.
Все эти факторы подтверждают актуальность изучения проявления агрессивного поведения у младших школьников с ДЦП.
В настоящее время проблема изучения проявления агрессии и агрессивного поведения младшими школьниками с ДЦП рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. В. И. Малюгин, Л. А. Орлова и др. рассматривают психологические особенности формирования агрессивного поведения у детей с ДЦП. Н. С. Лебедева описывает особенности проявления и коррекция агрессии у детей с ДЦП. О. Л. Григорьева, О. А. Нестерова и др. рекомендуют методы снижения агрессии у детей с ДЦП.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в снижении агрессии у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования – агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования – особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП формы проявления агрессивного поведения отличаются от проявления агрессии детьми младшего школьного возраста с развитием в норме.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к агрессивному поведению в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к причинам агрессии младших школьников с ДЦП – О. А. Нестерова, Л. А. Орлова и др.;
- подходы к изучению особенностей проявления агрессии младшими школьниками с ДЦП – В. И. Малюгин, Т. Г. Петрова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (3-4 классы), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (3-4 классы), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Агрессия и агрессивное поведение – важные и актуальные проблемы в зарубежной и отечественной психологии. Этому явлению уделяется значительное внимание и в научных исследованиях, и в практической работе. Установлено, что агрессивное поведение может иметь различные причины, такие как психические расстройства, негативные жизненные события, семейные и социокультурные факторы. Исследования показывают, что агрессия может иметь как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, она может служить защитным механизмом и способом самовыражения, особенно в случаях, когда люди испытывают недостаток внутреннего или внешнего контроля. С другой стороны, агрессивное поведение может вызывать нарушения в отношениях с окружающими, приводить к конфликтам и даже физической или психологической травме.
Изучение влияния детского церебрального паралича на социальное поведение младших школьников является важным шагом в создании условий для полной интеграции и включения всех детей в общество. Обращение внимания на специфические потребности этой группы детей позволит разработать эффективные программы и подходы, направленные на их поддержку и развитие, что способствует созданию более справедливого и инклюзивного общества.
Анализ результатов по методике «Опросник Басса-Дарки» позволил выявить интересные особенности в выражении агрессии у детей с детским церебральным параличом и младших школьников с нормальным развитием. У детей с ДЦП физическая агрессия не была обнаружена, однако они проявляют свою агрессию через другие каналы – вербальную агрессию, косвенную агрессию и раздражение. Обиды, негативизм и подозрительность, в свою очередь, не так характерны для детей с ДЦП. Совершенно иная картина наблюдается у младших школьников без патологии развития. Вербальная агрессия, обида, негативизм и подозрительность являются наиболее распространенными проявлениями агрессии у них. Однако у этих детей косвенная агрессия и раздражение проявляются в меньшей степени. Полученные данные говорят о различных способах выражения агрессии у младших школьников с разным развитием, что требует особых подходов в работе с каждой группой детей и может оказывать влияние на их социальные взаимодействия.
На основании результатов методики «Кактус» А.М. Прихожан был сформулирован вывод о том, что агрессия и тревога проявляются чаще у младших школьников с ДЦП, в то время как импульсивность и оптимизм более характерны для младших школьников с развитием в норме. Эгоцентризм, зависимость, демонстративность, скрытность, экстровертированность и стремление к домашней защите выявлены у обеих групп младших школьников, без преобладания у одной из них. Интровертированность и стремление к одиночеству более распространены среди младших школьников с ДЦП. Эти данные могут помочь понять особенности поведения и эмоционального развития детей и способствовать разработке индивидуальных подходов к их воспитанию и обучению.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Альфред. – Москва : Когито-Центр, 2014. – 202 c.
2. Аксамитнова, Е. В. Агрессивное поведение детей с детским церебральным параличом: причины и методы коррекции / Е. В. Аксамитнова // Вестник практической психологии образования. – 2021. – Т. 19. – № 2. – С. 32-36.
3. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова. – Москва : Академия, 2021. – 400 с.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. – Москва : Академия, 2014. – 250 с.
5. Борисова, М. И. Особенности проявления и коррекции агрессии у детей с детским церебральным параличом / М. И. Борисова // Психологический вестник. – 2020. – Т. 26. – № 2. – С. 78-84.
6. Вань, Е. Н. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте / Е. Н. Вань // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 10. – С. 102-105.
7. Васильева, А. Н. Агрессивное поведение детей с детским церебральным параличом : психологические аспекты / А. Н. Васильева // Психологический журнал. – 2021. – Т. 38. – № 1. – С. 51-57.
8. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2015. – 858 с.
9. Григорьева, О. Л. Агрессия у детей с детским церебральным параличом и ее коррекция / О. Л. Григорьева // Современная детская неврология. – 2023. – Т. 5. – № 1. – С. 66-71.
10. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность : Психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. – Москва : ЛКИ, 2016. – 202 c.
11. Дорофеева, Т. Н. Особенности психологического сопровождения младших школьников с агрессивным поведением / Т. Н. Дорофеева // Проблемы социальной психологии. – 2020. – № 1. – С. 122-125.
12. Лебедева, Н. С. Особенности проявления и коррекция агрессии у детей с детским церебральным параличом / Л. С. Лебедева // Неврологический вестник. – 2021. – Т. 53. – № 4. – С. 87-93.
13. Макаров, В. С. Педагогические технологии профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников / В. С. Макаров // Новая педагогическая мысль. – 2022. – № 1. – С. 56-59.
14. Малюгин, В. И. Психологическая характеристика агрессивного поведения детей с детским церебральным параличом / В. И. Малюгин // Журнал практического психолога. – 2020. – Т. 15. – № 1. – С. 57-62.
15. Михейкина, С. В. К вопросу о взаимосвязи агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности / С. В. Михейкина // Психологическая наука и образование. – 2022. – № 1. – С. 3-7.
16. Морозова, С. В. Агрессия как проблема современной школьной практики / С. В. Морозова // Педагогическая психология и психологическая практика. – 2022. – Т. 5. – С. 67-81.
17. Нестерова, О. А. Агрессивное поведение детей с детским церебральным параличом : особенности и коррекция / О. А. Нестерова // Психологический журнал. – 2022. – Т. 39. – № 2. – С. 68-74.
18. Нурмухаметова, И. Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика её проявлений / И. Ф. Нурмухаметова // Вестник Башкирского университета. – 2021. – №4. – С. 26-29.
19. Орлова, Л. А. Психологические особенности формирования агрессивного поведения у детей с детским церебральным параличом / Л. А. Орлова // Вестник профессиональной психологии. – 2021. – Т. 16. – № 4. – С. 47-53.
20. Петрова, Т. Г. Социально-психологические причины агрессивности детей с детским церебральным параличом / Т. Г. Петрова // Психологический журнал. – 2020. – Т. 27. – № 4. – С. 89-95.
21. Реан, А. А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2018. – № 3. – С. 85-89.
22. Романова, И. В. Агрессивное поведение детей с детским церебральным параличом и его коррекция / И. В. Романова // Неврологический вестник. – 2023. – Т. 55. – № 3. – С. 61-67.
23. Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Наука, 1997. – 463 с
24. Смирнова, С. Д. Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей с детским церебральным параличом / С. Д. Смирнова // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27. – № 1. – С.25-31.
25. Слободчиков, В. И. Психологические образования личности / Е. И. Слободчиков, В. Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. – Москва : Бахрах-М, 2016. – 544 с.
26. Тимонина, А. Н. Особенности проявления агрессии у детей с детским церебральным параличом и пути ее коррекции / А. Н. Тимонина // Вестник развития психологии в образовании. – 2021. – Т. 19. – № 3. – С. 42-49.
27. Франкл, В. Э. Психология индивидуальности / В. Э. Франкл. – Москва : Инфра-М, 2016. – 698 с.
28. Фрейд, З. Психоанализ / З. Фрейд. – Москва : Академия, 2014. – 523 с.
29. Фромм, Э. Психология развития / Э. Фромм. – Москва : Академия, 2017. – 485 с.
30. Юнг, К. Г. Теория психоанализа / К. Г. Юнг. – Санкт-Петербург : Питер. 2013. – 402 с.